САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата «Дизайн среды»
По направлению 13.Б05-И, Дизайн, профиль дизайн среды
Выпускной дипломный проект на тему:
Концепция развития средового комплекса
речного вокзала в г. Твери
Выполнила:
Студентка 4 курса
Кутузова А.С.
Руководитель:
Дашков В.А.
Рецензент:
Доцент СПБГХПА им. Штиглица, Шолохов А. Ю.
Санкт-Петербург
2017 г.
Оглавление:
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Комплексный анализ территории средового комплекса Речного
вокзала в г. Твери.
1.1. Местоположение ……………………………………………………………….6
1.2. Историческая справка
1.3. Описание архитектурного памятника исторического здания Речной
вокзал…………………………………………………………………………………8
1.4. Средовой анализ……………………………………………………………….11
1.5. Выводы (SWOT анализ)……………………………………………………….12
Глава 2. Изучение аналогов средовой ситуации из международного опыта.
2.1. Современные решения береговых территорий………………………………16
2.2. Примеры приспособления исторических объектов к новой функции……...18
2.3. Современный дизайн среды в сложившихся градостроительных
объектах……………………………………………………………………………...20
2.4. Детские игровые открытые пространства……………………………………22
Глава 3. Проектное предложение
3.1. Проектная концепция «Речной вокзал как полифункциональный
объект»………………………………………………………………………………23
3.2. Функциональное зонирование комплекса…………………………………...24
3.3. Концепция реорганизации здания Речного вокзала………………………...26
3.4. Концепция реорганизации парка-набережной Речного вокзала……………30
1
Заключение…………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………….....34
Приложения………………………………………………………………………...36
2
Введение
Ежегодно мы теряем огромное количество памятников архитектуры и
исторических зданий, которые составляют культурно-исторический потенциал
городов. Некоторые памятники разрушает время, другие уничтожаются, чтобы
освободить
место
для
современной
застройки,
третьи-
теряют
свою
историческую ценность в результате переделок.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении культурного
наследия
для
будущих
поколений.
Актуальной
проблемой
является
эффективное использование исторических зданий и их приспособление к
условиям современных городов.
Появляется
всё
больше
примеров
изменения
функционального
использования объектов культурного наследия. Это положительная тенденция.
Однако,
новое назначение и приспособление памятника должны быть
правильно определено и продумано, а также тактично к его истории. Важно не
исказить облик объекта и не допустить его повреждения, а использовать все
возможности для выявления его архитектурной и исторической ценности. При
должно происходить приспособление и реставрация всего комплекса в целом.
Наделение исторических зданий новыми функциями создает необходимые
условия для их поддержания и сохранения. Это может быть разумным
решением вопроса возвращения к жизни памятников зодчества, находящихся в
аварийном состоянии и содержание которых экономически не целесообразно
городу.
В дипломном проекте для разработки концепции функционального
использования взят комплекс Речного вокзала в г. Твери. Время, поспешные
3
инженерные решения, некачественные строительные материалы- всё это
отразилось
на
сохранности
здания.
Изначально
хрупкая,
деликатная
конструкция, без профессионального ухода значительно пострадала. С 2002
года здание не используется по назначению. С 2014 здание признано аварийным
и закрыто для посетителей.
Не смотря на то, что Тверь является популярным туристическим
направлением и имеет весь потенциал стать важнейшим туристическим узлом,
на сегодняшний день Речной вокзал не может выполнять свои функции ни как
вокзал, ни как объект архитектурного наследия. Проблемой этого является не
только само здание, но и состояние причала и парковой зоны, устаревший
ландшафт и отсутствие туристической инфраструктуры.
Цель данного проекта – сделать средовой комплекс Речного вокзала
функционально насыщенным и привлекательным местом отдыха для горожан и
гостей города, сохранив сам вокзал, как уникальный памятник архитектуры
1930-х годов.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
• необходимостью
поиска
путей
сохранения
и
поддержания
жизнедеятельности памятника;
• необходимостью благоустройства средового комплекса и формирования
привлекательной городской среды;
• дефицитом общественных пространств в городе;
• необходимостью развития туризма в Твери.
В процессе работы над проектом были поставлены следующие задачи:
• благоустройство набережной и парковой зоны;
4
• создание привлекательной городской среды для всех групп населения;
• создание туристической инфраструктуры;
• функциональное наполнение исторического здания вокзала;
• световой дизайн набережной.
Теоретическая значимость.
В
ходе
исследовательской
части
работы,
была
выявлена
и
систематизирована информация об объекте, выявлены проблемы развития
прилегающей городской территории и проанализированы возможности её
эффективного использования и развития.
Практическая значимость.
Идеи и проектные решения - результат данной дипломной работы, могут
быть рассмотрены администрацией города как возможный вариант развития
данной городской территории и использования исторического здания Речного
вокзала после его реставрации.
5
Глава 1
Комплексный анализ территории средового комплекса
Речного вокзала в г. Твери
1.1.
Местоположение
Объект
расположен
по
адресу:
Тверская
область,
город
Тверь,
Набережная Афанасия Никитина, д. 3, относится к территории Заволжского
района города
Тверской речной вокзал включает в себя здание вокзала и портовые
сооружения по обслуживанию речного пассажирского транспорта. Объект
расположен в историческом центре города и занимает исключительно
выигрышное в градостроительном отношении месте - на слиянии двух рекВолги и Тверцы, образующих водную площадь города. Там, где с XIII века
располагался Успенский Отроч монастырь.
Проектируемый участок включает в себя территорию набережной и
парковой зоны от Комсомольского проспекта до правого берега р.Тверцы. И от
водного пространства Волги до улицы «Набережная Афанасия Никитина»,
включая площадь между зданием Речного вокзала и Успенским собором Отроча
монастыря. Соседствующие объекты - территория Тверского Государственного
Университета, жилая застройка, частная лодочная станция. Противоположный
берег Тверцы занимает Свято-Екатерининский монастырь. Правый берег Волги
застроен образцовыми домами 18 века (рис.1.1.1.).
1.2.
Историческая справка
Построенное во второй половине 1930-х гг., здание Речного вокзала,
кардинально изменило не только внешний облик данной территории, но и
прежнюю функцию данного места. В дооктябрьский период эта территория
6
являлась собственностью Тверского Отроча монастыря, первые упоминания о
котором относят к началу 13 века. Хотя монастырь был много раз перестроен,
он являлся старейшей постройкой Твери (рис.1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
После закрытия монастыря в 1918 году в нём размещался исправительный
дом, затем биржа труда. С момента приятия решения о строительстве канала
Москва-Волга в период 1932-1935 гг. происходил частичный снос строений.
Остатки строений, за исключением сохранившегося Успенского собора были
снесены в 1962 г. Собор, единственное сохранившееся здание Отроча
монастыря на сегодняшний день. Он был построен в 1722 году в стиле
нарышкинского барокко, на месте древнего храма XIV—XV веков(рис.1.2.4).
Тверь расположена на трёх реках - Волге, Тверце и Тьмаке и играет
большую роль в истории речного судоходства. По эти рекам шло освоение
Волжских земель. Во времена, когда Тверь была столицей княжества,
раскинувшегося вдоль Верхней Волги, здесь шло развитие кораблестроения.
Судами, построенными здесь, пользовались великие князья. Второе дыхание
получает город как кораблестроительная верфь при Петре 1. В первой половине
19 века город Тверь называют большой речной пристанью. В это время
происходит значительное развитие Волжского торгового пути благодаря
соединению бассейна Волги и Невы с Мариинской речной системой (1808 год);
возникает крупный речной флот (в 1820 году появился первый пароход). По
Волге совершаются крупные перевозки грузов. В 1861 году товарищество
«Самолёт» установило пассажирское сообщение на всём протяжении Волги от
Твери до Астрахани, позже от Москвы и по Каспийскому морю. Огромный
флот обслуживал пассажирские и грузовые перевозки.
Однако в дореволюционной России судоходные условия в верховьях
Волги не позволяли наладить регулярное движение флота. Пароходы ходили
крайне нерегулярно, в основном в период весенних и осенних паводков. В 1932
году советская власть утвердила проект трассы канала Москва-Волга, уже
7
осенью было начато строительство. Для чего 23 марта 1937 года были опущены
щиты Иваньковской плотины и Волга остановилась. Большая территория
оказалась под водой (110 тверских деревень и сёл, города Корчева, Калязин).
Когда закончилось наполнение Московского моря, уровень воды достиг
отметки 123 метра. Ширина Волги у Твери достигла 250 метров, у причала
Тверского речного вокзала смогли швартоваться большие четырёхпалубные
суда. Именно к этому событию было приурочено строительство и открытие
нового речного вокзала 8 августа 1938г., ставшего одним из важных
пассажирских пунктов трассы канала Москва-Волга.
Нам известны лишь фамилии архитекторов - Е.И. Гаврилов, И.П. Райский
и инженер Тигранов. Они творцы одного здания. Их судьба неизвестна, но
скорее всего, трагична. Архитекторы всеми силами старались сохранить
монастырь. Из рис. 1.2.5. мы видим, что вокзал был построен ближе к берегу, на
месте монастырских территорий и большая часть построек и главный храм
были сохранены. Возможно, эта попытка стоила им жизни. Вокзал остался
уникальным и неповторимым явлением в истории города Калинина-Твери.
1.3.
Описание здания Речного вокзала.
Композиция
здания
вокзала
состоит
из
центрального
объёма,
устремлённого в вертикаль и примыкающих, горизонтально протяжённых
прямоугольных объёмов, ориентированных на набережные Волги и Тверцы.
Центральный объём представляет собой двухэтажную ротонду, окружённую
колоннадой лоджии и завершённую лёгким круглым бельведером со шпилем. В
бельведере располагался ресторан. Цокольный этаж опоясан двойной аркадой.
Аркаду имеет и цокольный этаж боковых объёмов, ориентированный на
набережные. Здание имеет осевую композицию. Биссектриса стрелки причала
делит вокзал на две симметричные части. Композиция ориентирована на
зрителя, прибывающего к вокзалу водным путём. Фасад ориентированный на
8
противоположные набережные, и фасад, входящий на привокзальную площадь,
также имеют свои привлекательные черты. Вся композиция хорошо сочетается
с гладью реки и окружающим ландшафтом. Фотографии Речного вокзала 60-х г.
Приложении ( рис.1.3.3)
Вокзал имеет продуманное распределение пассажиропотоков: основные
проходят
сквозь
здание,
а
транзитные
минуют
его,
проходя
сквозь
монументально решенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной
объем здания как со стороны набережной, так и со стороны городской площади.
Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического
объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в
боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора,
находятся вспомогательные помещения.
В
интерьере
использованы
архитектурные
элементы
присущие
исторической эпохе. Большой интерес вызывает сложный узел лестниц в
центральном объёме. Он создает интересные перспективы в пространстве
вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал,
расположенный в цокольном этаже. Сохранившиеся полы частично паркетные,
частично цементные с мраморной крошкой, частично выложены метлахской
плиткой. Приложение, рис 1.3.4.
В цокольном этаже Речного вокзала располагался кассовый зал и
различные торговые помещения. Центральную часть первого этажа занимал
главный вестибюль, в боковых корпусах были размещены различные
помещения административно-хозяйственного назначения. На втором этажа
располагался зал ожидания и комнаты отдыха для пассажиров, а также кухня и
хозяйственные помещения. Третий этаж был спроектирован под ресторан с
очень светлым, благодаря сплошному остеклению речного фасада залом. В
ресторан ведёт из центрального вестибюля двухмаршевая полукруглая
лестница. Для официантов спроектирована отдельная лестница из кухни. При
9
небольшой площади (100 м2), зал ресторана кажется больше своих
действительных размеров, благодаря витражному остеклению, наполняющему
интерьер воздухом и светом. Эффект усиливается и подвесным купольным
перекрытием.
Интерьеры
вокзала
сохранились
достаточно
полно
(рис.1.3.6).
Перепланировка проводилась лишь в части второго этажа и были заложены
некоторые оконные проёмы.
Что касается общего состояния здания, то оно находится на 2017 год в
аварийном состоянии и не функционирует. Здание нуждается в укреплении
конструкции и реставрации. По причине постоянных протечек, его состояние
продолжает ухудшаться.
Фото-фиксация показывает многочисленные повреждения и разрушения
(рис.1.3.5).
Основной
причиной
данного
состояния
является
вода
и
некачественные материалы, использованные при строительстве. Также, в
документах по приёму здания, изначально было выявлено множество
нарушений.
Вокзал расположен на низких высотных отметках. При подъёме воды в
Волги во время весеннего половодья, возможно затопление стрелки набережной
и цокольного этаж. Также вода собирается на лоджиях здания, что приводит к
избыточной нагрузке на конструкцию и разрушениям. Исходя из этого,
необходима продуманная система отведение воды с территории.
«В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его
недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту
и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры
водного транспорта».1
1
Р.Я Хигер . Архитектура речных вокзалов. М. 1940.
10
Средовой анализ
1.4.
Проектируемый участок в исходном состоянии включает в себя следующие
зоны:
жилая застройка по улице Афанасия Никитина;
территория Тверского Государственного Технологического университета;
территория Успенского храма Тверского Отроча монастыря;
привокзальная площадь;
здание вокзала;
зона причала;
зона набережной;
парковая зона с парадными аллеями в регулярном стиле.
Транспортно-пешеходная ситуация.
К речному вокзалу можно добраться на городском общественном
транспорте, ближайшая остановка в 200 м на Комсомольском пр-те.
На частном транспорте можно подъехать, свернув с Комсомольского прта на наб. Афанасия Никитина. Возможно развернуться на привокзальной
площади или объехать жилой квартал и выехать обратно на Комсомольский прпо улице Ек. Фарафоновой.
Пешеходы попадают на территорию комплекса через входную зону от
Университета или по спускам с Нововолжского моста или пройдя под ним с
другой части набережной.
Организованной парадной входной зоны нет. Отсутствует спуск со
стороны подхода с остановки общественного транспорта.
11
Проблематика и потенциал территории:
перспектива на центральный объём вокзала скрыта деревьями.
набережная нуждается в значительном благоустройстве: необходимо
мощение причала и прогулочных дорожек, реставрация лестниц и почти
разрушенных террасных стен, спроектированных раньше;
места отдыха расположены в небольшом количестве и только вдоль
центральных аллей;
отсутствует освещение этой части набережной и здания вокзала;
набережная ориентирована на юго-запад, что является преимуществом с
точки зрения инсоляции;
данная
территория
не
испытывает
сильной
ветровой
нагрузки
(преобладающее направление ветра в зимний период - юго-западное, в
летний период - западное).
Приложение рис. 1.3.7.
1.5.
Выводы
Исходя из комплексного анализа объекта, можно сделать следующие
выводы:
Сильные стороны объекта:
объект располагается на месте слияния двух рек - водной площади города,
с причала и площадки ресторана открываются красивые панорамы города;
объект расположен в историческом центре города на месте, имеющем
многовековую историю;
12
комплекс парковой зоны, набережной и причала гармоничен в своём
композиционном решении;
тенистые пространства парковой зоны и места отдыха у воды,
пришвартованные корабли и катера - привлекают детей и взрослых;
речной вокзал является важным пунктом туристического маршрута;
здание вокзала является памятником архитектуры 30-х годов, что является
редкостью вне пределов Москвы;
несмотря на плохое состояние, можно сказать, что здание вокзала почти
полностью сохранилось в первоначальном виде, сохранены декоративные
элементы
интерьеров,
планировка
не
подвергалась
серьёзным
изменениям, что позволяет восстановить полностью его облик при
реставрации.
здание имеет избыточную для основной функции площадь, что позволяет
внедрить новые функции, помимо основного транспортного направления
использования;
Слабые стороны:
Здание вокзала находится в аварийном состоянии; Значительный износ
конструкции здания в связи с нарушением строительных технологий при
строительстве.
отсутствие ливневой канализации и отвода воды. Как результат скопление дождевой воды на террасах приводит к разрушению здания;
отсутствие туристической инфраструктуры и минимальных удобств для
туристов, сходящих с теплоходов;
причал, набережная и парковая зоны нуждаются в благоустройстве;
нет организованных мест отдыха у воды.
сезонность эксплуатации;
13
Возможности:
Тверь имеет все возможности стать привлекательным туристическим
направлением, а речной вокзал и прилегающая к нему территория, могут
стать великолепным пунктом соприкосновения туриста с городом, его
туристическим
центром
(здесь
гости
города
смогут
получить
информацию о достопримечательностях Твери и Тверской области,
информацию об экскурсионных маршрутах, заказать экскурсии и купить
сувенирную продукцию);
средовой комплекс речного вокзала может стать площадкой проведения
местных фестивалей и городских событий, стать визитной карточкой и
символом города;
в боковых крыльях здания, ориентированных на набережные возможна
перепланировка
под
гостиницу
или
размещение
офисов
и
административных помещений;
целесообразным может стать размещение в стенах исторического здания
музейной тематической экспозиции, отражающей историю места (темы:
история Тверского Отроча монастыря, кораблестроение, судоходство по
Волге, история Тверского речного вокзала);
в здании вокзала возможно создание многофункциональных площадок
для временных выставок или лекций;
планировочное решение центрального объёма здания целесообразно
сохранить, его второй этаж с кухней и залом ожидания и третий этаж
бельведера, где размещался ресторан могут возобновить свою работу;
ресторан с панорамными видами на город и летней террасой станет
привлекательным местом для гостей и жителей города.
14
Данная территория городского пространства может быть площадкой
проведения
различных
общественных
мероприятий,
фестивалей,
открытых киносеансов.
Риски:
экономическая нерентабельность;
обрушение здания;
Возможность периодического затопления территории
Необходимым этапом является анализ экономической рентабельности и
подробный анализ рисков. Этот аспект выходит за рамки данной дипломной
работы, но должен быть учтён при дальнейшей разработке комплекса.
15
Глава 2
Изучение аналогов средовой ситуации из международного опыта.
2.1. Современные решения береговых территорий
1. Дюссельдорф, Германия(рис.2.1.1).
Набережная Рейна в Дюссельдорфе считается самой красивым речным
променадом Германии. Проект променада удостоился первого места Союза
немецких архитекторов в категории "Оформление общественных мест". А в
1998 году
набережная
получила
награду,
как
лучший
образец
градостроительства в Германии.
Широкая,
благоустроенная
набережная
представляет
собой
двухуровневую террасу с грамотным сочетанием открытых и закрытых
средовых пространств. Верхний ярус набережной – это парковая аллея с
выделенными пешеходными и велосипедной зонами и небольшими летними
кафе в тени платанов. Нижний ярус – просторные открытые пространства с
обширными газонами. В центральной части набережной расположены
многочисленные бары и кафе.
Рейнская набережная – это излюбленное место отдыха горожан и гостей
города. Особенно популярна у жителей и гостей этого города так называемая
"трэппе" (в переводе с немецкого – лестница) на набережной. В теплое время
года на этой лестнице не найти свободного места. Люди пьют пиво,
наслаждаются видами Дюссельдорфа и слушают уличных музыкантов.
Ежегодно набережная Рейна становится местом проведения фестивалей и
праздников. К примеру, в мае здесь проходят дюссельдорфский марафон и
праздник "День Японии", в июле на набережной устраиваются большие
рейнские гуляния, ну а зимой именно здесь организовывается дюссельдорфский
этап кубка мира по лыжным гонкам.
16
2. Зальцбург, Австрия (рис2.1.2.).
Набережная в Зальцбурге - это пример одной из самых красивых
парковых набережных. Её обильно озеленённые откосы, спускающиеся к воде,
создают естественный, гармоничный с водным пространством городской
пейзаж.
Набережная
используется
для
проведения
воскресных
ярмарок,
произведений народного творчества. На ярмарку съезжаются мастера и
умельцы со всех окрестных мест, сюда же подтягиваются многочисленные
туристы.
Несмотря
на
естественность
ландшафта,
обустройство
парковой
набережной сопряжено с крупными работами по укреплению берега и
формированием зелёных откосов.
3. Крымская набережная в Москве, Россия (рис.2.1.3).
Крымская набережная – это уникальный современный парк в центре
Москвы,
пригодный
многоуровневая
для
планировка
всесезонного
использования.
предусматривает
пешеходные
Волнообразная
прогулки
и
активный отдых – катание на велосипедах и роликах в летнее время. А в зимнее
время здесь горки и лыжни.
Парк условно разделен на четыре части: подмостовое пространство, зону
художников, в которой доминирует павильон «Вернисаж», Фонтанную площадь
и «Зеленые холмы». Каждая зона спланирована также с учетом восприятия с
противоположного берега и с воды.
Основной концептуальный элемент оформления набережной – это волна.
Эту идею подчёркивают волнообразные формы скамей, формы павильонов,
линии контура пешеходных и велосипедных зон.
17
Центральное место парка занимает Фонтанная площадь, обращённая к
зданию ЦДХ и отделённая от воды регулярными посадками липы. Так как парк
работает круглосуточно, при его проектировании было уделено большое
внимание освещению. Модернистский характер окружения (близость к зданию
ЦДХ) продиктовал современные световые решения. Вместо привычных
парковых фонарей в историческом стиле разработано индивидуальное
освещение, подчеркивающее архитектурную выразительность малых форм и
ландшафта,
а
также
использована
технология
«сухих»
фонтанов
с
цветодинамической подсветкой. Все элементы светового дизайна набережной
образуют единую композицию.
В парке расположены три павильона с кафе, магазинами и прокатом
велосипедов.
2.2. Аналоги приспособления исторических объектов
Специалисты в сфере туризма отмечают, что гости, приезжая в ту или
иную страну или город, хотят как можно ближе соприкоснуться с местной
культурой. Их привлекает аутентичность места. В частности, это относится и к
гостиницам. Их разочаровывает то, что, куда бы они не поехали, они находят
повсюду похожие интерьеры, будь то современный дизайн или неоклассическая
стилизация.
1.Примером удачного включения исторического здания в современную
жизнь города, является Treasury Building в Брисбене, Австралия
The Treasury - это большой комплекс, включающий в себя казино,
гостиницу, 5 ресторанов, бары и ночной клуб. Также в отеле есть конференцзалы, с интерьерами, выполненными в разные периоды, от начала 19 века и до
современных бизнес-залов ь(рис.2.2.1). Комплекс расположен в здании
18
Казначейства, построенного в 19 веке в стиле итальянского нео-ренессанса.
Соседнее историческое здание администрации в стиле барокко, было
преобразовано в роскошный отель с высоким уровнем удобств.
The Buchan Group- авторы проекта, изменили функциональность объекта,
но сохранили историческое здание и его интерьеры, подчеркнули их красоту и
тактично вписали необходимые удобства. Тренажёрный зал в историческом
интерьере. Гостиничные номера современны, но выдержанны в общем стиле.
Важную роль играет световой дизайн помещений игровых залов, баров и
ресторана, создающий атмосферу для вечернего отдыха .
Здание отлично гармонирует с современной городской средой. Средством
перехода служит оформление площади и световой дизайн. Подсветка The
Treasury интересна тем, что предполагает вариативность.
2. Дворец Берберини в Потсдаме, Германия (рис.2.2.2).
Здание, построенное в 1770-е годы по подобию знаменитого римского
дворца Берберини, было разрушено во времена Второй мировой войны. В 2005
году было принято решение о его реконструкции для того, чтобы вновь оживить
«одно из некогда самых красивых мест Европы». Однако в 2013 году дворец
решено было восстановить и использовать в качестве помещения для музея.
Сейчас это трехэтажное здание, фасад которого выполнен из белого песчаника,
вновь является архитектурным украшением Потсдама. Музей ориентирован на
показ сборных выставок из музеев и частных коллекций со всего мира. Дворец
стал новой привлекательной культурной и туристической точкой Потсдама.
Музей имеет большой многофункциональный зал с новейшим медиаоборудованием. А также выставочные залы, кафе, магазины и другие
функциональные пространства.
19
3.Порт города
Аделаида
в Австралии
известен
своими
хорошо
сохранившимися портовыми зданиями, пабами и гостиницами 19 века,
отражающими
морскую
историю
региона.
Это
пример
включения
исторического комплекса в современную жизнь города.
Модернизация его территории значительно увеличили посещаемость
порта и сделали эту часть города привлекательным местом досуга и отдыха.
Территория стала площадкой проведения еженедельных рынков, общественных
мероприятий, открытых киносеансов, фестивалей. Проект включает игровую
площадку для детей, рассказывающую о зданиях порта в интерактивном и
исследовательском ключе (рис.2.2.3).
Мельница Харта – здание мукомельничного производства, построенное в
1855 году и ряд других исторических зданий территории порта будут сохранены
и преобразованы под публичные пространства.
Проект модернизации Hart's Mill Surrounds получил ряд крупных наград в
сфере дизайна городских пространств и архитектуры.
2.3. Современный дизайн среды в сложившихся градостроительных
объектах
Комфортность пребывания человека в городской среде и качество жизни
определяются не только отсутствием грязи и пыли, шума и неприятных запахов,
наличием газонов, деревьев, информационной организацией и т. п., но и зоны
отдыха с удобным оборудованием и декоративными объектами, близкими
человеку, которыми являются элементы искусства и арт-дизайна (арт-объекты)
в городской среде. Современная скульптура
поможет оживить городское
пространство и создать хорошее настроение (рис.2.3.1).
20
Облик современного города невозможно представить без искусственного
освещения, которое является сильным инструментом средового дизайна.
Электрическое освещение изменяет вечерний и ночной облик, масштаб и
психологическую
атмосферу
пространств.
Кроме
своего
изначального
назначения – освещать пространства улиц и площадей для безопасности
передвижения – появились и новые функции – художественное освещение
фасадов, световая информация, реклама, подсветка элементов ландшафтного
дизайна и уличной мебели (рис. 2.3.2).
Главными задачами при проектировании светового решения среды
являются:
создание комфортных зрительных условий для пешеходов и водителей
транспорта;
обеспечение архитектурно-художественной выразительности городских
ансамблей и объектов города;
формирование благоприятной «психологической атмосферы» в вечернем
городе.
Важным элементом дизайна современного городского пространства
является
тротуарные
покрытия.
Большое
разнообразие
материалов
и,
используемых для мощения городских пространств, создаёт возможности для
бесконечного вариативного сочетания их текстур и цветов (рис 2.3.3).
2.4. Детские и игровые открытые пространства.
Проектирование детских площадок заслуживает особого внимания и
осторожности. Необходимо принимать во внимание во внимание особенности
детского восприятия и психики.
21
К сожалению детские площадки в России остаются по большей части
типовыми, одинаковыми, неуникальными. Не всегда отвечают требованиям
безопасности, имеются проблемы эстетического и функционального характера.
Окружающая среда играет важную роль в формировании личности
ребенка. Детские площадки должны быть уникальны и рассчитаны не только на
выполнение роли тренажеров для физических упражнений, но и нести
смысловую,
коммуникационную,
информационную
и
др.
нагрузки.
Инструментами здесь служат непосредственно конструкция, цветовое решение,
образы, фактуры. Кроме того, детская площадка должна гармонично дополнять
и разнообразить городскую среду, создавать оригинальный и интересный образ
среды.
При проектировании таких площадок во многом можно опереться на
зарубежные аналоги.
1. Детская площадка- «Игра Garland Oosterpark», Нидерланды.
«Игра Garland Oosterpark»- уникальное игровое пространство для детей.
Эта Гирлянда, 88 метров длиной, сделана в виде легкой платформы,
трансформируемой в оригинальную структуру для игры: объект поднимается
вверх, ныряет вниз и превращается в узкую линию (рис. 2.4.1.)
Простота объекта приглашает малышей играть и бегать по этой изящной
воздушной дорожке. Поскольку она в нескольких точках поднимается вверх
весьма значительно, для детей 4-8 лет такая конструкция также впечатляюща,
как американские горки. Нужно отметить, что игровые возможности Гирлянды
очень высоки; на протяжении рабочего дня, более 100 детей могут играть
одновременно на и вокруг объекта. В зависимости от возраста и двигательных
навыков, дети используют гирлянду различными способами. На крутых частях,
это просто прогулка, а с одной стороны гирлянда превращается в трубу с
горкой. Под одной из арок Гирлянды, размещены гамаки и качели. На входе,
22
объект поднимается вверх и создает «арку», которая открывается в направлении
внутреннего пространства. Извилистые формы создают постоянно меняющуюся
перспективу, стимулирующую взаимодействие между «выше» и «ниже», между
«внутри» и «снаружи».
Монументальные деревья, растущие на территории парка, определили
точное расположение и форму данного объекта. У него есть еще одно важное
преимущество: в то время как в городах почти всегда используется для
безопасности искусственное покрытие, в этом случае все естественно.
Покрытием и защитой от ушибов является песок, который не будет сдуваться
благодаря защищающей от ветра обстановке – высоким деревьям и зданиям,
окружающим
всю
территорию
парка
достаточно
плотным
кольцом.
Одновременно он же является отличным игровым материалом, превращающим
весь парк в игровую зону.
Также уделено внимание цветовому восприятию. На фоне сдержанной
гаммы парка, две цветные линии Гирлянды, которые постепенно меняют свой
цвет, привлекают детей и являются цветовой доминантой парка.
2. Детская площадка THE Large Cod, Швеция.
Детская площадка должна быть привлекательной для каждого ребёнка и
нести положительные эмоции. Образы и формы должны оставлять возможность
полёта детской фантазии, для дополнения внутри сознания каждого.
THE Large Cod в Швеции пример такой детской площадки: все формы
слегка незакончены и предоставляют ребенку самому решать, с чем он играет:
возможно, это дно океана или космический корабль, а может быть, другой
волшебный мир (рис2.4.2).
23
Глава 3
Проектное предложение
3.1. Проектная концепция развития территории
В дипломном проекте предлагается создать единый средовой комплекс,
который может стать центром притяжения для жителей всего города и его
гостей. Детей и взрослых будут привлекать к этой части набережной
пришвартованные суда.
Гармонично спланированные зелёные зоны станут
местом для бесконечных прогулок зимой и летом. Привлекательные зоны
отдыха у воды и в тени аллей будут манить городских жителей. Здание
Тверского Речного вокзала наполнится светом и жизнью. На его великолепных
мансардах снова зазвучит стук тарелок, вилок и ложек. Залы вокзала опять
примут туристов и станут местом проведения многочисленных мероприятий.
3.2. Функциональное зонирование территории
Данное городское пространство, являясь комплексно организованной
средой, включающей в себя следующие зоны:
Входные зоны
Выделены три входные зоны: главная входная зона- со стороны остановки
общественного транспорта, входная зона от Тверского Государственного
Университета, входная зона с привокзальной площади, где размещены
парковочные места.
Парковую зону
24
Парковая зона. Это гармонично спланированный ландшафт с местами
спокойного отдыха в тени аллей деревьев и вблизи фонтанов. Это приятное
место для прогулок и отдыха для горожан, студентов университета и гостей
города.
Спортивно-игровую зону
В западной части парка, не имеющей столь исторической важности,
расположена игровая площадка для детей до 12лет. Рядом с игровой зоной- зона
отдыха для родителей. Также в этой части парка, размещается спортивная
площадка, ориентированная на подростков и взрослых.
Фестивальную зону
Данная часть комплекса отдалена от жилых домов и имеет все
необходимые коммуникации, для того чтобы стать площадкой проведения
различных городских мероприятий и фестивалей. Оно состоит из большой
площади и двух небольших площадок, объединённых между собой. Амфитеатр,
ориентированный на сцену перед зданием Речного вокзала, вмещает 200
зрителей.
Во
время
больших
мероприятий
возможна
организация
дополнительных мест за счёт сборных конструкций и переносной мебели. По
обеим сторонам от оси центральной площади расположены интерактивные
фонтаны плоскостного типа. В жаркий летний день они будут иметь особенную
популярность. В вечернее время иллюминация и музыкальное сопровождение
создадут яркий образ пространства и прекрасный фон для мероприятий.
Береговую зону
В городской среде, людей всегда привлекают водное пространство.
Проектным предложением является организовать спуск к воде, ступени
которого, будут привлекательным местом отдыха у самой воды. А площадка на
воде может стать сценой для небольших мероприятий, таких как фаер-шоу,
25
частое событие на набережной. Такой амфитеатр, ориентированный на водное
пространство, может разместить около 200 человек.
Зону швартовки
Привокзальную зону
Это
городская
площадь
перед
зданием
речного
вокзала,
примыкающая к зоне вокзала со стороны города. В привокзальной
зоне разместятся две автомобильные парковки для частного
транспорта и парковочная площадка для экскурсионных автобусов.
Зону Речного вокзала
3.3. Концепция реорганизации здания Речного вокзала
Функциональное решение.
Согласно предлагаемой концепции, историческое здание Речного вокзала
сохраняет свою изначальную основную функцию и приобретает новые
дополняющие возможности использования.
Предлагается следующее функциональное зонирование:
Цокольный этаж - музейное пространство, состоящее из трёх залов
(3.3.1).
Архитектором Райским была предложена идея сохранения подвалов
монастыря, где располагались монашеские кельи и создания музея в цокольном
этаже Речного вокзала. Но это решение было невозможным в то время. Идея
создания музейной экспозиции в цокольном этаже, нашла отражение в моём
проекте.
В центральным зале цокольного этажа, площадью 283 м2, будет
размещена постоянная музейная экспозиция (тематики экспозиции: история
монастыря и речного вокзала, судоходство, кораблестроение). Также выделена
рекреационная зона и туалетные комнаты.
26
Западное крыло - выставочный зал для временных выставок и
мероприятий, площадью 370 м2.
В северном крыле разместится многофункциональный зал площадью 238
м2. Оборудование и переносная мебель, в зависимости от необходимости, могут
выноситься в прилегающие подсобные помещения. Таким образом
пространство может быть легко трансформируемо, к примеру, из выставочного
зала в лекционное пространство.
Также в северном крыле разместится небольшое кафе площадью 135 м2,
рассчитанное на 40 мест. В летнее время планируется расширение зоны кафе за
счёт уличных столиков, которые будут размещаться под аркадой цокольного
этажа и перед ней. Вход в кафе осуществляется с улицы. Кафе предлагает чай,
кофе и десерты на вынос.
Первый этаж(3.3.2).
Первый этаж- это вестибюльная зона вокзала. Здесь будут расположены
кассы, информационные павильоны и сувенирные отделы и административные
помещения. А также рецепшен гостиницы, под номера которой отведены оба
этажа боковых крыльев здания.
Рис. 3.3.2. в Приложении
Второй этаж (3.3.3)
Второй этаж сохранит свою функцию зала ожидания. Здесь также
расположена кухня ресторана, хозяйственные помещения и туалетные комнаты.
Третий этаж (3.3.4)
Третий этаж вокзала сохранит свою изначальную функцию. Ресторан
площадью 100 м2 сможет принять 56 гостей. В летнее время возможно
расположение дополнительных столов на площадке террасы, окружающей
ресторан. Круглый зал, со сферическим пространством потолка, окружённый по
всему диаметру панорамными окнами, из которых открываются красивый видыбезусловно запоминающееся пространство. Ресторан может быть использован
для проведения торжественных событий.
Рис. 3.3.3. в Приложении
27
Музейная экспозиция.
Музейная
экспозиция
в
центральном
зале
должна
рассказывать
посетителям об истории данной территории. На выставке могут быть
представлены следующие направления:
1. Развитие речного судоходства
Речное судоходство по Волге существовало с момента освоения этих
земель. Особое развитие судоходство имело во времена Тверского княжества, с
начала 18 века с появлением Вышневолоцкой водной системы. И испытало
резкий подъём с появлением теплоходов в первой половине 19 века.
2. Судостроение
Судостроение в Твери интенсивно развивалось вместе с городом.
Известна королевская галера «Тверь», построенная на тверской верфи для
Екатерины 2 для её путешествия по Волге. Фото-материалы и макет галеры, а
также картина или её репродукция «Галера Тверь» художника Беггрова и
другие материалы могли бы стать частью экспозиции музея Речного вокзала.
3.История монастыря
История монастыря в этой экспозиции может быть представлена планами
монастыря и сохранившимися до наших дней фотоматериалами, а также
предметами монастырского быта (Потир 1818г, Москва, серебро, золото, чернь).
К ним могут быть добавлены изображения монастыря и иллюстрации его
истории в работах таких художников как Николай Невреев, его картина
«Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» 1898 года - яркий образец такой
иллюстрации.
3. История здания Речного вокзала
28
История
вокзала
может
быть
представлена
фотоматериалами,
информацией о методике строительства и реставрации, проектными чертежами
и эскизами.
Оформление интерьеров (3.3.5).
Интерьеры
вокзала
являются
ярким
примером
«сталинского»
классицизма. Шестигранные колонны, коринфские капители, арочно-римские
потолки, широкие лестницы, свободные проходы и грандиозный купол
напоминают собой центр Москвы и советские строения той эпохи. Интерьеры
самобытны в художественном отношении и интересны с точки зрения
планировки.
Проектная концепция предполагает максимальное сохранение облика
интерьеров и изначальной планировки здания. Интерьеры вокзала можно
сравнить с интерьерами гостиницы Москва начала 40-х.(Приложение, глава 3).
С использованием современного энергосберегающего освещения и отделочных
материалов.
Ресторан размером 100 м2 сможет принять 56 гостей. Ресторан
расположен в круглом зале и по всему своему диаметру окружён большими
панорамными окнами. Его пространство обладает большим потенциалом для
создания запоминающегося интерьера.
Современное оборудование и мебель в интерьере должны стилистически
соответствовать архитектурному облику здания. Расстановка мебели и общая
планировка сделаны так, чтобы максимальное кол-во посетителей могли
наслаждаться открывающимися панорамными видами, как из ресторана, так и
из зала ожидания.
29
Перепланировку предусматривают только боковые крылья здания, где
будут расположены гостиничные номера и цокольный этаж, преобразованный
под выставочные пространства.
Интерьеры гостиницы выдержаны в общем стилевом решении. Аналоги
интерьеров номеров представлены в приложении рисунками 3.3.. и 3.3..
Оформление
кафе
цокольного
этажа
представлено
аналогами,
в
приложении (рис. 3.3..) Идеей оформления является сочетание структуры
необработанных кирпичных стен, деревянных панелей и вертикального
озеленения. Источником естественного света будут два арочных проёма
цокольного этажа, которые превратятся в панорамные окна. Электрические
светильники, над столиками и на деревянных панелях, создадут приглушённый
тёплый свет для уютной тёплой атмосферы в любое время года. А частичное
озеленение потолка и стен создадут образ зелёного сквера. В оформлении
барной зоны могут использоваться мотивы корабля(рис.3.3..)
3.4. Концепция реорганизации парка-набережной Речного вокзала
(рис.3.4.)
Проектная концепция.
Средовой комплекс Речного вокзала является единым гармоничным
городским пространством, объединяющим различные функциональные зоны.
Планировочной
идеей
комплекса
является
террасная
организация
ландшафта, подчёркнутая множеством лестничных переходов и подпорными
стенами в зоне стрелки причала. Концепция предусматривает реконструкцию
данных средовых элементов.
В ходе проектирования выполнены следующие задачи:
-создание сети дополнительных прогулочных дорожек,
30
-организация мест активного и тихого отдыха для различных групп
населения,
-организация пространства для публичных мероприятий,
-общее благоустройство и световой дизайн комплекса.
Объёмно-планировочное решение.
В ходе проектирования организована центральная входная зона со
стороны основного людского потока, направленного с Комсомольского
проспекта. Сохранены основные аллеи планировки регулярного парка.
Аллея от Университета к Волге расширена и приобрела большую
торжественность, которую подчёркивают парадные лестницы. Оси аллей и их
пересечение подчёркнуты группой фонтанов. Строгость геометрического
рисунка регулярного плана дополняют изогнутые линии пешеходных дорожек.
На стрелке причала организуется площадь, открывающая вид на
центральный фасад вокзала. Это пространство для проведения различных
городских мероприятий и фестивалей. Оно состоит из большой площади и двух
примыкающих площадок. Амфитеатр, ориентированный на сцену перед
зданием Речного вокзала, вмещает 200 зрителей. Во время больших
мероприятий возможна организация дополнительных мест за счёт сборных
конструкций и переносной мебели. По обеим сторонам от оси центральной
площади расположены интерактивные фонтаны плоскостного типа. Фонтаны
данного типа не имеют водной чаши. Они позволяют посетителям зайти в
фонтан, пройтись под струями воды, побродить по их лабиринту. В жаркий
летний день фонтаны будут иметь особенную популярность. В вечернее время
иллюминация
и
музыкальное
сопровождение
создадут
яркий
образ
пространства. Такие фонтаны практичны в использовании. Они не требуют
31
демонтажа, оборудование и иллюминация находятся под специальной
решеткой, способной при необходимости выдержать вес грузового автомобиля.
Элементы ландшафтного дизайна и дизайна среды
Для различных зон средового комплекса, предложены различные
варианты мощения. Для парковой зоны используется щебёночно-набивное
покрытие дорожек. Для привокзальной зоны, зоны швартовки, фестивальной
зоны и набережной - предлагаются различные варианты мощения, на основе
комбинаций брусчатки, искусственного и натурального камня.
Освещение пешеходные зоны и элементов ландшафтного дизайна,
фонтанные группы и аллеи составляют единую световую композицию
комплекса.
Малые архитектурные формы в проекте представлены фонтанными
группами, расположенными на осевых аллеях парка и их пересечениях, садовой
мебелью и детским игровым оборудованием.
Одним из проектных предложений, является создание памятника обелиска на привокзальной площади. Монумент будет представлять из себя
стальную скульптуру - профиль монастыря. Стоя на специально обозначенном
месте, любой посетитель комплекса может, смотря на профиль, увидеть
очертания монастыря и почувствовать его архитектуру. Этот обелиск,
расположенный во входной зоне вокзала, будет знаком памяти и связью
прошлого и настоящего.
32
Заключение
Данный проект является актуальным для жителей и администрации г.
Твери, как возможная концепция реорганизации
городской территории и
исторического здания вокзала, при его сохранении и реставрации.
В процессе работы изучена история исторического здания вокзала, его
территории и состояние комплекса на сегодняшний день. Проанализированы
сильные и слабые стороны объекта и рассмотрены возможности его
функционального использования и развития.
Предложенная концепция
основана на изучении примеров решения схожих задач в мировой практике.
С помощью средств
соответствия
средового дизайна была решена
исторически-сложившейся
городской
среды
проблема
запросам
современной жизни города. Средовое пространство Речного вокзала в г. Твери
является доступной, гармоничной, развивающейся городской средой для
различных групп населения с комплексной организацией территории. В связи с
растущим интересом к массовым праздникам и мероприятиям появляется новое
открытое пространство с возможностью проведения городских мероприятий.
Здание Речного вокзала является лицом и визитной карточкой города, а
также станет культурным и туристическим центром Твери. Здание наполнится
светом и жизнью. Его залы вновь примут туристов и станут местом проведения
многочисленных мероприятий. Музей Речного вокзала, расскажет жителям и
гостям города о забытой истории этого места и напомнит о его архитекторахавторах одного здания.
33
Таким образом, данная территория станет общественным «сердцем»
города.
Список литературы:
1. Закон РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
2. Бабина Е. С., статья «К вопросу о ценности памятников архитектуры и
исторических зданий при их приспособлении в условиях современного
города». СПбГУ, 11.04.2013
3. Бобров, Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности
и противоречия / Ю.Г. Бобров. – М.: Эдсмит, 2004– 344 с.
4. Ионов Б.В. Архитектура речных вокзалов и павильонов. М.:
Государственное издательство литературы по строительству, 1951-109с.
5. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002 –
295 с.
6. Нефёдов В.А. Как вернуть город людям. СПб.: Искусство - XXI век. 2015132с.
7. Хигер Р.Я. Архитектура речных вокзалов. М.: Гослитиздат, 1940-54с.
8. Тверской порт. 160 лет. От истоков до наших дней. Тверь: Полипресс,
2014-167с.
Список интернет ресурсов:
http://tversvod.ru/page400/?full=1 Речной вокзал. Иванов П., публикация март
2015 г.
34
http://web.snauka.ru Электронный научно-практический журнал «Современные
научные исследования и инновации». Статья «Дизайн как способ сохранения
среды малого исторического города», Павлинова С.Н., январь 2009.
http://urbanab.ru Статья «Дизайн-код в современной Европейской практике на
примере города Дрезден». Аспирант ИрГТУ, Потапова А. В.. Публикация
09.10.2015
https://nacto.org/publication/urban-street-design-guide/Руководство по проектированию
городских улиц ассоциации NACTO, 2012г.
35
Приложение
Глава 1
Рис. 1.1.1. Проектируемая территория
36
Рис. 1.2.1 Старые карты Твери
Рис. 1.2.2. Вид на монастырь с левого берега Волги, 1903г.
Рис. 1.2.3. Вид на монастырь с Тверцы, 1903г.
37
1.2.4.Успнский собор Отроча монастыря
1.2.5. План Твери 1985; немецкая аэрофотосъёмка, 1942
38
Рис.1.3.3. Фото вокзала 1960-х г.
39
Рис.1.3.4. Фото интерьеров вокзала 1960-х г.
41
1.3.5. Фотофиксация, 2017г.
1.3.6. Фотофиксация интерьера, 2017г.
1.3.7 Фотофиксация набережной, 2017г
1
Глава 2
2.1.1 Набережная в Дюссельдорфе, Германия.
2
Набережная в Зальцбурге, Австрия.
3
2.1.3. Крымская набережноя в Москве, Россия.
4
2.2.1 Treasury Building в Брисбене, Австралия
5
2.2.2Museum Barberini
2.2.3 Порт города Аделаида в Австралии. The Hart's Mill Surrounds.
6
2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 Элементы средового дизайна: скульптура, дизайн света,
декоративные мощения и покрытия.
2.4.1. Детская площадка- «Игра Garland Oosterpark», Нидерланды
2.4.2. Детская площадка THE Large Cod, Швеция.
7
Глава 3
Аналоги оформления ресторана(Ресторан Kutuzovskiy 5; Гостиница Дейс
Отель Москва- ресторан «Bellissima», Москва)
Аналоги интерьеров гостиничных номеров (гостиница Москва, 60-е)
Аналоги оформления кафе (Ресторан TORO, Нью-Йорк; ресторан на
старом складе в Стамбуле)
8
Экспликация плана зонирования территории:
Рис.3.2.1
9
3.3.1. План зонирования цокольного этажа:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Центральный выставочный зал
Зал многофункционального использования
Выставочный зал
Рекреационная зона
Туалетные комнаты
Хозяйственные помещения
Кофейня
10
3.3.2 План зонирования первого этажа:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вестибюль
Кассы и инф. Павильоны
Гостиничные номера
Входные зоны
Лестничные узлы
Летняя террасса
3.3.3 План зонирования второго этажа:
1. Зал ожидания
2. Кухня и хоз. Помещения
3. Гостиничные номера
11
3.3.4 План зонирования третьего этажа:
1. Ресторан
2. Летняя терраса
12
3.3.5 Оформление интерьеров
Ресторан
Зал ожидания вокзала
Многофункциональный зал
13
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв