Петрозаводский государственный университет
Институт математики и информационных технологий
Кафедра теории вероятностей и анализа данных
Направление подготовки бакалавриата
01.03.02 Прикладная математика и информатика
Отчет о практике по научно-исследовательской работе
Исследование Викиданных в области
компьютерных игр
Выполнила:
студентка 2 курса группы 22203
А. Е. Ефимова
подпись
Место прохождения практики:
кафедра теории вероятностей и анализа данных
Период прохождения практики:
02.09.20-22.05.21
Руководитель:
А. А. Крижановский, кандидат технических наук, доцент
подпись
Итоговая
оценка
оценка
Петрозаводск — 2021
Содержание
Введение
3
1. Жанры компьютерных игр
4
2. Разработчики игр
10
3. Игровые режимы
13
4. Игры по месту действия сюжета
14
5. Награды
15
Заключение
16
Литература
17
2
Введение
Цель практики: Исследование заполненности Викиданных в области компьютерных игр.
Задачи практики: Изучение Викиданных в области компьютерных игр, оценка объёма
информации о компьютерных играх в Викиданных.
В настоящее время с развитием систем обработки и хранения больших объемов данных
произошел резкий скачок развития в сфере компьютерных игр. Так, если в 20011 году в мире
насчитывалось 15593 компьютерных игр, то уже в 20202 году их насчитывается 41353.
Жанры игр также претерпели значительные изменения. Так в 20013 году в пятерку самых
востребованных пользователями жанров входили: action (80), компьютерные гонки (80),
action adventure (62), компьютерная ролевая игра (56), спортивный симулятор (50); то 20204
году самые популярные жанры компьютерных игр стали: инди-игра (76), компьютерная
ролевая игра (50), action (36), квест (35), платформер (33).
Кроме того, объемы данных, используемых в компьютерных играх выросли в разы. В
2001 году самая «тяжелая» компьютерная игра Devil May Cry имела размер 9 Гб, в 2020 году
компьютерная игра Cyberpunk 2077 уже имеет размер 70 Гб, а самая «тяжелая» [1] игра на
данный момент это Call of Duty: Modern Warfare, которая имеет размер 230 Гб (2019 год).
Таким образом, с развитием индустрии компьютерных игр, а также с развитием систем
хранения и высокоскоростной обработки большого объема данных возникла необходимость
систематизировать, и при необходимости заполнить Викиданные в области компьютерных
игр как программистам, чтобы использовать эти данные было намного удобнее, так и
пользователям, чтобы смотреть информацию об интересующих их вопросах.
SPARQL-запрос: https://w.wiki/3NB7.
SPARQL-запрос: https://w.wiki/sLa.
3
SPARQL-запрос: https://w.wiki/3NCv.
4
SPARQL-запрос: https://w.wiki/sLi.
1
2
3
1. Жанры компьютерных игр
Построим список жанров компьютерных игр, упорядоченных по количеству игр в этом
жанре, с помощью SPARQL-скрипта5.
Как мы можем наблюдать на рис. 1, больше всего компьютерных игр на 2020 год
относятся к жанрам: action (3002), платформер (1871), головоломка (1842), спортивный
симулятор (1812), компьютерная ролевая игра (1761).
Рис. 1: Количество игр в мире по жанрам (2020 год)
5
SPARQL-запрос: https://w.wiki/3NVD
4
Популярные жанры в разных странах.
Популярные жанры в Японии
На рис. 2 видно, что самые популярные жанры в Японии — это RPG6 (812), action (351),
визуальный роман7 (582).
RPG в Японии был и остаётся важнейшим жанром, заменяя столь популярные на Западе
шутеры. Визуальные романы же популярны в игровой индустрии из-за нескольких причин,
одной из которых является популярность манги и местной анимации. Так же то, что продажи
на ПК с 2004 года упали на 50 % в пользу мобильных и портативных платформ, на которые и
перебрались многочисленные визуальные новеллы, позволило этому жанру стать одним из
самых популярных. [2]
Рис. 2: Популярные жанры в Японии
RPG (Computer Role-Playing Game, рус. компьютерная ролевая игра) — это жанр компьютерных игр,
основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр.
7
Визуальный роман (либо визуальная новелла) — это жанр компьютерных игр, подвид текстового
квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных
(либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения.
6
5
Популярные жанры в США
Популярность в игровой индустрии таких жанров, как action, квест и шутер в США,
если мы посмотрим на диаграмму (рис. 3), сложно оспорить. Здесь довольно долго
существует «культ оружия»8. Поэтому, смотря на рисунок ниже, можно сделать вывод, что в
Америке люди любят динамичные игры.
Рис. 3: Популярные жанры в США
Конституция Соединенных Штатов: Вторая поправка к Конституции США [поправка вступила в силу
15 декабря 1791 года].
8
6
Популярные жанры в Великобритании
В Великобритании популярен автоспорт. Смею предположить, что жанр «компьютерные
гонки» (379) так популярен в этой стране (рис. 4) именно из-за этого, ведь многие команды и
пилоты Формулы-1 базируются именно здесь, а британские пилоты выиграли больше
титулов, чем представители любой другой страны. Также в Великобритании на трассе
Сильверстоун в 1950 году прошёл самый первый Гран-при чемпионатов мира. Отсюда и
востребованность игр этого жанра.
Рис. 4: Популярные жанры в Великобритании
7
Популярные жанры в России
В России довольно популярны жанры (рис. 5), как «компьютерная ролевая игра» (34) и
«стратегия в реальном времени» (20). Возможно это из-за того, что люди этой страны в своей
массе довольно военно-патриотичны, из-за чего им нравятся такие игры, как "World of
tanks"и "War thunder". Но в нашей стране не сильно развита игровая индустрия. Депутаты
Госдумы в 2008 году выступали с предложением поддержать разработчиков патриотических
видеоигр и ограничить доступ к жестоким играм. На инициативу Министерства культуры
выпускать патриотические игры в 2014 крупные компании отреагировали однозначно.
HeroCraft высказался по этому поводу: правительство в России очень далеко от игрового
бизнеса [5]. В отличии от многих стран, наши разработчики не получают никаких налоговых
послаблений, субсидий и прочей поддержки от властей.
Рис. 5: Популярные жанры в России
8
Подводя итоги к первой главе, мы можем провести сравнения между
жанрами в разных странах.
В Японии очень популярны визуальные новеллы. Данный жанр так
востребован в этой стране из-за особенностей их культуры: в Японии очень
популярны манга и аниме. Возможно, причиной этому является склонность
японцев в частности и в целом народов Восточной и Юго-Восточной Азии к
восприятию информации в виде изображений, как наследие и следствие их
иероглифической культуры [3].
В США главную роль занимает action из-за культа оружия, присущий этой
культуре. Даже в Конституции США указано, что гражданам разрешено иметь
при себе оружие9.
Смею предположить, что жанр «компьютерные гонки» так популярен в
Великобритании именно из-за того, что в этой стране популярен автоспорт, а
британские пилоты выиграли много титулов в Формуле-1 — высшем классе
гонок.
В России же довольно популярны жанры такие, как «компьютерная
ролевая игра» и «стратегия в реальном времени». По-видимому, это связано с
тем, что люди этой страны довольно военно-патриотичны.
9
Конституция Соединенных Штатов: Вторая поправка к Конституции США [поправка вступила в силу
15 декабря 1791 года].
9
2. Разработчики игр
В этом разделе мы исследуем компании, занимающиеся разработкой компьютерных игр, а
также страны, где их разрабатывают.
Больше всего разработчиков находится в США (754), Японии (490), Великобритании (310),
Канаде (120) и Франции (99). Россия (43) в этом рейтинге находится на 9 месте.
Рис. 6: Количество разработчиков игр в разных странах
10
Количество игр созданные разными компаниями
Первые видеоигры начали создаваться в Японии и США, вследствии чего первые
игровые компании находились именно в этих странах. Больше всего игр создала японская
компания Konami (591) (табл. 1).
Табл.1: Количество игр, созданных компаниями
11
Игры имеющие серию из нескольких
Зачастую игры имеют продолжение, а так же могут быть связаны с другими играми через
общих разработчиков. На данном этапе приведена лишь часть графа такой связи (вывод
полного графа требует много ресурсов, а также части графа будут слишком малы, чтобы их
можно было спокойно прочесть) на примере одной из компаний по разработке игр —
Electronic Arts (рис. 8). На фрагменте (рис. 9), показаны игры, которые связаны серией Harry
Potter video games.
Рис. 7: Игры, имеющие серию из нескольких для компании EA (Electronic Arts)
Рис. 8: Игры из серии Harry Potter video games
12
3. Игровые режимы
Несмотря на развитие Интернета, в наши дни на первом месте все также остаются
однопользовательские игры. Это не удивительно, ведь в однопользовательских играх больше
времени уделяется сюжету, а также особое внимание уделяется качеству и оптимизации
ресурсов, затраченных на игру..
Табл.2: Игровые режимы
13
4. Игры по месту действия сюжета
Возможно, из-за того что развитие игровой индустрии началось в Японии и США эти
страны находятся на первых местах в рейтинге. В 1889 году Фусадзиро Ямаути основал
игровую компанию Marufuku, которая впоследствии была переименована в Nintendo Koppai,
что стала крупнейшей компанией в мире среди производителей интерактивных развлечений.
В США же в 1971 году запустили аркадную игру Computer Space [4]. В следующем году
компания Atari выпустила первую коммерчески успешную видеоигру Pong [4]. Япония одна
из самых развитых стран, поэтому она так популярна у людей, которые хотят создать игру
про будущее. В США же действует множество льгот для разработчиков игр. 13стр Com Spa
Табл.3: Игры по месту действия сюжета
14
5. Рейтинг наград для игр
В рейтинге наград первые позиции занимают игры серии «The Last of Us». Игроки любят
эту серию за проработанных и полностью раскрытых персонажей, увлекательный сюжет с
выбором действий, сложные взаимоотношения. Игрокам предоставлен шанс самим выбрать,
кто для них будет хорошим, а кто плохим. На 2021 год вышла вторая часть, которая очень
понравилась пользователям, если судить по таблице, представленной ниже (табл. 4).
Табл.4: Количество наград, полученных игрой
15
Заключение
В данной работе были проведены исследования Викиданных, где темой была взята
индустрия компьютерных игр. С помощью SPARQL-запросов были получены результаты,
рассортированные по таблицам и рисункам: выведены популярные жанры в некоторых
странах и в мире в целом, рассмотрены самые крупные компании по разработке игр и
страны, где они находятся, проанализированы востребованные игровые режимы. Так же
были произведены исследования в области наград, полученных теми или иными играми.
Но при заполнении запросов можно заметить, что заполненность Викиданных не полная.
К примеру, если рассматривать количество игр, рассортированных по жанрам, и количество
всех игр, можно заметить существенную разницу между ними: у около 3000 игр жанры не
указаны, поэтому они не присутствуют в отсортированном результате. Так же из-за
человеческого фактора (данные на Викиданные вносятся вручную) появляется множество
погрешностей: например, для некоторых игр нет вкладки с персонажами или с размером
игры.
Русский перевод на Викиданных неполный: вместо русских слов иногда попадаются
английские слова и обозначения, состоящие из английских букв и цифр, которые
используются вместо названия игр, что затрудняет работу с этими данными.
Также хотелось бы видеть, чтобы у игр были прописаны их рейтинг (насколько
популярна игра) и оценки пользователей и критиков.
16
Литература
1. DeadpoolGuide. Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://shazoo.ru/2020/10/23/101190/top-20-samyh-tyazhelovesnyh-igr-na-pc, 23 окт 2020.
2. Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stopgame.ru/blogs/topic/89367.
3. Александр Раевский. Правила жизни. Манга: Видеоматериал
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=B3My8fNEV1g&ab_channel=%D0%90
%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1
%80%D0%A0%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%
D0%B9, канал «Культура», 2014.
4. Mark J. P. Wolf . The Video Game Explosion: A History from PONG to
Playstation and Beyond. - ABC-CLIO, 2008, p.16.
5. Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://stopgame.ru/blogs/topic/84065.
17
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв