Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет Искусств
Кафедра Дизайна
Краузе Надежда Олеговна, 4 курс
Пояснительная записка
К выпускной квалификационной работе
ТЕМА:
Комплексное графическое сопровождение
ГБНОУ «Академия талантов»
Направление 072500 «Дизайн»
квалификация: дизайнер (графический дизайн)
Руководитель:
Старший преподаватель кафедры дизайна
С. В. Витковская
Руководитель теоретической части:
кандидат искуссттвоведения, доцент с возложенными
обязанностями заведующего кафедрой дизайна, К.Г. Позднякова
Санкт-Петербургя, 2017 год
Содержание
Вводная часть
Тема выпускной квалификационной работы............................................................3
Основание для выполнения работ..............................................................................3
Актуальность выбранной темы..................................................................................3
Цель работы..................................................................................................................4
Задачи............................................................................................................................4
Практическая значимость разработки........................................................................4
Основные этапы работы
Анализ аналогов по теме дипломного проекта.........................................................4
Концепция проекта......................................................................................................6
Эскизное проектирование...........................................................................................8
Компьютерная разработка проекта...........................................................................10
Вывод на планируемые носители.............................................................................10
Графические и компьютерные техники и технологии, использованные в
дипломном проекте..................................................................................................10
Список использованной литературы и интернет ресурсов..............................11
Иллюстративное приложение
Аналоги.......................................................................................................................12
Эскизы.........................................................................................................................14
Реализованный проект...............................................................................................18
Вводная часть
Тема выпускной квалификационной работы: Комплексное графическое сопровождение ГБНОУ «Академия талантов»
Основания для выполнения работы:
Проект по заявке работодателя. Также основанием является мой личный интерес
к разработке графического сопровождения для данного учреждения.
Актуальность:
Объектом для графического сопровождения является действующее государственное образовательное учреждение. «Академия талантов» — это новая проектная
площадка образования, включающая в себя различные образовательные центры.
Каждый день там насыщен интеллектуальными и творческими событиями для
детей и молодежи Санкт-Петербурга: выставки, конференции, семинары, концерты. Дети — наше будущее, поэтому так необходимо помочь каждому найти
себя, свою будущую профессию. Главная целевая аудитория «Академии талантов» школьники средней и старшей возрастной категории. Каждый учащийся
может выбрать направление по душе. Авторские программы и уникальные методики позволяют не просто выявить таланты школьников, но и на 100% раскрыть
их потенциал. Особое значение занимает местонахождение образовательного учреждения. «Академия талантов» функционирует в Каменноостровском дворце,
который является памятником времён Екатерины II . У дворца своя атмосфера и
богатое прошлое. Такому образовательному учреждению необходимо достойное
комплексное графическое сопровождение. Актуальна связь прошлого и настоящего, исторического памятника и новейших технологий. Анализ материала показал, что существующее графическое сопровождение не соответствует характеру
академии. Также у исходного оформления нет цельно выраженного стиля. Многие элементы фирменного стиля и вовсе отсутствуют.
3
Цель работы:
Разработка принципов комплексного графического сопровождения образовательного учреждения на примере ГБНОУ «Академия талантов».
Задачи:
1. Анализ контекста проблематики. Знакомство с контентом
2. Изучение деятельности учреждения
3. Анализ графических аналогов. Исследование сущестсвующего языка в контексте проблематики
4. Разработка концепции
5. Создание графического стиля
6. Разработка элементов фирменного стиля (динамический логотип, фирменные
цвета, графика)
7. Применение фирменного стиля на носителях
Практическая значимость разработки:
Проект расчитан для постоянного сопровождения ГБНОУ «Академия талантов».
В полном составе проект предполагается запустить на реализацию летом 2017 года.
Основные этапы работы
Анализ аналогов по теме дипломного проекта
Для создания графического языка проекта я изучила ряд аналогов. Их условно
можно разделить на группы: Существующие, Прямые, Логотипные блоки, Динамические логотипы.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ
1. Логотипный блок ГБНОУ «Академия талантов».
В основу знака логотипного блока взят портик парадного входа Каменноостровского дворца. Однако дворцовый портик в знаке слабо узнаваем. Его пропорции
4
сильно искажены. Количество колонн в знаке не совпадает с количеством колонн в реальности. В знаке их 4, а на самом деле их 6. Цвет знака схож с реальным (в знаке цвет ярче). Написание логотипного блока слишком разнообразно.
Мы видим антикву, гротеск и рукописный шрифты. Вдобавок в рукописный
шрифт внедрена символика. Буква “л” перевёрнута и изображена в виде улыбки. Буква “о” изображена в виде солнца. Всё это придаёт образу неразбериху.
Не считывается серьёзность и значимость данного образовательного учреждения. Не считывается памятник архитектуры федерального значения.
2. Основные носители ГБНОУ «Академия талантов».
В Дипломе используется ещё один шрифт. Видны текстовая составляющая и визуальная (представленная фотографией дворца с парком). Отсутствует логотип.
На бэйджах виден логотипный блок, “должность” и направление академии, к которой данная “должность” относится. Помимо жёлтого цвета в логотипном блоке, использован синий и белый цвета.
Зачётная книжка в виде буклета. Помимо цветного логотиного блока, используется зелёный цвет. Видна карта с расположением «Академии талантов», дан
адрес. На одной из страниц написано “талант = увлечённость (проявление способностей) + трудолюбие!” Ниже приведена соответствующая картинка.
3. Сувенирная продукция ГБНОУ «Академия талантов».
Настольный календарь оснащён логотипом и фотографиями с видом на дворец.
Также имеются контактные данные.
Флешка тёмно-синего цвета. Логотип на ней почти не читаем, так как шрифт чёрного цвета. Напечатан электронный адрес и адрес сайта.
Ручка чёрного цвета, имеется надпись белого цвета “Академия талантов”
Санкт-Петербург. Опять же другим шрифтом.
Пакет. Первое, что бросается в глаза — его ядерные цвета (жёлтый и синий).
Очень крупно напечатан адрес сайта. Настолько крупно, что спорит с логотипным блоком. также на плакате присутствует силуэт города. Правда Санкт-Петербург не узнать.
Проанализировав данные аналоги, можно прийти к выводу, что цельность
стиля отсутствует. Много разных шрифтов используются не по системе. Чётко
не выражены цвета фирменного стиля. Отсутствует дополнительная графика.
5
Если убрать название образовательного учреждения, то не понятно к чему это
всё относится.
ПРЯМЫЕ
Опираясь на схожую деятельность. в качестве прямого аналога я выбрала образовательный центр «Сириус».
Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи создан Образовательным
Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Фонд учрежден 24 декабря
2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.
Свою деятельность центр ведет на основании устава Фонда и лицензии на осуществление образовательной деятельности при поддержке и координации Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта
Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.
Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие
и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатное. Образовательная программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие
встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года общеобразовательные занятия.
1. Логотипный блок образовательного центра «Сириус» выглядит лаконично.
Он прост и в то же время оригинален. В знаке прослеживается движение. Как
я поняла, он олицетворяет планету, собранную из различных звёзд. Метафора
к центру и его посетителям. Движение, которое обусловлено разными размерами звёзд, может показывать деятельность и работу образовательного центра.
В этом знаке можно уловить много значений, которые будут совпадать с основной миссией образовательного центра. Векторные пятна собраны вместе,
что показывает сплочённость коллектива. Коллектив различен. Это и школьники, и различные преподаватели, тренера, рабочие, поддерживающие порядок и
6
структурированность центра. Шрифт в логотипном блоке один. Нет никакого
перегружения, которое прослеживалось в случае исходного логотипного блока
ГБНОУ «Академии талантов».
2. Предметы, используемые людьми образовательного центра «Сириус».
В дипломе использован тот же шрифт, что и в логотипном блоке. Во всех носителях придерживаются этого шрифта. Глядя на всё, сразу замечаешь основные
фирменные цвета: фиолетовый, оранжевый и белый. Бейджи выглядят более
собранно и качественно, нежели в ГБНОУ «Академии талантов». Разработаны
футболки, кепки, блокноты, ручки, буклеты и многое другое. Логотип нигде не
потерян.
3. Чётко разработана система ориентирования: указатели, пиктограммы, схема,
карта. Также разработан экстерьер. Хочется отметить и освещение самого здания, которое перекликается со знаком образовательного центра «Сириус».
Проаналировав графическое сопровождение образовательного центра, чувствуется кропотливая и внимательная работа. Видимых минусов я не обнаружила.
ЛОГОТИПНЫЕ БЛОКИ
При создании логотипного блока для ГБНОУ «Академия талантов» было вынесено решение оставить в знаке парадный портик Каменноостровского дворца,
так как он играет большую роль в деятельности образовательного учреждения.
Связь дворца, памятника федерального значения и детей, которые развиваются
и образовываются в нём — нова и интересна. Настоящее образовательное учреждение культурной столицы Санкт-Петербурга. По этим причинам я решила
проанаизировать ряд логотипных блоков, включающих в себя архитектурные
строения. Пропорции зданий в логотипных блоках совпадают с реальными размерами. Логотипные блоки хорошо смотрятся в чёрно-белом варианте. Чёрный
цвет выгоден в качестве рисующего.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ЛОГОТИПЫ
Так как мой проект требует динамического логотипа, я просмотрела большое
колличество динамических логотипов на различных ресурсах. Из них я выбрала
7
наиболее подходящие образцы для моего проекта:
1. Philadelphia Museum of Art (Художественный музей Филадельфии)
Художественный музей Филадельфии — один из крупнейших в США музеев
изобразительного искусства. Музейное собрание славится в основном произведениями пенсильванских художников (в частности, Томаса Икинса) и шедеврами живописи Новейшего времени, среди которых — «Танец в Мулен-Руж» Тулуз-Лотрека, «Большие купальщицы» Ренуара, «Мягкая конструкция с варёными
бобами» Сальвадора Дали, а также наиболее знаменитые произведения Марселя
Дюшана («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими
холостяками» и др.).
В логотипном блоке этого музея есть меняющаяся и сохраняющаяся структуры.
В зависимости от контекста меняется буква “A” в слове “Art”, однако она всегда сохраняет треугольную форму буквы. Сохраняющаяся структура — это весь
остальной шрифт. В начале этого учебного года мы посещали лекции по музейному дизайну. Лекция про этот музей мне ярко запомнилась. Нам показыввали различные варианты динамического логотипа. Показывали видео, которые создают
к выставкам. В видео динамический логотип анимирован. Также, зайдя на сайт
музея можно увидеть анимированный логотип. Ход, привлекающий внимание.
2. City of Melbourne (город Мельбурн)
Мельбурн — второй по величине город Австралии, столица штата Виктория, расположившаяся вокруг залива Порт-Филлип. Город считается одним из основных
коммерческих, промышленных и культурных центров Австралии. Мельбурн также часто называют «спортивной и культурной столицей» страны, так как в нём
проходят многие спортивные и культурные события в жизни Австралии. Город
знаменит своим сочетанием викторианской и современной архитектур, многочисленными парками и садами, многоликим и многонациональным населением.
В 2016 году журнал The Economist шестой раз подряд назвал Мельбурн самым
комфортным для проживания городом планеты по совокупности признаков.
В логотипном блоке есть сохраняющаяся структура и меняющаяся. Сохраняется
надпись и силуэт буквы “M”, но меняется её содержимое. Мне очень нравитсямэтот динамический логотип. Он современный стильный и запоминающийся.
3. OCAD University Visual Identity (Ontario College of Art and Design) / Визуальная
8
идентификация OCAD университета (Колледж Искусства и Дизайна Онтарио)
Колледж Искусств и Дизайна Онтарио — государственный университет, находящийся в Канаде, городе Торонто. Университет является крупнейшим и старейшим учебным заведением Канады в области искусства и дизайна.
В 2011 году OCAD университет, искал новый визуальный образ, который отражал бы желание 135-летнего учреждения быстро двигаться в будущее. Команда
дизайнеров Брюса Мау работала совместно с сотрудниками OCAD университета в интенсивной фазе исследований, собирая дополнительную информацию
от студентов и выпускников. Дизайнеры хотели, чтобы визуальный образ отражал университет как оживленное, развивающееся учреждение, построенное на
творчестве, риске и инновациях.
Каждый год университет приглашает выбрать группу выпускников, чтобы разработать логотип в рамках базовой структуры логотипного блока — окна, а это
означает, что эмблема ежегодно меняется. В течение долгого времени удалось
собрать большое количество идей. Проект был в числе «Best Brands of 2011» по
мнению Fast Company, и был удостоен премии Core77 Design.
В логотипном блоке есть базовая структура, и структура, которая меняется. Базовой структурой является окно и шрифтовое начертание. Стуктура, которая
меняется находится в окне. И не просто находится в нём, но и выходит за рамки.
Каждый из вышеупомянутых динамических логотипов имеет свою изюминку.
Концепция проекта
Основная идея проекта заключается в разработке собственного визуального образа ГБНОУ «Академии талантов», который будет узнаваться. Также образ должен привлекать и заинтересовывать аудиторию. Данным проектом я хочу показать связь классики и современности. Образовательное учреждение, оснащённое
последними технологиями находится во дворце времён Екатерины II. Такое сотрудничество несёт и идею связи прошлого с настоящим.
Целью учебного заведения является создание условий для выявления, развития
и поддержки обучающихся, проялвяющих выдающиеся способности в той или
иной области. ГБНОУ «Академии талантов» является своего рода платформой
становления школьников в будущих профессионалов своего дела.
9
Из-за насыщенной и разносторонней деятельности учреждения на одном логотипном блоке остановиться нельзя. В основе проекта лежит разработка динамического логотипа, который будет трансформироваться в три состояния. Первый
вид будет представлять ГБНОУ «Академию талантов» в целом. Будет “лицом”
образовательного учреждения. Другой вид будет относиться к мероприятиям,
проходящим в образовательном учреждении. Третья трансформация будет относиться к направлениям академии. Для проекта будут разработаны фирменные
цвета и дополнительная графика. Также будет показан вывод графического сопровождения на определённые носители.
Эскизное проектирование
Работа над проектом началась с изучения образовательного учреждения. Я проанализировала текстовые и визуальные документы. Было решено оставить в знаках фронтон и основание дворца. Внутренняя часть — меняющаяся.
В ГБНОУ «Академии талантов» много обучающих направлений. Каждому направлению нужен свой знак. Я думала о том, как можно совместить классическое здание
с современными технологиями. Были разработаны наполнения к направлениям.
Сначала они были похожи на пиктограммы. Потом я перевела их в более абстрактный вид. Всего знаков направлений 6. Основной логотипный блок включает в себя
не только портик, но и продолжение дворца. Внутренняя часть в виде некого экрана,
который может транслировать характер. Были разработаны наполнения к экрану.
Далее я определилась с цветами проекта и шрифтом. Паралельно с разработкой
логотипных блоков, я рисовала парк и интерьер дворца. Рисунки стали дополнительной графикой. Также я отрисовала от руки наполнения знаков направлений.
Из этих рисунков я собрала паттерны, которые тоже стали дополнительной графикой. У меня появились компьютерные и ручные композиции, что тоже олицетворяет современность и старину.
Были сделаны различные эскизы графических листов и композиций. Далее я
приступила к созданию основного носителя — буклета. Поскольку дворец прямоугольной формы, было решено придерживаться горизонтали. Носитель содержит основную информацию про учреждение и его направления. Я разработала
10
сувенирную продукцию: сумки, футболки, открытки, блокноты, ручки, флешки
и пакет. Носители содержат логотипные блоки, дополнительную графику и паттерны. Также я сделала анимационный ролик.
Компьютерная разработка проекта
В процессе проектирования я использовала компьютерные программы: Adobe
Illustrator, Adobe Indesign, Adobe Photosрop и Adobe After Effects. В них были сделаны знаки и логотипные блоки, композиции к носителям, вёрстка, макеты и
анимация.
Вывод на планируемые носители
Буклет
Дипломы
Бейджи
Открытки
Блокноты
Ручки
Флешки
Пакет
Сумки
Футболки
Анимационный ролик
11
Графические и компьютерные техники и технологии, использованные в
дипломном проекте
Большая часть дополнительной графики отрисована от руки тушью и чёрной гуашью. Также я использовала различные компьютерные техники в эскизном проектировании, такие как наложение плашек, создание градиентов, разрезание изображений.
12
Список используванной литературы и интернет - ресурсов
1. Дмитрий Петровский, «Зримый глагол. Книга 1. Гармония и иллюзии», 2005
2. Лола Г. Н. «Метафизика дизайна», 2014
3. Лола Г. Н. «Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования», 2016
4. Рунге В. Ф. «История дизайна, науки и техники», 2006
5. Кимберли Элам «Геометрия дизайна. Пропорции и композиция», 2011
6. Сара Бейдер «Слово дизайнеру», 2014
7. http://academtalant.ru/
8. https://sochisirius.ru/
9. https://en.wikipedia.org/wiki/Philadelphia_Museum_of_Art
10. https://en.wikipedia.org/wiki/City_of_Melbourne
11. http://www.brucemaudesign.com/work/ocad-university
13
Иллюстративное приложение
Аналоги
ГБНОУ “Академия талантов”
Логотипный блок
Вещи, испльзуемые людьми
14
Аналоги
Логотипный блок
Вещи, используемыелюдьми
Экстерьер и навигация
15
Аналоги
Логотипные блоки
Philadelphia Museum of Art
City of Melbourne
OCAD University Visual Identity
Логотипные блоки с архитектурой
16
Эскизное проектирование
Знаки
17
Эскизное проектирование
Графика
18
Эскизное проектирование
19
Эскизное проектирование
Идея Знака
Основной знак
Знак для направлений
20
Логотипные блоки
Основной
События
Направления
21
Буклет
Один из дипломов
22
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв