Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития

Для изучения и коррекции развития невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития было исследовано 45 учащихся 1-х классов, из них 20 первоклассников с задержкой психического развития (средний возраст 8 лет), и 25 нормально развивающихся учащихся (средний возраст – 7 лет). В качестве экспертов выступали родители учащихся и учителя. Измерялись: особенности развития общения младших школьников (Методика «Экспрессивные характеристики общения ученика» В.А. Лабунской), понимание и использование младшими школьниками невербальных средств общения, то есть жестов (методика «Жесты в ситуациях общения» и «Жесты» О.В. Защиринской), понимание родителями и учителями роли коммуникативных умений в развитии личности ребенка (методика определения особенностей общения ребенка А.Н. Малаховой). Результаты исследования: После проведения коррекционно-развивающих ученики используют конвенциональные жесты более осмысленно, чем до проведения программы, узнают и правильно указывают на то, в каких ситуациях общения эти жесты используются. В основной жестовый словарь первоклассников входят жесты, которые направлены на коммуникацию с партнером по общению. Ученики лучше устанавливают эмоциональные связи, так как при повышении коммуникационных способностей, возрастает уровень эмпатии. Расширяется диапазон используемых жестов увеличивается, повышается уровень саморегуляции и информативности общения. Уровень понимания и частота воспроизведения коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов повышается в группах первоклассников с задержкой психического развития и группе нормально развивающихся сверстников. При этом значительных различий между средними знаниями полученных данных учеников первого класса с отставанием в развитии и первоклассников с нормально развивающимся интеллектом не обнаружено. Понимания и учета учителями индивидуальных особенностей невербальной коммуникации младших школьников с задержкой психического развития в различных ситуациях общения не было обнаружено и до и после проведения коррекционно-развивающих занятий. Отмечаются сложности восприятия учителем младшего школьника как полноценного партнера по общению. Родители первоклассников с задержкой психического развития адекватно оценивают состояние коммуникации ребенка. Родителями отмечалась динамика развития осмысления, понимания и использования различных групп жестов вне зависимости от диагноза детей. Прослеживается динамика развития понимания и использования конвенциональных, коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов первоклассниками с задержкой психического развития и нормально развивающимися сверстниками.

Психология
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36775f1be77c40d58feb
UUID: 943596b1-5ff3-46a1-a313-d8c11aba5716
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 109

Петросян Анна Зауровна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2201503 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет