Publishing House "ANALITIKA RODIS" (analitikarodis@yandex.ru) http://publishing-vak.ru/
Constitutional law; constitutional litigation; municipal law
УДК 34
357
DOI: 10.34670/AR.2019.89.9.010
Конституционное право; конституционный судеб ный про цесс; муниципальное право
Ермош ин Павел Юрьевич
Избирательный ценз электронной грамотности
Ермошин Павел Юрьевич
Аспирант,
Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина,
125993, Российская Федерация, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9;
e-mail: ermoshin.pavel@mail.ru
Аннотация
В представленной работе рассматриваются вопросы использования информационных
технологий при реализации избирательных прав. Анализируется отечественный и
зарубежный опыт проведения электронного голосования. Рассматриваются вопросы
обеспечения активного избирательного права с использование информационнокоммуникационных технологий. Предлагается новый избирательный ценз. В работе
показано, что выделить новый избирательный ценз: ценз электронной грамотности –
необходимый уровень использования компьютерных и иных технологий электронной
коммуникации для осуществления избирательных прав. Конечно, на данный момент в
России не внедрена процедура электронного голосования на всей территории государства,
можно говорить лишь о масштабном эксперименте, в тоже время учитывая отечественный
вектор государственного строительства и мировые тенденции, видится необходимым
урегулирование предложенного избирательного ценза законодательством Российской
Федерации.
Для цитирования в научных исследованиях
Ермошин П.Ю. Избирательный ценз электронной грамотности // Вопросы российского
и международного права. 2019. Том 9. № 9А. С. 357-362. DOI: 10.34670/AR.2019.89.9.010
Ключевые слова
Избирательные цензы, избирательное право, электронное голосование, Конституция
Российской Федерации, новый избирательный ценз, активное избирательное право.
Selective qualification of electronic literacy
358
Matters of Russian and International Law. 2019, Vol. 9, Is. 9A
Введение
В юридической науке под избирательным цензом принято понимать установленные законом
условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом.
Избирательные цензы существуют как для активного, так и для пассивного избирательного
права. В зависимости от исторической эпохи и уровня развития общества создавались и
применялись различные избирательные цензы.
Ценз грамотности – избирательный ценз, согласно которому избиратель или кандидат на
выборную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из
официальных языков). В настоящее время ограничение активного избирательного права
посредством ценза грамотности встречается крайне редко (Кувейт, Таиланд, Тонга). Ценз
грамотности для получения пассивного избирательного права до сих пор широко
распространен, особенно в развивающихся странах (Египет, Кения, Малайзия, Эквадор)1. В
Российской Федерации не допускается ограничение избирательных прав по языковому
признаку. В тоже время, согласно части 10 статьи 63 Федерального закона от 12.06.2002 № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной
комиссии, бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке
(государственных языках) соответствующей республики, входящей в состав Российской
Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на
территориях их компактного проживания2. Таким образом для осуществление избирательного
права необходимо владеть государственным языком Российской Федерации или языком
народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Основное содержание
Согласно данным Росстат, в России проживает целых 13 797 000 человек старше 70-ти лет3.
При этом, умениями использовать персональный компьютер и иные современные
информационные и цифровые технологии большинство пожилых людей в Российской
Федерации не обладают. Так в Ульяновской области доля пожилых людей, использовавшего
сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг за октябрь-ноябрь 2017
года составила от 55 до 59 — 11,3%, от 60 до 72 — 5,7 %4.
В тоже время развитие современных информационных технологий за последние 30 лет идет
феноменальными темпами и уже сейчас позволяет использовать новые технологии при
Мальцев В. А. Справочное пособие по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран».
Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. — 328 с.. 2001
2
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» // "Парламентская газета»". № 110-111. 15.06.2002.
3
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в сети // URL:
http://www.rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.
(дата
обращения: 17.08.2019).
4
Караева А.К. Информационная грамотность пожилых людей // Материалы XI Международной студенческой
научной
конференции
«Студенческий
научный
форум».
URL:
https://scienceforum.ru/2019/article/2018014436/comments (дата обращения: 17.08.2019).
1
Pavel Yu. Ermoshin
Constitutional law; constitutional litigation; municipal law
359
организации голосования, что находит свое отражение в действующем законодательстве5. Так
согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 29.05.2019 № 103-ФЗ «О проведении
эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на
выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»6, подача заявления для
участия в дистанционном электронном голосовании осуществлялось с использованием
специального программного обеспечения регионального портала государственных и
муниципальных услуг города Москвы. Таким образом жители города Москвы в рамках
эксперимента получили возможность реализовать активное избирательное право в электронном
виде7, что накладывает обязанность владеть информационными-коммуникационными
технологиями на достаточном уровне, в некотором роде как с использованием языка. Явка в
рамках эксперимента с электронным голосованием превысила 90%, что очень много для
выборов любого уровня, а в случае с избранием Московской городской Думы и вовсе звучит
фантастически. Для сравнения - на обычные избирательные участки пришли 21,77%
избирателей, то есть в четыре раза меньше8.
На данный момент использование информационно-коммуникационных технологий при
обеспечении избирательных прав в зарубежных странах имеет значительный позитивный опыт,
например, в Канаде и Эстонии, также на выборах различного уровня проводятся эксперименты
по электронному голосованию в таких странах как Великобритания, Испания и Австрия9. Так
2007 году на местных выборах в графстве Суиндон в Великобритании использовалась
технология, которая гарантировала четкое и упорядоченное голосование и точный подсчет
голосов. Избиратели могли голосовать по телефону, с использованием средств удаленной
коммуникации и Интернета, находясь дома, на рабочем месте, в публичных библиотеках или с
любого из 300 портативных компьютеров, расположенных в 65 местах по всему району10. На
основании указанного выше можно сделать вывод о том, что на современном этапе вполне
возможно реализовать активное избирательное право с использованием электронных
технологий.
При этом председатель Совета Российского общественного института избирательного права
Борисов И.Б. отмечает, что несмотря на позитивные изменения в электоральных процессах,
связанные с развитием электронной демократии (упрощение участия населения в вопросах
принятия управленческих решений, расширение потока информации, ее доступность,
сокращение временных интервалов при реализации своих прав, снижение затрат, минимизация
человеческого фактора), следует обратить внимание на риски и новые вызовы, которые
Реут Д.А. Право на власть в контексте всеобщей цифровизации // Избирательное законодательство и
практика. 2019. № 2. С. 3-7
6
Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению
дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»
// Российская газета. № 117. 31.05.2019.
7
Гонтарь С. Г. Правовое регулирование цифровизации процесса формирования органов власти //Евразийский
юридический журнал. 2019. №1. С. 236 – 238.
8
Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2019/09/09/reg-cfo/v-moskvepodveli-itogi-eksperimenta-s-elektronnym-golosovaniem.html (дата обращения 24.08.2019).
9
Хамутовская С.В. Новые технологии в голосовании: зарубежный опыт // журнал «Наука и инновации». № 5
(195). 2019. С. 29-32.Беларусь.
10
Шустова М.С. К вопросу внедрения электронного правительства и электронной демократии в Европе //
Общество и право. 2011. № 2. С. 274.
5
Selective qualification of electronic literacy
360
Matters of Russian and International Law. 2019, Vol. 9, Is. 9A
присущи любой новации и требуют повышенного внимания. Так одной из основных проблем,
тормозящих развитие цифровизации электоральных процедур и электронной демократии в
целом, является отсутствие международных цифровых стандартов, снимающих внутренний
конфликт демократических принципов организации выборов - обеспечение тайны голосования
и возможность осуществления контроля подлинности волеизъявления, над разрешением
которого работают все передовые государства мира11. Безусловно, указанные риски
существуют, в тоже время в истории внедрение любых новых технологий в широкое
применение создавало подобные новые риски.
В тоже время по мнению Истоминой Ю.С. на данный момент в Российской Федерации в
достаточной мере развита правовая регламентация процедуры электронного голосования12.
Таким образом, с учетом складывающейся правоприменительной практики можно говорить о
высокой доле вероятности распространения электронного голосования на территории
Российской Федерации в не столь отдаленной исторической перспективе. Следовательно, для
реализации избирательных прав в обязательном порядке потребуется владение информационнокоммуникационными технологиями. В результате навыки использования электронные
информационно-коммуникационными технологии становятся необходимым условием для
реализации активного избирательного права.
Заключение
На основании изложенного видится целесообразным выделить новый избирательный ценз:
ценз электронной грамотности – необходимый уровень использования компьютерных и иных
технологий электронной коммуникации для осуществления избирательных прав. Конечно, на
данный момент в России не внедрена процедура электронного голосования на всей территории
государства, можно говорить лишь о масштабном эксперименте, в тоже время учитывая
отечественный вектор государственного строительства и мировые тенденции, видится
необходимым урегулирование предложенного избирательного ценза законодательством
Российской Федерации.
Библиография
1. Мальцев В. А. Справочное пособие по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». г.
Воронеж: издательство Воронежского государственного университета. 2001.- 328 С.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» // Парламентская газета. № 110-111. 15.06.2002.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет [Электронный ресурс]
URL: http://www.rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#. (дата
обращения: 17.10.2019).
4. Караева А.К. Информационная грамотность пожилых людей // Материалы XI Международной студенческой
научной
конференции
«Студенческий
научный
форум».
URL:https://scienceforum.ru/2019/article/2018014436/comments (дата обращения: 17.10.2019).
5. Реут Д.А. Право на власть в контексте всеобщей цифровизации // Избирательное законодательство и практика.
2019. № 2. С. 3-7
Борисов И.Б. На пути к электронной демократии. Цифровые технологии в системе демократического
воспроизводства властных институтов // Избирательное законодательство и практика. № 3. 2019. С. 3-10
12
Истомина Ю.С. Электронное голосование в системе электронной демократии // Сборник: Право в
современном мире. Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. 2018. С. 58-60.
11
Pavel Yu. Ermoshin
Constitutional law; constitutional litigation; municipal law
361
6. Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению
дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого
созыва» // Российская газета. № 117. 31.05.2019.
7. Гонтарь
С.
Г.
Правовое
регулирование
цифровизации
процесса
формирования органов власти //Евразийский юридический журнал. 2019. № 1. С. 236 – 238.
8. Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2019/09/09/reg-cfo/v-moskvepodveli-itogi-eksperimenta-s-elektronnym-golosovaniem.html (дата обращения 24.10.2019).
9. Хамутовская С. В. Новые технологии в голосовании: зарубежный опыт // журнал «Наука и инновации».
Беларусь. Минск. № 5 (195). 2019 С.29-32.
10. Шустова М.С. К вопросу внедрения электронного правительства и электронной демократии в Европе //
Общество и право. 2011. № 2. С. 274.
11. Борисов И.Б. На пути к электронной демократии. Цифровые технологии в системе демократического
воспроизводства властных институтов // Избирательное законодательство и практика. № 3. 2019. С. 3-10
12. Истомина Ю.С. Электронное голосование в системе электронной демократии // Сборник: Право в современном
мире. Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. 2018. С. 58-60.
Constitu tional law; constitutional litigation ; mu nicipal law
Selective qualification of electronic literacy
Pavel Yu. Ermoshin
Postgraduate,
Kutafin Moscow State Law University (MSAL),
125993, 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, Russian Federation;
e-mail: ermoshin.pavel@mail.ru
Abstract
The presented paper discusses the use of information technology in the implementation of
electoral rights. The domestic and foreign experience of conducting electronic voting is analyzed.
The issues of ensuring active suffrage using information and communication technologies are
considered. A new electoral qualification is proposed. It is shown in the work that to single out a
new electoral qualification: the qualification of electronic literacy is the necessary level of using
computer and other electronic communication technologies to exercise electoral rights. Of course,
at the moment, Russia has not introduced the electronic voting procedure throughout the state, we
can only talk about a large-scale experiment, while taking into account the domestic vector of state
building and global trends, it seems necessary to regulate the proposed electoral qualifications by
the legislation of the Russian Federation.
For citation
Ermoshin P.Yu. (2019) Izbiratel'nyy tsenz elektronnoy gramotnosti [Selective qualification of
electronic literacy]. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava [Matters of Russian and
International Law], 9 (9А), pp. 357-362. DOI: 10.34670/AR.2019.89.9.010
Keywords
Electoral qualifications, suffrage, electronic voting, Constitution of the Russian Federation,
new electoral qualifications, active suffrage.
Selective qualification of electronic literacy
362
Matters of Russian and International Law. 2019, Vol. 9, Is. 9A
References
1. Maltsev V. A.(2001) Reference manual for the course "Constitutional (state) law of foreign countries." Voronezh:
publishing house of the Voronezh State University. 328 p.
2. Federal Law dated 12.06.2002 No. 67 FL “On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in the
Referendum of Citizens of the Russian Federation” . Parliamentary Newspaper. No. 110-111. 06/15/2002.
3. The official website of the Federal State Statistics Service on the Internet [Electronic resource] URL:
http:.www.rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.
(Date
of
treatment: 08/17/2019).
4. Karaeva A.K. Information Literacy of Older Persons . Materials of the XI International Student Scientific Conference
“Student Scientific Forum”. URL: https: .scienceforum.ru/2019/article/2018014436/comments (accessed: 08.17.2019).
5. Reut D.A. (2019) The right to power in the context of universal digitalization . Electoral law and practice. No 2.P. 3-7
6. Federal law dated May 29, 2019 No. 103- FL “On conducting an experiment on the organization and implementation of
remote electronic voting in the elections of deputies of the Moscow City Duma of the seventh convocation” . Russian
newspaper. No. 117. 05/31/2019.
7. Gontar S. G. (2019) Legal regulation of the digitalization of the process the formation of government. Eurasian Law
Journal. No 1.P. 236 - 238.
8. The Internet portal of the “Russian Newspaper” [Electronic resource] URL: https:.rg.ru/2019/09/09/reg-cfo/v-moskvepodveli-itogi-eksperimenta-s-elektronnym-golosovaniem.html (accessed date 08.24.2019).
9. Khamutovskaya S. V. (2019) New technologies in voting: foreign experience. journal "Science and Innovation". Belarus.
Minsk. No. 5 (195). рр.29-32.
10. Shustova M.S. (2011) On the issue of introducing e-government and e-democracy in Europe. Society and Law. No. 2.
P. 274.
11. Borisov I.B. (2019) Towards e-democracy. Digital technologies in the system of democratic reproduction of power
institutions . Electoral legislation and practice. No. 3. рр. 3-10
12. Istomina Yu.S. (2018) Electronic voting in the system of electronic democracy. Digest: Law in the modern world.
Collection of scientific articles on the results of the international round table. рр. 58-60.
Selective qualification of electronic literacy
Pavel Yu. Ermoshin
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв