SCIENCE TIME
КОНТИНУУМ МАТЕРИИ-ЭНЕРГИИ.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Еременко-Клаузер Александр Владимирович,
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, г. Кемерово
E-mail: klaus.breninko@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме онтологических
оснований субъективной реальности. Рассмотрены структурные категории
физической и субъективной реальности, а также их взаимосвязь.
Ключевые слова: информация, личность, материя, тело, энергия, Я.
Проблема субъективной реальности, ее соотношения с окружающим
миром, а так же параллельными реальностями отдельных индивидов все более
часто рассматривается с позиций междисциплинарного знания. Достижения
квантовой физики, интегральные парадигмы синергетики, постмодернистские
теории – все это весьма сильно влияет на современное восприятие структуры
человеческого бытия.
Встраиваясь в общую симфонию Вселенной, человеческое естество не
только требует теперь обновленного понимания себя через современную
естественнонаучную, физическую традицию, но и обуславливает необходимость
взаимодействующего развития этой традиции и традиции гуманитарного знания.
Это приводит к потребности учитывать современные тренды развития
естественнонаучной картины мира и органически включатся в процесс
наукостроения. Например, тенденция к слиянию базовых категорий физики,
таких, как материя, энергия и информация [9], не может быть оставлена нами без
внимания, как с точки зрения необходимости ее разбора в рамках
диссертационного исследования автора данной статьи (которое направленно на
исследование гносеологических аспектов субъективного восприятия) так и с
точки зрения необходимости следования вектору развития современной науки.
В итоге, опираясь, на ряд интегральных идей, которые разрабатываются в
данное время некоторыми авторами [5, 7, 9], мы приступаем к рассмотрению
157
SCIENCE TIME
понятия континуума материя-энергия, без которого полноценный охват темы
субъективной реальности невозможен.
Итак, материя в нашем понимании должна рассматриваться с учетом того
терминологического сопритяжения, санкционированного современной физикой,
которое приводит нас к синонимичному слиянию понятий материя и бытие [3].
Представляя собой сложную связь таких философских терминов, как материя,
субстанция, субстрат, а так же таких терминов физики, как материя,
пространство, время, это новое сверхсубстанциональное понимание материи
сближает ее с базовой категорией философии Парменида – с его бытием,
абсолютным ЕСТЬ. Так, академик Е.Ф. Орлов разделяя в своей статье природу
пространства, как двойственное сосуществование кардинально отличных граней
реальности, приписывает одной из этих граней (той, что он называет локальным
пространством) всю атрибутику бытия, сводя все сущее именно к этому локусу
реальности, противопоставляя его затем области, главной характеристикой
которой, является полное отсутствие материи, энергии, информации и
проявлений каких бы то ни было естественно-физических законов (в его статье
эта область носит название абсолютного пространства) [3]. Таким образом,
перед нашим взором явственно возникают два пути, два мира, что описывал
Парменид: «Этот – что есть, и что не есть не быть, Этот – что не есть, и что
должно не быть» [1, с.141]. Бытие и небытие.
Объемля собой все сущее, материя включает в себя информацию выступая
для нее в качестве необходимого условия, а также взаимодействует с энергией
(становление) через диалектическую взаимотрансформацию.
Мы видим неразрывный континуум материи-энергии. Вне его информация
не существует по определению, поскольку для наличия любой из ее форм есть
такое необходимое условие, как конкретный носитель, в качестве которого может
выступать лишь материя. Материя же в свою очередь не существует без
информации, однако информация не определяется, как причина бытия материи,
но является безусловным атрибутом структуры последней [6]. При этом
атрибутом, фундирующим проявленность материи, определяющим ее форму.
В то же время информация не является физической величиной, но
представляет собой системную категорию, которая отражает сущность и
состояние материи [5]. Кроме того, информация должна рассматривается как
один из элементов процесса изменения материи, которое происходит под
действием энергии [5], что логично согласуется с системными условиями
диалектического взаимодействия материи и энергии. Являясь причиной и
результатом процесса изменения материи, информация между тем, в самой
динамике изменения не участвует. Оставляя действующую роль энергии,
информация преобразуется под ее действием вместе с материей. Из этого
следует, что информация представляет собой характеристику (вероятно
158
SCIENCE TIME
центральную, возможно единственную) структуры материи, обуславливающую
изменение последней, и изменяющуюся вместе с ней же.
Сам процесс изменения, как и сказано выше, реализуется через посредство
энергии. Важно понимать, однако, что энергия представляет собой не просто
фактор развития материи [5], но определенную ипостась континуума материяэнергия. Привычное понимание четко иерархической структуры сущего,
характерное для классической европейской философии, оказывается не слишком
удачным подходом в современных условиях, когда общая система бытия,
включающая материю, энергию, информацию, идентифицируется скорее, как
некое топологическое пространство, разделяемое человеческим сознанием на
аспекты, но в действительности представляющее собой определенную общность
[7].
Наиболее четко и лаконично, не углубляясь в онтологическую
проблематику, мы можем сказать про природу энергии то, что она является
актуализацией аспекта сущности [2]: то есть реализацией интенционального
напряжения, характерного для материи и обусловленного ее структурой – иначе
информацией.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы заострить внимание на том
факте, что континуум материи-энергии, структурным атрибутом которого
является информация, представляет собой онтологическое основание не только
бытия всеобщего, но и индивидуального (что, разумеется, справедливо по
необходимости). Субъективная реальность отдельного человека, и как
биологического объекта, и как личности выстраивается на этом фундаменте.
С некоторыми оговорками можно говорить о соответствии материи,
информации, энергии, с одной стороны, и тела, личности, Я человека, с другой.
Единство тела, личности и Я, названо нами в данной статье уровнем
субъективной реальности.
Для четкого понимания того, что представляет собой субъективная
реальность соответствующая уровню материи (нельзя забывать, что подобное
расчленение бытия представляет собой лишь аналитическую операцию), в
нашем исследовании предлагается исходить из знаменитого тезиса Протагора,
который звучит следующим образом: «Человек есть мера всех вещей
существующих, что они существуют, и не существующих, что они не
существуют».
Мы не будем углубляться в размышления касающиеся многочисленных
трактовок этого тезиса, но сразу отметим, что склоняемся к тому пониманию
данного высказывания, которое озвучил в свое время М. Хайдеггер.
При анализе тезиса М. Хайдеггер дает следующий перевод, а так же
краткие, но емкие пояснения: «Для всех «вещей» (т. е. всего того, что человек
имеет в пользовании, употреблении и постоянном обиходе) человек (каждый
159
SCIENCE TIME
конкретный) является мерой, для вещей присутствующих — что они
присутствуют так, как они присутствуют, а для тех, которым не дано
присутствовать, - что они не присутствуют» [8]. При таком переводе достаточно
четко видны феноменологические корни интерпретации М. Хайдеггера, который
видит в данном тезисе утверждение бытия человека через определение его
самости, как соотнесенности к непотаенному кругу сущего – являющемуся
одновременно и первичным уровнем перцепции человека, и обуславливающим
восприятие базовым срезом бытия субъективной реальности [8]. Иначе говоря,
круг непотаенного можно сравнить с воображаемым многогранником,
захватывающим в свои рамки все многообразие бытия, воспринимаемого
отдельным индивидом. Однако это слишком расширительное толкование
включает, как видно не только уровень материи. Впрочем, ничто не мешает нам
рассматривать уровни отдельно и тогда кругом непотаенного мы назовем всю
область материи, вступающую во взаимосвязь с сознанием в данный конкретный
момент времени. Существующие вещи являются существующими в силу того,
что регистрируются перцепционной системой человека, не существующие
отсутствуют по причине противоположной. И в то же время, человеческая
перцепционная система, когда мы говорим о ее материальной составляющей,
представляет собой также одну из этих существующих «вещей», выступая по
отношению к перцепции, когда мы говорим о ней, как о психической операции, в
качестве инструмента.
Как видно, общий объем воспринимаемой материи включает также и тело
человека, однако, несомненно, то, что мы называем собой – много более чем
наше физическое тело.
Самоидентификация человека, его личность, сознание является
эмерджентным свойством сложноструктурированной материи, представляя
таким образом информационный уровень субъективной реальности.
Достаточно очевидно, что при рассмотрении данной ситуации с точки
зрения диалектической дуальности бытия и становления (о котором мы говорили
выше соотнося эти понятия с материей и энергией) ни тело человека, ни общий
объем воспринимаемой материи, ни личность, как информационная структура
материального уровня, не могут быть соотнесены с деятельным аспектом
субъекта. Оставаясь и причиной, и следствием изменения, материя и
информация изымаются из самого процесса, выступая статичными данностями,
обрамляющими энергийное движение, но не включенными в него.
Сущность же Я – как раз процесс, поскольку именно в динамике, в
осуществлении своей «самости», то есть своего Я живет человек.
Вот что читаем в статье «К вопросу об онтологии души» авторства Л.Ф.
Шеховцовой: «Активность субъекта – это энергетические процессы.
Осмысление, мышление как процесс понимания, усвоения (по-имати – «брать,
160
SCIENCE TIME
захватывать») какого-то аспекта внешнего мира – это есть действие, активность,
энергия. Мысль же есть итог, результат этого субъективного процесса; мысль
есть продукт активности того, кто эту мысль «схватывает» («выхватывает»
логос)» [10]. «Понимание», «усвоение» - оба эти состояния взаимодействуют
именно с мысленными концептами и четко говоря, когда человек воспринимает
зеленый цвет, инструмент восприятия работает с некоторой опытной данностью
«зеленого» - то есть с определенным мысленным концептом, представляющим
собой один из элементов информационной структуры человека – его личности.
Уместно здесь вспомнить слова Ч. Пирса: «<…>мы никогда не бываем способны
мыслить «Это присутствует (is present) для меня», так как до того, как у нас
появляется время на рефлексию, ощущение уже оказывается в прошлом; а, с
другой стороны, если оно прошло, мы никогда не будем способны возвратить
качество переживания таким, каким оно было само по себе и для себя (in and for
itself)» [4, с. 30]. Вот это «само по себе и для себя» как раз характеризует
энергийный характер Я человека. Это самость, раскрывающаяся в трещинах
мира репрезентуемого нашим сознанием. Мгновение между мыслями,
мгновение настоящего, динамический аспект человеческой сущности. Я – это
истинное энергийное движение, отличающееся от движения личности, тем, что
оно независимо от временных концептов человеческого сознания. Личность
улавливает лишь прошлое, находясь позади динамического Я, словно хвост
кометы.
Энергия, Я является абсолютной и постоянной актуализацией бытия
результатом которого становиться изменение материального и информационного
уровней человека.
Подытоживая данную краткую статью, еще раз хотелось бы отметить, что в
современных условиях развития науки, исследование индивидуального,
субъективного сознания в его взаимосвязи с фундаментальными
характеристиками вселенной может оказаться весьма плодотворным. Через такие
категории как материя, информация, энергия, возможно не только более четко
раскрыть функционирование субъективной реальности, но и ее взаимосвязь с
общей структурой мира. В то же время необходимо помнить, что соотнося тело,
личность и Я человека с материей, информацией и энергией стоит избегать
опасности полной редукции первых категорий ко вторым. Таким образом
проявляется задача, актуализируя взаимосвязь человека и вселенной, не
растворять между тем одно в другом, воспринимая реальность именно как
структурное единение, системные свойства которого необходимо еще
исследовать.
161
SCIENCE TIME
Литература:
1. Бибихин В.В. Чтение философии. Парменид // Институт философии РАН
[Электронный ресурс]. – URL: http://iph.ras.ru/uplfile/histph/yearbook/2005/3.pdf
(дата обращения: 13.03.15)
2. Карпицкий Н.Н. Энергийность смыслового бытия
// Сайт Portalus
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/
print.php?subaction=showfull&id=1372223105&archive=&start_from=&ucat=1&
(дата обращения: 13.03.15)
3. Орлов Е.Ф. Время, материя, пространство // Elibrary: электронная библиотека
[Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21347419 (дата
обращения: 13.03.15)
4. Пирс Ч. Начала прагматизма /Перевод с английского, предисловие В. В.
Кирющенко, М. В. Колопотина, — СПб.: Лаборатория метафизических
исследований философского факуль-тета СПбГУ; Алетейя, 2000. — 352 с.
5. Сейфуль-Милюков Р.Б. Информация и информационные процессы в системах
живой и неживой природы // Elibrary: электронная библиотека [Электронный
ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13060519 (дата обращения: 13.03.15)
6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации // Электронная
библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. – URL: http://polbu.ru/
sokolov_communi/ch36_all.html (дата обращения: 13.03.15)
7. Терегулов Ф.Ш. Еще раз о материи и пространстве-времени // Elibrary:
электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?
id=13219157 (дата обращения: 13.03.15)
8.
Хайдеггер
М.
Европейский
нигилизм
//
Сайт
«Фридрих
Ницше» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/europanigilism/ (дата обращения: 14.03.15)
9. Хижняк В.Д. Новый метод изучения природы энергии и материи или закон
связи информации // Elibrary: электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9938753 (дата обращения: 13.03.15)
10. Шеховцова Л.Ф. К вопросу об онтологии души // Elibrary: электронная
библиотека. – Доступ только для зарегистрированных пользователей
[Электронный ресурс]. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11605270 (дата
обращения: 14.03.15)
162
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв