УДК 621.86
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАГРЕВА ЛЕНТЫ В АВАРИЙНЫХ
РЕЖИМАХ ШАХТНОГО ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА
Т.П.Мищенко,
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический
университет», г. Донецк, ДНР
Приведено уточнение математических моделей процесса нагрева
конвейерной ленты при эксплуатации шахтного ленточного
конвейера, анализ и исследование аварийных режимов его работы
The specification of mathematical models of the process of heating a
conveyor belt during the operation of a mine belt conveyor, analysis and
investigation of its emergency operation modes, analysis and study of its
emergency operation conditions are given
Ключевые слова: процесс, нагрев, пробуксовка, аварийный режим,
лента, приводной барабан, натяжной барабан, роликоопора,
шахтный конвейер
Keywords: process, heating, slip, emergency mode, belt, drive drum,
tension drum, roller coil, mine conveyor
Добыча угля подземным способом – сложный производственный
процесс, эффективность которого во многом зависит от состояния
подземного транспорта. Шахтные конвейерные ленты продолжают
оставаться одним из главных источников возникновения и развития
пожаров[1]. Основной причиной пожароопасных ситуаций является
их воспламенение в результате трения ленты о барабан и элементы
конструкции.
Вопросами возникновения, причинами и последствиями
пожароопасных ситуаций на шахтных ленточных конвейерах,
занимались и занимаются в настоящее время многие ученые,
исследователи и производственники [1-5]. А также не обошли
стороной данную тему и научные организации, такие как: МГГУ,
ДОННТУ,
МакНИИ,
ВостНИИ,
НИИГД,
Донуглемаш,
ВНИИПТМАШ и другие.
Целью данного исследования является изучение процесса нагрева
конвейерной ленты при эксплуатации шахтного ленточного
конвейера.
Аварийные
режимы
работы
ленточных
конвейеров
сопровождаются выделением большого количества тепла. В данной
работе разрабатывается методика определения времени нагрева ленты
и элементов конструкции конвейера до критических температур,
которая учитывает динамический процесс теплообмена. Исследование
процесса нагрева ленты в аварийных режимах шахтного ленточного
конвейера основывается на составлении уравнения теплового баланса.
Qобр T Qнб T Q1 Q2 Q3 ...Qn
Вт,
Режим 1. – Полная пробуксовка приводного барабана.
На рис. 1 показано, что тепло, образованное в результате трения
барабана
о
ленту,
будет
расходоваться на нагрев этих
элементов,
и
отводиться
излучением,
естественной
конвекцией от участка ленты и
вынужденной
конвекцией
от
торцевых поверхностей барабана,
внутренней
цилиндрической
поверхности обода, цилиндрических
поверхностей ступиц и вала.
Рисунок 1 – отвод тепла в режиме 1.
Уравнение теплового баланса для данного режима:
Qобр T Qнб T Q1 Q2 Q3
где Q - количество тепла, образованное при работе конвейера в режиме 1, Вт;
обр
Qнб - количество тепла, расходуемое на нагрев барабана и ленты, Дж;
Q1- количество тепла, отведенное излучением, Вт;
Q2 - количество тепла, отведенное естественной конвекцией, Вт;
Q3 - количество тепла, отведенное вынужденной конвекцией, Вт;
T - время нагрева с момента возникновения режима 1.
Математическая модель процесса нагрева ленты в режиме полной
пробуксовки приводного барабана в аварийном режиме 1.
Исследования процесса нагрева ленты в режиме полной пробуксовки
приводного барабана в аварийном режиме при изменении скорости
барабана и суммарного усилия, действующего на него, показаны на
рисунке 2.
Q С0 Fб
1
273 t 4
273 t 4
0
1
, Вт,
100
100
Q F
t t Вт,
2
1 Л1 1 0
Q 6.14 t t 4.52 0.78 R 2.78 R 2.78 Вт,
31
1 0
0
2
1
0.78
Fп R20.78 2 Fпво Rпво
0
.
78
Вт,
Q 6.14 t t
32
1 0
0
0
,
78
0
,
78
2 Fст Rст 2 Fв Rв
Q3 Q31 Q32 Вт,
Q
R Vл k , Дж/с,
обр
T
Qнб cб Gб cлGл t1 t0 Дж,
Qобр T Qнб T Q1 Q2 Q3 .
, с.
а)
б)
Рисунок 2 – Исследования процесса нагрева ленты в режиме полной пробуксовки
приводного барабана в аварийном режиме: а) при изменении скорости барабана
ω1=2,5 м/с, ω2=3,15 м/с; б) при изменении усилия R1= 25000 Н, R2=75000 Н.
Режим 2. – Пробуксовка натяжного барабана.
В этом режиме (рис. 3) тепло, образованное трением ленты о
барабан будет расходоваться на нагрев этих элементов, и отводиться
излучением, естественной конвекцией от неподвижного барабана,
вынужденной - от конвейерной ленты и теплопроводностью от
барабана к ленте.
Уравнение теплового баланса для режима 2 имеет вид
T Qнб
T Q1 Q2 Вт,
Qобр
где Q - количество тепла, образованное
обр
при работе конвейера в режиме 2, Вт;
Q - количество тепла, расходуемое
нб
на нагрев барабана и ленты, Дж/с;
Q - количество тепла, отведенное
1
излучением, Вт;
Q - количество тепла, отведенное
2
естественной конвекцией, Вт;
Рисунок 3 – отвод тепла в режиме 2
Математическая модель процесса нагрева ленты в режиме ее
полной пробуксовки на натяжном барабане. Исследования процесса
нагрева ленты в режиме полной пробуксовки ленты на натяжном
барабане аварийном режиме при изменении скорости ленты и
суммарного усилия, действующего на барабан, показаны на рисунке 4.
Вт,
Q F t t Вт,
2
1 2 1 0
, Вт, Q (c G 0,10 с G ) t t
нб
б б
л л
1 0
Дж,
T Q T Q Q , Вт
Q
обр
нб
1
2
с.
а)
б)
Рисунок 4 – Исследования процесса нагрева ленты в режиме полной пробуксовки
ее на натяжном барабане в аварийном режиме а) при изменении скорости ленты
Vл1=2,5 м/с, V л 2=3,15 м/с; б) при изменении усилия R1= 25000 Н, R2=75000 Н.
Режим 3. – Заклинивание роликоопоры
В данном аварийном режиме (рис. 5) тепло, образованное
трением ленты о ролик будет расходоваться на нагрев этих элементов,
отводиться
излучением,
естественной
конвекцией
от
неподвижного ролика,
теплопроводностью
от ролика к ленте и
уносится движущейся
лентой.
Рисунок 5 – отвод тепла в режиме 3.
Уравнение теплового баланса для данного режима
,
нр
где
– количество тепла, образованное при работе конвейера в единицу времени,
Вт;
нр –
количество тепла, расходуемое на нагрев ролика и ленты, Дж;
– количество тепла, отведенное излучением, Вт;
– количество тепла, отведенное естественной конвекцией, Вт;
=0 – количество тепла, уносимое движущейся лентой, Вт.
Математическая модель процесса нагрева роликоопоры в режиме
ее заклинивания:
Q C0 Fр
1
"
273 t 4
273 t 4
0
1
, Вт,
100
100
Q F t t Вт,
3
2 л 1 0
Q" F t t , Вт,
2
1 р 1 0
"
,
Q"
R Vл k , Дж/с,
обр
T
Q"
нр
(с G с G ) t t , Дж,
р р л л
1 0
Q"
T Q" T Q" Q" Q"3
обр
нр
1
2
Q"
T
Q
нр
Q Q" Q"3
обр
1
2
"
"
,с.
а)
б)
Рисунок 6 – Исследования процесса нагрева роликоопоры в режиме в аварийном
режиме ее заклинивания а) при изменении скорости ленты Vл 1=2,5 м/с, V л 2=3,15
м/с; б) при изменении усилия R1= 600 Н, R2=3500 Н.
Выводы. На основании проведенных исследований были установлены
зависимости времени нагрева в зоне контакта ленты с барабанами, роликом в
аварийных режимах. Это позволяет определить временные параметры
достижения определенных значений температур при заданных исходных данных
и обоснованно находить оптимальные параметры для нормальной работы
оборудования и предотвращать аварийные ситуации, возникающие во время его
эксплуатации.
Список литературы.
1. Левкин, Н.Б. Предотвращение аварий и травматизма в угольных шахтах
Украины / Донецк: Донбасс, 2002. – 392 с.
2. Ткачук, С.П. Взрывопожаробезопасность горного оборудования / С.П. Ткачук,
В.П. Колосюк, С.А. Ихно // Киев, «Основа», 2000. – 590 с.
3. Хананов, Д.В. Анализ процесса нагрева конвейерной ленты при полной
пробуксовке приводного барабана шахтного конвейера в аварийном режиме
работы / Д.В. Хананов, А.Я. Грудачев // Наукові праці Донецького національного
технічного
університету.-Донецьк,2009
р.-С.256-265.(Cер.Гірничоелектромеханічна ; Вип.17(157)
4. Хананов, Д.В. Анализ процесса нагрева неподвижного отклоняющегося
барабана при его взаимодействии с движущейся лентой конвейера в аварийном
режиме работы / Д.В. Хананов, А.Я. Грудачев // Наукові праці Донецького
національного технічного університету. Донецьк: ДВНЗ «ДонНТУ», 2010.- С.173178.-(Сер.Гірничо-електромеханічна; Вип.19(175)
5. Мищенко, Т.П. Анализ процесса нагрева трудногорючей ленты, как
композитного материала, в аварийном режиме при полной ее пробуксовке на
концевом барабане / Сборник материалов IX Всерос. научно-практической
конференции с международным участием «Россия молодая», 18-21 апр. 2017 г.,
Кемерово [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф.
Горбачева»; редкол.: C. Г. Костюк (отв. ред.) [и др.]. – Кемерово, 2017.
© Т.П. Мищенко, 2019
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв