МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. Ломоносова
(филиал в г. Ереване)
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Конституционному Праву России
Тема: «Государственные органы при Президенте
Российской Федерации»
Выполнил:
студент 2 курса
по направлению «Юриспруденция»
Нанагулян Арам Степанович
Научный руководитель:
Д.ю.н., доцент
Шевердяев С.Н.
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Ереван, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 3
ГЛАВА
1.
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПРЕЗИДЕНТА
КАК
ОСНОВНОЙ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН․
СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ...........5
§ 1.1 Формирование и Развитие Администрации при
Президенте..............................................................................5
§ 1.2 Правовое становление Государственного Совета.........7
§ 1.3 История воссоздания Совета Безопасности................10
ГЛАВА
2.
ВОПРОСЫ
ПРАВОВОГО
СТАТУСА
АДМИНИСТРАЦИИ И СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ
ПРЕЗИДЕНЕ РФ.....................................................................13
§
2.1
Конкретизация
положения
Президентской
Администрации в сфере государственного управления.....13
§
2.2
Обоснованность
трансформации
статуса
Государственного Совета в Конституционный орган..........17
§ 2.3 Совет Безопасности как гарант международного
гражданского
мира.
Ключевые
Межведомственные
Комиссии................................................................................ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................24
2
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
И
ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 26
3
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
ВВЕДЕНИЕ
Среди
многочисленных
дискуссий
в
различных
отраслях правовой науки, особое место занимает проблема
правовой
природы
государственных
органов
при
Президенте.
Президент Российской Федерации в своем послании
Федеральному
Собранию
поправки
истории
в
предложил
Конституции
самые
значимые
РФ.
Проект
о
совершенствовании организационных вопросов публичной
власти затронул государственные органы при Президенте.
В результате Государственный Совет перешёл в ряды
конституционных органов, тем не менее конституционный
статус Администрации и Совета Безопасности в основном
остались неизменными на фоне «усиления» Президентских
полномочий.
Вышеуказанное
делает
тему
работы
актуальность
темы
исследования
уникальной.
Научная
обосновано
тем,
Администрации,
что
с
момента
Государственного
образования
Совета,
Совета
Безопасности, формируемых Президентом РФ, не утихают
споры ученых-правоведов в области правовой природы
вспомогательных и совещательных органов.
Практическая
значимость
обуславливается
актуальными задачами нормативного регулирования, в
связи
с
чем
автор
изучил
необходимую
литературу,
современную практику, поэтому данная исследовательская
работа
предполагает
структурированную
подачу
4
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
вышеперечисленных материалов на основе сравнительноправового
анализа,
исходя
из
чего
выработаны
конструктивные предложения по улучшению состояния
государственных органов. Данный материал может быть
полезен
студентам,
правовую
природу
изучающим
тех
публичную
государственных
власть
органов,
и
чья
деятельность не закреплена в рамках «традиционных»
ветвей власти.
Новизна темы состоит в том, что данная работа
затронула деятельность вышеназванных государственных
органов
в
момент
последние
всемирного
вынуждены
карантина,
были
из-за
пересмотреть
чего
формат
заседаний, и тем самым послужили отличным примером
для
наблюдения
за
их
деятельностью,
а
также
конституционными новеллами 2020 года, ведь тогда был
пересмотрен статус Государственного Совета․
Целью
курсовой
работы
является
раскрытие
нормативно-правовых основ деятельности государственных
органов при Президенте РФ (на примере АП, ГС, СБ).
Необходимо решить следующие задачи для достижения
данной цели:
1. Изучить теоретические основы формирования и
развития
Президентской
Администрации,
установить
действительное место в системе государственных органов,
выявить
дискуссионные
вопросы
и
предложить
оценку
становлению
необходимые поправки.
2.
Дать
историко-правовую
Государственного
Совета
как
совещательного
органа,
5
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
понять предпосылки к переходу в ряды конституционных
органов,
и
в
связи
с
этим
рассмотреть
перспективы
развития․
3.
Проследить
причины
воссоздания
Совета
Безопасности, выявить те межведомственные комиссии, в
чьих полномочиях находятся планирование и реализация
самых
значимых
задач
в
сфере
безопасности
на
международной арене.
Сокращения:
Администрация при Президенте РФ – АП
Государственный Совет РФ – ГС, Госсовет
Совет Безопасности РФ – СБ, Совбез
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА КАК
ОСНОВНОЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН․
СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
§ 1.1 Формирование и Развитие Администрации при
Президенте
Администрация
Президента
Российской
Федерации
является государственным органом, который действует в
целях обеспечения деятельности Президента1 и контроля
за
исполнением
функционирует,
его
опираясь
решений.
на
множество
Администрация
советников
и
помощников, которые сформированы самим Президентом 2
и объединены в единую структуру.
1
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб,
и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С.78.
2
М. В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов
— 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. С.480.
6
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Правовой статус Администрации закреплен в указе N
490
"Об
утверждении
Положения
об
Администрации
Президента Российской Федерации", где перечисляется
набор
организационно-распорядительных
Администрации,
посредством
чего
функций
обеспечивается
материально-технические и иные условия, помогающим
Президенту
поддерживать
связь
с
другими
органами
власти.
Необходимость
создания
данного
института
обусловлена реализацией Президентом функции гаранта 1
Конституции,
охраны
суверенитета
и
защиты
прав
человека. В Конституции РФ закреплено право Президента 2
на
формирование
оперативного
собственной
управления
Администрации
делами
государства
для
и
эффективного функционирования исполнительной власти․3
По мнению С.А. Авакьяна, развитие Президентской
Администрации происходило преимущественно в динамике,
неоднократно
подвергалась
обуславливается
кадровым
технологическим
реформам4,
что
прогрессом
и
внутриполитическими факторами, в итоге приведшие к
увеличению решаемых задач главой государства.
Администрация
Президента
была
образована
в
РСФСР, в качестве аппарата при Президенте, снабжающего
1
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева).
- ООО "Новая правовая культура", 2009 г.
2
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(принята
всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля,
21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.), Ст.83 п. “и”
3
Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин.
- М.: Юристы, 2007.
4
Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1382 (ред. от 17.02.2021) "Об утверждении
Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам
государственной службы и кадров"
7
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
его потребности. Изначально в АП входили тринадцать
структурных подразделений и советники Президента. В
Указе
Президента
Администрации
от
19
июля
Президента
1991
РСФСР",
г.
N
13
следовало
"Об
право
надзора за исполнением решений главы государства через
институт помощников1 и представителей2 президента в
Администрации,
автономных
размещенных
округах
и
в
городах
республиках
как
Москва
РСФСР,
и
Санкт-
Петербург3. В последующих годах произошло расширение
полномочий института помощников, в следствии чего они
стали
должностными
лицами,
подчиняющимся
непосредственно Президенту.
Примечательно, что принятие Конституции 1993 года
существенно
расширила
полномочия
Президента,
воспользовавшись конституционными новеллами ст.83, он
расширил сферу влияния полномочных представителей.
Теперь
они
Федеральном
представляли
Собрании,
интересы
Президента
Конституционном
суде
в
и
субъектах. Тем временем в п. "и" ст. 83 был закреплен
конституционный статус Администрации.
В
результате
произошли
серьезные
изменения
в
подразделениях и полномочиях Администрации, приведших
к усилению. Теперь в систему подразделений включались
органы
президентского
контроля
при
Контрольном
1
Распоряжение Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. N 5-рп "О помощниках
Президента РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета
РФ. 1991. N 31. Ст. 1038.
2
Положение о представителе Президента Российской Федерации в крае, области,
автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге,
утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N
186 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N
6. Ст. 481.
3
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 34.
Ст. 1146.
8
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Управлении1. Уже в 2000 г. Указом Президента от 13 мая
2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном округе" был заложен
фундамент
преобразований.
расформированы
многие
В
2004
подразделения,
году
были
придавшие
Администрации тот вид, в котором мы узнаем в наши дни2.
1
Указ Президента РФ от 24 мая 1994 г. N 1015 "О Контрольном управлении
Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской
Федерации. 1994. N 5. Ст. 402.
2
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе
Президента Российской Федерации в федеральном округе"
9
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
§ 1.2 Правовое становление Государственного Совета
Президент
Российской
Конституции
РФ,
государственной
власти,
немаловажное
значение
призванный
Федерации,
осуществляет
в реализацию
вырабатывать
согласно
полномочия
которой
Государственный
согласованные
имеет
Совет,
подходы
в
строительстве федерализма.
На
заседаниях
Госсовета
обсуждаются
вопросы
государственного значения для преодоления разногласий и
удовлетворения
заседание
в
потребностей
таком
субъектов1․Очевидно,
масштабе
требует
что
привлечения
административного ресурса, в данном случае, таковыми
являются высшие должностные лица субъектов Российской
Федерации.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 года №394-ФЗ «О
Государственном
Совете
Федерации» 2
Российской
закрепляет основы функционирования публичной власти,
статус и порядок деятельности Госсовета․
В статье третьей Федерального Закона закреплено
следующее определение: «Государственный Совет является
конституционным
государственным
совещательно-рекомендательного
способствовать
органом…
органа»,
согласованному
призванного
взаимодействию
федеральных органов государственной власти и Субъектов
Российской Федерации.
1
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - Конституционное право России. 5-е издание. Учебник
- Проспект – 2014, С.195
2
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете
Российской Федерации"
10
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
В Государственном Совете заседает Председатель в
лице Президента, вместе с губернаторами субъектов РФ. По
решению
Председателя
внеочередное
заседание,
может
при
быть
условии,
проведено
если
кворум
составляет не менее половины от общего числа участников.
Для
решения
оперативных
вопросов
формируется
Президиум, также могут создаваться рабочие группы и
консультативные комиссии.
Повестка дня ничем не ограничена, на нем могут
обсуждаться проблемы как на федеральном, так и на
региональном уровне, однако практика показывает, что
зачастую
предметом
государственного
обсуждения
значения.
По
выступают
итогам
вопросы
совещания,
принятые решения, в случае необходимости, могут быть
оформлены в форме распоряжения, указа и поручения
Президента1. Заседания как правило проводятся в Москве,
но в условиях карантина может проводится в режиме
видеоконференции.
Государственный совет был учрежден в 2000 г. указом 2
Президента от 01.09.2000 г. № 1602 “О Государственном
совете
Российской
Федерации”.
Предпосылками
к
его
образованию послужила излишняя роль Губернаторов в
Совете Федерации, где были включены участники Совета
Республик и Совета глав администраций субъектов, из-за
чего последние потеряли свое истинное предназначение,
так как предполагалось в дальнейшем объединить их в
1
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(принята
всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля,
21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.), Ст. 90
2
Положение о Государственном Совете Российской Федерации, утвержденное
Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602 (с изм.) //
СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3633;
11
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
единый совет по главам исполнительной власти. Об этом
впервые
высказался
государственный
секретарь
Г.
Бурбулис, в дальнейшем он занял место Государственного
секретаря при Президенте РСФСР1.
Учитывая стремление В.В Путина сконцентрировать
внимание руководителей на проблемах субъектов, в 2000 г.
Государственной Думой были приняты поправки в закон «о
порядке формирования Совета Федерации», из-за чего
губернаторы
Федерации,
перестали
вместо
исполнительного
них
и
входить
стали
в
состав
заседать
Совета
представители
законодательного
органа
государственной власти субъекта Российской Федерации,
избираемые ими на срок полномочий этих органов 2, далее
последовало
образование
Государственного
Совета,
в
котором принимали участие главы исполнительной власти
3
․
Таким образом, Государственный Совет был воссоздан
в 1991 году, а в нынешнем виде – Указом Президента от 1
сентября
2000
г.
№
1602.
По
мнению
автора,
при
необходимости Госсовет может заменить Совет Федерации
с учетом последних реформ, но в этом случае потребуется
отнести Госсовет к одному из ветвей власти.
1
Указ Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. «О Государственном секретаре РСФСР
— Секретаре Государственного совета при Президенте РСФСР»
2
А. В. Скляр Государственный совет Российской Федерации как совещательный
орган при Президенте Российской Федерации. 2013․№ 3 (10)
3
Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В
2-х т. Т. 2. / С.А.
Авакьян. - 6-e изд., перераб, и доп. - Москва: Норма: НИЦ
ИНФРА-М, 2019, С.403.
12
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
§ 1.3 История воссоздания Совета Безопасности
Президент
для
национальной
реализации
безопасности
полномочий
формирует
в
сфере
Совет
Безопасности1. Данный совещательный орган входит в
число конституционных органов Российской Федерации.
Конституция
РФ
государственного
закрепляет
органа.
деятельности
Совбеза
национальной
безопасности
его
в
Основные
трактуются
качестве
направления
в
Концепции
Российской
Федерации2,
1
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(принята
всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля,
21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.), Ст. 83 п. “ж”
2
Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 О Концепции
национальной безопасности Российской Федерации
13
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Законе
РФ
«О
безопасности».
Глава
государства
для
совершенствования этих законов на практике, утвердил
положение
Совета
Безопасности1,
где
определяется
конкретный круг задач.
Совет
безопасности
проводит
предупреждению
различных
суверенитет
территориальную
обеспечивает
Конституцией
и
угроз,
посягающих
целостность
непоколебимость
безопасность
работу
по
на
РФ,
гарантированных
народа
России
как
единственного источника власти.
Совет Безопасности РФ является прообразом Совета
Безопасности
СССР,
образованного
в
результате
административных реформ в Основной Закон СССР 2, с
целью
поддержания
экономической
и
надежной
государственной,
экологической
безопасности,
преодолению последствий чрезвычайных ситуаций.
Примечательно, что аналоги СБ создавались и в
союзных республиках, в том числе РСФСР, путем принятия
Закона "Об изменениях и дополнениях Конституции”, на
который должен был ссылаться Закон РСФСР (от 24 апреля
1991 г. "О Президенте РСФСР".)
После признания Совета Безопасности в качестве
конституционного органа, в 1991 г. Президент РСФСР
принялся
формировать
совершенствованию
рабочие
структуры,
группы
порядка
по
вопросам
формирования,
стратегии в сфере обороны и национальной безопасности.
1
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 г. N 175)
2
Закон СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I "Об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы
государственного управления", п. 9.1
14
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Результатом
достигнутых
консенсусов
стало
принятие
Закона Российской Федерации "О безопасности" 1.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июня
1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности «для
обеспечения реализации функций Президента Российской
Федерации по управлению государством, формированию
внутренней,
внешней
и
военной
политики
в
области
безопасности, сохранению государственного суверенитета
России,
поддержанию
социально-политической
стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан» 2.
Конституция закрепляла должность Председателя в лице
Президента. Повестка дня включала проблемы в сфере
военной, экономической, общественной безопасности. В
дальнейшем
Президент
издал
распоряжение
о
формировании временной структуры СБ3. Тем самым, в
структуру
СБ
безопасности,
входили
управление
по
стратегической
информационно-аналитический
и
координационный центр.
Подводя итоги, можно констатировать, что Совбез
получил полноценное правовое очертание после принятия
Конституции 1993 года. Глава про Президента (Закон
РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР".)
обозначила его как важнейший государственный институт,
формируемый высшим должностным лицом государства.
Концепцией безопасности РФ от 1997 г. были заданы
теоретические и методологические рамки , от чего зависел
1
ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ
от 25.12.92 № 42351, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288
2
http://www.scrf.gov.ru/about/history/
3
Распоряжение Президента РФ от 03.06.1992 № 266-рп «О первоочередных мерах
по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации»
15
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
правовой статус СБ в системе обеспечения национальной
безопасности1.
1
Владимир МЕЛЬНИКОВ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ – ПРАВОВОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. N. 5 /2009
16
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
АДМИНИСТРАЦИИ И СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ПРИ ПРЕЗИДЕНЕ РФ
§ 2.1 Конкретизация положения Президентской
Администрации в сфере государственного
управления
Администрация Президента не входит ни в одну из
«традиционных» ветвей власти, об этом свидетельствует тот
факт,
что
полномочия
Администрации
являются
производными от правового положения Президента РФ.
Согласно
модели
соответствии
ст.
правления
80
в
Конституции
РФ,
Президент
является
в
главой
государства и фактически не возглавляет исполнительную
ветвь власти.
Тем не менее, правовой статус Администрации в Указе
Президента № 1412 определен как государственный орган,
подготавливающий решения Президента и следящий за их
исполнением․Однако в положении об Администрации не
выявляется ее место в структуре государственных органов,
что также наводит на мысль о ее несамостоятельности 1. В
связи
с
расплывчатыми
действительном
правовом
определениями
статусе,
автор
о
ее
попытался
соотнести различные толкования и нормативно-правовые
акты.
Во-первых, Конституционный Суд в определении от
29.05.97 N 55-О2 указал следующее: «положение о том, что
1
Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти).
N 2, 2001
2
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г. М 55-О "О
прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 года М 1412 "Об утверждении
Положения об Администрации Президента Российской Федерации"
17
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Администрация
Президента
Российской
Федерации
является государственным органом, носят общий характер,
и
их
реальный
смысл
и
значение
определяются
полномочиями, которыми наделена Администрация».
При этом, важно заметить и тот факт, что Конституция
РФ не раскрывает действительный статус Администрации
на момент ее формирования, вместо этого в п. «и» ст.83
устанавливается,
что
Президент
«формирует
Администрацию Президента Российской Федерации в целях
обеспечения реализации своих полномочий».
В
этой
части
можно
констатировать,
что
государственный статус Администрации не исходит из
положений Конституции, а ее административно- правовой
статус не имеет четко обозначенных границ.
С другой стороны, конституционный статус данного
института не оставляет сомнений в ее исключительной
роли
в
стабилизации
взаимодействия
власти1.
государственной
Однако
органов
доктрина
Конституционного Суда разграничивает понятия орган
государственной
последний,
по
власти
его
и
государственный
правовой
позиции,
не
орган 2,
наделен
инструментарием государственного принуждения и может
воздействовать исключительно неправовыми способами,
что
подчеркивается
мнением
Михаила
Борщевского,
который настаивал на необходимость четче обозначить
1
Вопросы административно-правовой организации деятельности Администрации
Президента Российской Федерации (авторы: Аникин Сергей Борисович и Родионова
Маргарита Петровна). N. 1 /2015
2
Петровский Д. Н. Понятие, признаки, виды и значение вспомогательных органов
при главе государства // Право и жизнь. 2007. № 108(5). С. 32.
18
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
роль
и
полномочия
Следовательно,
Президента 1.
Администрации
Администрация
президента
не
может
считаться органом государственной власти.
Во-вторых, нельзя обойти широкий круг полномочий,
которыми наделен рассматриваемый орган. Исходя изэтого, статус АП находится под пристальным взглядом
ученых-правоведов и является предметом не утихающих
споров. В этой связи следует отметить, что в положении об
Администрации не конкретизируется её компетенция в
реализации своих функций2.
Так, Администрация при реализации возложенных на
нее функций принимает меры по профилактике коррупции
граждан, претендующих на замещение государственных
должностей. При этом отсутствует обратная «связь» между
правами
и
обязанностями
кадрового
состава
АП
по
отношению к другим лицам, чьи права в случае их
нарушения
не
выходит
за
рамки
административной
ответственности.
Об этом свидетельствует, в частности, «положение о
порядке
рассмотрения
руководителя
кандидатур
высшего
на
исполнительного
должность
органа
государственной власти субъекта Российской Федерации»,
где
согласно
п.6
в
качестве
дисциплинарной
ответственности дословно устанавливается: «Должностные
лица Администрации Президента Российской Федерации,
подготавливающие
и
вносящие
предложения
по
1
Иванов М. Администрации Президента советуют жить по закону // Коммерсантъ.
2013. 6 ноября.
2
Лесных Елена Анатольевна Вопросы административно-правового статуса
Администрации президента РФ. 2017. № 4 (21)
19
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
кандидатурам на должность высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации, несут ответственность за
обоснованность
достоверность
материалов,
предложений,
информационных
а
также
что
и
иных
материалов,
указанные кандидатур»1,
очевидным,
объективность
и
справочных
характеризующих
из этого положения становится
речь
идет
о
дисциплинарной
ответственности.
При этом имеются сходства и в обратном случае:
нехватка правовых гарантий Администрации. В случае
самих сотрудников, воспрепятствование их деятельности
влечет административный состав правонарушения 2, но в
случае противоправных действий против Администрации
как представителя Президента, не возникает уголовного
состава правонарушения в области преступлений против
государственной
власти,
интересов
государственной
службы.
Таким
Российской
образом,
Федерации
Администрация
не
обладает
Президента
самостоятельными
властными полномочиями, тем не менее, данный институт
в России характеризуется весьма широкими полномочиями
в общественной и государственной жизни.
1
Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. N 1603
Кодекс Российской Федерации об административных
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) Статья 19.7.
2
правонарушениях
от
20
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
§ 2.2 Обоснованность трансформации статуса
Государственного Совета в Конституционный орган
Как уже упоминалось, Государственный Совет был
образован
Президенте
в
качестве
РФ
в
совещательного
целях
содействия
органа
в
при
реализации
21
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
полномочий
в
области
взаимодействия
органов
государственной власти.
В этой связи крайне важным является Послание
Президента России Федеральному Собранию от 15 января
2020 года1, тогда он предложил трансформировать статус
Государственного Совет в ряды конституционных органов
для повышения роли представителей субъектов в выработке
решений на федеральном уровне.
Отталкиваясь
попытался
от
выявить
вышесказанных
дополнительные
событий,
автор
предпосылки
к
трансформации статуса ГС.
Во-первых, Госсовет выступает в качестве форума,
возглавляемого Президентом, где обсуждается вопросы
федерального значения. Как показывает практика, на его
заседаниях
зачастую
принимаются
решения,
обхватывающие широкие слои населения2.
По мнению автора, последнее время, в связи с 2019NCOV,
в
условиях
ограниченной
подвижности
политической элиты, Государственный Совет все больше
ассоциируется с президентско-исполнительной властью,
как
пишет
Авакьян
осуществляется
С.
А:
«деятельность
непосредственно».
Президента
Последний
тезис
подтверждается наличием на заседаниях руководителей
высших исполнительных органов государственной власти, а
также
возможностью
участия
персонального
состава
Правительства РФ на его заседаниях.
1
http://kremlin.ru/events/president/news/62582
№ 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
2
22
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
С другой стороны, Госсовет не имеет исполнительнораспорядительных
и
контрольных
полномочий,
как
например, Администрация Президента, и поэтому не стоит
переоценивать
его
роль
в
системе
государственного
управления.
Во-вторых,
наткнулся
развивая
на
возможности
нехватку
участия
последнюю
мысль,
законодательного
на
автор
оформления
«расширенных»
заседаниях
отдельно-приглашенных лиц из Правительства. Об этом
свидетельствуют
ФКЗ
"О
Правительстве
Российской
Федерации" и Конституция, где в соответствующих главах
не регламентируется порядок взаимодействия отдельных
работников Правительства с внеконституционным органом,
исходя из чего нельзя недооценивать новеллы 2020 года.
Поэтому, данный вопрос был частично разрешен в п․4.
ст. 13 ФЗ N-394 от 2020: «По решению Председателя
Государственного Совета могут проводиться совместные
заседания
Государственного
консультативных
Федерации»,
органов
но
следует
конкретизируется
Совета,
при
совещательных
Президенте
заметить,
практическая
что
и
Российской
в
значимость
нём
и
не
права
должностных лиц из Правительства.
В-третьих, напряженная ситуация, вызванная 2019NCOV, с подвигла к образованию рабочей группы по
выработке мер для противодействия эпидемиологической
ситуации,
связанный
чей
с
задачей
является
распространением
анализ
обстановки,
инфекции.
Также
осуществляется поиск наиболее подходящих практик по
23
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
борьбе с эпидемией. Исходя из этого, можно предположить,
что
Президент
РФ
заблаговременно
и
обоснованно
подготовил данный совещательный орган к предстоящим
проблемам.
Итак, с точки зрения автора, Государственный Совет
полностью
соответствует
характеристикам
конституционных органов. Недавние поправки в Основной
Закон позволили оценить высокий политический потенциал
и
резерв
альтернативных
подходов
в
урегулировании
разногласий внутри исполнительной власти. При этом
гибкость Госсовета помогает Президенту в достижении
консенсуса в руководстве, в том числе и возможностью
совмещения
заседаний
конституционных
органов,
в
результате чего получается некая система «сдержек и
противовесов».
24
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
§ 2.3 Совет Безопасности как гарант международного
гражданского мира. Ключевые Межведомственные
Комиссии
В первой главе были рассмотрены предпосылки к
воссозданию
Совета
Безопасности.
В
этой
части
исследования автор считает необходимым обратится к
специфике роли и влияния Совбеза на международной
арене из-за обострившихся отношений между некоторыми
государствами,
и
на
этом
фоне
выявить
ключевые
межведомственные комиссии.
В Совете Безопасности собирается и анализируется
информация, связанная с безопасностью страны, далее они
обсуждаются
оформляются
поручения
обсуждения
на
в
заседаниях.
указы,
Президента.
могут
Принятые
распоряжения
На
выступать
и
решения
специальные
практике
следующие
предметом
вопросы:
состояние оборонно-промышленного комплекса Российской
Федерации; влияние Афганистана на Центральную Азию;
конкурентоспособность
Военной
промышленности
в
25
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
условиях усиленных санкций со стороны западных стран,
состояние
экономики;
национальных
по
интересов
вопросам
Российской
обеспечения
Федерации
в
Арктике1․
В последнее время Совбез все больше доказывает свою
значимость
вне
пределов
Российской
Федерации,
что
подтверждается следующими событиями:
1) В 2008 году во время вооружённого конфликта
между Южной Осетией и Грузией, по содействию Совбеза
был
разработан
план
для
пресечения
дальнейшего
кровопролития и установления мира над гражданским
населением.
2) Совет безопасности принимает участие в различных
площадках по обеспечению международной безопасности и
урегулированию локальных конфликтов2.
3) Нельзя недооценивать роль Совета Безопасности в
кризисной
ситуации
целенаправленным
включению в
на
действиям
состав
Украине.
Совбеза,
Российской
Благодаря
процедура
Федерации Крыма
по
и
Севастополя прошла безболезненно, была восстановлена
инфраструктура
в
институты
экономические
и
целом,
включая
государственные
пути.
Оказывается
гуманитарная помощь населению на юге Украины.
4)На
всей
протяженности
Нагорно-Карабахского
конфликта, возобновившиеся 27 сентября 2020 года, Совет
Безопасности созывался на регулярной основе, в том числе
1
http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2950/
Выступление
Секретаря
Совета
Безопасности
Н.П.Патрушева на саммите БРИКС
http://www.scrf.gov.ru/news/speeches/2885/
2
Российской
Федерации
26
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
и в оперативном3, на нем Президент выслушивал мнения
всех
участников,
принимались
урегулированию
конкретные
конфликта
дипломатическими
методами,
меры
по
исключительно
Секретарь
Совета
Безопасности РФ Николай Патрушев по своей инициативе
проводил
встречи
с
Министрами
иностранных
дел
противоборствующих сторон.
Для принятия обоснованного и необходимого решения,
возникает необходимость в привлечении специалистов в
области обороны и безопасности государства. Состав Совет
Безопасности
делится
на постоянных
и
непостоянных
членов. В первую группу входят директор Федеральной
Службы Безопасности, Министр Обороны и Председатели
обеих палат Федерального Собрания.
В свою очередь Совет делится на рабочие группы, комиссии
и советы:
Межведомственные
проблемы
в
области:
Государств,
обеспечения
Российской
Федерации
безопасности,
комиссии
рассматривают
Содружества
Независимых
национальных
в
Арктике,
общественной
интересов
по
военной
безопасности,
в
экономической и социальной сфере, информационной и
экологической
безопасности,
по
проблемам
стратегического планирования.
Следует обратить внимание на комиссию по военной
безопасности, ведь там сконцентрирован преимущественно
3
В режиме видеоконференции глава государства провёл оперативное совещание с
постоянными
членами
Совета
Безопасности
http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2868/
27
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
«силовой»
блок.
В
него
входят
представители։
Генерального штаба Вооруженных Сил, Совета Федерации,
Государственной Думы, Службы Внешней Разведки, ФСО,
ФСБ, заместители из министерств по экономическому
развитию,
здравоохранения,
МИД,
Руководителей
Следственного Комитета, Генеральной Прокураторы и т.д.
В
комиссии
по
военной
безопасности
проводится
комплексный анализ состояния страны с позиции военной
безопасности,
вырабатываются
организационным
вопросам
в
рекомендации
области
по
обеспечения
государственной обороноспособности1․
Научному совету отведена роль аналитического центра
для разработки теоретических основ деятельности Совета
Безопасности, подготовки предложений для проведения
научных исследований, научно-методологической оценки
по
обеспечению
национальной
безопасности,
комплексному исследованию нормативных актов. Из этого
непременно следует его преимущественное положение над
всеми иными комиссиями, ведь именно здесь задается
функциональная
Госсовета
планка
на
и
направления
деятельности
методологической
уровне,
распространяющейся на все подразделения в целом.
Таким
образом,
Совет
Безопасности
является
конституционно значимым совещательным органом.
По
мнению автора, общедоступная информация о деятельности
Совбеза не является исчерпывающим, что объясняется
характером выполняемых задач, связанная с безопасностью
1
А.А. Ковалев Роль Совета Безопасности Российской Федерации в Военной
Политике. N 6, 2017
28
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
страны. Многочисленность рабочих групп не оставляет
сомнений в могуществе рассматриваемого Совета, хотя он
не имеет реальной власти, тем не менее через него
транслируется государственная власть Президента РФ.
29
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализаций поставленных целей и задач автор
данной исследовательской работы пришел к следующим
выводам:
1.
Администрация
достаточно
При
широкими
вспомогательного
Президенте
полномочиями.
органа
отсутствует
РФ
обладает
У
главного
конституционно-
правовая ответственность, однако заложенные ресурсы и
достаточная
гибкость
позволяют
при
необходимости
произвести данные реформы. Споры о принадлежности к
государственным органам не разрешены до сих пор как на
законодательной
и
профессиональных
судебной
кругах
власти,
так
видных
и
ученых
в
в
Конституционном и Административном праве.
2.
Государственный
главного
Совет
«проводника»
Губернаторами.
выступает
между
Совещательный
в
качестве
Президентом
характер
ГС
и
не
ограничивается одними лишь обсуждениями, его истинная
цель – заблаговременно информировать публичную власть
на
региональном
задачах,
уровне
учитывать
отдельных
развитие
отдельным
при
субъектов,
как
о
предстоящих
этом
событиях
насущные
обеспечивать
Государства
в
целом,
участкам
тормозить
и
проблемы
их
равномерное
не
позволяя
ее
строительство
федерализма. Запрет на делегирование участниками своих
полномочий иным должностным лицам указывает на его
особый
статус
среди
конституционно-совещательных
30
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
органов,
в
чьих
компетенциях
не
умещается
исполнительно-распорядительные полномочия.
3.
Первостепенная
задача
Совет
Безопасности
заключается в разработке целого комплекса концепций по
противодействию внутренним и внешним угрозам. Можно
предположить, что Научная межведомственная комиссия
является «мозговым» центром данного конституционносовещательного
безопасности
органа,
состоящий
а
комиссия
по
преимущественно
военной
из
силовых
ведомств, помогает транслировать разработанную политику
первого
и
других
многочисленных
комиссий
в
экономическую, общественную, оборонно-промышленную,
военную
безопасность,
среди
органов
государственной
власти, что не оставляет сомнений конституционногоправовой значимости Совета Безопасности.
Изучив литературу и нормативно-правовые акты, автор
предлагает:
а)
Наделить
АП
конституционно
–
правовой
ответственностью. Исходя из широкого круга полномочий
Администрации, возникает потребность в урегулировании
общественных отношений, это существенно облегчило бы
расследование различных правонарушений, в обратном
случае Президент может необоснованно привлекаться к
уголовным
производствам
из-за
факта
отсутствия
соответствующих норм в положении об Администрации.
б) Для обеспечения реализаций Президентом своих
полномочий, включить в Положение об Администрации
норму
о
воспрепятствовании
деятельности
31
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Уполномоченных,
ответственность
за
которую
должна
рассматриваться как преступление против государственной
власти.
в) Положение о Совете Безопасности Российской
Федерации заменить Федеральным Законом, в котором
будет утвержден исчерпывающий перечень постоянных
участников, что задаст высокую планку принимаемых
решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно - правовые акты
1.
Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок,
внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014
№2-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // СПС «Консультант
Плюс».
2.
Кодекс
Российской
Федерации
об
административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195ФЗ (ред. от 24.03.2021)
3.
№ 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в
Российской Федерации и о внесении изменений в
32
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
отдельные законодательные акты Российской Федерации" //
СПС «Консультант Плюс».
4.
Указ Президента РФ от 24 мая 1994 г. N 1015 "О
Контрольном
Федерации"
управлении
//
Собрание
Президента
Российской
законодательства
Российской
Федерации. 1994. N 5.
5.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О
полномочном
представителе
Президента
Российской
Федерации в федеральном округе"// СПС «Консультант
Плюс».
6.
Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об
утверждении Положения об Администрации Президента
Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
7.
Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1382 (ред. от
17.02.2021) "Об утверждении Положения об Управлении
Президента
Российской
Федерации
по
вопросам
государственной службы и кадров"// СПС «Консультант
Плюс».
8.
Положение о Государственном Совете Российской
Федерации, утвержденное Указом Президента Российской
Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602 (с изм.) // СЗ РФ.
2000. N 36. Ст. 3633.
9.
Указ Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. «О
Государственном
секретаре
РСФСР
—
Секретаре
Государственного совета при Президенте РСФСР» // СПС
«Консультант Плюс».
10.
Указ Президента Российской Федерации от
10.01.2000
г.
№
24
О
Концепции
национальной
безопасности Российской Федерации // СПС «Консультант
Плюс».
11.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(утверждено
Указом
33
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 г. N
175) // СПС «Консультант Плюс».
12. Закон СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I "Об
изменениях
и
дополнениях
Конституции
(Основного
Закона) СССР в связи с совершенствованием системы
государственного управления", п. 9.1.
13.
ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5
марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 42351,
Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288.
14.
266-рп
Распоряжение Президента РФ от 03.06.1992 №
«О
первоочередных
деятельности
Совета
мерах
по
Безопасности
обеспечению
Российской
Федерации». // СПС «Консультант Плюс».
15.
Определение Конституционного Суда РФ от 29
мая 1997 г. М 55-О "О прекращении производства по делу о
проверке конституционности Указа Президента Российской
Федерации от 2 октября 1996 года М 1412 "Об утверждении
Положения
об
Администрации
Президента
Российской
Федерации". // СПС «Консультант Плюс».
16. Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. N 1603
// СПС «Консультант Плюс».
Учебная и научная литература
17.
Безруков А.В. Конституционное право России:
учебное пособие. 3-е изд., перераб, и доп. М.: Юстицинформ, 2015.
18.
М. В. Баглай. Конституционное право Российской
Федерации: учеб. Б14 для вузов — 6-е изд., изм. и доп. — М.:
Норма, 2007.
34
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
19.
Комментарий
к
Конституции
Российской
Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая
правовая культура", 2009 г.
20.
Конституционное право России: Учебник / Отв.
ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Юристы, 2007.
21.
Петровский Д. Н. Понятие, признаки, виды и
значение вспомогательных органов при главе государства //
Право и жизнь. 2007. № 108(5).
22.
А. В. Скляр Государственный совет Российской
Федерации
как
совещательный
орган
при
Президенте
Российской Федерации. 2013․№ 3.
23.
Авакьян, С. А. Конституционное право России.
Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян.
- 6-e изд., перераб, и доп. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М,
2019.
24.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - Конституционное
право России. 5-е издание. Учебник - Проспект – 2014․
25.
Официальные сайты органов государственной
власти
Российской
Федерации
//
http://www.scrf.gov.ru/about/history/.
26.
Владимир МЕЛЬНИКОВ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
РФ – ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. N. 5 /2009.
27.
Вопросы административно-правовой организации
деятельности
Администрации
Президента
Российской
Федерации (авторы: Аникин Сергей Борисович и Родионова
Маргарита Петровна). N. 1 /2015.
28.
Лесных
Елена
административно-правового
Анатольевна
статуса
Вопросы
Администрации
президента РФ. 2017. № 4 (21).
29.
Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в
механизме государственной власти). N 2, 2001.
35
06.04.2021Арам Нанагулян Степанович
30.
Иванов М. Администрации Президента советуют
жить по закону // Коммерсантъ. 2013. 6 ноября.
31.
Послание Президента Федеральному Собранию
РФ // http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
32.
Официальные сайты органов государственной
власти Российской Федерации // http://www.scrf.gov.ru/news/
allnews/2950/
33.
Выступление Секретаря Совета Безопасности
Российской
Федерации
на
саммите
БРИКС
//
http://www.scrf.gov.ru/news/speeches/2885/
34.
Официальные сайты органов государственной
власти Российской Федерации // http://www.scrf.gov.ru/news/
allnews/2868/
35.
А.А. Ковалев Роль Совета Безопасности
Российской Федерации в Военной Политике. N 6/2017․
36
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв