Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Курганский педагогический колледж»
Коррекционно-воспитательная работа на
уроках декоративного рисования
Курсовая работа
Дисциплина
Изобразительное искусство
с методикой преподавания
коррекционно-развивающих
технологий
Студент
Бояркина Е.А.
Группа
41
Специальность
Коррекционная педагогика в
начальном образовании
(050719)
Руководитель
Дата защиты
Нелюбина И. П.
2
Оценка:
Курган 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………………
…3
Глава 1. Психолого - педагогические аспекты коррекционно
–
воспитательной
работы
на
уроках
декоративного
рисования
1.1. Психолого-педагогическая
школьников
с
характеристика
задержкой
младших
психического
развития……………………………………………………….5
1.2. Содержание
уроков
декоративного
рисования……………………………9
2. Организация коррекционно-воспитательной работы
на уроках декоративного рисования по программе Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд»
2.1.
Анализ
программы
художественный
«Изобразительное
труд»
1-4
искусство
классы
и
Б.М.
Неменского…………………………………………………………….12
2.2. Коррекционно-воспитательная работа на уроках
декоративного
рисования………………………………………………………..16
2.3. Методы, направленные на развитие у учащихся умения
составлять
орнамент,
украшать
узорами
форму.........................................................21
ту
или
иную
3
Заключение……………………………………………………….................
........28
Список использованных
источников…………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Введение
Современные требования общества к развитию личности
диктуют
необходимость
более
полно
реализовать
идею
индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к
школе, состояние
особенности.
их здоровья,
Построение
индивидуально-типологические
учебно-воспитательного
процесса
с
учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой
работы общеобразовательной школы.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается
процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными
возможностями
здоровья
с
нормально
развивающимися
сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее
полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная
адаптация
и
реабилитация
психолого-педагогической
должны
помощи
быть
детям
основой
с
системы
ограниченными
возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать
4
коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную
цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и
эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
Это
имеет
выделяющейся
непосредственное
последнее
время
отношение
большой
к
группе
четко
детей
с
задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети
не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении
общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностноличностной
ориентации,
запущенности,
высокую
отклонения
степень
педагогической
интеллектуального
и
личностного
развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Таким
следует
образом,
развитие
рассматривать
перспективных
как
направлений
интегрированного
одно
из
образования
наиболее
важных
совершенствования
и
системы
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья
в
образовательных
учреждениях
общего
типа,
расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его
родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный
срок
в
интернатное
учреждение,
создать
условия
для
их
проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное
общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом,
способствует эффективному решению проблем их социальной
адаптации и интеграции в общество.
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном
классе
образовательного
учреждения
общего
типа,
должны
осуществляться по образовательным программам, разработанным
на
базе
основных
общеобразовательных
программ
с
учетом
5
психофизических
особенностей
и
возможностей
таких
обучающихся.
Необходимым условием организации успешного обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа является создание
адаптивной среды, позволяющей
обеспечить их полноценную
интеграцию и личностную самореализацию в образовательном
учреждении.
Учитывая
практическую
значимость
и
недостаточную
разработанность процесса интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с
нормально
развивающимися
сверстниками,
мы
избрали
тему
курсовой работы «Коррекционно-воспитательная работа на уроках
декоративного рисования».
Цель: теоретически изучить исследуемую проблему и описать
коррекционно-воспитательную работу на уроках декоративного
рисования.
Объект исследования: организация уроков декоративного
рисования по программе
Б.М. Неменского
«Изобразительное
искусство и художественный труд».
Предмет
исследования:
коррекционно-воспитательная
работа на уроках декоративного рисования с детьми с ЗПР.
Задачи:
1.
Выполнить теоретический анализ по теме исследования.
2.
Выполнить
анализ
программы
Б.М
Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд».
3.
Изучить психические особенности детей с задержкой
психического развития младшего школьного возраста.
6
4.
Описать коррекционно-воспитательную работу на уроках
декоративного рисования.
5.
Разработать
три
конспекта
урока
декоративного
рисования по изобразительному искусству.
Методы
исследования:
анализ
литературы,
изучение
продуктов деятельности учащихся, исследовательский метод.
Глава 1. Психолого - педагогические аспекты коррекционно
– воспитательной работы на уроках декоративного
рисования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с задержкой психического развития
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает
"включенность". Инклюзивное
образование (фр. inclusif-
включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным
нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для
детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию,
направленную
на
детей
индивидуумы
с
Инклюзивное
образование
и
признающую,
различными
что
потребностями
старается
все
в
разработать
дети —
обучении.
подход
к
преподаванию и обучению, который будет более гибким для
удовлетворения
различных
потребностей
в
обучении.
Если
преподавание и обучение станут более эффективными в результате
7
изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда
выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана,
которые
обусловливают
нарушения
общего
развития,
не
позволяющие детям вести полноценную жизнь.
По классификации,
предложенной
В.А.Лапшиным
и Б.П.
Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1.
Дети
с
нарушением
слуха
(глухие,
слабослышащие,
позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического
развития,
с
так
(слепоглухонемые,
называемыми
глухие
или
сложными
слепые
дети
с
дефектами
умственной
отсталостью).
В ходе проведенного анализа литературы мы выявили, что из
всех перечисленных выше категорий детей, в последнее время
четко выделяется самая большая группа детей с задержкой
психического развития (далее – дети с ЗПР).
В связи с этим, мы в своей работе уделили наибольшее
внимание процессу интеграции в общеобразовательную среду
вместе с нормально развивающимися сверстниками именно детей с
ЗПР.
8
Понятие «задержка психического развития» - психологопедагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии
психической
деятельности
подчеркивает
временной
ребенка.
и
Термин
одновременно
«задержка»
в
значительном
количестве случаев временный характер отставания, которое с
возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с
данной патологией попадают в адекватные для них условия
воспитания
и
обучения.
Задержка
психического
развития
–
временное отставание развития психики в целом или отдельных ее
функций.
Психическое
развитие
этой
категории
детей
отличается
неравномерностью нарушений различных психических функций;
при
этом
логическое
сравнению
с
мышление
может
памятью,
работоспособностью.
В
отличие
быть
сохранным
вниманием,
от
по
умственной
олигофрении,
у
детей
с
задержкой отсутствует инертность психических процессов, они
способны не только принимать и использовать помощь, но и
переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие
ситуации.
С
помощью
взрослого
они
могут
выполнять
предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме
уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной
отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная
активность.
задержанным
Особенностью
развитием
психического
является
развития
недостаточность
детей
у
с
них
процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
Особенности
развития
внимания
проявляются
в
детей
его
с
задержкой
психического
неустойчивости,
повышенной
отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие
посторонних раздражителей вызывает значительное замедление
9
выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество
ошибок.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в
развитии
познавательной
деятельности
этих
детей.
У
них
наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу
школьного обучения, как правило, не сформированы основные
мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Выявлено снижение познавательной активности.
Изучение
процессов
памяти
у
данной
категории
детей
показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти,
её
малый
объем,
Недостаточность
психического
неточность
и
произвольной
развития
в
трудность
памяти
у
значительной
воспроизведения.
детей
с
степени
задержкой
связана
со
слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной
ее
целенаправленностью,
несформированностью
функций
самоконтроля.
Этими
факторами
объясняются
характерные
нарушения
поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим
психофизическим
инфантилизмом
доброжелательны,
эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые
интересы,
наивность.
наблюдается
Дети
инфантилизмом
с
непосредственность
дисгармоничным
эмоционально
в
рассуждениях,
психофизическим
неустойчивы,
склонны
к
конфликтам, драчливости, агрессивности.
В психическом статусе ребенка данной категории выделяют
ряд существенных особенностей:
- в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных
систем
анализаторов,
пространственной,
неполноценность
зрительно-
вербально-пространственной
10
ориентированности, эффективность восприятия снижена, образы
недостаточно дифференцированые и полные;
-в
психомоторной
двигательной
сфере
активности,
координации
движения,
–
разбалансированность
импульсивность,
тонкой
моторики,
нарушения
гиперактивность,
повышенный мышечный тонус;
-в
мнемической
памяти
над
запоминания
сфере
–
преобладание
абстрактно-логической,
–
над
кратковременной
и
опосредованным,
долговременной
механической
непосредственного
снижение
памяти,
объемов
значительное
снижение способности к непроизвольному запоминанию;
-в
познавательной
активность,
проявляющаяся
деятельности,
основных
сфере
недостаточный
интеллектуальных
во
–
низкая
всех
уровень
познавательная
видах
психической
сформированности
операций:
анализа,
всех
обобщения,
абстракции, переноса.
-в
речевом
ограниченность
развитии
словарного
–
дефекты
запаса,
произношения,
особенно
активного,
значительное недоразвитие словоизменения, словообразования,
синтаксической структуры предложения, недостаточность речевой
регуляции
деятельности,
трудности
вербализации
действий,
несформированность планирующей функции речи;
-в
эмоционально-волевой
эмоционально-волевой
деятельности,
сфере
–
произвольной
незрелость
регуляции
поведения, инфантилизм;
- в мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов,
стремление к получению удовольствия.
В ходе анализа педагогической и методической литературы
мы
выявили
организационно-педагогические
особенности
11
обучения детей с ЗПР: индивидуальный подход;
наступления
утомляемости;
активизация
предотвращение
познавательной
деятельности; обогащение знаниями об окружающем мире: особое
внимание
-
коррекции
всех
видов
деятельности;
проявление
педагогического такта.
Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается
тогда,
когда
своевременно
психологическая
коррекция,
реализуется
медицинское
необходимая
лечение,
а
педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей
сложности,
неравномерности
и
дисгармоничности
развития
интеллекта и личности этой категории детей.
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью
традиционного начального обучения – научить детей читать,
считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной
деятельности,
развить
элементы
теоретического
мышления,
операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить
основы личной гигиены.
Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний,
умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только
при условии решения специфических задач, разработанных для
каждого
этапа
специфические
образования.
задачи
Назовем
в
качестве
коррекционно-развивающего
примера
обучения
детей с ЗПР младшего школьного возраста /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных
целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Далее нами выделены основные направления коррекционной
работы /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/[3,4,1]
1.2. Содержание уроков декоративного рисования
12
Содержанием
уроков
декоративного
рисования
является
составление различных узоров, предназначенных для украшения
платка, театральных костюмов и карнавальных масок, теремных
палат, а также оформление плакатов, театральных афиш и т.п.
Источник, из которого следует черпать материал для таких
уроков,
-
это
отражающих
в
многообразное
своих
искусство
изделиях
мотивы
народных
родной
мастеров,
природы
и
национальной культуры. Демонстрация произведений народных
умельцев
способствует
пониманию
особенностей
построения
узоров и целесообразности их применения в быту.
На
занятиях
по
декоративному
рисованию
учащиеся
значительно легче, чем на уроках рисования с натуры, усваивают
технические приёмы работы. Данный вид занятий не требует
абсолютно точного знания объекта, сочиняя узоры, учащиеся
оперируют
простейшими
элементами
и
формами,
соответствующие цвета, следят за чередованием одних
подбирают
и тех же
деталей или повторяют их через определённый промежуток.
Следует отметить ещё одну особенность, облегчающую процесс
работы над декоративным рисунком, - это условный выбор цвета.
Поскольку школьник воспринимает цвет в рисунке, прежде всего
как его украшение, то он подбирает и сопоставляет цвета по
принципу «красоты».
Результативным
методом
пояснения
того,
как
надо
действовать, осваивая тот или иной способ составления узора,
является наглядный показ. Рисунок учителя на доске (или на
большом листе бумаги), постепенно возникающий перед глазами
учащихся, - это наиболее эффективное средство, применяемое при
обучении декоративному рисованию.
13
Исключительно
декоративному
важное
рисованию
значение
имеют
при
обучении
приготовленные
к
уроку
образцы. Образец является критерием в работе, эталоном, к
которому стремятся ученики; красочный рисунок увлекает и
вдохновляет ребёнка, побуждает его к активной деятельности,
способствует целенаправленному выполнению задания. На одном
уроке целесообразно показать три-четыре образца, отличающихся
друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором
элементов или их расположением. Также возможно составление
узоров на готовых формах, прикреплённых к доске. Можно
приготовить
(вырезать
необходимые
для
(геометрические
или
продемонстрировать
из
цветной
бумаги
построения
растительные).
детям
различные
или
картона)
орнамента
элементы
Этот
позволяет
приём
способы
составления
орнамента, помогает им понять его строение. Необходимо особо
подчеркнуть, что стремление учащихся придумать «свой» узор
всегда следует поощрять.
Одной из особенностей орнамента является стилизация
природных форм, которая предполагает декоративное обобщение
формы путём упрощения её рисунка: изображение даётся в самом
общем виде, в нём отсутствуют детали и подробности, на первый
план
выступают
только
главные,
существенные
признаки,
наиболее характерные для данного предмета.
Из большого разнообразия заданий, предлагаемых учащимся,
наиболее простой вид работы – рисование орнамента в полосе.
Примером его может служить декоративный рисунок вышивки по
краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти, бордюра обоев и т.д.
Узоры в полосе могут быть самыми разнообразными. Важно
14
подобрать такие, чтобы рисунок их не был перегружен чрезмерно
сложными элементами
Узоры в квадрате, так же как и узоры в полосе,
отличаются
большим
разнообразием.
Поэтому
учащимся
необходимо рассказать о широком применении их в архитектуре
(роспись плафонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях
текстильной промышленности (украшение платков, скатертей,
салфеток, подушек и т.п.).
Существует
несколько
видов
декоративного
оформления
квадрата: крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы
заполняются второстепенными элементами; квадрат делят на
четыре равные части, в каждой из которых повторяются элементы
узора; элементы узора располагаются в центре и на диагоналях
квадрата; квадрат украшают каймой по краям, а середина остаётся
свободной
Схема
построения
узоров
в
круге,
используемых
для
украшения посуды (тарелок, блюдец и т.д.), такая же, как и в
квадрате. Например, середина круга заполняется крупным узором,
а
край
окаймляется
нешироким
декоративным
рисунком;
повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина
остаётся
должны
свободной.
иметь
Задания
по
декоративному
определённую
рисованию
последовательность:
составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из
данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе
уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета,
ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что
имеет
коррекционно-развивающее
значение
интеллектуальной недостаточностью.[7,6]
для
учащихся
с
15
2. Организация коррекционно-воспитательной работы на
уроках декоративного рисования по программе Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд»
2.1. Анализ программы «Изобразительное искусство и
художественный труд» 1-4 классы Б.М. Неменского
Программа "Изобразительное искусство и художественный
труд" является целостным интегрированным курсом, который
включает
в
скульптуру,
себя
все
народные
основные
виды:
декоративные
живопись,
искусства,
графику,
архитектуру,
дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в
контексте
взаимодействия
с другими
видами
искусств
и их
конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим
методом
является
выделение
трех
основных видов художественной деятельности для визуальных
пространственных
искусств:
конструктивной,
изобразительной,
декоративной.
Эти три художественные деятельности являются основанием
деления
визуально-пространственных
изобразительные
–
искусств
живопись,
на
графика,
виды:
скульптура;
конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративноприкладные
искусства.
Но
одновременно
каждая
эта
форма
деятельности присуща созданию любого произведения искусства и
поэтому является необходимой основой для интеграции всего
многообразия видов искусства в единую систему не по принципу
перечисления
видов,
а
по
принципу
вида
художественной
деятельности. Выделение принципа художественной деятельности
акцентирует
перенос
внимания
не
только
на
произведения
16
искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей
с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи
искусства
с
жизнью
человека,
роль
искусства
в
повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества,
значение
искусства
в развитии
каждого ребенка – главный
смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов
художественной
деятельности
очень
важной
является
задача
показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается
широкое
привлечение
жизненного
опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности
является
важным
программного
материала.
отношения
действительности
к
условием
Стремление
к
должно
освоения
детьми
выражению
своего
служить
источником
развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится
задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности "углубления в себя", осознания своих внутренних
переживаний.
Это
является
залогом
развития
способности
сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит
разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в
объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и
конструктивная работа; восприятие явлений действительности и
произведений
искусства;
обсуждение
работ
товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы
на
уроках;
изучение
художественного
наследия;
подбор
17
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных
и
литературных
произведений
(народных,
классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью опыта творческого общения в программу вводятся
коллективные
задания.
художественное
Очень
творчество
важно,
учащихся
чтобы
нашло
коллективное
применение
в
оформлении школьных интерьеров.
Систематическое
помогает
освоение
осознавать
художественного
искусство
как
духовную
наследия
летопись
человечества, как познание человеком отношения к природе,
обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения
школьники
знакомятся
с
архитектуры,
скульптуры,
прикладного
искусства,
выдающимися
живописи,
изучают
произведениями
графики,
декоративно-
классическое
и
народное
искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Тематическая
программы
цельность
помогает
и
последовательность
обеспечить
прочные
развития
эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская
механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку,
по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со
всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным
средством
приобщения
к
художественной
культуре.
Форма,
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем,
фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих
закономерностей
художественно-образных
языков
18
изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти
средства художественной выразительности учащиеся осваивают на
всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности –
изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной
школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных,
интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь
в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой
форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки,
эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать
учащимся все годы обучения. Они помогают сначала структурно
членить,
а
значит,
окружающей
жизни,
и
а
понимать
затем
деятельность
помогать
и
в
искусств
более
в
сложном
осознании искусства.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества
необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность
данной программы, основные цели и задачи каждого года и
четверти,
обеспечивающие
развития учащихся.
непрерывность
поступательного
19
Одной из задач 1 класса является осознание того, что мастера
работают
определенными
материалами,
а
также
первичное
освоение этих материалов. В I четверти дети знакомятся с
мастером изображения, в II четверти с мастером украшения, в III с
мастером постройки, а в IV осознают, что мастера друг без друга
жить не могут.
Учащиеся также
учатся быть хорошими зрителями. Начало
декоративного рисования закладывается на уроках во II четверти,
при работе с мастером украшения: “Мир полон украшений” –
украшение-роспись цветов заготовок из цветной бумаги; “Красоту
надо уметь замечать” – многообразие и красота узоров в природе;
“Узоры на крыльях” – украшение крыльев бабочки. “Узоры,
которые
создали
люди”
–
красота
орнаментов,
созданных
человеком – придумать свой орнамент.
Тема 2 класса – Ты и искусство – важнейшая для начальной
школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для
первичного приобщения к искусству, как к культуре. Задача –
введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром
личных наблюдений, переживаний, раздумий.
“Украшения и
фантазия” – украшение воротничка платья, кокошника, закладки
для книги узором заданной формы.
В 3 классе задачей обучения является приобщение детей к
миру
искусства
через
познание
окружающего
мира,
его
художественного смысла.
“Твои игрушки придумал художник” – создание
игрушки из
пластилина или глины, роспись по белой грунтовке (дымковская,
городецкая, филимоновская, каргапольская игрушки).
20
“Посуда у тебя дома” – лепка посуды из пластилина с росписью
по белой грунтовке. “Мамин платочек” – Создание эскиза платка
для мамы, девочки, бабушки (праздничного или повседневного).
4 класс – каждый народ-художник
Целью является формирование представлений о многообразии
художественных культур народов земли и единстве представлений
народов
о
духовной
красоте
человека.
“Гармония
жилья
с
природой. Деревня –деревянный мир” –украшения избы и их
значения. “
мужских
Образ красоты человека” – изображение женских и
русских
“Узорочье
народных
теремов”
–
образов.
“Народные
изображение
праздники”,
интерьера
палаты.
“Праздничный пир в теремных палатах” – узоры на одеждах бояр,
украшение
музыкальных
инструментов
и
терема.
“Образ
художественной культуры Древней Греции.
Декоративное рисование в начальной школе по программе Б.М.
Неменского представлено в каждом классе, темы не повторяются,
задания усложняются от класса к классу. К данной программе
выпущены учебник и рабочая тетрадь.
Декоративное рисование в начальной школе плавно переходит в
общую тему 5 класса: Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Многие темы 5 класса опираются на ранее пройденные в
начальной школе – например “Декор Русской избы”, “ Древние
образы в современных народных игрушках” ,
“Роль народных
художественных промыслов в современной жизни” “Декор и
положение человека в обществе” и т. д.[17,18,]
2.2. Коррекционно-воспитательная работа на уроках
декоративного рисования
21
Значение декоративного рисования для развития детей с ЗПР
исключительно велико, так как оно обладает многими ценными
свойствами.
Тесно
соприкасаясь
с
народным
декоративно-
прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в
очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию
школьников. Он наиболее понятен и доступен учащимся с ЗПР.
Декоративное
рисование
не
требует
абсолютно
точных
знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при
выполнении рисунка с натуры. При составлении узоров учащиеся
используют простейшие изобразительные элементы и наиболее
простые
детали,
чередуя
и
повторяя
их
через
одинаковые
промежутки. Различные комбинации элементов, чередование по
цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большое
количество разнообразных орнаментов.
Другое достоинство декоративных рисунков заключается в
том, что композиция, т.е. расположение и взаимосвязь частей,
может
быть
очень
простой.
Более
того,
пространственная
организация узора в значительной мере облегчается тем, что
обычно
учащиеся
(полосу,
получают
квадрат,
круг),
готовую
которую
геометрическую
необходимо
форму
заполнить
соответствующим мотивом. Другие же виды работы (рисование с
натуры и на темы) требуют от ребенка с ЗПР самостоятельного
решения непростого для него вопроса о размещении изображения
на листе бумаги. Большое преимущество декоративного рисования
состоит также в том, что оно предполагает так называемую
стилизацию изображаемого, т.е.:
- обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда
достаточно
отразить
только
признаки данного предмета;
главные,
наиболее
характерные
22
- плоскостное изображение объемных предметов, которое не
требует передачи светотени;
- условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не
соответствовать
окраске
реально
существующего
предмета
и
поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.
Декоративному рисованию учащиеся с ЗПР отдают особое
предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы
творчества в большей степени, чем при выполнении других,
относительно более сложных видов работы. Этому способствует
возможность подбирать по желанию детали узора, самостоятельно
определять
их
цвет
и
цветовые
сочетания.
Красочность,
выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует
учащихся и тем самым активизирует их деятельность.
Декоративное
рисование
позволяет
более
результативно
формировать технические приемы работы, так как при выполнении
узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении
реального предмета, понять то или иное направление линий,
усвоить тот или иной способ деятельности.
Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают
силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однородных
повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся
проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые,
рисуют
волнистые
линии,
делят
отрезки
выполняют
развивающие
глазомер
Школьники
многократно
упражняются
расположении
элементов
узора,
в
на
равные
несложные
в
рисунки.
симметричном
воспроизведении
сочетаний и основных геометрических форм.
части,
цветовых
23
Таким
образом,
декоративное
рисование
отличается
доступностью техники и использование его во многом может
способствовать развитию детей с ЗПР.
Вместе с тем средствами декоративного рисования можно
активно воздействовать на учащихся, и прежде всего на их
сенсорное развитие.
Так,
в
проводится
частности,
большая
в
процессе
работа
по
декоративного
уточнению
и
рисования
обогащению
представлений учащихся о геометрических формах. Последнее
особенно
важно,
поскольку
геометрическая
форма
как
декоративный элемент является переходом к усвоению формы
предмета. Если во время декоративного рисования она нередко
выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то на других видах
занятий
связывается
с
предметом,
т.е.
происходит
ее
опредмечивание. Значимость такой работы еще более возрастает,
так как обучение рисованию начинается там, где внимание
ребенка обращается к форме изображаемого объекта.
При составлении узора учитель может предложить детям в
начальный
период
занятий
наиболее
приемлемы
узоры
из
геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой
— круг маленький, круг большой — круг маленький и т.д.). Затем
учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг — квадрат,
круг — квадрат и т.д.). Наконец, более сложную композицию
представляют узоры, состоящие из двух-трех форм и других
геометрических элементов.
При
составлении
узоров
важное
место
занимает
пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие
понятия,
как
«середина»,
«края»,
«левая
сторона»,
«правая
сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и др., в
24
значительной мере отрабатываются в процессе декоративного
творчества. На этих занятиях учащиеся много упражняются в
размещении элементов узора в соответствии с образцом или
указаниями
учителя.
При
этом
они
решают
задачи
на
ориентировку (в пределах листа бумаги), постепенно осваивают
развернутые
(многокомпонентные)
характеристики
пространственного размещения деталей рисунка («слева направо»,
«внизу по самому краю», «в правом верхнем углу», «сверху вниз
через середину» и т.д.).
Во время рассматривания какого-либо узора учитель просит
рассказать, как он составлен, предлагает найти середину, показать
уголки, края. Кроме того, внимание детей направляется с помощью
вопроса «где?». Это ставит школьников перед необходимостью
словесно определять взаимное расположение элементов.
Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ
декоративного
характера,
предъявляют
особые
требования
к
использованию цвета. В процессе занятий учитель организует
целенаправленное
цветовых
наблюдение,
сочетаний,
сравнение
показанных
на
и
воспроизведение
образце.
Учащиеся
упражняются не в элементарном цветоразличении (хотя и это
важно на первоначальном этапе), а в умении соотносить цвет
деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие
цветовые сочетания, которые принятые декоративно-прикладном
искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной
композиции имеют ритмичность и симметрия окраски элементов.
В
процессе
определенную
решения
этих
последовательность.
задач
При
важно
этом
соблюдать
следует
придерживаться следующих психолого-дидактических требований:
25
а) активизировать сенсорные и мыслительные процессы
путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания
деталей
узора,
выделения
их
признаков,
сравнения
и
классификации по цвету;
б) выдерживать определенный порядок при раскрашивании
элементов узора, для чего необходимо: различать цвета (на
знакомом детям материале), выделить цвет составной части узора,
обозначить его словесно, закрепить его название,
соотнести с цветом других частей, выбрать цветной карандаш по
названию,
назвать
заданный
красивых
цвет,
сочетаниях
фиксировать
цветов
и
внимание
цветовых
учащихся
оттенков,
на
усиливая
мотивацию деятельности, раскрасить узор (орнамент) согласно
образцу;
в) в начальный период обучения следует рисовать узоры с
небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя
насыщенными цветами (например, желтым и синим), а затем
постепенно
вносить
расположенные
некоторые
элементы
усложнения;
целесообразно
давать
симметрично
одинакового
цвета;
г) надо предоставлять детям возможность выбирать цвета для
раскраски из ограниченного числа цветов;
д)
в
старших
классах
в
качестве
образцов
следует
использовать орнаменты не только с контрастными сочетаниями
цветов, но и с мягкими переходами оттенков одного и того же
цвета;
е) с учениками, имеющими отклонения в цветоразличении,
надо многократно проводить дополнительную индивидуальную
работу;
26
ж) при подведении итогов работы особое внимание следует
уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и
цветовых отношений в выполненном рисунке.
Декоративное творчество развивается постепенно, и все
задания даются в определенной системе:
составление узоров по готовым образцам;
составление узоров из данных элементов;
составление узоров по заданной схеме;
самостоятельное составление узоров.
1.
Добиться успешного выполнения заданий можно при условии
использования
разнообразных
приемов
и
методов
обучения.
Большое значение при этом имеет применение таких методов,
которые
позволяют
развивать
технические
умения.
Однако
основное внимание учитель направляет на то, чтобы учащиеся
овладели
умением
правильно
воспринимать
изображение
(образцы), определять последовательность выполнения рисунка,
представлять конечный результат своей работы и т.д. Поэтому,
обучая детей с ЗПР тому, как надо действовать руками, учитель
концентрирует
свои
усилия
на
развитии
различных
сторон
личности аномального ребенка: на активизации его восприятия,
мышления,
воображения,
на
формировании
чувств
и
эмоционально-волевой сферы. [Горшков http://verchmen.schools.by/
data/verchmen/library/198819.pdf ]
2.3. Методы, направленные на развитие у учащихся с
ЗПР умения составлять орнамент, украшать узорами ту
или иную форму
27
Большое значение при обучении декоративному рисованию
имеет
беседа,
которую
учитель
проводит
с
учащимися
непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы
он
знакомит
искусства,
детей
сообщает
с
предметами
тему
урока,
декоративно-прикладного
говорит
о
содержании
предстоящей работы.
Учитель дает ученикам достаточное время для того, чтобы
они могли внимательно, не спеша рассмотреть образец узора
(орнамента). В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона
рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются
основные элементы. При анализе образца дети не только называют
декоративные
элементы,
отмечают
их
расположение,
но
и
указывают количество этих элементов.
Готовясь
к
беседе,
учитель
продумывает
содержание
основных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно
сформулированы и понятны детям. Вопросы, которые учитель
ставит
перед
повышению
учащимися
активности
во
время
беседы,
школьников,
способствуют
побуждают
их
к
мыслительной деятельности. Для того чтобы заинтересовать детей
предстоящей
работой,
вызвать
у
них
живое,
эмоциональное
отношение к процессу рисования, учитель показывает, помимо
образцов,
лучшие
рисунки,-
выполненные
учениками
параллельного класса, или аналогичные образцовые работы из
коллекции детских рисунков методического
фонда школы (класса).
Особенно большое место на уроках декоративного рисования
занимают объяснение и показ для детей с ЗПР. Объяснение
должно
быть,
как
правило,
кратким
и
выражать
суть
предлагаемого задания. Лаконичность не исключает полного
28
изложения учебного материала. Желательно, чтобы учитель не
употреблял сложных и длинных фраз. В противном случае дети с
ЗПР
могут отнестись безучастно к объяснению и не поймут
инструкции учителя.
Результативным
методом
пояснения
того,
как
надо
действовать, осваивая тот или иной способ составления узора,
является наглядный показ. Наиболее эффективным средством
обучения
декоративному
рисованию
является
демонстрация
постепенно выполняемого (на доске или большом листе бумаги)
учителем рисунка.
В младших классах часть задания может быть выполнена
непосредственно вслед за действиями учителя; в этом случае
учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске, —
говорит учитель, — так и вы у себя в тетрадях». В старших классах
такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и
развернутое
объяснение
последовательности
выполнения
орнамента следует применять систематически.
Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие
результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует
учащихся, стимулирует их умственную деятельность, стремится
повысить у них интерес к занятиям и т.д.
Исключительно
важное
значение
при
обучении
декоративному рисованию имеет использование приготовленных к
уроку
образцов.
Они
отражают
разнообразие
декоративных
мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в
полосе, квадрате, круге; образцы дают возможность видеть, как поразному
располагаются узоры в одной и той же геометрической форме.
29
В процессе рассматривания узоров формируется понятие о
красивом
сочетании
правильной
цветов;
передаче
в
наличие
рисунке
образца
способствует
относительной
величины
элементов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику
выполнения рисунка цветными карандашами и красками. Образец
является эталоном, к которому стремятся ученики; красочный
рисунок
увлекает
деятельности,
ребенка,
способствует
побуждает
его
к
целенаправленному
активной
выполнению
задания.
В течение одного урока целесообразно показать не более
трех-четырех образцов, отличающихся друг от друга какой-либо
одной
особенностью,
например
подбором
элементов
или
их
расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся
смогли понять, что в узорах является одинаковым, а что отличает
друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть
уделено всестороннему анализу и изучению образца.
Следует
рекомендовать
составление
узоров
на
готовых
формах, прикрепленных к доске. С этой целью учитель может
приготовить
(вырезать
необходимые
для
(геометрические:
круги,
из
цветной
бумаги
или
построения
орнамента
квадраты,
треугольники
картона)
элементы
и
т.п.,
или
изобразительные: цветы, ягоды, листья и т.п.). Один-два ученика
размещают
должным
образом
составные
геометрической форме, а остальные
следят
части
узора
в
за выполнением
задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у
каждого ученика. Поэтому после наблюдения за работой своих
товарищей каждый составляет орнамент у себя на парте.
Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные
способы составления орнамента, помогает им понять его строение.
30
В ходе подготовительной работы ученики видят, что из одних и тех
же элементов можно составить разные узоры, что орнамент
получится только в том случае, если составные части будут
повторяться ритмически или располагаться симметрично.
В
процессе
обучения
декоративному
рисованию
надо
побуждать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как
составить узор в той или иной форме, где расположить детали
рисунка. Для учащихся такая работа представляет определенную
сложность, так как требует от них проявления самостоятельности.
Особенно затрудняются дети в подборе декоративных элементов. В
начальный период обучения им необходимо оказывать некоторую
помощь
(в
частности,
целесообразно
вывешивать
таблицу
с
изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т.п.).
Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы,
упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых
уроках,
когда
ученикам
дается
задание
составить
орнамент
самостоятельно, можно использовать таблицу с изображением
готовых — стилизованных — элементов . Необходимо особо
подчеркнуть, что стремление учащихся придумать «свой» узор
всегда следует поощрять.
Стремясь
к
развитию
активности
школьников,
полезно
какую-то часть урока посвящать коллективному придумыванию
узора.
Для
этого
ученики
по
очереди
выходят
к
доске
и
последовательно украшают соответствующую форму.
Из большого разнообразия предлагаемых учащимся заданий
наиболее простым видом работы является рисование орнамента в
полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки
по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п.
31
Последовательность
построения
узора
в
полосе
такова:
сначала учащиеся рисуют полосу (или получают готовую полоску
бумаги), затем делят ее на равные части; после этого заполняют их
соответствующими рисунками, которые могут повторяться или
чередоваться.
Элементы орнамента размещаются отдельно друг от друга
или соединяются между собой.
На первых порах обучения младшим школьникам очень
трудно нарисовать полосу на листе бумаги. Поэтому в их тетрадях
учитель заранее ставит опорные точки, показав, например, ширину
полосы.
Значительную сложность представляет и деление полосы на
равные части. В I—-II классах такую работу следует выполнять с
помощью
трафарета-мерки
(квадрата
или
прямоугольника
из
плотного картона). Детей необходимо научить, как пользоваться
такой
меркой,
последовательно
накладывая
ее
и
проводя
вертикальные
прямые. Для этого фронтальный показ на классной доске должен
сочетаться с индивидуальной работой.
При делении полосы на части в первоначальный период
обучения
можно
также
использовать
опорные
точки.
На
последующих этапах, когда учащиеся овладевают некоторыми
техническими умениями, деление полосы проводится в таком
порядке: сначала, найдя середину, делят полосу на две равные
части (пополам), после чего каждую из этих частей, в свою
очередь, также делят пополам. При необходимости деление можно
продолжить. В полученных квадратах (прямоугольниках) рисуют
узоры.
32
Узоры в полосе могут быть самыми разнообразными. Важно
подобрать такие, чтобы их рисунок не был перегружен чрезмерно
сложными элементами. Узоры в квадрате, так же как и узоры в
полосе, отличаются большим разнообразием. Широкое применение
они находят в архитектуре (роспись плафонов, орнаментика
пола,
изразцы)
и
в
изделиях
текстильной
промышленности
(украшения платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.).
Существует несколько видов декоративного оформления:
- крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы
заполняются второстепенными элементами;
- квадрат делят на четыре равные части, в каждой из которых
повторяются элементы узора;
- элементы узора располагаются в центре и на диагоналях
квадрата;
- квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина
остается свободной.
В
зависимости
от
назначения
изделия
определяется
композиция узора: основная часть размещается в центре квадрата,
а некоторые элементы по углам (коврик); узор располагается
равномерно
по
всем
сторонам
(платок,
салфетка);
квадрат
разделен на четыре части, в каждой из которых повторяются
изображения узора (подушка) и т.д.
Схема
построения
узоров
в
круге,
используемых
для
украшения посуды (тарелок, блюдец и т.д.), такая же, как и в
квадрате.
Приведем примеры: середина круга заполняется крупным
узором, а край окаймляется нешироким декоративным рисунком;
повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина
остается свободной;
33
элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично
относительно середины; таких элементов может быть четыре или
восемь, и они чередуются (по форме и цвету) или повторяются.
К
работам
декоративного
характера
относится
также
оформление праздничных плакатов, открыток и т.п. В этом случае
при подготовке к урокам следует учитывать, что оснащение
учебного процесса наглядным материалом играет первостепенную
роль. Оборудование урока соответствующими образцами позволяет
развивать и совершенствовать представления учащихся. Сначала
внимание детей обращается на красоту оформления плаката
(открытки) в целом, а затем выделяются и называются детали.
Большое значение учитель придает развитию у детей умения
располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для того
чтобы ученики увидели, как меняется общий рисунок плаката в
зависимости
от
расположения
изобразительных
элементов,
первоначально его компонуют в виде аппликации. Из цветной
бумаги заранее вырезаются необходимые детали оформления
(например, флажки, цветы, звездочки, воздушные шары и др.).
В
декоративном
рисовании
большое
внимание
следует
уделять подбору цветовых сочетаний. Наряду с белой бумагой надо
чаще использовать цветную. Цветной фон вносит в рисунок
яркость, сочность, нарядность.
Существенная роль в обучении декоративному рисованию
принадлежит систематическому рассматриванию и оценке детских
работ. В конце каждого урока рисунки учащихся коллективно
рассматриваются и анализируются с точки зрения тех задач,
которые учитель поставил в начале урока. При этом важно
установить:
- соответствуют ли технические умения учащихся при работе
34
графитными
и
цветными
гуашевыми
красками
карандашами,
требованиям
акварельными
учебной
и
программы
(проводились ли прямые линии одним неотрывным движением и
фиксировались ли они в заданной, опорной точке; равномерно ли
закрашивался
узор,
аккуратно
ли
накладывались
штрихи,
сознательно ли изменялось их направление; хорошо ли наложена
краска, соблюдались ли контуры рисунка);
- передана ли ритмичность построения узора (чередуются ли
элементы по форме, цвету, величине);
-
как
композиционно
расположены
элементы
узора
в
геометрической форме (симметрично ли, заполнены ли середина,
края,
углы, верх, низ, левая неправая стороны);
- сумел ли ученик правильно отобрать соответствующие
рисунки для оформления открытки, плаката и т.д.;
- соблюдались ли правила построения узора, использовались
ли при этом осевые линии;
- сочетаются ли между собой подобранные цвета;
- что в рисунках свидетельствует об элементах творчества;
- как учащийся сам оценивает свою работу. В ходе просмотра
рисунков оценку им дают и ученики и учитель.
Далее нами разработаны конспекты уроков декоративного
рисования по темам:
Тема: Тема «Узорочье теремов». Учащихся знакомятся с
образами
теремной
архитектуры;
получают
представление
о
вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы);
учатся выражать настроение в живописи; развивают творчество,
композиционное мышление; в процессе изучения данной темы
развивается интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.
35
Тема «Карнавальные костюмы». Маска. Дети получают
представление об истоках театра;
о карнавальных древних
ритуалах; о специфике работы художника в театре - помочь актеру
раскрыть содержание спектакля; учитель показывает на примерах
усиление эмоционального состояния в маске - контрастность,
яркую декоративность; формирует навыки работы в материале, в
конструировании;
развивает
умение
выстраивать
последовательность операций при выполнении творческой работы.
Тема «Мамин платок». На уроке дети знакомятся с работой
художника
по
тканям
-
художника
декоративно-прикладного
искусства, с принципами росписи платков, видами орнаментов; с
батиком; определяют, какие платки носят молодые и пожилые
женщины, какие на праздник, а какие в будни; учить различать
платок от ткани. В процессе работы на уроке
художественный
вкус;
развиваются
воспитывается
творческие
способности,
изобразительные навыки. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/
Заключение
В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы мы
выяснили, что в последние годы в России развивается процесс
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися
сверстниками.
В связи с этим предъявляются современные требования
общества к развитию личности диктуют необходимость более
полно
реализовать
идею
индивидуализации
обучения,
учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья,
индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-
36
воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка
должно стать нормой работы общеобразовательной школы.
Развитие интегрированного образования рассматривается как
одно
из
наиболее
важных
и
перспективных
направлений
совершенствования системы образования детей с ограниченными
возможностями здоровья. Самое большое
количество детей в
данной категории это дети с ЗПР, которые могут обучаться как в
коррекционном классе в условиях общеобразовательной школы для
детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе.
Для обучения детей с ЗПР рекомендуется использовать
учебники для массовых общеобразовательных школ из серии
«Школа
России»,
в
данный
УМК
входит
программа
Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Содержанием
уроков
программе
является
декоративного
рисования
составление
по
различных
данной
узоров,
предназначенных для украшения платка, театральных костюмов и
карнавальных
масок,
теремных
палат,
а
также
оформление
плакатов, театральных афиш и т.п.
Значение
декоративного
рисования
для
развития
детей
исключительно велико, так как оно обладает многими ценными
свойствами.
Тесно
соприкасаясь
с
народным
декоративно-
прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в
очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию
школьников. Он наиболее понятен и доступен учащимся с ЗПР.
Декоративное
рисование
позволяет
более
результативно
формировать технические приемы работы, так как при выполнении
узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении
реального предмета, понять то или иное направление линий,
усвоить тот или иной способ деятельности.
37
Таким образом, обучая детей с ЗПР тому, как надо действовать
руками,
учитель
концентрирует
свои
усилия
на
развитии
различных сторон личности аномального ребенка: на активизации
его восприятия, мышления, воображения, на формировании чувств
и эмоционально-волевой сферы.
Для
того,
чтобы
процесс
интеграции
детей
образовательную среду был эффективным, учителю
организовать
для
воспитательную
использование
материала,
данной
работу.
Данная
упражнений,
шаблонов,
выполнить
категории
детей
работа
игрового
схем,
что
поможет
ЗПР
в
необходимо
коррекционно-
включает
и
практическое задание на уроке.
с
в
себя
дидактического
детям
успешнее
Также необходимо
учитывать индивидуальные психо-физиологические особенности
детей при разработке конспекта урока.
Цель
курсовой
работы
достигнута,
поставленные
выполнены.
Список использованных источников
задачи
38
Монографическая и учебная литература
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития / Под ред. К.С. Лебединской - М., 1982.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития. - М., 2001.
4. Дети с временной задержкой развития / Под ред. Т.А.
Власовой, М.С. Певзнер - М., 1971.
5. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.
Власовой, В.И. Лубовского - М., 1984.
6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у
детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.
7. Дорожин, Ю.Г. Изобразительное искусство. Основы народного
и декоративно – прикладного искусства. «Простые узоры и
орнаменты». Мозаика [Текст]: книга для учителя /Ю.Г. Дорожин.Синтез, 2000.-117с.
8. Ежова, Е.Ю. Образы народного искусства на уроках
декоративного рисования [Текст]: учебное пособие /Е.Ю. Ежова. Рязань, 2007.-101с.
9. Ежова, Е.Ю. Искусство в жизни детей. Опыт художественных
занятий с младшими школьниками [Текст]: книга для учителя
/Е.Ю. Ежова.- Рязань, 1991.-80с.
10.
Иванов Е.С. Проблема задержки психического развития и
дифференцированный подход в учебном процессе // Дефектология:
современные проблемы обучения и воспитания. – СПб., 1994.
11.
Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с
задержкой психического развития: особенности речи, письма,
чтения. – М., 2004.
12.
Кузин, В.С. Изобразительное искусство: Программа 1-9
кл. [Текст]: книга для учителя /В.С. Кузин.- Москва, 2000.-156с.
39
13.
Костерин, Н.П. Учебное рисование [Текст]: учебное
пособие для учащихся пед.училищ /Н.П. Костерин. - М.:
Просвещение. -1984. - 286с.
14.
Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальных классах [Текст]: учебное пособие /В.С.
Кузин. - М.: Просвещение, 1994.-89с.
15.
Кузин, B.C. Методика преподавания изобразительного
искусства в 1-3 классах [Текст]: учебное пособие /В.С. Кузин. -М.:
Просвещение, 1983.-123с.
16.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения
речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. –
М., 2003.
17.
Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст]: учебное
пособие /Ю.В. Максимов,-Просвещение,1983-157с.
18.
Неменский,
Б.М.
«Изобразительное
искусство
и
художественный труд в начальной школе: система преподавания
уроков
ИЗО
в
1-4
классах»
[Текст]:
учебное
пособие
/Б.М.
Неменский. - Волгоград: Учитель, 2010г.-145с.
19.
Неменская, Н.А. «Изобразительное искусство» [Текст]:
учебное пособие для студентов вузов /Н.А. Неменская.- Волгоград:
Учитель, 2010
20.
школе.
Павлова, О.В. Изобразительное искусство в начальной
Обучение
деятельности
[Текст
приемам
]:
книга
для
художественно-творческой
учителя
/О.В.
Павлова.
-
Волгоград, 2008. - 140 с., ил.
21.
Плешаков, А. Концепция и программа для начальных
классов. Школа России [Текст]: учебное пособие для начальной
школы /А.Плешаков,- Москва: Просвещение, 2008.-289с.
40
22.
Смолинский, В.Г.Народные художественные промыслы
РСФСР [Текст]: учеб пособие для худож. уч-щ / В.Г. Смолицкий, [и
др.].-Москва: Феникс, 1982.-216с.
23. Сокольникова,
Н.М.
Развитие
у
младших
школьников
изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования
[Электронный ресурс] /Н.М. Сокольникова.– Режим доступа: http://
ua.coolreferat.com/
24.
Сокольникова,
Н.М.
Изобразительное
искусство
и
методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учебное
пособие для студ.вузов /Н.М. Сокольникова. — М.: Академия, 19992003.321с.
25.
Терентьев,
А.Е.
Рисунок
в
педагогической
практике
учителя изобразительного искусства [Текст]: книга для учителя
/А.Е. Терентьев. -Москва, 1981.-200с.
26.
Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на
уроках изобразительного искусства в школе [Текст]: учебное
пособие для учителя /Е.В. Шорохов. - Москва, Просвещение, 1977.112с.
27.
Шевчук, Л. Дети и народное творчество [Текст]: книга
для учителей / Л. Шевчук. – Москва, 1985. –126с.
Справочно - информационные материалы
28.
Педагогический
энциклопедический
словарь,
главный
редактор Б.М. БИМ-БАД, редакционная коллегия: М.М. Безруких,
В.А. Болотов, Л.С. Глебова, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, Е.Г.
Осовский, А.В. Петоровский. 2002, -61с.
Периодическая литература
29.
Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки
психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии
им. С.С. Корсакова. – 1980. - № 3. С. 45-58.
41
Интернет-источники
30. Авдеева,
[Электронный
О.Т.
Декоративно-прикладное
ресурс]/О.Т.
Авдеева.-
искусство
Режим
доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki
31. Горшков
http://verchmen.schools.by/data/verchmen/library/198819.pdf
32. Костерин,
Н.П. Декоративное рисование [Электронный ресурс]
/Н. П. Костерин.- Режим доступа http://пятая
школа.рф/dekorativnoe-risovanie.html
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв