ФЕДЕР АЛЬНОЕ ГОСУДАР СТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБР АЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧР ЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБР АЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТОВ В ИЗУЧЕНИИ
ГЕОГРАФИИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование профиль География и безопасность жизнедеятельности
очной формы обучения, группы 02041208
Воловикова Виталия Николаевича
Научный руководитель:
к.г.н., доцент И.А. Киреева-Гененко
БЕЛГОРОД 2017
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1 Проектная деятельность в образовательном процессе
5
1.1 Исторический аспект использования метода проекта
5
1.2 Технология проектной деятельности: сущность, структура и
классификации
9
1.3 Особенности технологии проектной деятельности при изучении
географии
13
2 Организационно-педагогические условия применения проектной
технологии на уроках географии
24
2.1 Применение проектной технологии на уроках географии
24
2.2 Модель урока географии с применением технологии проектов
30
2.3 Рекомендации по использованию технологии проектной деятельности
при обучении географии
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
46
ПРИЛОЖЕНИЕ А
50
2
ВВЕДЕНИЕ
В российской образовательной системе происходят изменения, которые
охватывают все стороны педагогического процесса, в связи с этим возникла
необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения на
современном этапе развития. Это тесно связано с разработкой и внедрением
новых педагогических технологий в современный учебный процесс [37]. Также
возникла потребность в образовательных технологиях, для которых была бы
характерна изменчивость, акцент на формирование компонента содержания
образования – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных
отношений личности. Это определяется новыми постановками цели, которые
общество ставит и внедряет в систему образования [2, 21].
Целью исследования является изучение использования технологии
проектов на уроках географии.
В соответствии с поставленной целью последовательно решались
следующие задачи:
– изучить исторический аспект использования технологии проектов;
– проанализировать особенности использования технологии проектной
деятельности при изучении географии в школе;
– разработать модель урока географии с применением технологии
проектов;
– подготовить рекомендации по использованию технологии проектной
деятельности при обучении географии.
Объект изучения – проектная деятельность как структурная единица
образовательного процесса на уроках географии.
Предмет изучения – использование проектной технологии в преподавании
географии.
3
Методы исследования. В ходе исследования применялись методы:
изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической
литературы по проблеме исследования, изучение и систематизация практики
преподавания географии в средней школе; анализ программ, учебных пособий,
методических материалов по географии.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут
быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания
географии. А также использование метода проектов на уроках позволяет
повысить эффективность обучения географии.
Работа состоит из
введения,
двух глав, заключения и списка
используемых источников – 42 источника. Текст, объемом 50 страниц,
содержит 5 таблиц, 10 рисунков, приложения.
4
1 Проектная деятельность в образовательном процессе
1.1 Исторический аспект использования метода проекта
В современной терминологии в области педагогики и психологии понятие
«проектная деятельность» стали применять совсем недавно. В содержание
данного понятия вкладываются основы метода проектов.
Начало возникновения проективного метода восходит ко второй половине
XIX века, который впервые возник в США и основывался на теоретических
концепциях
–
прагматической
педагогики,
провозгласившей
принцип
«обучение посредством делания» [3].
Джон
прагматизма,
Дьюи,
американский
ставивший
целью
философ-идеалист,
сделать
жизнь
представитель
обучающегося
более
информативной, насыщенной творческим трудом и важными открытиями. И
предлагал для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность,
ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость
полученных знаний в дальнейшей жизни».
Опыт и знания обучающийся должен получать в ходе исследования
проблемной, обучающей среды, создания различных макетов, схем, проведения
опытов, поиска решений спорных вопросов и в целом – восхождения от
частного к общему. Дж. Дьюи, предлагает свой подход – поиск получения
нужных знаний, подобные природе детского самопознания, пытаясь изменить
современное школьное обучение в школьную систему, обучающую «путем
делания» [7].
В современной научно-педагогической теории, а также практике
проектная деятельность играет большую роль. Также широкое распространение,
в первой трети XX века, получили технология и форма учебной работы метод
5
проектов. Возникшая, как одна из форм воплощения в образовании
исследовательского метода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское,
экспериментальное, научно-теоретическое начала [4].
Исторические исследования указывают на то, что метод проектов возник в
архитектурных
мастерских
Италии
еще
в
XVI-XVII веках.
Периоды
становления и развития метода проектов можно разделить на семь этапов (см.
рисунок 1) [6].
Периоды становления и
развития метода
проектов
1 этап
(15901765)
2 этап
(17651880)
3 этап
(18801915)
4 этап
(19151955)
5 этап
(19551985)
6 этап
(19852002)
7 этап (2002-н.в.)
Рисунок 1 – Схема «Периоды становления и развития метода проектов»
На
первом
этапе
проектная
деятельность
возникла
впервые в
архитектурных школах-мастерских Европы, когда произошло разделение труда
между теми, кто обязан был представить проект в той или иной знаковой форме
и теми, кто отвечал за его осуществление на практике.
На втором этапе началось использование проектов в качестве метода
обучения в педагогической практике, создание которых является результатом
интеграции различных областей науки и практики.
6
На третьем этапе происходит формирование системного проектирования
объектов,
её
применение
в
производственном
обучении
и
в
общеобразовательных школах. Именно в этот период метод проектов был
впервые внедрен в российскую систему образования (1905 г.) С.Т. Шацким.
На четвёртом этапе начинается переосмысление метода проектов в
процессе крупных социокультурных изменений. Это было вызванно научнотехнической революцией. В основу проектного метода обучения были
положены идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи.
Пятый этап – период международного распространения: связан с
попытками выявления психологических и психофизиологических механизмов
деятельности проектировщика – «дизайнера».
На
шестом
этапе
возникает
новое
«открытие»
технологии
проектирования, механизмы функционирования и деятельности которой
рассматриваются преимущественно с позиций теории получения и переработки
информации.
Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время. Проектное обучение
можно реализовать как компонент образовательных систем в современной
педагогике [11].
Метод проектов приобрела большую популярность в таких странах, как
США, Великобритания, Бельгия, Израиль и других странах, как идея
гуманистического подхода к образованию, предложенное Дж. Дьюи, видевший
главную цель образования в том, что оно должно развивать способности
ребёнка решать насущные жизненные проблемы, которые могут возникнуть в
будущем. Школа, с его точки зрения – это место, где ребёнка учат жить в
окружающем мире, работать со сверстниками и взрослыми людьми совместно,
тем самым, постепенно приобретая опыт, навык и знания. Обучение должно
быть основано на личном опыте учащихся и направленно на их интересы,
7
способности, склонности и потребности. Основным способом обучения
становится исследование окружающего мира в проектной форме, поэтому дети
должны уметь самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и
оценить каждый шаг их работы (см. рисунок 2) [41].
Рисунок 2 – Метод проектов
А.С.
Макаренко,
разработавший
основы
логики педагогического
мышления, тоже широко использовал понятие проектирования в отечественной
науке, т.к. речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а
также его способностей и склонностей.
В 70-е гг. XX в. терминологический аппарат российской педагогики
пополняется понятиями «педагогическое проектирование», «проектировочная
деятельность учителя», «педагогический проект».
8
В связи с развитием идей стандартизации образования – применение
проектной деятельности к педагогической теории и практике особенно
активизировалось во второй половине 90-х гг. 20 века. Поэтому, практические
возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с
появлением
и
развитием
сетевых
компьютерных
информационно-
коммуникационных технологий [17].
Таким образом, проектный метод имеет свою историю развития, как за
рубежом, так и в нашей стране. В нынешнем отечественном образовании
сформировались условия актуального использования данного метода. Учитывая
недостатки прошлых лет, мы должны усиленно рассмотреть все стороны этого
сложного и распространённого дидактического средства для правильного и
эффективного его использования.
1.2 Технология
проектной деятельности: сущность,
структура и
классификации
Система учения, при которой «технология» представляется как гибкая
модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую
самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и
физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в
процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, имеющих
практическую значимость называется – метод проектов [5].
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая
индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить
творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей
деятельности [15].
9
Главный компонент проектного метода обучения является проект – поиск
решения проблемы, имеющей для ученика профессиональное или жизненное
значение. Сущность метода проекта представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сущность метода проекта
Всегда ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся
проектный метод органично сочетается с другими методами и всегда
предполагает решение какой-то проблемы. При этом решение проблемы
предусматривает, либо использование совокупности разнообразных методов,
средств обучения, либо необходимость интегрирования знаний, умений
применять знания из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть понятны
всем, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если
10
практическая – конкретный результат, который можно использовать на уроках,
в школе, в реальной жизни [13, 28].
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта
технология
предполагает
совокупность
исследовательских,
поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути (см. рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура проектной деятельности
Проект (от латинского projectus – «выдвинутый вперед») – это разработка
идеи, детального плана какого-либо практического продукта.
Полученный результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической
деятельности,
поэтому,
11
необходимо
научить
детей
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой
цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и
возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать
причинно-следственные связи [8].
Определяющая черта современного мышления – проектное мышление –
это процесс обобщенного и косвенного понимания действительности, в ходе
которого учащийся использует технологические, технические, экономические и
другие знания для выполнения проектов [26, 34].
Проективное образование – это образование, предполагающее, с одной
стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой – обучение
использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся:
– приобретают самостоятельно и с большим упорством знания из разных
источников;
–
учатся
пользоваться
приобретенными знаниями для
решения
познавательных и практических задач;
– работают в группе, приобретая умения коммуникации с другими
людьми;
– постепенно развивают у себя исследовательские умения (умения
выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление [ 14, 20].
Для сравнения, как выглядит подготовка докладов и рефератов при
традиционном обучении и при применении проектной технологии
современном образовании (см. таблицу 1) [9].
12
в
Таблица 1 – Сравнение: как выглядит подготовка докладов и рефератов
№
Этапы
Традиционное обучение
Проектное обучение
п/п
1
Целевая установка у Получить
хорошую Проявить свои способности,
учащихся
отметку
сделать важное дело
2
Организационные
формы работы
Индивидуальная
Сочетание
индивидуальной,
парной и групповой работы
3
Источники
информации
Как правило,
источника
4
Предметная область
Один учебный предмет
5
Характер работы по Реферирование
содержанию
Как
правило,
сочетание
теоретических и практических
методов исследования
6
Презентация
зашита работы
Обязательна
один-два Различные источники из разных
областей знания
или Не обязательна
Как
правило,
полипредметно
содержание
Технологии проектов имеют отличительные черты:
– ориентация учителя на развитие мыслительных, творческих и
коммуникативных способностей у учащихся;
– тема проекта воспринимается учащимися как личностно значимая
проблема, при которой они сами планируют ход и прогнозируемые результаты
работы;
– осуществляется поисковая деятельность участниками проекта, при своей
инициативе;
– учащимися отбираются необходимые средства для осуществления
проекта;
– выведение педагогического процесса в окружающий мир учителем;
– происходит информирование друг друга участниками проекта;
– проводится консультация ребят учителем на всех этапах работы над
проектом;
13
– учителем создаются условия для коррекции работы над проектом;
– учитель организует экспертизу проектов;
– учителем организуется публичная защита проектов, а ученики готовят
проект-презентации, представляют и защищают его;
– учениками проводится анализ своей работы над проектом [22].
Таким образом, педагогическая цель создания проекта: развитие
познавательной, творческой, изобретательской и практической активности
учащихся; развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение
искать информацию; самостоятельной деятельности учащихся; решение какойлибо значимой для учащихся проблемы; представление итогов выполненных
проектов в виде отчета, доклада, стенгазеты и т.д.; сотрудничество учащихся
между собой и учителем [24].
Существует множество подходов к классификации проектов, приведем
некоторые из них:
1. По характеру результата (виду конечного продукта):
-материальные проекты, конечными продуктами которых могут быть:
слайд-шоу, макеты, фильмы, презентации и т.п.;
– действенные проекты, где продуктом может быть: классный час, поход,
экскурсия, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер и т.п.;
– письменные проекты, продуктом может быть – статья, брошюра,
инструкция, рекомендации и т.п. [30].
2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, интервью со знаменитыми
людьми).
3.
По характеру контактов проекты различают: внутриклассные,
внутришкольные,
региональные
и
международные,
то
есть
проекты,
организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или
14
междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной
страны; или международные.
4. По характеру преобладающей в проекте деятельности учащихся (см.
таблицу 2).
Таблица 2 – Классификация учебных проектов по виду деятельности
Тип проекта
Исследовательские проекты
Практико-ориентированные проекты
Информационные проекты
Творческие проекты
Игровые проекты
Характеристика
Предполагают доказательство или опровержение
какой-либо гипотезы, проведение экспериментов,
научное описание изучаемых явлений.
Направлены на решение практических задач,
результат выполнения проекта – конкретный
полезный метод, учебное пособие и т.п.
Направлены на сбор информации о каком-либо
предмете или явлении (например, проведение
опроса школьников для публикации в школьной
газете и т.п.).
Результатом становится создание литературных
произведений, произведения изобразительного или
декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.
Предполагают подготовку какого-либо мероприятия
(игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.).
5. По количеству участников проекты различают: мини-проекты,
краткосрочные проекты,
недельные проекты, среднесрочные проекты,
долгосрочные (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Классификация проектов по количеству участников
15
6. По профилю знаний (комплексности), такая типология развивается в
работах В.В. Гузеева, Е.С. Полат, И.Д. Чечель [16]. Проекты могут быть:
– монопроекты, которые реализуются в рамках одной области знаний
(одного учебного предмета);
– межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством
специалистов из разных областей знания.
7. По типу объекта проектирования: морфологическое (проектирование,
создание новых моделей); социальное (изучение социальных вопросов);
экзистенциальное (проектирование личностного развития).
8. По продолжительности (см. таблицу 3, рисунок 6).
Таблица 3 – Классификация проектов по продолжительности
Тип проекта
Характеристика
Мини-проекты
Могут укладываться в один урок или часть урока,
например: продолжительность – 20 минут (подготовка – 10
минут, презентация каждой группы – 2 минуты).
Краткосрочные проекты
Требуют выделения 1-5 уроков, которые используются для
координации деятельности участников проектных групп.
Основная работа по сбору информации, изготовлению
продукта и подготовке презентации выполняется в рамках
внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты
Выполняются в ходе проектной недели в группах. Их
реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком
проходит с участием руководителя проекта. При
осуществлении недельного проекта возможно сочетание
классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный
эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции,
натурные видеосъемки и др.).
Среднесрочные проекты
Проект продолжительностью от одной недели до одного
месяца.
Долгосрочные проекты
Проводится в течение года, как в группах, так и
индивидуально (вне уроков). Работа традиционно
проводится в рамках ученических научных обществ. Весь
цикл реализации долгосрочного (годичного) проекта от
определения темы до презентации (защиты) – выполняется
во внеурочное время.
16
Рисунок 6 – Классификация проектов по продолжительности
Также возможна классификация проектов по срокам реализации;
масштабам деятельности; тематическим областям; количеству исполнителей;
важности результатов и выделяют следующие типы проектов (см. рисунок 7).
Независимо от типа, все проекты в определенной степени уникальны и
неповторимы; ограничены во времени; направлены на достижение конкретных
целей; предполагают выполнение взаимосвязанных действий [32, 35, 36].
Рисунок 7 – Схема «Типы проектов»
При использовании в учебном процессе технологии проектов в центре
внимания находится развитие творческих способностей ученика, развитие его
творческих способностей, а также его личная заинтересованность в теме
17
проекта. Построение образовательного процесса происходит не в логике
учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для
ученика, что повышает его мотивацию к учению.
Индивидуальный темп работы
над
проектом,
определяется
при
обеспечении следующих принципов [38]:
1) принцип
сотрудничества
учеников
и
учителя
при
решении
разнообразных проблем;
2) принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и
зачем;
3) принцип уважения к иной точке зрения;
4) принцип обеспечения ответственности за результат.
5) использование окружающей жизни как лаборатории, в которой
происходит процесс познания.
Таким образом, среди основных признаков, характеризующих проект,
различают: уникальность, направленность на достижение целей, ограниченная
протяженность во времени, комплексность, специфическая организация
проекта.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение
отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов со
специфической организацией [23].
1.3 Особенности технологии проектной деятельности при изучении
географии в школе
При обучении географии наряду с передачей ученикам знаний и умений
формируются навыки их самостоятельного поиска с помощью новейших
18
учебных технологий и форм организации учебного процесса. Умение применять
полученные знания на практике, а также их использование для воспитания в
себе духовных, волевых, интеллектуальных качеств является конечным
результатом обучения в современных условиях [32].
Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития.
Положение географии в современной системе образования довольно уникально.
Для географии предоставляются огромные возможности, в которой она играет
связующую роль между естественными и общественными науками. География
стала более конструктивной и ушла от стереотипа описательной науки.
Мировоззрение и целостность характера предмета географии позволяет
формировать у учеников комплексное и системное представление о Земле,
дающее возможность относить её к числу классических школьных предметов,
на которые ложится ответственность за формирование у школьников умений и
навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем
мире.
Благодаря технологии проектной деятельности учащихся, появляются
большие возможности для развития опыта творческой деятельности, его
целесообразного
стиля
мышления,
эмоционального,
теоретического
и
практического изучения окружающего мира [1].
Обладающее богатыми возможностями, содержание школьной географии,
в плане применения проектной технологии, что подтверждается требованиями к
уровню подготовки выпускников. Они предполагают, что ученики должны
уметь прогнозировать, например, направленность изменения природных и
социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в
результате хозяйственной деятельности человека.
Планируемые результаты обучения в различных примерах программ по
географии для общеобразовательных учреждений являются задачи обучения
19
учеников, способность оценивать и прогнозировать положительные и
отрицательные изменения природных объектов. Например, при воздействии
человека на реки, озёра, болота, подземные воды, рост населения, изменения
соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских
поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и
свое местности [29].
Технология проектирования может обеспечивать проблемно-поисковую
познавательную работу обучающегося, которая осуществляется в процессе
создания проекта – прототип предполагаемого или возможного природного или
социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Проектная деятельность обучающихся по географии реализуется в
создании карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм, систематизированного
описания итогов проведённого исследования.
Особенностью выполнения проектов является совместная творческая
деятельность учителя и учащегося, в процессе которой проектная деятельность
позволяет
учителю
осуществлять
более
индивидуальный
подход
к
обучающемуся.
В
процессе
использования
этой
технологии
также
меняется
психологический климат урока. Из авторитетного источника информации
учитель становится также участником творческого процесса, организатором
самостоятельной деятельности учащихся, то есть реализуется педагогическое
сотрудничество [40].
Для успешной работы учеников над проектом учитель координирует весь
процесс, поощряет учеников, помогает в поиске нужных источников
информации; поддерживает непрерывную обратную связь.
В
ходе
выполнения
проектных
заданий
учащиеся
оказываются
вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе
20
педагогического
сотрудничества.
Обучающийся
погружен
в
процесс
выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых
знаний, а также закрепления приобретенных ранее знаний по предмету, в
рамках которого и проводится проект.
Деятельность учителя в качестве руководителя проекта заключается в:
мотивировании проектной деятельности; организации обучающихся на
обозначении
замысла
проекта;
активизация
поисковой
деятельности
обучающихся; консультации по вопросам получения, обработки информации,
выбора формы реализации проекта, его одобрении и презентации [12].
Процесс проектировочной деятельности представляет собой цепочку
взаимообусловленных этапов: организационно-подготовительный, поисковоисследовательский, отчётно-оформительский, информационно-презентативный.
Организационно-подготовительный. Для начала, необходимо определить,
кто из обучающихся имеет опыт работы с текстом книги, умеют подбирать и
обобщать информацию, делать выводы, анализировать, а также не менее важно
выделить
и
таких
пассивными.
Такие
обучающихся,
дети,
которых называют интеллектуально
обычно,
обладают
широкой
эрудицией,
конструктивным складом ума, но при этом боязливы и инертны. Для этого
можно провести тестирование, показывающее уровень нереализованного
интеллектуального потенциала Н.И. Дереклеевой [39].
Работа над проектом начинается с выбора темы исследования. Важно
понять, какие явления и объекты будут охвачены в исследовании, что даст
возможность конкретизировать тему, необходимо найти реальную проблему,
которую
надо
решить.
Поэтому,
на
начальном
этапе
составляется
предварительный план, определение участников, методы, приёмы исследования
географической действительности.
21
Овладение терминологией – является важным условием успешного
выполнения школьного проекта. Огромную помощь в этом может оказать
картотека используемых терминов [25].
Поисково-исследовательский. Этот этап заключается в разработке
программы исследования, в его материально-технической подготовке, в сборе и
изучении
необходимой информации,
и
соответственно
в
проведении
исследовательской работы по выбранной теме. На данном этапе изучается
совокупность объектов, явлений с целью нахождения между ними причинноследственных связей.
Само
исследование проводится на основе применения методов:
наблюдения,
анализа,
синтеза,
эксперимента,
опроса
и
других
исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает достижение
искомого результата. При этом, полученная информация должна отвечать
требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательности.
Отчётно-оформительский. Темы исследовательского проекта должна
определять основной результат, которая излагается в завершённой работе.
Название должно отражать суть представленных в конкретном проекте
результатов. При этом важно и чётко сформулировать проблему исследования
при изложении содержания выполненного проекта, описать условия её
постановки, указать цель, общий метод исследования. Должны достаточно
чётко определены и объяснены употребляемые термины, а в выводах,
необходимо отметить, из каких результатов и предпосылок следует основной
результат [19].
Информационно-презентативный.
Защита
проекта
проходит
на
заключительном этапе работы, при котором обсуждаются итоги общей и
индивидуальной работы. При рассмотрении работы, обращается особое
внимание на актуальность и наличие исследовательской части, её творческий
22
подход к учебно-исследовательскому проекту, результативность и практическая
значимость работы, умение вести обсуждение, оформление презентационного
стенда (создание компьютерной презентации).
Во
время
продемонстрировать
защиты
проекта,
приобретённые
ученику
знания,
даётся
умения,
возможность
опыт
поисково-
исследовательской работы [10].
Организация дискуссии по обсуждению выполненного проекта – одно из
важных компонентов активизации географического образования. Полученные
результаты проектной деятельности школьников обсуждаются, обычно, на
уроках, типа диспутов, конференций, смотра знаний или на обобщающих
уроках в конце темы (раздела). В процессе дискуссии учащиеся осознают, что
сделано хорошо и что не получилось, при этом выявляются и уточняются пути
наилучшего продолжения исследовательской деятельности.
Проверка эффективности, результативности и успеха создания проекта
происходит во время защиты работы. Органично завершает и подытоживает
работу, созданная во время проектной работы презентация, в которой заложен
большой воспитательный эффект: ученики учатся излагать свои мысли, идеи,
при помощи аргументов, проводить анализ своей деятельности, тренируют
умение проводить выступления на публике, отвечать на вопросы. Поэтому
подготовка к презентации является важнейшей частью создания проекта.
Полученный
результат
обязательно
публично
демонстрируется,
обсуждается, показывается, доказывается и представляется на всеобщее
обозрение. И в процессе презентации происходит самоутверждение и
повышение самооценки личности, формирование и развитие навыков
публичного выступления [29].
23
2 Организационно-педагогические условия
применения проектной
технологии на уроках географии
2.1 Применение проектной технологии на уроках географии
География, как школьный предмет обладает широким диапазоном
межпредметных связей, имеет большое разнообразие форм и средств обучения.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии
происходит под влиянием многих факторов. Одним из этих факторов являются
межпредметные связи. Метод проектов является одной из технологий, которая
позволяет решать стоящие перед школой задачи, формирует все компоненты
содержания географического образования, интегрирует знания из различных
школьных предметов, развивает личностные качества. Учащиеся достигают
реального, конкретного результата, что позволяет школьникам пережить
ситуацию успеха, самореализации [ 18].
Проектной технологии обусловлены нескольким причинам, почему их
надо применять на уроках географии:
– в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко
вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать
поставленных целей по географии любой программой, стандартом образования;
– метод проектов гуманистический, обеспечивает не только успешное
усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие
детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и
друг другу;
– проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание
помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную
работу;
24
– метод проектов объединяет предметы [36].
Изучение
и
систематизация
практики
преподавания
географии,
анализируя применения проектной технологии в целом образовательном
процессе и на уроках географии в МОУ «СОШ № 41» города Белгород мы
выявили, что данный метод широко используется не только на уроках
географии, но и на других учебных предметах. Уроки, данной формы обучения,
носят интегрированный характер, что значительно повышает уровень усвоения
и расширения знаний по предмету.
Проведя анализ программ, учебных пособий, методических материалов по
географии в средней школе № 41 в период прохождения педагогической
практике мы разработали и провели урок географии с применением проектной
технологии.
При изучении географии проекты могут быть индивидуальными,
групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и
долгосрочными.
Наиболее распространены типы учебных проектов на уроках географии:
– по доминирующей деятельности: информационные, исследовательские,
творческие, прикладные или практико-ориентированные.
– по предметно-содержательной области: монопроекты используются на
уроках, совместно с другими предметами, где используется информация из
других
областей
знания
и
деятельности.
В
проектах
такого
типа,
руководителями выступает учитель географии, а консультантом – учитель
другой дисциплины.
Также применяются мини-проекты, годичные проекты, недельные
проекты, которые используются на уроках географии и во внеклассной работе.
Они выполняются в группах или индивидуально. Данная работа проводиться в
рамках ученического научного общества «География и краеведение».
25
– по продолжительности: от кратковременных, когда планирование,
реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или
на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от
месяца и более.
– по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Также метод проектов применяется при организации исследовательской
работы, где ставятся следующие задачи для учеников:
– развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной
деятельности, то есть обучение постановке цели, задач работы, составлению
плана исследования; использование различных источников информации,
обработке полученной информации.
– отработать умение устного и письменного общения, что должно
способствовать коммуникативной компетенции учащихся.
Исследовательские работы учащихся – это определение проблемы и темы
до презентации, или защиты, которые выполняются во внеурочное время – это
входит в годичный проект.
В ходе внеклассной деятельности выполняются наиболее глубокие и
содержательные проекты. И при этом важна организация проектного обучения
во внеурочной деятельности.
Можно выделить преимущества применения проектного метода:
1. Стимулирующая и познавательная способность работы над проектами,
которая, к тому же, повышает внутреннюю мотивацию и интерес к предмету.
2. Повышение активности и самостоятельности разных по уровню
развития и способностям учащихся, во время работы над проектами.
Для развития личностных качеств, наибольший эффект присутствует у
трёх категорий групп школьников (см. таблицу 4).
26
3. Развитие творческого потенциала учащихся различных уровней
развития, их возможностей и индивидуальных особенностей, что имеет
гуманистический
смысл
проектного
обучения,
что
подтверждается
анкетированием, которое проводится перед началом проектной деятельности,
так и по её результатам.
Таблица 4 – Классификация групп школьников
Группа
Характеристика школьников
Первая группа Проблемные учащиеся, у которых отмечается отсутствие интереса и
трудности в обучении. Но, при заинтересованности какой-либо проблемой
и выполнение проекта, у них часто повышается самооценка, приобретение
уверенности в себе. Даже, если проект выполнен не качественно, для них
это огромный скачок, в индивидуальном продвижении и успехе.
Вторая группа
Трудолюбивые, старательные, добивающиеся за счёт пошагового
организованного получения знаний, под руководством учителя. Не в
состоянии приобретать системные знания, поэтому их надо постоянно
направлять, поддерживать, помогать. При работе в группах – им отводится
роль «исполнителя», т.е. сбор информации, обработка, набор текста на
компьютере, и оформление результатов.
Третья группа
Очень одарённые и успешные дети, работа с которыми, для педагога,
является совместным творчеством. Таким детям требуется помощь только
в консультировании.
4. Формируются проектные умения работать в автономном режиме, у
учащихся, выполняющие проектную работу: самостоятельное выявление
проблемы; самостоятельная постановка целей и задач исследовательского типа;
самостоятельное планирование работы; выбор оптимальных и рациональных
способов достижения целей; формулирование выводов, оценивание результатов
своей деятельности;
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний.
6. Участие обучающихся в научно-практических конференциях.
7. Важная и полезная работа в качестве учителя-координатора проектов,
при
котором
умение
пользоваться
совершенствования и развития учителя.
27
методом
проектов
–
показатель
Анализируя применение проектной технологии в образовательном
процессе можно сказать, что учебно-проектная деятельность способствует
формированию нового типа учащихся, обладающему набором умений и
навыков самостоятельной работы, владеющим способами целенаправленной
деятельности,
которые
готовы
к
сотрудничеству
и взаимодействию,
наделённого опытом самообразования [33].
Схематично недостатки и достоинства в обучении с применением
проектной технологии представлены на рисунке 8, 9.
Рисунок 8 – Недостатки обучения
К проблемам использования метода проектов относят:
опасность в перегрузке учащихся, возникает при работе над проектом,
которая является довольно объёмной, кропотливой деятельностью. Поэтому
проекты желательно проводить не часто;
столкновение с трудностями, при этом у учащихся возникает желание
бросить работу над проектом, поэтому необходимо анализировать причины
неудач;
недостаток овладения компьютерной грамотностью и современных
компьютерных технологий;
28
проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Несмотря на трудности, можно выделить перспективы развития:
использование
современных
информационных
технологий
над
созданием проектов;
работа
над
проектами
младших
школьников,
и
руководство
старшеклассников, с развитыми проектными умениями;
участие в организации и проведении конкурса учебных проектов;
проведение проектного дня на природе и др.
Достоинства
Овладение ключевыми компетенциями (коммуникативной, информационной,
языковой, исследовательской)
Развитие критического и логического мышления, творческого потенциала
В центре технологии обучающийся, его активное
участие
Актуальность
Создание комфортной
образовательной среды
Сотрудничество – фактор
развития и самоопределения
личности
Повышение
самооценки
Дифференцированный подход
Учёт интересов, возможностей
Повышение уровня мотивации
обучения
Право выбора, самоконтроля,
сотрудничество
Формирование социальной
ответственности
Реализация в учебной, затем в
профессиональной деятельности
Рисунок 9 – Достоинства обучения
29
Таким образом, можно сказать, что проект многогранен, эффективен,
перспективен. Проектную деятельность легче организовать во внеурочное
время, но при этом исключать применение на уроках метод проектов не
рекомендуется. В процессе работы над проектом приобретаются новые знания,
полученные в
ходе самостоятельного
освоения
информации. Особое
мастерство, безусловно, необходимо учителю при формировании проектной
деятельности. В результате работы над проектом учитель географии становится
разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный,
комплексный характер, он учит школьника обобщать и интегрировать свои
знания и умения [42].
2.2 Модель урока географии с применением технологии проектов
В ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная
ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая
выстраивается учителем в ходе урока. Методика организации работы над
проектом предусматривает следующие этапы (см. таблицу 5):
Проектный метод является одним из эффективных, многогранных,
универсальных видов образовательных технологий для обучения детей в
образовательных учреждениях. Потому что, в современном образовании
используется концепция личностно-ориентированного обучения, в котором
личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Создание
необходимых и достаточных условий для индивидуальных способностей
ученика, является одним из основных принципов данной концепции. И поэтому,
используя современные образовательные технологии на уроках, учитель должен
максимально приблизить психологический климат на уроке «идеальному»,
30
чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из
методов,
позволяющих
реализовать
идеи
личностно-ориентированного
обучения, является метод проектов.
Таблица 5 – Этапы работы над проектом
№
Название этапа
1
Подготовительный
2
Планирование
3
Исследование
4
Представление результатов
5
Оценка результатов
Характеристика этапа
Определение темы и цели проекта. Учитель знакомит
школьников со смыслом проектного подхода и
мотивирует учащихся, помогает им в постановке
целей.
Включает определение источников информации,
определение
способов
сбора
информации;
определение способа представления информации;
определение критерии оценки. Учитель предлагает
идеи, высказывает предложения, а обучающиеся
разрабатывают план действий, формулируют задачи,
выдвигают гипотезы.
Сбор информации, решение промежуточных задач,
результаты и выводы.
Презентация, устный отчет, письменный отчет,
представление модели.
Обучающиеся принимают участие в оценке проекта.
Учитель
помогает
оценивать
деятельность
школьников.
Воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся – вот
на что направлены современные уроки. И поэтому, для учителя, главной
задачей становится организация учебной деятельности учащихся таким
образом, чтобы значительную часть знаний они приобретали сами, в ходе
выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций.
Именно при работе над проектами, у учеников формируются навыки
самостоятельной работы, групповой работы, работы с различными источниками
информации. При этом необходима интеграция знаний. Интеграция различных
предметов – считается наиболее удачной при проектной работе, например:
география и история, биология и география и т.д.
31
Можно подготовить доклад, сообщение, выступление в виде презентации,
выполненной на компьютере. Поэтому в процессе создания презентации,
ученик должен проявить себя как режиссёр, сценарист, художник, и как
исполнитель. Power Point – это синтез знаний компьютерных технологий:
обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками. Поэтому нами была
выбрана форма интегрированного урока: информатика-география.
Предварительная работа. На изучение темы в 9 классе «Северо-Западный
экономический район» отводится 4 часа. Учащимся часто приходится
составлять доклады, сообщения, рефераты, и поэтому эффективным способом
подачи информации, является компьютерная презентация.
Для создания компьютерных презентаций используется приложение MS
Power Point. Подготовка темы, совместно с учителем, распределение учащихся
по группам. Учитель географии консультирует учащихся по содержанию
презентации, а учитель информатики – по технической стороне проекта.
Были сформированы группы по 5-6 человек, учитывая их личные
симпатии и уровни компетенции, чтобы в каждой группе были дети, с
различными
интересами.
Это
даст
возможность,
каждому
ученику
поучаствовать в процессе работы, учитывая их способности, и при этом
каждому из них пришлось использовать компьютер, тем взяв на себя
техническую, оформительскую или информационную часть работы.
Цели и задачи проекта:
1. Обобщение и систематизация знаний по данной теме, а также контроль
знаний, умений и навыков по созданию презентаций.
2. Возможность
использования
компьютера,
как
инструмента
практической и учебной деятельности.
3. Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, к
самостоятельному получению знаний.
32
4. Развитие таких качеств как, коммуникативные навыки, умение вести
дискуссию, умение приводить аргументы, доказывать свою точку зрения,
лаконично и чётко излагать свои мысли.
5. Умение слушать и уважать мнение одноклассников.
6. Анализ информации и синтез новых идей.
Модель урока
Тема урока: Северо-Западный экономический регион
Цель урока: систематизировать и обобщить материал по теме «СевероЗападный экономический регион» для формирования целостной картины мира с
применением межпредметных связей информатики и географии.
Задачи урока:
Образовательные: контроль знаний, умений и навыков по созданию
презентаций в программе PowerPoint и данной теме, на основе межпредметных
связей провести обобщение и систематизация полученных знаний.
Развивающие: развитие умения лаконично излагать свои мысли и
доказывать свою точку зрения; развитие возможности использования
компьютера как инструмента практической и учебной деятельности.
Воспитательные: развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Тип урока: урок-проект.
Вид урока: интегрированный.
Методы обучения: словесно-наглядный, метод проектов.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в
группах и в парах, межпредметная творческая работа, самоконтроль,
взаимоконтроль, работа на ПК, тестирование.
Средства обучения: компьютеры, программная среда PowerPoint,
раздаточный материал, тесты.
Методическая цель:
33
1. Представить использование метода проектов в обучении географии и
информатики;
2. Показать роль информационных технологий в изучении и исследовании
окружающего мира;
3. Показать роль межпредметных связей как средства формирования
целостной картины мира.
План урока:
1. Организационный момент: постановка целей и задач урока: 1-2 мин
2. Проверка домашнего задания: 5 мин
3. Представление компьютерных презентаций: 25 мин (презентация
проектов)
4. Тестирование: 10 мин
5. Подведение итогов урока: 2 мин
Оформление класса: на доске тема урока и цели урока для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
На уроках географии вы изучали особенности Северо-Западного
экономического района России, а на информатике – среду для создания
компьютерных презентаций Powerpoint. Объединяя полученные знания мы
создавали компьютерную презентацию «Северо-Западный экономический
район России», которая будет служить учебным пособием при изучении
географии.
Учитель: Давайте вспомним, а какова же была цель изучения данных тем
по географии и информатике?
Ученики: Изучить особенности природных зон России, узнать, для чего
предназначена программа PowerPoint и научиться работать с ней.
Учитель: А как вы считаете, выполнили, достигли мы этих целей?
34
Ученики: Да, выполнили.
Учитель: А значит сегодня на уроке наша цель…? Какая?
Ученики: Показать, что мы узнали и чему научились за это время.
На доске открываются цели урока для учащихся.
Возьмите со своего стола листок №1 с вопросами по изученным темам.
Можно задать любой вопрос любому ученику класса. Задающий вопрос
оценивает правильность ответа. Кто начнет?
II. Актуализация знаний (информатика + география)
1. Что такое презентация?
2. Где и для чего применяется презентации?
3. Для чего предназначена программа PowerPoint?
4. Какие режимы просмотра встроены в систему PowerPoint?
5. Как пользоваться справочной системой PowerPoint?
6. Как завершить работу с программой PowerPoint?
7. На сколько федеральных округов делится Россия?
8. Назовите экономические районы России?
9. Что такое населения?
10. Дайте определение – плотность населения?
11. Назовите этапы создания презентации в среде PowerPoint?
А теперь у нас самый интересный и самый главный этап урока.
III. Презентация проектов «Северо-Западный экономический район».
Структура презентации:
1. Отчет группы о работе над проектом.
а) название экономического района;
б) список использованной литературы;
в) как был задействован каждый участник группы.
35
2. Характеристика
Северо-Западного
экономического
района,
сопровождающаяся компьютерной презентацией (см. рисунок 10).
3. Вопросы к выступающим.
4. Оценка проекта одноклассниками.
5. Темы презентаций-проектов:
«Географическое и геополитическое положение Северо-Западного
региона».
Презентация «Население Северо-Западного региона».
Презентация «ЭГП Северо-Западного региона».
Презентация «Природные условия Северо-Западного региона».
Рисунок 10 – Северо-Западный экономический район
36
Учитель: Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению и по
содержанию – дали полную характеристику Северо-Западного региона. Теперь,
давайте применим полученные знания при работе с тестами. Один человек из
группы остается за компьютером, остальные садятся на свои места за рабочими
столами.
IV. Тестирование
Вариант № 1.
Вопрос 1. Какие морские порты имеет Северо-Западный район?
1) Мурманск и Находка
3) Санкт-Петербург и Выборг
2) Санкт-Петербург и Мурманск
4) Калининград и Мурманск
Вопрос 2. С какой страной Северо-Западный регион России
имеет
территориальных границ?
1) Эстония
3) Польша
5) Дания
2) Швеция
4) Латвия
6) Норвегия
Вопрос 3. Какой регион входит в состав Северо-Западного района?
1) Ленинградская область
4) Московская область
2) Курская область
5) Псковская область
3) Новгородская область
6) Мурманская область
Вопрос 4. Назовите единственный незамерзающий порт Европейского
Севера?
1) Мурманск
3) Архангельск
2) Санкт-Петербург
4) Калининград
Вопрос 5. Какие полезные ископаемые добывают в Северо-Западном
районе?
1) Сланцы
2) Бокситы
5) Фосфориты
2) Уголь
4) Железная руда 6) Алюминий
Вариант № 2.
37
Вопрос 1. Какие морские порты имеет Северо-Западный район?
3) Мурманск и Новгород
3) Воркута и Калининград
4) Санкт-Петербург и Мурманск
4) Калининград и Мурманск
Вопрос 2. С какой страной Северо-Западный регион России
имеет
территориальных границ?
1) Финляндия
3) Белоруссия
5) Дания
2) Швеция
4) Латвия
6) Норвегия
Вопрос 3. Какой регион входит в состав Северо-Западного района?
1) Ленинградская область
4) Рязанская область
2) Курская область
5) Псковская область
3) Новгородская область
6) Мурманская область
Вопрос 4. Назовите единственный незамерзающий порт Европейского
Севера?
1) Мурманск
3) Архангельск
2) Санкт-Петербург
4) Калининград
Вопрос 5. Какие полезные ископаемые добывают в Северо-Западном
районе?
1) Сланцы
2) Бокситы
5) Фосфориты
2) Уголь
4) Малахит
6) Серебро
Учащиеся обмениваются своими работами и проверяют их, сверяя ответы
на доске и подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 46, составить кроссворд по теме «СевероЗападный район» 10 слов.
Подведение итогов урока.
Повторение нового материала: что нового узнали, что было непонятно и
т.д. и выставление отметок.
38
2.3 Рекомендации по использованию технологии проектной деятельности
при обучении географии
География является довольно многогранной наукой, в которой тесно
переплелись многие другие науки, такие как: этнография, биология, экология,
медицина, экология, политика, астрономия, и поэтому диапазон выбора
проблем довольно огромен. При работе с проектами, ученики совершенствуют
свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, и к
науке в целом, тем самым, облегчается сам процесс получения географических
знаний. Для внедрения технологии проектной деятельности в педагогическую
практику, необходимо придерживаться следующих целей:
– выявление талантливых детей;
– активизация учебного процесса;
– формирования интереса у учащихся к учебной работе;
– формирование навыков публичного выступления;
– профессиональная ориентация учащихся старших классов;
– повышение уровня методической и научной работы [31].
На заключительном этапе проектной деятельности, ученики учатся вести
дискуссию, защищать работу, представлять её сильные стороны, отставлять
свою точку зрения, прислушиваться к мнению людей. И поэтому процесс
защиты проекта – очень хороший способ развития коммуникации у
школьников.
Критерии выбора тем могут быть следующими:
– социальная значимость проекта и значимость данной информации для
учащихся и её воспитательный потенциал;
– связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность
реализации внутрипредметных и межпредметных связей;
39
– наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта;
В каждом классе, при организации проектной деятельности применяются
свои особенности по организации проектной деятельности.
В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты,
при организации которых, необходимо учитывать возрастные психолого физиологические особенности детей среднего школьного возраста. И поэтому
темы выбираются из содержания учебного предмета, или близкие к нему, в
котором важно ставить, вместе с детьми, учебные цели по овладению приёмами
исследования
как
общенаучными
умениями.
Целесообразно
включать
экскурсии, работу с различными текстовыми источниками информации,
прогулки-наблюдения и т.д.
Цель: освоение процесса исследования. Примеры проектов: «По следам
великих путешественников»; «Путешествие в глубь Земли»; «В поисках
затонувшего корабля».
В
7-8
классе
исследовательскую
деятельность
целесообразно
организовывать в групповых формах, в которых на первый план выходят цели
коммуникативных навыков, но при этом не следует лишать возможности
ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы выбираются из
содержательной области взаимоотношений, при которых они самостоятельно
подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования,
составляют план работы и осуществляют поиск.
Ученики получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на
самостоятельно поставленные вопросы, а предметом усвоения становятся –
умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение,
анализ, синтез, аналогия и т.п. Полученный результат должен быть социально и
практически значимым.
40
Цель: развитие проблемного видения и стимулирование поискового
мышления. Примеры проектов:
7 класс: «Коллаж Африки» (население, растительный и животный мир
Африки); «Мир Амазонии»; «Удивительная Африка».
8 класс: «Рельеф и полезные ископаемые России» (презентация); «По
Золотому кольцу России»; «Уникальность природы озера Байкал».
В 9-11 классе темы и проблемы исследовательских работ подбираются в
соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны
находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные
или мини-групповые формы работы.
Цель: формирование научного мышления и синтез процесса его
результатов. Примеры проектов:
9 класс: «Промышленность России. Нужны ли ей иностранные
инвестиции?»; «Рынок труда и занятости населения»; «Государственная
территория России – зло, проклятие страны и народа, или благо?».
10-11 классы: «География религий и её влияние на экономические и
социальные
проблемы
мира»;
«Глобальные
проблемы
человечества»;
«Нетрадиционные источники энергии и их использование человеком»; «Почему
Атлантический
океан
стал
«великим
путём
мировой
торговли?»;
«Рекреационные ресурсы мира»; «Каким вы видите демографический портрет
планеты к концу 21 века?».
Подведя
итоги,
можно
сказать,
что
на практическом примере
использования проектной технологии в образовательной среде, у учащихся
постепенно вырабатываются навыки получения знаний, мыслить, решения
проблем, исследовать и экспериментировать, доказывать и защищать идеи, что
в дальнейшем позволит каждому ребёнку лучше познать окружающий мир,
41
самого себя, и стремиться к истине, добру, красоте. И что немало важно, даёт
эффективность труда, повышает мотивацию.
Нами
разработаны
рекомендации
учителям
и
ученикам,
при
использовании технологии проектов в образовательной деятельности:
– применять технологии проектов в сочетании с технологией личностно ориентированного обучения;
– развивать творческое мышление обучающихся и их интеллектуальный
потенциал;
– обучать самостоятельному добыванию знания;
–
способствовать
развитию
навыков
самообразования,
научно-
исследовательской деятельности;
– развивать индивидуальные личностные особенности при помощи
учебной деятельности;
– использовать технологию проектов как одну из личностно-развивающих
технологий;
– учить учащихся работать в творческих группах.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит
школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая
для этой цели знания из разных областей. А так же формирует умения
прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинноследственные связи.
Таким образом, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и
совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к
предмету география, к науке в целом.
Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для
применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню
подготовки выпускников основной и полной средней школы. Эти требования
42
предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например,
тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и
природных территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной
деятельности человека).
В планируемых результатах обучения программ по географии для
общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников
оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия
изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек,
озер, болот, подземных вод), роста населения, изменения городского и
сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства
отдельных районов страны, своего региона и своей местности [27].
Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и
решать разнообразные проблемы (применять для их решения, полученные на
уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым
словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Реализовать перечисленные требования в значительной мере способна
проектная деятельность школьников.
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в
продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, № 2. – 28 с.
2. Вербицкий А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном
обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Педагогика, 2006. –
287 с.
3. Горлицкая С.И. История метода проектов [Текст] // Компьютерные
инструменты в образовании 2001. – №5. – С. 95-98.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная
технология. М.: Народное образование, 2001. – 240 с.
5. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: Сущность, эффективность
и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной
технологии; под ред. В.В. Гузеева. – М.: Педагогика, 2004. – 402 с.
6. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для
студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999.
– 431 с.
8. Информационные технологии реализации метода проектов – 2013
[Электронный ресурс] – URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye (дата
обращения 06.06.2017).
9. Использование технологии проектной деятельности в воспитательнообразовательном
процессе
–
2017
[Электронный
ресурс]
–
URL:
https://infourok.ru/statya-ispolzovanie (дата обращения 06.07.2017).
10. Использование технологий проектной деятельности при изучении
географии
–
2014-2017
[Электронный
ресурс]
https://doc4web.ru/geografiya (дата обращения: 11.06.2017).
44
–
URL:
11. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – Л. 1926. стр. 20-24.
12. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. – 1999. – №6.
– С. 90-94.
13. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование.
– Волгоград, 1998. – 106 с.
14. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. – М.,
1992. – 244 с.
15. Лаврентьев
Г.В.
Инновационные
обучающие
технологии
в
профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б.
Лаврентьева. Учебное пособие. – Ч. 2. – Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. – 128 с.
16. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами / Справочное
руководство. М.: Высшая школа, 2001. – 875 с.
17. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в
условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь:
РИФ «Белый ветер», 2000. – 285 с.
18. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в
проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4. –61 с.
19. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании //
География в школе. 2002. – №6. – С. 37-43.
20. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной
деятельности. – М., 2004. – 119 с.
21. Опыт эмоционально-ценностного отношения – 2016 [Электронный
ресурс] – URL: http://refac.ru/opyt-emocionalno-cennostnogo-otnosheniya/ (дата
обращения 05.06.2017).
22. Основные цели, принципы построения проектного метода обучения в
условиях современной школы – 2015 [Электронный ресурс] – URL:
http://studopedia.ru (дата обращения 07.06.2017).
45
23. Особенности организации и методики – 2016 [Электронный ресурс] –
URL: http://www.studfiles.ru/preview (дата обращения: 08.06.2017).
24. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. / Учитель №1, 2000г.
– С. 41-45.
25. Подходы и методы проведения уроков географии – 2003-2017
[Электронный ресурс] – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=511559 (дата
обращения: 10.06.2017).
26. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: М., Академия, 2008. – 272 с.
27. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям
// Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М.,
2001. – 123 с.
28. Проектная деятельность как средство развития личности. – 2017
[Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-kaksredstvo-razvitiya-lichnosti-1718146.html (дата обращения: 12.06.2017).
29. Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной
деятельности – 2015 [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru (дата
обращения: 11.06.2017).
30. Проектная технология – 2009-2017 [Электронный ресурс] – URL
http://pandia.ru/text/78/441/52367.php (дата обращения: 09.06.2017).
31. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – C.Петербург, 1996. – 140 с.
32. Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного
образования №6, 2010, стр. 35.
33. Сазонов
Б.В.
К
определению
понятия
«проектирование»
Методология исследования проектной деятельности. – М., 1973. – 216 с.
46
//
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб.
пособие для пед. вузов и ИПК/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
– 255 с.
35. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г.
Селевко − М.: Народное образование, 2002. − 176 с.
36. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2007. – 80 с.
37. Современная классификация учебных проектов – 2015 [Электронный
ресурс] – URL: https://multiurok.ru/blog (дата обращения: 07.06.2017).
38. Современные воспитательные технологии в начальной школе – 2017
[Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/doklad (дата обращения
08.06.2017).
39. Современные
образовательные
технологии
в
школе
–
2015
[Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/sovremennie-obrazovatelnie (дата
обращения 05.06.2017).
40. Сущность современного проектного обучения – 2015 [Электронный
ресурс] – URL: https://infourok.ru/suschnost (дата обращения 08.06.2017).
41. Технология проектной деятельности школьников на уроках географии
– 2015 [Электронный ресурс] – URL: https://videouroki.net/razrabotki/statyatekhnologiya (дата обращения: 10.06.2017).
42. Управление
проектами:
Основы
профессиональных
знаний,
Национальные требования к компетенции специалистов. М.: Бизнес-Сервис,
2001. – 265 с.
47
Приложение А
Конспект урока по географии с применением технологии проекта
9 класс
Тема: Северо-Западный экономический район
Подготовил: Воловиков В.Н.
Цель урока: систематизировать и обобщить материал по теме «СевероЗападный экономический район» для формирования целостной картины мира с
применением межпредметных связей информатики и географии.
Задачи урока:
1. Образовательные: контроль знаний, умений и навыков по созданию
презентаций в программе PowerPoint и данной теме, на основе межпредметных
связей провести обобщение и систематизация полученных знаний.
2. Развивающие: развитие умения лаконично излагать свои мысли и
доказывать свою точку зрения; развитие возможности использования
компьютера как инструмента практической и учебной деятельности.
3. Воспитательные: развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Тип урока: урок-проект.
Вид урока: интегрированный.
Оборудование: учебники, атласы, презентация
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний (информатика + география)
III. Презентация проектов «Северо-Западный экономический район».
IV. Тестирование.
V. Заключительный этап.
48
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: На уроках географии вы изучали особенности Северо-Западного
экономического района России, а на информатике – среду для создания
компьютерных презентаций Powerpoint.
Давайте вспомним, а какова же была цель изучения данных тем по
географии и информатике?
Ученики: Изучить особенности природных зон России, узнать, для чего
предназначена программа PowerPoint и научиться работать с ней.
Учитель: А как вы считаете, выполнили, достигли мы этих целей?
Ученики: Да, выполнили.
Учитель: А значит сегодня на уроке наша цель…? Какая?
Ученики: Показать, что мы узнали и чему научились за это время.
На доске открываются цели урока для учащихся.
Возьмите со своего стола листок №1 с вопросами по изученным темам.
Можно задать любой вопрос любому ученику класса. Задающий вопрос
оценивает правильность ответа. Кто начнет?
II. Актуализация знаний (информатика + география).
1. Что такое презентация?
2. Где и для чего применяется презентации?
3. Для чего предназначена программа PowerPoint?
4. Какие режимы просмотра встроены в систему PowerPoint?
5. Как пользоваться справочной системой PowerPoint?
6. Как завершить работу с программой PowerPoint?
7. На сколько федеральных округов делится Россия?
8. Назовите экономические районы России?
9. Что такое население?
49
10. Дайте определение – плотность населения?
11. Назовите этапы создания презентации в среде PowerPoint?
Учитель: А теперь у нас самый интересный и самый главный этап урока.
III. Презентация проектов «Северо-Западный экономический район».
Структура презентации:
1. Отчет группы о работе над проектом.
а) название экономического района;
б) список использованной литературы;
в) как был задействован каждый участник группы.
2. Характеристика
Северо-Западного
экономического
района,
сопровождающаяся компьютерной презентацией.
3. Вопросы к выступающим.
4. Оценка проекта одноклассниками.
5. Темы презентаций-проектов:
«Географическое и геополитическое положение Северо-Западного
региона».
Презентация «Население Северо-Западного региона».
Презентация «ЭГП Северо-Западного региона».
Презентация «Природные условия Северо-Западного региона».
Учитель: Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению и по
содержанию – дали полную характеристику Северо-Западного региона. Теперь,
давайте применим полученные знания при работе с тестами. Один человек из
группы остается за компьютером, остальные садятся на свои места за рабочими
столами.
IV. Тестирование
Вариант № 1.
Вопрос 1. Какие морские порты имеет Северо-Западный район?
50
1) Мурманск и Находка
3) Санкт-Петербург и Выборг
2) Санкт-Петербург и Мурманск
4) Калининград и Мурманск
Вопрос 2. С какой страной Северо-Западный регион России
имеет
территориальных границ?
1) Эстония
3) Польша
5) Дания
2) Швеция
4) Латвия
6) Норвегия
Вопрос 3. Какой регион входит в состав Северо-Западного района?
1) Ленинградская область
4) Московская область
2) Курская область
5) Псковская область
3) Новгородская область
6) Мурманская область
Вопрос 4. Назовите единственный незамерзающий порт Европейского
Севера?
1) Мурманск
3) Архангельск
2) Санкт-Петербург
4) Калининград
Вопрос 5. Какие полезные ископаемые добывают в Северо-Западном
районе?
1) Сланцы
2) Бокситы
5.) Фосфориты
2) Уголь
4) Железная руда 6.) Алюминий
Вариант № 2.
Вопрос 1. Какие морские порты имеет Северо-Западный район?
3) Мурманск и Новгород
3) Воркута и Калининград
4) Санкт-Петербург и Мурманск
4) Калининград и Мурманск
Вопрос 2. С какой страной Северо-Западный регион России имеет
территориальных границ?
1) Финляндия
3) Белоруссия
5) Дания
2) Швеция
4) Латвия
6) Норвегия
Вопрос 3. Какой регион входит в состав Северо-Западного района?
51
1) Ленинградская область
4) Рязанская область
2) Курская область
5) Псковская область
3) Новгородская область
6) Мурманская область
Вопрос 4. Назовите единственный незамерзающий порт Европейского
Севера?
1) Мурманск
3) Архангельск
2) Санкт-Петербург
4) Калининград
Вопрос 5. Какие полезные ископаемые добывают в Северо-Западном
районе?
1) Сланцы
2) Бокситы
5.) Фосфориты
2) Уголь
4) Малахит
6.) Серебро
Учащиеся обмениваются своими работами и проверяют их, сверяя ответы
на доске и подведение итогов.
V. Заключительный этап.
Учитель: Сегодня вы все работали очень хорошо, вы подготовили
проекты-презентации и проверили свои знания.
Домашнее задание: параграф 46, составить кроссворд по теме «СевероЗападный район» 10 слов. До свидания.
52
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв