МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В.
ЛОМОНОСОВА
Курсовая работа на тему:
Ключевые инициативы по реформе системы авторского права в
национальных государствах за последние 5 лет (Канада, Австралия,
Франция, Швейцария, Венгрия, США).
Подготовила: Яковлева Виктория
2017
1
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 2
Часть 1. История становления авторского права ................................................. 6
1.1. Авторское право в зарубежных странах ........................................................ 6
1.2. Международные соглашения в сфере авторского права ............................. 9
1.3. История становления авторских прав в России .......................................... 12
1.4. Проблемы авторского права в России ......................................................... 18
Часть 2. Ключевые инициативы в сфере авторского права .............................. 21
2. 1. Реформа авторского права в Канаде ........................................................... 21
2. 2. Реформа системы авторских прав в Австралии ......................................... 23
2. 3. Инициативы по реформе авторского права в Европе ............................... 25
2. 4. Инициативы по реформе авторского права в США .................................. 27
2. 5. Рекомендации по реформе авторского права в России ............................. 29
Заключение ............................................................................................................ 32
Библиографический список ................................................................................. 34
2
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в эпоху глобальных изменений. Труд становится более
автоматизированным, растет число людей, которые имеют непрерывный
доступ к информации благодаря развитию интернета (согласно отчету
Международного союза электросвязи, в период с 2000 по 2015 год удельный
вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз − с 6,5 до 43%
мирового населения1). Все это приводит к тому, что основным ресурсом
страны становятся не полезные ископаемые и не произведенные продукты, а
знания. Они определяют, насколько успешно развивается экономика
государства, то есть насколько хорошо живут в ней люди.
Но для развития знаний обществу нужен доступ к накопленной
информации:
научным
статьям,
исследованиям,
художественным
произведениям. Нынешняя система авторских прав, чьи основополагающие
принципы остались неизменными с начала 18 века, это не предусматривает.
Политика многих стран направлена на ужесточение законодательства в сфере
авторского права и всестороннюю поддержку авторов, а не общественности.
Эти положения обуславливают актуальность работы.
Большинство
эффективности
исследований
системы
в
авторского
России
права
посвящено
и
обеспечения
вопросам
охраны
произведений в интернете, а также предложениям по технологическому
усовершенствованию механизмов блокировки нелегальных ресурсов или
административному
воздействию
на
пользователей,
осуществляющих
неправомерную деятельность. Это положение обеспечивает научную новизну
исследования.
Пользователи интернета в мире. [Электронный ресурс]:
http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404. Дата обращения: 24.05.2017
1
3
Объектом исследования выступают российская и зарубежная система
авторского права. Предмет исследования – основные проблемы, возникающие
на пути к доступной информации, а также ключевые инициативы по реформе
авторского права среди стран Европы, Северной Америки и Океании.
Теоретическая
часть
работы
посвящена
рассмотрению
истории
становления авторского права в России и за рубежом. Практическая часть
работы подразумевает исследование ключевых проблем и инициатив, а также
формулирование рекомендаций, основанных на экспертном мнении научного
сообщества. В исследовании будут присутствовать элементы сравнительного
анализа, который позволит выявить закономерности, характерные для
законодательной политики разных стран. Помимо экспериментальных методов,
в работе будут задействованы методы теоретического уровня, в частности
изучение и обобщение теоретического материала, синтезирование полученной
информации и индуктивные умозаключения.
Цель данной работы – сформулировать рекомендации, направленные на
реформирование системы авторского права в Российской Федерации.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
изучение
исторических
материалов,
объясняющих
особенности
становления нынешней системы авторского права в России и за рубежом;
изучение ключевых инициатив по реформе авторского права в странах
Европы, Азии, Северной Америки и Океании;
выявление
лучших
предложений
по
реформированию
системы
авторского права в России и за рубежом и выявление удачных примеров
их внедрения;
синтезирование полученных теоретических знаний в практические
предложения.
4
Научно-практическая значимость работы обуславливается необходимой
систематизацией знаний по реформам авторского права, а также вынесением
конкретных предложений, которые сделают систему авторского права в России
более эффективной.
5
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1. Авторское право в зарубежных странах
Многие исследователи отмечают, что законодательство в сфере защиты
авторских прав является достаточно молодой отраслью, так как и римское, и
пришедшее ему на смену средневековое право подразумевали защиту
исключительно материальных объектов. Тем не менее, первый исторический
прецедент защиты авторских прав датируется 6-м веком. Он связан с самым
ранним примером ирландской письменности и вторым древнейшим
латинским псалтырем в мире. Настоятель и миссионер Жан де Сент-Коломб,
распространяющий христианство на территории нынешней Шотландии,
сделал копию с Псалтыря, принадлежащего его учителю Финнию. Для
разрешения спора учитель и ученик пришли к королю, который постановил,
что «каждой корове принадлежит ее теленок, поэтому каждой книге
принадлежит ее копия»2.
Происхождение авторского права в большинстве европейских стран
идет рука об руку с книгопечатанием. До изобретения печатного станка
процесс копирования был связан с ручным трудом, а потому представлял
собой очень длительный и достаточно дорогостоящий процесс: в Древнем
Риме стоимость грамотного раба была равнозначна стоимости издания
произведения. Появление ручного печатного станка, созданного Иоганном
Гуттенбергом в середине 1440-х годов, с одной стороны позволило
распространять религиозную и политическую информацию, а с другой поспособствовало появлению большого количества работ инакомыслящих
людей. В связи с этим правительства большинства стран установили жесткий
контроль за выпуском и продажей книгопечатной продукции. Для печати
книги нужно было получить специальную лицензию, которая давала издателю
The Cathach/ The psalter of St Columba. [Электронный ресурс].
https://web.archive.org/web/20140702153948/http://www.ria.ie/Library/SpecialCollections/Manuscripts/Cathach.aspx. Дата обращения: 01.06.2017
2
6
URL:
право печатать конкретные работы в течение фиксированного периода
времени и препятствовала другим печатать ту же работу в течение этого
периода3.
Угроза распространения печати запрещенных книг была так велика, что,
например, в Англии в период с 1641 по 1649 год было издано несколько
законов о печати. Часть из них была направлена на введение жесткой системы
цензуры, другая пыталась обеспечить отсутствие анонимности. Теперь на
книгах в обязательном порядке должны были быть указаны имя автора и
название типографии. В этот период был создан исторический трактат Джона
Мильтона «Ареопагитика», до сих пор считающийся наиболее влиятельной
речью в защиту свободы слова.
Возникновение авторского права традиционно датируется 1710 годом,
когда появился первый Закон об авторском праве, также известный как Статут
Королевы Анны. Авторы получали имущественные права на свои
произведения сроком до 14 лет, и в последствии могли продлить их еще на
такой же срок. Регистрация созданных произведений производилась в судах.
В законе было прописано, что по истечению этого срока книги попадали в
общественное достояние, даже если рукопись была продана издателю4.
Книготорговцев это не устраивало, и когда срок авторских прав на книги начал
истекать, они стали массово обращаться в суд. Этот период вошел в историю
под названием «Битва книготорговцев»5. Одним из самых известных дел этого
времени стало дело Дональдсона против Беккета, связанное с работой
шотландского поэта Джеймса Томсона «Времена года». Палата лордов
окончательно признала отмену вечных копирайтов и переход произведений в
общественное достояние по истечению срока охраны авторских прав. Больше
3
Hector L. MacQueen, Charlotte Waelde, Graeme T. Laurie. Contemporary Intellectual
Property: Law and Policy.
Oxford University Press, 2007
4
J. Rosenoer. CyberLaw: The Law of the Internet. Springer Science & Business Media, 1997
5
R. Deazley. Rethinking Copyright: History, Theory, Language. Edward Elgar Publishing, 2006
7
всего за отмену вечного копирайта выступал Чарльз Пратт, справедливо
утверждая, что он позволит книготорговцам выставлять какую угодно
высокую цену на книги, тем самым затормаживая научно-технический
прогресс. Он считал, что «знания, которые мы имеем, не должны быть
скованны цепями»6.
Примерно также развивалось авторское право и в ряде других
европейских стран: до конца 18 века во Франции королевские органы печати
выдавали патенты на осуществление печатной деятельности. Во время
Великой французской революции все патенты были отменены, и возникли
трудности
с
установлением
нового
законодательства.
Одна
часть
Национального конвента – высшего законодательного и исполнительного
органа Франции – считала, что введение патентов в ограниченном виде
необходимо
для
сохранения
ответственности
авторов,
издателей
и
библиотекарей за публикацию произведения. Вторая была уверена, что авторы
должны
иметь
неограниченную
возможность
публикации
своих
произведений, которые должны защищаться государством. Компромиссом
стало принятие Закона Шеньера от 19 июля 1793 года, который предоставлял
авторам, композиторам и художникам исключительное право продавать и
распространять свои произведения, а также передавал права на них
наследникам сроком до 10 лет. Он был сменен Законом об авторском праве от
14 июля 1866 года. Согласно этому законодательному акту, права автора
действовали на протяжении всей жизни автора и в течение 50 лет после его
смерти.
В Америке первый закон об авторском праве появился в 1790-м году. Он
предоставил авторам право печатать, перепечатывать или публиковать свою
работу в течение 14 лет и, как и в Англии, продлевать срок на такой же период.
Закон должен был послужить стимулом к созданию оригинальных
произведений, но в то же время ограничивал монополию авторов для того,
6
R. Deazley. Rethinking Copyright: History, Theory, Language. Edward Elgar Publishing, 2006
8
чтобы общественность имела широкий доступ к наукам и искусству7. При
этом автор в обязательном порядке должен был зарегистрировать свое
произведение. Помимо художественных и научных произведений, авторские
права также распространялись на карты и графики.
В 1831 году Закон об авторском праве был пересмотрен: срок защиты
авторских прав увеличился до 28 лет с возможностью его продления на 14 лет.
Новый закон распространялся как на уже написанные произведения, так и на
те, чье авторское право еще не истекло8. В это же время в число охраняемых
произведений были включены нотные записи.
1.2. Международные соглашения в сфере авторского права
Первым международным соглашением в сфере авторского права стала
Бернская
конвенция
об
охране
литературных
произведений, принятая 9 сентября 1886 года9.
и
художественных
Инициатором принятия
Бернской конвенции стал Виктор Гюго, который на тот момент являлся
президентом Association Littéraire et Artistique Internationale. Первыми
участниками конвенции стали Бельгия, Германия, Франция, Испания,
Великобритания, Тунис и Швейцария.
Бернская конвенция, во-первых, установила перечень прав, которые
принадлежат авторам произведения. В их число входит право на
воспроизведение любым способом и в любой форме; право на перевод; право
следования (право автора получить прибыль с перепродажи произведения);
право на публичное вещание, исполнение и чтение; право на переработку
Copyright Timeline: A History of Copyright in the United States. [Электронный ресурс].
URL: http://www.arl.org/focus-areas/copyright-ip/2486-copyright-timeline#.WVAsgJLyjIU.
Дата обращения: 03.06.2017
8
Там же
9
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/text.jsp?file_id=283698. Дата
обращения: 03.06.2017
7
9
произведения (например, аранжировку, если речь идет о музыкальном
произведении)10.
Бернская
конвенция
также
устанавливала
ряд
принципов,
уравновешивающих законы разных стран: она предполагала, что каждая
страна, участвующая в конвенции, предоставляет гражданам других странучастниц те же авторские права, что и своим собственным гражданам
(принцип национального режима); при этом охрана произведения в каждой
стране не зависит от охраны произведений в других странах (принцип
независимости охраны); а авторское право не требует никаких формальностей,
например, в виде регистрации (принцип независимости охраны). Автором
произведения считается тот, чье имя или псевдоним стоит на обложке книги,
если, конечно, нет доказательств обратного (презумпция авторства)11.
В Бернской конвенции были установлены минимальные сроки защиты
авторских прав: в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти для
художественных произведений, 25 лет – для фотографий, и 50 лет – для
кинематографических произведений12. По состоянию на 2016 год в Бернской
конвенции участвует 189 стран13, а выполнение обязательств регулируется
Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).
В 1952 году в качестве альтернативы Бернской конвенции была
разработана Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. Она
принималась в первую очередь для тех стран, которые по тем или иным
причинам не вошли в Бернскую конвенцию: например, страны Африки и
Азии, имеющие намного меньший срок защиты авторских прав, или США, где
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/text.jsp?file_id=283698. Дата
обращения: 03.06.2017
11
Там же
12
Там же
13
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Справка
с сайта РИА-новости. [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/spravka/20160909/1476452487.html. Дата обращения: 03.06.2017
10
10
до середины 20 века от авторов требовалась регистрация произведений в Бюро
по защите авторских прав.
В большинстве положений Всемирная конвенция об авторском праве
совпадает с Бернской конвенцией (например, требует равнозначной охраны
авторских прав для произведения страны-участницы конвенции в других
странах-участниках), однако между ними есть и различия: Всемирная
конвенция устанавливает срок охраны произведения, равный всей жизни
автора и 25 годам после его смерти14. Первоначально Всемирную конвенцию
об авторском праве подписало 50 человек. На данный момент она насчитывает
более 200 стран-участниц15.
В число других международных соглашений в сфере авторского права
также входит Римская конвенция, направленная на защиту прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных организаций16; Женевская
конвенция об охране фонограмм; Брюссельская конвенция по правам
вещателей; Соглашение СНГ; Соглашение TRIPS и директивы ЕС.
1.3. История становления авторских прав в России
Возникновение авторского права в России в первую очередь связано с
цензурой. До 1771 года книгоиздательская деятельность, которая стоит у
истоков возникновения авторских прав, находилась в руках государства17. В
1771 году была выдана первая привилегия на издание иностранной
Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская редакция. Подписанная 06. 09.
1952 г.). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.copyright.ru/ru/library/megdunarodnie_akti/copyright/vsemirnaya_konventsiya_avto
rskoe_pravo/. Дата обращения: 03.06.2017
15
Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права. [Электронный ресурс].
URL: http://knigi.news/pravo/vsemirnaya-jenevskaya-konventsiya-avtorskih-28211.html. Дата
обращения: 04.06.2017
16
Основные положения Римской конвенции об охране прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.). [Электронный ресурс].
URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/rome/summary_rome.html. Дата обращения:
06.06.2017
17
С. В. Плиева. Исторические этапы развития авторского права в России. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskie-etapy-razvitiya-avtorskogo-prava-vrossii. Дата обращения: 06.06.2017
14
11
литературы, причем книги должны были выпускаться на языке оригинала,
«дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было» 18. До
1816 года, когда в России появился первый акт, защищающий права авторов,
книгоиздание было крайне нестабильным, поскольку одни правители
стремились усилить цензуру, а другие – ее ослабить: в 1783 году Екатерина II
разрешила устройство «вольных» типографий, в 1896 году Павел I отменил ее
указ, а спустя пять лет, в 1801 году, Александр I вновь разрешил частную
деятельность. Все это повлияло на то, что в России права авторов были
закреплены с вековым опозданием.
Александра Маркина в статье «Как божественное знание стало
бизнесом» отмечает, что «в связи с участившимися случаями неверного
указания авторов произведений и мошенничества среди издателей в 1816 году
правительство издало указ, согласно которому при аудите рукописей цензурой
проверялись также права издателя на печать произведения. Почти
одновременно с этим был принят первый патентный закон России – «О
привилегиях на разные изобретения и открытиях в художестве и ремеслах». В
нем было установлено, что владелец изобретения имеет исключительное
право использовать его самостоятельно или передавать право использования
другим лицам. Чтобы получить патент, нужно было отправить прошение и
детальное описание своего изобретения в Министерство внутренних дел, а
также внести положенную плату в зависимости от срока действия патента: за
3 года – 300 рублей, на 5 лет – 500, на 10 лет – 1,5 тысячи»19.
Первый более-менее полноценный законодательный акт в сфере
регулирования авторских прав появился 22 апреля 1828 года. Цензурный устав
был нацелен на подавление вольнодумчиских веяний в обществе. В нем
впервые давалось определение цензуры, подробно рассказывалось о том, за
Ефремова В. В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России
и Франции. [Электронный ресурс]. URL: http://lawbook.online/avtorskoe-pravorossii/istoriya-razvitiya-otechestvennogo-avtorskogo-15677.html. Дата обращения: 08.06.2017
19
Там же
18
12
что те или иные произведения могли быть запрещены (в основном за критику
догматов христианской веры, за нарушение неприкосновенности верховной
власти, а также за оскорбление чести и клевету)20.
Одна из глав Цензурного устава называлась «Положение о правах
сочинителей». Согласно ей, автор или переводчик мог пользоваться плодами
своего труда на протяжении всей жизни. После его смерти права переходили
наследникам на срок до 25 лет, и уже после этого произведение попадало в
общественное достояние. Цензурный устав защищал только те произведения,
которые удовлетворяли комиссию: если произведение попадало под цензуру,
то автор лишался всех прав на него21.
В 1857 году срок охраны авторских прав был продлен еще на 25 лет.
Срок охраны произведений составил всю жизнь автора и 50 лет после его
смерти. В этот период значительно увеличилось число охраняемых видов
произведений:
1845
году
были
легализированы
авторские
права
композиторов, в 1846 – художников и архитекторов22.
В качестве отрасли гражданского права авторские права были
закреплены только в 1877 году, а в 1911 появился первый законодательный
акт, составленный по европейскому образцу. Согласно ему, объектами
авторского права являлись:
• литературные произведения, как письменные, так и изустные (речи,
лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т. п.);
• музыкальные
произведения,
в
том
числе
и
на
музыкальные
импровизации;
Устав о цензуре 1828 г. [Электронный ресурс].URL:
http://opentextnn.ru/censorship/russia/encslov/?id=5532. Дата обращения: 08.06.2017
21
Маркина А. Как божественное знание стало бизнесом. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.chaskor.ru/article/kak_bozhestvennoe_znanie_stalo_biznesom_40103. Дата
обращения: 08.06.2017
22
Там же
20
13
• художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды
графического искусства, ваяние и зодчество), и
• на фотографические и подобные им произведения, охраняемые на
основаниях, в главе шестой указанных23.
В «Положении об авторском праве» отмечалось, что автор может
использовать собственное произведение любым известным способом
(переводить, издавать, воспроизводить, опубликовывать и распространять),
при этом если оно было создано несколькими авторами, то права в равной
степени принадлежат им всем. Не признавалось нарушением авторских прав
перевод произведения на иностранный язык и копирование с целью личного
использования.
Срок охраны авторских прав для художественных произведений
действовал на протяжении всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Издатели сборников фольклорного творчества получали авторские права на 50
лет, редакторы и журналисты – на 25 лет. Если произведение было
опубликовано анонимно, то срок авторского права на него также составлял 50
лет с момента публикации, при этом автор всегда мог обнародовать свое имя
и вступить в законные права, тем самым продлив срок охраны.
В «Положении об авторском праве» подробно описывался порядок
наследования авторских прав: они могли перейти к супругу или родителям.
Если в живых оставались и первые, и вторые, то они получали право
наследования в равных долях. Если у автора не оставалось никаких
наследников, а он не составил завещание, в котором указывал бы своего
правопреемника, то произведение переходили в общественное достояние24.
Закон об авторском праве 1911 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1958. Дата
обращения: 08.06.2017
24
Там же
23
14
После
Великой
октябрьской
революции
все
ранее
принятые
законодательные акты были отменены. Первым указом советской власти стал
декрет ВЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве»25. В
нем принималось во внимание безработица книгопечатников, а также «острый
книжный голод». Для решение этих проблем было принято решение о выпуске
классической литературы, которая переходила из частной собственности в
государственную на срок до пяти лет.
Следующий
музыкальных
и
декрет
–
«О
признании
художественных
достоянием», принятый
в 1918
научных,
произведений
году,
–
литературных,
государственным
нивелировал как
таковые
имущественные права авторов, объявляя любые произведения (даже
неопубликованные) национальным достоянием26. Права на них получал
Народный комиссариат, который теперь имел возможность распространять
любые произведения и давать разрешение на их исполнение, печать личных
дневников и частной переписки. Срок охраны авторского права был сокращен
до периода жизни автора, а его наследники, согласно декрету от 27 апреля 1918
года «Об отмене наследования», не имели на произведение никаких прав27.
Новый этап в области интеллектуальных прав начался после 1928 года –
с принятием постановления ЦИК и СНК СССР «Основы авторского права»28
Декрет ВЦИК о Государственном издательстве. 1917. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/tsik/?id=480. Дата обращения: 09.06.2017
26
Декрет СНК о научных, литературных, музыкальных
и художественных
произведениях. 1918. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/snk/1917/?id=593. Дата обращения:
09.06.2017
27
Декрет об отмене наследования. 1918. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-27.htm. Дата обращения: 09.06.2017
28
Постановление ЦИК и СНК СССР от 16.05.1928. Основы авторского права.
[Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0
%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A6%D0%98%D0%9
A_%D0%B8_%D0%A1%D0%9D%D0%9A_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%
BE%D1%82_16.05.1928_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%
B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_
%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0. Дата обращения: 09.06.2017
25
15
и постановления ВЦИК, СНК РСФСР «Об авторском праве»29.
В них
классифицировались объекты авторского права, принципы их защиты,
появлялись
основы
международного
сотрудничества.
Не
считалось
нарушением авторских прав перевод произведения на иностранный язык,
перепечатка отрывков произведения или целых произведений (при условии,
что они небольшие по объему), перепечатка репродукций и журналистских
статей, если они не являлись беллетристикой, использование композитором
текста из литературного произведения, публичное исполнение произведений
в том случае, если исполнитель не взимает за это деньги с публики,
архитектурные сооружения, построенный по опубликованным чертежам, а
также использование изображений картин и фотографий в фабричных
изделиях30.
Также устанавливались новые сроки охраны авторских прав: срок
охраны авторского права для хореографических произведений, журналов и
справочников составил 10 лет; для фотографий – 5 лет (за исключением серии
фотографий, они получали охрану сроком на 10 лет). Для художественных
произведений срок охраны авторских прав длился на протяжении всей жизни
автора и 15 лет после его смерти.
Этот законодательный акт предлагал достаточно широкие возможности
использования произведений без нарушения границ авторского права, а также
устанавливал одни из самых низких сроков охраны за всю историю России. Во
многом это послужило толчком для культурного развития общества,
появлению
большого
количества
новых
произведений
литературы,
скульптуры и живописи.
В 1861 году закон об авторском праве был включен в Гражданский
кодекс РСФСР, права стали классифицироваться как имущественные и
Постановление ВЦИК, СНК, РСФСР от 08.10.1928 об авторском праве. [Электронный
ресурс]. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr6644.htm. Дата обращения:
09.06.2017
30
Там же
29
16
неимущественные.
Наследники
по-прежнему
не
получали
прав
на
произведение, довольствуясь выплатами в размере 20% от стандартной
ставки31.
Это положение продлилось до 1973 года, когда СССР присоединился к
Всемирной конвенции об авторском праве. Срок охраны продлился на 25 лет
после смерти автора, а наследники наконец получили долгожданную
возможность использовать произведения и получать за это прибыль.
Ужесточились положения об использовании чужих материалов: перевод
произведения стал возможен только с разрешения правообладателя.
Изменения коснулись владельцев издательских домов: теперь они имели
возможность поместить любое научное или художественное произведение в
своей газете или журнале. Однако многие издатели злоупотребляли такой
возможностью, выдирая из книги целые главы, не указывая авторов и
источник заимствования. Из-за осуждения инициативы на Западе ее вскоре
пришлось отменить32.
После распада СССР в силу вступил закон «Об авторском праве и
смежных правах». Имущественные авторские права были продлены на 25 лет
и составили половину века.
В законодательном акте впервые появилось
понятие «смежные права», которые затрагивали сроки охраны фонограмм и
телепередач. С небольшими изменениями закон дошел до 2006 года, когда
авторские права были закреплены в 4 части Гражданского кодекса РФ. Срок
охраны имущественных авторских прав был вновь увеличен, и на данный
момент действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. При
условии, что произведение было опубликовано после смерти автора, срок
охраны исключительных прав составляет 70 лет. Если автор работал или
участвовал в Великой отечественной войне, то к этому сроку прибавляется
Маркина А. Как божественное знание стало бизнесом. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.chaskor.ru/article/kak_bozhestvennoe_znanie_stalo_biznesom_40103. Дата
обращения: 08.06.2017
32
Там же
31
17
еще 4 года, а если автор был репрессирован, то срок защиты отсчитывается с
года его реабилитации33.
1.4. Проблемы авторского права в России
Система авторского права в России, особенно в части продления сроков
охраны авторских прав, вызывает множество проблем, подробно описанных в
докладе некоммерческого партнерства «Викимедиа РУ» «Общественное
достояние. Произведения и авторы, работы которых переходят в режим
общественного
достояния
с
2016
года»34.
Согласно
российскому
законодательству, срок охраны произведений авторов, работавших или
участвовавших в Великой Отечественной войне, составляет 74 года.
Распространяется этот срок охраны только на тех авторов, которые принимали
участие в ВОВ на стороне СССР, а их произведения были впервые
опубликованы на территории России или РСФСР, при этом гражданство
авторов значения не имеет35.
Авторами, которые работали во время ВОВ, признаются те лица,
которые имели документально закрепленные трудовые отношения с
работодателем. Проблема состоит в том, что некоторые авторы, как, например,
Марина Цветаева, устроившаяся на работу 26 августа 1942 года в одной из
столовых города Чистополя посудомойкой, откуда она отправилась в Елабугу,
Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4). [Электронный ресурс].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/. Дата обращения:
10.06.2017
34
Доклад НП «Викимедиа РУ». Общественное достояние. Произведения и авторы, работы
которых переходят в режим общественного достояния с 2016 года. [Электронный ресурс].
URL:
https://ru.wikimedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%
B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82
%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2016#.D0.A0.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D
0.B0.D0.BA.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B7.D0.B0.D1.89.D0.B8.D1.82.D0.
B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.D0.
B0.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B2.2C_.D1.83.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.88.D0.B8.D1
.85_.D0.B2_1941.E2.80.941942_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.85. Дата обращения:
10.06.2017
35
Там же
33
18
где и покончила жизнь самоубийством, имела с работодателем трудовой
договор, по которому, однако, поработать не успела. Из-за продления
авторских прав на ее произведения на 4 года и попадание под смену законов,
произведения поэтессы перешли в общественное достояние не в 1957 году,
когда истекал 15-летний срок охраны, а в 201636.
Примерно такая же ситуация возникает при рассмотрении сроков
охраны произведения реабилитированных авторов. На данный момент в
России отсутствует какая бы то ни было база данных о реабилитированных
авторах, в связи с чем приходится изучать историю каждого конкретного
случая отдельно. Положение усложняется тем, что некоторые авторы были
реабилитированы уже после того, как их произведения попали в общественное
достояние, в связи с чем люди, которые их использовали, автоматически
становятся нарушителями.
Существует
также
достаточно
большая
группа
«сиротских
произведений», то есть тех, чей автор по той или иной причине неизвестен.
Такие произведения охраняются законодательством наравне со всеми
остальными, и для любого их использования требуется разрешение
правообладателя. По разным оценкам, до 45% всех охраняемых авторским
правом произведений на самом деле являются сиротскими37.
Доклад НП «Викимедиа РУ». Общественное достояние. Произведения и авторы, работы
которых переходят в режим общественного достояния с 2016 года. [Электронный ресурс].
URL:
https://ru.wikimedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%
B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82
%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2016#.D0.A0.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D
0.B0.D0.BA.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B7.D0.B0.D1.89.D0.B8.D1.82.D0.
B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.D0.
B0.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B2.2C_.D1.83.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.88.D0.B8.D1
.85_.D0.B2_1941.E2.80.941942_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.85.
Дата
обращения:
10.06.2017
37
Решение Европы о свободном доступе к сиротским произведениям. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.copyright.ru/ru/news/main/2012/9/24/proizvedenie_ocifrovka. Дата
обращения: 10.06.2017
36
19
До сих пор наиболее полным документом, отражающим возможное
решение этой проблемы, является Директива ЕС «О некоторых случаях
разрешенного использования сиротских произведений»38. В частности, в ней
говорится о необходимости признания статуса сиротских произведений, а
также легализация их использования на внутреннем рынке Европы. Также
приводятся рекомендации по недопущению появления новых сиротских
произведений,
например,
обязательная
процедура
регистрации39.
К
сожалению, в российской авторском праве точных указаний к использованию
сиротских произведений нет.
Решение Европы о свободном доступе к сиротским произведениям. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.copyright.ru/ru/news/main/2012/9/24/proizvedenie_ocifrovka. Дата
обращения: 10.06.2017
39
Там же
38
20
ЧАСТЬ 2. КЛЮЧЕВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ
АВТОРСКОГО ПРАВА
Понимая, что мир с каждым днем становится более мобильным, разные
страны и международные организации начинают поиск новых решений,
которые смогли бы предоставить общественности полноценный доступ к
информации. Одни инициативы направлены на решение внутренних проблем
в законодательстве, вторые нацелены на максимальное расширение
библиотечных ресурсов и их оцифровку, а третьи нацелены на укрепление
международного сотрудничества и унификацию существующих систем
авторского права.
2.1 Реформа авторского права в Канаде
Канада
часто
выступает
в
качестве
прекрасного
примера
реформирования системы современного авторского права, которое ведет к
более сбалансированному законодательству. Дебаты о необходимости реформ
начали проводиться в стране с конца 20 века, а в 2012 году в стране был принят
Bill-11, или «Постановление о внесении поправок в закон об авторском праве».
Он был нацелен на модификацию системы авторского права в связи с новыми
цифровыми условиями. Новый закон, во-первых, легализовал копирование в
личных целях, например, разрешил записывать эфирные телепередачи с
дальнейшим изменением их формата. Также он значительно расширил
границы свободного использования произведений, которое стало возможно в
образовательных, исследовательских и информационных целях и, что не
менее важно, разрешил библиотекам перевод архивов в цифровую форму.
Появилась возможность использовать произведения для создания пародий,
сатирических произведений и ремиксов.
В систему канадского авторского права было введено понятие notice and
notice. Суть его заключается в следующем: если правообладатель обнаружил
факт нарушения авторских прав, он может отправить запрос провайдеру,
21
который должен уведомить об этом пользователя. При этом не осуществляется
блокировка ресурса, что существенно снижает риск удаления из сети
оригинальных произведений, права авторов которых не нарушены. Режим
notice and notice не налагает никаких обязательств на абонента, который
получает уведомление, и он не требует, чтобы подписчик связывался с
владельцем авторских прав или посредником. Информация, предоставленная
владельцем авторских прав, должна помочь пользователю понять детали
предполагаемого нарушения40.
В отличие от США и многих других стран, в авторском праве Канады
прописан механизм, в соответствии с которым могут быть использованы
сиротские произведения. Это положение существует с 1988 года и позволяет
Совету
по
авторским
правам
Канады
предоставлять
лицензии
на
использование опубликованных работ, если владелец авторских прав не может
быть идентифицирован.
Чтобы Совет по авторскому праву выдал лицензию, его необходимо
убедить в том, что были предприняты все необходимые усилия по поиску
автора произведения. Доказательства могут включать в себя переписку или
запись телефонных
звонков с правообладателем, любым авторским
коллективом, исполнителем или организацией, имеющих отношение к работе;
наличие контактов с издательствами, библиотеками, университетами,
музеями; онлайн-запросы и ответы на них.
Если Совет будет удовлетворен поиском, он может по своему
усмотрению предоставить разрешение (то есть выдать лицензию) на
использование работы, при этом оно не является эксклюзивным. Владелец
авторских прав может в течение пяти лет после истечения срока действия
лицензии получить роялти, указанную в лицензии.
Notice and Notice Regime. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/ocabc.nsf/eng/ca02920.html. Дата обращения: 12.06.2017
40
22
На данный момент канадское авторское право является одним из
наиболее либеральных во всем мире. Однако такой системой довольны не все:
например, Рой Кауфман, член Copyright Clearance Center's, отмечает, что после
разрешения
использования
произведений
в
образовательных
целях
«лицензионные выплаты создателям контента упали на 50 миллионов
долларов в год», а книги стали покупаться значительно реже41. Джон Дэган,
исполнительный директор Союза писателей Канады, приводит свой пример:
«Образовательные учреждения могут взять по одному рассказу из каждой
книги, бесплатно скопировать их и превратить в сборник «101 канадская
новелла». Элис Манро никто об этом не скажет – ни она, ни её издатель денег
за это не получат»42. Все это так или иначе влияет на создание новых
произведений, особенно если речь идет о молодых авторах. Но все-таки эти
предостережения не останавливают новые страны на пути либерализации
системы авторских прав
2.2. Реформа системы авторских прав в Австралии
Попытки реформировать систему авторских прав в Австралии
проводились с 1998 года. За это время в австралийское правительство было
направлено
восемь
запросов,
касающихся
случаев
«справедливого
использования» произведений, которые должны быть отдельно указаны в
законодательстве.
В 2016 году Австралия предложила первый проект нововведений. В нем
отмечалось, что хорошая система авторских прав должна уравновешивать
права потребителей и авторов, тогда как австралийское право в первую
очередь лоббирует интересы правообладателей43. Эксперты отмечали, что
When Copyright Protections Are Weakened: Canada’s Warning for Australia. [Электронный
ресурс]. URL: http://noosphere.ru/news/kogda-zaschita-avtorskogo-prava-oslabevaet-kanadapredosteregaet-avstraliyu-57465dd75f1be70c02751beb. Дата обращения: 12.06.2017
42
Там же
43
Intellectual Property Arrangements. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pc.gov.au/inquiries/completed/intellectual-property/draft#glance. Дата обращения:
12.06.2017
41
23
авторское право защищается слишком долго, а нарушения в интернете
происходят не из-за безответственности пользователей, нежелающих легально
покупать контент, а из-за плохого доступа к этому контенту.
Свободное использование, по мнению Комиссии по реформе авторских
прав в Австралии, облегчает доступ к материалам, поощряет новые виды
использования и стимулирует конкуренцию и инновации44.
На данный момент законопроект находится на стадии обсуждения в
парламенте Австралии. Реформы законопроекта включают меры, которые
значительно улучшат доступ к объектам авторских прав людей с
инвалидностью;
упростят
преподавателям
и
учащимся
доступ
к
образовательным материалам в цифровой среде; библиотеки, архивы и
ключевые учреждения культуры будут иметь большую гибкость в сохранении
авторских материалов, получив возможность оцифровки; расширятся
возможности свободного использования, которые коснутся как целей
использования материала, так и количества и в особенности эффекта этого
использования на рынке45.
Профессор Мэтью Риммер в статье «Борьба за справедливое
использование в Австралии: закон об авторском праве в эпоху облачных
вычислений» отмечает, что новый законопроект будет особенно полезен при
решении проблем с сиротскими произведениями, облегчив их использование
с пользой для цифровой экономики и без ущерба для владельцев авторских
прав46.
44
Rimmer M. The Fight for Fair Use in Australia: Copyright Law in an Age of Cloud
Computing. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@DrRimmer/the-fight-for-fairuse-in-australia-copyright-law-in-an-age-of-cloud-computing-736e271ff699#.3wz7tdjmv. Дата
обращения: 14.06.2017
45
Delivering on improvements to copyright law. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.minister.communications.gov.au/mitch_fifield/news/delivering_on_improvements_t
o_copyright_law. Дата обращения: 14.06.2017
46
Rimmer M. The Fight for Fair Use in Australia: Copyright Law in an Age of Cloud
Computing. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@DrRimmer/the-fight-for-fair24
2.3. Инициативы по реформе авторского права в Европе
Страны Европы, входящие в Бернскую и Всемирную конвенции, в целом
имеют схожие принципы охраны авторских прав. Примечателен опыт
некоторых из них, например, Швейцарии, которая в 2011 году встала на
сторону
интернет-пользователей,
разрешив
бесплатное
копирование
оригинальных материалов в интернете. В 2015 году в Швейцарии состоялась
публикация проекта изменений авторского права, в котором предлагалось
введение новых эффективных мер по борьбе с пиратством без ущерба и
криминализации пользователя. Как говорится в проекте, он направлен на
«сбалансирование разнообразных интересов культурного сектора, научного
сообщества, авторов произведений, защищенных законодательством, и
потребителей в целом» 47.
Во Франции, традиционно считающейся одной из стран с достаточно
жестким законодательством в сфере авторских прав, нужно отметить наличие
инициативы по масштабной оцифровке произведений. В марте 2012 года
Национальное собрание приняло закон «О недоступных книгах XX века»,
согласно которому национальные библиотеки и архивы имели право на
оцифровку сотен тысяч книг французских писателей, которые на момент
принятия закона не находились в продаже. При этом разрешение авторов на
оцифровку не требовалось.
В дальнейшем оцифрованные произведения предлагалось выставить на
продажу
в
онлайн-магазинах.
Процессом
должна
была
руководить
специальная компания, занимающаяся сбором отчислений от их продаж.
Закон предусматривал, что автор или правообладатель может изъять свои
use-in-australia-copyright-law-in-an-age-of-cloud-computing-736e271ff699#.3wz7tdjmv. Дата
обращения: 14.06.2017
47
Revision of the Swiss Copyright Law: Federal Council released draft. [Электронный ресурс].
URL: http://www.mme.ch/en/magazine/magazinedetail/url_magazine/revision_des_schweizer_urheberrechts_bundesrat_hat_vernehmlassung_ero
effnet/. Дата обращения: 17.06.2017
25
книги на том условии, что они будет изданы. Если этого не произойдет, то
произведения должны вновь попасть в проект48.
В части использования сиротских произведений дальше всех пошла
Венгрия: Закон об авторском праве от 1999 года и Постановление
правительства № 138/2014. (IV.30.) о подробных положениях использования
сиротских работ определяет положения о лицензировании использования
таких произведений. Согласно этим законодательным актам, сиротские
работы должны быть доступны для использования:
• по запросу любого пользователя в соответствии с процедурой
лицензирования, определяющей вознаграждение в решении HIPO
(Венгерское агентство по интеллектуальной собственности);
• свободно и без вознаграждения определенных организацийбенефициаров в соответствии с положениями Закона об авторском
праве и Постановлением о сиротской деятельности49.
Для того, чтобы получить лицензию на использование сиротского
произведения, пользователь должен подать заявку в Венгерское агентство по
интеллектуальной собственности и заплатить административный сбор в
размере 30 тысяч венгерских форинтов (примерно 95 евро). Если работа
предполагает использование в коммерческих целях, то цена повышается в три
раза.
В том случае, если правообладатель сиротского произведения станет
известен,
он
может
потребовать
прекращения
использования
его
произведения, а также выплату вознаграждения за использование.
Засурский И.И. Новая модель регулирования авторских прав. Общественное достояние
и концепция общего блага. [Электронный ресурс]. URL:
http://vernsky.ru/pubs/5787/Obschestvennoe_dostoyanie?view_mode=text. Дата обращения:
18.06.2017
49
Orphan works . Hungarian Intellectual Property Office. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.hipo.gov.hu/en/copyrights-and-related-rights/orphan-works. Дата обращения:
18.06.2017
48
26
2.4. Инициативы по реформе авторского права в США
В США борьба за изменение авторских прав продолжается на
протяжении нескольких лет. Чаще всего они ведутся общественными и
частными организациями, выступающими от лица общественности. Они
считают, что устаревшее законодательство не может удовлетворить
требования эпохи, и требуют возврата к историческим рамкам охраны
авторских пав, составлявшим 14 лет.
Сандра Айстарс в статье «Защита прав художников в новом законе об
авторском праве» пишет: «Настало время обновить Закон США об авторском
праве, который не изменился с тех пор, как Джеральд Форд был президентом.
Задумайтесь об этом всего на секунду. В 1976 году не было мобильных
телефонов, не было mp3-плееров, планшетов, домашних компьютеров. Не
было ни вай-фая, ни PirateBay. Не было компакт-дисков. Не было дисков.
Теперь же все это есть, и есть закон, который больше похож на большую
зияющую дыру, не подходящую цифровому миру»50.
В 2012 году Республиканской партией США был подготовлен отчет о
состоянии современного американского законодательства. В нем обсуждались
текущие проблемы авторского права, а также возможные пути их решения.
В отчете говорилось о том, что американская система охраны авторских
прав очень сильно тормозит развитие музыкальной культуры. Это связано с
тем, что большое количество современных произведений создается на основе
уже существующих аудиозаписей, например, различные ремиксы. Ди-джеи в
США не имеют права выкладывать подобные записи, поскольку могут
натолкнуться на очень весомые штрафы со стороны правообладателей,
которые все время требуют обновления и ужесточения закона. В частности, на
данный момент их не устраивает использование своих произведений в
U.S. Government thinks it might be time to change copyright law. [Электронный ресурс].
URL: http://adland.tv/adnews/us-government-thinks-it-might-be-time-change-copyrightlaw/1363638678. Дата обращения: 18.06.2017
50
27
социальных сетях, в том числе для создания собственного контента, например,
на YouTube51.
Во-вторых, современное авторское право препятствует развитию науки.
Это связано с научными издательствами, реализующими свои статьи по очень
высоким ценам. При этом стоимость как старых, так и новых научных
исследований одинакова.
В-третьих,
недоступность
знаний
в
интернете,
связанная
со
сложностями оцифровки произведений библиотеками и архивами.
Автор
доклада
предлагал
ряд
инициатив,
направленных
на
модернизацию системы авторского права. Наиболее важной из них являлось
сокращение срока охраны авторских прав с 70 до 12 лет с разными опциями
по продлению этого срока в общей сложности до 46 лет52. Второй важной
инициативой являлось введение реформы временного ущерба. В докладе
отмечалось, что система авторских прав во многом нацелена не на возмещение
реальных убытков правообладателей, сколько на наказание нарушителя. При
этом правообладателю чаще всего не приходится доказывать реальный ущерб:
руководствуясь законом, он чаще всего подает иск на умышленное нарушение
его прав. Компенсация в случае положительного решения суда составляет 150
тысяч долларов53.
Автор также предлагал расширить определения добросовестного
использования и ввести наказание за ложные претензии по копирайту54.
51
Cox J. The music industry is begging the US government to change its copyright laws. [].
URL: https://www.theverge.com/2016/4/1/11344832/music-industry-copyright-law-changechristina-aguilera-katy-perry. Дата обращения: 20.06.2017
52
Засурский И.И. Новая модель регулирования авторских прав. Общественное достояние
и концепция общего блага. [Электронный ресурс]. URL:
http://vernsky.ru/pubs/5787/Obschestvennoe_dostoyanie?view_mode=text. Дата обращения:
18.06.2017
53
Там же
54
Засурский И.И. Новая модель регулирования авторских прав. Общественное достояние
и концепция общего блага. [Электронный ресурс]. URL:
28
Как отмечает И. Засурский в работе «Новая модель регулирования
авторских прав. Общественное достояние и концепция общего блага», «к
сожалению, из-за вмешательства некоторых политиков документ был положен
под сукно, а его автор уволен, однако сам факт того, что изложенные в этом
документе идеи приходят в головы даже консервативным экспертам,
свидетельствует о том, что политика в области копирайта в самой влиятельной
в этом отношении страны в мире может свернуть с традиционного
«охранительного» пути»55.
2.5. Рекомендации по реформе авторского права в России
В России, как и в остальных европейских странах, законодательство
базируется на Бернской конвенции. К сожалению, сегодня государство в
большей степени ориентировано на усиление защиты авторских прав, что
подтверждается последними законодательными инициативами. В 2013 году
был принят Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений в
законодательные акты
Российской
Федерации по
вопросам защиты
интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»,
который позволил блокировать ресурсы, содержащие нелицензированный
контент по требованию правообладателя. После этого был заблокирован
крупнейший торрент русскоязычной сети Rutracker.org.
23 июня 2017 года в России был принят закон о блокировке «зеркал»
пиратских сайтов в интернете. Информация о распространении нелегального
контента может поступить от Роскомнадзора или правообладателей в
Минкомсвязь. Если ресурс является «пиратским», блокировка осуществляется
http://vernsky.ru/pubs/5787/Obschestvennoe_dostoyanie?view_mode=text. Дата обращения:
18.06.2017
55
Там же
29
через операторов связи, а поисковики обязаны исключить «зеркала» из
поисковой выдачи56.
Предложения по реформированию системы авторского права в России в
основном выдвигают некоммерческие организации. Например, в 2014 году
Ассоциация
пользователей
интернета,
Пиратская
партия
России
и
Роскомсвобода запустили проект «Время менять копирайт». Авторы проекта
считают, что все культурное наследие 20 века должно быть беспрепятственно
оцифровано библиотеками и архивами, а новые произведения, создающиеся за
счет государственных средств, должны сразу переходить в общественное
достояние. Кроме этого, на первом этапе реформ срок охраны авторских прав
должен быть уменьшен по меньшей мере до 50 лет. В качестве второго этапа
по реформированию системы предлагается выход из Бернской конвенции и
создание нового международного соглашения.
Следующими шагами по реформированию системы является ее
декриминализация, то есть уменьшение тяжести наказания за незаконное
использование
произведения,
введение
понятия
добросовестного
использования (в том числе в части создания новых произведений на основе
старых) и свободных лицензий, а также ограничение деятельности обществ по
коллективному управлению авторскими правами и отказ от использования
DRM (программное обеспечение, которое ограничивает действия с объектами
авторских прав, например, копирование и даже просмотр)57.
Инициативами
в
области
авторского
права
также
занимается
некоммерческая организация «Ассоциация интернет-издателей». В 2013 году
она подготовила аналитический доклад «Трансформация авторского права в
Госдума приняла закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов. [Электронный ресурс].
URL: https://lenta.ru/news/2017/06/23/zarkala_ban/. Дата обращения: 20.06.2017
56
Сайт проекта «Время менять копирайт. [Электронный ресурс]. URL:
http://changecopyright.ru/. Дата обращения: 20.06.2017
57
30
интернете. Зарубежные тенденции, бизнес-модели, рекомендации для РФ», в
котором выдвигала следующие предложения по реформе авторского права:
• возвращение статуса общественного состояния произведениям,
которые были лишены его задним числом в 1993 году;
• введение режима общественного достояния для произведений,
созданных за счет государства;
• доступность общественного достояния музеев, архивов и фондов;
• выкуп прав на шедевры;
• новый международный договор по авторскому праву (Московская
конвенция на основе всемирной конвенции об авторском праве,
принятой ранее под эгидой ЮНЕСКО)58.
Трансформация авторского права в интернете. Зарубежные тенденции, бизнес-модели,
рекомендации для РФ. // Под ред. И. Засурского, В. Харитонова. [Электронный ресурс].
URL:
http://vernsky.ru/pubs/5286/Transformatsiya_avtorskogo_prava_v_internete_Zarubezhnye_tende
ntsii_biznes-modeli_rekomendatsii_dlya_RF. Дата обращения: 26.06.2017
58
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые намеки на появление авторских прав были еще в 6-м до н. э. – во
времена греческой культуры. За десятки столетий мир пришел к их полному
закрепощению: то, что создается сегодня, будет доступно в лучшем случае
через 50-70 лет. На деле эти цифры переваливают за сотню.
Основная проблема современной системы авторских прав состоит в том,
что путь к знаниям закрыт законом, который был разработан в конце 19 века –
Бернской
конвенцией,
изначально
нацеленной
на
осуществление
международного сотрудничества. Изменить это положение возможно только
в том случае, если большинство стран почувствуют в этом необходимость, что,
скорее всего, произойдет нескоро. Выйти из нее невозможно: это неминуемо
ударит по международному сотрудничеству России с другими странами.
Таким образом, автором данной работы выдвигаются следующе
предложения по реформе авторских прав:
1. Снизить срок охраны произведений до минимального уровня,
возможного согласно Бернской конвенции;
2.
Расширить
доступные
виды
добросовестного
использования
произведений: разрешить их перепечатку, копирование, передачу, исполнение
и трансляцию в образовательных, научных, исследовательских и культурных
целях, а также использование для создания новых произведений (ремиксов,
пародий, видеоконтента и т. п.);
3. Защитить пользователей от чрезвычайно высоких штрафов и тем
более уголовной ответственности за использование нелегального контента в
том случае, если деятельность пользователя не направлена на получение
прибыли за использование нелегального контента;
32
4. Ввести систему, схожую с канадской notice and notice, которая была
бы направлена на трехкратное предупреждение пользователя или сайта в том
случае, если правообладатель заявил о нарушении своих прав в интернете;
5. Разрешить государственным библиотекам оцифровку произведений,
созданных до начала 2000 года;
6.
Перевести
в
общественное
достояние
все художественные,
технические и научные произведения, созданные за счет государственного
ассигнования;
7. Описать в действующем законодательстве положение сиротских
произведений и ввести систему лицензирования, регулирующую их
использование.
33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Иностранные источники
1. Copyright Timeline: A History of Copyright in the United States.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.arl.org/focus-areas/copyright-ip/2486copyright-timeline#.WVAsgJLyjIU.
2. Cox J. The music industry is begging the US government to change its copyright
laws. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.theverge.com/2016/4/1/11344832/music-industry-copyright-lawchange-christina-aguilera-katy-perry.
3. Deazley R. Rethinking Copyright: History, Theory, Language. Edward Elgar
Publishing, 2006.
4. Delivering on improvements to copyright law. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.minister.communications.gov.au/mitch_fifield/news/delivering_on_im
provements_to_copyright_law.
5. Hector L. MacQueen, Charlotte Waelde, Graeme T. Laurie. Contemporary
6. Intellectual Property: Law and Policy. Oxford University Press, 2007
7. Intellectual Property Arrangements. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pc.gov.au/inquiries/completed/intellectual-property/draft#glance.
8. Notice and Notice Regime. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ic.gc.ca/eic/site/oca-bc.nsf/eng/ca02920.html.
9. Orphan works . Hungarian Intellectual Property Office. [Электронный ресурс].
URL: http://www.hipo.gov.hu/en/copyrights-and-related-rights/orphan-works.
10. Revision of the Swiss Copyright Law: Federal Council released draft.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.mme.ch/en/magazine/magazinedetail/url_magazine/revision_des_schweizer_urheberrechts_bundesrat_hat_verneh
mlassung_eroeffnet/.
11. Rimmer M. The Fight for Fair Use in Australia: Copyright Law in an Age of
Cloud Computing. [Электронный ресурс]. URL:
https://medium.com/@DrRimmer/the-fight-for-fair-use-in-australia-copyright-lawin-an-age-of-cloud-computing-736e271ff699#.3wz7tdjmv.
12. Rosenoer J. CyberLaw: The Law of the Internet. Springer Science & Business
Media, 1997.
13. The Cathach/ The psalter of St Columba. [Электронный ресурс]. URL:
https://web.archive.org/web/20140702153948/http://www.ria.ie/Library/SpecialCollections/Manuscripts/Cathach.aspx.
14. U.S. Government thinks it might be time to change copyright law.
[Электронный ресурс]. URL: http://adland.tv/adnews/us-government-thinks-itmight-be-time-change-copyright-law/1363638678.
15. When Copyright Protections Are Weakened: Canada’s Warning for Australia.
[Электронный ресурс]. URL: http://noosphere.ru/news/kogda-zaschitaavtorskogo-prava-oslabevaet-kanada-predosteregaet-avstraliyu57465dd75f1be70c02751beb.
34
Русскоязычные источники
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных
произведений. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.wipo.int/treaties/ru/text.jsp?file_id=283698.
2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных
произведений. Справка с сайта РИА-новости. [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/spravka/20160909/1476452487.html.
3. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права.
[Электронный ресурс]. URL: http://knigi.news/pravo/vsemirnaya-jenevskayakonventsiya-avtorskih-28211.html.
4. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская редакция.
Подписанная 06. 09. 1952 г.). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.copyright.ru/ru/library/megdunarodnie_akti/copyright/vsemirnaya_kon
ventsiya_avtorskoe_pravo/.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4).
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/.
6. Госдума приняла закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов.
[Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2017/06/23/zarkala_ban/.
7. Декрет ВЦИК о Государственном издательстве. 1917. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/tsik/?id=480
8. Декрет об отмене наследования. 1918. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-27.htm.
9. Декрет СНК о научных, литературных, музыкальных и художественных
произведениях. 1918. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/snk/1917/?id=593.
10. Доклад НП «Викимедиа РУ». Общественное достояние. Произведения и
авторы, работы которых переходят в режим общественного достояния с 2016
года. [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikimedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%
D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%
D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5_20
16#.D0.A0.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B0.D0.BA.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BD
.D0.B0.D1.8F_.D0.B7.D0.B0.D1.89.D0.B8.D1.82.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D
0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.D0.B0.D0.B2.D1.
82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B2.2C_.D1.83.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.88.D0.B8.D1.
85_.D0.B2_1941.E2.80.941942_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.85.
11. Ефремова В. В. Авторское право на произведения изобразительного
искусства в России и Франции. [Электронный ресурс]. URL:
http://lawbook.online/avtorskoe-pravo-rossii/istoriya-razvitiya-otechestvennogoavtorskogo-15677.html.
35
12. Засурский И. Новая модель регулирования авторских прав.
Общественное достояние и концепция общего блага. [Электронный ресурс].
URL: http://vernsky.ru/pubs/5787/Obschestvennoe_dostoyanie?view_mode=text.
13. Маркина А. Как божественное знание стало бизнесом. [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.chaskor.ru/article/kak_bozhestvennoe_znanie_stalo_biznesom_40103.
14. Закон об авторском праве 1911 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1958.
15. Основные положения Римской конвенции об охране прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.).
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/rome/summary_rome.html.
16. Пользователи интернета в мире. [Электронный ресурс]:
http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404.
17. Постановление ВЦИК, СНК, РСФСР от 08.10.1928 об авторском праве.
[Электронный ресурс]. URL:
http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr6644.htm.
18. Постановление ЦИК и СНК СССР от 16.05.1928. Основы авторского
права. [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%
D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_
%D0%A6%D0%98%D0%9A_%D0%B8_%D0%A1%D0%9D%D0%9A_%D0%
A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_16.05.1928_%D0%BE%D
1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D
0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D
1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0.
19. Плиева С. В. Исторические этапы развития авторского права в России.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskie-etapyrazvitiya-avtorskogo-prava-v-rossii.
20. Решение Европы о свободном доступе к сиротским произведениям.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.copyright.ru/ru/news/main/2012/9/24/proizvedenie_ocifrovka.
21. Трансформация авторского права в интернете. Зарубежные тенденции,
бизнес-модели, рекомендации для РФ. // Под ред. И. Засурского, В.
Харитонова. [Электронный ресурс]. URL:
http://vernsky.ru/pubs/5286/Transformatsiya_avtorskogo_prava_v_internete_Zaru
bezhnye_tendentsii_biznes-modeli_rekomendatsii_dlya_RF.
22. Устав о цензуре 1828 г. [Электронный ресурс].URL:
http://opentextnn.ru/censorship/russia/encslov/?id=5532.
36
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв