Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль "Логопедия")
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 700,8 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( Н И У « Б е л Г У » ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выпускная квалификационная работа студентки очной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия») 4 курса группы 02021206 Поденко Евгении Игоревны Научный руководитель: к.п.н., доцент Годовникова Л.В. БЕЛГОРОД 2016 1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………………...………6 1.1. Развитие воображения в онтогенезе…………………….…………6 1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи……………………………………………...……14 1.3. Роль воображения в психическом развитии детей с общим недоразвитием речи……………………………………..…………………….22 ГЛАВА МЛАДШИХ II. ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ РАЗВИТИЯ С ОБЩИМ ВООБРАЖЕНИЯ У НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………………………………..…………….32 2.1.Изучение развития воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи …………………………………….…………………….32 2.2.Содержание работы по развитию воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях…………………………………………………………….……….….35 2.3. Анализ полученных результатов…………………………….….44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………….……49 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………….…….51 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….55 2
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях крайне актуален вопрос непрерывного образования. В значительной степени эффективность образования зависит от развития такого навыка как воображение, отсюда можно полагать, что актуальность данной дипломной работы состоит в том, что на современном этапе развития образования главной проблемой становиться повышения количества детей с нарушениями речи и соответственно в связи с этим возрастает такая проблема, как предотвращения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения. На страницах коррекционно–педагогической литературы все чаще рассматривается проблема о роли воображения в развитии ребенка и о сущности механизмов воображения. По данным исследований таких авторов, как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой результативного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования встречающихся у детей знаний, содействует развитию личности, а значит, обусловливает эффективность учебной деятельности в школе. Рассмотрение литературных источников показал, что в педагогической и коррекционной формирования педагогики и развития проблемы, связанные воображения у с младших вопросами школьников, недостаточно изучены и мало разработаны. При всем том, именно эта область обладает немалым потенциалом для осуществления резервов комплексного подхода в обучении и в воспитании. Недостающая исследованность проблемы и ее значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для 3
детей с общим недоразвитием речи определяют актуальность выбранной темы исследования. Отсюда следует, что исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как нарушения в речи может создать определенные трудности в изучении программного материала в школьном учреждении, задерживает развитие их личностных качеств, вызывает проблемы в обучении. Исходя из актуальности данной дипломной работы была определена ее цель: разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР. Объект исследования: Процесс развития воображения младших школьников с ОНР Предмет исследования: Особенности развития воображения у младших школьников с ОНР Гипотеза исследования. Коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях: - Использование специальных методик; - Развитие воображения младших школьников с ОНР и их личности в целом. Задачи исследования. 1. Проанализировать литературные источники по проблеме воображения младших данного исследования. 2. Раскрыть особенности развития школьников с недоразвитием речи. 3. Диагностировать уровень развития воображения у младших школьников с ОНР. 4. Разработать коррекционно-педагогическую программу развития воображения. 4
Методологической основой нашего исследования являются разработки отечественных специалистов в области логопедии- В.П.Глухов, И.Н.Логиновой, Л. Э. Царгуш, Л.А. Зайцевой и других. Методы исследования: 1.теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме); 2.эмпирические (обобщение приобретенной информации). Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №11 г. Белгорода 15 учеников 1 класса, с заключение ОНР III уровня речевого развития. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Развитие воображения в онтогенезе Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX—XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения. Постепенно аспекты расширяются, изучения разрабатываются этой проблемы методики, все более позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе, с другой функциональное развитие данного процесса . Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (5). Основным содержанием построение образа, средств и процесса воображения конечного результата является предметной деятельности субъекта;в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; программируют, а в заменяют продуцировании деятельность; образов, в которые создании не образов, соответствующих описанию объекта (46). В результате этого рассматривается несколько точек зрения, согласно одной отличительной особенностью воображения можно считать то, что 6
оно непременно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем эти образы нельзя приобрести ни эмпирическим, ни логическим путем. В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Существенным действием в процессе воображения является представление, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его» (30). Согласно другой точке зрения, воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, потому что преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов (26). Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с работой правого полушария. Этот упрощенный подход не выявляет сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения образов воображения нужна работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить ее в речи: образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве (55). Процесс воображения тесно связан со следующими психическими процессами: - память (объём информации)- для создания, развития воображения. 7
- мышление (этапы создания образа воображения) - это первичные мыслительные операции: анализа и синтеза. - англютинация - (простейший процесс создания образа воображения) это разделение на части, имеющихся образов и создание новых путём присоединения частей одного образа к другому (кентавр, русалка). - эмоции образ воображения помимо познавательной функции отражает наше отношение к реальности (43). Воображение выступает основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком разнообразной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда отвечают реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение изображает сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой (7). Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно (3). Распознают четыре вида воображения: 8
Активное воображение один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов. Пассивное воображение состоит в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение выделяется тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Репродуктивное воображение при его применении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество (14). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (16). Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (20). Характер воображения зависит от своеобразия деятельности, осуществляемой человеком, что относится и к детской деятельности. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно 9
помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом значении, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы все это является продуктом творческого воображения. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический опыт педагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы намереваемся сформировать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения (41). В частности работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль (27). Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, объединенные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других наблюдается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга) (35). В процессе жизнедеятельности человека воображение осуществляет ряд специфических функций: 10
целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого; предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого; комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности; замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой; проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации (15). Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т.е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком (2). Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания (4). 11
Для развития соответствующего воображения опыта, расширение необходимо круга накопление представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт (1). Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека: в связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания и в единстве с мышлением, памятью, волей, чувствами (25). Установить какиелибо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень тяжело. Существуют примеры крайне раннего развития воображения. Например, Моцарт стал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях (52). Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании (33). Первые проявления воображения тесно с процессом восприятия (у ребенка 1,5 лет). Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые 12
ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину . Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра (2). Самый важный этап в развитии воображения происходит в процессе овладение ребенком речью - переход от выражения образов в деятельности к выражению их в речи. Главная особенность этапа - непроизвольный характер возникновения образов воображения (15). На третьем этапе развитие воображения связано с появлением активных форм. Процесс воображения становится произвольным (т.к. ребенок пытается его контролировать). Игры становятся целенаправленными и сюжетными (ребенок в 4-5лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом). Например, когда взрослый человек просит ребенка чтолибо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения (40). Один из важных сдвигов в развитии происходит школьном возрасте активизация процесса воссоздающего воображения необходимостью понимания учебного материала. 13 в связи с
Использование воображения для усвоения знаний (развитие способностей переработка образов восприятия в образы воображения). Ребенок школьного возраста активно получает новые и многогранные представления об объектах и явлениях реального мира (28). Отсюда вытекает, что эти представления основа для воображения и стимул к творческой деятельности школьника. Проанализировав литературные источники можно сделать вывод о том, что применяя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и с другой стороны, если целенаправленно организовать его фантазию, можно вырабатывать у ребенка культуру чувств. Это необходимо знать каждому логопеду и применять для своей работы при формировании личности учащегося. 1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда) (31). Недоразвитие речи имеет различное происхождение соответственно различную структуру аномальных проявлений. 14 и
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также впервые годы жизни ребёнка (44). Различная природа речевого дефекта находит выражение в различном соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии речи; она также определяет те компенсаторные возможности ребенка, на которые опирается специальное обучение. Так, при акустико-гностических нарушениях большую роль играет опора на осязательное, кинестетическое и зрительное восприятие. Постепенное звуковом накопление составе оптико-кинестетических слова подготавливает ребенка представлений к о нормальному использованию сохранившихся возможностей акустического восприятия и ко всемерному его развитию (49). При компенсации недоразвития речи, обусловленного речедвигательными отклонениями, большую роль играют слуховое восприятие ребенка, вибрационные ощущения, зрительная рецепция. Одна лишь коррекция артикуляционных дефектов не достигает нужных результатов. У детей с хорошим слуховым восприятием, способных улавливать тонкие нюансы ритмико-мелодической стороны речи, преодоление речевого недоразвития протекает, более благоприятно, чем при пониженных слуховых способностях. Для компенсации оптической агнозии характерна опора на слуховое и кинестетическое восприятие (34). Наряду с соотношением нарушенных и сохранных анализаторов в картине речевого недоразвития многое зависит от особенностей личности ребенка: от его чувствительности к оценке окружающих, от активности, от степени устойчивости его внимания и деятельности (20). Недостаточная психическая активность порой достигает степени самостоятельной аномалии. Она выражается то в повышенной возбудимости и неустойчивости внимания, то в крайней медлительности, 15
вялости, безучастности. В том и другом случае имеет место ослабление произвольной деятельности и познавательной активности, что может привести к отклонениям в речевом развитии. Таким образом, неотъемлемую часть специального педагогического процесса составляет воспитание черт личности, способствующих преодолению дефекта. Причины общего недоразвития речи - сложный вопрос. Вопрос о генезисе общего недоразвития речи должен решаться исходя из представления о сложном составе предпосылок, подготавливающих возникновение и формирование речевой деятельности в целом (31). Причины общего недоразвития речи не могут быть правильно поняты вне анализа возникновения дефекта. Этот анализ должен ответить по крайней мере на два вопроса: а) каковы особенности первичного нарушения и связанных с ним последствий; б) каково состояние компенсаторных сил ребенка, зависящих от качества других способностей, от его психической активности. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности: Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. Ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; Речь детей с ОНР малопонятна. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом (23) . Для понимания вопроса об особенностях развития речевой деятельности у детей с ОНР необходимо учитывать тот факт, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с 16
элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Поэтому целесообразно рассматривать и описывать характерные особенности развития речевой деятельности, исходя из трёх уровней речевого развития, впервые установленных и описанных Р. Е. Левиной (31). Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. По своему звучанию лепетная речь состоит как из сходных со словами элементов (петух - «уту», киска - «тита»), так и из совершенно непохожих на правильное слово звуковых сочетаний (воробей - «ки») . Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных общеупотребительных слов слов. и лишь Значения небольшого слов количества неустойчивы и недифференцированны. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети, находящиеся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной речевой работе, прежде чем приступить к систематическому овладению школьными предметами. Такую дошкольную подготовку дети могут получать в подготовительном классе при логопедической школе (21). В школьном возрасте дети вовсе не говорящие или находящиеся на уровне лепетной речи встречаются сравнительно редко, в тех случаях, 17
когда неблагоприятно складываются условия бытового общения (неблагоприятная речевая среда, характерологические особенности ребенка и др.). Чаще всего к 7-8 годам дети достигают второго уровня речевого развития (13) . Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (преимущественно качественных) прилагательных и наречий. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки чаще всего оказываются неудачными. На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм. Произношение звуков и слов, как правило, нарушено резко. Легко обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом (31). Дети, находящиеся на этом уровне речевого развития, составляют основной контингент учащихся младших классов логопедической школы. Обучение их в специальной школе ведется по особым программам с применением своеобразных методов. Встречаются также дети, общее недоразвитие речи у которых значительно менее выражено. Можно считать, что такие дети находятся на третьем, более высоком уровне развития речи . 18
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются (36). В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные) . У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи в основном хорошее но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами (39). Большинство комплексное высших строение, психических основанное на функций имеют взаимодействии сложное нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у 19
детей с ОНР не только замедленно, но и в значительной мере изменено. Так, Э.Л. Фигередо (48) провел исследования и сделал вывод, что у детей с ОНР наблюдаются определенные качественные особенности развития психических функций по сравнению с нормально говорящими дошкольниками. Автор отмечает, что внимание у детей с нарушением речи недостаточно устойчивое и плохо распределяется, что особенно проявляется в невозможности сочетать речевую и какую-нибудь другую деятельность. Объем внимания недостаточный, а продуктивность намного ниже, чем у нормально говорящих. Также отмечается недостаточность развития произвольных форм внимания. У большинства детей с ОНР выявлена неполноценность слухового восприятия, замедленность, фрагментарность, непостоянство, неустойчивость порогов восприятия. Имеются нарушения и тонких форм зрительного гнозиса, пространственные и временные нарушения. Детям требуется больше времени для приема, переработки зрительных, слуховых и других видов впечатлений. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности (48). Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического особенности развития их обуславливает мышления. Обладая некоторые специфические в полноценными целом предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления. Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических 20 сведений (8). У
значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания (30). У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. Д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией*. Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий. У детей с первичным недоразвитием речи в более ранние сроки появляются понимание речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру (54). Диагностическим признаком для отграничения их от умственно отсталых детей является диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи. Их отличает недостаточности. формирование также Первичная первоначально критичность патология сохранных к речи собственной речевой безусловно, тормозит умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере 21
коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов (33). Согласно исследованиям Л. Э. Царгуш (51) было обнаружено, что у детей с ОНР среди множества особенностей в познавательной сфере имеются. особенности. личности: эмоциональная.незрелость; несформированность основных предпосылок ведущей деятельности; недостаточная способность к произвольной деятельности. Таким образом, первые два уровня общего недоразвития речи характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. 1.3 Роль воображения в психическом развитии детей с общим недоразвитием речи Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение - это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы (47). Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает предметами, подражая взрослым (7). 22 действовать с воображаемыми
У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории (4). Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последний так же является воображение (42). Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов При изучении детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточный объем наблюдаются сведений об неустойчивость окружающем, внимания, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и 23
неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения (36). В.П.Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками (12). Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственно: использование штампов, однообразность, инертность, им требуется значительно больше времени, для включения в работу. В ходе выполнения заданий отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников изза меньшего словарного грамматического строя, пространственного запаса, они упрощения обнаруживают оперирования образами. фраз, нарушений низкий Воображение уровень детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей (32). В.П.Глухов отмечает, что недостаточная подвижность, комбинаторных функций для детей инертность, воображения и с ОНР быстрая более характерны: истощаемость низкий уровень пространственного оперирования образами. Дети старшего дошкольного возраста, страдающие общим недоразвитием речи, отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню продуктивной деятельности воображения. Исследования Вадима Петровича показывают нам важность 24
особого внимания к развитию воображения детей с речевой патологией, учитывая важнейшую роль этого процесса в общем познавательном развитии ребенка (12). Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей с общим недоразвитием речи (17). У детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых. По данным О.М.Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей — 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с ОНР отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2, 5 слова из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас (11) . Так же исследовала воображения у младших школьников с ОНР Т.С.Овчинникова (29). Воображение оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Результаты показали, что все эти параметры значительно ниже у детей с ОНР, чем у нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ОНР имели бедный словарный запас, при выполнении заданий использовали 6 категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты солнце, луна). Дети с 25
нормальной речью использовали 14 категорий (добавив к перечисленным посуду, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР был в 2 раза ниже, в группе детей с речевой нормой. У детей с ОНР было 54 оригинальных ответа, а в группе нормально развивающихся детей 78, причем эти ответы были разнообразны и часто неожиданны, в них отображался более богатый ряд представлений, обозначенных словом. Современные специалисты (О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) (10;12) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР: 1) снижение мотивации в деятельности; 2) снижение познавательных интересов; 3) бедный запас общих сведений об окружающем мире; 4) отсутствие целенаправленности в деятельности; 5) несформированность операционных компонентов; 6) сложность в создании воображаемой ситуации; 7) недостаточную точность предметных образов — представлений; 8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; 9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы В исследовании И.Н.Логиновой (22) изучались особенности воображения у старших дошкольников с ОНР (2 — 3 уровень речевого развития). Эксперимент показал, что в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР характерно только воссоздающее воображение. Оно обладает недостаточной целенаправленностью, гибкостью и повышенной истощаемостью. Ассоциации носят косный, стереотипный характер 26
Согласно результатам исследования Л.А. Зайцевой (14) позволяют определить особенности воображения у учащихся с нарушениями речи: Активность процесса воображения значительно снижена в сравнении с нормально говорящими; Невербальное творческое воображение развито лучше, чем вербальное; Возникающие в воображении детей образы не всегда соответствуют предложенному им словесному описанию; Вербальное воображение значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников: представления и образы зачастую не имеют силы, яркости, четкости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков; отмечается недостаточная гибкость и пластичность процессов воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества; Дети чаще, чем их нормально говорящие сверстники, склонны рисовать в своем воображении печальные, пессимистические, безрадостные картины, что связано с часто встречающимися у них такими неблагоприятными личностными чертами, как замкнутость, повышенная чувствительность при попытках речевого общения, сниженная эмоциональная реакция на успех или неудачу, на свое положение в коллективе; Уровень развития творческого воображения коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения, у нормально говорящих — с возрастом; На процесс развития воображения у детей с нарушением речи отрицательно влияют неустойчивость внимания, нарушение восприятия, мнестической деятельности, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также низкий уровень владения языковыми средствами. Л.С. Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий (38). 27
Воспроизводящая деятельность - это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения (50). Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» (6). Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не - верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении (53). В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть (18). 28
Воображение ребенка, способность фантазировать активно развивается в результате исследовательского поиска. Важно понимать механизмы связи и функционирование этих процессов. К важнейшим функциям детского фантазирования в психологии принято относить познавательную функцию. Ярко проявляющееся стремление ребенка к сочинительству историй и придумыванию несуществующих событий, именуемых фантазированием, общеизвестно. Дивергентным мышлением в психологии называют альтернативное мышление. Дивергентная задача это задача, имеющая не один, а множество правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей (45). Дети с ОНР испытывают трудности в подборе эпитетов, при пересказе сказок упускают причинно-следственные связи; особые трудности возникают при рассказе от другого лица (героя сказки). Привнесение собственного опыта при рассказывании без специального обучения большинством детей с ОНР не применяется. Характеризуя воображение детей, Л.С.Выготский говорил о необходимости понять психологический механизм воображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью. “Творческая деятельность воображения, - пишет Л.С.Выготский, находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение” (9). Эту мысль ученого следует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию, 29
богатство, которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей. Обязательным условием для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии (25). Существуют общие темы («вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного), имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, и конкретные темы, с четким указанием места и действия, требующие точного выполнения. Они помогают осуществлять диагностику уровня воображения(37). Исходя из всего выше сказанного, можно отметить следующие моменты: · процесс развития воображения включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. · накопление материала включает в себя внешнее и внутреннее восприятие, являющееся основой для развития воображения. Это то, что видит и слышит ребенок. · воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой, воображение формируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Выводы по Главе I: 1. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме: - воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания; 30
- воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику; - деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью; - воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. 2. Процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи несколько иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. 3. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности. 4. Отмечаются специфические особенности воображения у детей с ОНР: · снижение мотивации в деятельности; · снижение познавательных интересов; · бедный запас общих сведений об окружающем мире; · отсутствие целенаправленности в деятельности; · несформированность операционных компонентов; · сложность в создании воображаемой ситуации; · недостаточную точность предметных образов — представлений; · непрочность связей между зрительной и вербальной сферами. 31
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2.1. Изучение развития воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи Целью нашего исследования является выявление особенностей развития воображения у детей с общим недоразвитием речи. Задачи которые мы перед собой ставили: 1.Подобрать диагностические методики; 2.Провести исследование для выявление уровня развития воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи; 3.Сделать вывод об уровне развития воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №11 г. Белгорода В исследование приняли участие 20 детей младшего школьного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. Обследование начиналось с предварительной беседы, целью которой было установление контакта с учащимися и создание положительной мотивации для дальнейшей работы. Для исследования мы подбирали испытуемых одинаковой возрастной группы и одинаковой структуры речевого дефекта. Для определения уровня развития воображения целесообразно было использовать следующие диагностические методики: Методика «Нарисуй что-нибудь» Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей, предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 4 5 минут. Качество рисунка оценивается по следующим критериям: 32
10 баллов Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны. 8-9 баллов Ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунков проработаны неплохо. 5-7 баллов Ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление. 3-4 балла Ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны. 0-2 балла За отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития: 10 баллов очень высокий; 8-9 баллов высокий; 5-7 баллов средний; 3-4 балла низкий; 0-2 балла очень низкий. Методика «Придумай рассказ». Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение одной минуты, а затем пересказать его в течение второй минуты. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: 1) скорость придумывания рассказа; 33
2) необычность, оригинальность сюжета; 3) разнообразие образов, используемых в рассказе; 4) проработанность и детализация этих образов; 5) эмоциональность образов. По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Скорость придумывания рассказов оценивается: 2 балла если ребенку удалось придумать рассказ не более, чем за 30 секунд. 1 балл если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты. 0 баллов если ребенок за 1 минуту так и не смог ничего придумать. Необычность, оригинальность сюжета оценивается: 2 балла если сюжет рассказа придуман самим ребенком, оригинален. 1 балл если ребенок привносит в виденное или слышанное чтонибудь новое от себя 0 баллов если ребенок просто механически пересказывает то, что когда-либо он видел. Разнообразие образов оценивается: 2 балла если в рассказе имеется 4 и более персонажа (вещи, события). 1 балл если в рассказе используется 2-3 персонажа. 0 баллов если в рассказе говорится только об одном персонаже. Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом: 2 балла если объекты, упомянутые в рассказе характеризуются тремя и более признаками. 1 балл если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака. 0 баллов если персонажи в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются. 34
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так: 2 балла если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоционально. 1 балл если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ. 0 баллов если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя. Выводы об уровне развития: 10 баллов очень высокий; 8-9 баллов высокий; 4-7 баллов средний; 2-3 балла низкий; 0-1 балл очень низкий Методика “Скульптура”. Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина. Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов. 0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками; 2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо; 4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух трех; 6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии; 8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана; 35
10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом. Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом. 25- 30 - баллов - очень высокий уровень; 19 - 24 баллов - высокий уровень; 10 -18 баллов - средний уровень; 5 - 9 баллов - низкий уровень; 0 - 4 баллов - очень низкий уровень. По первой методика «Нарисуй что-нибудь» большая часть детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы показали средний балл. Десять показали малопродуманны, низкий балл, отсутствовала так как оригинальность рисунки в были исполнении, присутствовали просьбы помочь придумать изображаемое, отсюда следует, что фантазия у детей которые показали низкий уровень слабо развита. Мальчик показавший высокий уровень рисовал с интересом, в его рисунках отслеживается элементы творческой фантазии, детали прорисованы хорошо. Рисунки этого мальчика произвел большой интерес и поразил своей оригинальностью. Дети, показавшие средний балл рисовали животных, сказочных героев, дома, но элемент творческой фантазии прослеживается неплохо (результаты по исследованию см. В таблице 1). 36
Таблица 1 Результаты по методике «Нарисуй что-нибудь» Уровень развития Количество детей (%) Очень высокий 0 Высокий 6,7%-1 человек Средний 26,7%-4 человека Низкий 66,6%-10 человека Очень низкий 0 По второму заданию больше половины всех детей из группы показали низкий балл. Им понадобилось много времени в составлении рассказа, просили помощи в составлении, герои их были малоинтересны и банальны. Остальные дети показали средний уровень в придумывании рассказов. На придумывания рассказа этим детям потребовалось около минуты, в рассказе присутствовало множество разнообразных по характеру и поведению персонажей, дети рассказывали с энтузиазмом, эмоционально, а так же мимикой и жестами передавали настроения, действия героев (результаты по исследованию см. В таблице 2). Таблица 2 Результаты по методике «Придумай рассказ» Уровень развития Количество детей(%) Очень высокий 0 Высокий 0 Средний 26,7%-4 человека Низкий 73,3 %-11 человек Очень низкий 0 37
По третьей методике 1 ребенок показал высокий балл и 8 детей средний. Эти дети быстро придумали скульптуру за короткий промежуток времени, лепили с интересом, их скульптуры отличались оригинальностью, так же многие из детей в конце процесса лепки дали своим скульптурам различные названия, что тоже отличалось оригинальностью. Остальные дети показали низкий уровень, так как они не смогли придумать скульптуру и просто скатали пластилин в шар и сказали, что он все выполнили. Таблица 3 Результаты по методике «Скульптура» Уровень развития Количество детей(%) Очень высокий 0 Высокий 6,7%-1человек Средний 53,3%-8 человек Низкий 40%-6 человек Очень низкий 0 Вывод: По проведенному нами исследованию можно сделать вывод о том, что у большинства детей младшего школьного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи такой психический процесс, как воображение развит на среднем уровне. Они без затруднения могут придумать рассказ, который будет отличаться своей оригинальностью и продумыванием образов, так же у них не вызывает затруднения нарисовать любой рисунок. Эти дети очень эмоционально передают все эмоции героя. По многим рисункам можно сказать, что у них отслеживает творческая фантазия. С другой стороны у некоторых детей отсутствует мотивация в выполнении заданий, у них бедный запас об окружающем мире, они испытывают трудности в создании воображаемой ситуации, отсюда проблемы в создании точных образов. 38
2.2. Содержание работы по развитию воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях По результатам исследования проведенного нами в начале учебного года, мы составили программу для развития воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использованию воображения для выполнения различных заданий. В соответствии с целями программы, мы решали следующие задачи: 1. Создать условия для развития воображения учащихся с ОНР III уровня речевого развития. 2. Развитие активного словаря и речи учащихся с ОНР III уровня речевого развития. воспитанию 3.Способствовать эстетического чувства, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного. 4. Развитие пространственных представлений у детей. Основные методы работы: групповые, коллективные. Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому, в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы. Очень многие младшие школьники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки. Занятия рассчитаны на проведение 1 - 2 раз в неделю. При организации работы с детьми учитывались индивидуальные особенности развития воображения. 39 их возрастные и
Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали на занятии и того что понравилось больше всего. Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на: · познание объектов, ситуаций, явлений; · создание новых объектов, ситуаций, явлений; · преобразование объектов, ситуаций, явлений; · использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве. В связи с этим предлагаются использовать ряд методик (игр и упражнений) на логопедических занятиях для развития воображения младших школьников с ОНР (см.приложение 2), которые включены в календарно-тематическое планирование учителя-логопеда (см.таблицу 4). Таблица 4 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий № п/п 1 2 ТЕМА ЗАНЯТИЯ КОЛ-ВО Обследование 4 Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, 2 мелкой ручной моторики. 3 Обследование воображения 4 4 Речевые и неречевые звуки 2 5 Звук и буква А 2 6 Звук и буква У 2 7 Упражнение направленное на развитие воображения «НЛО» 3 8 Звуки и буквы А-У 1 9 Упражнение направленное на развитие воображения «Изобрази животное» 10 Звук и буква М 2 11 Звук и буква О 2 40
12 Звук и буква С 2 13 Упражнение направленное на развитие воображения «Море и небо». 3 14 Звук и буква Х 2 15 Звук и буква Ш 2 16 Упражнение направленное на развитие воображения « 4 Составление из букв осмысленных слов» 17 Звуки и буквы С-Ш 1 18 Звук и буква Л 2 19 Звук и буква Ы 2 20 Упражнение направленное на развитие воображения « Круги на 2 воде» 21 Звук и буква Н 1 22 Звук и буква Р 2 23 Упражнение направленное на развитие воображения «Взгляд в 1 будущее» 24 Звуки и буквы Л-Р 1 25 Звук и буква К 2 26 Звуки и буквы К-Х 1 27 Упражнение направленное на развитие воображения 3 «Незаконченные фигуры» 28 Звук и буква П 1 29 Звук и буква Т 2 30 Звук и буква И 2 31 Упражнение направленное на развитие воображения «Завершение 4 рассказа» 32 Звук и буква З 1 33 Звуки и буквы С-З 2 34 Звук и буква В 2 35 Звук и буква Ж 2 41
36 Упражнение направленное на развитие воображения 3 «Составление рассказа с использованием отдельных слов» 37 Звуки и буквы Ж-Ш 1 38 Звуки и буквы З-Ж 1 39 Звук и буква Б 2 40 Упражнение направленное на развитие воображения «Веер» 3 41 Звуки и буквы Б-П 1 42 Звук и буква Г 2 43 Звуки и буквы Г-К 1 44 Упражнение направленное на развитие воображения «Поиск 2 аналогов» 45 Звуки и буквы К-Г-Х 1 46 Звук и буква Д 2 47 Звуки и буквы Т-Д 1 48 Звук и буква й 1 49 Упражнение направленное на развитие воображения 3 «Незаконченные рисунки» 50 Буква Ь на конце слова 1 51 Буква Ь в середине слова 1 52 Разделительный Ь 1 53 Звук и буква Е 2 54 Буква Ё, ё в начале слога и слова 1 55 Буква ё после согласных. Буквы О-Ё 1 56 Упражнение направленное на развитие воображения «Три слова» 3 57 Буква Я, я в начале слога, слова 1 58 Буква Я после согласных. Буквы А-Я 1 59 Буква Ю, ю в начале слога, слова 1 60 Буква Ю после согласных. Буквы У-Ю 1 61 Звук и буква Ц 2 42
62 Звуки и буквы С-З-Ц 1 63 Звук и буква Ч 2 64 Звуки и буквы Ч-Т 1 65 Звук и буква Щ 2 66 Звуки и буквы Ш-Ч-Щ 1 67 Звук и буква Ф 2 68 Диагностика уровня оображения 1 69 Звуки и буквы В-Ф 1 70 Звук и буква Э 2 71 Твердый знак 1 72 Гласные звуки и буквы 2 73 Деление слов на слоги 1 74 Ударение 1 75 Согласные звуки и буквы 2 76 Согласные звонкие и глухие 1 77 Согласные твердые и мягкие 1 78 Звуковой анализ слов 1 79 Диагностика 4 Итого часов за год: 142 Вывод. Во время проведения формирующего эксперимента ученики были вовлечены в активную деятельность. В процессе выполнения игр и упражнений дети учились создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, старались контролировать степень соответствия результата поставленной задачи. В ходе выполнения предложенных им упражнений многие дети проявляли высокую активность, старались отличиться от других, выделиться оригинальностью решений. Положительные результаты, удача в выполнении задания еще больше стимулировали детей к выполнению им. 43
2.3. Анализ полученных результатов На завершающем этапе исследования был проведен итоговый эксперимент, с целью проверки эффективности апробированных приёмов по развитию воображения. Контрольный эксперимент позволил оценить результативность формирующего эксперимента. В процессе контрольного исследования использовались те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента. При изучении умения детей творчески использовать знания в конкретных условиях и обстоятельствах результаты значительно улучшились. По первой методика «Нарисуй что-нибудь» большая часть детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы показали высокий балл. Результаты по контрольной диагностике приведены в таблице 4. Таблица 5 Контрольные результаты по методике «Нарисуй что-нибудь» Уровень развития Очень высокий Высокий Количество детей (%) 0 60 %- 9 человек Средний 40%- 6 человек Низкий 0 Очень низкий 0 Итак, после проведенной работы первоначально мы определили, насколько изменился уровень развития школьников с ОНР. 44 воображения у младших
20 15 До 10 После 5 0 Очень высокий Высокий Средний Низкий Оень низкий Рис. 1 Анализ исследования уровня развития воображения «до» и «после» развивающей работы по методике «Нарисуй что-нибудь» Полученные результаты свидетельствуют о том, что у младших школьников повысился уровень развития воображения. Для большинства школьников - 14 детей, с которыми проводилась специальная работа по развитию воображения, характерен высокий уровень развития воображения: присутствовала оригинальность в исполнении работы, дети рисовали с огромным интересом, детали рисунков проработаны хорошо. В рисунках этих детей отслеживается элемент творческой фантазии. Рисунки этой группы детей отличаются особой эмоциональностью, красочностью исполнения. Средний уровень развития воображения стал характерен для 4 школьников, они останавливались, выполняли задания в просили наглядный медленном пример. темпе, часто Неопрятность, неаккуратность выполнения задания у отдельных детей сохранилась. По сравнению с этапом констатирующего эксперимента, уровень развития воображения. Повысился, однако, у 1 ребенка так и остался низкий уровень развития воображения. На придумывание рассказа у него ушло около 5 минут, рассказ не был насыщен объектами и в нем фигурировало всего охарактеризованы. 2 Образы персонажа, в рассказе эмоционального впечатления. 45 которые не никак производят не были никакого
Таблица 6 Контрольные результаты по методике «Придумай рассказ» Уровень развития Количество детей(%) Очень высокий 0 Высокий 53,3%-8 человека Средний 40%-6 человек Низкий 6,7%-1 человек Очень низкий 0 15 10 До После 5 0 Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий0 Рис. 2 Анализ исследования уровня развития воображения «до» и «после» развивающей работы по методике «Придумай рассказ» По сравнению с этапом констатирующего эксперимента, уровень развития воображения. Повысился, однако, у 1 ребенка так и остался низкий уровень развития воображения. На придумывание рассказа у него ушло около 5 минут, рассказ не был насыщен объектами и в нем фигурировало всего охарактеризованы. 2 Образы персонажа, в рассказе которые не никак производят не были никакого эмоционального впечатления. В рассказах детей показавшие высокий и средний уровень присутствовало более 3 персонажей, они были насыщенны событиями и явлениями. Почти все герои рассказов были очень разнообразны, имели много отличающихся друг от друга признаков. Дети придумывали и 46
рассказывали очень эмоционально, что произвело огромное впечатление на слушателей. Таблица 7 Контрольные результаты по методике «Скульптура» Уровень развития Количество детей(%) Очень высокий 0 Высокий 53,3%-8 человека Средний 40%-6 человек Низкий 6,7%-1 человек Очень низкий 0 Последним этапом нашего исследования являлось определение того, как изменился уровень развития воображения у школьников по методике «Скульптура» после проведённой целенаправленной работы. 15 10 До 5 После 0 Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий Рис.3 Сравнительные результаты по методике «Скульптура» Больше половины школьников показало высокий уровень по данной методике (результаты приведены в табл.6), что показывает что по сравнению с этапом констатирующего эксперимента, уровень развития воображения повысился ( результаты приведены в диаграмме 3.) Низкий уровень показал только один мальчик, он так и не смог придумать скульптуру и просил помощи у других детей. В итоге мальчик слепил кольцо и сказал, что больше он ничего придумать не может. Группа, показавшая средний балл придумали необычные скульптуры, детали были проработаны плохо. 47
Дети, показавшие высокий уровень быстро придумали различные скульптуры, их подделки были достаточно оригинальны, детали были тщательно проработаны. Большинство детей придумали историю своей скульптуре, что показывает о наличии творческой фантазии. Школьники лепили с большим удовольствием. Их подделки производят приятное эмоциональное впечатление. Итак, после формирующей работы с помощью упражнений направленных на развитие воображения, уровень развития воображения у большинства младших школьников увеличился. На констатирующем этапе высокий уровень развития показал 1 школьник, после использования упражнений, количество младших школьников с высокими показателями увеличилось на 8. Остальные детей улучшили свои показатели и перешли с низкого уровня на средний, и только один мальчик остался на прежнем уровне, но свои баллы по всем методикам значительно увеличил. С этим учащимся следует продолжать работу по развитию воображения. В целом, проведенная нами работа дала положительные результаты. У школьников с ОНР повысился уровень воображения, они стали более аккуратными, с помощью упражнений также обогатился их словарь, улучшились графические навыки. Многие упражнения задействовали еще такие высшие психические функции, как внимание и память. Экспериментальная реализация комплекса упражнений показала, что предлагаемая система занятий, заложенных в комплексе, эффективна и дает положительные результаты в развитии познавательной сферы школьников, в частности воображения.. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью данной дипломной работы выступала разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР. Были реализованы следующие задачи: 1. Провести отбор литературы по данной тематике. 2. Рассмотреть особенности развития воображения младших школьников с общим недоразвитием речи. 3. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития воображения у младших школьников с ОНР. 4. Разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию воображения. Предметом исследования были особенности развития воображения у младших школьников с ОНР Рассмотрение теоретических источников по изучаемой нами проблеме показал, что проблема совершенствования процесса воображения у младших школьников с общим недоразвития речи посредством использования различных методик изучена недостаточно. Можно дать следующие рекомендации по развитию воображения: 1.Упражнения по развитию воображения должны быть регулярными. 2. Наряду с воображение необходимо развивать мышление, память, восприятие и внимание. 3. При выполнении заданий ориентироваться на индивидуальные особенности школьников. Данная выпускная работа разрешает обобщить сведения и особенности воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи, понять специфику неполноценности воображения у таких детей, а также педагогическую программу по развитию 49 формирования процесса разработать коррекционновоображения в связи с
результатами диагностики проведенной на констатирующем этапе исследования. Констатирующий этап исследование проводился на базе МБОУ СОШ №11 г. Белгорода 15 учеников первого класса с психолого-педагогическим заключением общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. В итоге проведённое нами исследование разрешило определить особенности воображения младших школьников с ОНР. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они дают понять нам, что у школьников с общим недоразвитием уровень развития воображения в большинстве случаев низкий: у многих детей отсутствует мотивация в выполнении заданий, у них бедный запас об окружающем мире, они испытывают трудности в создании воображаемой ситуации, отсюда проблемы в создании точных образов. Дети испытывали сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией. Поэтому применение различных развивающих методик для оптимизации процесса воображения у таких детей является необходимым. Таким образом, цель и задачи исследования можем считать достигнутыми. В дальнейшем предлагаем расширить коррекционный потенциал мероприятий, направленных на развитие воображения у детей с общим недоразвитием речи. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология Б.Б.Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987. 4. Арвин Дж. Познание и мотивация. М., 2001. 5. Большая энциклопедия. В 30-ти т. Т.23. - М.: Энциклопедия, 6. Брунер Д.Ж. Психология познания. – М.,2006 7. Брушлинский 2006 А.В. Воображение и творчество. Научное творчество. – М.,2005 8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. 9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997 10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. 11. Дьяченко О.М.- Об основных направлениях развития воображения у детей//Вопросы психологии-2009 12. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1985 13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников,- М., 1993. 14. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации//Мн.: НМЦентр, 1994. 15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. – М.,1986. -Т. 1. 16. Ильенков Э. В. О воображении. // Народное образование. – 2006. - № 3. 17. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 2005. 51
18. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. 19. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи – М.: АСТ, 2003. 21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. 22. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи// Инфра-М-2005 г. 23. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. Под ред. А.Р.Лурия. – М.: Мир, 1974 24. Маклаков А.Г.- Общая психология. Учебник для вузов -2008 25. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002 26. Мухина, В.С. Детская психология/Под ред. Венгера Л.А. \\В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. 27. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси, 1972 28. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 2002. 29. Овчиникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Акад. Проект, 2004. 30. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002 31. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной.М.: Просвещение, 1967.- 367 с 32. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М., 2005 33. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971 34. Педагогика: Основы обучения и воспитания детей - М., 1998. 35. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – 304с 52
36. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка / С.В. Плотникова М.: Флинта, 2011. - 224 с 37. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. 38. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. – Вопросы психологии, 1997 -№1. 39. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./ Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха – СПб.: Питер, 2009 – 1096 с 40. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – Минск, 2006 41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999 42. Самсонов Н. В. Развитие воображения у детей. – М., 2008 43. Сидоров П.И, Парняков-Введение в клиническую психологию//Том 1,2000 г 44. Слепович Е.С., Гаврилко Т.И., Поляков А.М. Размышление о воображении в контексте психологической практики «Психологии ребенка с аномальным развитием» // Образовательные практики: амплификация маргинальности. – Мн., 2000. 45. Солсо Р. Л. Когнитивная психология – М., 1996 г 46. Сосновский Б.А. Психология. - М., 2005 47. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. 48. Фигередо.Э.Л..Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Пед. Наук: 13.00.03/ Э.Л. Фигередо; АПН СССР. НИИ дефектологии.- М., 1989.. 49. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание с обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Издательство Гном и Д»,2000 53
50. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1998. 51. Царгуш Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автор. дис…канд.пед.наук.М.,1987 52. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/Г.А.Цукерман // Вопросы психологии.2002.- №5. 53. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова. - М.: АО "Столетие", 1994. 54. Яковлев И.А. Мир знаний. М., 2008. 55. Ясюкова Л.Ф. Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников. М., 2003. 54
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв