К. Г. Муратова и С. И. Параджанов как представители «авторского» кинематографа в СССР 1960х-1980х гг

В данной работе рассматривается творчество Киры Георгиевны Муратовой и Сергея Иосифовича Параджанова в контексте авторского кинематографа СССР 1960-х — 1980-х годов. Явление «авторского кино», зародившееся в Франции в 1950-е гг., получило широкое распространение в Европе и в США, однако вопрос о его существовании в Советском Союзе до сих пор остается неразрешенным ввиду полного государственного контроля над кинопроизводством. В СССР термин «авторское кино» начал употребляться в эпоху «перестройки». С.И. Параджанов и К. Г. Муратова стали одними из тех режиссеров, чье творчество изучалось критиками в данном контексте. Целью нашей работы было путем сопоставления и полного системного анализа фильмографии С. Параджанова и К. Муратовой выявить основные художественные приемы и выразительные средства, используемые представителями «авторского» кино в СССР, а также исследовать феномен «режиссера‑автора» в целом: кто он такой, каковы его ценностные и эстетические установки, нашедшие отражение в фильмах. Актуальность работы обусловлена тем, что в киноведческой литературе отсутствуют исследования, всесторонне анализирующие творческие биографии С. Параджанова и К. Муратовой: имеются статьи и монографии либо исключительно биографической, либо художественно-критической направленности. Сопоставлять творчество данных режиссеров как представителей «авторского» кинематографа в СССР тоже никто не пытался. Вопрос о бытовании «авторского» кино в СССР, о его сущностных особенностях, о соотношении его с «жанровым», «массовым» также слабо разработан в отечественном киноведении. Первая глава работы посвящена историографии вопроса о бытовании «авторского» кинематографа в СССР, а также анализу источников и исследовательской литературы о жизни и творчестве С. И. Параджанова и К. Г. Муратовой. Во второй главе комплексно рассматривается творческая биография С. И. Параджанова, перечисляются события жизни режиссера, повлиявшие на становление его уникального творческого метода. Подробно, в хронологическом порядке, анализируется фильмография Параджанова: как ранние малоизвестные работы, так и ленты, прославившие режиссера («Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»), а также его многочисленные киносценарии. Выявляются визуальные и концептуальные особенности авторской поэтики Параджанова, позволяющие включать ленты режиссера в «золотой фонд» отечественного и мирового кино. В третьей главе анализируются биография и фильмография К. Г. Муратовой. Рассматриваются ранние ленты режиссера, фильмы «переходного периода» от «психологизма» к «постмодернизму», анализируется лента «Астенический синдром» 1989 г. как этапная в карьере К. Муратовой и на ее примере выявляются основные мотивы, темы и художественные приемы, используемые режиссером. Кратко освещается творческая деятельность Муратовой с 1989 г. в настоящее время, прослеживается эволюция ее метода. В заключении сопоставляются творческие биографии С. Параджанова и К. Муратовой по эстетическим и идеологическим критериям, важным для понимания советского «авторского» кино как социально‑культурного феномена второй половины ХХ в. Делается вывод о существовании в СССР 1960-х — 1980-х гг. «авторского кино» как условного обозначения неформальной социальной группы, объединяющих режиссеров лирико‑субъективной и «поэтической» школы. Объектом нашего исследования стали 14 сохранившихся фильмов и 8 сценариев С. Параджанова, а также 9 фильмов К. Муратовой, относящихся к интересующему нас временному периоду 1960-х — 1980-х  гг. Дополнительно был проведен краткий анализ 9 полнометражных и 3 короткометражных картин К. Муратовой, созданных в 1990-е и 2000-е гг. Предмет нашего исследования — основные устойчивые темы, образы и мотивы, проявившиеся в творчестве С. Параджанова и К. Муратовой, символический ряд их картин, а также художественные и технические приемы, употреблявшиеся данными режиссерами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения, включающего фильмографии режиссеров и иллюстрации.

История. Исторические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36715f1be77c40d58f39
UUID: 57ecae1a-39c9-4028-8003-6f608ab5fea5
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 81

Калинина Алина Романовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 4351830 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет