ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование Профили Химия и биология
очной формы обучения, группы 02041307
Зарудней Татьяны Ивановны
Научный руководитель
К.б.н. доцент
Погребняк Т.А.
БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅
1.1
Теоретические
аспекты
проблемы
мотивации
8
учения
обучающихся………………………………………………………........
8
1.2 Мотивация учебной деятельности⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 17
1.3 Формирование мотивации учения подростков⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 23
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 28
2.1 Организация исследования и описание выборки⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 28
2.2 Методики исследования⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 28
2.3 Анализ и интерпретация результатов⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 29
ВЫВОДЫ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅ 44
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивации учебной деятельности у учащихся в процессе их
обучения в школе является актуальной педагогической проблемой.
Мотивация обучения – это внешние мотивы побуждения учащихся к
действию, то есть воздействие к более успешному усвоению знаний по
любому школьному предмету со стороны школы в лице непосредственно
учителя,
родителей, которым очень хочется, чтобы их ребенок добился
высоких результатов. А мотивация учения – это внутренний, главный стимул
учащегося к обучению. Именно он – внутренний побуждающий мотив
«учиться» самого обучающегося по сравнению с внешним стимулированием
является наиболее важным для успешности образовательного процесса.
Многолетние педагогические исследования и наблюдения показывают,
что без личной – сформированной внутренней мотивации, процесс обучения
не может быть успешным.
В связи с этим каждому педагогу необходимо знание теории мотивации
к обучению, который стремится к стопроцентному усвоению его предмета
каждым учеником немаловажно опираться на общую стратегию и ход
предоставленной работы по исследованию мотивации обучения учащихся.
Знание теории о мотивации школьников к учению является основанием для
планирования организации учебного процесса.
Сам
процесс
сформирования
мотивации
к
учению
является
целенаправленным, если при этом учитывается тот факт, что преподаватель
соотносит полученный итог обучения с тем начальным уровнем, который
предшествовал формированию, и с тем планом, который был изначально
намечен.
Организовывая исследование особенностей процесса формирования у
учащихся мотивации к учению, важно не допустить элементарного
осознания
их
значимости
для
направленной
школьников.
4
организации
обучения
Изучение
мотивационной
сферы,
связанной
с
формированием
внутреннего стремления к знанию и обучению, возможно лишь на основе
познания психофизиологических закономерностей формирования в процессе
обучения учащегося, с одной стороны, как личности, а, с другой, как
субъекта учебной деятельности. Развитие это сложный процесс, связанный с
закономерностями развития сознания и мышления, как основных процессов
высшей нервной деятельности. Поэтому восприятие учения, как простого
процесса переноса готовых знаний от учителя к ученику является
ошибочным. Невозможно просто передать ученику готовых, то есть снаружи
даваемых мотивов и целей обучения.
В
действительности
процесс
формирования
мотивов
обучения
заключается в создание в школьном образовательном пространстве таких
обстоятельств, которые необходимы для стимулирования проявления
духовных побуждений (мотивов, целей, эмоций) к обучению. Понимание
этого является важными стимулом для последующего саморазвития
учащегося и развития у него собственной мотивационной сферы.
Преподаватель при данном процессе не должен занять позицию
невозмутимого наблюдателя за учащимся, он должен умело направлять их,
поощряя
ее
формирование
на
основе
применения
всей
системы
психологически взвешенных приемов.
Осваивать и вырабатывать мотивацию ученика преподаватель всецело
сможет и сам (не ожидая, например, прибытия школьного психолога) при
помощи продолжительного наблюдения за учениками в определенных
жизненных обстоятельствах, рассмотрения повторяющихся точек зрений и
действий учеников, что позволит преподавателю сформировать траекторию
развития у каждого ученика мотивации к обучению.
Беспристрастие наблюдение и развитие у учащихся мотивации к
учению достигается тем, что преподавателю необходимо отталкиваться не от
оценок и субъективных суждений, а опираться только на реальные факты.
5
В связи с этим необходимо уметь приобретать с помощью специальных
психологических методов и методических приемов. Планирование педагогом
процесса развития мотивационной сферы у школьника должно опираться на
его психологическое исследование.
Существенной стороной исследования и развития мотивации к учению
у учащихся должно реализоваться на основе гуманных взаимоотношений
между педагогом и учащимся. При этом основной задачей исследования в
школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического
развития с целью коррекции являемых аномалий, в том числе едва только
обозначающихся. При изучении психологических особенностей конкретного
ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его
прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или
иное достижение.
Педагогу нужно идти к психологическому исследованию и развитию
мотивации учащихся с оптимистическим предположением. Оно отмечает
нахождение наилучшей области, в которой ребенок, несмотря на внешне
незначительные успехи, выражает большую заинтересованность, достигает
немного более высоких достижений несколько больший интерес, достигает
несколько более высоких достижений, чем в иных сферах. Такой же
оптимистический подход необходим при формирования прогноза.
Важно
осваивать
и
вырабатывать
мотивацию
не
только
у
неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у всякого, даже по виду
успевающего ученика. При исследовании мотивации у любого учащегося
необходимо
обнаружить
состояние
его
познавательной
сферы,
мотивационной сферы (тяга к обучению, мотивы), волевой и эмоциональной
сферы (цели в процессе обучения, волнение в процессе обучения).
Для
любого
учащегося
желательно
иметь
в
распоряжении
аргументированный план развития его мотивации. Развивать мотивацию –
означает создание таких условий, рамок и обстоятельств, в которых могла бы
развертываться
активности,
где
бы
6
желательные
мотивы
и
цели
формировались и созревали бы у самого учащегося с учетом и в контексте
предшествующего
опыта,
индивидуальности,
духовных
склонностей.
мотивация учение младший школьник
Целью дипломной работы является исследование мотивов учебной
деятельности учащихся 7-9 классов на основе применения метода
анкетирования.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме
мотивации обучения и ее формирования.
2. Выявить уровень сформированности у учащихся мотивации к
обучению.
3. Разработать цикл занятий, направленных на формирование
у
школьников мотивации к обучению.
Предмет исследования: мотивация к обучению у школьников, пути её
формирования и уровень сформированности.
Объект исследования: ученики 7-9 классов возрастом от 11 до 16 лет.
Дипломная работа состоит из двух частей: теоретическое обозрение
проблем мотивации; проведение исследования мотивации обучения учеников
среднего школьного возраста.
Исследование проведено на базе МБОУ Зенинской средней основной
школы Вейделевского района Белгородской
области. В исследовании
участвовали ученики 7-9 классов школы. Как инструмент исследования были
разработаны
анкеты,
которые
направлены
на
исследование
сформированности у учащихся мотивации к обучению в школе.
7
уровня
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические аспекты проблемы мотивации учения обучающихся
Проблема мотивации к обучению у учащихся в процессе обучения в
школе является актуальной педагогической проблемой. На современном
этапе развития общества данная проблема актуализировалась, так как в
учебном учреждении работа каждого учителя и педагогического коллектива
в целом направлена на успешность обучения школьников. Но реализовать на
практике её невозможно, если у школьников отсутствует сформированная
мотивация к учению.
Что касается мотивации учения - это побуждение ученика к
деятельности, в частности это стремление к высокому результату учебной
деятельности, связанное с внутренним отношением ученика к ней.
Ведь мотивация в учебном процессе это, прежде всего, интерес ученика
к предмету, к теме, к учителю. Если ученик не готов воспринимать предмет,
то крепких знаний по предмету у него не будет. Для развития мотивации
разные учителя могут использовать различные задания для тренировки
мотивации. На рисунке 1.1 1 представлены компоненты мотивации учения,
от сформированности которых зависит результат обучения.
8
Рисунок 1.1 1 - Компоненты мотивационной сферы учащегося
Кроме этого педагоги и психологи выделяют следующие виды мотивов
учения [21], которые побуждают школьников к процессу обучения;
представленные на рисунке 1.1 2.
9
Рисунок 1.1. 2 - Классификация мотивов обучения
При изучении биологии могут возникать следующие проблемы,
мешающие ему усваивать знания по предмету:
1.
Отношение ученика к учителю;
2.
Отношение учителя к ученику;
3.
Личная значимость предмета;
4.
Непонимание цели учения;
5.
Страх перед школой.
Чтобы разрешить все эти проблемы учителю необходимо принимать
комплексные меры, такие как:
1. Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и
к самому процессу умственного труда. Такая организация обучения,
способствует вовлечению в процесс самостоятельного поиска и «открытия»
новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Проблемно - поисковые технологии обучения широко применяются на
уроках изучения не только.
10
Например, не читая текста, только по заголовку предположить о чем
будет текст; по фотографиям предположить что это за процессы или
организмы; найти дополнительную информацию по теме и т.д.
2. Понимание обучающимся нужности, важности и целесообразности
изучения биологии в целом и отдельных её разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями,
тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже
существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению
интереса к новому материалу.
Так в 7 классе при введении изучении темы искусственных и
естественных биоценозов учитель может узнать у детей о совместном досуге
учащихся и родителей и о мерах предосторожности и бережного отношения
к природе. В 9 классе в этой же теме обучающиеся уже готовы вести
дискуссию, высказывать свою точку зрения, по поводу безопасного
природопользования.
На
таких
уроках
у
школьников
формируется
экологическая
грамотность, чувства любви к природе и ответственности за ее сохранение,
поэтому особое место на уроках биологии занимает проблема экологии
окружающей среды. Учащиеся обсуждают такие проблемы, как гуманное
отношение к природе, к животному миру, защита окружающей среды,
вопросы здорового образа жизни.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает
интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа учеников (в том числе
им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. Так, в 7
классе при использовании обучающей программы проводится компьютерное
оценивание выполнения заданий в форме компьютерного теста, что очень
нравится детям и, предвкушая это, они с удовольствием выполняют
предложенные задания.
11
Как еще можно осуществлять более частую проверку знаний? К
примеру, работая в парах, использование хоровых ответов на несложные
вопросы, блиц-опросы на сопоставление у доски.
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает
оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме
того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки.
Мягкой формой оценки неудачи является фраза «Возможно, было бы
правильнее/удобнее, если… ».
6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет
позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического
стиля
педагогического
взаимодействия:
принятие
своих
учащихся
независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения,
понимания
и
поддержки.
Психологическое
поглаживание
учащихся:
приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей –
взглядом, улыбкой, кивком.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в
образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал
«золотым правилом» дидактики.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества,
необходима дифференциация обучения. Данный принцип легко достигается,
когда детям предлагается выполнить проект или творческую работу по
пройденной теме в той форме, какая удобна и интересна ребенка, он также
имеет возможность выбрать ту подтему, которая увлекает именно его.
9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой
способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания.
Учащиеся чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном
объёме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого
каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
12
Кроме этого, на уроках изучения биологии можно использовать
различные творческие формы работ, стимулирующие познавательную
активность учеников. Это могут быть различные кроссворды по темам,
ребусы, головоломки, небольшие лабораторные работы, в которых дети
могут учиться измерять давление, пульс, а также уроки занимательной
анатомии, защита проектов по темам, подготовка стенгазет. И для самых
активных - участие в олимпиадах по биологии. Таким образом, мы
способствуем восприятию знаний по предмету через восприятие себя в мире,
окружающей действительности в целом [37].
Проблема мотивации учения школьников изучается не только
педагогами, но и психологами, и для комплексного изучения данной
проблемы необходимо понимание психологического аспекта мотивации.
Так обзор работ отечественных психологов показывает, что в
настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных
позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования
проблем мотивации.
Множеством специалистов и учёных уделено немало внимания в
вопросах мотивации обучения учащихся. В отечественной педагогике - в
трудах М.А. Данилова [9], А.С. Макаренко [22], В.А. Сухомлинского [33] и
др. - выработано общепедагогическое положение сформирования мотивации
обучения учащихся как неотделимой части полного формирования личности.
Теоретический аспект структуры и формирования мотивационной
сферы личности изображены в трудах психологов Л.И. Божович [3], А.Н.
Леонтьева [19] и других.
Значительную лепту в теорию мотивации привнесли зарубежные
ученые Б. Вайнер [40], Д. Брунер [40], Т. Новацкий [40], Х. Хекхаузен [35] и
прочие. Г. И.Щукина заявляет суждение о том, что актуализации эмоций у
учащихся
содействуют
дидактические
познавательную активность [38].
13
игры,
вырабатывающие
Он так же проводит уточнение факторов активизации обучения,
конкретизировав её проблемой развития мотивации обучения учащихся
инструментами познавательной активности.
Бесчисленные изыскания сделаны отечественными психологами в
вопросах мотивов деятельности и, в особенности, мотивов учебной
деятельности.
Так, Л.И.
Божович, её
сотрудники
и
последователи
продолжительное время постигают мотивы учащихся. Во время анализа
устремленности личности (под устремленностью сравнительно постоянные и
преобладающие аргументы) выделили обширные общественные мотивы
приобретения знаний и мотивы появления собственно учебной деятельности.
Исследовав
отношение
учащихся
к
обучению,
Л.И.
Божович
установила, что один из самых существенных аспектов, обнаруживающих
психическую суть данных отношений, обнаруживается та сумма мотивов,
какая предопределяет учебную деятельность учащихся. Ею были сделаны
выводы о том, что вопрос развития стабильности личности есть, в первую
очередь,
вопрос
становления
социальных
по
личному
генезису
и
нравственных по содержанию мотивов поведения. Труды Л.И. Божович и ее
сотрудников оказали огромное влияние на развитие проблем мотивации
обучения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой
области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с
направленностью
личности
и
ее
отношением
с
окружающей
действительностью, а также о структурности мотивации [5].
Л.И. Божович и ее сотрудники под мотивами понимают внутреннюю
позицию личности. Они пришли к выводу о том, что одним из важнейших
моментов,
выявляющих
суть
отношения
учащихся
к
обучению,
обнаруживается сложение мотивов: «При этом под мотивом обучения мы
смыслим то, для чего обучается учащийся, что толкает его обучаться».
В заграничных изысканиях исследованию мотивов уделено немало
внимания. Реализованы бесчисленные теоретические и экспериментальные
труды по проблемам побуждений поведения человека и животных.
14
Разработка
всевозможных
проблем
сферах
мотивации
идет
психологической
с
науки
интенсивностью
с
во
использованием
разнообразных методов.
Оригинальное осмысление мотивации свойственно для гештальтской
психологической
школы.
К.
Левин,
экспериментального
исследования
независимое.
представителями
Как
разрабатывавший
мотивов,
постигал
их
гештальтпсихологии
методику
как
нечто
понималась
категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория
мотива.
Поведение
К.
Левин
истолковывал,
исходя
из
связей,
формирующихся у личности с непосредственным кругом в предоставленный
временной микроинтервал. Левин, переведясь от фрейдистского постижения
мотива как стесненной в организме энергии к суждению о системе
«организма - среда», произвел значительный шаг вперед в формирование
обучения о мотивах. Его бесспорной заслугой проявляется и разработка, и
использование экспериментального метода при изучении мотивации [11].
В Теории Д.К. Маккеланда объясняется то, что все без исключения
мотивы и надобности человека приобретаются и формируются при его
онтогенетическом формировании [23]. Мотив тут рассматривается как
«стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний»,
обликов ублаготворения или итогов.
Мотив достижения анализируется так же как первопричина людского
поведения [2].
Г.
Олпорт
в
своей
книге
«Личность»
как
представитель
«персоналистической» линии выставил идею личностного подхода к
мотивации человека. В его теории самореализации личность подвергается
анализу как первопричина людского поведения [28].
В теории мотивации Э. Даффи поведение обрисовывается сквозь его
устремленность (подход, всеобщий путь поведения) и интенсивность
(душевное возбуждение и энергичность). При установлении мотивации
нужно установить активацию и её направленность [10].
15
Д. Берлайн разрабатывал сложную систему мотиваций, соответственно
какой нужда обусловливает отклики организма. Но сама нужда у него
объединена с возможностью возбужденности первичных строений, и потому
его теория физиологична [3].
В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделил
несколько стилей мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический,
поведенческий и математический. Обосновываясь на точке зрения К. Левина
и Э. Толмена, Аткинсон подвергает рассмотрению поведение как, во-первых,
ожидание чего-либо и, во-вторых, ценности, оборачивающиеся в мотив.
Новоиспеченным в этом месте изобличается то, что Аткинсон и Берч
подвергают рассмотрению не реакции, а поступки (в том числе и
вербальные). Сказывающиеся стимулы реорганизуются в зависимости от
мотивов, их существенности и оценки. Это предопределяет результативное
состояние и характеристику поступков.
В теории мотивации А. Маслоу обозначает устремление индивидуума к
беспрерывному
вырабатыванию
как
основной
мотив.
Мотивы
обусловливаются нуждами, какие располагают несколькими уровнями: от
биологических нужд до нужд самоактуализации. Поведение зависит от нужд
и способностей и обусловливается внутренними и внешними мотивами [25].
Подобным образом, среди заграничных и отечественных психологов
бытует несколько соображений сущности мотивов, их осмысленности, их
пункта в строении личности.
Так, Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив - взаимосвязанные,
взаимообусловленные психические категории и что мотивы воздействия
формируются на базе обусловленной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в
ту же пору он утверждает, что сквозь формирование некоторых мотивов мы
сможем воздействовать на мотивацию в целом, то есть уже мотивация
зависит от мотивов, какие делаются первичными. Помимо этого, автор
находит, что мотивы имеют отношение к действиям, а мотивация - к
деятельности, не отдавая этому какого-либо обоснования [29].
16
Тяжело выяснять соотношение между мотивацией и мотивом и в книге
И.А. Джидарьян (1976). Она пишет, что, в отличие от мотивации, и мотив
владеет более узким значением. В нем закрепляется именно психологическое
содержание, а прямо тот внутренний фон, на каком разворачивается процесс
мотивации поведения в целом. Собственно мотив энергизирует и устремляет
поступки человека на любой момент времени. Спрашивается - в чем же тогда
заключается роль мотивации все реализовывается с помощью мотива? В
данном случае определение «мотивация» делается излишним.
В.Г. Леонтьев (1992) выделил два вида мотивации: первичную, какая
является в конфигурации потребности влечения, драйва, инстинкта, и
вторичную, которая является в виде мотива. Следственно, в этом эпизоде так
же наблюдается отождествление мотива с мотивацией.
В.Г. Леонтьев
считает, что мотив как конфигурация мотивации зарождается лишь только на
уровне личности и обеспечивает личностное обоснование в решении
действовать в назначенном курсе для достижения назначенных целей, и с
этим нельзя не согласиться. Во многих эпизодах психологи (а биологи и
физиологи всегда) под мотивацией располагают в виду детерминацию
поведения, оттого выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию [19].
1.2 Мотивация учебной деятельности
Поступки человека истекают из обусловленных мотивов и обращены
на обусловленные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к поступку.
Не видя мотивов, невозможно осознать, отчего человек тянется к одной, а не
иной цели, отчего невозможно, следственно, осознать неподдельный смысл
его поступков. К видам мотивов возможно отнести познавательные и
социальные мотивы. Направление на содержание учебной дисциплины
сообщает о присутствии познавательных мотивов. Устремленность на иного
человека в процессе обучения - о социальных мотивах.
И познавательные и социальные мотивы смогут иметь в распоряжении
разнообразные уровни.
17
Познавательные мотивы обладают уровнями: широкие познавательные
мотивы (ориентир на овладевание новыми знаниями - фактами, явлениями,
закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентир на освоение
способов добычи знаний, приемов автономного усвоения знаний), мотивы
самообразования (ориентир на обретение добавочных знаний и далее на
строй особой программы самосовершенствования) [36].
Социальные мотивы могут располагать следующими уровнями:
- широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание
социальной важности обучения);
- узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять
определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их
одобрение);
- мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы
взаимодействия с другим человеком).
Разнообразные мотивы могут иметь различное проявление в учебном
процессе. К примеру, обширные познавательные мотивы обнаруживают в
принятии решения задач, в обращениях к педагогу за добавочными
познаниями.
Учебно-познавательные - независимые поступки по отыскиванию
различных способов решения, в вопросах педагогу о сопоставлении
различных способов труда. Мотивы самообразования обнаруживают в
обращении к педагогу по поводу целесообразной организации учебного
процесса, в настоящих действиях самообразования [15].
Социальные мотивы обнаруживают в действиях, подтверждающих
понимание учащимся долга и ответственности; позиционные мотивы - в
тяготении к контакту с ровесниками и в получении их оценок, в инициативе
и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества - тяготение к
коллективному
труду
и
к
пониманию
осуществления.
18
рациональных
способов
ее
Осмысленные мотивы проявляются в умении учащегося поведать о
том, что его побуждает, построить мотивы по уровню важности. Истинно
функционирующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в
развернутости учебного процесса и в формах ухода от нее, в выполнении
добавочных заданий или отказе от них, в тяготении к заданиям увеличенной
или повышенной трудности [7].
В подростковом возрасте допустимо осознание собственной учебной
деятельности, ее мотивов задач, способов и средств. Существенно
упрочиваются не едва лишь обширные познавательные мотивы, но и учебнопознавательные, для каких свойственна заинтересованность к способам
получения знаний. Мотивы самообразования в данном возрасте восходят на
новый уровень, отмечается активное тяготение подростка к автономным
конфигурациям учебной работы, проявляется заинтересованность к методам
научного мышления [17].
Более видимо в данном возрасте улучшаются социальные мотивы
обучения. Обширные социальные мотивы богатеют соображениями о
моральных ценностях окружения, делаются более осознанными в связи с
увеличением
самосознания
подростка
в
целом.
Принципиальные
качественные сдвиги являются и в позиционных мотивах обучения, при этом
очень сильно множится мотив розыска контактов и сотрудничества в
учебной сфере.
К окончанию подросткового возраста возможно наблюдать неизменное
преобладание какого-нибудь мотива. Понимание подростком соподчинения,
относительной важности мотивов обозначает, что в данном возрасте
формируется осмысленная система [13].
Существенно формируются процессы целеполагания в обучении.
Подростку доступна независимая постановка не едва лишь единственной
цели, но и порядка нескольких целей, при этом не едва лишь в учебной
работе, но и во внеклассных видах занятий.
19
Подросток завладевает умением устанавливать эластичные цели,
зарождается умение устанавливать и перспективные цели, соединенные со
скорым периодом социального и профессионального самоопределения [38].
Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым
рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она
определяется
самой
образовательной
учреждением,
где
организацией
образовательного
осуществляется
системой,
учебная
процесса.
образовательным
деятельность.
В-третьих,
Во-вторых,
субъектными
особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие,
способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими
учащимися и т. д.). В-четвертых, субъектными особенностями педагога и,
прежде всего системой отношения его к учащемуся, к делу. В-пятых,
спецификой учебного предмета.
Надзор за трудом педагогов обнаруживает, что они отдаленно не
постоянно уделяют соответствующий интерес к мотивации учащихся.
Множество педагогов, нередко сами того не осознавая, отталкиваются от
того, что раз учащийся прибыл в школу, то он обязан делать все то, что
советует педагог. Имеются и такие педагоги, какие, прежде всего,
базируются на отрицательной мотивации. В подобных эпизодах занятием
учащихся движет, прежде всего, жажда, избежать различного рода
неприятностей - кары со стороны педагога или родителей, нехорошей
оценки.
Зачастую, что в первый же день нахождения в школе учащийся узнает,
что сейчас он не сможет вести себя так, как раньше: ему возбраняется встать
тогда, когда ему хочется, возбраняется обернуться к учащемуся, который
сидит сзади, возбраняется спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких
эпизодах у учащихся понемногу развивается страх перед школой, страх
перед педагогом.
20
Учебные занятия радости не приносят. Это сигнал не благополучия.
Даже
взрослый
человек
не
сможет
продолжительный
период
функционировать в данных обстоятельствах.
Дабы понять другого человека, необходимо мысленно стать на его
место. Вот и изобразите себя на месте учащегося, который обязан любой
день, как правило, не выспавшись подниматься и шагать в школу. Он знает,
что педагог снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку
[16].
Взаимоотношения
с
ним
передается
учащимся
класса,
оттого
большинство из них относятся к нему плохо, пытаются чем-нибудь ему
досадить. Одним словом, учащийся видит, что ничего хорошего его в школе
не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.
Если схожие обстоятельства складываются у педагога, то он долго не
выносит и меняет место работы. Педагог обязан неизменно помнить, что
человек не сможет долгое время действовать на негативной мотивации,
вызывающей негативные эмоции. Если это имеет место, то надо ли
удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются
неврозы.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,
чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности,
были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели
значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку
в его переживании [34].
Мотив - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной
работы, связанная с внутренним отношением учащегося с ней [32]. В системе
учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
К внутренним мотивам относятся такие, как:
- собственное развитие в процессе обучения;
- действие вместе с другими и для других;
- познание нового, неизвестного.
21
Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба,
вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование;
учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты
учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах
учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Рассмотрим строение мотивационной сферы обучения у учащегося, т.е.
того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение,
направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями.
Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений:
идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и
так далее.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во
взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность
активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку
деятельности [20]. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда,
когда человек начинает действовать. Однако без потребности не побуждается
активность ребенка, и, следовательно, у него не возникают мотивы, отчего он
не готов к постановке целей.
Другой
важный
аспект
мотивационной
сферы
-
мотив,
т.е.
направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние
человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на
отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на
овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей,
на установление желаемых отношений сверстниками.
Цель- это направленность активности на промежуточный результат,
представляющий этап достижения предмета потребности [27].
22
Для
того,
чтобы
реализовать
мотив,
овладеть
приемами
самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей:
научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности,
подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели
выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.
Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь
потенциальную возможность развития учащегося, поскольку реализации
мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений учащихся ставить
цели и достигать их в обучении [18].
Видами целей в обучении могут быть конечные цели (например,
получить правильный результат решения) и промежуточные (например,
различить способ работы и результат, найти несколько способов решения).
Уровни целей связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные,
учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.
Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее
откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их
незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их
возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.
Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность
реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей.
Виды эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность,
гордость)
и
отрицательные
(страх,
обида,
досада,
скука,
унижение).Проявление эмоций в обучении: общее поведение, особенности
речи, мимика, пантомимика, моторика [12].
1.3 Формирование мотивации обучения учащихся
В среднем школьном возрасте возникает потребность и возможность
совершенствования своей
учебной деятельности, что
проявляется в
стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.
23
Особую
роль
приобретает
овладения
контрольно-оценочными
действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки,
планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности
нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные
способы
их
решения.
В
старшем
школьном
возрасте
широкие
познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям
затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук [24].
Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более
далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие
целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке
системы целей учится исходить из планов своего индивидуального
самоопределения [30]. Возрастает умение оценить реалистичность своих
целей.
Общий смысл формирования состоит в том, что педагогу желательно
переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения
к обучению к зрелым формам положительного отношения к обучению действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной
мотивации обучения способствуют общая атмосфера в школе, классе,
участие учащегося в коллективистических формах организации разных видов
деятельности, отношения сотрудничества педагога и учащегося, помощь
педагога не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде
советов, привлечение педагогом учащихся к оценочной деятельности и
формирование у них адекватной самооценки [34].
Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное
изложение,
необычная
форма
преподавания
материала,
вызывающая
удивление у учащихся; эмоциональность речи педагога, познавательные
игры, ситуация спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций, умелое
применение педагогом поощрения и порицания.
24
Особое значение тут приобретает укрепление всех сторон умения
учащегося учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их
дальнейшее применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им
учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа
учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную
деятельность [14].
Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие
мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
-·актуализация уже сложившейся у учащегося ранее мотивационных
установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
-·создание условий для появления новых мотивационных установок
(новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости,
осознанности, действенности и др.)
-·коррекция дефектных мотивационных установок
-·изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню
своих возможностей, так и к перспективе их развития [26].
Формирование включает несколько блоков - работу с мотивами,
целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью учащихся. Внутри
каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних
мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств [6].
Какие же задания и упражнения может применять педагог для
целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? Можно
начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к
обучаемости.
Могут
использоваться
упражнения
на
сотрудничество
взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание
учащихся в обучении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо
укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на
закрепление адекватной самооценки важно учить учащихся грамотному
объяснению своих успехов и неудач [39].
25
Становлению
адекватной
самооценки
и
уровня
притязаний
способствует упражнения на решение задач максимальной для себя
трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин
в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в
целом и усилий при решении данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного
уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их
педагогом [4]. Для мотивации учащегося более важной, чем оценка педагога
оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях.
Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к
способностям учащегося в целом, а к тем усилиям, которые прилагает
учащийся при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки педагогом для поощрения
мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами
других учащихся, а с его прежними результатами.
Следующая
группа
заданий
на
устойчивость
целей,
на
их
действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания
цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после
помех
и
препятствий.
Укреплению
настойчивости
учащегося
при
достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач
без обратной связи в ходе решения [31].
Мотивация подростка - то, что побуждает подростка двигаться в том
или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать,
добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д .
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,
чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности,
были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели
значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку
в его переживании.
26
Мотив - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной
работы, связанная с внутренним отношением учащегося с ней. В системе
учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К
внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе
обучения; действие вместе с другими и для других; познание нового,
неизвестного.
Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба
как
вынужденное
поведение;
процесс
учебы
как
привычное
функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться
в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на
характер и результаты учебного процесса [1].
27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
2.1 Организация исследования и описание выборки
Целью дипломной работы стало изучение мотивации подростков
среднего школьного возраста. В эксперименте приняло участие 36
обучающихся (20 человек в возрасте 11-13 лет, 16 человек в возрасте 1416лет). Исследование, которое проводилось на базе МБОУ Зенинской СОШ.
Исходя из цели исследования, передо мною были поставлены
следующие эмпирические задачи:
Подобрать
•
и
апробировать
направленные на изучение мотивации
диагностические
методики,
подростков среднего школьного
возраста;
•
Выявить уровень мотивации обучения и преобладающие мотивы
обучения подростков среднего школьного возраста.
•
Разработать задания для тренировки мотивации подростков
среднего школьного возраста.
2.2 Методики исследования
«Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников».
Методика разработана Лукьяновой М.И.
Данная методика приведена в приложении Б.
U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между
двумя
выборками
по
уровню
количественно-измеренного
признака,
позволяет определить достаточна ли мала зона перекрещивающихся
значений между двумя рядами, чем меньше область перекрещивающихся
значений, тем больше вероятность, что достоверны различия.
28
2.3 Анализ и интерпретация результатов
В проведенном исследовании получились следующие результаты
приведены на рисунке 2.3 3:
60,00%
Уровень
мотивации
11-13 лет
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
14-16 лет
10,00%
0,00%
Высокий
уровень
мотивации
Средний
уровень
мотивации
Низкий
уровень
мотивации
Рисунок 2.3. 3 - Оценка уровня мотивации школьников к изучению биологии
Из данной гистограммы мы видим, что уровень мотивации школьников
среднего школьного возраста составляет 25% опрошенных с высоким
уровнем мотивации, 55% опрошенных со средним уровнем школьной
мотивации и 10% опрошенных с низким уровнем школьной мотивации.
Опрос проводился среди школьников 7-9 классов в возрасте 11-16 лет,
из данных опроса было видно, что уровень школьной мотивации не зависит
от возраста ученика, а скорее от его заинтересованности в предмете. Мы
также попытались разработать задания для тренировки школьной мотивации,
путем опроса были выявлены темы, которыми интересовались школьники и
позже были предложены задания для выполнения школьниками.
Для выявления интереса по темам раздела школьной программы по
биологии я составляла небольшие анкеты, приведенные в приложении А.
Результаты проведенного теста показали, что в 7-9 классах стали
актуальными темы по распределению свободного времени школьника, чтоб
успевать как можно больше, а также тема ЗОЖ и стрессоустойчивости.
29
9 класс
Здоровый сон
Образ жизни и
стрессоустойчивость
8 класс
ЗОЖ и эффективная
работа
7 класс
0%
10%
20%
30%
40%
50%
Рисунок 2.3. 4 - Уровень интереса школьников к темам «Здоровый сон»,
«Образ жизни и стрессоустойчивость», «ЗОЖ и эффективная работа»
Данная гистограмма отображает, уровень интереса по темам, которые
были выбраны опрошенными. Задания на эти темы вызывали большую
мотивацию учения, чем темы плана. На уроках по данным темам ученики
проявляли больший интерес и активность,
что выражалось в большем
количестве, задаваемых вопросов и лучшей подготовке заданий.
Задания для тренировки мотивации.
Самыми лучшими заданиями для тренировки мотивации стали задания
по мнению опрошенных когда они изучали биологию через осознание себя в
этом мире, и интересно как устроен их организм. В связи с этим для меня
стало целью составление такого комплекса заданий. Вот некоторые из них.
Урок изучение новой темы «Сон и сновидения» в котором будет
раскрыто значение сна в жизни человека, охарактеризованы фазы сна, а
также приведены интересные факты о сне.
Интересные факты о сне, представлены ученикам в форме стенгазеты о
здоровом сне.
30
1. Наше тело не спит никогда.
Пока мы в ночном сне отдыхаем, тело продолжает трудиться: готовит
нас к бодрствованию днем, налаживая биологические ритмы, процессы
иммунные, обменные, психические и мозговые.
Раннее считалось, что засыпает наше сознание, но тогда кто посылает
нам подсказку: «Это всего лишь сон, не бойся!», если снятся кошмары?
2. Во сне мы можем учиться.
Феномен, названный учеными «гипнопедией», дошел до нас из
глубины веков.
По
утверждениям
историков
гипнопедию
практиковали
еще
древнеиндийские буддийские монахи, нашептывая спящим ученикам тексты
рукописей.
3. Чтобы не набрать лишнего веса - Высыпайся!
Учёные выяснили, что систематический недостаток сна может
привести к довольно быстрому увеличению веса (до килограмма в течение
недели). Объясняется это тем, что организм при недостатке ресурсов
пытается восполнить их любым доступным способом. Поэтому испытуемые
постоянно чувствовали голод, что в результате приводило к появлению
лишних килограммов. Поэтому, если хотите похудеть, высыпайтесь.
4. Сон «великих людей».
Великие люди отличаются от всех остальных не только своими
умственными способностями, но и некоторыми бытовыми привычками.
Например, Леонардо да Винчи использовал метод полифазного сна: отдыхал
каждые 4 часа по 15 минут. Никола Тесла спал 2 часа в сутки, а Эйнштейн
отдыхал чуть больше — по 4 часа в день.
31
Занимательные ребусы о фазах сна и здоровом сне.
Памятка здорового сна
1.
Соблюдение личной гигиены перед сном. В здорово теле
здоровый дух.
2.
Соблюдение режима питания: не перенапрягай свой кишечник,
он тоже хочет отдохнуть как и ты.
3.
Выбирай наиболее удобную для тебя и правильную позу для сна.
Медиками наиболее одобрены позы лежа на спине или правом боку.
4.
Не перегружай свое воображение: не читай и не смотри фильмов,
которые «будоражат подсознание».
5.
Соблюдение
личного
режима
дня:
укладывайся
спать
и
просыпайся практически в одно время и будет тебе здоровье.
Урок формирования новых знаний об измерении пульса и давления,
формирование понятий о кровяном давлении человека, пульсе. Некоторые
этапы урока, формирующие мотивацию на нем.
Измерение пульса у учеников и давления небольшая лабораторная
работа. Данные занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
Измерение ЧСС и АД обучающихся 8 класса
Фамилия, имя
Бурлуцкая Валерия
Глотова Кристина
Филиппов Дмитрий
Предка Никита
Стрекалов Никита
Табаченкова
Александра
Николаев Максим
Кнышенко Алина
Калашникова Марина
Ларин Никита
Бишлер Елена
ЧСС, за 60 сек.
75
77
80
78
79
65
АД, мм.рт.ст.
110/70
115/72
120/78
119/80
117/67
105/73
72
77
68
79
77
115/69
119/77
114/74
117/75
118/77
32
После проведения учениками измерений им были предложены
следующие вопросы:
•
Почему у всех детей получились разные показатели?
•
Почему у мальчиков значение ЧСС и АД как правило выше, чем
у девочек?
•
Какова норма ЧСС и АД для их возраста?
Ответы обучающихся:
•
На первый вопрос дети ответили, что показатели зависят от
возраста и состояния организма, так как они все разные
•
На второй вопрос ученики ответили большинство так как
мальчики сильнее, и их организм наиболее активен
•
Нормой для их возраста они посчитали среднее арифметическое
их значений. Для пульса это значение составило 75 уд/мин., а для давления115/74.
Во многом ребята были правы и их предположения позже были
подтверждены интересными фактами о ЧСС и АД статистики медиков:
•
Для тинэйджеров (возраст от 13 до 19 лет) нормальные значения
ЧСС находятся в пределах от 50 до 90 ударов в минуту.
•
Разница
значений
показателей
ЧСС
и
АД
обусловлена
процессами интенсивного роста, полового созревания, формированием
социальных взаимоотношений, которые у индивидов происходят с различной
интенсификацией.
•
Различные органы и части тела подростка развиваются с разной
скоростью, это так называемые диспропорции.
33
Кроссворд для закрепления знаний по теме «Кровяное давление, пульс.»
2
З
1 Д А В
О
Р
4
О
В
Ь
7 В Е Н А
3
П
У
Л Е Н И Е
5
Ь
Д
С И С Т О Л И Ч
А
8 С О
Т
О
Л
6 Д И С
Ч
Е
С
9 К Р
О
Е
Е С К О Е
С У Д
П Р О П О Р Ц И И
О В Ь
По горизонтали:
1. Физическая величина, численно равная силе, действующей на
единицу площади поверхности перпендикулярно этой поверхности. В данной
точке давление определяется как отношение нормальной составляющей
силы. Это также величина с которой кровь оказывает воздействие на стенки
кровеносных сосудов.
4. Уровень артериального давления крови на стенку артерии в момент
максимального сокращения сердца называется каким давлением.
6. Термин, определяющий отставание в развитии различных органов и
частей тела подростка, которые развиваются с разной скоростью.
7. Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу.
8. Эластичные трубчатые образования в теле животных и человека.
9. Жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды
организма, которая состоит из жидкой среды — плазмы и взвешенных в ней
клеток — форменных элементов: клеток лейкоцитов, эритроцитов и
тромбоцитов.
34
По вертикали:
2. Термин, означающий состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических
дефектов".
3. Толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными
циклами.
5. Как называется минимально возможное давление в артериях.
Урок обобщения знаний по теме: «Белки. Жиры. Углеводы. Пищевые
добавки». В ходе данного урока планировалась систематизация знаний о
«строительном материале организма человека», а также приобретение новых
знаний и интересных фактов о пищевых добавках и их влиянии на организм.
Как
этап
урока
запланирована небольшая
практическая
работа
по
идентификации пищевых добавок в продуктах питания.
В качестве наглядного материала, использованы упаковки от продуктов
питания, таких как пряники, мороженое, крекеры, чипсы, сухарики,
газировка. Изучая состав этих подуктов питания школьники записывали
наименование
пищевых
добавок
в
таблицу
2,
изучали
их
«полезность/вредность», действие на организм.
Таблица 2.
Список добавок, используемых производителями при производстве
продуктов питания
Красител Консервант Антиокислите Загустител Эмульгатор Усилител
и Е1**
ы Е2**
ли Е3**
и Е4**
ы Е5**
и вкуса
Е6**
Е107
Е211
Е338
Е406
Е462
Е620
Е110
Е214
Е340
Е 410
Е467
Е633
35
После чего ученики формировали выводы. После проделанной работы
ученики пришли к следующим выводам:
Без пищевых добавок производителям продуктов питания не
1.
обойтись так, как иногда они помогают смешивать 2 несмешивающихся
продукта, например, вода и масло
2.
Увеличивают срок хранения/употребления продукта
3.
Но это только для производителей, а потребителям не очень
полезно употреблять пищевые добавки в пищу, так как увеличивается масса
тела, увеличивается риск возникновения сахарного диабета.
Чтобы получить наиболее полезную пищу для себя, необходимо
4.
готовить ее самостоятельно из продуктов, высокого качества и уровень
продолжительности жизни увеличится, и риск возникновения неизлечимых
заболеваний станет меньше.
Урок изучения «Искусственных и естественных биогеоценозов» в 9
классе нагляднее всего производить как урок-экскурсию. В ходе данного
урока нагляднее всего объяснить учащимся факторы образования и законы
существования искусственных и природных экосистем.
Как
этап
экскурсии
можно
с
детьми
проводить
не
только
предварительную беседу о понятиях экосистема, биогеоценоз, законах их
существования, о внутривидовом разнообразии экосистем, но и научить их
ориентироваться на местности по компасу, определять положение солнца.
При составлении внутривидового состава биоценоза сделать ребусы о
представителях – как вариант творческого задания после экскурсии.
Примеры ребусов о представителях мелового биогеоценоза
Адонис весенний
36
Полынь беловойлочная
Чабрец меловой
Воробейник лекарственный
37
ВЫВОДЫ
1. После прохождения школьниками занятий, направленных на
развитие мотивации к учению, у них сформировалась способность к
целеполаганию; стали превалировать познавательные и общественные
мотивы, при этом процент школьников с изначально низким уровнем
мотивации снизился, а с высоким – изменился незначительно.
2. Для школьников старших классов социальный мотив является
наиболее значимым для личностного формирования, при этом среди них
преобладал процент школьников с нормальным и высоким уровнем
мотивации.
3. В процессе направленной мотивации у школьников внутренние
мотивы стали превалировать над внешними, при этом возросла значимость
познавательных и общественных мотивов, вырабаталась способность к
целеполаганию.
4.
Среди
школьников
уменьшается
процент
обучающихся
с
отсутствием поведенческой активности и негативной мотивацией, но
повышается в равной мере стремление к успеху и устранению неудач, с
высокой заинтересованностью к обучению.
5. У школьников на момент исследования выявлено преобразование
мотивации – от наружных мотивов к внутренним, более высокому их типу,
управляющему жизнью личности. Этот результат показал, что система
воспитания в семье и дошкольном учреждении обеспечила необходимую
основу для формирования внутренней мотивации обучения в школе.
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -
М., 1976. - 158 с.
2.
Батаршев, А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. -
М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
3.
Берлайн, Д. «Мотивация поведения». - Санкт-Петербуг., 1936, -
4.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
194 с.
М.: Педагогика, 2005. - 167с.
5.
Божович
Л.И.
«Изучение
мотивации
поведения
детей
и
подростков (сборник статей).» // Под ред. Л.И. Божович. М.: Педагогика.
1972. – 352с.
6.
Валеев Г.Х. Методология и методы психолого - педагогических
исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических
вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 163с.
7.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2003. - 110 с.
8.
Глуханюк
Н.С,
Белова
Д.Е.
Психодиагностика.
-
М.:
Академический проект; Екатеринбург, 2005. - 237с.
9.
Данилов М.А. Психология мотивации учебной деятельности
/М.А. Данилов, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина, А.М. Матюшкин, Т.В.
Кудрявцев, Н.А. Менчинская. - Пенза, 2004 .- 180с.
10.
Даффи Э. Активация и поведение.- М., 1962.- 199с.
11.
Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.:
ВАКО, 2006. - 187 с.
12.
Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология:
Учебное пособие— М.: Академия, 2002. - 138 с
13.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М., 2007. - 63 с.
14.
Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению //
Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 879-881.
15.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Питер, 2000, 476с.
39
16.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 2000. - 212
17.
Корягина О. П. Проблема подросткового возраста. // Классный
с.
руководитель. 2003. — № 1. – С.22-25.
18.
Коростелева Т.В. Курдюкова Н.А. Диагностика
учебной
мотивации // Биология в школе. – 2005, № 4, С.18-20.
19.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -
М.:
Просвещение, 2003. - 321 с.
20.
Лозоцева, В.Н. Формирование учебной мотивации школьников //
Школа и производство - №4 - 2004. – С. 305.
21.
Лукьянова М. Учебная
мотивация
как
показатель качества
образования // Народное образование. – 2001, № 8, С. 77-88.
22.
Макаренко А.С. Педагогика трудного детства. - Волгоград, 2003.-
23.
Маккеланд Д. Мотивация человека.- Спб.: Питер, 2007. – 672с.
24.
Маркова А.К., Формирование мотивации учения Маркова А.К.,
241с.
Матис Т.А., Орлов А. Б.. - М., 2006. - 327 с.
25.
Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб, 1999.-200 с.
26.
Морозова
Н.Г.
Учителю
о
познавательном
интересе
//
Психология и педагогика, №2, 2000. - С. 245
27.
Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. -
28.
Олпорт Г. «Становление личности» / под ред. П.А. Леонтьева
340 с.
избранные труды.- М.: Смысл, 2002. - 304с.
29.
Пилоян Р.А Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука,
1984. - 198 с.
30.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.
учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 86 с.
31.
Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применении: сборник материалов ХLI Международной научно- практической
40
конференции /Под общ. ред. С. С.Чернова.- Новосибирск: Издательство
ЦРНС,2014. - 174 с.
32.
Скрипкин И. Н. Формирование положительной мотивации у
школьников
к
учебной
деятельности
на
основе
дифференциации
образовательного процесса: научно-методическое издание. -
Научно-
методическое издание ЛИПЕЦК, 2010. - 245 с.
33.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1981. - 288с.
34.
36Хекхаузен Х. Основные подходы к изучению мотивации.
Возможные классификации мотивов // Мотивация и деятельность. М., 1986,
С. 105–112
35.
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения, СПб., 2001. -
36.
Хорни К. Самосознание.- М., 1996. – 656с.
37.
Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся
144 с.
в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.
38.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. - М., 2009.
39.
Яньшин П.В., Практикум по клинической психологии. Методы
151 с.
исследования личности.- СПб., 2004. - 203 с.
40.
Теоретические основы развития мотивации учения младших
школьников в процессе обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3bc79b5d43a88521316d37_0.h
tml (дата обращения: 05.10.2017). (Брунер, Новацкий, Вайнер)
41
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкеты, использованные для опроса интересов учащихся к теме урока
ФИО___________________________________________________________________
Возраст____________________Класс____________________________________
Тест «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и эффективно работать?».
Вопросы теста:
1. Если утром Вам надо встать пораньше, то Вы:
а)заводите будильник;
б)доверяете внутренним «часам»;
в) полагаетесь на случай.
2. Проснувшись утром, Вы:
а) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела;
б) встаёте не спеша, делаете лёгкую гимнастику и только потом начинаете собираться
на работу;
в) ещё несколько минут продолжаете нежиться под одеялом.
3. Из чего состоит Ваш обычный завтрак:
а) кофе или чая с бутербродами;
б) из мясного блюда и кофе/чая;
в) Мы вообще дома не завтракаете и предпочитаете более плотным завтрак часов в
десять.
4. Какой вариант рабочего распорядка Вы предпочли бы?
а ) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время;
б) приход в диапазоне 30 минут;
в) гибкий график.
5. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала
возможность:
а) успеть поесть в столовой;
б) поесть не торопясь, и ещё спокойно выпить чашку кофе;
в) поесть не торопясь, и ещё немножко отдохнуть.
6. Как часто в суете служебных дел и обязанностей у Вас выдаётся возможность
немного пошутить и посмеяться с друзьями/одноклассниками:
а) каждый день;
б) иногда,
в) крайне редко.
7.Если на работе Вы вовлечены в конфликтную ситуацию, как Вы пытаетесь
разрешить её:
а) долгими дискуссиями;
б) отстраняетесь от споров;
в) ясно излагаете свою позицию и отказываетесь от споров.
8.Надолго ли Вы обычно задерживаетесь на работе:
а) не более чем на 20 минут;
б) до 1 часа;
в) более 1 часа.
9. Чему Вы обычно посвящаете своё свободное время?
а) общественной работе;
б) хобби;
в) домашним делам.
10. Что означают для Вас встречи с друзьями и приём гостей?
а) возможность встряхнуться и отвлечься от забот;
б) потерю времени и денег;
в) неизбежное зло.
11. Когда Вы ложитесь спать?
а) всегда примерно в одно и то же время;
б) по настроению;
в) по окончании всех дел.
12. Как Вы используете свой отпуск?
а) весь сразу;
б) часть - летом, а часть - зимой;
в) по два-три дня, когда у Вас накапливается много дел.
13. Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
а) ограничиваетесь ролью болельщика;
б) делаете зарядку на свежем воздухе;
в) находите повседневную рабочую и домашнюю нагрузку вполне достаточной.
14. За 14 последних дней вы хотя бы раз:
а) танцевали;
б) занимались физическим трудом и спортом;
в) прошли пешком не менее четырех километров.
15. Как Вы проводите летний отпуск?
а) пассивно отдыхаете;
б) физически трудитесь (в саду);
в) гуляете и занимаетесь спортом.
16. Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы
а) любой ценой стремитесь достичь своего;
б) надеетесь, что Ваше усердие обязательно принесет свои плоды:
в) намекаете окружающим на Вашу истинную ценность
Что интересного для себя вы узнали из анкеты? О чем еще хотели бы
узнать?_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Образ жизни и стрессоустойчивость
ФИО___________________________________________________________________
Возраст____________________Класс____________________________________
Фактор риска
1.Сон недостаточный или
плохой
2.Испорченное настроение
по дороге на учебу/домой
3.Испорченное настроение
на учебе
4.Неприятная работа
5.Чрезмерный шум
6.Выпито более 3 чашек
кофе
7.Слишком
мало
физической активности
8.Слишком много съедено
9.Слишком
много
сладостей
10.Личные проблемы
11.Испорченное
настроение дома
12.Сомнение в качестве
своей работы
13.Головная боль
14.Сердечная слабость
15.Боли в желудке
16.Зубная боль
Всего баллов
Пн
Вт
Дни недели
Ср Чт
Пт
Сб
Вс
Итого баллов
Необходимо отмечать те пункты таблицы, на которые дан утвердительный
ответ, равный одному баллу. В конце недели суммируйте баллы. Итоговый
результат позволяет каждому получить представление о правильности его
образа жизни и выявить факторы риска по здоровью
Что вы хотели бы узнать подробнее по этой теме? Для чего это может быть
актуально?____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
ФИО___________________________________________________________________
Возраст____________________Класс_______________________________________
1. Когда Вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов
день и можете руководствоваться только личными чувствами?
Часы суток:
2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов
на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?
Часы суток:
3. Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы томны
вставать в определенное время?
1)Совсем независим-4;
2)Иногда зависим - 3;
3) В большой степени зависим - 2;
4) Полностью зависим - 1.
4. Как легко Вы встаете утром при обычных условиях?
1) Очень тяжело - 1;
2) Относительно тяжело - 2;
3) Сравнительно легко - 3;
4) Очень легко - 4.
5. Как Вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?
1)Большая вялость - 1;
2)Небольшая вялость - 2;
3)Относительно деятелен - 3;
4) Очень деятелен - 4.
6. Какой у Вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?
1)Совеем нет аппетита - 1;
2)Слабый аппетит - 2;
3)Сравнительно хороший аппетит - 3;
4) Очень хороший аппетит - 4.
7. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?
1)Очень усталым - 1;
2)Усталость в небольшой степени -2;
3)Относительно бодр
4)Очень бодр-4.
Что вы хотели бы узнать подробнее по этой теме? Для чего это может быть
актуально?______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ФИО___________________________________________________________________
Возраст____________________Класс__________________________________
Оценка задолженности организма по сну
1.Чтобы проснуться утром Вам нужен громкий звонок будильника?
2.Вы часто лежите в постели после звонка будильника, пытаясь поспать еще пару минут
3. Вам нужно сделать усилие чтобы встать с постели?
4.Бывает ли так, что вы не слышите будильник?
5. В выходные дни вы спите гораздо дольше чем в будние дни?
6.Во время каникул ваш сон отличается от обычного?
7.По утрам вы перестали чувствовать бодрость?
9.Вам стало труднее выполнять повседневные обязанности?
10.Бывает ли так, что вы засыпаете в неподходящее время?
11.Вы засыпаете если сидите просто или читаете?
12.Вы иногда чувсвуете усталость сидя перед телевизором?
13.Вы устаете от поездок во вея путешествий?
14.Вы чувствуете себя усталым во врея принятия обильной пиши?
15.Чувствуете ли вы желание поспать в кино?
Что вы хотели бы узнать подробнее по этой теме? Для чего это может быть
актуально?____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Что
означает
понятие
«качество
жизни»
как
социологический
критерий?_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Что включает в себя понятие «Образ жизни». Почему он является ведущим фактором
здоровья?_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Анкета
Дата___________ ФИО_______________________ Класс ___________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и
предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания
предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и
действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить
случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в
зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 2).
Уровни мотивации
I
II
III
IV
V
Сумма баллов
итогового уровня
41—48
33—40
25—32
15—24
5—14
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв