Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Курсовая работа, рассматривающая концепцию воспитания детей в коллективе советского педагога А. С. Макаренко
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 398,4 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» Институт детства Факультет начального образования Кафедра теории и практики начального образования Дисциплина: Педагогика Курсовая работа КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Профили образовательной программы: Начальное образование Работу выполнила: студентка группы 205 очной формы обучения Ждахина Мария Витальевна Научный руководитель: ассистент кафедры теории и практики начального образования Трошкова Наталья Валерьевна Москва − 2018 год
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО 5 §1.1. Предпосылки и факторы возникновения педагогических идей 5 А. С. Макаренко. 5 §1.2. Педагогические идеи А. С. Макаренко. 9 ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО 13 §2.1. Понятие коллектива. Виды коллективов и стадии их развития. 13 §2.2. Сущность и особенности концепции воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23 2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Коллектив — повседневная среда жизнедеятельности каждого индивида. В коллективе происходит усвоение социальных норм и передача культурных ценностей и традиций, реализуется потребность людей в общении, формируются черты характера и особенности поведения и т.д. Доказано, что человек не может нормативно развиваться вне общества. В процессе жизнедеятельности люди становятся членами многих коллективов, направленных на различные виды деятельности; одним из них является учебный. Сложно недооценивать влияние учебного коллектива на развитие умственных способностей и психологических сторон личности. Именно поэтому так важно грамотно выстраивать учебный и воспитательный процессы, ведь в образовательных учреждениях закладывается фундамент для успешного будущего ребёнка. В связи с расширением сфер влияния информационных технологий в повседневной жизни людей (в частности, с развитием социальных сетей) в современном обществе замечается тенденция к индивидуализации и дезинтеграции (разобщённости) коллективов. Этому особенно подвержены представители младшего поколения, дети и подростки, которые всё чаще предпочитают «живому» общению провождение времени в сети Интернет. Люди замыкаются, отгораживаются от окружающего мира. В свете вышесказанного идеи советского педагога А. С. Макаренко о воспитании детей в коллективе могут быть полезны и актуальны для современной школы. Противоречие возникает из-за того, что в современной педагогике существует потребность в исследовании концепции воспитания детей в 3
коллективе А. С. Макаренко, но его идеям и наследию в теории и практике воспитания уделяется недостаточно внимания. Проблема исследования - в чём состоит сущность концепции воспитания детей в коллективе советского педагога А. С. Макаренко? Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать концепцию воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. Объектом исследования выступает педагогическое наследие А. С. Макаренко. Предметом исследования является концепция воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач: 1. Выявить предпосылки и факторы возникновения педагогических идей А. С. Макаренко; 2. Проанализировать и дать сущностную характеристику педагогическим идеям А. С. Макаренко; 3. Рассмотреть понятие коллектива А. С. Макаренко, его виды и стадии развития; 4. Проанализировать сущность концепции воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. Методы исследования: теоретический анализ литературы, комплекс общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение и т.п.). Практическая и теоретическая значимость исследования. Несмотря на тенденцию к индивидуализации образования, подавляющее большинство детей продолжает обучаться в коллективах. Анализ педагогических идей А. С. Макаренко может быть полезен преподавателям начальной школы, классным 4
руководителям, а также педагогам дополнительного образования и иным работникам образования, работающим с постоянными детскими коллективами. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО §1.1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А. С. МАКАРЕНКО О воспитании в детях чувства коллективизма в педагогике начали говорить ещё в XVII веке. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци отводил важную роль созданию в школе “духа семейной жизни” - такой обстановки, в которой ребёнку было бы комфортно обучаться, но которая, тем не менее, имела бы право предъявлять ему определённые требования. Немецкий философ и представитель социальной педагогики П. Наторп полагал, что коллектив одновременно выступает в качестве орудия воспитания и цели этого процесса. Создатель “школы действия” В. А. Лай считал, что воспитанники проще и быстрее усваивают нормы поведения тогда, когда они являются участниками коллективной деятельности. «Основной педагогический принцип действия – писал он, – с необходимостью заключает в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках Средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения...» [12, стр.324]. Во второй половине XIX - начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. Автор первых крупных учебников по педагогике для институтов М. И. Демков считал, что формирование личности это становление человека как социального существа, которое происходит в процессе взаимодействия личности с окружающей средой, обществом и семьёй. 6
Придавая большое значение воспитанию чувства долга у детей, педагог подчёркивал, что долг находит своё воплощение в выполнении обязательств перед самим собой и другими людьми. Педагог-методист начальной школы В. П. Вахтеров выделял детский коллектив и труд как важнейшие средства нравственного воспитания. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива внесли также К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий и др. Их работы показали, что воспитательный коллектив - это действенное средство формирования у обучающихся альтруизма, стремления к справедливости, воспитания толерантности, а также установления гуманных отношений между воспитанниками. В 1917 году в России произошла революция. Власть перешла в руки партии большевиков, провозгласившей верховенство социалистических идей. Это событие привело к кардинальным изменениям во всех структурах общественной жизни, в том числе и в области образования. Ведущим направлением педагогики стал перевод на язык воспитания и обучения марксистско-ленинской доктрины и политики коммунистической партии. Единственно верной методологией педагогики объявлялось марксистско-ленинское учение. Центральной проблемой, поставленной перед советской культурой, стало воспитание человека нового типа - человека, который бы соответствовал новому государству. Человек нового типа должен был любить общество и быть готовым бороться за него, уметь ставить интересы общества выше собственных, быть активной, дисциплинированной, эрудированной личностью. Новый человек должен был уметь и желать работать во благо и во имя своего 7
государства. Такой запрос государства диктовал направление педагогической мысли того времени. После революции последовала Гражданская война, обернувшаяся тяжёлыми экономическими и социальными последствиями для России. Жертвами политической борьбы, развернувшейся на фронтах войны, стали около 2,5 миллионов людей. Миллионы мирных жителей пали жертвами террора, исходящего от противоборствующих сторон. Частыми явлениями среди населения стали голод и эпидемии смертельных заболеваний. Люди умирали от холода. Преступность достигла катастрофических масштабов. В стране резко возросло число детей-сирот, хулиганов, беспризорников. В связи с этим в 1920 году Полтавский губнаробраз поручает А. С. Макаренко возглавить трудовую колонию для малолетних правонарушителей. Этот этап педагогической деятельности А. С. Макаренко описал в своём наиболее значительном и известном широкой аудитории труде - “Педагогической поэме”. Первые, самые тяжёлые для колонии месяцы Макаренко занимался не только поисками материальной помощи со стороны властных структур (первые воспитанники и воспитатели колонии жили очень бедно), но и поиском ответов на постоянно возникающие в ходе работы вопросы в педагогической литературе. В результате анализа имеющихся на тот момент трудов по воспитанию и обучению Макаренко сделал вывод, что подходящей теории нет и её необходимо извлекать самому из событий, происходящих здесь и сейчас: “Мой опыт воспитательной работы привел меня к тому выводу, что нам нужно создать методику воспитания. Я получил высшее педагогическое образование, перечитал всё, что есть в литературе по вопросам воспитания, и всё это меня нисколько не удовлетворило. Я не получил метода работы” [7, стр.45]. 8
Постепенно число воспитанников колонии, возглавляемой А. С. Макаренко, увеличивалось, рос её педагогический состав. В связи с этим власти подарили колонии заброшенное неподалёку имение, а с ним хозяйственные постройки и 70 десятин земли. Заработала столярная мастерская и кузница, колонисты и педагоги занялись сельскохозяйственными работами. Колония начала оказывать мелкие услуги крестьянам и получать небольшой доход, а главное - взращивать квалифицированных рабочих. Через три года после момента своего создания колония им. М. Горького была признана Наркомпросом Украины образцовым воспитательным учреждением с чётко налаженной жизнью и сельскохозяйственным производством. После ухода из колонии им. М. Горького А. С. Макаренко работал в Харьковской детской трудовой коммуне ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского. В ней были организованы литейная, деревообрабатывающая, швейная мастерские. Вскоре на средства, заработанные воспитанниками коммуны, был открыт завод, где впервые в Советском Союзе было налажено производство фотоаппаратов марки “ФЭД” и электросверл. Процессы воспитания и обучения в коммуне основывались на принципах, принятых А. С. Макаренко в предыдущие годы педагогической деятельности. Труд воспитанников на заводе служил благодатной почвой для проведения воспитательной работы. Положения, выдвинутые А. С. Макаренко, стали основой теории и методики коллективного воспитания. Кроме него, в этот период идеями воспитания детей в коллективе занимались С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, М. М. Пистрак, П. Н. Лепешинский и др. Позднее этот вопрос разрабатывали В. А. Сухомлинский, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова и др. 9
§1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. С. МАКАРЕНКО А. С. Макаренко начал педагогическую деятельность в 1905 году в возрасте 17 лет. Став учителем, Макаренко постоянно стремился к расширению поля своей педагогической работы. Помимо уроков он устраивал культурные мероприятия с приглашением на них родителей, ходил вместе с учениками на экскурсии и в походы - всё это в то время было в новинку. Спектр научных интересов А. С. Макаренко распространялся на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее полно он изложил свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса. А. С. Макаренко разработал педагогическую систему, методологической основой которой служит педагогическая логика. Педагогика с точки зрения педагогической логики трактуется как “практически целесообразная наука”. Такой подход ставит целью выявление закономерных соответствий между целями, средствами и результатами воспитания. В своей статье “Цель воспитания” Макаренко обращал внимание на пренебрежение педагогами-теоретиками идеей целенаправленности. Он полагал, что в специальных педагогических контекстах неправильно говорить лишь об идеале воспитания и требуется заниматься не созданием образа этого идеала, а поисками путей к достижению педагогических целей. Макаренко считал, что без цели не может быть самого воспитания, а личность и коллектив всегда должны развиваться и стремиться к чему-либо. На пике расцвета колонии им. М. Горького он пишет: “В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности… созданные, как чудо, пятилетней 10
работой коллектива… Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чём дело… Всё дело в остановке… Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте… Да, мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный труд” [8, стр.356]. Понимая воспитательную роль целеполагания, Макаренко ставит перед горьковцами задачу: “взять Куряж” - слиться с коллективом почти не функционировавшей Куряжской детской колонии, находившейся под Харьковом. Слияние произошло в 1926 году; число воспитанников возросло от 120 до 400 человек. Усилиями колонистов и педагогического состава были произведены ремонт старых помещений и постройка новых. Удалось наладить сельское хозяйство и работу школы. Кроме этого, много внимания уделялось культурной работе: воспитанники организовали оркестр, появилась традиция организовывать кинопоказы для местных жителей. Особое внимание А. С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе. По мысли Макаренко, наиболее эффективно воспитание происходит внутри детского коллектива: личность воспитанника должна формироваться в первую очередь под влиянием общественного мнения сверстников, а не воспитателей, так что педагог в такой структуре должен играть не первостепенную, однако всё же очень важную роль. Задача воспитателя - давать правильное направление коллективу, подсказывать, помогать и сдерживать его в негативных проявлениях. Говоря о внутренних качествах педагога, А. С. Макаренко считал, что он должен быть бескорыстным, всесторонне обладающим образованным, чувством нравственно полноценным, собственного достоинства, трудолюбивым, любящим и знающим историю своего Отечества человеком. Миссия каждого педагога - воспитать эти качества в своих учениках. 11
Примечательны и такие его слова: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне... И наоборот, как бы вы ни были ласковы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если всё у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» [8, стр.173-174]. Макаренко подчёркивал, что для достижения высоких результатов педагогический коллектив должен быть спаян, в нём не должно быть места для конфликтов и неприязни. Всем членам педагогического состава необходимо придерживаться единых требований и единого демократического стиля, все они должны быть товарищами в общем деле. Огромное значение в воспитании подрастающего поколения Макаренко отводил семье. В художественно-публицистическом труде «Книга для родителей”, увидевшем свет в 1937 году, он пишет о том, что успех воспитания в рамках семьи заключается в честном выполнении родителями их трудовых обязанностей и гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, модель их поведения, отношение к труду, к людям и друг к другу, а также к событиям и вещам — всё это определяет личность детей, их характер и способы поведения. А. С. Макаренко - основоположник антропоцентрической модели педагогики, проникнутой верой в безграничные возможности и креативность 12
человека. Его педагогическая система основывалась на принципах гуманизма, требовательности и дисциплины. Он писал: “Ребёнок - это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых” [6, стр.175]. В последние годы жизни А. С. Макаренко занимался в основном литературной деятельностью и публицистикой (с 1934 года Макаренко - член Союза советских писателей). Помимо “Педагогической поэмы”, из-под пера А. С. Макаренко вышли романы о жизни коммуны имени Ф. Э. Дзержинского (“Марш тридцатого года” и “ФД-1”), художественное произведение “Флаги на башнях”, автобиографическая повесть “Честь”, множество рассказов, очерков, несколько пьес и киносценариев, ряд статей и работ по воспитанию и др. Произведения А. С. Макаренко издавались в СССР около 250 раз. 13
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО §2.1. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА. ВИДЫ КОЛЛЕКТИВОВ И СТАДИИ ИХ РАЗВИТИЯ Сущностью концепции воспитания А. С. Макаренко является идея воспитательного коллектива. Смысл этой идеи заключается в необходимости создания единого трудового коллектива воспитанников и воспитателей, деятельность которого служит благотворной средой для развития личности каждого ребёнка. Коллектив, по А. С. Макаренко, - это контактная совокупность людей, имеющая: 1) общую цель; 2) совместную деятельность; 3) дисциплину; 4) органы самоуправления; 5) связь с обществом; 6) традиции, обычаи, нормы, ценности. Рассуждая о роли детского коллектива в воспитательном процессе, Макаренко утверждал, что общение вкупе с совместной деятельностью способствуют развитию личности ребёнка. Кроме того, взаимодействие воспитанника со сверстниками и педагогами определяет его отношение к окружающему миру и самому себе. Коллективы могут быть первичными и общими. Воспитательный процесс начинается в первичном коллективе (обычно немногочисленном), где дети 14
между собой находятся в тесной связи: их объединяет общий быт, общие дела, дружеские отношения. В своей педагогической практике в качестве первичных коллективов Макаренко использовал систему временных сводных отрядов численностью до 15 человек, в которых воспитанники занимались производственной и культурной деятельностью. В таких небольших группах дети, связанные общим делом, плотно общаются друг с другом, поскольку они вынуждены действовать сообща, реализуя при этом цели всего коллектива. Создавая временные сводные отряды, А. С. Макаренко преследовал цель научить воспитанников не только умению управлять другими людьми, но и умению выполнять формировался для данные руководителем достижения задания. определённой Сводный мелкой отряд задачи на непродолжительный срок, а затем распадался и переформировывался. Это позволяло задействовать пассивных воспитанников, слабо включённых в коллектив, отстающих от своих сверстников. Кроме первичных коллективов, воспитание должно проходить в общем коллективе, включающем в себя всех воспитанников и педагогов. Коллектив проходит через четыре стадии своего развития, которые Макаренко связывал с педагогическими требованиями: 1 стадия: педагог предъявляет требования ко всему коллективу; 2 стадия: в коллективе создаётся актив; педагог предъявляет требования к активу; 3 стадия: появляется общественное мнение; сплочённый коллектив предъявляет требования к личности; 4 стадия: личность предъявляет требования коллектива к самой себе. Цели коллектива должны быть целями каждой отдельной личности. Макаренко видел задачу образовательных учреждений в том, чтобы из своих 15
стен они выпускали энергичных и целеустремлённых людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. Коллектив осуществляет определённые воспитательные функции: 1) идейно-воспитательную: коллектив является носителем и пропагандистом идейно-нравственных убеждений; 2) организаторскую: коллектив выступает как субъект управления собственной общественно-полезной деятельностью; 3) стимулирования: коллектив стимулирует воспитанников заниматься общественно-полезными делами, а также регулирует поведение участников коллектива и их межличностные отношения. Совместная деятельность детей, имеющая направленность на достижение воспитанниками общих целей, является основой для формирования, укрепления и дальнейшего развития коллектива. Создание детского коллектива предполагает соблюдение определённых условий, которые обеспечивают достижение высоких результатов в деятельности любого направления: 1) воспитательные задачи коллектива могут решиться успешно только в том случае, если цели совместной деятельности интересны для каждого участника или хотя бы для большинства; 2) выбирая направление совместной деятельности, нужно в первую очередь учитывать предпочтения воспитанников и опираться на них; 3) необходимо создать такие условия, при соблюдении которых каждый воспитанник сможет стать деятельности (формирование активным сводных участником отрядов, коллективной комитетов дел, творческих групп и т.д.); 4) необходимо учитывать мотивы участия в совместной деятельности воспитанников; 16
5) коллективная творческая игра способствует привитию воспитанникам нравственных ценностей и развивает определённые модели поведения. Чем крепче в коллективе система распределения обязанностей, ролей исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, чем слаженнее она работает, тем чаще и чётче срабатывают отношения взаимной ответственности у детей. В случае, если деловые отношения и их роль выходят на первый план, а внимание воспитанников сосредоточивается исключительно на организации этих отношений, то эмоциональная жизнь коллектива становится скудной: сокращается количество связей между участниками коллектива, контакты изменяют своё качество. В этой ситуации детский коллектив рискует стать для школьника лишь формальным объединением. Во избежание подобных ситуаций необходимо развивать и оказывать поддержку системе взаимоотношений. Детский коллектив не может существовать и расти без дружбы, личных симпатий, привязанности, взаимопонимания и доверия. Только при таком качестве отношений каждый ребёнок имеет возможность найти своё место в коллективе и испытать эмоциональный комфорт от нахождения в нём. 17
§2.2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО Главный пункт педагогической теории А. С. Макаренко - закон параллельного действия. Первым его положением является воспитание детей в коллективе. Одним из обязательных компонентов воспитательного процесса Макаренко считал самоуправление , которое должно иметь три органа: законодательный, исполнительный и судебный. Законодательный орган – это общее собрание всего коллектива, где решаются самые важные вопросы и каждый имеет право голоса. Исполнительный орган – это совет командиров, актив, куда входят командиры первичных коллективов (отрядов) и председатели комиссий. Эти люди должны следить за исполнением решений, принятых на общем собрании. Кроме этого, А. С. Макаренко в Уставе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского вводил товарищеский суд, подчёркивая его демократический характер. Заседания суда должны были происходить открыто, в присутствии всех воспитателей и воспитанников. Члены суда избирались на три месяца в составе четырёх воспитанников и одного воспитателя. Наблюдение за выполнением решения суда возлагалось на судебного исполнителя, выбираемого общим собранием. Большую роль в коллективе играл актив. Его составляли самые яркие личности, исповедующие ценности коллектива; их уважали воспитатели и ровесники, на них равнялись младшие. Через ядро коллектива происходила адаптация новичков. Второе положение закона параллельного действия - положение о дисциплине в коллективе . Дисциплина возможна, если педагогический коллектив будет грамотно пользоваться основополагающими методами, к 18
которым относятся режим, наказание и поощрение. Режим должен быть целесообразным, точным по времени и обязательным для всех. В своей педагогической практике Макаренко вводил дисциплину через элементы военизации; на ней был построен режим всего воспитательного учреждения, ему подчинялись все. Наиболее яркие проявления этого режима можно найти на страницах “Педагогической поэмы”. Колонисты занимались строевой подготовкой, отдавали команды, имели свою систему сигналов, исполняемых на трубе. Если была необходимость сформировать делегацию и отправить её на мероприятие, ребята маршировали под знаменем до места назначения. Воспитанники, вдохновлённые романтикой недавней революции и Гражданской войны, с восторгом встречали такие методы. Наказание - краеугольный камень в педагогической теории Макаренко. “Я стою за наказание. Только надо уметь его применять, а этому нужно учиться” [9], - писал он. А. С. Макаренко считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, портит человека; но наказание, которое направлено на защиту ценностей и норм коллектива и которое защищает личность от насилия, справедливо и необходимо. “Основной принцип, который должен определять всю систему наказаний: как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему” [9], - утверждал он. Всепрощение приводит к разложению коллектива, полный отказ от наказаний оставляет учителя и часть учеников беззащитными перед возможным агрессивным поведением детей. Однако наказание - “настолько тонкое дело, что оно не может быть поручено каждому педагогу” [9]; кроме того, оно всегда должно отражать обоснованное требование коллектива ко всем участникам педагогического процесса. Оно не должно приносить воспитаннику физические страдания; суть наказания состоит в том, что ребёнок должен переживать за то, 19
что его осудил коллектив. Макаренко предлагал следующие формы наказаний: замечание наедине, замечание перед классом, замечание перед общим собранием школы, выговор в приказе по школе, лишение школьного билета. Самым жёстким и тяжёлым наказанием считался бойкот. Он применялся редко и исключительно в крайних случаях. Точка зрения Макаренко по вопросу наказания шла вразрез с уставом школы 1920-х гг., который устанавливал запрет на любые формы и виды наказания детей. Считалось, что дисциплинарные поступки детей являются следствием плохой деятельности педагогов; если ликвидировать вызывающие негативное поведение факторы, ребёнок начнёт вести себя нормативно. В своих статьях по педагогике Макаренко опровергал этот тезис. Против его позиции выступали многие современные ему педагоги, в частности Н. К. Крупская, главный идеолог советского образования того времени; это послужило причиной ухода А. С. Макаренко с поста заведующего колонией им. М. Горького в 1928 году. Третьим положением закона параллельного действия являлось положение о трудовом воспитании. Система воспитания по А. С. Макаренко предполагала обязательное участие воспитанников в производительном труде. Однако Макаренко подчёркивал: «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным». Основополагающим принципом труда в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского было создание материальных ценностей, но А. С. Макаренко понимал: если не учитывать потребности и интересы воспитанников, если отрывать их от творчества и не принимать в расчёт межличностные взаимоотношения, труд станет невыносимой повинностью. Трудовая деятельность должна быть умело 20
вплетена в педагогический процесс. Макаренко считал, что участие в производительном труде меняет самоощущение и социальное положение воспитанников, превращая их во взрослых граждан с правами и обязанностями. Воспитывающий труд должен активно способствовать сплочению коллектива, а через него - развитию каждой отдельной личности. У современников А. С. Макаренко было множество вопросов к его подходам к воспитанию. Одни упрекали его в превращении колонии в казарму, в откровенной муштре; другие считали, что макаренковская педагогическая система не является советской, ведь труд, направленный на создание материальных ценностей, идеологически близок к капитализму. Недоброжелатели Макаренко заявляли, что он систематично поднимает руку на своих воспитанников. Нельзя сказать, что А. С. Макаренко был гуманистом. В “Педагогической поэме” можно встретить несколько эпизодов, в которых Макаренко не хватает терпения, чтобы удержаться от применения физической силы. Но он не считал, что поступает правильно. Сам Макаренко писал: “Если вы бьёте вашего ребёнка, для него это во всяком случае трагедия… А вы сами взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребёнка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребёнка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детёнышей…” [6, стр.176]. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе работы цель исследования была достигнута – подробно рассмотрена и изучена концепция воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. Опираясь на анализ литературы и комплекс общетеоретических методов исследования, удалось решить все поставленные задачи. Выявлены предпосылки и факторы влияния на появление педагогических идей А. С. Макаренко; проанализированы его педагогические идеи, дана их сущностная характеристика; широко рассмотрено понятие коллектива, его виды и стадии развития в соответствии с системой, разработанной А. С. Макаренко; выполнен анализ сущности концепции воспитании детей в коллективе А. С. Макаренко. Определённо, А. С. Макаренко был человеком своей эпохи. В 1917 году он поддержал революцию, идеи коммунизма были ему близки, и всю свою жизнь он старался воспитывать достойных граждан для своего государства. Говорить о том, возможно ли с точностью применять его воспитательные методы в сегодняшней педагогической практике, довольно сложно, поскольку они во многом были обусловлены идеологией, официально принятой в стране в те времена. Однако тенденции, которые прослеживаются в современном обществе, дают основания для обращения к педагогическим трудам А. С. Макаренко. Кроме того, можно смело предположить, что современная социальная ситуация имеет некоторое сходство с положением вещей в первой половине XX века. Из письма А. С. Макаренко в Совнарком УССР: «Наш теперешний беспризорный – это не продукт классового распада, а продукт распада семьи. Семья распадается теперь гораздо больше, чем раньше. Причин тому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного жительства, более 22
напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий». Это заставляет задуматься о том, чтобы пересмотреть своё отношение к подходам воспитательной работы Макаренко. Вклад, внесённый А. С. Макаренко в методику воспитания, сложно недооценивать. Неслучайно фонд ЮНЕСКО в 1988 году принял решение отнести А. С. Макаренко к числу педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Возможным направлением дальнейших исследований по этой теме может быть разработка технологий воспитания детей в коллективе, которые бы соответствовали современным реалиям, последним образовательным стандартам и социальному заказу, или рассмотрение уже имеющихся и применяющихся в широкой практике воспитательных технологий и оценка их эффективности. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.): принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобрен Советов Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/) 2. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании”: фед. закон Рос. Федерации от 13.01.1996 г. №12-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 12.07.1995 г.: одобрен Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 05.01.1996 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/) 3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования Рос. Федерации от 11.02.2002 г. №393 (http://docs.cntd.ru/document/901816019) 4. Джуринский А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. М.: Юрайт, 2012. - 675 с. 5. Латышина Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2008. - 526 с. 6. Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с. 7. Макаренко А. С. Максим Горький в моей жизни / А. С. Макаренко. Directmedia, 2015. - 527 с. 8. Макаренко А. С. Педагогическая Ижевск.:Удмуртия, 1988. - 608 с. 24 поэма / А. С. Макаренко. -
9. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 4 томах / А. С. Макаренко. - М.: Правда, 1987. - 2208 с. 10. Пискунов А. И. История педагогики и образования / А. И. Пискунов. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с. 11. Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А. А. Фролов. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 417 с. 12.Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов – М.: Гардарики,1999. – 520 с. 13.Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. Справочник / В. В. Эрлихман - М.: Русская панорама, 2004. - 176 с. 25
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв