Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль "Логопедия")
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 560,8 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( Н И У « Б е л Г У » ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выпускная квалификационная работа студентки заочной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия») 4 курса группы 02021159 Ламоновой Юлианы Вячеславовны Научный руководитель к.п.н., доцент Годовникова Л.В. БЕЛГОРОД 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…................................................... 1.1. Понятие слухового восприятия и его развитие 6 в онтогенезе……………………………………………………….. 1.2. 6 Особенности слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………… ГЛАВА II. 3 СИСТЕМА 14 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………………………………….. 2.1 Исследование уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………….. 2.2 20 20 Организация и проведение коррекционно-педагогической работа по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи ………………………………… 2.3 Анализ эффективности 26 коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 39 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….... 42
ВВЕДЕНИЕ Дошкольный развития речи, возраст является периодом наиболее интенсивного эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н: Шаховская и др.), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович и др.), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л. А. Копачевская, Л.В. Лопатина). Методическим аспектам, развития слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями значительное внимание
уделяется в работах Г.А. Волковой, Л.Р. Давидович, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, В.И. Селиверстова, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему изучения и формирования отдельных компонентов слухового восприятия у детей с различными формами речевого недоразвития, логопедическая наука не располагает достаточным количеством данных об особенностях рассматриваемого процесса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Коррекционно-педагогическая работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи». Проблема исследования – совершенствование коррекционно- педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования – разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования – процесс развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: y детей с общим недоразвитием речи наблюдается слухового недостаточная восприятия. сформированность Создание следующих различных компонентов психолого-педагогических условий развития слухового восприятия будет способствовать повышению эффективности коррекционно-педагогической работы с имеющими общее недоразвитие речи: совместная работа учителя-логопеда и воспитателя; использование разнообразных форм работы; дошкольниками,
соблюдение поэтапности работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Теоретически обосновать проблему развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Изучить уровень развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Разработать систему коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 4. Определить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Теоретико-методологическую основу составили положения о взаимосвязи психических процессов и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); о роли слухового восприятия в познавательном развитии, формировании коммуникативных процессов и речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.С. Цветкова); об особой сензитивности дошкольного возраста для развития восприятия (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, Д.Б. Эльконин). В работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; психологопедагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 г. Белгорода. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Понятие слухового восприятия и его развитие в онтогенезе В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущении должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие (20). В психологии слуховое восприятие определяется как сложная системная деятельность, основой которой являются первичные процессы, происходящие в слуховом анализаторе: обнаружение, различение информативных признаков, формирование и опознание слухового образа объекта (перцептивные действия), при помощи которых производится обследование предметов и явлений окружающей действительности (Б.Г. Ананьев (2), В.П. Зинченко (4), В.Н. Носуленко (26)). В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Слуховое восприятие коренным образом отличается от других видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени (30)
В отличие от животных у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение: фонематическая (или система звуковых кодов языка); ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов) (20). Слуховое восприятие рассматривается двояко: с одной стороны как субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор, с другой стороны, как процесс формирования этого образа (Л.A. Венгер (5), A.B. Запорожец (15), Б.М. Теплов (31)). С позиций психолингвистики слуховое восприятие является одним из видов речевой деятельности - слушанием, результатом которого выступает понимание речи. В процессе слушания происходит сравнение фонематической основы воспринимаемых звуков и торможение несущественных звуковых признаков; сопоставление слов во фразе, выделение значений слов и их сочетаний в фразе, определенными выполняет определение грамматическими контролирующую и системы отношений, конструкциями. регулирующую скрытой Слуховое функцию, за восприятие обеспечивая поступление информации о процессе и результате выполнения речевого действия (Н.И. Жинкин (14), И.А. Зимняя (16), A.A. Леонтьев (22), С.Л. Рубинштейн (29)). В исследованиях И.А. Зимней (16), Л.С. Цветковой (34), Л.А. Чистович (35) отмечается, что для полноценного процесса коммуникации слуховое восприятие является необходимым условием понимания языковых единиц. Восприятие речевого сообщения – сложный и неоднородный процесс. Сложность его обусловлена тем, что, с одной стороны, это – процесс непосредственного, чувственного отражения действительности, с другой стороны, восприятие речевого сообщения по своей природе является опосредованным смысловым восприятием. Это обусловлено тем, что восприятие человека включает акт понимания, осмысления и специфической, второсигнальной природой самого объекта восприятия речевого сообщения. В
силу этого восприятие может рассматриваться как процесс, не только включающий осмысление, но и осуществляемый механизмом осмысления. В работах Л.С. Выготского (8) и Л.С. Цветковой (34) показано, что процесс понимания речи есть выделение из потока информации существенных моментов: сравнение фонематической основы воспринимаемых звуков и торможение несущественных звуковых признаков; сопоставление слов во фразе, выделение значений слов и их сочетаний внутри фразы, торможение несущественного впечатления и выделение системы отношений, скрытой за определенными грамматическими конструкциями. Л.С. Цветкова выделила в структуре понимания речи 3 уровня его организации. Психологический уровень, обеспечивающий понимание смысла, скрытого подтекста, установление отношений, мотива и т. д. Лингвистический уровень (лексико-грамматический) обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения. Этот уровень включает: 1) звено звукоразличения на основе дифференцированного восприятия фонем; 2) звено оперативной слухоречевой памяти; 3) звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи, т. е. грамматики, в значение. Сенсомоторный уровень реализации восприятия и понимания, в который включены звенья кинестетического и акустического анализа звуков, слова и его кинетической организации (34). Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека. Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных
словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интонация (36). Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта. Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта, а не пассивные реакции организма на звук. Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов. У новорожденных детей, даже недоношенных, в ответ на громкий голос или звук погремушки появляются различные двигательные реакции: ребенок закрывает глаза, наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, учащается дыхание. Иногда реакции могут быть другими: ребенок вытягивает ручки, растопыривает пальцы, открывает рот, делает сосательные движения. Реакция на громкий звук может также сопровождаться подергиванием глазных яблок, сужением, а затем расширением зрачков. На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается (23). Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Слышащий ребенок в возрасте семи-восьми недель, а более отчетливо — с 10— 12-й недели поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, реагируя таким образом как на звучание игрушек, так и на речь. Эта новая реакция на звуковые стимулы связана с возможностью локализации звука в пространстве. Реакция, выражающая способность ребенка устанавливать источник звука в пространстве, возникает прежде всего на звук голоса и лишь затем на другие звуки.
В возрасте двух месяцев ребенок способен воспринимать интервалы между звуками. Эта способность является необходимым условием для овладения языком, поскольку языковая способность заключается в овладении дискретным (прерывистым) характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи (Д. И. Тарасов и др.). В возрасте трех-шести месяцев ребенок определяет источник звука в пространстве, Способность избирательно к и различению дифференцированно звуков получает реагирует дальнейшее на него. развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок по-разному реагирует на различные интонации и разные слова, хотя они воспринимаются им на первых порах нерасчлененно (18). На протяжении первого года жизни у ребенка формируется обратная связь, стимулированная звуками внешней среды. Ребенок пользуется этой связью для контроля собственного голоса. Благодаря обратной связи с 4-5-го месяцев жизни ребенок воспроизводит ритм, интонацию, длительность и частоту речевых звуков. Возраст шести-девяти месяцев характеризуется интенсивным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию речи, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов. В основе формирования этих умений лежит согласованная деятельность слухового анализатора и сохранность проприоцептивной чувствительности артикуляционного аппарата. Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, стремится воспроизводить за ним цепочки слогов. Это время закономерного появления лепета, который к девяти месяцам обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого. К девяти месяцам ребенок демонстрирует ситуационное понимание обращенной к нему речи, отвечая действиями на словесные инструкции и
вопросы. Нормальный лепет, адекватные реакции ребенка на обращения окружающих являются признаком сохранности слуховой функции и развивающегося слухового восприятия речи. Адекватность реакции ребенка в 78 месяцев на слово зависит от его расположения в пространстве, привычности обстановки, интонации говорящего. Лишь постепенно слово начинает выделяться ребенком из всего комплекса воздействующих на него раздражителей. До этого времени ритмико-мелодическая структура слов и словосочетаний служит главным сигнальным признаком. Помимо интонации ребенок улавливает лишь общий звуковой облик слов, их ритмический контур. Однако входящие в состав слова фонемы воспринимаются еще очень обобщенно (17). Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение. Успешное выполнение этих функций предполагает надлежащий уровень аналитикосинтетических процессов в сфере речеслухового анализатора. В процессе восприятия речи окружающих лепет по своему звуковому составу все более начинает приближаться к фонетическому строю родного языка. К концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго года и началу третьего малыш обладает способностью различать на слух все звуки речи. Ребенок приобретает способность улавливать сначала грубые, а затем и более тонкие акустические различия, с помощью которых в языке осуществляется противопоставление фонем. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, с другой – умение произнести звук облегчает ребенку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференцировки предшествует уточнению произносительных навыков. Взаимосвязь функций слухового и речедвигательного анализаторов в
процессе формирования произношения подробно раскрыта в работах В.И. Бельтюкова (3), Н. X. Швачкина (37) и др. В течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В основе формирования фонематического слуха ребенка лежит постепенный переход от грубых слуховых дифференцировок ко все более тонким. При этом конкретная последовательность в усвоении фонематических противопоставлений в значительной степени связана с вмешательством речедвигательных дифференцировок (Н.X. Швачкин) (37). Овладение фонемами, как и другими фонетическими элементами речи, предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигателъного анализаторов. При этом слуховому анализатору принадлежит ведущая роль. Акустические образы речи окружающих запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат основой для их воспроизведения. Сличая собственную звуковую продукцию с запечатленными в памяти образцами речи окружающих, ребенок путем поиска требуемых артикуляционных движений совершенствует свое произношение, пока не добивается полного совпадения с произношением взрослых (9). Дифференцированное слуховое восприятие фонем служит одним из необходимых условий их правильного воспроизведения в произношении. Важнейшее значение для усвоения звуков речи имеет развитие речедвигательной сферы, в частности развитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, характер моторных трудностей, связанных с овладением артикуляцией различных фонем (А. Н. Гвоздев (10), В. И. Бельтюков (3)). Первые годы жизни ребенка являются критическим периодом, когда мозг в высокой степени чувствителен к восприятию и использованию таких стимулов окружающей среды, как звуки речи. Применительно к развитию слуховой функции это означает наличие такой стадии в развитии мозга, при
которой звуки необходимы для имитации речи, речевой активности, обратной акустической связи и осознания смыслового содержания слов и фраз. Если на данной стадии ребенок не будет воспринимать звуки, то врожденная языковая способность не сможет полностью реализоваться. Считается, что формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение нескольких лет. Совершенствуя свое произношение в дошкольный период детства, к пятишести годам ребенок полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, нюансами ритмико-мелодического оформления фразы, вариативностью интонаций живой речи. Физиологическую основу полного овладения фонетикой речи составляет сложная система второсигнальных условных связей в области слухового и речедвигательного анализаторов, образование в коре головного мозга ребенка прочных слуховых и двигательных образов слов и словосочетаний (27). Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими закономерностями, нормами формои словообразования. Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос интонационного и др.), выражения полное овладение многообразных всеми тонкостями коммуникативных целей, тончайших оттенков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы. В дошкольном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков (24). Таким образом, слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Развитие слухового восприятия начинается с младенчества, слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и
приобретения слухового опыта, в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы. Формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни, однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение нескольких лет. 1.2. Особенности слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи При нарушении слухового восприятия у детей с ОНР выявляется несколько состояний: недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития); нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи; не различение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития) (12). Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние — более грубые, так как затрудняют понимание высказывания (6). А.Р. Лурия подчеркивает, что высшей категорией фонематического слуха является формируемая под влиянием обучения способность выделять звуки в слове, устанавливать их последовательность. Поражение нижнелобных отделов сенсомоторной области коры ведет к недостаточному пониманию речи окружающих. Речевая активность снижена, словарный запас беден, фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются отсутствием или заменами звуков. При поражении нижнетеменных отделов сенсомоторной области коры фонематический слух не сформирован, наблюдаются нечеткость, смазанность
речи, нестойкие звуковые замены, ускоренный темп речи, нарушение плавности речевого потока, спотыкание. При поражении верхневисочных отделов коры головного мозга чувство ритма грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением. При развивающейся большой речевой активности наблюдаются замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова (33). Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной. У детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть значительно больше, чем правильно произносимых. В произношении детей I уровня речевого развития противопоставляются друг другу лишь гласные—согласные, ротовые—носовые, взрывные—щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием речи непонятна и невыполнима. Фонетическая и фонематическая сторона речи детей II уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. При правильном воспроизведении контура слов нарушается их звуконаполняемость («морашки» вместо ромашки, «кукика» вместо клубника). Одной из характерных особенностей детей II уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Для детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ). Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук й — звуки л, р). У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов — перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Отмечается и недостаточность фонематических процессов (21). Т.В. Александрова при общем недоразвитии речи выделяет три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы. Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова. Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет — самолет, сеавик — снеговик, няик — мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при коротых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звукона-полняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами (1). При диагностике нарушений слухового восприятия можно выделить несколько уровней становления понимания речи у детей с ОНР. 1. Нулевой: не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. 2. Ситуативный: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, родителей, куклы, но не различает по словесной просьбе изображения предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту. 3. Номинативный: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках, с трудом разбирается в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит). Не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем?). 4. Предикативный: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку и т.д.). Не различает грамматических форм слов.
5. Расчлененный: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) – флексиями, приставками, суффиксами («стол – столы», «улетел – прилетел») (19). Таким образом, дошкольники с ОНР имеют нарушения слухового восприятия. Для нарушения слухового восприятия у детей с ОНР характерно недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении, нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи, не различение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 Проблема слухового восприятия значима как в теоретическом, так и в практическом плане. Развитие слухового восприятия имеет особое значение для детей с общим недоразвитием речи. Слуховое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии: 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и
скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов; 5) завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода - различение правильного и неправильного произношения. У ребенка с общим недоразвитием речи как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже, чем у их сверстников. Нарушения слухового восприятия вызывают у детей с общим недоразвитием речи проблемы с фонетическим анализом, с восприятием словесных инструкций.
ГЛАВА II. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2.1. Исследование уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи Исследование состояло из трех этапов: 1 этап – констатирующий, цель – выявление уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 2 этап - формирующий, цель – разработка системы коррекционно- педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 3 этап – контрольный, цель – определение эффективности коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Общее недоразвитие речи». Списочный состав экспериментальной группы представлен в табл. 2.1. Таблица 2.1 Список экспериментальной группы № 1 Фамилия Имя Анна О. Возраст 5 лет 2 Варвара Л. 5 лет 3 Глеб Д. 5 лет 4 Егор Ш. 5 лет 5 Ирина В. 5 лет 6 Кирилл Д. 5 лет Заключение ПМПК Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития
7 Леонид Ж. 6 лет 8 Марина В. 5 лет 9 Никита У. 6 лет 10 Яна Т. 5,5 лет Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития После изучения теоретического материала по вопросу развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент. Для этого были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой (7), Г.Г. Голубевой (11), Н.В. Нищевой (25). Подробное описание методик оценка результатов представлены в приложении 1. 1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков. Инструкция: Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагалось прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке. 2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками. Ребёнку предлагалось послушать и повторить за логопедом серии из слогов. 3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай. 4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай 5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах. Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком. Задание: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с] ([з], [л], [ш], [ц])». При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л. Г. Парамоновой:
создание доброжелательной обстановки, установление контакта с ребенком. выяснение понимания ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов. применение четких инструкций по выполнению заданий. Результаты исследования по блоку 1 на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков представлены в табл. 2.2. Таблица 2.2 Результаты исследования по блоку 1 на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,5 1 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5 Результаты исследования показали, что половина детей затруднялась в дифференциации артикуляторно, заданного другие звука от дошкольники звуков далеких затруднялись в акустически и дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически. Дети чаще всего допускали ошибки при определении звуков [с], [з], [р], некоторые дети, не задумываясь хлопали при определении заданного звука. Результаты исследования по блоку 2 на повторение слогов с оппозиционными звуками представлены в табл. 2.3. Таблица 2.3 Результаты исследования по блоку 2 на повторение слогов с оппозиционными звуками № Список детей Количество баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,5 По результатам данного исследования видно, что 50% детей точно воспроизводили с перестановкой слогов, заменой, пропуском, другие 50% первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па). Наиболее трудными оказались следующие ряды слогов: ша– жа – ша, жа – ша – жа, ца – са – ца, са – ца – са, ра – ла – ра, ла – ра – ла. Результаты исследования по блоку 3 на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении представлены в табл. 2.4. Таблица 2.4 Результаты исследования по блоку 3 на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0 0,25 0,5 0,25 0,25 Из таблицы видно, что один ребенок не справился с заданием, большинство (6 человек) - восприятие слов-паратипов происходило как одинаковых, трое – показ картинки после стимулирования. Дети путались в показе нужных картинок, чаще всего допускали ошибки при показывании картинок: корка – горка, сова – софа.
Результаты исследования по блоку 4 на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении, представлены в табл. 2.5. Таблица 2.5 Результаты исследования по блоку 4 на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0 0,25 0,5 0,25 0,25 Исследование показало, что большинство дошкольников воспринимают слова-паратипы как одинаковые, лишь двое детей показывают картинки после стимулирования, один ребенок не справился с заданием. Дети неверно показывали следующие картинки: сайка- чайка, галка-галька, лак – рак. Результаты исследования по блоку 5 на восприятие и дифференциацию звуков в словах представлены в табл. 2.6. Таблица 2.6 Результаты исследования по блоку 5 на восприятие и дифференциацию звуков в словах № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,25 0,5 0,25 0 0 0,25 0 0 0,25
Исследование показало, что данное задание оказалось самым трудным, по сравнению с предыдущими. Четверо детей не справились с этим заданием, большинство детей показали больше половины картинок на заданный звук неверно, только один ребенок неверно отобрал 1-2 картинки, самостоятельно исправил ошибки. Дети допускали ошибки выборе картинок на заданный звук. Например, логопед произнес «кошка», ребенок сказал «Здесь есть звук [с]». Результаты исследования уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР представлены в табл. 2.7 и рис.2.1. Таблица 2.7 Результаты исследования уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5 0,25 0,5 1 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,5 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0 0,25 0,5 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0 0,25 0,5 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,25 0 0 0,25 0 0 0,25 Количество Уровень баллов 1,25 Н 2 С 3 С 1,25 Н 1 Н 0,5 Н 1,75 Н 2 С 1,25 Н 1, 75 Н Результаты исследования показали, что для дошкольников с ОНР характерным является низкий уровень развития слухового восприятия, который составил 70%, средний – 30%, высокий – 0%. 70 60 50 40 30 20 10 0 высокий средний низкий
Рис. 2.1 Результаты исследования уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР Таким образом, результаты проведенного исследования по изучению уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР показали, что низкий уровень преобладает, он составил 70%, средний – 30%, высокий – 0%. Чаще всего дети затруднялись в дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, в дифференциации звуков, смешиваемых в произношении, и восприятии и дифференциации звуков в словах. 2.2. Организация и проведение коррекционно-педагогической работа по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи На основании результатов констатирующего этапа эксперимента нами были определены основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию слухового восприятия. Цель формирующего этапа эксперимента: развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для развития слухового восприятия у детей с ОНР необходима системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений. Нами была разработана система совместной работы воспитателя и логопеда по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Программа формирующего эксперимента включала в себя 10 занятий, проводимые в игровой форме и дидактические игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, проводимые вне занятий, чаще при индивидуальной работе с воспитателем.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, логопедии и выстроено по принципу развивающего обучения, так же содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость: системности, доступности, принцип деятельностного подхода (организация логопедической работы осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка), повторяемости материала;, комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, научная обоснованность и практическая применяемость, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Разработанная нами программа формирующего эксперимента основывалась на анализе подходов разных авторов по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР, на концептуальные положения таких ученых как Г.А. Волкова (5), Н. И. Дъякова (4), Т.Б. Филичева (32), Г.В. Чиркина (32), Л.Ф. Спирова и А.В. Ястребова (28). В соответствии с их положениями для эффективной реализации системы работы необходимо учитывать следующие требования: 1. Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся со всей группой детей в первой половине дня. 2. Занятия проводятся двумя специалистами: логопедом и воспитателем, соблюдается принцип преемственности. 3. Продолжительность занятия в старшем дошкольном возрасте составляет 30 минут, в соответствии с возрастной нормой. 4. Материал для занятий и игр подбирается с учетом речевых возможностей детей.
5. Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего, с учетом системного подхода. 6. Обучение на занятиях осуществляется в ходе игровой деятельности. В них используются дидактические игры и упражнения по формированию звукопроизношения, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания, игры на развитие внимания, мышления и ориентировки в пространстве. 7. Задачи развития речи решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка. 8. Представленный материал решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также при максимальной «плотности» занятий эмоциональности. Это сохраняет достигается атмосферу благодаря непосредственности, использованию большого количества заданий, выполняя которые, дети могут подвигаться, сменить позу. Все это вносит в занятия оживление, предупреждает возникновение утомления, учит детей игровым действиям. 9. Применение в ходе занятий разнообразных демонстрационных материалов, способствует поддержанию устойчивого внимания детей. В нашей работе по развитию слухового восприятия у старших дошкольников с ОНР можно выделить следующие этапы: 1. Отграничение речевых единиц 2. Различение звуков на слух 3. Выделение звуков из ряда звуков 4. Дифференциация звуков с опорой на картинку 5. Определение количества звуков в слове, место звука 6. Звуковой анализ слова 7. Называние слов с опорой на схему Также программа воспитателя (см. рис.2.2). предполагает совместную работу логопеда и
Совместное планирование работы логопеда и воспитателя Совместные занятия, проводимые в игровой форме Интегрированная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя Индивидуальные занятия по заданию логопеда Обогащение речевой практики детей в режиме дня на основе изученного материала Присутствие воспитателя на занятиях логопеда Рис.2.2 Совместная работа логопеда и воспитателя В приложении 2 представлен пример конспекта занятия «Волшебная картинка осени». В табл. 2.8 представлено планирование дидактических игр и упражнений. Таблица 2.8 Планирование дидактических игр и упражнения Задачи по развитию фонематического восприятия 1. Отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение) 2. Развитие слуховой памяти, слухового внимания 3. Различение звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам 4. Определение звуко-слогового состава слова 5. Определение последовательности звуков в слове. Игры и упражнения «Вспомним разные слова», «Какой звук потерялся?», «Подскажи Петрушке звук». «Какой звук есть во всех словах?», «Хлопки», «Улавливай шѐпотом» «Найди картинку», «Найди себе пару», «Слова, рифмы, звуки», «Эхо», «Кто в домике живет», «Назовите слово», «Кто найдет короткое слово», «Слово можно прошагать». «Звуковая цепочка», «Найди слово», «Телевизор», «Где звук?», «Поймай рыбку», «Звуковая цепочка», «Поезд» В приложении 3 представлены игры и упражнения по развитию слухового восприятия у дошкольников с ОНР.
Таким образом, составленная программа формирующего эксперимента была направлена на развитие слухового восприятия у дошкольником с общим недоразвитием речи. Были выделены этапы коррекционно-педагогической работы, направления, принципы работы, учитывающие речевые особенности детей с ОНР. Были составлены конспекты занятия и подобраны игры и упражнения для развития слухового воспрития. 2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи После формирующего этапа экспериментальной работы нами был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность коррекционно-педагогической работы. Нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе. Результаты исследования по блоку 1 на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков представлены в табл. 2.9. Таблица 2.9 Результаты исследования по блоку 1 на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,5 0,5 1 0,5 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5
Результаты исследования показали, что половина детей затруднялась в дифференциации заданного звука от звуков далеких акустически и артикуляторно, другая половина – затруднялись в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически. Результаты исследования по блоку 2 на повторение слогов с оппозиционными звуками представлены в табл. 2.10. Таблица 2.10 Результаты исследования по блоку 2 на повторение слогов с оппозиционными звуками № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,5 По результатам данного исследования видно, что 50% детей не точно воспроизводили с перестановкой слогов, заменой, пропуском, другие 50% первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому. Результаты исследования по блоку 3 на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении представлены в табл. 2.11. Таблица 2.11 Результаты исследования по блоку 3 на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Количество баллов 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25
10 Яна Т. 0,5 Из таблицы видно, половина детей воспринимали слова-паратипы как одинаковых, остальные показывали картинки после стимулирования. Результаты исследования по блоку 4 на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении, представлены в табл. 2.12. Таблица 2.12 Результаты исследования по блоку 4 на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 Исследование показало, что большинство дошкольников воспринимают слова-паратипы как одинаковые. Результаты исследования по блоку 5 на восприятие и дифференциацию звуков в словах представлены в табл. 2.13. Таблица 2.13 Результаты исследования по блоку 5 на восприятие и дифференциацию звуков в словах № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Количество баллов 0,25 0,25 0,5 0,25 0, 25 0 0,25 0, 25 0, 25 0,25
Большинство детей показали больше половины картинок на заданный звук неверно. Результаты исследования уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР представлены в табл. 2.14 и рис.2.3. Таблица 2.14 Результаты исследования уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список детей Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5 0,5 0,5 1 0,5 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,5 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,5 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,25 0, 25 0 0,25 0, 25 0, 25 0,25 Количество Уровень баллов 1,5 Н 2, 25 С 3 С 1,5 Н 1, 25 Н 1 Н 2 С 2, 25 С 1,5 Н 2 С Результаты исследования показали, что для дошкольников с ОНР характерным является низкий уровень развития слухового восприятия, который составил 50%, средний – 50%, высокий – 0%. 50 40 30 высокий средний 20 низкий 10 0 Рис. 2.3 Результаты исследования уровня развития слухового восприятия у дошкольников с ОНР Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе представлен в табл. 2.15 и рис. 2.4. Таблица 2.15
Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе № Список детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Анна О. Варвара Л. Глеб Д. Егор Ш. Ирина В. Кирилл Д. Леонид Ж. Марина В. Никита У. Яна Т. Констатирующий этап 1,25 2 3 1,25 1 0,5 1,75 2 1,25 1, 75 Н С С Н Н Н Н С Н Н Контрольный этап 1,5 2, 25 3 1,5 1, 25 1 2 2, 25 1,5 2 Н С С Н Н Н С С Н С Из таблицы, видно, что уровень развития слухового восприятия повысился. На констатирующем этапе низкий уровень составлял 70%, на контрольном – 50%, т.е. уменьшился на 20%, средний уровень на констатирующем этапе был 30%, на контрольном стал 50%, т.е. увеличился на 20%. 70 60 50 40 высокий 30 средний 20 низкий 10 0 констатирующийконтрольный этап этап Рис.2.4 Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что низкий уровень составил 50%, средний – 50%. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа показал, что уровень развития слухового восприятия повысился на 20%. Для детей с ОНР характерными являются нарушения при определении места звука в слове, дифференциации
звуков в словах и звуков, смешиваемых в произношении. Сравнительный анализ результатов показал эффективность коррекционно-педагогический работы по развитию слухового восприятия. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Исследование состояло из трех этапов: 2 этап – констатирующий, цель – выявление уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 2 этап - формирующий, цель – разработка системы коррекционно- педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 3 этап – контрольный, цель – определение эффективности коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Общее недоразвитие речи». После изучения теоретического материала по вопросу развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент. Для этого были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой. На констатирующем этапе уровень развития слухового восприятия составил 70% - низкий, средний – 30%, высокий – 0%. Для развития слухового восприятия у детей с ОНР необходима системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений. Результаты контрольного этапа показали, что низкий уровень составил 50%, средний – 50%. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа показал, что уровень развития слухового восприятия повысился на 20%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие слухового восприятия. Нормальное развитие слухового восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Без достаточной сформированности слухового восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Преодоление нарушений фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР будет более эффективным в том случае, если будет использован системный подход, и если коррекция будет осуществляться дифференцированно с учетом специфических нарушений фонематических процессов. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Общее недоразвитие речи». Исследование состояло из трех этапов: 3 этап – констатирующий, цель – выявление уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 2 этап - формирующий, цель – разработка системы коррекционно- педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3 этап – контрольный, цель – определение эффективности коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. После изучения теоретического материала по вопросу развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент. Для этого были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой. 1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков. 2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками. 3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. 4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении 5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах. На констатирующем этапе уровень развития слухового восприятия составил 70% - низкий, средний – 30%, высокий – 0%. Для развития слухового восприятия у детей с ОНР необходима системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений. Результаты контрольного этапа показали, что низкий уровень составил 50%, средний – 50%. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа показал, что уровень развития слухового восприятия повысился на 20%. Таким образом, гипотеза подтверждена, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова [Текст]. – СПб: Детство пресс,2005. – 48с. 2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Электронный ресурс]: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/ html/?book=ananyev_individualnoe-razvitie_1968&bookhl= 3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии): [монография] [Электронный ресурс]:http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:9 424 4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/404589/ 5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение [Электронный ресурс]: http://www.persev.ru/book/la-venger-razvitie-vospriyatiya-v-ontogeneze 6. Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб.: Сайма, 1993. – 143 с. 7. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 524 с. 8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1095915/ 9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. – М., 2010. – 234 с. 10.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с 11.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие [Текст]. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 34 с. 12.Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями педагогики речи и [Текст]// психологии: Современные Научные труды тенденции специальной Всероссийской научно-
практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». – Самара, СГПУ, 2003. – С.70-83. 13.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. 14.Жинкин Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/3/0086/3-0086-1.shtml 15.Запорожец А.А. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1416965/ 16.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]. – М., 2001. – 254 с. 17.Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]. – М.: ACT: Астрель, 2007. – 318 с. 18.Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации [Текст]. – М.: Гнозис, 2001. – 270 с. 19.Краузе Е.Н. Логопедия [Текст]. – СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003. – 235 с. 20.Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 352 с. 21.Левина Р.Е., Никотина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии/ Психология [Текст]. – М., 2008. – 299 с. 22.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст]. – М., 2005. – 306 с. 23.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст]. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 287 с. 24.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. 25.Нищева Н. В. Речевая карта ребёнка с ОНР [Текст]. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 34 с. 26.Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1091603/
27.Онтогенез речевой деятельности: Норма и патология. Монографический сборник [Текст] / Отв. ред. Л.И. Белякова. –М.: Прометей, 2005. – 500 с. 28.Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей [Текст] // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2х т. –М.: Владос 1997. – 234 с. 29.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Крутецкий В.А. Психология. – СПб: Питер, 2000. – 712 с. 30.Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров Крутецкий В.А. Психология [Текст]/ В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – М.: Дашков и К, 2013. – 520 с. 31.Теплов Б.М. Психология [Электронный ресурс]: https://www.alterozoom. com/ documents/14170.html 32.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст]. – М., 1991.– 213с. 33.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст]. – М.: ACT, 2002. – 266 с. 34.Цветкова, Л. С. - Процесс называния предмета и его нарушение [Электронный ресурс]: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?ur l=/notices/index/IdNotice:28296/Source:default 35.Чистович Л. А., Кожевников В. А. Восприятие речи [Электронный ресурс]: http://lib100.com/book/common_psychology/lingvopsihologiya/html/?page=240 36.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие Крутецкий В.А. Психология [Текст]/ Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с. 37.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] // Известия АПП РСФСР. – 2008. – № 13. – С.101-133.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв