САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Консерваторы и реформаторы в китайской мысли эпохи Цин.
Выпускная квалификационная работа по направлению 033000 Культурология
Основная образовательная программа: «Китайская культура»
Исполнитель:
Ширяев Никита Михайлович
Научный руководитель:
Старший преподаватель
К.ф.н. Зельницкий А. Д.
Рецензент:
Старший преподаватель
К.ф.н. Колосков А. Н.
Санкт-Петербург
2017 г
Оглавление.
Введение………………………………………………………………… 2
Глава 1. Причины реформ ……………………………………………... 4
1. Главные исторические событий конца эпохи династии Цин……….. 4
2. Историко-культурные предпосылки реформ…………………………. 9
Глава 2. Реформаторы…………………………………………………... 13
1. Начало реформаторской деятельности………………………………... 13
2. Кан Ю-вэй ……………………………………………………………… 15
3. 100 дней реформ………………………………………………………… 22
4. Реформаторское движение и Европейские страны………………….. 26
Глава 3. Консерваторы ………………………………………………… 30
1. Лагерь Консерваторов…………………………………………………. 30
2. Ци Си……………………………………………………………………. 38
Заключение……………………………………………………………… 41
Список использованной литературы………………………………….. 45
Введение.
Актуальность темы ВКР определяется в первую очередь относительной
современностью рассматриваемого периода. Сейчас Китай центр мировой
промышленности, готовый вот-вот освободиться от статуса страны третьего
мира. Такое положение великой империи есть последствие событий имевших
конкретное начало, которое будет рассмотрено в моей работе. В отличии от
1
Англии, которая постепенно развивалась на всем протяжение истории, Китай
долгое время был закрыт для мира.
Именно тогда были пересмотрены,
поддерживаемые тысячелетиями взгляды китайцев на мир. После опиумных
войн 1840-го и 1856-го начался процесс капитализации Китая. Который на
протяжение своей истории был закрыт для западной культуры, так как считал
ее отстающей перед своей собственной. Поддерживаемая тысячелетиями
идея превосходства Китая над всеми остальными странами, уничтожала
всякий интерес народа к тому, что происходит за границей великой империи.
Именно поэтому поражение в войнах с иностранцами оказались для
поднебесной настоящим откровением, которое можно сравнить с культурным
шоком. Превосходство в военном оснащение западных держав и уровень
научных достижений, намного превосходил уровень китайцев.
Проникновение западной культуры в Китай имело насильственный
характер. Еще одной характеристикой начавшихся в конце 19-го века
преобразований, была скорость, с которой эти преобразования начали
изменять, так усердно поддерживаемый неизменный ход вещей в империи.
Правительству и народу поднебесной было крайне трудно отказаться от идеи
своего превосходства. Признать свою отсталость и необходимость
пересмотра своих культурных установок вынуждали поражения, которые
одно за другим Китай терпел от западных держав. Самым обидным, и в то же
время самым одухотворяющим, было поражение, полученное от младшего
брата Великой империи – Японии, которая оказалась более лояльной в
вопросе самоопределения в мировой политике и смогла своевременно начать
принимать достижения западной культуры.
Несмотря на то, что вторжение Запада с его передовыми
капиталистическими идеями, оказалось катализатором в процессе
модернизации Китая, тем не менее, идеи о необходимости преобразований
рождались и непосредственно в рамках культуры Великой империи. Этому
способствовало, в первую очередь, общий настрой правительства.
Маньчжурскую династию интересовало исключительно сохранение
2
собственной власти и, ставя это соображение в основу своей политики,
представители династии не замечали , как страна разделяется иностранными
державами.
Практический аспект данных исследований заключается в
возможности понять истоки новых культурных установок китайской мысли.
Посредством анализа
сходств и различий в идеях консерваторов и
реформаторов поздней династии Цин, как ярких представителей нации,
предпринятого в данном исследовании, мы рассчитываем выявить основные
направления общественной мысли.
Глава 1. Причины реформ
1.
Главные исторические событий периода конца эпохи династии Цин.
Конец 19-го века в Китае был наполнен событиями. Это, в первую
очередь, вторжение англичан и последовавшие за этим изменения в
поднебесной. Эти изменения имели колоссальное значение для самосознания
китайцев, которым пришлось переосмыслить историю страны и свои взгляды
на место Китая в мире. Столкнувшись лицом к лицу с неудобной правдой в
3
виде во много раз превосходящей военной мощи иностранных захватчиков,
великой империи пришлось смириться с необходимостью кардинальных
изменений в системе политических и культурных установок.
Специфику процесса перехода Китая к капиталистической,
европейской системе хорошо отображают опиумные войны. В этом
конфликте трудно определить правых и виноватых. С одной стороны Англия
– капиталистическая машина, несущая новую европейскую философскополитическую идею, абсолютно уверенная в своей правоте и бесконечно
расширяющая свои колонии в поисках прибыли. С другой стороны законсервированная монархия с тысячелетней историей закрытыми
границами и врожденной идеей превосходства своей нации над всеми
остальными. Можно согласиться с тем, что первые действительно несли свет
просвещения, но способ, которым они это сделали, оправдать не возможно.
Ввозя в Китай опиум из своей индийской колонии, англичане абсолютно
дискредитировали себя в глазах китайцев. Китайцы же, со своей стороны,
были слишком
категоричны в своей закрытости перед иностранцами,
вынудив их прибегнуть к крайним мерам1.
Китай потерпел поражение в обеих Опиумных войнах, не оказав
практически никакого сопротивления. Поднебесной с ее феодальным
уровнем развития и примитивным вооружением было нечего
противопоставить оснащённой по последнему слову техники армии
Британской империи, на тот момент фактически мирового гегемона. Китай
был сокрушен и был вынужден подписать ряд унизительных капитуляций.
Нанкинский договор 1842 г. обязывал Китай выплатить контрибуцию в
размере 21 млн. долларов и открыть для мирового рынка города Амой,
Фцчжоу, Нинбо и Шанхай с предоставлением английским подданным права
безграничного пребывания там. В восьмом пункте этого договора Англия
называлась «наиболее благоприятной для торговли странной». В
1
Вестад О.А. Беспокойная империя. Китай и мир с 1750 года. М.: Центрполиграф,
2014. С. 340 стр.
4
последующем США и Франция, так же прибегнув к демонстрации военной
мощи, потребовали от Поднебесной заключения аналогичных договоров,
предоставляющих выгодные условия для торговли2.
Так, претерпев целый ряд внешнеполитических поражений, и
оказавшись в экономической и отчасти политической зависимости от великих
держав, китайское правительство было вынуждено выработать такую
политическую программу, которая бы позволила как можно скорее
осуществить переход к капиталистическому строю западного образца.
Изменения последовали незамедлительно. Маньчжурская династия,
пережившая момент своего рассвета, медленно клонилась к упадку, теряя
власть и уважение среди подданных. Первая Опиумная война сильно
отразилась на состоянии империи. Помимо ухудшения здоровья нации,
связанного с распространением курения опиума, началось повсеместное
разорение землевладельцев. По всему Китаю начали вспыхивать восстания3.
Это было связанно не только с ухудшением экономического состояния Китая
после войны, но и с распространением среди населения идей западной
культуры.
Наиболее крупным и успешным стало восстание Тайпинов. Идейным
вдохновителем во сстания был Хун Сю Цюань. Вдохновившись
христианскими идеями, он образовал «Общество поклонения небесному
владыке». Главной идеей было уравнение всего. Такой лозунг был понятен
массам и пришелся по душе миллионам китайцев. Очень быстро тайпинское
общество накопило достаточно влияния и сил, чтоб провозгласить себя
государством со своей армией и законами. Начав с идей уравнивания,
тайпинское государство постепенно скатилось к классической бюракратии и
2
Чудодеев Ю.В. Крах монархии в Китае. М.: Институт востоковедения РАН, 2013.
С. 300.
3
Булдыгерова Л.Н. История Кита : учебное пособие. Хабаровск: Изд-во
Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2016. С. 85.
5
борьбе за власть, что в последующем и стало причиной краха нового
государства. Ослабленное маньчжурское правительство не могло
сопротивляться тайпинам, но заручившись поддержкой европейцев, не
заинтересованных во внутренних столкновениях в империи, мешающих
торговле, восстание было подавленно 4.
Для нашего исследования восстание Тайпинов интересно как одно из
первых проявлений среди китайцев интереса к идеям европейской культуры.
Если вспомнить идеи культурных типов Данилевского, можно сказать, что
это была первая попытка привить европейскую культуру на китайской почве.
Попытку можно считать неуспешной, но тенденция была явно
положительная.
Опиумная война и восстания тайпинов произошли во многом из-за
ослабления маньчжурского правительства, переживающего свой закат. В 1861
г. Умирает маньчжурский император И Чжу, передав престол своему сыну
Цзай Чуню. Но ему было суждено недолго быть у власти - в результате
государственного переворота он уступил власть вдове императора Сянь Фэна
– Цы Си. Она оказалась предвестником конца Цинской империи. Пользуясь
абсолютной властью при фактическом правлении императоров, которых она
же сажала на престо5. Проводя консервативную политику, Ци Си категорично
относилась к каким-либо изменениям в государственной жизни, считая, что
это может подорвать как ее личную власть, так и авторитет династии в глазах
граждан. Такая политика действительно сработала и помогла династии Цин
пережить опиумные войны и восстания, удержавшись у власти.
Единственное, что новое правительство не могло отрицать, несмотря на свои
4
Джастин У. История Китая. М.: Астрель, 2008. С. 183.
5
Чудодеев Ю.В. Крах монархии в Китае. М.: Институт востоковедения РАН, 2013.
С 221
6
имперские замашки, так это факт значительного отставания Поднебесной от
Запада в военном плане.
Опиумная война разгорелась вновь в 1856 году, когда после задержания
китайцами торгового судна «Эроу», Великобритания получила повод начать
конфликт. Изнуренная подавлением тайпинскго восстания Поднебесная
вновь проиграла и была вынуждена подписать очередную унизительную
капитуляцию. По условиям Пекинского договора Китай должен был
выплатить контрибуцию и открыть Тянзинь для иностранной торговли, а
также разрешить работать китайским рабочим в колониях 6.
К моменту
второй опиумной войны Китай был почти полностью разорён и истощен
внутренними конфликтами. Ужасные последствия последовали за
распространением в стране курения опиума. Здоровье нации было сильно
подорвано, в каждой второй семье кто-то употреблял этот наркотик 7.
Успехи колониальных компаний Великобритании в Азии, подтолкнули
другие западные державы обратить туда свой интерес. В 1884 году Франция
развязала конфликт с Вьетнамом. У Поднебесной тоже были свои интересы
во Вьетнаме, а именно город Тонкин, являвшийся важным судоходным
пунктом на пути по Красной реке в Желтое море. Пытаясь отстоять свои
интересы, Китай стянул туда свои войска, чем спровоцировал Францию на
агрессию. Франко-китайский конфликт развивался по тому же сценарию, что
и Опиумные войны с Англией. Западная держава легко подавила великую
империю своим техническим превосходством. По условиям капитуляции
Китай обязывался вывести свои военные силы из Вьетнама и выплатить
контрибуцию.
6
Непомнин О.Е. История Китая : Эпоха Цин М.: Ин-т востоковедения, 2005. С. 514
7
Крюгер Р. Китай. История страны. История страны / пер. Д. Воронина. М.:
Эксмо, Москва 2008 г. С. 156
7
Этот во енный конфликт был по следним подтверждением
необходимости перемен в Поднебесной. Перемен не только в плане
технического оснащения, но и перемен в плане политической культуры.
Именно после Франко-китайской войны в великой империи начался
невероятный подъем патриотических настроений, пробудилось новое
национальное самосознание.
Последней свой интерес к китайскому рынку и территориям проявила
Германия. В 1895 году прусские дипломаты добились заключения
соглашения на предоставление концессии в Ханькоу и Тяньцзине. В 1897
году, использовав в качестве предлога убийство в Шандуне двух немецких
миссионеров, Германия отправила к берегам Китая свой флот. Естественно,
Китаю вновь пришлось принять условия западных захватчиков. Среди
выдвинутых требований было предоставление монополии на развитие сети
железных дорог в Китае и предоставление в аренду территории близь
Цзяочжоуского залива8.
После конфликта с Германией в Китае началась так называемая битва
за концессии. Все европейские представительства начали требовать от
императорского двора подтверждение прав на пользование той или иной
территорией и сдачи в аренду дополнительных территорий. В 1898 году
Китай, поддавшись натиску западных государств, согласился открыть все
реки и озера для свободного судоходства.
1.2 Историко-культурные предпосылки реформ.
Китайская культура является одной из древнейших мировых культур.
На всем протяжение своей истории она была закрыта от остального мира.
Поддерживая в народе идею о превосходстве китайской нации над всеми
остальными, правительству удавалось сохранять свою власть. Император
считался владыкой, сыном неба и пользовался в своем государстве
8
Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани
Эпох. М.: Восточная литература, 1999. С. 344.
8
безграничным авторитетом. Поддержанию этих традиций во многом
способствовал тот факт, что Китай к тому времени имел уникальную
письменную историю, охватывающую почти весь период существования
империи. Ссылаясь на эти письменные источники, китайской политической
элите удавалось до определенного времени сохранить в неизмененном виде
установленные традиции управления страной9.
К концу правления маньчжурской династии Цин мы уже не можем
говорить о безграничном авторитете императора и династии. Это было
связанно с тем, что под влиянием проникающих в
Китай идей западной
культуры в умах сначала представителей интеллигенции, а затем и обычных
китайцев, началась коренная ломка представлений о мире. Эта «революция в
умах» произошла резко и болезненно, имея специфику культурного шока.
Одним из основных откровений
для китайцев стало признание их
абсолютной технической отсталости от Запада. Первым осознавшим это стал
Линь Цзэ Сюй, который был назначен ответственным по борьбе с торговлей
опиумом. Ощутив на себе всю мощь английского флота, он начал призывать
маньчжурское правительство немедленно заняться переоснащением флота.
Тогда в 1842 году на юге страны правительство начало предпринимать
попытки наладить производство пушек и пароходов 10. Однако после
подписания Нанкинского договора из-за последовавших финансовых
трудностей эти попытки были отложены почти на 20 лет. Возобновилось
производство уже в разгар Тайпинского восстания. Руководил процессом
Цзэнь Го Фань, использовавший полученное от иностранцев вооружение в
подавлении восстания. В 1865 году Цзэнь Го Фань инициировал закупку в
9
Елисеев Д. История Китая. Корни настоящего. . СПб.: Евразия, 2008. С. 204.
10
История Китая / Под ред. А.В. Мелискетова - 3-е изд. - М.: Оникс.21 век, 2004.
С. 325
9
США техники для создания современного арсенала11. В 1868 году арсенал
был создан в Цзяньнине, при нем была открыта судоверфь, готовая к
производству современных паровых судов. После этого похожие арсеналы
начали открываться по всей стране12.
Надо отметить, что иностранцы делились своими технологиями не
бескорыстно. Европейские державы имели свои планы на Китай и даже
начинали планировать его разделение между собой. Частично этот раздел
произошёл. Поднебесная лишилась своих поданных государств – Бирмы,
Аннама, Кореи, Кашмира, Непала. Также были утрачены непосредственно
части территории страны – Тибет, Тайвань, Гонконг. Сама великая империя
начиналась превращаться в подобие колонии.
Правительство во главе с императрицей-регентом Ци Си терпело одно
поражение за другим. Одним из самых обидных было поражение, нанесенное
Японией. Все эти события порождали народное негодование.
Немаловажные изменения происходили и непосредственно в китайской
мысли. Большую роль в этом сыграла так называемая «Школа современных
текстов», основанная в XVIII в. Чжуан Чуньюем.
Он первый из ученых
эпохи Цин настоял на пересмотре значения комментария Гуньян Гао к
«Хронике Чуньцю» и усомнился в канонизированном комментарии Цзо Цю
Мина «Цзо Чжуань». Внуку и ученику Чжуан Цуньюя Лю Фэн Лу удалось с
помощью филологических и исторических методов анализа доказать, что Цзо
Чжуань был подделан Лю Синем – ученым Западной Ханьской династии.
Представители «Школы современных текстов» первыми стали настаивать на
11
Там же. С. 326.
12
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 100.
10
важности проверки аутентичности древних письменных работ и их
комментариев13.
Особенности деятельности «Школы современных текстов» во времена
эпохи Цин были изложены в работах Лян Ци Чао14. Разбирая критические
произведения Вэй Юаня и Гун Цзы-Чжэня, он отмечал, что «Книга Песен» в
интерпретации Маогунов была фальсификацией, и что в оригинале это
произведение, на самом деле, не давало характеристику тех или иных
правителей, а лишь воспевала в стихах настроение и культуру народа того
времени15. Это было величайшее открытие, изменившее отношение к
важнейшему культурному памятнику древности. Так было положено начало
реформации китайской конфуцианской мысли, находившейся в неизменном
состоянии несколько тысячелетий.
Еще одним приверженцем «Школы современных текстов», которого
Лян Ци Чао называет вдохновителем будущих реформаторов, был Гун Цзы
Чжэнь. Он первый осмелился использовать толкования школы Гунян для
критики Цинского правительства. Он смело настаивал на изменение системы
управления государством, предал огласке недостатки устаревшего
маньчжурского режима, яростно осуждал деспотизм16.
Однако взгляды представителей «Школы современных текстов» не
нашли отклика в народных массах, и сунское конфуцианство, официально
поддерживаемое правительством, не теряло своих позиций. Работу над
13
Ли Хун Чжан. Политическая история Китая за последние 40 лет. СПб., 1905 . С.
56.
14
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 102
15
Там же. С. 102
16
Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая
периода политики «самоусиления» // Восток и всемирная история. М., 1989. С.
118.
11
развенчиванием устаревших трактовок позже взял на себя Кан Ю Вэй. Стоит
отметить, что работы Кан Ю Вэя имели ярко выраженную политическую
окраску, отодвигая научную сторону исследования на второй план17.
Глава 2. Реформаторы.
2.1 Начало реформаторской деятельности.
17
Чжан Си. Особенности изучения религии в Китае в начале 20 века // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология.
Культурология. Религиоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского
Государственного Университета, 2016 (2). С 3
12
Патриотический подъем после войны с Японией сопровождался
появлением огромного количества публицистики революционного толка. До
этого момента невозможно было представить открытую критику
правительства. Теперь же обличением несостоятельности цинского
правительства занимались повсеместно и всеми возможными способами.
В 1895 году вышла книга Чжэн Гуань Ина18 , в которой он открыто
осуждал отсталую политику императора и говорил о необходимости
заимствования идей Запада.
В 1896 году на сохранившиеся после уничтожения «Ассоциации
усиления государства» средства был создан журнал «Ши у бао». Это
периодическое издание принадлежало близкому знакомому Кан Ю Вэя – Ван
Кан Няню, так же поддерживающего идеи реформ. Журнал печатал
императорские указы и меморандумы двору, делал переводы иностранных
статей. Поддерживая идеи реформаторов, журнал открыто пропагандировал
введение в Китае конституционной монархии и требовал демократизации
всего аппарата власти 19.
По примеру «Ши у бао», издававшегося в Шанхае, начали появляться
аналогичные журналы в других регионах Китая. В 1898 году в городе Уси
начала публиковаться «Уси бай хуа бао», основателем и главным идейным
вдохновителем которой была ярая стороница реформ Цю Мэй Люй 20. В
Хунане идеи реформаторов распространяли в издание «Сян бао»21. Большим
18
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 130.
19
Тихвинский С.Л. Избранные произведения : в 5 кн. М.: Ин-т Дал. Вост.
Отделения общественных наук РАН, 2006. С. 405
20
Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской
революции // Новая и новейшая история. М., 1980 (1). С. 98.
21
Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской
революции // Новая и новейшая история. М., 1980 (1). С. 99.
13
авторитетом пользовался издававшийся в Аомыне журнал «Чжи синь бао». В
первом номере журнала открыто заявлялось, что для спасения загнивающего
Китая необходимо начать просветительскую деятельность22. Для того, чтобы
избежать перспективу реального раздела страны западными державами, автор
призывал к объединению народа и настаивал на необходимости просвещения
в науках по западному образцу. В дальнейшем журнал так же продолжал
публиковать агитационные статьи, редактором которых зачастую были
видные деятели реформаторского движения, в том числе Лян Ци Чао. Главная
идея журнала оставалась неизменной – необходимо было бороться против
консервативного лагеря, находящегося у власти.
Среди передовых реформаторских изданий можно выделить два
основных типа. Издания первого типа, к которому относились журналы «Ши
у бао» и «Чжи синь бао», издававшиеся в больших городах и находившиеся
под влиянием мелкой революционно настроенной буржуазии, позволяли себе
резкую критику правительства. Издания второго типа, например, «Сян сюэ
синь бао», которое находилось под опекой хунаньских помещиков,
придерживалось менее радикальной позиции, и позволяло себе лишь
пропагандировать необходимость изучения западных наук. Одним из
редакторов этого издания был Тань Сы Тун, олицетворявший собой дух всех
хунаньских реформаторов с характерным для них патриотизмом. Нередко на
страницах журнала можно было встретить похвалы хунаньскому народу за
то, что они смогли сохранить свою независимость от иностранцев, в отличии
от других регионов, покорно склонившихся перед оккупантами.
2.2 Кан Ю Вэй.
Кан Ю Вэй родился 19 марта 1858 года в Гуандуне. Его отец был
разорившимся помещиком и до своей смерти подрабатывал учителем. С
ранних лет будущий реформатор Китая отличался феноменальными
способностями в обучении. Он один из первых среди своих ровесников
22
Там же.
14
выучил наизусть классические конфуцианские каноны. Зтем он начал изучать
исторические сочинения под присмотром своего деда. В четырнадцать лет
Кан Ю Вэй в первый раз попробовал свои силы в написании сочинения в
стиле багу, но провалился. Следующую попытку он предпринял уже в
семнадцать лет, но так же безуспешно. После этого его родные предложили
ему поступить в частную школу под руководством философа Чжу Цы Ци, где
он успешно обучался еще в течение трех лет.
Взгляды учителя Цжу Цы Ци оказали на Кан Ю Вэя сильное влияние. В
конфуцианском учении он был приверженцем идей конфуцианцев времен
начала Цинской империи, отличавшихся еще специфическими китайскими
настроениями антиманьчжурского толка. Учитель был непреклонен и не
боялся открыто критиковать современную конфуцианскую школу,
неоднозначные комментарии эпохи Хан и Сун, а также настаивал на
возвращении истинного учения Конфуция. Именно этим и займется Кан Ю
Вэй в своих будущих работах 23.
Покинув школу Кан Ю Вэй занимался изучением буддийских текстов и
пытался постичь науку самосозерцания. Он более полугода прожил в
пещерах «Белых облако», где познакомился с академиком Чжан Янь Цю,
который, по словам самого Кан Ю Вэя, ввел его в курс всех политических
проблем маньчжурского двора 24. И именно тогда по его собственным словам
он задумался о тяготах жизни народа и необходимых преобразованиях.
По совету Чжан Янь Цю Кан Ю Вэй отправился в Сянган, где он
занялся изучением западной культуры. Он был восхищен европейским
устройством жизни и поняв, что Китай невероятно отстает в развитии от
Запада еще раз убедился в необходимости преобразований в поднебесной.
Занимаясь переводами западной литературы и изучением географии, он так
23
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 135.
24
Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949. С. 255.
15
же продолжал уделять внимание конфуцианским трудам. Из-за ухудшения
материального положения семьи и еще несколько раз провалившись на
экзаменах багу, Кан Ю Вэю пришлось вернуться в родное село. Здесь он
начал преподавать в местной школе, не прекращая переводить западные
труды25.
В родном селе Кан Ю Вэй впервые выступил против традиций
древности, а именно против традиции бинтовать девочкам ноги. Конфликт
начался после того, как он отказался бинтовать ноги своим дочерям,
аргументировав это тем, что при Конфуции такого обычая не было.
Именно в этот период 1884-1885 года Кан Ю Вэй активно работал над
теорией «Великого единения», которая сочетала в себе разнообразные знания
из разных источников - от конфуцианских, буддийских и даосских канонов до
китайской и западной исторической литературы. Более подробный анализ
этой темы представлен в следующем парагрфе.
Кан Ю Вэй не прекращал попытки пройти экзамен сочинением в стиле
багу, но раз за разом проваливался. Поездки в столицу помогали ему узнать
реальное положение дел в государстве. За стенами императорского дворца
витало настроение недовольства старым маньчжурским режимом,
бюрократическим и полностью продажным. Эта нездоровая атмосфера и
желание ее изменить к лучшему еще больше подогрели страсть Кан Ю Вэя к
знаниям. Благодаря протекции знакомых он добился себе места в
Императорской Академии, где продолжил свое обучение26.
В период обучения в Академии Кан Ю Вэем был написан первый
меморандум двору. Расценивая обвал мавзолея императоров в качестве
25
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 137.
26
Рысаков А.С. Основные тенденции в конфуцианстве эпохи Цин // Вестник
Русской христианской гуманитарной академии. СПб: Издательство РХГА, 2011 (1).
С.10
16
своеобразного знака свыше, первый реформатор решился отправить свои
обличительные работы лично Ци Си и императору Цзай Тяню. Меморандум
был написан в форме разоблачения, которое должно было открыть глаза
главам маньчжурской династии на действительный ход вещей в империи. В
меморандуме говорилось об отсталости армии, отсутствии экономической
политики, старости чиновников, упадке патриотического духа у населения и
отсутствии понимания чрезвычайности сложившейся ситуации у
правительства 27. Придворные и сановники предоставляют двору
недействительную информацию о положении дел в государстве, беспокоясь
только о сохранении свих постов. В попытках уберечь свое высокое
административное положение, они не замечают, что этим пользуются
корыстные элементы, а именно западные державы. Кан Ю Вэй писал о
китайских чиновниках, что в своем желании сохранить теплое местечко, они
м о г у т п от е р я т ь в с ю с т р а н у, кото р а я буд е т р а зд е л е н а м е ж д у
капиталистическими державами.
Кан Ю Вэй считал, что Китай постоянно упускает возможности для
начала преобразований. Так было после подавления Тайпинского восстания,
когда план правительственных реформ был утвержден, но не был реализован,
так как ближайшие ко двору сановники сделали все для его отложения на
неопределенное время. По мнению Кан Ю Вэя ближайшие ко двору люди,
чиновники, пользуются тем, что император и Ци Си заинтересованы
исключительно в сохранение маньчжурского рода у власти, в связи с чем
становятся слабыми в принятии тяжелых решений. Такие решения были
необходимы в ситуации, когда Китай со всех сторон был окружен
заинтересованными в его территориях странах: Англия и Франция
продвигаются все глубже и глубже в Китай, Россия почти подвела свои
железные дороги к Хунчуню, а Япония концентрирует войска на границе.
27
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959.С. 137.
17
Такая безрадостная картина была представлена в первой части
меморандума 28. Далее Кан Ю Вэй делает свои предположения о том, что
необходимо сделать для предотвращения краха империи. Он предлагал
начать с реформ в политике, далее заняться развитием земледелия, торговли и
промышленности, развитием культуры населения и, самое главное, обновить
номенклатуру чиновников. Выдвинув такие требования, Кан Ю Вэй намекал
о полной несостоятельности современного ему государственного аппарата и
несоответствии его передовым мировым тенденциям.
Специфической чертой китайской политики всегда было невероятное
почитание старины и всего прошлого, что было результатом развития культа
предков. Очень часто аргументом, отклоняющим принятие той или иной
реформы, могло стать то, что раньше так не делали, и все было хорошо –
соответственно, не надо и сейчас. Кан Ю Вэй возражал и против этого,
заявляя, что старость надо оставить в старине, а положения современного
мира вынуждают идти против своих убеждений для сохранения жизни.
Отказавшись от старой политической системы, он предлагал ввести новую,
которая должна быть разработана в сотрудничестве с учеными, которых
необходимо допустить ко двору29.
В конце своего меморандума Кан Ю Вэй предупреждает императора о
том, что народ не доволен, что возможно повторение Тайпинского восстания,
а иностранцы все более и более уверенно чувствуют себя на территории
великой империи 30.
Весь меморандум был изложен в духе национального патриотизма и
направлен против убежденных консерваторов, коррумпированных
чиновников, против устаревшего маньчжурского абсолютизма. Опираясь на
28
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 139.
29
Там же. С. 140.
30
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959.С. 141.
18
авторитет западной политической системы, Кан Ю Вэй требовал перестройки
всей китайской системы, вспомнив опыт Чжоуской и Ханьской династии.
Несмотря на то, что, в отличие от последующих меморандумов, в этой работе
не были представлены конкретные планы преобразований, здесь были
выдвинуты основные требования, которые останутся неизменными на всем
протяжении взаимодействия Кан Ю Вэя с правительством31.
Положение вещей в современном Кан Ю Вэю Китае было таким, что
предоставлять меморандумы двору могло только ограниченное число людей
из-за чего ему пришлось искать покровителей, которые с помощью своего
авторитета смогли бы поддержать работу молодого реформатора. Однако все.
кому Кан Ю Вэй разослал свой меморандум, возвращали его обратно и
отказывались содействовать в продвижение его в соответствующие
инстанции, так как его текст был излишне дерзок, за что можно было понести
серьезное наказание.
Первый меморандум не достиг получателя, но, тем не менее,
распространившись в либеральных кругах столицы, в которых повсеместно
обсуждались возможности реформ, текст Кан Ю Вэя был встречен с
интересом и принес его автору известность32.
Слухи о талантливом молодом человеке, хорошо образованном и
с п о с о б н ом с о с т а вл я т ь р а з в е р н у т ы е м е м о р а н д ум ы , д о ш е л д о
правительственного цензора Ту Жэнь Шоу. Он попросил составить для него
несколько меморандумов, которые, подписав своим именем, он предоставил
ко двору. И не смотря на то, что в этот раз Кан Ю Вэй вел повествование в
классических формах, следуя традициям написания официальных
меморандумов, его содержание все равно отличалось невероятной страстью,
и открыто порицало несовершенство правящего режима. Не зная как
31
Там же.
32
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959.С. 143.
19
воспринять такую неудобную правду и как реагировать на подобного рода
меморандумы, правительство решило для начала наказать его создателя за
дерзость. Это очень хорошо показывает менталитет правящих кругов, а
именно Ци Си и императора, которые в первую очередь боялись потерять
власть, а все, что не соответствовало привычному положению дел, и
выходило за его рамки, считали враждебным. Ту Жэнь Шоу был вынужден
уйти в отставку и ухать из Пекина, опасаясь репрессий 33.
В 1889 году молодой император Цзай Тянь вступил в брак, после чего
императрица Ци Си сложила с себя регентство. Это стало надеждой для
многих китайских либералов, которые ждали этого, считая, что молодой
правитель окажется более снисходителен и пойдет на уступки в вопросах
преобразования страны. В действительности же, приблизив к себе Кан Ю Вэя
и начав реформы, молодой император заплатит за это троном, как в свое
время Ту Жэнь Шоу заплатил своим постом.
На протяжение десяти лет, с 1889 года по 1898 год, Кан Ю Вэй не
прекращал своей деятельности по продвижению своих реформ. За это время
ко двору было представлено боле шести его меморандумов, содержащих
подробный план проведения реформ в Поднебесной. Так же им были
написаны две книги, подробно разбирающие модели проведения реформ в
других странах, а именно в России и Японии. И все же, несмотря на
растущую год от года известность Кан Ю Вэя, как в столице, так и по всему
Китаю, его старания не приносили существенных результатов.
В 1898 году Кан Ю Вэй создал «Союз защиты государства» и провел
его первое собрание. Собрав всех последователей реформ, Кан Ю Вэй
произнес речь, призывая всех встать на борьбу и защитить государство от
33
Дельнов А.А. Китай. Большой исторический путеводитель. М.: Эксмо, 2008. С.
367
20
иностранных захватчиков34. Выступление было записано, и его текст быстро
распространился по Китаю. На каждом следующем собрание было все
больше и больше человек. Позже был разработан официальный устав союза и
начался набор последователей.
В организацию набирались все желающие, независимо от статуса и
уровня образования. Два основных отделения «Союза» находились в Пекине
и Шанхае. По своей сути это была партия реформаторского толка, в которой
состояли по большей части либерально настроенные ученые, помещики,
буржуазия и торговцы. Целью этой организации было, воспользовавшись
авторитетом императора, добиться наиболее безболезненного перехода Китая
к капиталистическому строю35.
Деятельность «Союза», набирающего популярность, и идеи, которые
он пропагандировал, не могли не остаться безответными со стороны
консерваторов. Они предпринимали все возможные попытки развалить союз
и искали способы подобраться лично к Кан Ю Вэю36.
2.3. Сто дней реформ.
Молодой император Цзай Тянь был для реформаторов чем то вроде
идеала, дающего веру в возможность преобразований. Но, несмотря на его
образованность и просвещенность, все его приближенные подчинённые были
убежденными консерваторами, поэтому всегда одним из основных
требований сторонников реформ оставалось обновление аппарата
34
Ли Хун Чжан. Политическая история Китая за последние 40 лет. СПб., 1905. С
13.
35
Там же. С. 14.
36
Тихвинский С.Л. Избранные произведения : в 5 кн. М.: Ин-т Дал. Вост.
Отделения общественных наук РАН, 2006. С. 420
21
чиновников. Еще одним требованием был переход к конституционной
монархии. Выдвижение подобных требований исходило, в первую очередь,
из необходимости, по мнению реформаторов, в кротчайшие сроки усилить
государство для противостояния западным державам. Кан Ю Вэй верил, что
принятие конституции докажет способность Китая принять новые мировые
установки и поднять в народе патриотический настрой 37.
О необходимости принятия конституции Кан Ю Вэй писал еще в своем
меморандуме в 1898 году. Он требовал созыва законодательного комитета и
учреждения специальных департаментов в столице и регионах. Но, несмотря
на поддержку этой идеи со стороны императора, сановники-консерваторы
всеми возможными способами откладывали рассмотрение этого проекта.
Стоит отметить, что Кан Ю Вэй, являясь по своей сути китайским
националистом, был вынужден скрывать свою неприязнь к маньчжурскому
двору. Конституция, по его мнению, должна была если не ослабить власть
маньчжурской династии, то, как минимум, уровнять их права с китайцами.
Кан Ю Вэй хотел также добиться уничтожения аристократических титулов и
отказаться от древней традиции называть страну по названию правящей
династии38.
Начало реформ было положено летом 1898 года, когда император
огласил свой указ о реформах. В этом указе была установлена ведущая
политическая линия, за утверждение которой боролись реформаторы. Указ,
по своей сути, наставал только на преобразованиях в области образования и
был составлен в весьма размытых формах. В дополнение к нему император
обращался к губернаторам провинций, прося их выдвигать своих
лучших
37
Непомнин О.Е. О методике изучения переходного периода в Китае ( Х1Х – нач.
ХХ в.).// Народы Азии и Африки, № 4, 1968, С. 104.
38
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 145.
22
претендентов для участия в императорской программе по обучению за
границей39.
13 июня 1898 года был принято постановление о назначении
официальной аудиенции Кан Ю Вэя и других реформаторов у императора.
Цзай Тянь хотел дать аудиенцию Кан Ю Вэю намного раньше и предложить
на ней ему пост при дворе, однако встретив сопротивление со стороны князя
Гуна, был вынужден отказаться. Аргументом для отказа стало то, что
император лично может принимать у себя сановников не ниже 4-го ранга, а
Кан Ю Вэй на тот момент имел только 6-ой.
После смерти князя Гуна
император все-таки решился дать аудиенцию лидеру реформаторского
движения, несмотря на то, что это было нарушением традиций. Такое
решение Цзай Тяня было воспринято в лагере консерваторов как вызов и
ответа на него не пришлось долго ждать. Использовав свои связи, Ци Си
добилась отстранения Вэн Тун Хэ, одного из немногих сановников, которые
поддерживали реформаторские начинания императора внутри стен дворца.
Далее, непосредственно перед самой аудиенцией Кан Ю Вэя, Ци Си добилась
назначения на пост командующего столичным гарнизоном своего близкого
знакомого – маньчжура Жун Лу. Такими нехитрыми придворными
преобразованиями Ци Си надеялась вернуть себе полный контроль над
происходящим в стране, чтобы держать руку на пульсе проводимых
императором реформ, и быть готовой остановить их в любой момент40.
16 июня Кан Ю Вэй был официально принят у императора. Встреча
прошла в дружественной обстановке. Император почти во всем соглашался с
Кан Ю Вэем. Были подняты все основные вопросы, многократно
39
Contemporary Chinese Philosophy / Edited by Chung Ying and Nicholas Bunin. –
Malden: Blackwell Publishers Inc., 2002.
40
Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая
периода политики «самоусиления» // Восток и всемирная история. М., 1989. С.
119.
23
рассмотренные в меморандумах двору. Однако одного согласия императора
оказалось недостаточно для начала серьезных преобразований. Добившемуся
долгожданной встречи Кан Ю Вэю пришлось признать, что его
идеализированный образ молодого императора не соответствует
действительности - Цзай Тянь был слаб и не готов выступить авторитетом
для проведения серьезных преобразований в стране, так как по сути не мог
принимать серьезные решения без одобрения Ци Си.
Императору удалось получить у Ци Си одобрение на проведение только
одной из многочисленных реформ предложенных Кан Ю Вэем, а именно –
отменить экзамен на сочинение в стиле багу. По распоряжению императора
подготовка приказа была доверена канцелярии иностранных дел. Это
решение имело огромное количество противников среди консервативных
сановников, в том числе члена Верховного Совета, маньчжура Ган И, который
всеми силами пытался добиться передачи подготовки проекта в приказ
церемоний, что значило бы отложение его принятия на неопределенный срок,
так как приказ церемоний считался самым консервативным из всех шести
приказов. Тем не менее, проект был принят, поскольку Ци Си дала на это
свое согласие и даже публично его озвучила41.
Д л я п р од в и же н и я д е й с т в и т е л ь н о д о с то й н ы х ка н д и д ату р ,
интересующихся современными тенденциями в мировой политике,
экономике и культуре, экзамен на отвлеченные конфуцианские темы в стиле
багу был отменен. Теперь на экзамене предлагалось ответить в письменном
виде на несколько конкретных вопросов. Вопросы касались тем
государственного устройства, истории империи и западной культуры. Отмена
сочинения в стиле багу была результатом кропотливой работы
реформаторского лагеря по приближению программ экзамена к требованиям
современного им мира.
41
Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен: 1911 – 1913 гг. М.,
1974. С. 58.
24
Отмена классического экзамена была поддержана как в Пекине, так и
во всем Китае. Молодые люди наконец-то отложили зазубривание древних
конфуцианских канонов и занялись изучением передовой китайской и
зарубежной литературы.
В лагере консерваторов новый закон был воспринят с возмущением.
Его представители, среди которых было много ученых, зарабатывающих на
преподавании багу, лишились своего заработка. Так же была потеряна
традиция, в рамках которой долгое время процветала коррупция и
кумовство42.
Проведенная встреча с лидером реформаторов убедила императора в
необходимости усилить свою власть. После успешного проведения первой
реформы он начал назначать реформаторов на государственные должности и,
по возможности, приближать их к себе. Результатом этого стало то, что в
различных государственных учреждениях начали образоваться группировки
реформаторов, которые представляли уже серьезную силу. Лян Ци Чао,
близкий сторонник Кан Ю Вэя, личным указом императора был назначен
управляющим буро переводов. Другие видные деятели лагеря реформаторов,
такие как Тань Сы Тун, Ян Жуй и Линь Сюй были назначены специальными
сановниками по проведению новой политики и получили соответствующие
ранги. Результатом проникновения реформаторов в административный
аппарат стало появление при дворе специального кабинета, который
занимался подготовкой проектов новых реформ, а также принимал и
обрабатывал меморандумы со всего Китая 43. В результате работы этого
кабинета, в процессе 100 дней реформ, как впоследствии был назван этот
этап в истории Китая, было издано множество указов, большинство из
которых так и не были реализованы в результате активного сопротивления
42
Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949. С. 288.
43
Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949. С. 289.
25
консервативного лагеря. Окончание активной деятельности реформаторов
стало отстранение императора и возвращение к власти императрицы Ци Си.
2.4. Реформаторское движение и Европейские страны.
В великих державах всегда внимательно следили за происходящими
переменами в Поднебесной. Западные политики всегда отдавали себе отчет в
своем военном превосходстве и знали, что могут оказаться решающей силой,
если примут ту или иную сторону во внутренних конфликтах в стране. Когда
император только начинал интересоваться реформаторскими идеями и
потихоньку приближал к себе их последователей, европейские страны не
проявили к этому интереса. И только когда император начал реализовывать
реформы, западные державы стали внимательно следить за его действиями.
Летом 1898 года указом Объединенной торговой па латы
Великобритании в Китай был направлен Чарльз Берсфорд. Он должен был
оценить текущую политическую ситуацию в стране и представить отчет для
принятия решения о целесообразности развития отношений с Китаем44.
Положительную оценку сразу же получили реформы, направленные на
обновление правительства с последующими снятиями с должностей видных
чиновников. Англичане были крайне довольны отстранением Ли Хун Чжана,
который, как они считали, был подкормлен русскими и представлял их
интересы среди маньчжуров45. Негативную оценку получили реформы,
преследующие своей целью развития в Китае национального капитализма.
44
Ли Хун Чжан. Политическая история Китая за последние 40 лет. СПб., 1905. 25
45
Каретина Г.С. Традиционная культура и процесс модернизации в Китае //
Россия и АТР. Владивосток: Издательство Института истории, археологии и
этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, 2009 (4).
С. 20.
26
Дворцовый переворот, последовавший за серией реформ, был встречен
англичанами без особого интереса. В английских газетах публиковались
статьи, оправдывавшие действия консервативного лагеря и лично Ци Си 46.
Тем самым европейская держава выказывала свое уважение новой власти.
Однако в то же время англичане предоставили защиту объявленному в
розыск Кан Ю Вэю, руководствуясь тем соображением, что такого сильного
политика имеет смысл сохранить и переманить на свою сторону, с
возможностью использовать его в будущем. Конечно же, спасение лидера
реформаторского движения было тайной операцией. В официальных
заявлениях представители Великобритании раз за разом отрицали все
обвинения в содействии Кан Ю Вэю и его семье в побеге.
Императрица осознавала, что Европе реформаторы скорее невыгодны,
так как многие из их агитаций содержат протесты против европейской
оккупации. Еще одним важным фактором было то, что у маньчжурской
династии все еще оставалась серьезная задолженность по погашению
предоставленных Западом займов и выплате контрибуции, а дворцовый
переворот мог отсрочить эту выплату. Поэтому прибывший в Китай со
специальным поручением лорд Берсфорд был встречен с самыми высокими
почестями. Ему был открыт проход на многие военные объекты, фабрики и
шахты. Он встретился со многими высшими чиновниками Поднебесной.
В то же время, в сентябре 1898 года лорд Берсфорд встретился в
Сянгане с Кан Ю Вэем. Лидер реформатор уговаривал Берсфорда поддержать
революцию в Китае. Основным его аргументом было то, что без проведения
реформ и изменения системы управления государством Китай может пасть
перед натиском капиталистических держав и прекратить свое существование
46
Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая
периода политики «самоусиления» // Восток и всемирная история. М., 1989. С.
121.
27
как суверенное государство. Берсфорд, выражая мнение Великобритании,
оставил за собой нейтральную позицию47.
Великобритания не была заинтересована в усилении Китая, которое
могло быть обеспечено благодаря намеченным реформам по западному
образцу. Прошедший дворцовый переворот спровоцировал множественные
бунты и акции протеста по всей стране, что было крайне невыгодно для
торговли. Именно поэтому в Лондоне было решено вмешаться во внутренние
дела страны. В октябре 1898 года была принята резолюция, целями которой
были определенны: еще большее увеличение прав иностранцев, полное
открытие всех водных и железнодорожных путей и ликвидация всех
внутренних пошлин48.
Отчет, предоставленный лордом Берсфордом, среди прочих содержал
следующее положение: Англии необходимо полностью взять под контроль
Китайское правительство и принять управление всеми вооруженными силами
для предотвращения неминуемой гражданской войны. Он также настаивал на
немедленном вводе английских кораблей во внутренние воды империи для
предотвращения во сстаний против ино странных оккупантов и
маньчжурского правительства49.
Оказанная англичанами помощь маньчжурскому двору была
воспринята как заговор против китайского народа, до предела накалив и без
того напряженную обстановку в стране.
47
Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани
Эпох. М.: Восточная литература, 1999. С. 302.
48
Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани
Эпох. М.: Восточная литература, 1999. С. 303.
49
Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской
революции // Новая и новейшая история. М., 1980 (1). С. 87.
28
Ре форматоры сильно заблуждались по поводу целей
капиталистических держав, которые, как оказалось, не собирались
превращать Китай в державу западного образца, а как раз наоборот - были
заинтересованы в сохранение в империи феодального строя, так как это
облегчало их задачу по превращению Поднебесной в свою колонию.
Глава 3. Консерваторы.
3.1 Лагерь Консерваторов.
Лагерь консерваторов образовался как реакция на деятельность
реформаторов и, в первую очередь, лично Кан Ю Вэя. В 1885 году ему
пришлось покинуть столицу, так как императорский секретариат,
руководимый Сюй Туном, назначил за его голову цену. После бегства Кан Ю
Вэя их активная деятельность прекратилась и возобновилась вновь только
после возвращения лидера реформаторов в столицу в 1897 году.
Окончательное формирование консервативного лагеря произошло именно
после начала реализации плана «ста дней реформ». Возглавляла эту
29
группировку лично императрица Ци Си
с наиболее приближенными ей
сановниками: Жун Лу, Ган И и Сюй Ин Куем 50.
Консервативный лагерь практически не имел никакой теоритической
основы. Они не выдвигали конкретной политической программы и не
занимались пропагандой. В первую очередь это были ярые защитники
древних традиций и убежденные противники всех нововведений, как в
политическом устройстве странны, так и в его культурных аспектах. Они
руководствовались исключительно своими интересами. Все возможные
сторонники консерваторов, будь то чиновники, военные, буддийские монахи
или конфуцианские учителя противились реформам из-за того, что они
лишали их привычного для них способа заработка. Эта специфика во многом
определила механизмы, с помощью которых консерваторы осуществляли
свои планы – в большинстве своем, различные теневые заговоры - так как
они отлично понимали, что их деятельность может спровоцировать гнев
императора.
Среди консерваторов так же имелись некие расхождения во взглядах.
Например, такие их представители, как Чжан Чжи Дун, Ли Хун Чжан и Лю
Кунь И, придерживались наиболее либеральных взглядов в отношении
реформаторов и даже открыто подтверждали свою связь с ними. Их позиция
заключалась в том, что необходимо перенимать всевозможные западные
инновации в области промышленности и вооружения, но допустить
распространение новых политических идей никак нельзя 51.
Отношения с Западом были слабой стороной политики консерваторов.
Они полностью подчинились давлению западного капитала, чем почти
лишили Китай государственного суверенитета. И даже более того, они
50
Nathan Talbolt. T`an Ssu-t`ung and the Ether // Studies on Asia. Lincoln: University
of Nebraska Press, 1960 (1). С. 6.
51
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 184.
30
нередко обращались к оккупантам за помощью в борьбе с собственным
народом.
Основу лагеря сторонников защиты старины составляли находившиеся
у власти маньчжуры. Они видели во всех реформах, в первую очередь,
попытки китайцев подорвать власть правящей династии. Маньчжур Ган И,
являвшейся в то время представителем императорского совета, позволял себе
следующие заявления, олицетворяющие общее настроение власти: «реформы
полезны для китайцев, но вредны для маньчжуров», «лучше подарить наше
имущество нашим друзьям, чем делиться им со своим рабами»52.
Негласным лидером консерваторов была Ци Си. При всей своей
решительности и неоспоримом авторитете, императрица нередко становилась
ведомой в теневых играх консервативного лагеря. Она не видела, а возможно
и не хотела видеть, реальную картину событий, происходящих в стране, так
как обо всем ей сообщали приближенные сановники и евнухи. Поэтому
доходящая до нее информация была искажена так, чтобы действия
реформаторов были выставлены не с лучшей стороны53.
Князь Гун до самой своей смерти в 1898 году непоколебимо отстаивал
позицию о необходимости сохранения древних традиций. Император Цзай
Тянь не решался начать политику реформ именно из-за него. Князь Гун
ограничивал власть не только императора - так называемая «Северная
группировка», управляемая Сюй Туном и Ли Хун Цзао, так же находилась
под его присмотром. Он не мог допустить распространения политики
радикального консерватизма, пропагандируемого этой группировкой. Лидеры
«Северной группировки» отрицали необходимость даже самых малейших
нововведений, таких очевидных, как, например, железные дороги или оружие
52
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.: Издательство
восточной литературы, 1959. С. 185.
53
Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая: Древность,
Средневековье, Новое время. М.: Институт востоковедения РАН, 2010. С. 243.
31
западного образца. Поддерживали Гуна в этой борьбе представители
«Южной группировки». Они настаивали на как можно скорейшем введении в
Китае железных дорог, новейшего вооружения и промышленности по
примеру европейской54.
Великий князь выполнял важную функцию в правительстве:
поддерживая группировку южных феодалов, он помогал им выдержать
натиск северных феодалов, чьи позиции поддерживались лично Ци Си.
Несмотря на то, что во многих вопросах Князь Гун не находил единогласия с
императором Цзай Тянем, в вопросе модернизации промышленности и рамии
он был с ним солидарен. Император открыто выказывал свою неприязнь к
«Северной группировке» и лично к ее лидеру Сюй Туну. Он считал его
недалеким консерватором, который всеми своими действиями тормозит
развитие страны. За время своего правления Цзай Тянь лишь один раз
удостоил его аудиенцией.
Сюй Тун был ученым, последователем классического конфуцианства.
Он был известен в высших общественных кругах Китая. Его учениками были
многие представители бюрократии и видные ученые деятели. Начав борьбу с
реформаторами, он активно использовал свой авторитет и связи. Именно по
ходатайству Сюй Туна реформаторов начали один за другим «заваливать» на
государственных экзаменах и продвигать более консервативно настроенных
претендентов55.
Сюй Тун выступал против реформаторов всеми возможными
способами. Известно, что он уговорил приехавшего в столицу ученого Сунь
Хао написать меморандум против реформаторов и лично Кан Ю Вэя, взамен
пообещав ему успешное прохождения экзаменов, которые были целью его
54
Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской
революции // Новая и новейшая история. М., 1980 (1). С. 113.
55
Nathan Talbolt. T`an Ssu-t`ung and the Ether // Studies on Asia. Lincoln: University
of Nebraska Press, 1960 (1). С. 3.
32
приезда. В написанном меморандуме Сунь Хао обвинял реформаторов в
неуважении законов предков56. Так же по просьбе Суй Туна меморандумы
против реформаторов писали цензоры Ли Шэн До и Пань Цин Лань. Они
обвиняли Кан Ю Вэя в подстрекательстве к народным восстаниям, а «Союз
защиты государства» называли антиправительственной группировкой57.
Письменных свидетельств подтверждающих антиреформаторские
взгляды Суй Туна и Князя Гуна нет. Их теоритическую и идейную
составляющую можно установить только по заявлениям их современников и
меморандумам их единомышленников. Маньчжурский консерватор Вэнь Ти
отличался резкими заявлениями о том что Кан Ю Вэй настроен свергнуть
Цинскую династию. Он называл реформаторов проевропейскими деятелями,
предателями и преступниками и даже требовал их заключения.
Еще один последователь движения консерваторов, конфуцианский
ученый Чжи Сян, обосновывал свои убеждения с более серьезным
теоритическим основанием. Он утверждал, что одной из основных причин
упадка Китая стало начало торговых отношений с Западом. Поток
заграничных товаров, хлынувший в Китай с приходом европейцев, а также
начало развития промышленности привели в упадок земледелие, веками
являвшееся основным видом деятельности Поднебесной. В своих сочинениях
ученый призывал к полной изоляции Китая и возвращению к натуральному
способу ведения хозяйства58.
Идеи консерваторов так же были представлены в меморандуме
хунаньцая Цзэн Ляня. Он обвинял реформаторов Кан Ю Вэя и Лян Ци Чао в
56
Там же. С.4.
57
Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая
периода политики «самоусиления» // Восток и всемирная история. М., 1989. С.
122.
58
Крюгер Р. Китай. История страны / пер. Д. Воронина. М.: Эксмо, 2008. С. 345.
33
призыву к бунту и требовал у императора вынесения им смертного
приговора. Среди совершенных ими преступлений он отмечал разнообразные
статьи, в том числе в «Ши у бао», и проводимые ими лекции о
необходимости перехода к политике свободы слова и равенства59. После
подачи меморандума Цзэн Лянь был принят у Сюй Туна с самыми высокими
почестями. Его имя было внесено в лист выдержавших государственный
экзамен и, помимо этого,
ему была присвоена должность в окружной
администрации. Получив такую поддержку от лагеря консерваторов, Цзэн
Лянь продолжил выпускать сочинения с антиреформаторским содержанием.
Он выступал за сохранение классической системы управления и системы
экзаменов. Он также настаивал на сохранении классической модели
управления войсками и отмечал, что самое главное для армии - это
полководец. Ответственность за поражение в войне с Японией он полностью
возлагал на командование, отрицая техническую отсталость Китая.
Отстаивая древнее китайское убеждение, что все за границей империи
варвары, Цзэн Лянь не видел смысла отправлять молодых китайцев на
обучение за границу. Он так же, как и большинство консерваторов, выступал
против развития промышленности, отдавая предпочтение сельскому
хозяйству 60.
Основную массу сторонников консервативного лагеря были китайские
и маньчжурские феодалы, которые не могли допустить развитие
капиталистических отношений в стране, так как это неизбежно сокрушило
бы устоявшиеся, привычные для них порядки. Также они пытались не
допустить к власти буржуазию и либеральных помещиков, которые обретали
все большую и большую власть.
59
Фицджералд Ч.П. История Китая. М.: Центрполиграф Москва, 2004. С. 450.
60
Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949. С. 100.
34
Племянник Ци Си Жун Лу, являясь консерватором, все же допускал
необходимость проведения некоторых из реформ, предлагаемых
реформаторами. Находясь во главе Бэйянской армией, он понимал
необходимость ее совершенствования и был открыт всевозможным
нововведениям по европейскому образцу. Однако попытки реформаторов
изменить устоявшийся режим он не мог принять. Жун Лу так же, как и
остальные консерваторы, всевозможными способами пытался помешать
реформаторам61.
Консерваторы не могли себе позволить открыто противостоять
реформаторам, поскольку те находились под защитой императора. В связи с
этим их сопротивление имело несколько «подпольный» характер. Например,
шестой меморандум Кан Ю Вэя после махинаций приказчика общественных
работ дошел до императора только через пол года62.
В то же время имели место и открытые выступления против
реформаторов. В Хунани сановники собирали разнообразные доносы на
представителей реформаторского движения и пытались всеми возможными
способами дискредитировать их. Консервативные сановники знали о
слабости императора, который, по сути, не мог принимать решений без
одобрения Ци Си. Создав по предложению реформаторов управление по
делам сельского хозяйства и промышлености, ему пришлось сделать его
начальником главу все тех же консервативных сановников63. Получалось, что
реальное управление, даже при видимости преобразований, оставалось
прежним.
61
Тихвинский С.Л. Избранные произведения : в 5 кн. М.: Ин-т Дал. Вост.
Отделения общественных наук РАН, 2006. С. 450.
62
Тихвинский С.Л. Избранные произведения : в 5 кн. М.: Ин-т Дал. Вост.
Отделения общественных наук РАН, 2006. С. 452.
63
Вестад О.А. Беспокойная империя. Китай и мир с 1750 года М.: Центрполиграф,
2014. С.267.
35
Некоторые видные сторонники реформ, понимая невозможность
преобразований в существующей системе, переходили на сторону
консервативного лагеря. В основном это были феодалы-бюрократы,
специализирующиеся на промышленной деятельности. Это, в первую
очередь, Ли Хун Чжан, Чжан Чжи Дун и Юань Ши Кай. Идеологом этой
группы можно назвать Чжан Чжи Дуна. Он, как и Ли Ху Чжан, приветствовал
использование новых европейских технологий, особенно военных. Он одним
из первых начал заказывать заграничных инструкторов для обучения войск,
вводил новые виды вооружения и всеми возможными способами
содействовал распространению капиталистических идей. Будучи уроженцем
Чжили, Чжан Чжи Дун так или иначе относился к «Северной партии», но, в
отличии от ее идеологов, он допускал возможность реализации некоторых,
предлагаемых реформаторами, нововведений. Однако в 1898 году, когда
распространение реформаторских идей достигло небывалых масштабов,
Чжан Чжи Дун выпустил книгу «Призыв к учению». Целью этой работы
было ограничить масштаб требуемых реформаторами нововведений и
ограничиться преобразованиями в сфере промышленности и военного дела 64.
В отношении политики Чжан Чжи Дун был яростным защитником
маньчжурской империи, а европейские теории управления государства считал
еретическими. Он отрицал необходимость ограничения власти правящего
двора, а именно - переход к монархии конституционного типа. Будучи
сторонником ортодоксального конфуцианства, он выступал за сохранение
классического комментария Чжу Си65.
Чжан Чжи Дун настаивал на необходимости прокладки сети железных
дорог по стране, развития торговых отношений, начале проведение политики
по остановке распространения опиума, применения западных инноваций в
сельском хозяйстве и промышленности. Он активно поддерживал
образование и настаивал на отправке студентов на обучение за границей. В
64
Там же. С 268
65
Крюгер Р. Китай. История страны / пер. Д. Воронина. М.: Эксмо, 2008. С. 360.
36
отношении государственных экзаменов он был противником сочинения в
стиле багу66.
Император Цзай Тянь пытался использовать книгу Чан Чжи Дуна как
аргумент в борьбе с консерваторами, доказывая, что и среди них люди,
открытые переменам, понимающие необходимость преобразований. Личным
указом императора книга была разослана во все регионы Поднебесной.
Однако этот шаг лишь усилил недовольство консервативных кругов
политикой императора, и без того обострившееся отстранением от
должностей многих видных чиновников, отказавшихся выполнять указы
императора67.
Борьбу против императора возглавили чиновники Ган И, Жун Лу и
Хуай Та Бу, начавшие активную компанию по свержению неугодного
правителя. Согласно их мнению, Цзай Тянь попал под дурное влияние
реформаторов и пошел против священных заветов предков68.
План свержения монарха был разработан на секретном собрании в
Тяньцзине69. Переворот было решено осуществить во время ежегодного
показа войск армии Бэйяна. По возвращении в столицу, Хуай Та Бу занялся
пропагандой идеи о необходимости переворота среди пекинских чиновников
и аристократии. Эта идея нашла благодатную почву в столичных кругах, так
как многие сановники устали от нововведений молодого императора. Жун Лу
подговорил цензора Ян Чун И подготовить меморандум для предоставления
его лично Ци Си. В меморандуме Цзай Тянь обвинялся в симпатиях к
66
Тихвинский С.Л. Избранные произведения : в 5 кн. М.: Ин-т Дал. Вост.
Отделения общественных наук РАН, 2006. С. 334
67
Там же. С 334
68
Chung Ying and Nicholas Bunin, Contemporary Chinese Philosophy. Blackwell
Publishers Inc. Malden Massachusetts 02148 USA
69
Мелискетова А.В. История китая 3-е издание. Изд. Дом «ОНИКС 21 век», 2004 г
С.121
37
китайцам и нарушении древних законов, в связи с чем просил Ци Си
отстранить от власти императора и лично возглавить Поднебесную70.
3.2. Ци Си.
Ци Си родилась 29 ноября 1835 года в семье чиновника, разорившегося
после восстания Тайпинов. Будучи маньчжуркой по происхождению, к тому
же отличающейся красотой и образованностью, она быстро начала
зарабатывать авторитет в императорском гареме. Хорошо осведомлённая о
китайских традициях, она понимала, что к власти ее может привести только
рождение мальчика-наследника. Ци Си проявила не заурядную
хладнокровность и твердый характер, ведя сложные теневые сражения в
стенах гарема71.
Ци Си бесспорно являлась лидером консервативного лагеря,
образовавшегося как реакция на появление реформаторского движения.
Будучи реальным правителем на протяжении практически полувека (с 1861
года до самой своей смерти в 1908 году), Ци Си, благодаря невероятному
коварству и используя все возможные способы, смогла добиться бесспорного
авторитета в кругах чиновников и сановников. Это еще раз доказывало то,
что культура китайской политики находилась в упадке. Ведь у власти
оказывались в основном самые коварные и хитрые политики. Маньчжуры
всеми способам пытались обеспечить своим землякам контрольные посты в
государстве, и Ци Си поддерживала эту тенденцию. Вокруг нее всегда был
круг наиболее приближенных лиц, которые не давали повода сомневаться в
них. Ее решения всегда исполнялись беспрекословно.
Несмотря на ее классические взгляды на управление страной она, так
же, как и остальные, понимала необходимость некоторых преобразований.
70
Там же. С 121
71
Чудодеев Ю.В. Крах монархии в Китае. М.: Институт востоковедения РАН, 2013.
38
Стоит отметить, что она, как и подавляющее число чиновников, не знала, как
приступить к реформам. Именно поэтому она согласилась последовать в этом
вопросе разработанной системе Кан Ю Вэя 72.
Стоит отметить, что с объективной точки зрения принятие решения о
снятии молодого императора с поста, можно считать отчасти оправданным.
Приближая к себе реформаторов, Цзай Тянь, незаметно для себя, стал
постепенно терять контроль над ситуацией, слепо доверившись Кан Ю Вэю,
который, в свою очередь, оставался убежденным китайским националистом.
Не секрет, что одной из основных требований реформаторов был переход к
конституционной монархии, а в последующем и к демократии73.
В течение всего периода времени, в который проводились реформы, Ци
Си была у власти. И если Кан Ю Вэй мог позволить себе проведение
подробного анализа теоритической базы реформ, то Ци Си всегда
приходилась принимать быстрые ситуационные решения. Она, в отличие от
реформаторов, лично вела переговоры с иностранными представителями и
имела реальное представление о положении дел во внешней политике.
Иностранцы всегда хорошо отзывались о Ци Си. Она была лицом
Китая, воплощая в своем образе всю китайскую культуру того времени.
Принимая сложные, зачастую жестокие решения, она умудрялась не терять
светского лоска и элегантности, которые всегда так восхищали западных
гостей74.
Мы можем с уверенностью констатировать то факт, что в личности Ци
Си концентрировалась вся идея консервативного лагеря. Она была жестоким
72Бокщанин
А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая: Древность,
Средневековье, Новое время. М.: Институт востоковедения РАН, 2010. С.404
73
Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая: Древность,
Средневековье, Новое время. М.: Институт востоковедения РАН, 2010. С.405.
74
Ермашев И. Сунь Ят-сен // Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1964. С. 220.
39
правителем, пытающимся всеми силами удержаться за власть, прикрываясь
законами древности, которые всегда почитались в Китае.
Заключение.
Поражение реформаторского движения стало результатом того, что
идеи нового китайского национализма, выраженные в желании, в первую
очередь, ограничить власть маньчжурского двора путем введения
конституционной монархии, не нашли отклика у большей части китайской
элиты. Последователи реформ – прозападные студенты, торговцы, мелкие
буржуа и промышленники - не смогли сплотиться и стать реальной
политической силой.
Китай, открывшийся миру, должен был выбрать свой путь развития.
Вторжение иностранцев ясно дало понять несостоятельность Китая как
державы, отвечающей стандартам современности, и показало невероятную
отсталость великой империи как в техническом, так и в культурном плане.
Необходимость преобразований не вызывала ни у кого сомнения. Оставалось
только выбрать путь.
Со стороны реформаторов было выдвинуто огромное количество идей
и моделей реформ, а также предложены способы их реализации. Спецификой
реформаторского движения в Китае в конце XIX века было то, что его
последователи по большей части были людьми, далекими от власти. Их
амбиции и колоссальные планы по модернизации Китая не были
подкреплены достаточным опытом в реальном управлении империей. Тем не
40
менее, они сыграли очень важную роль в процессе трансформации
культурных установок в умах простого народа. Само появление их, как силы
способной противостоять правительству, олицетворяющему многовековые
неизменные традиции Китая, стало надеждой на возможное изменение жизни
людей в лучшую сторону. Идея необходимости преобразований появилась в
момент вторжения иностранцев, когда рядовые солдаты ощутили на себе
превосходство европейской военной техники, а китайские рабочие стали
привлекаться к работе на современных фабриках, построенных
иностранцами. Но было необходимо отразить настроение народа в
конкретных требованиях. Первая такая попытка была сделана во время
Тайпинского восстания, когда многие китайцы последовали европейской
религиозной культуре, выраженной в католичестве. Их привлекла идея
нового мира и нового спасителя, который должен был привести их к новой
жизни, жизни по западному образцу. Несмотря на провал этого восстания,
оно стало важным этапом в процессе ломки многовековых традиций и
переходу к модернизации во всех сферах китайского общества.
Оформление теоритического базиса реформаторского движения почти
полностью легло на плечи его лидера – Кан Ю Вэя. Самородок, которому не
удалось вписаться в систему, неоднократно проваливавшийся на
государственных экзаменах, проявив невероятную усердность, смог найти
для свой собственный путь, что и вдохновляло в нем его последователей.
Проведя колоссальную работу по изучению как классических китайских
канонов и исторических произведений, так и разнообразной западной
литературы по политике и экономике, лично испытав на себе
бюрократическую несправедливость, процветавшую в государстве, он
позволил себе дерзнуть и попытаться изменить сложившуюся в стране
ситуацию. Начав с критики конфуцианских канонов, он дошел до критики
маньчжурского правительства. Написав множество страстных меморандумов
двору, разоблачающих государственный аппарат, он добился известности в
передовых, либерально настроенных кругах общества. Проделанная им
41
работа была подержана молодым императором Цзай Тянем, который, после
одобрения Ци Си, смог реализовать некоторые из предложенных реформ.
Провал политической программы, часть которой была реализована в
течение «ста дней реформ», заключался в том, что реформаторы,
прорвавшиеся в правительство, не смогли оказать достойное сопротивление
консервативному лагерю. Начав продвижение реформ, непосредственно
касавшихся модели управления государства, и попытавшись добиться
введения конституционной монархии, реформаторы стали рассматриваться
правящей династией как угроза сохранению ее власти, что и стало причиной
ожесточенного сопротивления со стороны консерваторов, приведшего к
полному краху реформаторского движения.
Проделанная реформаторами работа очень сильно повлияла на модель
китайского сознания. Власть маньчжурской династии больше не была
непоколебима.
Консервативный лагерь, который возглавляла Ци Си, появился как
реакция на возникновения реформаторов. Они не имели какой-то
теоритической платформы, а просто настаивали на сохранении традиций
древности, которые являлись гарантом их нахождения у власти. В желании
удержаться на своих постах представители консерваторов были готовы
закрывать глаза на очевидные проблемы и сопротивляться всему, что могло
нарушить привычный для них ход вещей. Единственное, что они принимали,
была необходимость заимствование у Запада его передовых военных и
промышленных технологий. В вопросе же западных политических моделей и
прогрессивных научных и культурных открытий, консерваторы были
категоричны. Свои действия, или бездействие, они оправдывали тем, что в
Китае существовал культ предков, и именно сохранение заветов древности на
протяжении тысячелетий определяло развитие китайской культуры.
Политика консервативного лагеря была поддержана в первую очередь
огромным числом сановников, чиновников, ученых-конфуцианцев и всех тех,
42
кто имел непосредственное отношение к власти. Они, так же как и их
лидеры, в первую очередь заботились о сохранении своих постов и доходов.
Ци Си, являясь лидером консерваторов, олицетворяла собой все
традиционные, складывавшиеся в Китае веками, традиции. Являясь
жестокой, изощрённой в разного рода закулисных заговорах и теневых
махинациях правительницей, она на долгое время сконцентрировала власть
н а д П од н е б е с н о й в с в о и х р у к а х . Буд у ч и я р ы м з а щ и т н и ком
неприкосновенности маньчжурской династии, она всегда жестоко
расправлялась с ее врагами. Встретившись с угрозой западной экспансии с
перспективой последующей колонизации Китая, она была вынуждена
принимать сложные решения. Доверившись предчувствию императора Цзай
Тяня, Ци Си согласилась на проведение некоторых реформ по
предложенному Кан Ю Вэем плану. Однако, встав перед выбором между
сохранением власти или модернизацией китайского правительства, которое
возможно принесет свои плоды, но наверняка урежет реальную власть
маньчжурской династии, Ци Си выбрала первое.
После вторжения иностранцев Китаю пришлось начать подстраиваться
под новые современные стандарты жизни. Традиционная китайская культура
устарела, а новую еще только предстояло сформировать. Двигателями этого
процесса стали реформаторы, теоретики, чьи идеи в последующем были
поддержаны революционерами, военными, которые уже силой смогли
добиться своих требований. Консерваторы, представляющие собой все
старое, прикрываясь следованием заветам предков, всего лишь пытались
сохранить свою власть, слепо отрицая все современные тенденции. Пройдет
чуть более десяти лет после отмены плана реформирования Китая, когда все
старое будет сметено во время Синхайской революции.
Проведенное нами исследование дает право заключить, что Китай,
который мы знаем сейчас, зародился именно после вторжения в него
иностранцев в середине XIX века. Реформаторы, появившиеся в тот момент,
43
задали вектор развития китайской мысли, сделав ставку на заимствование у
Запада достижений его культуры, венцом которой они считали плоды
технического и промышленного прогресса. Консерваторы, в свою очередь
выступившие защитниками традиционной культуры и выражавшие мысль о
непоколебимости заветов старины, оказались неспособными сохранить
власть в условиях, где современность, в лице Запада, оказалось более
привлекательной для народа.
Список использованной литературы.
1. Contemporary Chinese Philosophy / Edited by Chung Ying and Nicholas
Bunin. – Malden: Blackwell Publishers Inc., 2002.
2. Leigh K. Jenco. How meaning moves: Tan Sitong on borrowing across
cultures // Philosophy East and West. Honolulu: University of Hawai`I
Press, 2012 (1).
3. Nathan Talbolt. T`an Ssu-t`ung and the Ether // Studies on Asia. Lincoln:
University of Nebraska Press, 1960 (1).
4. Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая:
Древность, Средневековье, Новое время. М.: Институт востоковедения
РАН, 2010.
5. Булдыгерова Л.Н. История Кита : учебное пособие. Хабаровск: Изд-во
Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2016.
6. Вестад О.А. Беспокойная империя. Китай и мир с 1750 года М.:
Центрполиграф, 2014 .
7. Дельнов А.А. Китай. Большой исторический путеводитель. М.: Эксмо,
2008.
8. Джастин У. История Китая. М.: Астрель, 2008.
44
9. Елисеев Д. История Китая. Корни настоящего. СПб.: Евразия, 2008.
10. Ермашев И. Сунь Ят-сен // Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1964.
11. Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен: 1911 –
1913 гг. М., 1974.
12. Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949.
13. История Китая / Под ред. А.В. Мелискетова - 3-е изд. - М.: Оникс.21
век, 2004.
14. Каретина Г.С. Традиционная культура и процесс модернизации в
Китае // Россия и АТР. Владивосток: Издательство Института истории,
археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного
отделения РАН, 2009 (4).
15. Крюгер Р. Китай. История страны / пер. Д. Воронина. М.: Эксмо, 2008.
16. Ли Хун Чжан. Политическая история Китая за последние 40 лет. СПб.,
1905 .
17. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. М.: Ин-т востоковедения,
2005.
18. Непомнин О.Е. О методике изучения переходного периода в Китае
( Х1Х – нач. ХХ в.) // Народы Азии и Африки. М., 1968 (4).
19. Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе:
Китай на грани Эпох. М.: Восточная литература, 1999.
20. Рысаков А.С. Основные тенденции в конфуцианстве эпохи Цин //
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб:
Издательство РХГА, 2011 (1).
45
21. Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли
Китая периода политики «самоусиления» // Восток и всемирная
история. М., 1989.
22. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю Вэй. М.:
Издательство восточной литературы, 1959.
23. Тихвинский С.Л. Избранные произведения : в 5 кн. М.: Ин-т Дал.
Вост. Отделения общественных наук РАН, 2006.
24. Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология
Синьхайской революции // Новая и новейшая история. М., 1980 (1).
25. Фицджералд Ч.П. История Китая. М.: Центрполиграф Москва, 2004.
26. Чжан Си. Особенности изучения религии в Китае в начале 20 века //
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия.
Конфликтология. Культурология. Религиоведение. СПб.: Издательство
Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016 (2).
27. Чудодеев Ю.В. Крах монархии в Китае. М.: Институт востоковедения
РАН, 2013.
46
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв