3D вызывает у вас тошноту? Поздравляем, у вас особое зрение!
С ростом популярности 3D фильмов и виртуальной реальности всё больше людей
хотят ощутить это, всего лишь надев специальные очки. Некоторые люди при
этом открывают для себя ощущение состояния морской болезни. Находясь в
театре или сидя на собственном диване им кажется, что их укачивает. Они могут
чувствовать тошноту, головокружение или дезориентацию.
Одно из новых исследований предполагает, что данные симптомы – не болезнь, а
просто лучшее восприятие движения в 3D пространстве.
Существуют несколько факторов, которые определяют, предрасположен ли
человек к морской болезни. В основном это зависит от особенностей организма.
Исследования показали, что молодые люди более подвержены данной болезни и
что женщины страдают ей чаще мужчин.
Всё это связано с тем, что мозг получает противоречивые сигналы. Скажем,
человек пытается читать в машине. Глаза, привыкшие к страницам книги,
говорят, что тело находится в состоянии покоя, в то время как внутреннее ухо дает
сигналы, что оно движется по шоссе.
Шон Грин, психолог из Университета штата Висконсин, Мэдисон, и его коллеги
использовали это положение конфликтующих сигналов для изучения 3D
болезни. Они полагают, что некоторые люди более чувствительны к данным
несоответствиям, так как их особенности восприятия более точны. У некоторых
людей мозг воспроизводит точную картину мира вокруг себя за короткое время и
быстрее замечает, когда сенсорные сигналы не соответствуют друг другу. У мозга с
менее быстрой реакцией какая-то часть несоответствий может остаться
незамеченной.
В искусственной 3D среде таких несовпадений набирается достаточное
количество. Так, может казаться, что предмет движется по направлению к
человеку, так как он увеличивается в размерах, но глазам не нужно
перестраиваться, как это было бы в реальной жизни. Такие нюансы порождают
некий хаос в голове.
Для проверки своей идеи ученые пригласили 84 добровольца и дали им комплекс
визуальных тестов. Данные тесты измеряли 3D восприятие как движущихся
объектов, так и для неподвижных. Добровольцы смотрели 3D фильмы в
специальной гарнитуре в течение 20 минут. Это были обычные 3D фильмы,
которые показывают картинку от первого лица в разных условиях (вождение
автомобиля, полет в истребителе и т.д.), но без возможности покрутить головой и
осмотреться вокруг. После просмотра фильма добровольцы заполняли анкеты о
своем самочувствии.
Не все смогли выдержать полные 20 минут фильма. 63% отказались досматривать
его до конца. По словам Грина, люди жаловались на такие симптомы как тошнота,
головные боли, головокружение и чрезмерное напряжение зрения.
Ученые попытались найти различия между двумя группами добровольцев. Те, кто
не смог досмотреть фильм до конца, в основном были женщины. Они сказали, что
склонны к укачиванию также в своей повседневной жизни.
Некоторые также сообщали об ухудшении самочувствия после просмотра фильма,
даже если смогли досмотреть его до конца.
По словам ученых, они выявили интересный парадокс: те, кто имеет лучшее 3D
восприятие и, таким образом, имеет возможность насладиться всеми
преимуществами 3D-технологий, способны меньше воспринять это.
Данные результаты дают возможность продумать новые способы создания 3D
фильмов и игр, которые были бы более воспринимаемы зрителями, чтобы
снизить чувство дискомфорта от просмотра и приблизить условия к реальным.
Как итог можно сказать, что, открытие Грина и его коллег согласуется с общей
теорией морской болезни. Несоответствие сигналов, испытываемых человеком,
который пытается читать в машине, не совсем такие же, как те, когда мы стреляем
по инопланетянам в 3D видеоигре. Но чувствительность этого человека к морской
болезни может также зависеть от того, насколько точно его мозг замечает эти
сигналы. А лучшее понимание корня морской болезни может помочь нам
чувствовать себя менее склонным к тошноте – в реальном мире или нет.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв