Трошкова Н. В. Истоки и фундаментальные принципы современного возрождения
классического образования на примере Северной Америки // Школа будущего. № 6,
декабрь 2017. – С. 212 - 216.
Истоки и фундаментальные принципы современного возрождения
классического образования на примере Северной Америки
The Origins and Fundamental Principles of the Modern Classical Education Revival by the
Example of North America
Аннотация
Настоящая работа посвящена изучению проблемы возрождения классического
образования в современном мире. Анализируются концепции классического
образования, основополагающие для его возрождения в Северной Америке в XX-XXI
вв.
This paper studies the problem of the revival of classical learning in the modern world. It
analyzes the concepts of classical education, which are fundamental for its resurgence in
North America in the XX-XXI centuries.
Ключевые слова: классическое образование, движение за возрождение классического
образования, неоклассическое образование, современное классическое образование.
Keywords: classical education, classical learning, liberal education, trivium-based education,
classical education movement, neoclassical education, modern classical education revival.
В современное время все чаще говорится о кризисе европейской цивилизации.
Многие ассоциируют проблемы падения ценностей, общего культурного и научного
уровня с низким качеством образования, утратой его истинных целей. В связи с этим
зародилось международное движение, объединившее многие страны, включая Россию,
которое предлагает искать решения в возрождении системы классического
образования. Данная проблема является особенно актуальной в ситуации поиска путей
развития российской школы.
К ключевым проблемам возрождения классического образования относятся
вопросы о том, какую модель брать за основу, как теоретически обосновать ее
целесообразность и адаптировать к современным условиям. Таким образом, для
решения этих проблем необходим комплекс исследований феномена классического
образования в диахронии и синхронии. Настоящая работа посвящена анализу
концепций классического образования, ставших базовыми для его возрождения в
Северной Америке.
В второй трети XX в. возникает идея реформировать систему образования на
основе возврата ad fontes – «к истокам», к образовательным концептам Античности и
западного Средневековья, получившая особенную актуальность после Второй мировой
войны. Сложившаяся «прогрессивная» модель критиковалась за прагматизм,
узкопрофессиональную направленность, низкое качество и определялась как
антидемократичная система по подготовке рабов [1]. На смену ей были выдвинуты
христианская и светская концепции классического образования, основывающиеся на
гуманитарном тривиуме.
Основателями светского классического течения в США считаются Мортимер
Джером Адлер (1902-2001) и Роберт Мэйнард Хатчинс (1899-1977), коллеги по
Чикагскому университету. В 1930-х они разработали философию образования в русле
перенниализма (от лат. perennis – вечный, неизменный, постоянный, неиссякаемый),
утверждающего существование вечных, универсальных и проверенных временем
истин и первенство человеческого над техническим, а касательно педагогики гуманитарных дисциплин над естественнонаучными.
В соответствии с этим убеждением, образование должно строиться на изучении
гуманистических идей с опорой на чтение отобранных великих книг западной
цивилизации (the Great Books), в первую очередь классической греко-римской
литературы, с целью развития духовного, нравственного и интеллектуального
потенциала учеников, которое происходит за счет так называемого «Великого диалога»
(The Great Conversation) с гениальными мыслителями прошлого. Читать их следует в
оригинале для наиболее верного понимания идей авторов, хотя допустимо и
использование хороших переводов на родной язык.
Главными методами развития критического мышления признавались метод
сократических вопросов (майевтика – «повивальное искусство») и дискуссия о книгах и
произведениях искусства под руководством преподавателя. Основу содержания, таким
образом, составлял классический гуманитарный Trivium (грамматика, логика,
риторика), предметы точного цикла (Quadrivium) выступают в дополняющей и
общеразвивающей роли.
Фундаментальные принципы реформирования образования были изложены
Адлером в 1982 году в манифесте «Проект Пайдейи» (The Paideia Proposal) [1], была
организована рабочая группа, в которую вошли ведущие ученые и преподаватели, а
позже создана Программа Пайдейи и Национальный центр Программы Пайдейи
(National Center for the Paideia Program).
В предисловии М. Адлер дает такое объяснение названия проекта:
«PAIDEIA (py-dee-a) from the Greek pais, paidos: the upbringing of a child. (Related
to pedagogy and pediatrics.) In an extended sense, the equivalent of the Latin humanitas
(from which “the humanities”), signifying the general learning that should be the possession
of all human beings» [1].
Таким образом, paideia понимается им в широком смысле как определенная
культурная норма цивилизованного человека, общая культура, стоящая на постулатах
античного гуманизма, обязанная стать достоянием всего человечества посредством
образования.
Базис образования должно составлять не только знание набора фактов и
однозначно не подготовка к определенному виду деятельности, а формирование
навыка, привычки и потребности в самообразовании, умение учиться, развитие
критического мышления, являющиеся наиболее востребованными в современном
быстроразвивающемся мире индустрии и технологий. Данным задачам в высшей
степени отвечает классическое образование, обеспечивающее универсализм
подготовки и применения. Наибольший вес придаётся знанию, основанному на
понимании, как самому долговечному, а лучшим средством его приобретения
признается метод Сократа.
Образование выступает средством преобразования и совершенствования
общества, высшей ценностью которого провозглашается демократия. Сохранение,
распространение и ретрансляция достижений античной гуманистической мысли
провозглашается основой для выживания демократических принципов. В свободном
обществе каждый должен иметь равные образовательные возможности,
обеспечивающие равную потенциальность самореализации. Несмотря на «усреднение»,
образование обязано соответствовать самым высоким стандартам, готовить широко
образованных, критически мыслящих граждан. Хатчинс назвал генеральный принцип
демократической школы: «Лучшее образование для лучших есть лучшее образование
для всех» [1, c. 6].
Иную концепцию предложила
Дороти Сайерс (1893-1957) – известная
английская писательница, переводчик «Божественной комедии» Данте, филологмедиевист и апологет христианского классического образования. Его особенностью
является комбинирование религиозного и классического профилей. Концепция была
изложена в эссе «Утерянные инструменты образования» [4], представленном в 1947 г. в
Оксфорде и положившем начало мировому классическому христианскому
образовательному движению.
Основу теории Сайерс составила идея «прогрессивной ретрогрессии», возврата c
модификациями к средневековой программе образования septem artes liberales: «...если
мы хотим, чтобы наше общество было обществом образованных людей, чей разум в
состоянии быть свободным от непростых влияний современности, то тогда мы
должны повернуть колесо прогресса вспять на четыреста-пятьсот лет, к моменту,
когда образование только начало терять из виду свои настоящие цели, а именно к
концу Средних веков» [5].
Сайерс отмечает, что в системе свободных искусств тривиум является базовым
курсом и предназначен для того, чтобы научить правильному использованию
универсальных «инструментов образования» для достижения главной цели школы –
научить человека учиться самому. Она считает, что, когда эта модель была отринута,
были забыты не только «инструменты образования», но и корни европейской
цивилизации, после чего она живет на накопленном ранее потенциале,
сосредоточившись на квадривиуме.
Поскольку главная цель тривиума - тренировка ума, предметное содержание
вторично по отношению к инструментальной функции. Компоненты тривиума
предлагается рассматривать, как методы освоения трех уровней школьного
образования в соответствии с принципом возрастосообразности. Объединяющим все
уровни звеном служит теология.
На первом уровне, «грамматике» (младший школьный возраст), целью является
развитие памяти, наблюдательности и собирание материала для следующих ступеней.
Изучаются языки (особое предпочтение отдается средневековой латыни и
древнегреческому), математика, география, естествознание, история, литература.
Задача «диалектики» (подростковый возраст) - развитие логического и критического
мышления, умения анализировать и аргументировать. Освоение знаний ведётся в их
диалектической взаимосвязи. На «риторической» ступени (ранняя юность) происходит
синтез и творческое переосмысление усвоенного на первых двух этапах. Завершается
школьное обучение публичной защитой сочинения, на которой показываются все
освоенные «инструменты».
В США идеи Сайерс были восприняты после публикации в 1991 г. работы ее
последователя, американского теолога и филолога-классика Уилсона Джеймса Дугласа
(р. 1953) «Восстановление утраченных инструментов обучения: приближение к
истинному христианскому образованию» [3], и быстро получили распространение.
Одним из трендов начиная с 1999 г. также становится получение семейного
классического образования, методы и содержание которого описаны Сьюзан Уайз
Бауэр [2]. В современное время ведущую роль в классическом образовании в США
играют такие организации, как the Society for Classical Learning (1997), the
the Association of Classical and Christian Schools (1994), Classical Academic Press (2001),
the CiRCE Institute (Center for Independent Research on Classical Education, 2002),
FreedomProject Academy (2011).
Мы видим, что есть разные пути возрождения классического образования.
Возникнув благодаря деятельности отдельных выдающихся мыслителей, классическое
образовательное движение к концу XX в. превратилось в заметное явление, набирая всё
больше последователей. Сейчас в США существуют сотни классических школ:
большую часть составляют частные христианские (протестантские и католические), в
меньшинстве представлены государственные школы, также распространено семейное
классическое образование. Аналогичную тенденцию можно проследить и в России.
Остается высказать надежду, что ростки российского движения не засохнут на этапе
возрождения после почти векового забвения, а будут расти на благодатной почве
нашего богатого дореволюционного и мирового опыта, произведя обильные плоды в
русской культуре и науке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Adler J. M. The Paideia Proposal: An Educational Manifesto. New York: Collier Books,
1982. 96 p.
2. Bauer S. W. The Well-Trained Mind: A Guide to Classical Education at Home / Susan
Wise Bauer, Jessie Wise / 1st ed. New York : W.W. Norton & Company, 1999. 764 p.
3. Douglas J. W. Recovering the Lost Tools of Learning: An Approach to Distinctively
Christian Education. Wheaton, Ill. : Crossway Books, 1991. 215 p.
4. Sayers D. L. The Lost Tools of Learning. London: Methuen, 1948. 30 p.
5. Сайерс Д.Л. Утерянные инструменты обучения / пер. с англ. Н. Л. Волковой //
журнал «Виноград», № 4-5, 2008. URL: http://www.mgl.ru/library/10/doroti-li-saersinstrumenti-obucheniya.html (дата обращения: 20.09.2017).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв