К вопросу об избирательной системе в Российской Федерации
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ)1.
Признавая и закрепляя человека как высшую ценность, Конституция РФ,
зашагивая вперед, очерчивает тот демократический путь, по которому должен
идти и строиться государственный и общественный строй России.
Важным элементом демократизма является народовластие. Через
выборы народ реализует свою власть. «Именно в выборах, - пишет Баглай,
воплощается высшая властеобразующая воля народа...». Он же отмечает, что
«Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус,
который никогда не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы
все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и
действовать в соответствии с этой волей»2. В этой связи приобретает особую
озабоченность избирательная система, через призму которой проявляет свои
контуры демократическая действительность.
А что же такое избирательная система? К определению этого понятия
существует два подхода – узкий и широкий. С позиции узкого подхода под
избирательной системой понимают порядок распределения мандатов в
представительном органе исходя из результатов голосования. Другой подход
включает в это понятие и порядок проведения выборов, и порядок
предоставления избирательных прав. Баглай, к примеру, указывает, что
«избирательная система – это совокупность правовых норм, регулирующих
порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и
определение результатов голосования». По Авакьяну «избирательная система
– есть существующий в данном государстве порядок выборов депутатов
представительных органов и выборных должностных лиц»3. Белоновский
отмечает, что понятие избирательной системы включает в себя определенный
правовой порядок, который слаживается из всей совокупности норм,
1
регулирующих проведение выборов и определение результатов голосования4.
Как видно, понятие избирательной системы очень объёмное. Оно охватывает
и сам порядок предоставления избирательных прав, и порядок проведения
выборов, определение результатов голосования, и сам избирательный процесс
с массивом законодательства, которым он регулируется.
Из вышеизложенного следует вывод, что избирательная система в
России – закрепленный в Конституции РФ, федеральных законах и иных
нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации порядок,
устанавливающий
избирательных
правила
прав,
а
проведения
также
методику
выборов,
предоставления
распределения
мест
в
представительном органе по результатам голосования и раскрывающий таким
образом расстановку политических сил в обществе.
В
настоящее
избирательных
время
систем:
в
России
мажоритарная,
используются
различные
пропорциональная,
типы
смешанная.
Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе. Она
основывается на принципе большинства – абсолютного, относительного или
квалифицированного. Выборы Президента РФ проводятся по единому
федеральному избирательному округу, включающему всю территорию
Российской Федерации. Избранным считается тот кандидат, который получил
более половины голосов избирателей (50%+1 голос), при условии, что в
голосовании
приняло
участие
более
половины
зарегистрированных
избирателей5. В случае, если по результатам выборов ни один из кандидатов
не был избран на должность Президента РФ, то проводится повторное
голосование. В нем принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее
количество голосов. При этом, в качестве условия избрания на должность
главы государства остаётся абсолютное большинство по отношению к
другому кандидату.
2
Специфика пропорциональной избирательной системы состоит в том,
что избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за список,
выдвигаемый политическими партиями. Количество депутатских мест,
получаемых партией, зависит от количества голосов, отданных за список
кандидатов этой политической партии. Избиратель голосует только за один из
таких
списков.
Для
этой
системы
характерна
сложная
процедура
распределения депутатских мест. При этом под избирательным округом
понимается вся территория государства либо отдельная административнотерриториальная единица. Важным достоинством этой системы, считает
Дмитриев, является «минимальная потеря голосов избирателей и обеспечение
боле широкого представительства политических партий и объединений»6.
Данная система применялась на выборах депутатов Государственный Думы с
2007 по 2011 гг. Политическим партиям на парламентских выборах 2011г.
необходимо было преодолеть 7% барьер7.
Именно «заградительный барьер» уничтожает всякую возможность
попадания в парламент беспартийных и мелких партий. Лысенко отмечает, что
«простой переход в любой форме к избранию 450 депутатов Государственной
Думы на пропорциональных началах в принципе антиконституционен»8.
Некоторые исследователи называют это партийным цензом. Другими
недостатками
пропорциональной
избирательной
системы
является
обезличенность кандидатов, когда избиратель не знаком с выдвигаемыми
кандидатами в списке. Эбзеев также указывает на то, что при такой системе
простому избирателю просто непонятна сложная система распределения
мандатов, что становится причиной недоверия к выборам и, как следствие,
отказу
принимать
в
них
участие9.
Тем
не
менее,
применение
пропорциональной избирательной системы показало свою состоятельность,
обеспечив аккумуляцию интересов самых разнообразных социальных слоёв и
групп.
3
Появление смешанных форм избирательных систем, отмечает Глотов,
обусловлено «стремлением соединить преимущества различных систем и по
возможности исключить или компенсировать их недостатки»10. В смешанных
избирательных системах часть депутатского корпуса избирается по
мажоритарной системе, остальная часть – по пропорциональной. Проведение
выборов депутатов Государственной Думы в 2016 году по смешанной
избирательной системе – шаг вперёд. Так, политическая партия вправе
выдвигать кандидатов и в составе федеральных списков, и в качестве
депутатов-одномандатников.
Законом
предусматривается
возможность
выдвижения партией кандидата, не являющегося членом данной партии, что
представляет собой безусловное достижение российской избирательной
системы.
К распределению депутатских мандатов допускаются только те
федеральные списки кандидатов, которые сумели преодолеть 5% барьер при
условии, что таких списков было не меньше двух, а общая совокупность
поданных за них голосов составила более 50 % голосов избирателей11.
Особое внимание в новом избирательном законодательстве заслуживает
методика распределения депутатских мандатов. Федеральные списки
кандидатов, преодолевшие процентный барьер, получают депутатские
мандаты сообразно полученным голосам. Общее количество голосов
избирателей, принявших участие в голосовании, поданные за федеральные
списки, делится на количество депутатских мест (225), замещаемых по
пропорциональной избирательной системе. В итоге получается избирательное
частное, которое используется в процессе распределения депутатских мест.
Затем число голосов избирателей, поданных за каждый список, делится за
первое избирательное частное. Целая часть от полученного числа и будет
соответствовать количеству мест, получаемых данным списком.
Если после первичного распределения остаются нераспределенные
депутатские мандаты, проводится вторичное распределение. Депутатские
4
места отдаются по одному тем спискам, где дробная часть, полученная в
результате деления, окажется наибольшей. Однако при равенстве дробных
частей, приоритет остается за тем списком, который получил большее
количество голосов избирателей. После распределения мандатов между
федеральными списками, проводится распределение мандатов внутри каждого
списка. Причем в первую очередь считаются зарегистрированными те
кандидаты, которые составляют общефедеральную часть списка кандидатов в
отношении региональной части кандидатов. Необходимо отметить, что
применение данной методики не распространяется на депутатов, избранных
по одномандатному избирательному округу.
Для депутатов-одномандатников (225) применяется мажоритарная
система
относительного
большинства.
Избранным
кандидатом
по
одномандатному избирательному округу считается тот, который получил
большее число голосов избирателей, чем каждый другой зарегистрированный
кандидат в данном избирательном округе. Такая система позволит получить
депутатские места тем кандидатам, которые наиболее интересны и знакомы
избирателю.
По
сравнению
с
чисто
пропорциональной
системой
мажоритарная в этом смысле наиболее проста и понятна своему избирателю.
А потому здесь не заметен тот отрыв от избирателей, который нередко
происходит при пропорциональной избирательной системе (с закрытыми
списками). Однако переоценивать достоинства мажоритарной системы тоже
не приходится. Как известно, при относительном большинстве зачастую
случается так, что партия, получившая меньшинство голосов, занимает
большинство депутатских мест.
В заключении следует сделать вывод, что каждая избирательная система
имеет как плюсы, так и минусы. Применение мажоритарной системы
обеспечивает постоянную обратную связь депутата со своими избирателями.
В то же время мажоритарная система довольна проста и понятна населению.
Пропорциональная система в этом смысле сложна и витиевата, но отражает
5
более широкий политический спектр, самые различные социальные слои и
группы,
что
необходимо
для
установления
многопартийности
и
парламентаризма. На сглаживание недостатков обоих систем нацелена
смешанная избирательная система. Однако какой бы ни была избирательная
система в России, она, в первую очередь, должна быть демократичной,
прозрачной, сочетать в себе интересы и волю большинства населения. Именно
на эти цели и направлена новая избирательная реформа, которая должна
показать
свою
эффективность
и
состоятельность
на
предстоящих
парламентских выборах в 2016 году.
Конституция Российской Федерации. // Российская газета, 2001. № 237. 25.12.1993.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. С.784.
3
Авакьян С.А. Конституционное право России. Т.1. – М.: Юристъ, 2005. С.719.
4
Белоновский В. Н. Избирательное право. Общая часть. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. С.266.
5
Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ, №2, 13.01.2003. Ст.171
6
Дмитриев Ю. А. Избирательное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2008. С.27.
7
Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, №21. 23.05.2005. Ст.1919.
8
Дуплякина М. М. Оптимальная избирательная система для России / Современные политические процессы,
№3 (6), 2006.
9
Эбзеев Б. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов. – М.; ЮНИТА-ДАНА, 2012.
С.317.
10
Глотов С. А. Избирательное право и избирательный процесс. – М.: Международный юридический институт,
2013. С.24.
11
Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, №8. 24.02.2014. Ст.740.
1
2
6
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв