Особенности административной ответственности иностранных граждан
и лиц без гражданства
Кайлакаев Д.Б.
Студент2 курса
Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)
Научный руководитель: Мельникова В.А.
Старший преподаватель
кафедры административного и финансового права
Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)
Иностранные граждане и лица без гражданства – это особая категория
субъектов административной ответственности, в которой несмотря на
конституционное уравнивание правового статуса с правовым статусом
граждан РФ, всё же имеются некоторые исключения (ст. 62 Конституции РФ)
[1]. Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что их
правовое
положение
может
регулироваться
как
нормами
внутригосударственного права, так и нормами международного права, хотя
данная специфика применима только к отдельным категориям иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
иностранным
гражданином
признаётся
лицо,
которое
не
является
гражданином Российской Федерации, но имеет доказательства политикиправовой связи (гражданства или подданства) с иностранным государством
[2]. Кроме того, иностранных граждан следует отличать от апатридов (лиц без
гражданства), которые также не являются гражданами РФ и не имеют
доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного
государства.
Говоря
об
административной
ответственности
перечисленных
категорий субъектов, необходимо отметить, что действие Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях распространяется на всю
территорию Российской Федерации (ч.1. ст.1.8 КоАП РФ) [3]. В данном
положении проявляется территориальный принцип действия закона, суть
которого заключается в том, все лица, совершившие административное
правонарушение
на
территории
Российской
Федерации,
подлежат
ответственности. Административная ответственность иностранных граждан и
лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц наступает на
общих основаниях за административные правонарушения (ст. 2.6. КоАП РФ).
Это
значит,
что
посягательство
или
нарушение
охраняемого
административным законодательством РФ блага, законных интересов
личности, общества или государства, влечёт за собой привлечение
иностранных граждан и лиц без гражданства к административной
ответственности, равно как и граждан РФ, так и иных субъектов.
Некоторую остроту рассматриваемому вопросу придаёт момент
возникновения
административно-правового
статуса
у
иностранного
гражданина или лица без гражданства. Так, в порядке, не требующем
получения визы, иностранный гражданин или апатрид, приобретает
указанный статус, с момента въезда на территорию РФ, а если в порядке,
требующим ее получения, то с момента обращения в компетентный орган
(ст.5). Большинство учёных сходятся во мнении, что моментом прекращения
административных прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без
гражданства, является именно момент выезда из территории РФ, что
правомерно вытекает из территориального принципа действия российского
административного законодательства. Звоненко
Д. П. полагает,
что
административно-правовой статус данных субъектов не прекращается даже
после их выезда [4]. На это указывают некоторые положения ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», в которых
указывается на невозможность получения разрешения на временное
проживание в РФ. Так, если иностранный гражданин (или апатрид) выступает
на насильственное изменение основ конституционного строя РФ либо в
течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления, подвергался
административной ответственности (выдворению или депортации за пределы
Российской Федерации), то ему будет отказано в удовлетворении заявления
(ст.7).
Сказанное
означает, что дальнейшее нахождение
указанного
иностранного гражданина в Российской Федерации нежелательно, а значит
режим его пребывания становится нелегальным и подпадает под действие
соответствующих статей Особенной части КоАПа РФ.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что на
иностранных граждан и лиц без гражданства нормы административной
юрисдикции распространяют своё действие с момента въезда на территорию
Российской Федерации. Вместе с этим законодатель усмотрел определённое
долженствование к их поведению и за пределами Российской Федерации, что
справедливо вытекает из интересов государственной и общественной
безопасности.
Особенностью
административной
ответственности
иностранных
граждан и лиц без гражданства является наличие у некоторых категорий
указанных субъектов свойства экстерриториальности. Гумеров называет эту
специфику административно-деликтным иммунитетом [5]. Другие указывают
на дипломатический иммунитет (Козлов) [6]. В ст. 31 Венской конвенции о
дипломатических сношениях 1961 г. указывается, что дипломатический агент
освобождается от административной юрисдикции государства пребывания и
что он не обязан давать показания [7]. Данная норма и представляет собой
«иммунитет». Представляется, что все перечисленные понятия сходятся в
одном:
указанный
применения
мер
иммунитет
позволяет
государственного
предотвратить
принуждения
возможность
(административной
ответственности) в стране пребывания для таких лиц. Необходимо отметить,
что совершенное административное правонарушение в стране пребывания не
освобождает иностранного гражданина или лицо без гражданства от
административной
принадлежности.
юрисдикции
государства
своей
гражданской
К лицам, обладающим иммунитетом, относятся главы иностранных
диппредставительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены
дипломатического корпуса дипломатической миссии, а также консульские
представители и их должностные лица и члены их семей. Такими субъектами
признаются и полномочные представители международных организаций.
Особо стоит отметить, что наличие иммунитета у таких субъектов, а равно
невозможность привлечения их к административной ответственности в РФ,
несколько потесняет принцип равенства перед законом, указанного в ст. 1.4.
КоАП РФ. Но скорее это исключение из общих правил. В той же Венской
конвенции 1961г. указывается, что «иммунитеты предоставляются не для
выгоды отдельным лицам, а в целях эффективного осуществления функций
дипломатических
представительств
как
органов,
представляющих
государства».
Остальные категории иностранных граждан и лиц без гражданства за
нарушение законодательства РФ несут административную ответственность на
общих основаниях. Вместе с тем, законодатель предусмотрел для них особые
виды мер ответственности. Так, за нарушение сроков пребывания и
проживания в Российской Федерации, иностранные граждане подлежат
депортации. Депортация представляет собой принудительную высылку,
применяемую к иностранным гражданам в случае прекращения у них
законных оснований пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Следует отметить, что данный вид наказания применяется только за
нарушение положений, закрепленных в ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Согласно ст.31 указанного
закона, депортация осуществляется миграционной службой совместно с
органами внутренних дел.
Другая мерой ответственности является административное выдворение
за пределы Российской Федерации. Данная мера нашла своё отражение в
перечне наказаний, закрепленных в п.1. ст. 3.2. КоАП РФ, и напрямую связана
с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного
порядка. Административное выдворение за пределы РФ применяется
исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Её суть
заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных
граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы
Российской Федерации (п.1. ст. 3.10 КоАП РФ).
Законодателем проводится разграничение между принудительным
административным
выдворением
выдворение осуществляется
граждане
и
лица
без
и
контролируемым.
специальными
гражданства,
Принудительное
органами, а иностранные
которые
подлежат
такому
административному наказанию, находятся до исполнения решения суда в
специальных учреждениях. Суть контролируемого административного
выдворения заключается в том, что сам иностранный гражданин или лицо без
гражданства исполняет назначенное судом наказание за свой счёт либо за счёт
пригласившего
его
органа,
диппредставительства
либо
консульского
учреждения, а служба судебных приставов осуществляет лишь контроль за
соблюдением данного судебного решения.
Некоторые исследователи ввиду отсутствия закрепления такого
наказания
как
«депортация»
в
Кодексе
РФ
об
административных
правонарушениях приходят к совершенно необычным выводам, зачастую
отождествляя «выдворение» и «депортацию», что придаёт определённую
дискуссионность данному вопросу.
рассматривает
депортацию
как
В
частности, Прусакова
административное
М.Г.
предупреждение,
применяемое исключительно к иностранным гражданам и лицам без
гражданства [8]. Понизова Е.В. придерживается мнения, что депортация – это
есть административное пресечение [9]. Другие исследователи считают, что
под
этим
наказанием
предупредительную
(Мишунина А. А) [10].
меру
следует
подразумевать
«административно-
административно-правового
принуждения»
По мнению автора, «депортация» и «административное выдворение»
далеко не равнозначные понятия, хотя и применяются к одним и тем же
субъектам. Депортация представляет собой меру пресечения, и наступает за
нарушение
законодательства о
режиме пребывания (проживания)
в
Российской, а также в целях обеспечения национальной безопасности,
общественного порядка, прав и законных интересов иных лиц. Выдворение –
есть административное наказание, применяемое к иностранным гражданам и
лицам без гражданства за совершение административных правонарушений.
Таким образом, особенности административной ответственности
иностранных граждан и лиц без гражданства заключаются в том, что, вопервых,
несмотря
на
принадлежность
к
гражданству
(подданству)
иностранного государства иностранные граждане, а также лица без
гражданства несут административную ответственность с момента въезда на
территорию Российской Федерации (на общих основаниях). Во-вторых,
отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства (послы,
поверенные, дипломатические и консульские работники и др.), обладающие
дипломатическим
иммунитетом,
не
подлежат
ответственности в Российской Федерации.
административной
В-третьих, к иностранным
гражданам и лицам без гражданства как особой категории субъектов
административной ответственности, применяются специальные виды мер
принудительного характера, такие как депортация и административное
выдворение за пределы Российской Федерации. Как особые субъекты
административной ответственности иностранные граждане и апатриды
специально выделяются в главе 18 КоАП РФ.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993г., №237.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ от 29.07.2002, №30. Ст.3032.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 г. №195-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001 г., №256.
4. Звоненко Д. П. Административное право – М.; Юстиц-Информ, 2007. С.183.
5. Гумеров Т. А. Административное право: краткий курс лекций. – Казань:
Магариф-Вакыт, 2014. С.80.
6. Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. – М.; Юристъ, 1999.
С.320.
7. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 19.04.1961 г. //
Ведомости ВС СССР, №18, 1964. Ст.221.
8. Прусакова М. Г. Административная ответственность за правонарушения
иностранных граждан и лиц без гражданства / Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал, №1. 2009. С.305-308.
9. Понизова Е. В. Административная ответственность за правонарушения в
сфере миграции иностранных граждан и лиц без гражданства /
Административное право и процесс, №2. 2006. С.44.
10.Мишунина А. А.Дисс.: Административная ответственность за нарушение
режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. –
Тюмень, 2004. С.12.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв