КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЧИНОВНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Свиридов В.В., магистрант магистерской
программы «Государственное и
муниципальное управление»
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», 2021
Аннотация. В статье приводится обзор основных положений
системы непрерывного образования государственных и муниципальных
служащих. Проанализированы тенденции, определяющие виды и формы
непрерывного образования обозначенной категории специалистов. Выделены
специфические черты системы непрерывного образования, а также
подчеркнуты функции и роль мероприятий по непрерывному образованию
для повышения уровня профессиональной культуры государственных и
муниципальных
служащих.
совершенствования
Определены
системы
основные
дополнительного
направления
профессионального
образования государственных и муниципальных служащих как фактора их
развития.
Кроме
образовательных
того,
представлен
технологий
и
широкий
методов
спектр
обучения.
современных
Рассмотрены
трансформационные процессы подготовки кадров государственного и
муниципального
управления.
Акцентировано
внимание
на
развитии
технологий дистанционного обучения в системе государственного и
муниципального управления Российской Федерации и Донецкой Народной
Республики.
Ключевые слова:
дистанционные
профессиональное
технологии,
государственные
образовательные
образование,
креативное
гражданские
служащие,
программы,
дополнительное
инновационные
образовательные
образование,
муниципальный
служащий,
непрерывное образование, повышение квалификации и профессиональная
переподготовка.
2
Трансформация социально-экономических, политических условий,
общественной
жизни
оказывает
воздействие
на
все
существующие
социальные процессы и явления и, в том числе, является причиной поиска
наиболее
эффективных
исследовательских
подходов
к
пониманию
профессионального развития государственных гражданских служащих.
Формирование современной российской системы государственного
управления сопровождается поиском путей ведения конструктивного диалога
с инновационным обществом. Это обстоятельство выдвигает требования к
непрерывному развитию у государственных и муниципальных служащих
компетентности в решении сложных задач социально-инновационного
государственного управления.
Одна из проблем, с которой сталкиваются органы государственного и
муниципального управления, — это отсутствие потребности и мотивации к
переобучению. К сожалению, в обучении актуальны, чаще всего, только два
вида мотивации: мотивация вынужденная (чтобы не было претензий с точки
зрения профессиональной квалификации) и мотивация материальная (после
обучения появится возможность получить более высокооплачиваемую
работу, проект и т. д.). На практике, как правило, наблюдается смешанный
вариант.
Государственный и муниципальный служащий сегодня должен быть не
только ответственным, но и иметь высокую квалификацию. Его работа
требует от человека широкого спектра знаний в различных областях,
большой ответственности, постоянного самоконтроля и выдержки.
Известно, что в определяющей степени эффективность управления
общественными делами зависит от качества кадров, осуществляющих такое
управление. В полной мере это относится и к системе государственного
управления, в которой сформирован и функционирует публичный, правовой,
социальный институт государственной службы. В свое время известный
российский
юрист
Г.В. Атаманчук
высказался
в
том
смысле,
что
государственное управление есть не что иное, как управление людьми, через
3
людей, во имя и во благо людей [7]. Развитие российского социума
подтвердило
справедливость
и
концептуальность
данного
подхода.
На прямую зависимость эффективности государственного управления от
кадрового состава государственных органов указал и Президент Российской
Федерации В.В. Путин, подчеркнув, что чиновники всех уровней должны
быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены
на получение конкретного результата [1]. К сожалению, в этом вопросе
сохраняется разрыв между желаемым и действительным.
Осуществляемые в стране социально-экономические преобразования,
политическая модернизация, интеграция в мировое пространство требуют
новых методов эффективного управления на всех уровнях хозяйствования.
Стержневым элементом системы управления являются профессионально
подготовленные управленческие кадры, обладающие принципиально новыми
качествами. В первую очередь, это умение интегрировать интеллект людей,
пробуждать в них инициативу, творчество, новаторство, стремление к
успеху, оригинальным, самостоятельным действиям и решениям, иначе
говоря, работать на уровне высоких стандартов.
В связи с этим приобретает особую актуальность инновационное
образование профессиональных управленческих кадров. Как показывают
многочисленные исследования, традиционное образование не способно
подготовить будущих управленцев к принятию решений в условиях риска и
неопределенности, к построению концепций и реализации оптимальных
стратегий. Это связано с тем, что в вузах по-прежнему пытаются заменять
образование трансляцией необходимой информации.
Поэтому ведутся поиски новой парадигмы высшего образования, в
которой главное место отводится аналитическим навыкам, т.е. способности
искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму,
формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном
порядке и оценивать их, решать творческие задачи, уметь предвидеть и
адаптироваться к переменам.
4
Применительно к подготовке управленческих кадров инновационное
образование предполагает изменение обучающегося не только в учебном
процессе, но и в окружающем мире. Студент становится субъектом
инновационной
деятельности,
а
в
учебном
процессе
преобладает
сотрудничество. Но самой главной его особенностью является то, что он
приобретает навыки преобразовательной деятельности и способность к
стратегическому целеполаганию.
В последние годы в сфере государственного и муниципального
управления РФ все больше внимания уделяется вопросам повышения
квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.
Это объясняется тем, что качество государственного управления, прежде
всего, зависит от кадрового обеспечения органов государственной власти. С
другой стороны, скорость социально-экономических изменений требует от
государственных служащих постоянного обновления базы знаний, освоения
новых
компетенций,
что
актуализирует
вопросы
совершенствования
механизмов профессионального развития государственных гражданских и
муниципальных служащих.
Профессиональное развитие государственных служащих является
одним из базовых направлений кадровой работы в системе государственного
и муниципального управления. В рамках профессионального развития
выделяют повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Целью профессионального развития государственных служащих является
повышение уровня профессионализма кадров, освоение государственными
служащими новых компетенций, приобретение новых практических навыков
и умений для обеспечения высокого уровня эффективности государственного
управления.
Сегодня
профессиональное
развитие
государственных
и
муниципальных служащих должно осуществляться на основе таких
важнейших принципов:
5
- непрерывность профессионального развития и дополнительного
образования, что достигается периодическим участием служащих в
программах
дополнительного
образования
и
организацией
самообразования;
- единство
учебно-методических
дополнительному
образованию
подходов
служащих
к
в
основному
каждом
и
секторе
государственного аппарата;
- индивидуализация обучения, учет личностных особенностей и
характеристик
служащих
на
основе
индивидуальных
планов
профессионального развития;
- предоставления всем служащим постоянного доступа ко всем
необходимым учебно-методическим материалам;
- интеграция
современных
образовательных
технологий
в
образовательные программы.
Последний из указанных принципов особенно важен в свете того, что
происходит с изменением и расширением списка профессиональных
компетенций, которыми должны обладать государственные (муниципальные)
служащие. Это также требует изменения применяемых образовательных
технологий и методов.
Возможности креативного образования далеко не исчерпываются
формированием качеств творческой личности. Если попытаться наиболее
концентрированно зафиксировать его особенности, то они будут заключаться
в том, что в обучении центр внимания переносится на развитие умения
решать проблемы, а не запоминать информацию; способность принимать
эффективные решения, основанные на инновациях; на придание обучению
активного характера, когда обучающиеся являются субъектами учебнопознавательной деятельности, творцами знаний.
Отличительной
характеристикой
такого
образования
является
ориентация на развитие творческих способностей человека, на закрепление в
6
его профессиональном сознании установки на инновации, включающие
анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее
самостоятельное
осмысление
индивидуальности,
превращение
действительности,
знаний
в
потенциал
самопознание
мышления
и
саморазвития. Кроме того, креативное образование расширяет диапазон
видения проблем развития и проектирования вариантов их решения.
Значимость креативного образования может рассматриваться как для
самого субъекта, так и для других людей, организаций и общества в целом.
Для субъекта обучения – это, во-первых, возможность проявить себя в
творчестве, почувствовать себя личностью, «примерить на себя» будущую
профессиональную деятельность. Во-вторых, процесс обучения становится
более интересным и эффективным, требующим меньших затрат с точки
зрения времени и усилий. В-третьих, креативное образование повышает
уровень профессиональной культуры, конкурентоспособность специалиста
на рынке труда, поскольку практически все работодатели предпочитают
иметь дело с интеллектуальной, творческой личностью.
Для ответа на вопрос, что дает креативное образование обществу,
необходимо проанализировать его возможности в социально-экономических
преобразованиях. К числу наиболее сложных макроэкономических проблем,
которые может решить только управленец креативного типа, относятся
подавление
инфляции
экономическими
методами,
повышение
производственных возможностей экономики, привлечение инвестиций и др.
Вполне очевидно, что только на основе креативного потенциала
управленца можно вести борьбу с теневой экономикой, коррупцией,
организованной преступностью, моральной деградацией и др.
На
микроуровне
решение
социально-экономических
проблем
потребует не только не меньшего, а возможно большего креативного
потенциала управленцев. Такими проблемами могут быть, например,
проектирование бизнес-процессов, обеспечение условий жизнедеятельности
предприятий в длительной перспективе (формулирование миссии, выбор
7
наилучшей стратегии, ее реализация), новое более оптимальное соединение
ресурсов. В зависимости от того, как осуществит свой выбор менеджер,
будет построена та или иная модель управленческой деятельности.
Аналогичные проблемы существуют и в области государственного
управления. Несмотря на то, что в общественном мнении, в научной
литературе и в средствах массовой информации последнего десятилетия
чиновничество часто представляется главным «антигероем» нашего времени
и причиной большинства бед, выпавших на долю России, а также
олицетворением консерватизма, креативность постепенно проникает в
сознание управленцев нового поколения [3].
В
рамках
настоящего
исследования
система
непрерывного
образования – это процесс непрекращающегося роста образовательного
потенциала человека в течение всей жизни, его общей эрудированности,
профессионального развития в качестве современного специалиста.
Само понятие «непрерывное образование» появилось лишь в конце
ХХ в., тем не менее, оно быстро распространилось как в теории педагогики и
смежной с ней наук, так и на практике как одна из основных социальных
проблем, требующих незамедлительного решения и поддержки государства.
Непрерывность
послевузовского
образования
образования
реализуется
(аспирантура,
в
рамках
докторантура),
программ
научных
стажировок, посредством программ дополнительного профессионального
образования. Для государственных и муниципальных служащих система
непрерывного образования рассматривается в качестве основы для их
социально-профессионального развития и обеспечения деятельности органов
государственного и муниципального управления. Непрерывное образование
помогает служащим систематически анализировать опыт, накопленный в
результате управленческой деятельности, аккумулировать знания российских
и зарубежных коллег, обогатить полученные ранее знания, оптимизировать
практическую и теоретическую базу для успешного карьерного роста и
8
профессионального развития на протяжении всего периода замещения
должностей государственной гражданской службы.
В настоящее время система дополнительного профессионального
образования
в
России
образовательными
представлена
организациями
как
дополнительного
самостоятельными
профессионального
образования, так и соответствующими подразделениями в рамках вузов
страны.
Концепция
воспитательных
непрерывного
и
обучающих
образования
задач,
в
направлена
т,
ч.
на
решение
повышение
уровня
профессиональной культуры. Достижение заявленных целей ведется в двух
направлениях, обеспечивающих, во-первых, удовлетворение стремления
личности к постоянному самообразованию и развитию на протяжении всей
жизни и тем самым пополнение социальной среды культурными и
разносторонне
развитыми
удовлетворение
потребности
реального
сектора
гражданами
современного
экономики
общества,
общества
а,
в
профессиональными
во-вторых,
обеспечении
кадрами,
соответствующими инновационному развитию государства и общества.
Участие гражданских служащих в процессе непрерывного образования
является преимущественным основанием для включения их в кадровый
резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским
служащим должности гражданской службы. Профессиональное развитие
служащих тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества
службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов,
применением мер поощрения и т. д.
Основными
дополнительного
направлениями
профессионального
совершенствования
образования
системы
государственных
гражданских служащих как фактора их развития являются:
- формирование системы мониторинга профессионального развития
государственных гражданских служащих, включающего мониторинг
качества и оценки востребованности образовательных программ для
9
государственных гражданских служащих с учетом требований
общества и времени;
- развитие системы диагностики профессиональных компетенций и
уровня профессионального развития государственных гражданских
служащих;
совершенствование
системы
планирования
профессионального развития кадров органов власти;
- развитие форм взаимодействия образовательных организаций и
органов власти по вопросам профессионального развития кадров
государственной гражданской службы и разработки учебных планов
и
программ
в
сфере
дополнительного
профессионального
образования служащих;
- совершенствование образовательных программ, а также методов,
технологий и форм подготовки и переподготовки гражданских
служащих.
Среди таких технологий последних лет можно, например, отметить:
- тренинг (от англ. training) – это метод обучения, который сочетает в
себе теоретические и практические модули с целью лучшего
усвоения знаний на основе моделирования ситуаций, позволяющие
развить нужные навыки, переосмыслить личный опыт и закрепить
новые модели поведения. Отличительная черта таких тренингов –
развитие межличностных компетенций, связанных с организацией
интерактивного взаимодействия, командообразования, проектной и
групповой работы, достигаемых неформальным нетворкингом,
повышающих
мотивацию
к
развитию
деятельности,
а
–
проблемы,
главное
и
профессиональной
обсуждение
которых
происходит в ходе тренингов, максимально приближены к реальным
ситуациям, с которыми ежедневно сталкиваются государственные
служащие в своей работе;
10
- коучинг (от англ. coaching) – процесс консультирования служащего
более опытным наставником для достижения поставленных целей в
рамках
государственной
гражданской
службы.
Коучинг
ориентирован на осознание собственного потенциала и понимание
его
возможностей,
стимулирует
желание
обучаться,
это
своеобразный «фитнес» по формированию наших навыков и умений,
расширению компетенций [11];
- кейс-стади
(от
англ.
case-study)
–
активный
проблемно-
ситуационный анализ, в основе которого лежит получение знаний
путем решения конкретных задач-ситуаций (решение «кейсов»).
В процессе решения кейса обучающийся проходит ряд этапов:
анализирует информацию, самостоятельно формулирует проблему,
оценивает ее значимость, рассматривает альтернативные решения и
находит
оптимальный
вариант.
Главным
достоинством
этой
технологии является обучение действием. Это происходит благодаря
тому, что обучающийся погружается в мыслительную деятельность
по разрешению проблемной ситуации. На каждом из перечисленных
этапов реализации кейс-технологии применяются определенные
методы: анализ ситуации, групповая дискуссия, мозговой штурм,
анализ выдвинутых идей, подготовка презентации и публичные
выступления, и, наконец, групповое обсуждение полученных
результатов. Основной особенностью метода кейс-стадий является
возможность снятия условностей и ограничений, которые выступают
обязательным условием многих образовательных методов;
- ротация (от англ. rotation) – метод обучения, основанный на
перемещении государственных служащих внутри учреждения или
ведомства с целью освоения им смежных навыков и умений и
развития комплексного представления о функционировании органа
государственного управления;
11
- программируемое
обучение
–
это
технологии
обучения
с
обязательным использованием компьютерной техники по заданным
алгоритмам
которая
(информационно-коммуникационные
позволяет
специализированные
не
только
навыки,
но
и
технологии),
освоить
необходимые
повышает
компьютерную
грамотность обучающегося.
Как
видим,
большинство
из
описанных
методов
повышения
квалификации носят практико-ориентированный характер, что соответствует
современным требованиям к образовательному процессу, в ходе которого
государственные служащие должны обрести компетенции, которые будут им
реально необходимы при выполнении своих должностных обязанностей.
Одним из наиболее ярких трендов в развитии образовательных
технологий
в
квалификации
системе
профессиональной
государственных
подготовки
гражданских
и
повышения
служащих
является
распространение дистанционных методов обучения на базе информационных
технологий.
Причинами
распространения
практики
онлайн-обучения
государственных гражданских и муниципальных служащих является его
доступность,
возможность
снижения
затрат
на
организацию
образовательного процесса, сокращение сроков обучения, обеспечение
профессионального
развития
служащих
без
отрыва
от
основной
деятельности.
В 2020 г., в связи со сложной санитарно-эпидемиологической
ситуацией в стране и в мире (COVID-19), онлайн-обучение, в т. ч. в сфере
государственного и муниципального управления получило новый импульс
развития.
Дистанционное обучение – инновационная форма образования, которая
сравнительно
недавно
стала
распространяться
в
России.
Термин
«дистанционное обучение», или шире – «дистанционное образование»,
весьма многозначен и еще не устоялся в нашей педагогической науке.
12
В
дистанционном
самостоятельность
образовании
учащегося,
его
основной
умение
акцент
работать
ставится
в
диалоге
на
с
преподавателем, партнерами по учебе, выбирая оптимальный режим
взаимодействия с ними.
В развитых странах основой информационного общества являются
глобальные и локальные компьютерные сети. Именно эта структура
обеспечивает накопление и хранение громадных массивов информации,
возможность доступа к ним практически из любой точки, новые формы и
коммуникации (телеконференции, вебинары, электронная почта, форумы и
т. п.).
Так, с 2020 г. в РФ на базе портала «Госслужба» действует единый
специализированный
развитие»
информационный
ресурс
(https://edu.gossluzhba.gov.ru).
«Профессиональное
Ресурс
предоставляет
государственным гражданским и муниципальным служащим информацию о
приоритетных направлениях профессионального развития, о доступных
программах
дополнительного
профессионального
образования
в
государственном и муниципальном управлении в очном и дистанционном
формате, о различных мероприятиях по профессиональному развитию и т. д.
Кроме того, на портале представлены материалы для самостоятельного
изучения государственными и муниципальными служащими и тест для
самооценки знаний.
С сентября 2020 г. также заработал проект «Учеба. Онлайн»
(https://xn80abl9cua.xn80asehdb/index.php) в рамках реализации федерального
проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы
«Цифровая
предназначен
экономика
для
Российской
организации
Федерации».
обучения
граждан
Данный
портал
компетенциям
и
технологиям, востребованным в условиях цифровой экономики.
На данный момент доступ к программам на бесплатной основе открыт
для государственных гражданских и муниципальных служащих, для
сотрудников региональных органов исполнительной власти, а также для
13
работников
государственных
и
муниципальных
организаций
и
учреждений [5, 9].
Основными
непрерывного
исходными
положениями
социально-профессионального
интегративной
образования
системы
могут
быть
следующие:
- системный подход к организации социально-профессионального
обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов
обучения
путем
профессионального
интеграции
образования
в
подсистем
социально-
органически
целостную,
оптимально действующую и динамично развивающуюся систему;
- целостность профессиональной подготовки путем постоянного
укрепления взаимосвязей ее основных компонентов на основе
принципа интеграции и его взаимодействия с другими
- принципами
профессионального
обучения:
политехнизма,
преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации
обучения и труда, проблемности;
- приоритет личности в выборе и построении своей образовательной
траектории
в
соответствии
со
своими
возможностями
и
способностями, потребностями рынка труда как на государственном
уровне, так и на уровне региона или муниципалитета;
- приоритет специальности в организации образовательных структур
системы путем единой целевой направленности на конечные
результаты при планировании и управлении профессиональной
подготовкой;
- перестройка компонентов интегрируемых подсистем (целей и задач,
содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов и
студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом
будущей профессиональной деятельности специалиста социальной
сферы;
14
- ориентация на непрерывное целостное развитие обучающихся как
активных субъектов образования и социального действия.
Разработка
интегративной
системы социально-профессионального
обучения на основе сформулированных положений и принципов состоит из
следующих этапов:
- формируется социальный заказ на квалифицированного специалиста
путем теоретических исследований, изучения состояния науки,
техники, производства и потребностей личности;
- в соответствии с социальным заказом определяются требования к
главным качествам и видам деятельности социальных работников;
совокупность
конкретных
деловых
замещаемых
должностей;
качеств,
конкретные
возможный
виды
круг
компетентной
деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного
профиля (квалификационных характеристиках);
- проводится
формирование
отбор
содержания
конкретных
обучения,
качеств и
видов
обеспечивающего
деятельности
в
соответствии с квалификационными характеристиками;
- отобранное содержание обучения распределяется по интегральным
программам в соответствии со спецификой подготовки конкретного
специалиста;
- материал, собранный в интегральных программах, распределяется в
универсальном наборе учебных предметов для профессиональных
учебных заведений;
- определяется, какие дисциплины из универсального набора учебных
предметов разного уровня образования включаются в учебные планы
профессиональных образовательных учреждений, устанавливается
уровень
сложности
образования;
их
изучения
в
каждом
звене
системы
15
- на основе программно-целевого подхода производится перестройка
всех основных компонентов учебно-воспитательного процесса в
профессиональных образовательных учреждениях при ориентации
на конечные результаты подготовки специалистов.
Глобализация, интернационализация, информатизация диктуют свои
правила, действующие в пределах новых границ. Поэтому для достижения
успеха в подготовке профессионалов требуются принципиально новые
подходы. На это указывает Концепция Федеральной целевой программы
развития образования на 2016-2020 г. Одна из ее основных идей −
необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы
профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и
потребностям инновационной экономики как в части образовательных
программ, так и в части условий и материально-технического оснащения
процесса обучения.
Особенностью российской действительности является стремительность
изменений общественных процессов, на которые управленцу необходимо
отреагировать своевременно. И поэтому ему приходится сталкиваться с
множеством сложных, нетрадиционных проблем, что, безусловно, требует
освоения новых механизмов и методов управления. Вполне очевидно, что без
научного и творческого подхода к управлению социально-экономическими
процессами современный чиновник не может успешно функционировать.
При этом чем выше должность, тем сложнее управленческие задачи. Круг
вопросов, решаемых управленцем на основе исследований и творчества,
выступает отчетливо и ясно: это экспертные оценки, мониторинг различных
процессов, прогнозы развития региона и т. д. Более того, как считают
отдельные ученые, чиновник должен обладать способностью формулировать
гипотезы,
отыскивать
анализировать
условия
варианты
и
решений
сценарии,
и
оценивать
их,
уметь
строить
прогнозы,
определять
перспективы, вырабатывать концепцию и программу действий, отбирать
действенные способы и инструменты для достижения цели, умело
16
комбинировать
их
и
точно
оценивать
реальную
эффективность.
Следовательно, современный служащий – это управленец креативного типа.
Таким образом, успех менеджмента третьего тысячелетия будет
зависеть от управленцев новой генерации, а следовательно, от их
инновационного образования.
Все перечисленные тенденции требуют новой постановки вопроса о
роли управленческого образования в развитии современного общества, о его
контурах и перспективах развития.
Речь идет о значительных тенденциях, которые определяют контуры
формирования новой парадигмы. Ключевые составляющие новой парадигмы
высшего образования, порожденные предыдущей эпохой и нашедшие
отражение в различных научных основаниях, можно охарактеризовать рядом
признаков: гуманизация, демократизация, непрерывность, информатизация,
диверсификация, инновационность и опережающий характер.
Таким образом, можно предложить ряд шагов для перехода к новой
парадигме управленческого образования: конструирование образовательной
среды, способствующей овладению методологией нововведений в различных
сферах деятельности; обеспечение условий для повышения интеллектуальноличностного развития будущих управленцев; применение инновационных
технологий, направленных на овладение навыками научных исследований и
проектного мышления.
Для повышения качества таких программ профессионального развития
следует включать в программы курсов больше практического материала, а
также применять интерактивный формат обучения для лучшего овладения
необходимыми
компетенциями.
структурность
и
лаконичность
Важно
гарантировать
учебных
наглядность,
материалов,
наличие
персонализированных практических кейсов, а само обучение должно
сопровождаться технической поддержкой и кураторством со стороны
наставника, занимающегося организацией обучения, а также постоянным
мониторингом обратной связи.
17
Следует и далее активно участвовать в совершенствовании системы
профессионального
развития
государственных
гражданских
и
муниципальных служащих, так как данный аспект определяет эффективность
функционирования всей системы государственного и муниципального
управления в стране.
Принятый курс на модернизацию российской экономики предполагает
разработку государственных
программ,
направленных
на
социально-
экономические преобразования. В этих условиях проектный подход является
новым
трендом
современного
управления
и
одним
из
основных
инструментов повышения его эффективности. Соответственно, подготовка
будущих государственных и муниципальных служащих предполагает
создание такой образовательной среды, которая будет способствовать их
включению в проектную деятельность.
Одним
из
факторов,
заметно
влияющим
на
изменение
образовательного пространства, станет разработка новых методических
средств и научно-технологических приемов. Как считают современные
ученые в области образования, эффективными интеллектуальными учебными
средствами, обеспечивающими формирование проектной культуры, являются
многофункциональные тренинги, эвристические ситуационные задачи,
кейсы, имитационные игры, разработка проектов.
Новым приоритетным направлением в реализации образовательного
процесса является проектно-исследовательская деятельность обучающихся
государственных (муниципальных) служащих во время прохождения
учебной практики, в процессе проведения практических занятий и
внеаудиторной работе. Данная форма обучения базируется на методе
проектов, под которым понимается способ достижения цели через детальную
разработку
проблемы,
результатом,
которого
является
продукт,
оформленный тем или иным способом. Преподаватели выступают в роли
консультантов,
оказывающих
поддержку
в
выборе
темы,
объекта
18
исследования, а также методов и инструментов, позволяющих решать
поставленные задачи.
В заключении можно сделать вывод о том, что как в РФ, так и в ДНР
современная концепция профессионального образования отдает решающую
роль в формировании квалифицированных и востребованных кадров на
рынке труда в сферу дополнительного профессионального образования,
которая становится фундаментом непрерывного образования.
Источники
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 01.03.2018 г. б/н (О положении в стране и
основных направлениях внутренней и внешней политики государства)
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской
Федерации. – 2018. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902.
2. Алиева С.В. Новые контуры парадигмы управленческого образования
[Электронный ресурс] / С.В. Алиева // Социально-гуманитарные знания. –
2016. – № 12-1. – С. 46-53. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28406334.
3. Алиева С.В. Подготовка управленческих кадров для новой России
[Электронный ресурс] / С.В. Алиева // Известия высших учебных
заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2017. –
№ 10. – С. 119-122. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9285747.
4. Алиева С.В.
Профессиональные
основы
непрерывного
образования
специалистов социальной сферы [Электронный ресурс] / С.В. Алиева //
Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С. 3-6. – Режим
доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13605563.
5. Валькович О.Н. Использование современных образовательных технологий
в процессе профессионального развития государственных служащих
[Электронный ресурс] / О.Н. Валькович, Б.Р. Хуажева // Международный
19
журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10-2 (49). –
С. 80-83. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44225869.
6. Ерегина А.Г. Дополнительное профессиональное образование как фактор
профессионального развития государственных гражданских служащих:
автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 [Электронный ресурс] /
Ерегина Анна Геннадьевна; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при
Президенте РФ. – М.: 2015. – 22 с. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30416137.
7. Зиновьева Л.Г.
Совершенствование
правовых
механизмов
профессионального развития государственных гражданских служащих
субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л.Г. Зиновьева,
С.В. Дергачев // Вестник Марийского государственного университета.
Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2019. – Т. 5. – № 2 (19).
– С. 282-289. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41558269.
8. Картухин В.Ю. Трансформация образовательных технологий в подготовке
государственных и муниципальных служащих [Электронный ресурс] /
В.Ю. Картухин // Управленческое консультирование. – 2017. – № 8 (104). –
С. 8-13. – Режим доступа:
https://https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30103594.
9. Латышев В.Л. Применение информационных технологий в подготовке
государственных служащих [Электронный ресурс] / В.Л. Латышев,
Н.Г. Илларионова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2017. –
№ 2 (19). – С. 25-33. – Режим доступа:
https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/ot_2017_2_025-033.pdf.
10. Метельская Е.В. Непрерывное образование государственных служащих:
основные тенденции и подходы [Электронный ресурс] / Е.В. Метельская,
Д.В. Митячкин, Г.В. Файзиева // Гуманитарные науки и образование. –
2018. – Т. 9. – № 2 (34). – С. 69-75. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35451659.
20
11. Мироненко Н.В.
Трансформация
системы
обучения
в
процессе
подготовки кадров государственного и муниципального управления
[Электронный ресурс] / Н.В. Мироненко, О.В. Котлярова, Ю.В. Сухина //
Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – Т. 11. – № 6. –
С. 432-439. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28201888.
12. Пономаренко Б.Т. Социальные факторы формирования эффективной
личности на государственной гражданской службе [Электронный
ресурс] / Б.Т. Пономаренко, М.С. Халиков //
Личность: ресурсы
и
потенциал. – 2020. – № 3 (7). – С. 23-28. – Режим доступа:
https://science.potentiales.ru/content/issues/2020.09/issue2020.09_art19997654
.pdf.
13. Халиков М.С. Факторы повышения эффективности государственной
гражданской службы (по материалам социологического мониторинга)
[Электронный ресурс] / М.С. Халиков // Аграрное и земельное право. –
2019. – № 1 (169). – С. 77-83. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38176262.
14. Чубарец О.В.
реализации
Развитие
непрерывного
дополнительных
образования
профессиональных
в
контексте
программ
для
государственных и муниципальных служащих [Электронный ресурс] /
О.В. Чубарец // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – № 6
(36). – С. 196-201. – Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22806891.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв