«Костюмные серии» как иконографический источник  русского фарфора второй половины XVIII – начала XX века

Данная работа посвящена теме «Костюмные серии» как иконографический источник русского фарфора второй половины XVIII — начала XX веков». Ее актуальность предопределена отсутствием обстоятельных работ, посвященных изучению этой проблемы, несмотря на многочисленные разрозненные упоминания конкретных примеров заимствований в фарфоре композиций из костюмно-этнографических альбомов — все они собраны воедино в историографическом обзоре. Сами источники — серии гравюр или иллюстраций к научным изданиям, на которых изображены типы населяющих Российскую империю народов, или представители различных профессий, или характерные занятия и обычаи — как особый художественный феномен также стали предметом специального внимания исследователей лишь в последние годы. В виду этого в историографической главе обозначены основные направления их исследования в современной науке, а также в композицию работы введен особый раздел, посвященный истории их создания, характеристике и особенностям. Из пятнадцати наиболее известных костюмно-этнографических серий как иконографические источники для фарфора использовались всего шесть. Удалось установить, что самым популярным стал альбом И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…» (СПб., 1776-1777). Иллюстрации к нему послужили иконографическим источником для Гурьевского сервиза 1809-1816 гг. и серий «Народности России» 1780-1790-х гг. и, возможно, также для одноименной серии 1907-1917 гг. При создании Гурьевского сервиза были востребованы и другие альбомы (Х.-Г.-Г. Гейслера, Дж. Аткинсона и Дж. Уокера, К. Рехберга и В.Н. Савинова), причем стилистическое своеобразие исконных изображений в фарфоре нивелировалось, с тем чтобы создать единый ансамбль. Рассмотрена также серия фигур Гарднера 1810-1820-х гг., создававшаяся на основе гравюр «Волшебного фонаря» (1817-1818 гг.). Предпринята попытка определить, под влиянием каких факторов композиции первоисточника были изменены в воспроизведениях в фарфоре. Таковыми стали, во-первых, особенности фарфора как вида искусства, которому присуща подчеркнутая декоративность, а также стремление следовать моде времени в изображении костюмов. Некоторым сюжетам, таким как «телесные наказания», весьма распространенным в гравюре, в фарфоре по понятным причинам места не нашлось.

История. Исторические науки
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88207966e12684eea06e
UUID: 42f200da-f2fb-40c0-b7ae-c3a57b04683e
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 75

Демкович Валерия Богдановна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 35,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет