Критическое мышление подростков с разной степенью погруженности в Интернет-среду.

Критическое мышление называют одним из важнейших навыков XXI века. Однако, несмотря на актуальность критического мышления, в этой теме еще остаются «белые пятна». Существуют предпосылки связи критического мышления с интернетом и современными технологиями. Есть доказательства как негативного, так и позитивного воздействия интернета и компьютера на познавательные процессы и критическое мышление. Кроме того, множественные исследования показывают, что современные технологии могут дополнять мышление современного человека. Так же, большинство исследователей выделяют два базовых компонента критического мышления: интеллектуальный и личностный. В настоящий момент есть подтверждения связи критического мышления с интеллектом, но данные о роли личностных характеристик остаются не согласованными. В дополнение к этому, исследования критического мышления преимущественно проводятся за рубежом, о русскоязычных старших школьниках информации крайне мало. В связи с этим целью исследования стало изучение критического мышления у подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду на выборке российских подростков. В исследовании приняли участие 178 петербургских школьника в возрасте 15–17 лет (87 девушки и 91 юношей). Для сбора данных использовался тест оценки критического мышления Л. Старки (Starkey critical thinking test) в адаптации Е. Л. Луценко, краткий пятифакторный опросник личности (TIPI-RU) (TIPI) С. Гослинга и др. в адаптации А. С. Сергеевой и др., тест интеллектуального потенциала детей и подростков П. Ржичана в адаптации Л. И. Вассермана и др., а также опросник «Индекс погруженности в интернет среду» Л. А Регуш и др. По результатам исследования можно сделать вывод, что уровень критического мышления подростков сопоставим с показателями взрослых. Лучше всего у школьников оказалась развита способность к умозаключениям, а хуже всего способность к распознаванию манипуляций. Была обнаружена взаимосвязь критического мышления с открытостью опыту и экстравертированностью, а также с невербальным интеллектом. Полученные результаты подтверждают двухкомпонентность критическое мышления на российской выборке и позволяют утверждать, что невербальный интеллект, также как и вербальный, может входить в конструкт критического мышления. Взаимосвязь критического мышления с погруженностью в интернет среду выявить не удалось, однако подтвердилась связь критического мышления с предпочитаемой деятельностью в интернете. Показано, что обучение, культурное развитие, чтение и скачивание контента из интернета имеют положительную связь с критическим мышлением, отрицательную связь имеет общение в социальных сетях, а онлайн-шопинг нелинейную. В результате, можно говорить о том, что с критическим мышлением связана не погруженность в интернет среду, а то, как реализуются возможности, предоставляемые этой средой. Полученные в исследовании результаты позволяют говорить только о корреляционном характере связи, однако в будущем имеет смысл проверять каузальную связь с данными видами деятельности и другими переменными. Интеллектуальные и личностные особенности объясняют лишь часть дисперсии критического мышления, поэтому исследование других факторов и предикторов, связанных с этим конструктом крайне актуальны.

Психология
Дипломы

Вуз: Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена (РГПУ им. А И Герцена)

ID: 60d107d5e4dde50001565f99
UUID: 89f98ae0-b507-0139-33b3-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 157

13.34

Даниил Талов


2

Комментировать 1

Рецензировать 0

Скачать - 806,9 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -


0.5
Юлия Пежемская

Актуальная, интересная работа. Продуманная и качественно выполненная. Результаты работы были апробированы на конференциях и представлены в двух статьях. Замечательно, что автор готов открыто делиться результатами своего труда.

Для лиц старше 18 лет