САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата Дизайн среды
По направлению 540301 Дизайн, профиль дизайн среды
Выпускной дипломный проект на тему:
«Концепция развития средового комплекса храма
Святого Преподобного Серафима Саровского в
Петергофе»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Мельникова С.А.
Руководитель:
Мамлеева А.И.
Рецензент:
Поляков И.В.
Санкт-Петербург
2017 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Комплексный анализ территории храма Святого Преподобного
Серафима Саровского. Г. Петергоф
1.1. Месторасположение и описание…………………………………………..7
1.2. Историческая справка………………………………………………………8
1.3 Комплексный анализ территории (ландшафт и микроклимат, специфика
эксплуатации)……………………………………………………………………13
1.4. Перспективы развития……………………………………………………...14
Глава 2. Опыт формирования архитектурно-пространственной среды.
2.1 Анализ формирования архитектурно-пространственной среды в
строительстве православных храмов…………………………………………...15
2.2. Принципы формирования ландшафтной инфраструктуры общественных
пространств………………………………………………………………………19
2.3. Реновация бывших складских территорий……………………………......25
2.4. Элементы средового проектирования хозяйственных объектов……...…30
Глава 3. Проектное предложение
3.1. Концепция проекта…………………………………………………….……32
3.2 Архитектурно-художественное решение…………………………………..33
3.3 Объемно-пространственное решение……………………………………....35
3.4 Средства реализации………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………...…40
Список использованной литературы………………………………………..41
Введение
Христианство дало миру прекрасные творения архитектуры, живописи,
иконописи и церковной музыки, которые отражали красоту творения Божия,
Его Небесного Царства. Созидание храма может сравниться с духовным
возрастанием человека. Если духовный рост человека может зависеть от
множества конкретных обстоятельств его жизни, то и в процессе созидания
храма требуется множество факторов и условий, которые во многом
определяют его архитектуру.
На сегодняшний день ведутся работы по восстановлению и реконструкции
храмов и храмовых комплексов. В задачи входит восстановление
планировочных решений и особенностей памятника, входных зон,
воссоздание колокольни, разборка поздних стен и перекрытий,
восстановление исторической геометрии и отделки фасадов, металлических
лестниц, в том числе винтовой, убранство интерьера с учетом
функциональных требований, разбор перекрытий, установление куполов на
барабанах. Восстановление ландшафта, разработка внешнего
благоустройства территории, а также, по требованию, прилегающих
территорий, озеленение, разработка фермерской и спортивнооздоровительной зон. Современным архитекторам при обращении к теме
храмового зодчества следует иметь в виду, что здесь свобода архитектурного
творчества должна осуществляться в границах канона и традиции.
По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Современная
храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип
гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в
истории традициями зодчества».
Храм Святого Преподобного Серафима Саровского находится в Петергофе
на пересечении Ораниенбаумского шоссе и улицы Бобыльская.
Адрес:
198504, Санкт-Петербург, г. Старый Петергоф, Ораниенбаумский пр., д. 11а.
Территория храмового комплекса Святого Преподобного Серафима
Саровского неблагоустроенная. Ведутся ремонтно-реставрационные работы
по восстановлению здания церкви.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
• уникальностью объекта;
• территория комплекса храма нуждается в акцентировании внимания на своё
историческое прошлое;
• восстановлением территории храма Святого Преподобного Серафима
Саровского;
• необходимостью в создании благоприятных условий для
функционирования прихода храма;
• Современными возможностями и потребностями образовательного и
культурного процесса;
• необходимостью формирования благоустроенной, доступной и устойчивой
среды.
Основными требованиями заказчиков являются озеленение территории и
реновация складских знаний. Под термином реновация понимается
адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении
их функционального назначения.
В процессе работы над проектом были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать местоположение объекта проектирования,
собрать информацию и историческую справку о нём;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт в разработке
благоустройства подобных объектов;
- изучить принципы формирования доступной и устойчивой среды;
- составить на основе полученной информации выводы;
- сформировать целостность средового подхода к архитектурно-ландшафтной
организации пространств;
- создать комфортную, гармоничную и развивающую среду для
функционирования прихода церкви;
- благоустроить территорию храмового комплекса;
- разработать дизайн-концепцию модернизации объекта.
Глава 1. Комплексный анализ территории храма Святого Преподобного
Серафима Саровского. Г. Петергоф
1.1. Месторасположение и описание
Храм Святого Преподобного Серафима Саровского находится в Старом
Петергофе на пересечении Ораниенбаумского шоссе и улицы Бобыльская.
Здание церкви знаменито своей историей и расположением. Подворье
Серафимо-Дивеевского монастыря в Старом Петергофе было решено
устроить лично императором Николаем II. Одной из причин было
благополучное рождение наследника, состоявшееся после посещения
императорской семьёй монастыря. В 1911 г. была возведена каменная
церковь по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова.
В 1911 году было окончено строительство основных построек подворья. К
1917 году на территории находились 13 зданий, среди которых два храма,
двухэтажная гостиница, баня, мастерские, сестринский корпус, приют для
солдатских детей-сирот и деревянные служебные постройки. При подворье
были устроены мастерские иконописи, мозаики, рисования и чеканки,
которыми руководил художник Ф. Ф. Бодалёв.
На подворье в 1906 году проживали 43 монахини, к 1917 году — около 80-ти.
Храма Святого Преподобного Серафима Саровского занимает 1 Га участка
земли.
Здание каменного храма пострадало во время Великой Отечественной войны:
обрушилась колокольня, разрушены главы. В 2014 году начались
реставрационные работы. Были установлены купола с крестами и возведена
колокольня.
На сегодняшний день ремонтные и реставрационные работы продолжаются.
В процессе работы над проектом были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать местоположение объекта проектирования,
собрать информацию и историческую справку о нём;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт в разработке
благоустройства подобных объектов;
- изучить принципы формирования доступной и устойчивой среды;
- составить на основе полученной информации выводы;
- сформировать целостность средового подхода к архитектурно-ландшафтной
организации пространств;
- создать комфортную, гармоничную и развивающую среду для
функционирования прихода церкви;
- благоустроить территорию храмового комплекса;
- разработать дизайн-концепцию модернизации объекта.
1.2. Историческая справка
Исторический период с 1903 по 1930-е годы
Строительство большого каменного храма предусматривалось с момента
получания монастырём участка, и пожелание императора Николая II лишь
ускорило процесс. Согласно плану участка 1903 года, снятого с натуры
архитектором Н.Н. Никоновым, и приложенного к проекту будущего храма,
на его территории уже находилась часовня, на углу шоссе и Бобыльской
дороги, а также два строения на восточной границе территории, одно
вытянутое в плане вдоль западной границы и одно вглубине участка
Проект застройки был заказан в 1903 году епархиальному архитектору Н.Н.
Никонову (1849-1919г.г.), в послужном списке которого числились проекты
43 зданий, в том числе 35 церковных. Проект храма на пяти листах был
исполнен к 17 августа 1903 года и одобрен Технико-Строительным
Комитетом Хозяйственного Управления при Синоде 19 января 1904 года.
Церковь была решена в том стиле, который в архитектуре назван
«неорусским», и был рекомендован для строящихся храмов статьей 101-ой
Строительного Устава.
Никонов обратился к традициям Московской и Ярославской школ сих
шатровыми колокольнями, многоглавием, ячеистой структурой, узорчатыми
и многоцветными элементами декора. Яркий и нарядный вид храму должны
были придать кокошники, подзоры на щипцах и карнизах, детали,
имитирующие белокаменную резьбу, ширинки, квадратные впадины со
вставленными изразцами.
Церковь преп. Серафима Саровского была поставлена на южной границе
участка рядом с дорогой и главным фасадом храма. Стал южный,
обращенный к Ораниенбаумскому шоссе. Согласно проекту,
пространственная композиция южного и северного фасадов построена на
сочетании двух крупных вертикальных объемов – колокольни и средней
части, поддерживаемой более мелкими крыльцом и алтарной апсидой. Вся
композиция завершается пятиглавием и вертикальным куполом. Средняя
часть продольных фасадов, связана с верхами церкви и воспринимается как
высокий нижний этаж, равный по высоте двум этажам основного тела храма,
что изменяет его масштабную характеристику, визуально увеличивая его.
Средняя часть с тремя высокими, узкими арочными окнами и широкими
лопатками по бокам, перекрыта щипцом. Фасад четверика, равный по высоте
нижнему объему, разделен по вертикали на три части с позакомарным
покрытием карнизов – декоративным подобием закомар. В каждой
«закомаре» - арочное окно с декоративным наличником . Между ними
пилястры в виде встроенных полуколонок, над ними широкий декоративный
фриз. Три арочных окна в барабанах куполов составляли ещё одну
композицию из трёх окон на фасадах. Тимпан щипца и широкий фриз под
ним планировалось украсить иконой, закомпанованной в пятилопастную
«аркаду», изображения должны были быть размещены и в полукружиях
закомар. Высокая колокольня, несомненно, являлась доминантой
композиции. Её высокий с круглыми гранями шатер был прорезан «слухами»
в двух уровнях и завершен небольшим куполом на узком барабане. Шатер
поставлен на восьмигранную звонницу, оформленную декоративной аркадой
со сквозными проемами. С южной и северной сторон к колокольне
примыкали высокие крыльца, также имеющие шатровые перекрытия.
Собственно церковь планировалось разместить на верхнем этаже. Средняя её
часть, за исключением угловых помещений, проектировалась двусветной, с
купольным перекрытием. Барабан центрального купала был прорезан
окнами, образуя третий свет в интерьере церкви. В угловых помещениях
церкви размещены: с северной стороны – лестницы в цокольный этаж на
хоры, с южной – кладовые. Алтарная часть, пятигранная в плане, так же была
двусветной, причем в нижнем этаже два окна, а в верхнем четыре,
симметрично по боковым граням. Апсида была перекрыта сводом.
После утверждения проекта, в марте 1904 года, по Указу Его
Императорского Величества, епархиальному архитектору Н.Н. Никонову
было дано распоряжение о строительстве, и 22 марта преступлено к
постройке храма во имя преподобного Серафима Саровского. Для постройки
была создана специальная комиссия под председательством начальника
Царскосельского Дворцового Управления генерал-майора князя М.С.
Путятина.
Строительство церкви, к сожалению, совпало со временем неудачной русскояпонской войны 1904-1905 г.г. Сократилось финансирование на
строительство, в том числе и храмов. Это не могло не отразиться на
осуществление всего задуманного в проекте.
Строительство подворья продвигалось очень быстро, 19 июля 1906 года на
центральный купол был поднят крест. А 6 октября 1906 года состоялось
торжество освящения храма во имя преподобного Серафима Саровского.
Ансамбль подворья начал складываться ещё до строительства большого
каменного храма во имя преп. Серафима Саровского.
В самом углу участка, на пересечении Ораниенбаумского шоссе и
Бобыльской дороги была поставлена часовня, освящение которой состоялось
4 апреля 1904 года. Уже к июлю того же года «часовня во имя св.
преподобного Серафима Саровского превращена в храм: поставлен престол и
иконостас. Всенощные бдения совершались и ранее, а ровно и акафисты по
вторникам св. преподобному Серафиму, а по четвергам перед образом
Божией Матери «Умиление», перед которым представился отец Серафим».
Во имя этой иконы церковь была и освящена.
В том же 1904 году в глубине участка был построен деревянный жилой дом
для сестер, главным декоративным элементом которого стали террасы
первого и второго этажей.
К 1913 году на территории подворья находилось 13 строений, среди которых
было три жилых дома. Один из них, обозначенный на страховом плане под
№3, находящийся с западной стороны храма - одноэтажный, в то время как к
1913 году он перестраивался и расширялся: «Деревянный дом двухэтажный,
снаружи обшит досками, окрашен масляной краской, внутри оштукатурен, на
сплошном каменном фундаменте с помещением в мезонине, крыт железом.
Дом имеет окон с двойными рамами 21 шт., дверей двустворных 8 шт.,
одностворных 17 шт., очагов кухонных 2 шт., печей голландских 6 шт.
Пристройки к нему: стеклянная терраса в два этажа, крытая железом;
входная парадная – пристройка досчатая крытая железом; входная
пристройка, крытая железом».
В глубине территории находился сад из плодовых деревьев и цветники.
Помимо церквей, жилых домов и хозяйственных построек в центре участка
находился небольшой пруд, выполнявший среди прочих функцию
влагонакопителя, т.к. местность была низкая и болотистая. Территория
подворья была огорожена деревянным забором.
Первые сестры прибыли на подворье в 1904 году. В 1906 году на подворье
жили 43 сестры, переведенные из Дивеева монастыря близ Саратова. При
обители были открыты мастерские иконописи, мозаики, рисования и
чеканки, которыми руководил художник Ф.Ф. Бодалев . В том же году
обитательницами подворья было написано 80 образов. Современники высоко
оценивали мастерство иконописцев подворья, и часто заказывали им образа.
К 1917 году в подворье жило около 80 сестер. После революции «монахини
оставили подворье, имущество вывезено, вывезены иконы, подсвечники и
другая утварь, а храмы закрыты. Однако, храм продолжал функционировать
и в это сложное время.
К 1922 г. церковь была лишена всех прав (прежде всего юридических),
имущества, денежных средств. Создаются полулегальные религиозные
объединения-братства.
Часть территории бывшего подворья занимает Санкт-Петербургское
государственное унитарное предприятие «База закрытых учреждений
Петродворцового района».
После переезда организации на территории предполагается открытие
богадельни, гостиницы для паломников и паломнического центра, а также
пошивочной и золотошвейной мастерских. Здесь же разместятся трапезная,
столярная мастерская и художественная студия.
В настоящее время в кубическом здании на первом этаже располагается
храм, на втором — трапезная.
На стене храма находится гранитная доска с надписью: «Московский
патриархат Санкт-Петербургская епархия. Храм во имя преподобного
Серафима Саровского. Бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.
Освящен 19 октября 1909 года. Архитектор Н. Н. Никонов. Памятник
архитектуры федерального значения. Охраняется государством».
Исторический период с 1930-х по 2017 годы подробно описан в работе
ВарданянаХачатура.
1.3 Комплексный анализ территории (ландшафт и микроклимат, специфика
эксплуатации)
Территория храма Святого Преподобного Серафима Саровского находится в
городе Петергофе на пересечении улицы Бобыльская и Ораниенбаумского
шоссе, в непосредственной близости от Финского залива.
Рядом с территорией храма находится Парк принца П. Г. Ольденбургского,
который является бывшей дачей племянника Николая I. Парк простирается
вдоль берега, его общая площадь равна 39 гектарам.
Улица Бобыльская ведет к заливу, на берегу которого расположен Маяк
«Раскат». Вдоль берега находится резиденция Бенуа, к которой относятся
дачи Крона и Грубе, а также собственная дача. На другой стороне улицы
Бобыльской расположен жилой район.
На территории храма находятся два здания, которые несут функцию
складских помещений. Они практически не используются в данный период
времени. Задействована единственная часть здания и используется как
административный комплекс. Участок наделен небольшим огородом, в
котором расположен курятник и пристройки для хранения садового
инвентаря.
На участке находятся два автомобильных въезда. Один расположен у
главного входа в здание церкви, а второй со стороны Бобыльской улицы.
На территории храма ведутся реставрационные работы. Задний двор
территории служит для хранения материалов и лома от ремонтных работ.
1.4. Перспективы развития
На сегодняшний день продолжаются реставрационные работы в здании
церкви . В ближайшем будущем готовится реконструкция складских
помещений и их функциональность. Приход церкви активно участвует в
процессе облагораживания территории. Затронут вопрос об удалении лип,
которые отделяют здание церкви от Ораниенбаумского шоссе и
препятствуют восприятию южного фасада церкви.
Церковь Серафима Саровского и её приход будут продолжать развиваться.
Глава 2. Опыт формирования архитектурно-пространственной среды.
2.1 Анализ формирования архитектурно пространственной среды в
строительстве православных храмов
В современных условиях деятельности Русской Православной Церкви
строительство храмов осуществляется, как правило, в составе комплексов,
включающих здания вспомогательного, просветительского,
благотворительного и хозяйственного назначения, которые могут обеспечить
разнообразие композиционных решений застройки.
Комплексы православных храмов в соответствии с функциональным
назначением подразделяются на епархиальные центры, духовные миссии,
приходские и монастырские комплексы и на храмы в составе комплексов,
зданий и сооружений общественного и жилого назначения. Наиболее
распространенным видом храмового комплекса является приходской.
В соответствии со значением храма в жизни человека и русской
градостроительной традициии храм должен размещаться по возможности на
лучшем месте города, его района, являться ядром окружающей застройки.
Традиционная доминантность храма в современных условиях строительства
зачастую вблизи от многоэтажной жилой застройки, может быть обеспечена
не его абсолютными размерами, а за счет богатства объемнопространственной композиции храмового комплекса, пластической и
цветовой выразительности фасадов. Стилистика внешнего оформления храма
должна соответствовать церковно-каноническим и региональным традициям,
окружающей застройке.
Территории для строительства храмовых комплексов на селитебных
территориях отводятся в соответствии с генеральными планами, а при их
отсутствии - по схемам застройки. Участок для строительства храмовых
комплексов, расположенных за пределами границ городских и сельских
поселений, отводятся на основе проектов и схем районной планировки,
проектов пригородной зоны.
На селитебной территории здания, сооружения и комплексы православных
храмов следует размещать на основании градостроительного задания, как
правило, вблизи существующих инженерных коммуникаций и дорог с
условием обеспеченности общественным пассажирским транспортом.
Территорию храмового комплекса следует подразделять на функциональные
зоны:
входную;
храмовую;
вспомогательного назначения;
хозяйственную.
Во входной зоне следует предусматривать въезд для автотранспорта и вход
для прихожан. В этой зоне предусматриваются киоски по продаже
церковных принадлежностей, места для отдыха прихожан. Входная зона
должна иметь связь с храмовой зоной.
Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных обрядов,
должна иметь непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами.
В храмовой зоне следует предусматривать здания храмов, колоколен и
звонниц, часовен, памятников, водосвязных колодцев, площадки для
проведения культовых мероприятий и отдыха прихожан.
Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения
Крестного хода во время церковных праздников шириной, как правило, от 3
до 5 м с площадками шириной до 6м перед боковыми входами в храм и
напротив алтаря. На земельных участках храмов следует предусматривать
подъездные дороги к главному входу в храм, а также к основным
эвакуационным выходам из всех зданий и сооружений, входящих в храмовый
комплекс. Участок приходского храмового комплекса, как правило,
огораживается по всему периметру. Дороги, площадки и обход вокруг храма
должны иметь твердое покрытие, как правило, из плитки с вертикальной
планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.
Вспомогательная зона, предназначенная для организации приходской,
учебной, благотворительной и иной деятельности, должна быть, как правило,
связана с входной и храмовой зоной. В этой зоне рекомендуется размещать
церковно-причтовый дом, воскресную школу, богадельню или иные здания и
сооружения в соответствии с заданием на проектирование.
Церковно-причтовый дом, гостиница и воскресная школа могут быть
отдельно стоящими или сблокированными между собой, а иногда с храмом и
хозяйственным блоком, обеспечивая возможность сообщения между собой
без выхода на улицу, что предпочтительно для условий Севера. Богадельню
рекомендуется располагать смежно с озелененными участками храмового
комплекса.
Санузлы для прихожан могут быть размещены в отдельно стоящем здании
или быть сблокированы с другими вспомогательными зданиями храмового
комплекса. Туалеты для священнослужителей должны размещаться отдельно
от туалетов общего пользования.
В зависимости от градостроительной ситуации здания и сооружения
вспомогательного назначения могут размещаться на участке храма в
соответствии с функциональным зонированием территории, а также в
стелобатной части храма или в пристройках к нему.
Хозяйственная зона приходского храмового комплекса, предназначенная для
размещения хозяйственных сооружений в том числе складов, мастерских,
гаража для автотранспортных средств, площадки для мусоросборника и
печного устройства для сжигания поминальных записок должна иметь
удобные подъезды со стороны транспортных магистралей (в том числе для
пожарных машин) и быть оборудована стоянкой для грузового и легкового
автотранспорта, принадлежащего храму. Площадь стоянок грузовых
автомобилей и автобусов рассчитывается в соответствии с их габаритами.
Площадь хозяйственной зоны определяется размером зданий и сооружений
хозяйственного назначения, количеством автотранспортных средств,
определяемым заданием на проектирование, и составляет ориентировочно 15
% от площади участка. Подъезд грузовых транспортных средств следует
предусматривать со стороны хозяйственной зоны храмового комплекса.
Электроснабжение, электрооборудование, электрическое освещение,
слаботочные устройства зданий и наружное освещение зданий и территории
следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП23-05-95,
СНиП3.05.06-85, ВСН59-88, ПУЭ и СП31-103-99.
Ландшафтно-архитектурный образ православных соборов и монастырей
сложился на основе того, что подавляющее большинство их были не
отгорожены от природного ландшафта, сливались с местностью, даже в
городской черте застройки. Часто они строились с учетом открывающегося
вида на большую воду или на просторы русской природы.
Сады в православных монастырях существенно отличались от
западноевропейских и планировкой и смыслом. Они были больше по
размерам. Церковь владела большими наделами земли, занимаясь реальным
товарным земледелием (садоводством и огородничеством). При этом часть
насаждений утилитарного назначения всегда оставалась в пределах
монастырских стен, так как монахи опасались потери части земель в
результате политической нестабильности, государственных указов о
секуляризации и т.д. Следует выделять три характерных типа садов при
культовых сооружениях Православной Руси – сад утилитарный,
декоративный и священная роща. В разных сочетаниях эти сады
присутствовали в монастырях и при храмах.
Архитектурно-пространственная среда древнерусского монастыря замкнута, компактна и композиционно завершена, выражала идею
религиозного, культурного, военного и политического центра.
2.2. Принципы формирования ландшафтной инфраструктуры общественных
пространств
Городской ландшафт – динамичная структура, которая развивается вместе с
обществом, но некоторые его компоненты, такие как планировка улиц и
застройка кварталов, являются наследием прошлых лет. Зеленые
пространства в городе занимают значительные площади, но пока еще
являются недостаточно адаптированными к запросам современного
общества. Парки, скверы, бульвары благоустроены, имеют цветочное
оформление, но, несмотря на это, не всегда востребованы горожанами для
того, чтобы проводить много времени на открытом воздухе. В нашу жизнь
вошло понятие “общественные пространства” – места, где уличная толпа
превращается в людей, публичные взаимодействия между которыми создают
социальную жизнь.
В начале XXI века в архитектурно-ландшафтной практике появилось новое
направление – проектирование ландшафтной инфраструктуры территорий,
городов и регионов. Инфраструктурным вопросам ландшафтной архитектуры
посвящены публикации, выставки, они также внедряются в академическую
подготовку ландшафтных специалистов. Реализованные объекты данного
направления получают большое количество наград на всемирных конкурсах,
что позволяет рассматривать ландшафтную инфраструктуру как важное и
перспективное направление ландшафтной архитектуры и подтверждает
актуальность дальнейшего исследования в этой области.
Термин «инфраструктура» (от лат. іnfra – ниже, под и structura – строение,
расположение) появился в английском языке в конце 20-х годов.
Первоначально он использовался в военном лексиконе для обозначения
комплекса тыловых сооружений, обеспечивающих деятельность военных
сил. Позже, в 40-е годы ХХ века, в экономической науке, в том числе
советской, под инфраструктурой понимали комплекс отраслей,
обеспечивающих работу национальной экономики. В общем смысле
инфраструктура означает комплекс взаимосвязанных обслуживающих
структур и объектов, необходимых для нормального функционирования
системы. Под городской инфраструктурой обычно понимают инженерную,
транспортную и социальную инфраструктуры, а в последнее время – также и
экологическую.
Когда ландшафт обеспечивает базовые условия и средства, необходимые для
функционирования общества, его можно рассматривать как инфраструктуру.
Ландшафтная инфраструктура – это подход, который расширяет
функциональные параметры спроектированного ландшафта до уровня
многофункциональной, высокопродуктивной системы.
Определение ландшафтной инфраструктуры в изученной литературе зависит,
как правило, от масштаба и характера ее функционирования, поэтому
необходимо дать обобщающее определение. Ландшафтная инфраструктура –
это комплекс природных, искусственных и комбинированных объектов,
территорий, сетей и систем, которые через интеграцию экологических и
социально-экономических функций и процессов обеспечивают
экологическую стабильность, качество и комфорт окружающей среды. Под
экологическими функциями понимаются, например, очистка воды и воздуха,
пополнение водоносных горизонтов, перераспределение и поглощение
дождевых вод, регулирование микроклимата, формирование природных
ареалов и т.д.
Среди социально-экономических функций можно назвать: создание мест
социальной активности и рекреации, обеспечение мобильности,
производство пищи, увеличение экономической эффективности, укрепление
культурной идентичности, создание социальных связей и т.п.
Ландшафтная инфраструктура охватывает различные дисциплины ландшафтное и территориальное планирование, ландшафтную архитектуру,
градостроительство, дизайн городской среды, урбанистику, экологию,
географию, масштабы (регион, город, часть города, участок) и контексты
(городской, пригородный, деревенский, природный).
В последние годы в нашу жизнь вошло понятие общественные
пространства – места, где безликая уличная толпа превращается в
конкретных людей, публичные взаимодействия между которыми создают
социальную жизнь в окружающем ландшафте. Атмосфера общественного
пространства стимулирует активность, побуждает к действиям.
Общественное пространство – городская территория, на которой происходит
формирование и воспроизводство сообщества горожан. Идеальная модель
общественного пространства включает три аспекта общественной жизни:
социальный, культурный и политический.
Городская общественная среда является очень важным и даже решающим
компонентом городской культуры. Поэтому места для социального,
политического и экономического общения, т. е. общественные пространства
города, не выполняют свои функции в полной мере и теряют свою роль, если
жизнь города тщательно не продумана и не организована. Изменение
общественных пространств происходит непрерывно и является одним из
основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений
в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному
достоянию. Общественные владения должны быть большим, чем просто
пространство, оставшееся среди зданий и сооружений, стать неотъемлемым
компонентом урбосреды, спроектированным «по последнему слову»,
который связывает прошлое и будущее города, что порождает у обитателей
пространств чувство причастности его всему обществу.
Создание условий для возникновения социальной жизни на крупных по
площади зеленых территориях внутри города потребуют от проектировщика,
ландшафтного архитектора больших усилий.
Приемы и методы формирования открытых городских пространств изучает и
реализует дизайн городской среды как специальная отрасль, активно
развивающаяся сегодня.
Основным функциональным посылом реализации городских пространств в
большинстве случаев является организация социально ориентированной
среды с привлечением творческой (художественной) составляющей. Это
направление интеграции связано с социальной функцией открытого
городского пространства ,как демократичного места отдыха, общения и
развлечения, где социальные границы стираются. Уровни «открытости»
архитектурного пространства реализуются в ряде взаимосвязанных подходов
- диалогическом, игровом, образно-символическом, экологическом,
контекстуально-средовом.
Архитекторы обращаются к концепции игры для более легкого контакта с
потребителем: человек легче адаптируется в эмоционально наполненной и
«дружелюбной» игровой среде. Востребованным современным подходом
является организация определенных точек эмоциональной активации. К
числу таких подходов можно отнести устройство временных экспозиций и
выставок под открытым небом, которое стало распространенной тенденцией
интеграции искусства в городскую среду, направленным на соучастие и
эмоциональное сотворчество зрителя-пешехода, а также игровое наполнение
центров притяжения и транзитных пространств (парковых зон, площадей и
набережных европейских и некоторых отечественных городов). Городские
выставочные проекты выполняют познавательную, информационную и
творческую функции.
Художественная концепция трактует городское пространство как
интегральное произведение искусства, которое формируется по закону
синтеза искусств на базе архитектуры Интеграционные взаимодействия
объединяют пространственные (живопись, графика, скульптура,
фотография), временные (музыка, литература) и пространственно-временные
искусства (архитектура, театр, танец, кино), а также комплексы
архитектонических искусств. Таким образом, интеграционная
художественная концепция реализуется в единстве составляющих:
пространственной, временной и пространственно-временной интеграции
(синтеза). Указанные направления объединяются на основе многомерного
полисинтетического начала.
Современное общественное пространство многолико. Оно включает в себя и
закрытые интерьеры общественных центров, и открытую городскую среду.
Оно различно по функциям и масштабам. Но во всех случаях, анализируя
появляющиеся новые объекты архитектуры и дизайна, можно выявить
основные методы формирования, а также общие и отличительные черты
современных общественных центров.
Стратегия развития крупных зеленых пространств для их успешной
интеграции и создания качественной городской среды должна учитывать
следующие планировочные принципы организации территории:
– интерактивность развития жилых кварталов и зеленых пространств;
– пешеходная доступность и проницаемость границ территорий;
– создание понятного человеку информационного окружения снаружи и
внутри территории;
– размещение сильных центров притяжения внутри объекта, способных
заставить пройти по парку не одну сотню метров;
– формирование эмоциональных образов средствами ландшафтного
проектирования.
Порт Ольборга, Дания
Одним из примеров организации общественного пространства в
ландшафтной среде может послужить - Порт Ольборга, который находится в
Дании. Средневековый центр города связали с прилегающим к нему
фьордом, который раньше был недоступен для пешеходов из-за
интенсивного транспортного движения и расположения здесь промышленной
гавани. То, что раньше было обратной стороной города, стало новым,
привлекательным центром. Пристань превратилась в бульвар для пешеходов
и велосипедистов. Средневековый замок Ольборна снова стал центральной
гаванью, теперь уже обрамленной зелеными зонами. На набережной
появились ступенчатые спуски к воде, оборудованы площадки для торговли,
игр с мячом и принятия солнечных ванн. В общем, архитекторы постарались
создать привлекательное общественное пространство для разных слоев
населения. Центральная площадка для активного времяпрепровождения —
это игровое пространство, полезное для людей всех возрастов. Тут можно
заниматься чем угодно: от пляжного волейбола летом до катания на коньках
зимой. Здесь находится несколько стальных павильонов, в которых хранится
спортивный инвентарь и продается мороженое. По соседству с игровой зоной
находятся зеленые насаждения, пышные оазисы для спокойного отдыха.
Рядом с набережной расположен бывший ледокол Эльбьерн, превращенный
в плавучий ресторан.
2.3. Реновация бывших складских территорий
В структуре развивающегося современного города в последние годы
проблема реновации промышленных территорий является особенно
актуальной.
Реновация (лат. renovatio — обновление, возобновление, ремонт) — процесс
улучшения структуры. Под термином реновация понимается адаптивное
использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их
функционального назначения. Реновация осуществляется с целью
приведения депрессивных территорий к экономически, экологически и
социально эффективному режиму использования. Целесообразность
реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные,
экономические, психологические, исторические и эстетические факторы.
Заводы и их промышленные территории со всеми прилегающими
административными зданиями, производственными помещениями, складами
и отлаженной транспортной инфраструктурой занимают огромную
территорию в географическом центре отечественных городов.
В советский период промышленные предприятия строились
преимущественно на окраинах города, постепенно «обрастая» жилой зоной.
Сегодня они оказались полностью окруженными жилой застройкой, которая
имеет свою разнообразную структуру, предметно-пространственную среду,
не связанную с промышленными зонами по архитектурно-художественному
облику и уровню благоустройства. В результате эти зоны существуют сами
по себе.
Использование внутренних территорий, архитектурно-пространственная и
функциональная организация которых на сегодняшний день не соответствует
их градостроительной значимости и потенциалу. Дисфункциональные
городские пространства — бывшие промышленные площади, портовые
терминалы, территории казарм или устаревшие транспортные узлы —
требуют нового использования.
Рассмотрев примеры преобразования промышленных территорий и объектов
с сохранением зданий и изменением функции, можно проанализировать опыт
различных стран и архитектурных мастерских.
Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ
Примером зарубежной практики проектирования является Центр искусств и
медиатехнологий в Карсруэ. Размещение в 1997 году на территории и в
корпусах индустриального предприятия «IKWA-Карлсруэ-Аугсбург»
современного общественного центра стало одним из примеров радикального
пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского
ландшафта. Широкие, высотой в три этажа блоки здания фабрики
симметрично расположены вокруг десяти внутренних дворов. Здание
выполнено из бетонных рам с заполнением кирпичной кладкой по фасадам.
Заброшенное в семидесятые, а затем оккупированное художниками в
конечном счете здание было переведено в ряд памятников промышленной
архитектуры.
Конкурс на реконструкцию, обслуживание и расширение здания завода
выиграла архитектурная мастерская ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE.
Архитекторы удачно сохранили здание 1918 года и внедрили новые
высокотехнологичные элементы. Например, для избежания негативного
влияния шума и вибрации на здание, звуковая студия была вынесена за
пределы фабрики в виде большого стеклянного куба перед фасадом.
Современные электронные технологии, как правило, требуют пространство
— не более чем обыкновенную коробку, поэтому в промышленных
масштабах залов, с крупными пролетами, фабрика представляла
потенциально идеальный контейнер.
Освещая дворы фонарями и преображая внутренние пространства,
архитекторы добились идеального современного и функционального
пространства. Размещенные на крышах солнечные генераторы питают
трамвайные пути прилегающих территорий.
Особое внимание на данном объекте было уделено преобразованию участка
вокруг здания, попытке создания максимально естественного природного
комплекса вокруг здания, тем самым играя контрастами между высокими
технологиями и возвращением к природе при выходе из здания.
Новая Голландия
Одним из наиболее достойных крупномасштабных проектов в центре СанктПетербурга является проект по реновации острова Новая Голландия.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей
Адмиралтейства. Во времена создания Санкт-Петербурга Петр I приглашал
голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы.
Обстановка настолько напоминала иностранный порт, что те места стали
называть Голландией, а позднее это название закрепилось за островом,
образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами.
Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века, тогда же
Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на
острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного
леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века
было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные
сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разрабатывает новаторские
конструкции для вертикального хранения бревен и создает чертеж острова,
выполненный в суровом крепостном стиле. Оформить фасады Новой
Голландии поручают другому архитектору – Жану-Батисту-Мишелю ВалленДеламоту, который предлагает проекты классических порталов и арочного
декора фасадов, выходящих на каналы. Проекты двух мастеров были
переработаны и воплощены инженером Иоганном Герардом. Строительство
было завершено к концу XVIII века. В 2010 году компания Millhouse
выиграла тендер, получила инвестиционный контракт и приступила к
проекту реставрации и приспособления острова Новая Голландия. Для
создания концепции и проведения архитектурного конкурса в качестве
креативного подрядчика был привлечен некоммерческий фонд «Айрис»
Дарьи Жуковой. В результате появился проект «Новая Голландия:
культурная урбанизация», который ставит перед собой цель показать и
внедрить новый подход в реорганизации и адаптации к необходимым
современным функциям отдельно взятой территории, являющейся
памятником культуры и истории федерального значения.
Организован городской парк с современной и удобной инфраструктурой, где
все и каждый может найти себе занятие и место. Остров является площадкой
для проведения культурных программ и больших городских проектов.
В августе 2016 года стартовал первый этап проекта, который включает в себя
благоустройство паркового пространства с временными павильонами,
системой инженерных решений и сетей, необходимых для существования
проекта, а также первых отреставрированных зданий. Реставрация фасадов
исторических зданий осуществляется под контролем Комитета по
государственному контролю, использованию и охране памятников истории и
культуры и в соответствии с требованиями и нормами, принятыми в
отношении памятников архитектуры федерального значения.
Особенное внимание в проекте уделено благоустройству и озеленению
территории, над которым работала голландская компания West 8. В
европейских питомниках закуплено более 200 взрослых деревьев,
выращенных для пересадки по специальной технологии. Таким образом, у
острова появилась липовая аллея с набивными дорожками и свои «зеленые
легкие». Помимо лип на острове высадят многолетние дубы, ивы и ель,
которую к новогодним праздникам нарядят горожане. На острове появились
фонари и скамейки, сделанные по мотивам существующей в Петербурге
уличной мебели, которые впишут проект в контекст городского
пространства. Центральным местом остается зеленый газон, который
полюбился гостям острова в предыдущие годы. На нем для отдыха
посетителей будут выставлены стулья и кресла, дизайн которых знаком
многим по парижскому Люксембургскому саду. В зимний период на месте
газона появится каток с натуральным ледяным покрытием, музыкальным и
световым оформлением и своей программой мероприятий.
Набережные приобрели свой завершенный облик: чугунное ограждение с
каменными пилонами. На острове появились дорожки из каменной брусчатки
и большой травяной сад.
Временные павильоны из стекла, дерева и металла, выполненные в
традициях северного модерна, предназначены для обеспечения
функциональных нужд острова.
Складская территория, пустовавшая долгие годы, продолжает развиваться и
становится достоянием общественности.
Новое содержание старых пространств, их новая жизнь и история успеха
обеспечивают городам новые возможности, необходимое сегодня качество
жизненного пространства, рабочие места и смысл существования.
2.4. Элементы средового проектирования хозяйственных объектов
Элементы средового проектирования представляют различные виды
оборудования и участвуют в формировании пространственной структуры
среды. Одни из них могут быть, подобно архитектурным формам, жестко
привязаны к средовой оболочке, другие могут менять свое местоположение,
образуя в одной и той же ситуации, но в разное время новые
пространственные комбинации.
Существует несколько видов средового оборудования:
1. Встроенное оборудование, жестко интегрированное в архитектурнопространственный каркас среды. Как правило, это инженерные устройства —
решетки и короба вентиляции, камины, радиаторы отопления, скрытое
освещение и др., — выступающие как своего рода детали архитектурной
композиции.
2. Приставное (пристроенное) объемное оборудование: корпусная мебель,
сантехника, раздвижные перегородки, шторы и т.д. Их размещение в
интерьере обычно зафиксировано удобствами пользования и привычками
хозяев, образуя пространственную основу уклада жизни «второго порядка»
(если архитектурное решение считать «первым»). Однако, эта расстановка,
при необходимости, может быть изменена без ущерба для функции, но с
полной или частичной трансформацией облика среды.
3. Стационарное предметное наполнение — вещи, обычно имеющие
постоянное место (телевизор, пианино), но передвигаемые «к случаю» без
кардинального изменения характера помещений. Сюда же относятся
декоративные элементы интерьера — крупные вазы, картины, аквариумы и
пр.
4. Подвижные и напольные элементы — кресла, ковры, торшеры,
нагреватели, имеющие несколько «законных» вариантов размещения,
предопределяющих и функцию, и облик интерьера (сравните праздник с
гостями или семейный вечер в общей комнате).
5. Мобильное наполнение — посуда, книги, инструменты, игрушки, одежда и
т.д., — которое может оказаться в самых неожиданных местах комнаты, хотя
для него существуют и свои привычные варианты (посуда в шкафу либо на
столе, игрушки в детском уголке или в месте для игр и т.п.).
Все элементы средового оборудования относятся к малым архитектурным
формам. Малые архитектурные формы являются составной частью
озеленения и благоустройства городской территории. Они могут
представлять собой сооружения утилитарного, декоративного или игрового,
физкультурного назначения. Малые архитектурные формы можно
подразделить на объекты, использующие декоративные свойства растений
(трельяжи, перголы, цветочницы и т. д.), и малые архитектурные формы без
применения растений (киоски, скульптура, декоративные камни и т. д.).
При проектировании хозяйственных объектов малые архитектурные формы
придают индивидуальность планировочной организации территории,
создают своеобразный ландшафт и поддерживают функциональную
направленность.
Хозяйственный объект представляет собой имущественный комплекс,
используемый для осуществления экономической деятельности и
включающий в себя здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь
и иное имущество. Территория объекта должна соответствовать
строительным нормам и наделяться элементами средового оборудования.
Глава 3. Проектное предложение
3.1. Концепция проекта
Разработка концепции развития средового комплекса храма Святого
Преподобного Серафима Саровского сложная задача.
Основными проблемами территории храма является отсутствие комфортной
и устойчивой среды для функционирования прихода храма, благоустройство
и озеленение, а также реновация складских сооружений.
Главной задачей нашего проекта является формировании целостного и
современного средового подхода к архитектурно-ландшафтной организации
пространства храмового комплекса.
Идея проекта развития храмового комплекса заключается в том, чтобы
создать не только благоприятную среду для функционирования прихода, но и
разработать дизайн-концепцию модернизации объекта учитывая церковноканонические традиции.
По замыслу проекта на территории будет находиться:
- Внутренний сад;
- Трапезная;
- Площадки для Крестного хода
- Молодёжный центр;
- Многофункциональный зал;
- Репетиционные залы;
- Зоны отдыха;
- Спортивный комплекс;
- Небольшой гостиничный комплекс;
- Фермерская зона.
Территория храмового комплекса будет наделена не только храмовой, но и
парковой, рекреационной, фермерской, административной и образовательной
зонами. Все это дает возможность приходу храма Святого Преподобного
Серафима Саровского развиваться в разных направлениях.
Здания складских помещений приобретут новое функциональное назначение
и облик. Одно из них станет административно-жилым комплексом с
трапезной, мастерскими и комнатами для отдыха, а второе здание Молодёжным центром, при котором будет находиться
многофункциональный зал, репетиционные классы и библиотека с выходом
на крышу с озеленением.
Среда и въезды на территорию так же благоустроены для комфортного
перемещения и отдыха. Территория комплекса будет наделена
общественными пространствами: внутренним садом, парком при моложёном
центре, павильоном для отдыха, детской и спортивной площадками.
В состав фермерской зоны войдет: сад, огород, курятник, павильоны для
хранения садового инвентаря и отдыха. Это позволит приходу церкви
предоставлять продукты в трапезную и вести собственное хозяйство.
3.2 Архитектурно-художественное решение
Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Старом Петергофе было
решено устроить лично императором Николаем II. Одной из причин было
благополучное рождение наследника, состоявшейся после посещения
императорской семьёй монастыря, где особенно молилась императрица с
последующим купанием в источнике в Сарове. В 1904 г., в год рождения
наследника, была возведена деревянная часовня, а рядом была заложена
каменная церковь по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова.
Церковь была решена в том стиле, который в архитектуре назван
«неорусским». Он обратился к традициям московской и ярославской школ
сих шатровыми колокольнями, многоглавием, ячеистой структурой,
узорчатыми и многоцветными элементами декора. Яркий и нарядный вид
храму должны были придать кокошники, подзоры на щипцах и карнизах,
детали имитирующие белокаменную резьбу, ширинки, квадратные впадины
со вставленными изразцами.
В начале 1941 г. территория подворья была занята 48 стрелковой дивизией и
превращена в пункт обороны. Высокие купола церкви и колокольня стали
прекрасной мишенью для вражеской артиллерии, весь верхний ярус храма
был разрушен и в период 1941-1944 г.
В 1952 г. храм был передан Петродворецторгу для утилитарного
восстановления под торговые склады закрытого типа, после чего началась
его перестройка.
В работе над проектом одними из основных задач были реновация складских
зданий и разработка дизайн-концепцию модернизации объекта.
Воплощая одну из основных задач -реновацию складских зданий, мы
использовали некоторые элементы архитектуры храма Святого Преподобного
Серафима Саровского, его архитектурно-художественное решение.
Новый облик складских зданий поддерживает образ храмового комплекса.
Двускатные крыши сочетаются с некоторыми элементами здания церкви.
Основным материалом является кирпич. Стеклянные фасады и тонкие
оконные рамы облегчают конструкцию зданий, хорошо освящают внутреннее
пространство.
Здания разделены по функциональному назначению. Здание в центре участка
реконструировано под Молодежный центр, в котором находятся: комната
настоятеля, библиотека, компьютерный класс, репетиционные залы, а также
многофункциональный зал. Из библиотечного пространства можно выйти на
крышу здания центра, которая представляет из себя смотровую площадку и
открытую зону отдыха. Второе здание является административно-жилой
зоной. Оно включает в себя администрацию, трапезную, зону отдыха для
персонала, творческие мастерские живописи и скульптуры, мозаичный класс,
швейная мастерская и небольшой гостиничный комплекс.
Оба здания соединены между собой порталом. Он представляет из себя
зеленые коридоры, в которых используются элементы вертикального
озеленения. Зеленые коридоры соединяют между собой внешнее и
внутреннее пространство.
3.3 Объемно-пространственное решение
Планируемое объемно-пространственное решение полностью реформирует
существующую систему ландшафта, изменяя ее под нужды прихода церкви.
Во входной зоне предусмотрен въезд и парковки для автотранспорта и вход
для
прихожан.
Входная
зона
должна
связана
с
храмовой
зоной,
предназначенной для проведения религиозных обрядов, должна иметь
непосредственную связь с входной и внутренним садом.
В храмовой зоне предусмотрены площадки для остановки Крестного хода и
отдыха прихожан.
Вокруг обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода вовремя
церковныхс площадками ориентированными по сторонам света. Сам
Крестных ход выделен мощением исполненным в духе древне-русского
орнамента. На участке храмового комплекса, также предусмотрены
дополнительные въезды к зданию административно-жилого назначения и
основным эвакуационным выходам из всех зданий входящих в храмовый
комплекс.Территория храмового комплекса ограждена по всему периметру.
Концепцией внутреннего сада стало создание Райского сада. Он представляет
из себя небольшую парковую зону с регулярной планировкой. В центре сада
находится одна из площадок Крестного хода выделенная мощением, которое
выложено в виде лабиринта. Он придает саду сакральный смысл,
символизирует путешествие человека из мира живых в мир мёртвых. Через
площадь проходит Крестный ход. От площади отведены дорожки к алтарной
части и местам уединения, которые находятся в глубине сада. В
традиционных монастырских садах при храме традиционно высаживались
культурные растения. Так, и во внутреннем саду храмового комплекса
предполагается посадка плодово-ягодных деревьев и кустарников,
лекарственных растений и овощных культур.
Еще одна парковая зона располагается между двумя зданиями бывших
складских помещений. Этот парк сильно отличается от предыдущего. Он
нерегулярный и несет функцию современного общественного пространства.
Оформлен авангардными малыми архитектурными формами. В теплое время
года в парке могут проводиться разные мероприятия. Из парка через
стеклянные стены молодежного центра можно посмотреть постановку,
которая проводится в актовом зале. На территории парка находится детская
площадка с мягким покрытием, песочницами и игровыми комплексами.
Рекреационная зона примыкает к административно-жилому зданию.
Находится с северной части территории. Представляет из себя спортивноразвлекательный комплекс. Комплекс оснащен спортивной площадкой и
тренажерами. По требованию заказчика, прихода храма, спроектирована
площадка для игры в Петанк. Также на территории рекреационной зоны
находится въезд и автомобильная парковка.
На территории храмового комплекса находится собственный сад-огород.
Одним из требований заказчика стала разработка и благоустройство
фермерской зоны. Она включает в себя: сад, огород, курятник, павильоны
для хранения садового инвентаря и отдыха. Павильон для отдыха оснащен
открытой площадкой и садовой мебелью.
3.4 Средства реализации
Фасады зданий, находящиеся на территории будущего современного
храмового комплекса, предлагается обшить деревом.
В современном строительстве часто используются разнообразные,
облицовочные, фасадные материалы. Отделка деревом дома обретает
большую популярность в последнее время благодаря следующим основным
факторам:
- дерево – уникальный материал, обладающий высокими
звукоизоляционными и теплоизоляционными характеристиками;
- древесина прекрасно сочетается с любыми другими существующими
видами отделочных материалов;
- существующее обилие различных цветов и фактур этого материала
позволяет безгранично использовать всю творческую фантазию дизайнера.
Планкен или фасадная доска – многофункциональный профиль из
древесины, который нередко называют аналогом сайдинга. Фасадную доску
сравнивают с вагонкой, но планкен гораздо практичнее и обладает более
длительным сроком службы.
Оба здания предлагается остеклить высокими панорамными окнами.
Панорамное окно – особый вид остекления, при котором окно монтируется во
всю высоту стены либо ее значительную часть. Они отлично пропускают свет
и освещают внутреннее пространство.
В нашем проекте предусматривается озеленение кровли здания Молодёжного
центра. Озелене́ние крыш — термин, обозначающий частично или
полностью засаженные живыми растениями крыши зданий. Озеленение
крыш можно разделить на интенсивное и экстенсивное. На крыше
Молодежного центра применяется интенсивное озеленение. Оно хорошо
подходит для оформления ресторанов, коттеджей, административных зданий,
бизнес-центров, пентхаусов. С помощью такой системы на крыше создается
своеобразный «оазис», растительный уголок, где часто прокладывают
дорожки, сажают кустарники и деревья. То есть воплощают идеи
ландшафтного дизайна.
Автомобильные парковки на территории храмового комплекса выполнены в
экостиле. Экопарковка – это специальная территория, засеянная газонной
травой, предназначенная для парковки машин и других транспортных
средств. На экопарковке необходимо высаживать специальную газонную
траву, отличающуюся высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям.
К тому же газон должен нормально реагировать на частое скашивание, иметь
насыщенный зеленый цвет и расти после него равномерно, образуя дернину с
ровной поверхностью.
Конструкция решетки экопарковки такова, что трава получает все
необходимые питательные вещества, необходимые для роста и
сопротивления постоянным влияниям. Корни травы надежно защищены от
вытаптывания и воздействия колес: они спрятаны в почву между ячейками, а
сами ячейки немного возвышаются над слоем грунта, что и дает
соответствующий эффект. Влага, попадающая на парковку, нескапливается в
виде луж и грязи, а постепенно просачивается в почву через ячейки – еще
один существенный плюс экопарковки. Кроме того, газонная трава, как и
любое другое зеленое растение, способно притягивать к себе пыль, тем
самым очищая воздух. Экопарковки выглядят эстетично, привлекательно, но
при этом не теряют своих основных характеристик.
Заключение.
В ходе выполнения проекта были изучены и проанализированы
местоположение объекта проектирования, его историческая подоснова,
был проведён анализ отечественного и зарубежного опыта в разработке
благоустройства подобных объектов, выявлены принципы формирования
доступной и устойчивой среды, средового подхода к архитектурноландшафтной
организации
пространств,
создания
комфортной,
гармоничной и развивающей среды для функционирования прихода
церкви. На основе полученной информации было составлено проектное
предложение модернизации объекта.
При проектировании учитывались также потребности прихода
храма Святого Преподобного Серафима Саровского в благоустройстве
территории храмового комплекса иреновации складских зданий.
Реновация объекта, представляет из себя процесс приведения его в
соответствие с новыми потребностями и нормами, техническими
условиями, показателями качества с помощью комплекса предложенных
проектом мер.
По мнению авторов проекта, обновлённая территория храма
Святого Преподобного Серафима Саровского создаст комфортную,
гармоничную и развивающую среду для функционирования прихода церкви,
поддержит жизнь памятника архитектуры, станет более востребованной, а
используемое пространство актуальным и привлекательным.
Список использованной литературы:
Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. – СПб., 2002
– 295 с.
Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. – СПб., 2012 – 320 с.
Нефедов В.А. Как вернуть город людям.
Э. Нойферт «Строительное проектирование»;
Интернет ресурсы:
http://www.rusbotanik.ru/articles/landshaft-territorij-hristianskih-hramov-i
https://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/41/41498/#i184517
http://www.studfiles.ru/preview/6013505/page:16/
http://cyberleninka.ru/article/n/preobrazovanie-gorodskogo-postsovetskogolandshafta-v-obschestvennye-prostranstva-i-sredu-novogo-pokoleniya
http://archvuz.ru/2013_3/6
http://gugn.ru/work/443239/Formirovanie-otkrytyx-prostranstv-goroda
http://cyberleninka.ru/article/n/reabilitatsiya-promyshlennyh-territoriy-kak-chastigorodskogo-prostranstva
http://archgrafika.ru/publ/bez_kategorij/bez_kategorij/renovacija_promyshlennykh_territorij_
i_obektov/12-1-0-69
http://www.newhollandsp.ru/history/xviii-century/
http://archi.ru/projects/russia/8119/arkhitekturno-planirovochnaya-koncepciyarekonstrukcii-i-renovacii-territorii-zavoda-408
http://apartmentinteriors.ru/category/education/
41
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв