Критика одного пространства
Данный проект представляет собой серию миниатюр, выполненных
при помощи шариковой ручки и цветных фломастеров. Он посвящён
архитектуре Шуваловского корпуса МГУ.
Отправным пунктом создания рисунков стал мой личный опыт
пребывания в корпусе, который продолжался на протяжении трёх с
половиной лет. С определённого момента я начала замечать
тревожность, подавленность и напряжённость в стенах здания.
Обратив внимание на устройство аудиторий, корридоров, дверей и
окон, расстановку мебели и систему освещения, я заметила довольно
много интересных и странных моментов. Поначалу обнаруженное
производило комический эффект, но после стало предметом для
размышлений. Я предположила, что организация пространства
определяет спектр возможностей для проявления активности в нём.
Наиболее яркие интерьеры я попыталась изобразить на своих
рисунках. В рамках проекта я не стремилась через презентацию
изображений передать ощущения от пребывания в рассматриваемом
пространстве или воспроизвести в зрителях аналогичные телесные
реакции. Моей целью было привлечение внимания к устройству
помещений, в которых мы живём, призыв заметить влияние этого
устройства на нас и прислушаться к своим ощущениям.
Попытки концептуализировать серию привели меня к теме
эмбодимента (embodiement). Современная иследовательница
телесности, специалист по телесно-ориентированной психотерапии
Александра Вильвовская выделяет четыре парадигмы отношения к
телу в западной культуре1. Первая рассматривает тело как механизм,
отстранённый объект по отношению к Я и душе. Такое представление
характерно для медицины, спорта, индустрии красоты, где тело
1
А. Вильвовская. Как мы думаем о теле: Краткий обзор четырёх парадигм телесности [Электронный ресурс] //
Эрос и Космос: эл. журнал. 2014. 17 июня. URL: http://eroskosmos.org/how-we-think-of-body-four-paradigms-ofembodiment/ (дата обращения: 20.03.2016).
может быть расценено как правильно/неправильно работающее,
эффективное или нет и т.д. Истоки этого представления можно
заметить в христианской традиции отрешения от своего тела во имя
духовного общения с Богом. Вторая парадигма рассматривает тело
как связанный объект. Третье понимание тела как посредника между
внутренними состояниями человека и зрителем свойственно арттерапии, искусстве перформанса. Четвёртым является интегральный
взгляд, где тело выступает как осознанный субъект. Физическое и
психическое рассматривается как принципиально единое и
неразрывное изначально. Такое состояние обозначается термином
«bodymind». Именно интегральный взгляд на тело лежит в основе
современных телесно-ориентированных практик, эмбодименткоучинга, которые направлены на развитие осознанности телесных
реакций, освоение способов работать с ними для получения большего
доступа к управлению психическим и соматическим состоянием,
принятием решений. Однако механицистская парадигма по-прежнему
остается наиболее распространенной в западном мире. Подобное
отношение к своему телу удаляет людей от понимания своих
настоящих ценностей и целей, мешает им сопротивляться
манипуляции.
В связи с рассмотренным выше я бы хотела выдвинуть следующую
гипотезу. Парадигма противопоставления души и тела и
отстранённое отношение к телу как "не ко мне", объекту среди
объектов, пренебрежение к его реакциям заставляет людей небрежно
относиться к обустройству своих помещений, не замечать неудобства
существования в них, а в рамках учебных заведений (в частности
философского факультета) - пренебрегать потребностями тела в
рамках «более высокого», «утончённого и возвышенного»
интеллектуального общения. С другой стороны, можно заметить, что
такие помещения (подобно ситуациям войны, голода и тоталитарного
режима, которые рассматривала Вильвовская в интервью с Ольгой
Волковой2) только углубляют диссоциацию: «Мне неудобно, но если
2
Волкова О., Вильвовская А. Разговор о телесном в ожидании пирога [Электронный ресурс] URL:
http://wellpractice.ru/embodiment-interview2015 (дата обращения: 12.03.2016).
на это обращать внимание, то совсем невозможно жить, поэтому тело
– это не про меня». Т.е. степень доступа нас к нашим телам и места, в
которых мы обитаем, тесно взаимосвязаны. Так, в интервью журналу
Zillion Александра Вильвовская демонстрирует связь пространства и
самоощущения на примере московских улиц: «В Москве почти
невозможно пройти больше десяти метров по прямой и при этом по
ровной поверхности. Везде бордюры, ямы, противопарковочные
столбики посреди узких тротуаров. Иначе говоря, дорога везде
разноуровневая, и на пути постоянно помехи. Ты вынужден смотреть
скорее вниз, чем прямо»3. Сложности перемещения по городскому
пространству приводят и к сложностям в ведении дел, развитии
бизнеса.
Таким образом, я считаю критику пространства Шуваловского
корпуса, инструментом которой стало осмысление телесных реакций
во взаимодействии с помещением, достаточно обоснованной. Теперь
я хотела бы обсудить подход к проектированию, который, на мой
взгляд, является интересным решением проблемы обустройства
пространства. Его автор – архитектор и философ Стивен Холл.
В своём творчестве Стивен Холл во многом опирается на идеи
феноменологии, в частности, Мориса Мерло-Понти, который начал
разработку концепции телесности в рамках феноменологических
исследований. Холл понимает архитектуру как мир феноменов,
связанных с человеческим существованием. Он утверждает, что
восприятие архитектуры делает возможным то, что она и наше тело
существуют в одном поле реальности. Тело для нас – единственная
связь с миром, поскольку они обладают гомологичной природой. В
восприятии мы не можем трансцендировать из собственного тела, но
оно всегда остаётся контекстом, т.е. осознание чувства архитектуры
происходит из тела: «Мы осознаем концептуальную интенсивность
базового чувственно-пространственного и тактильного опыта, даже
3
Подберезкина А. [Интервью с А. Вильвовской]. URL:http://zillion.net/ru/blog/2944/alieksandra-vil-vovskaiachieloviek-eto-zhivoie-vkliuchiennoie-v-sriedu-tielo (дата обращения: 26.03.2016).
если мы не можем артикулировать его»4. Архитектура в свою очередь
может изменить наше повседневное существование, способ, которым
мы живём: «Обыденное движение нажатия дверной ручки и вход в
омытую светом комнату может стать глубоким при его осознанном
прочувствовании»5. Для Мерло-Понти восприятие возможно лишь
благодаря телу, оно выступает как существующий до меня субъект,
как «система анонимных “функций”, которая сводит каждый частный
фокус в общую проекцию», «присоединяет каждое последующее
восприятие пространства к его значению, обновляясь в любой
момент»6. Т.е. именно тело является условием и причиной того, что
мы имеем цельное восприятие, а не множество разрозненных
впечатлений.
В соответствии с этими представлениями Холл стремится отойти от
рационалистского метода проектирования, но делает упор на
интуицию, восприятие феноменов, которые считает
«дотеоретическим основанием архитектуры»: «Здание говорит
тишиной своих феноменов»7. Архитектор начинает работу над
проектом с создания ряда акварельных эскизов, которые «получаются
одновременно концептуальными и пространственными»8, в процессе
этой практики вырисовывается облик здания и его настроение,
открываются подходящие технические решения. Холл учитывает
визуальные, звуковые, тактильные и обонятельные ощущения –
контакт с телом должен быть полным. «Каждый проект мы начинаем
с информации и беспорядка, отсутствия цели, двусмысленной
программы бесконечности материалов и форм. Архитектура –
4
Цит. по: Невлюдов М. Практическая феноменология Стивена Холла [Электронный ресурс] // Архитектура
России: эл. портал. 31.12.2015. URL: http://archi.ru/world/66898/prakticheskaya-fenomenologiya-stivena-holla
(дата обращения: 20.03.2016)
5
Holl S. Questions of Perception: Phenomenology of Architecture // Holl S., Pallasmaa J., Perez-Gomez A.Questions of
Perception: Phenomenology of Architecture - Tokio, A+U Publishing Co., 2008. - p. 40.
6
Мерло-Понти М. Пространство//Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство “Водолей”, 1998. - с. 39-40.
7
Holl S. Questions of Perception: Phenomenology of Architecture // Holl S., Pallasmaa J., Perez-Gomez A.Questions of
Perception: Phenomenology of Architecture - Tokio, A+U Publishing Co., 2008. - p. 41.
8
Цит. по: Невлюдов М. Практическая феноменология Стивена Холла [Электронный ресурс] // Архитектура
России: эл. портал. 31.12.2015. URL: http://archi.ru/world/66898/prakticheskaya-fenomenologiya-stivena-holla
(дата обращения: 20.03.2016)
результат действия в этой неопределенности»9. Холл полагает, что
архитектор должен «стремиться проектировать не физическую
форму, объем, пространство, но чувства, сам процесс восприятия»10.
Важным в создаваемой конструкции Холл считает не новизну её
формы, но особое влияние, которое она способна оказывать на
человека и мир. Автор уделяет внимание явлению параллакса, т.е.
смещения видов, возникающего при перемещении в пространстве, и
смещения наших чувств и настроений в этом процессе.
Несмотря на то, что Холл в своих проектах был нацелен на
формирование у человека скорее катарсического, чем
работоспособного и раскрепощённого состояния от соприкосновения
с архитектурой, я считаю его метод эффективным оружием при
создании пространства, обеспечивающего максимально комфортное и
активное существование в нём.
Резюмируя, можно сказать, что привнесение в архитектуру идей
феноменологии и эмбодимента является прогрессивной тенденцией.
Использование достижений обоих подходов способствует
повышению качества жизни, её полноты и осознанности.
Список литературы
1. Holl S. Questions of Perception: Phenomenology of Architecture // Holl
S., Pallasmaa J., Perez-Gomez A.Questions of Perception: Phenomenology
of Architecture - Tokio, A+U Publishing Co., 2008. - с. 39-46.
2. Вильвовская А. Как мы думаем о теле: Краткий обзор четырёх
парадигм телесности [Электронный ресурс] // Эрос и Космос: эл.
9
Цит. по: Невлюдов М. Практическая феноменология Стивена Холла [Электронный ресурс] // Архитектура
России: эл. портал. 31.12.2015. URL: http://archi.ru/world/66898/prakticheskaya-fenomenologiya-stivena-holla
(дата обращения: 20.03.2016)
10
Невлюдов М. Практическая феноменология Стивена Холла [Электронный ресурс] // Архитектура России: эл.
портал. 31.12.2015. URL: http://archi.ru/world/66898/prakticheskaya-fenomenologiya-stivena-holla (дата
обращения: 20.03.2016)
журнал. 2014. 17 июня. URL: http://eroskosmos.org/how-we-think-ofbody-four-paradigms-of-embodiment/ (дата обращения: 20.03.2016).
3. Волкова О., Вильвовская А. Разговор о телесном в ожидании
пирога [Электронный ресурс] URL: http://wellpractice.ru/embodimentinterview2015 (дата обращения: 12.03.2016).
4. Мерло-Понти М. Пространство//Интенциональность и
текстуальность: Философская мысль Франции XX века. - Томск:
Издательство “Водолей”, 1998. - с.27-95.
5. Невлюдов М. Практическая феноменология Стивена Холла
[Электронный ресурс] // Архитектура России: эл. портал. 31.12.2015.
URL: http://archi.ru/world/66898/prakticheskaya-fenomenologiya-stivenaholla (дата обращения: 20.03.2016)
Приложение
Иллюстрации к проекту «Критика одного пространства»
Бумага, шариковая ручка, фломастеры
1. Кораблекрушение
2. Щупальца
3. Пространство для дискуссий или мраморные стулья
4. Уединение
5. Уютный уголок
6. Спруты
7. Без названия
8. Без названия
9. Одиночество в буфете
10. Приглашение сесть
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв