Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Исследование педагогической концепции "Естественного воспитания" Ж.-Ж. Руссо Научный руководитель Трошкова Н.В.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 153,5 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» Институт детства Факультет начального образования Кафедра теории и практики начального образования Дисциплина «Педагогика» Курсовая работа «КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Ж.-Ж. РУССО» Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профили образовательной программы: Начальное образование и Информатика Работу выполнила: студентка группы 203 очной формы обучения Гапонова Елизавета Витальевна Научный руководитель: ассистент Трошкова Наталья Валерьевна Москва − 2018 год
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССО....................................5 1.1. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ РУССО.........5 1.2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА РУССО..................................10 ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССО.......................................................................15 2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.............................15 2.2. ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССО.....................21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................30
3 Введение Актуальность исследования. Научное наследие выдающегося французского писателя, философа, просветителя и педагога Жана-Жака Руссо, без сомнения, можно считать неотъемлемой составляющей, как мировой культуры, так и мировой педагогики. Обучение и воспитание подрастающего поколения во все времена являлась одной из самых остро стоящих и актуальных проблем человечества. И для того чтобы максимально полно соответствовать текущей действительности, задачей современного человека становится не просто адаптация к новым реалиям. Важную роль приобретают способности их изменения, а также саморазвитие. Активное деятельное начало любого человека, проявляющее его способности и потенциалы, данные ему природой, вызывают пристальный интерес философии, педагогики и психологии. Именно поэтому двадцать первый век заставляет по-новому взглянуть на достижения философской мысли предыдущих эпох. Анализ наследия Ж.-Ж. Руссо и по сей день весьма актуален, как с общекультурной точки зрения, так и с позиций самоценности истории образования и педагогической мысли, ведь в современном педагогическом процессе возрастает значение субъектности, независимости суждений, индивидуально-личностных особенностей педагога. Научная обоснованность обращения к философско-педагогическому творчеству Ж.-Ж. Руссо обусловлена потребностью современной теории воспитания разобраться в причинах противоречий между сущностью человека как субъекта воспитания, и самим воспитанием. Научно-практическая актуальность исследования состоит, прежде всего, в разборе принципов взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник» на основе педагогической «концепции естественного воспитания» Ж-Ж. Руссо, а также проблем диалога всех участников воспитательного процесса. Исходя из этого, были определены цель и задачи работы.
4 Целью исследования является анализ концепции естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Поставленная цель определила следующие задачи: 1. Определить теоретические основания концепции естественного воспитания Руссо; 2. Выявить сущностные черты концепции естественного воспитания Руссо. Методологической основой для решения поставленных в работе задач и достижения цели исследования послужил анализ, сравнение и классификация научных труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые жизненному пути и творчеству Ж.-Ж. Руссо, а также анализ и синтез основного педагогического труда философа: романа «Эмиль, или о воспитании». Последовательное применение указанной методологии к рассматриваемому материалу позволило прийти к определенным научным результатам.
5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССО 1.1. Истоки философско-педагогических взглядов Руссо Нелегко привести пример человека, который не только при жизни, но и спустя многие-многие десятилетия вызывал бы такие ожесточенные дискуссии. Жана Жака Руссо называли проповедником свободы, опасным смутьяном, бунтарем, отцом всех революционных брожений, попирателем устоев общества. Но, в то же время, и великим педагогом, великим гуманистом, титаном мысли. Процесс обучения в XVIII и даже в начале XIX столетия демонстрировало черты Средневековья во всей Европе. Во Франции того времени школы можно было охарактеризовать как убогие и далекие от своего истинного назначения. Школы для общественных масс, как правило, не имели специализированных помещений, а располагались на дому у учителя или в мастерской ремесленника, которые умудрялись совмещать учительство и производство изделий ручного труда. Такому человеку даже не требовались особые знания, так как обучающий процесс, как правило, ограничивался лишь приобретением, учащимся навыков чтения, а так же заучиванием наизусть текстов катехизиса. Весьма распространенным явлением самых широких народных масс были невежество и безграмотность. О процессе воспитания учеников в школах даже не задумывались. Все эти факты вызывали резкую критику со стороны прогрессивных общественных деятелей того времени, хорошо осознававших ведущую роль просвещения в судьбе общества. Весь ХVIII в. протекал в Европе под знаком идей Просвещения — широкого идейного течение, появившегося во Франции, отражавшего интересы широких масс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.
6 В рядах этого течения выделялась блестящая когорта известных ученых, мыслителей, писателей, таких как Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций. Они приняли некоторые идеи Локка и дали им свое толкование и дальнейшее развитие. Ученые-просветители боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу. Достижение поставленных целей, установление нового общественного порядка виделось мыслителями в распространении знаний. Они помышляли о создании идеального общества, в котором не будет места угнетению и насилию и другим порокам. Резко критиковалась существующая форма правления, церковь, мораль. Данная критика и превратила просветителей в идейных вдохновителей французской революции конца XVIII в., хотя они напрямую к ней и не призывали. Средством установления справедливого, с их точки зрения, порядка, преобразований в обществе, деятели Просвещения считали воспитание и просвещение. В плеяде деятелей французского Просвещения, безусловно, можно выделить фигуру Жан-Жака Руссо. Писатель, философ и композитор, Руссо так же стоит в ряду великих педагогов. Руссо смело можно назвать человеком с очень непростой судьбой. Сын женевского часовщика перепробовал себя во множестве профессий: слуги, секретаря, ученика нотариуса, гравера, преподавателя музыки, переписчика нот, домашнего учителя. Несмотря на отсутствие систематического образования, Руссо обладал неуемной страстью к самосовершенствованию. Именно это позволило ему стать одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи. Руссо никогда не искал легкого «пути наверх», а, наоборот, отвергал его, онне принадлежал к «людям карьеры». Среди высшего света Парижа Руссо имел большую популярность, многие искали знакомства с ним. Но эта слава не была обращена философом в деньги, титулы, поместья, которые не интересовали Руссо. «Мне опротивел дым литературной славы»[7, говорил он в конце жизни. C 45.], —
7 В своих убеждениях Руссо был близок просветителям типа Д. Дидро. Мировоззрение философа выделялось глубокими противоречиями. Он полагал, что развитие наук и искусства не может способствовать улучшению нравов людей, а, наоборот, ухудшает их. К данной проблеме Руссо обращается во многих своих произведениях, таких как «О причине неравенства между людьми», «Общественный договор», «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и других. Руссо считал, что наступило время, когда знание, в котором человек всегда искал спасения, стало обманом: науки рождаются из потребности защититься, искусства – из честолюбивого желания выделиться, философия – из стремления господствовать. В противовес других философов-просветителей, Руссо не связывал развитие гражданственности и нравственности в зависимость от искусства и прогресса наук. Так ядром его внимания стал человек естественный, природный, который рождается уже совершенным, но которого уродуют общественные условия. Тем не менее, при этом Руссо никогда не отрицал роль воспитания. Дуалистическое и сенсуалистское мировоззрение Руссо лежало и в основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо. Он отвергал вероисповедальные религии, предполагая наличие некоей внешней силы в качестве творца всего насущного. Роман Руссо «Новая Элоиза», написанный в 1758 г., и вышедший в свет в 1761 г. имел поразительный успех, за 40 лет он переиздавался более 70 раз, в том числе и на русском языке. Никакое художественное произведение того времени не могло сравниться по популярности с данной работой философа, представлявшей собой сентиментальную история влюбленных, вынужденных жить в разлуке силу средневековых общественных предрассудков: недостаточной знатности героя романа по сравнению со своей возлюбленной. Роман имеет весьма интересную форму: представляет собой письма героев друг другу, в которых герои обсуждают эстетические, религиозные и педагогические темы. «Новая Элоиза» стала предтечей главного педагогического романа Руссо.
8 В 1762 г. Из под пера Руссо выходит роман «Эмиль, или О воспитании», работу над которым мыслитель начал еще в 1753 г. Публикация романа в Париже и Амстердаме вызвала волну ярости и гнева со стороны властей и церкви. Роман тут же попадает под церковный запрет, а через 10 дней с момента опубликования весь парижский тираж изымается и публично предается огню. Церковники возбуждают судебное дело против автора. Руссо вынуждают скрыться и бежать в Швейцарию, позже власти Берна и Женевы отказывают философу в убежище, серьезно осложняя его и без того нелегкое положение. «Эмиль» попадает в список запрещенных книг, амстердамский тираж также сжигается, то же происходит и в Женеве, а понтифик предает Руссо анафеме. Немногим лучше обстояли дела в Российской Империи. Императрица Екатерина II, ознакомившись с «Эмилем», высказала свое мнение: «...не люблю я эмильевского воспитания...»[1, C 89.] — и распространение романа в Российской Империи так же был запрещено. Неприязнь аристократии идей Руссо вполне понятна — «Эмиль» содержал прямую критику действий знати и клириков, поэтому они ополчились на него. Руссо тем самым противопоставил себя тому обществу, от которого он не так давно получил любовь и признание. Не приняли идей Руссо и многие недавние его друзья, например Вольтер и Гельвеций. Однако, многие известные философы Европы напротив приветствовали позицию Руссо, к примеру выдающиеся мыслители Юм и Кант, потому как роман открывал новаторское, оригинальное и конструктивное мировоззрение автора. Вне всякого сомнения, именно благодаря «Эмилю» в Европе зародился неподдельный интерес к проблеме образования и воспитания. Так во Франции стремительно возросло число сочинений на педагогические темы.
9 Впечатленные текстами «Эмиля», появились вдохновленные сторонники идей Руссо, которые стремились опробовать их на практике. А в то же время, отец наделавшего столько шума произведения живет в постоянном страхе, скрываясь от преследования властей. Из Швейцарии он скрыто переезжает в Германию, потом в Англию, где находит приют у давнего друга Юма. Нов 1767 г. Руссо снова возвращается во Францию, где ему приходится жить под чужим именем. В конце своей жизни философ пишет еще несколько работ: «Исповедь» — автобиографический труд в котором он подводит итог и дает философское осмысление своей жизни, «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где вновь затрагивает вопросы образования и воспитания.
10 1.2. Философия природы и человека Руссо В своих работах Ж.-Ж. Руссо изучает феномен природы с разных сторон. Так, в основе теологического понимания природы лежит признание ее созидательной силы, исходящее от божественного происхождения. Естественноисторическое же понимание по Руссо проявляется в трактовке естественного в животных и человеке, действующих на основании инстинктов, есть проявления естественных законов, а также в трактовке естественных взаимосвязей между человеком и природой. Восприятие человеком своего места в окружающей природе является психологическим пониманием природы, которое определяется через осознание единения, приобщённости, включённости, или, наоборот, разъединения, разобщённости и отчуждения. Эстетическое понимание природы Руссо связано с достижением гармоничности и сообразности с природой как критериев красоты. Подобные понимания природы у Руссо зачастую сочетаются, переплетаются, и создают неповторимый образ естественности, целостности и гармоничности, истинности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что противоречия между природой и культурой представляется как противоречие между Природой как генеральным планом и Культурой как стадией реализации этого плана. Общие предварительные рассуждения Руссо о природе воплощены у него в понимании природы как важнейшего педагогического фактора, подводя к тому, что природа рассматривается в качестве объектом собственного взаимодействия. Человек же, как модус природы, гармонизирует сам себя с собственной внутренней природой, предполагая постоянную гармонизацию с окружающей средой. В основе концепции развития человечества Руссо положены естественноисторические взгляды на природу, в основе которой заложен анализ категориальной пары таких понятий, как «естественный человек» -
11 «цивилизованный человек». Проводя исследование данной дилеммы, мыслитель обособлено анализирует эволюцию человеческой социальности, развитие его потребностей и индивидуальности. Человек естественный или природный, по мнению Руссо, существенно более гармоничен, совершенен, и привлекателен, в отличии от человека цивилизованного. И, несмотря на то, что похожую традицию рассмотрения можно встретить и у Локка, рассматривающего естественную стадию как золотой век существования человека, Руссо не удовлетворяется простой констатацией факта совершенства природы человека в её доцивилизованном состоянии. Мыслитель рассматривает проблему с точки зрения ее историчности, то есть, принимая во внимание эволюцию от естественного к цивилизованному состоянию, делая это в строго антропологическом плане. При этом описывается в большей степени эволюцию индивида и, как следствие, развитие индивидуальности. В просветительской педагогике природа предстает в качестве объекта для изучения. Живые объекты и жизнь в целом не рассматривается Руссо как явление уникальное и самоценное, а воспринимается только как часть природного механизма, огромного и сложного, как утилитарная ценность, подлежащая изучению и дальнейшему использованию на благо человека. Так, концепция естественного воспитания Руссо является неотделимой частью философии просвещения. В основу этой концепции заложены принципы, в которых можно найти близость с современными педагогическими принципами взаимодействия природы и человека, такие как добровольное ограничение потребностей, принципы сознательного отказа от авторитаризма и другие. По мнению Руссо, истинное познание природы невозможно лишь через органы чувств. Однако, такое познание не может быть полным. Чувственное изучение природы позволяет получить лишь необходимую информацию. Для полноценного познания необходим особый опыт чувствования, который, с точки зрения философа, требует душевной работы.
12 В концепции педагогики Руссо природа – это не просто внешняя среда, благоприятная для протекания образовательного процесса, а неотъемлемая часть самого процесса, начинающаяся с цели образования и завершающаяся его результатом. Природа, при этом, играет роль гармонизирующего элемента, а так же балансиром, уравновешивающем в человеке волю, чувства и разум. Развитию ребенка может содействовать лишь такое воспитание, которое сможет приобрести естественный, природосообразный характер. И только в том случае, если оно будет непосредственно сопряжено с естественным развитием индивида и станет фактором, побуждающим его к самостоятельному приобретению знаний или чного опыта. Руссо полагал, что воспитание может быть дано человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, есть внутреннее развитие органов человека и его способностей. Воспитание, получаемое от людей, есть обучение тому, как этим развитием пользоваться. Воспитание же со стороны вещей – это получение личного опыта относительно окружающих его предметов. Совокупность этих факторов должна, по мнению Ж.-Ж. Руссо, быть верно согласованна. В процессе общения с природой, по мнению философа, должны быть подключены все аспекты человеческой натуры. Лишь те взаимодействия с природой, которые базируются не только на знании ее законов, но основаны на «чувстве природы» и деятельностном подходе к ней, принесут позитивное воздействие и, в конечном итоге, приведут к успеху. Данный факт может говорить о холистическом подходе Руссо к педагогическому процессу, месту и роли человека в нем. В своих философских воззрениях Руссо полагает, что природа позволяет воспитать в человеке религиозные идеалы, в силу того, что природа является воплощением Бога; социальные идеалы, так как природа несет естественноисторический характер; эстетические идеалы, ибо природа служит образцом красоты и совершенства; идеалы нравственности, так как в природе
13 заключены ее образцы. Так же, природа может помочь самосознанию, ведь познание самого себя - это, в первую очередь, познание личной природы. Все это так же служит доказательством того, что природа есть ключевой элемент системы образования, ведь она помогает сохранять и передавать все перечисленные выше ценности, весь духовный и социальный опыт. О воспитательном факторе природы Руссо рассуждал следующим образом: ребенок появляется на свет чувственно восприимчивыми, и через органы чувств, получает впечатления от предметов, окружающих его. По мере роста он растет и восприимчивость, расширяют сязнания об окружающем мире. Происходит их изменения и расширения под влиянием взрослых. Подобный подход к воспитанию стал новаторским для того времени, в силу того, что практически все индивидуальные и возрастные особенности ребенка просто игнорировались существующей тогда образовательной системой. Необходимо так же отметить, что для Ж.-Ж. Руссо природа означала не звериное или первобытное существование человека, а лишь его свободу и потенциал для развития врожденных влечений и способностей. В своих обращениях к воспитателям и родителям, мыслитель призывал развивать в детях естественность, поощрять чувство свободы и независимости, а также стремление к труду, уважать в них человеческую личность, а также все разумные и полезные ее склонности. Таким образом, в антропологическом подходе Руссо можно выделить три этапа развития человека. Отправной точкой такого развития становится «естественное состояние», рассматриваемое философом в качестве воплощения природной сущности человека. Сущность социальная в данном состоянии проявляется только как предрасположенность к общественному образу жизни. В то же время, духовность «естественного человека» воплощается, с точки зрения философа, состоит скорее не в его разумности, а в способности человека к свободе и самосовершенствованию.
14 Трансформация человека от «естественного состояния» к социальному порождает глубокие изменения его сущности. В то же время, Руссо строго разделяет социальное состояние и цивилизованное, рассматривая его в качестве одной из фаз или вариантов социального развития. Цивилизованное состояние человека, современное Руссо, оценивается им как бесперспективное, и ведущее к деградации. «Антагонистический процесс самосовершенствования рождает внутри естественного человека его противоположность - социального человека. Противоположность социального человека, скрытая в пределах социального состояния, готова отрицать эту развращенную форму новым преобразованием синтезом социальных достижений человека и его естественных достоинств в новом конкретном, хотя и социальном качестве человека – гражданском человеке»[9, C 279.].Такая реконструкция взглядов Руссо на человека будущего позволяет увидеть портрет человека, в котором гармонизированы его естественная, социальная и духовная сущности на основе сохранения естественных чувств и направления разума человека на осознание себя, своей природы, своего места в мире.
15 ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССО 2.1. Цель и задачи естественного воспитания Роман «Эмиль, или О воспитании» можно назвать основным педагогическим трудом Руссо. Он всецело посвящен отражению взглядов автора на воспитание и образование. В своей работе Руссо видит разумное воспитание как путь переустройства общества. В романе-трактате читатель встречает двух действующих персонажей — Эмиль (с рождения до достижения 25 лет) и находящийся рядом с ним все эти годы наставник, которому отведена роль родителей. Подросток воспитывается вдали от развращающего, с точки зрения Русо, людей общества, в изоляции от социальной среды, при этом на лоне природы. Эмиль выступает своеобразным символом, носителем идеи. Очевидно, именно с этим, связаны те парадоксальные ситуации, в которые герой попадает по воле автора. Данный прием помогает Руссо четко изложить собственное видение педагогических процессов. В обществе того времени переделывание ребенка взрослым по установленному образцу являлось обыденной практикой воспитания, производимой с помощью религии, литературы и прочего. Целью же такого процесса являлось создание человека, который необходим для соответствующего «места» в обществе. Однако, такому подходу к воспитанию Руссо противопоставил личность, воспитанную посредствам природы, с индивидуальными естественными интересами. Она должна руководствоваться в жизни личными природными способностями. Если актуальная на тот момент система воспитания хотела видеть человека вышколенным, выдрессированным и освоившим все тонкости
16 этикета, то Руссо полагал, что человек воспитанный —личность, добившаяся максимального развития всех своих дарований и способностей. Основным естественным правом философ полагал право на свободу. Именно поэтому Руссо выдвигает идею свободного воспитания, которое, устраняя вредные влияния общества, будет следовать и помогать природе. В этой связи мыслитель выступал противником авторитарного воспитания. Пусть нового воспитания пролегал вдали от искусственной культуры, опираясь на природную жизнь и свободу. Основное и наиболее труднодостижимое искусство воспитателя, по Руссо, - это способность ничего не делать с ребенком. Именно в этой, на первый взгляд парадоксальной, идее спрятан ключ свободного воспитания. Наставник должен не разъяснять и показывать, а терпеливо следить, чтобы в тишине сельской жизни постепенно созревал новый человек. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду»[8, C 95.]. Руссо полагал, что существующее воспитание, портит ребенка, подвергая его ломке. Это происходит потому, что человека стремятся подготовить для «своего места» в обществе сообразно с положением его родителей: сделать адвокатом, военным или служителем церкви. С точки зрения Руссо, такое подход к воспитанию, крайне вреден для ребенка. Мыслитель указывает другой путь: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть
17 человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Руссо настаивает, что необходимо научить ребенка переносить удары судьбы, презирать и нищету, и богатство, жить вне зависимости от любых условий. Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать... пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа... Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь»[8, C 87.]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что естественное воспитание, по мнению Руссо есть живительный процесс, одной стороной которого выступают детские потребности и склонности, а другой - необходимость подготовки ребенка к участию в общественных отношениях и обязанностям. А внутренней мотивацией данного педагогического процесса выступает стремление воспитанника к самосовершенствованию. Одной из частей концепции естественного воспитания и развития ребенка Руссо называет идею, так называемого, отрицательного воспитания, которое подразумевает определенные ограничения педагогического процесса. Философ, к примеру, призывает не спешить в нравственном и интеллектуальном воспитании, полагая, что достижение их главных целей могут быть отодвинуты на более поздние периоды детства, или даже на отрочество и юность. Одной из ключевых задач воспитания Руссо считает развитие системы органов чувств, назвав это фундаментом формирования личности. Мыслительсенсуалист полагал, что сенсорика является материальной предпосылкой мышления, которая, начиная с раннего детства, постоянно нуждается в упражнениях. В трудах Руссо физическому воспитанию отводится особое место. Философ называл его средством установления гармонии между природой, человеком, а так же социальным окружением. Средством, помогающим в формировании нравственно чистых помыслов и идеалов, помощником в
18 преодоления пагубных наклонностей, точкой опоры для развития всего организма. Рекомендации и методика и по физическому воспитанию предполагали жизнь в среде, близкой к природе и ручному труду. В физическом воспитании, по Руссо, нет места отрицательному воспитанию. Мыслитель советует осуществлять интенсивную физическую закалку, начиная с раннего возраста, даже притом, что это подвергает его определенному риску. Подход Руссо к воспитанию и обучению через трудовую деятельность носили истинно новаторский характер. Мыслитель был убежден, что прежде всего, собственным трудом любой индивид способен обеспечить себе свободу и независимость. Каждый человек обязан овладеть каким-либо ремеслом, для того, чтобы быть способным заработать себе на жизнь в будущем. Именно поэтому труд в педагогической концепции Руссо занимает столь важное место. Очевидно, что цель педагогической концепции состоит в том, чтобы сделать воспитанника человеком, раскрыть в нем, в первую очередь, черты, нужные любому. А кто же может стать воспитателем? Руссо выделяет три источника воспитания: природа, вещи, люди. Воспитание может быть дано нам или природою, или людьми, или вещами, однако Руссо считает, что максимальный результат в воспитании достигается только тогда, когда источники не противоречат друг другу. Природа дает внутреннее развитие органов чувств человека и его способностей, подразумевая природные данные ребенка, полученные им от рождения. Такое развитие в меньшей степени поддается влиянию воспитателя и корректировке, поэтому следует воспитывать ребенка в соответствии с его природой. От вещей, то есть окружающего его мира, ребенок может получить многое. Человек рождается «чувственно восприимчивым», что позволяет ему получать разнообразные впечатления от окружающего. По мере роста у ребенка собирается все больший объем знаний, который постоянно расширяются и
19 укрепляются. Вместе с тем развиваются и способности. Роль воспитателя и здесь также ограничена. Основное же воспитание зависит именно от людей, окружающих ребенка: родителей, учителей, воспитателей. Они ответственны за то, как природа проявится в человеке. Им нужно прикладывать усилия, чтобы это этот процесс прошел наиболее полно. Гармонизация все вышеперечисленных факторов есть основная задача воспитателя. Он обязан сопровождать ученика во всех его переживаниях и испытаниях. Воспитателю необходимо создавать условия для развития, направлять формирование, способствовать естественному росту подопечного, однако никогда и не при каких обстоятельствах не навязывать ребенку собственной воли. Наставник нуждается в определенной среде, где он сможет обрести свободу и самостоятельность, а также реализовать навыки, заложенные в нем от природы. Руссо полагал, что ключевой задачей обучения является соотнесение знаний интересам и опыту ученика, а не приспособление и подгонка их к уровню ученика. Необходимо организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал эту задачу на себя. Этому способствует такой педагогический подход, который может быть основан на значении передаваемого знания, с учетом индивидуальных интересов каждого ребенка. Руссо называет большим заблуждением педагогов стремление бороться с инстинктивными склонностями воспитанника. Действующая система воспитания, по мнению философа, наносит ущерб совершенной природе ребенка. Общество портит и развращает по натуре доброго человека. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным»[8, C 99.], — утверждает Руссо. Только свобода, несовместимая с тиранией воспитателя, может выступить условием сохранения естественного состояния. Эмиль в своем воспитании не ощущает гнета воспитателя. Он волен делает то, что ему хочется. Весь процесс
20 обучения построен на том, что герой больше спрашивает, чем отвечает, в то время как его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. При этом Эмиль спрашивает то, что хочет его воспитатель. Руссо особо отмечает, что нет ничего плохого в том, что воспитанник полагает себя господином, а на самом деле господин — воспитатель. Пусть воспитанник считает, что он действует по личному желанию, на деле это желание воспитателя: «Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите». «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», — утверждает Руссо[7, C 50.].
21 2.2. Программа естественного воспитания Руссо В романе "Эмиль" Руссо делает попытку выделить основные периоды в развитии человека от рождения до совершеннолетия, а так же наметить задачи воспитания для каждого из этих периодов. I период - от рождения до появления у ребенка речи. Вначале воспитание сводится, в основном, к заботе о физическом здоровье ребенка и его развитии, в этот период воспитанник нуждается в движении, поэтому здесь необходимо отказаться от стеснения его свободы, нужно дать возможность ему свободно двигаться, не стесняя его пеленками. Следует укреплять физические силы, проводить закаливание ребенка. В отличие от традиций аристократического воспитания философ настаивал нагрудном вскармливании ребенка самой матерью, а не наемной кормилицей. Руссо предостерегает от попыток форсирования развития детской речи, полагая, что это может стать причиной дефектов произношения. Словарный запас ученика должен совпадать с конкретными представлениями и накопленными им идеями. «Подготавливайте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее»[1, C. 89-90.]. II период - от появления речи до 12 лет. Именно тогда происходит накопление чувственного опыта. Без этого деятельность ума лишена всяческого содержания. Ребенка впечатляет все, что он слышит и видит, все окружающее его служит для него источником информации. Искусство воспитания, по Руссо, и заключается в том, чтобы отсеять именно те предметы, которые он может познать благодаря собственным чувствам, а произведенный запас знаний впоследствии пополнится. «...Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и
22 рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму»[8, C. 133].В таком случае ребенок вынужден много наблюдать, приобретая опыт. Основной задачей воспитания в этот период является не только создание условий для приобретения ребенком максимально широкого спектра жизненных представлений, но и содействие в корректном восприятии окружающих его явлений и предметов. Мыслитель предлагал ряд упражнений, с помощью которых происходит развитие слуха, зрения и осязания. По мнению Руссо, ребенок до 12 лет не выходит из "сна разума", а значит не готов приобрести сколько-нибудь систематическое образование. Руссо предлагал не использовать книги на этом этапе обучения, считая, что воспитанник должен усваивать элементы различных точных и естественных знаний на практике. А так же предписывал избегать морализаторских бесед в процессе нравственного воспитания в эти годы, осуществляя его преимущественно на практических примерах. Основной задачей нравственного воспитания ребенка до 12 лет Руссо видел в предотвращении ситуаций способных, спровоцировать детскую ложь. Философ утверждал, что учить нравственным правилам и грамоте не имеет смысла, пока это не станет потребностью человека. Несвоевременные попытки в нравственных наставлениях подтолкнут воспитанника к механическому подражанию старшим и лицемерию. В результате, крепкий, здоровый, резвый, хорошо и правильно развивающийся ребенок в 12 лет будет бодрым, кипучим, живым. Его характеризует отсутствие заученных манер или затверженных речей, однако он всегда демонстрирует правильное поведение. «...Мой воспитанник не говорит бесполезных слов и не тратится на болтовню; ...если он ничего не знает на память, он много знает на опыте; если он хуже другого ребенка читает в книгах,
23 зато он лучше читает в книге природы; его ум — не в языке, но в голове». Так в этом периоде осуществляется естественное развитие ребенка. II период включает в себя возраст от 12 до 15 лет, в котором дети полны энергии и сил, и уже готовы к определенному систематическому умственному воспитанию. Для выбора образовательных предметов Руссо призывал отдавать предпочтение в обучении «полезным знаниям». Это, с точки зрения мыслителя, в первую очередь математика и природоведению. Процесс обучения должен зиждется на основе самодеятельности и полученного ранее личного опыта. Автор концепции отвергал чтение книг воспитанниками в данном возрасте. За исключением романа Д. Дефо "Робинзон Крузо", в котором главный герой создал свое благополучие собственным трудом, являя для Руссо идеал человека, созвучный с убеждениями философа. Отроческий возраст становится мостом для перехода от ощущений ребенка к идеям и знаниям. От чувственного восприятия предметов воспитанник переходит к наукам. Однако, их изучение состоит в том, что он не просто выучивает науку, а открывает ее сам, как бы выдумывая заново. Задача воспитателя в этот период состоит в том, чтобы вызвать интерес к науке, дать методы ее познания. Необходимо приучать воспитанника сосредоточиваться на одном конкретном предмете, однако, делать это не силой принуждения, а стараться вызывать процесс получения удовольствия от обучения. Так же не нужно стремиться до конца удовлетворять любопытство ученика, когда тот обращается к воспитателю с вопросами. В этом случае у ребенка возникает стремление к самостоятельному дополнительному познанию нового. Отрок должен быть поглощен предметом изучения, а воспитатель — поглощен учеником, дабы незаметно для него наблюдать, предугадывая заранее все его чувства, и так же незаметно направлять их в нужное русло, подмечая выводы, к которым приходит ученик. Свои выводы Руссо подкрепляет некоторыми примерами. Так, чтобы показать ребенку закон преломления света, герой романа подводит
24 воспитанника к озеру, в котором находится палка, выглядящая сломанной. Таким образом, изучая палку, совершая с нею разные манипуляции, действующие лица доходят до понимания этого закона. Наконец, в III период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается оформление нравственного облика молодого человека. Этот возраст уже подходит для знакомства с установлениями и нравами окружающего воспитанника общества. Руссо считал, что ребенка необходимо учить жить «по-человечески», и делать это следует тогда, когда подросток вступает в пору возмужалости, с 15 лет. Данный этап Руссо называет периодом «бурь и страстей», именно в это время можно наблюдать частые эмоциональные вспышки и душевное возбуждение. В этот период следует заботиться о нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши. Нравственное воспитание, по Руссо, должно выполнять три основные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ученика необходимо вызывать позитивные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, сострадание и доброту. Но достигаться это должно не нравоучениями, а прямым общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Вот почему Руссо рекомендовал удалять юношу от крупных городов, где нравственность людей, по его мнению, далека от идеала. Если до этого развивались внешние чувства и мозг ученика, укреплялось его тело, то сейчас приходит время для «воспитания сердца».Чувства человека в этот период выдвигаются на первый план. По мнению Руссо, по своей природе ребенок расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство — любовь к себе, а второе — к тем, кто его окружает. На данном этапе на первый план выходят развитие в человеке морали и религиозности. Мыслитель полагает, что любовь к себе должна быть устремлена к добру, а базисом всей жизни молодого человека становятся эмоции. И в этом возрасте
25 воспитание должно вестись не наставлениями, а общением и взаимодействием с людьми, наглядными примерами, а так же изучением истории: «...Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов. Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта». Так, в тех ситуациях, при которых собственный опыт может быть опасен, вместо того, чтобы переживать его самому, можно обратиться к истории для извлечения нужного урока. В этот момент нравственное воспитание принимает практический характер, пробуждая и развивая в юноше добрые чувства, волю, целомудрие. Приходит время знакомства с историческими сочинениями (в основном рекомендуются, биографии великих людей эпохи Античности), как одним из важнейших средств воспитания нравственности. Обращаться к изучению религий Руссо рекомендовал лишь тогда, когда возраст ученика переваливал за18 лет. Философ считал, что до настоящего понимания Бога человек доходит только в годы зрелости, когда он может понять, что именно ищет в религии, и готов самостоятельно выбрать ту, к которой влечет его разум. Ребенок же не в состоянии составить собственное представления о Боге, а может лишь повторяет то, что предлагают ему взрослые. Сам Руссо признавал Бога, давшего людям понимание счастья, справедливости и блага. Бога без мистики, не подавляющего человеческой воли. По мнению Руссо, именно к такой религии и такому пониманию Бога должен стремиться человек. Наиболее благоприятным возрастом для выполнения общественных обязанностей Руссо считал возраст после 20 лет. Однако, гражданские обязанности философ возлагал лишь на мужчину. Жизненное предназначение слабого пола он ограничивал лишь ролью жены и матери, полагая, что ей нет смысла изучать науки. Женщина, по Руссо, должна уметь вязать, шить, готовить, петь и танцевать. Ее ум должен развиваться в общении с родителями, в процессе наблюдения людьми, а не чтении литературы.
26 В женщине необходимо воспитывать повиновение мужу и покорность, а так же развивать ее физические возможности, для рождения здоровых детей. В отличие от юноши религии девушку следует обучать с детских лет, так как девочкой, считал Ж.-Ж. Руссо, она должна исповедовать религию матери, выйдя замуж – религию мужа. Ограничивая женщину в участии в общественной жизни, он при этом считал необходимым воспитывать уважение к ней со стороны мужа и общества. В концепции естественного воспитания Руссо отразил свое видение идеала цельной и свободной личности, который противопоставлял так нелюбимой им культуре XVIII в. Его концепция стала, без преувеличения, переворотом в педагогических воззрениях того времени, не обойдя в то же время и острые социально-политические вопросы. Именно поэтому трактат «Эмиль, или О воспитании» был признан для общества вредным и повсеместно запрещался. И, несмотря на то, что педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее разработал философ, мыслитель, педагог, идеи, заложенные в ней, были восприняты другими энтузиастами, развиты в дальнейшем, и по-разному использованные в различных практиках обучения и воспитания.
27 Заключение Рассмотрев жизненный путь Ж.-Ж. Руссо, проанализировав истоки и причины философских воззрений автора, приходит понимание того, что некоторые жизненные события, глубоко эмоционально переживаемые самим философом, пробудили в нем потребность в самоанализе. Кроме того, этому помогала также врожденная эмоциональность и чувствительность Руссо. Восприятие Руссо образа природы, матери и Бога плотно переплетаются в его оригинальном философском учении, основанном на принятии и выделении всего природного и естественного. Огромный интерес философа к проблеме самоанализа, идеализация народных традиций, простой жизни. Именно этот факт определяет его отношение к проблеме взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, являющейся ключевой в философии Руссо. Отсюда проистекает его понимание сущности истории, перспектив развития человека. Природа в понимании Ж.-Ж. Руссо выступает не как объект познания и преобразования, а как естественная таинственная сила, своего рода мистически понятое творческое начало, включающая в свой замысел человека как самосовершенствующееся существо и общество как среду и средство самосовершенствования человека. Таким образом, противоречие между природой и культурой представляется философом как противоречие между природой как генеральным планом и Культурой как стадией реализации этого плана. По мнению Руссо, природа выступает в качестве, как педагогического фактора, так и объекта собственного взаимодействия, в ходе которого человек сам себя гармонизирует собственной и окружающей природой. В концепции Руссо природа позволяет воспитывать в человеке религиозные идеалы, так как природа - воплощение Бога; социальные идеалы, поскольку природа носит
28 естественноисторический характер; эстетические идеалы, ибо природа образец и совершенная красота; нравственные идеалы, так как в природе заключены образцы нравственности. Природа помогает в деле передачи и сохранения всех перечисленных ценностей, этого социального и духовного опыта, а значит, природа - важнейший элемент образовательной системы, нашедший отражение в цели, содержании, методах, условиях педагогического процесса, а также в образах ребенка и педагога. Антропология по Ж.-Ж. Руссо подразумевает последовательный путь развития человека, точкой отсчета в котором становится «естественное состояние», рассматриваемое философом как воплощение природной сущности человека. Социальная сущность в этом состоянии проявляется лишь как предрасположенность к общественному образу жизни. А духовность «естественного человека» воплощается, по мнению Руссо, не столько в его разумности, сколько в способности человека к самосовершенствованию и свободе. Таким образом, в становлении человека ключевую роль играет предлагаемая Руссо система естественного воспитания, где центром этой системы является философское учение Руссо о природе и человеке. Природа в философско-педагогической концепции Руссо выглядит как необходимый центральный элемент педагогического процесса, пронизывающий все его элементы (цель, образ ребенка, методы, содержание, образ педагога, условия и факторы). Человек, выросший в системе естественного воспитания, более значим для будущего общества, чем тот, который взращен цивилизацией в традиционной педагогической системе (то есть авторитарной, репродуктивной, догматической). Анализ философских воззрений Ж.-Ж. Руссо и современных педагогических принципов смело позволяет говорить об общем векторе развития. А также общих опасностей человечества, стоящих на пути
29 отчуждения от природы, преобладания искусственного над естественным, материальных сторон жизни над духовными. Это позволяет выделить футурологическую направленность философско-педагогической концепция Руссо, которая основана на комплексном восприятии человека, содержит призыв к аскетизму и ограничению потребностей, является воплощением призыва к единению с природой, основана на отказе от авторитарной педагогики и характеризуется демократической направленностью. Перспективы дальнейшей разработки затронутой в работе проблемы могут быть рассмотрены в двух направлениях. Во-первых, интересно было бы обратиться к пониманию Ж.-Ж. Руссо роли любви и семьи в процессе формирования человека естественного, человека цивилизованного и человека будущего. Второе направление - исследование взаимоотношений природыи человека в историко-философском процессе как Нового времени, так и современности. В рамках философского обоснования наиболее актуален поиск методологических основ современной педагогики и определения перспектив экологического образования. Решение сложных проблем образования, имеющих общечеловеческую значимость, лежит на пути продуктивного диалога различных философских традиций в их педагогическом аспекте. Использование историко-философского наследия, всего спектра философских представлений о человеке, его месте в мире, цели и способах и познания, смысле и характере деятельности позволило бы значительно стимулировать современный педагогический поиск, определить тенденции и направления этого поиска, обосновать и интерпретировать конкретную педагогическую практику.
30 Список используемой литературы 1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 676 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. 2. История западноевропейской философии : учеб. пособие для вузов / К.Н. Любутин, Ю.К. Саранчин . – 2-е изд., доп. и перераб . – М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005 . – 799 с. 3. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352с. 4. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 574 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс. 5. История социальной педагогики: Хрестоматия – учебник/ Под редакцией М.А. Галагузовой. - М., 2000. – 544 с. 6. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личностиСПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с. 7. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 603 с. 8. Руссо Ж.Ж. Эмиль или О воспитании / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М. Просвещение, 2001. -350 с. 9. Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии /Пер с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. М., 2003. 800с.
31 10. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов. – М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с. 11. Анализ романа «Эмиль или о Воспитании» [Электронный ресурс], - http://www.modernstudy.ru/pdds-2121-1.html. (09.03.2018) 12. Биография Жан-Жака Руссо: личная жизнь, основные идеи, педагогика, взгляды, высказывания, теории[Электронный общественный ресурс], - договор, книги, цитаты, https://24smi.org/celebrity/4991-zhan-zhak- russo.html. (01.03.2018) 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО [Электронный ресурс], - https://studopedia.su/1_48659_pedagogicheskie-vzglyadi-russo.html. (08.03.2018) 14. Проблема воспитания в трудах Жан-Жака Руссо 18-19 вв[Электронный ресурс], - https://articlekz.com/article/12289. (11.03.2018) 15. Руссо «Эмиль, или О воспитании» – анализ - Русская историческая библиотека [Электронный ресурс], - http://rushist.com/index.php/literary- articles/3790-russo-emil-ili-o-vospitanii-analiz. (11.03.2018) 16. Свободное воспитание по Руссо – Психологос [Электронный ресурс], - http://www.psychologos.ru/articles/view/svobodnoe-vospitanie-po-russo. (08.03.2018) 17. Теория [Электронный свободного ресурс], естественного - воспитания Жан Жака Руссо https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26170-teoriya- svobodnogo-estestvennogo-vospitaniya-zhan-zhaka-russo.html. (07.03.2018)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв