Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Работа по педагогике, студентки 2-ого курса, научный руководитель Трошкова Наталья Валерьевна.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 128,6 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» Институт детства Факультет начального образования Кафедра теории и практики начального образования КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Педагогика На тему: Русская школа и педагогическая мысль в XVII веке Выполнила: студент 2 курса очного отделения группы №205 Маякова Анастасия Александровна Научный руководитель: ассистент кафедры теории и практики начального образования Трошкова Наталья Валерьевна г. Москва, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVII ВЕКЕ 1.1. Факторы развития и изменений в русской педагогической мысли в XVII веке 1.2. 5 Педагогические идеи и русские мыслители XVII века ГЛАВА 2. РУССКАЯ ШКОЛА В XVII ВЕКЕ 2.1.Элементарное образование в XVII веке 16 2.2. 21 Повышенное образование в XVII веке ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 27 10
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В России в XVII веке произошли большие перемены в образовании, поэтому данная тема особенно интересна науке. За короткий срок государство внесло в традиционное образование новые коррективы, ссылаясь на педагогический опыт стран Запада. В результате появилось множество точек зрения на то, каким должно быть образование. Качественно изменились школы, вводились новые для того времени методы, которые сейчас имеют отголоски в современной системе образования. Для ведения активной внешней политики государству необходимы были высокообразованные люди. В связи с этим следует отметить актуальность более глубокого изучения истории становления и развития педагогической мысли в XVII веке, что поможет обозначить позитивные и негативные стороны изменения образования в Русском государстве и рассмотреть данные нововведения в контексте современной школы. Существует необходимость исследования опыта педагогов разных эпох для акцентирования внимания на наиболее ценных достижениях в их деятельности. Анализируя традиционное образование в России, мы больше разбираемся в теоретических основах истории педагогики. Педагоги и историки возвращаются к прошлым столетиям для углубления и обобщения своих знаний о развитии образования в целом. Актуальность темы обусловлена возрастающим вниманием к изучению истории педагогики, так как современное образование нацелено на всестороннее самообучение. Противоречие. Исследуемая тема недостаточно разработана и изучена в науке, методы и идеи XVII века дали зачатки для реформ в сфере образования, но интересны они не только своим содержанием, но и предпосылками для создания новых методик в последующие эпохи и в современности. 3
Проблема исследования: Как развивалась русская школа и педагогическая мысль в XVII веке? Цель данной исследовательской работы – анализ развития русской школы и педагогической мысли в XVII веке. Объектом исследования является история педагогики и образования в России. Предмет исследования - русская школа и педагогическая мысль в XVII в. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть факторы развития и изменений в русской педагогической мысли в XVII веке; 2. Проанализировать педагогические идеи русских мыслителей XVII века; 3. Охарактеризовать специфику устройства элементарных школ в XVII веке; 4. Обозначить изменения в содержании высших школ XVII века. Методы исследования: теоретический анализ литературы по истории педагогики, комплекс общетеоретических методов научного исследования. Теоретическая значимость исследования. Ответив на исследуемый вопрос, проанализировав полученные результаты, можно определить, какие аспекты не были обнаружены ранее, что могло уйти от всеобщего внимания, тем самым еще раз привлечь внимание науки к данной проблеме, что может повлечь за собой решение актуальных проблем в современной педагогике. 4
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVII ВЕКЕ 1.1. Факторы развития и изменений в русской педагогической мысли XVII веке XVII век в России ознаменовывается «смутным временем» или «смутой», этот период был особенно трудным в развитии Русского государства. После правления Ивана Грозного и пресечения династии Рюриковичей в государстве началась борьба за власть, и долгое время Россия была без чуткого руководства, что значительно ухудшило ситуацию в государстве. После своего правления Иван IV оставил обедневшую страну, голод и разруху, политический, социальный и экономический кризис. После смерти прямых наследников в свои руки власть берет боярин Борис Годунов, время его правления пришлось на сильный упадок экономической и политической составляющей страны, а также природные катаклизмы, что повлекло за собой засуху и в следствии неё возник голод в стране, возникали народные волнения по поводу сложившийся ситуации в стране. В это время Русское государство было максимально уязвимо в военном плане, совершались постоянные набеги Монголо-Татар, но наиболее опасным для страны было Польское королевство, которое воспользовалось сложившийся в стране ситуацией и принимает участие во выдвижении самозванца Лжедмитрия, который желал оказаться у власти Русского государства. Однако, критической ситуация становится после правления Василия Шуйского, который был сослан в монастырь, когда бояре, осознав безысходность ситуации, обратились за помощью к Польскому королевству, которое обманом вторгается в Москву, но его останавливает народное ополчение, сформированное Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. В результате на престоле появляется династия Романовых, первым наследником которой был царь Михаил Романов. 5
После воцарения Михаила экономическая и политическая ситуация в стране более нормализовалась, посредством реформ династия Романовых смогла успокоить народные волнения и усилить независимость страны, однако после смутного времени страна была в упадке как в производстве, так и в просвещении и требовала немедленных реформ, чтобы улучшить жизнь в стране, а также подготовить рабочие кадры для установки отношений со странами Западной Европы. В XVII веке Европейские государства активно развивались, начиналась эпоха Нового времени, активное развитие науки, географических открытий, образования, производства, тем временем Россия значительно отставала от Запада. Чтобы принимать активное участие в политической и экономической жизни других стран, России необходимы были высокообразованные люди, знающие латинский язык, таковых в начале XVII века было очень мало, а среди приближенных царя еще меньше. Ситуация с просвещением в стране была крайне тяжелой, в основном образованные люди были в духовном или дворянском сословии, простое население в свою очередь было крайне неграмотным, не было ни школ, ни библиотек, детей обучали дома. Круг изучаемых наук был крайне узок, не было необходимых для обучения книг и учителей. Ремесло «учительство» было плохо развито, людей не учили этому направлению, в основном, обучением детей занимались приходившие в дом монахи. Тогда государство стало обращаться за помощью к монастырям, так как они являлись источниками просвещения в Русском государстве, но как следует из письма архимандрита Геннадия, проблема безграмотности затрагивала не только низшие сословия, но и в главном центре просвещения Руси – Новгородской Епархии – половина священников была абсолютно неграмотной. Подобная ситуация была и в дворянском сословии, что взаимодействие Русского государства со странами Запада. 6 затрудняло
Государство стало наиболее остро воспринимать ситуацию безграмотности населения, так как заметно отставало от других стран в своем развитии. Оценив образование в Европе, посредством высылки туда приближенных царя, начинаются перемены в системе образования в Русском государстве. Стало появляться такое ремесло как «учительство», педагоги давали развитие качественному образованию, теперь личность ребенка была основным ориентиром для педагога. Особое влияние на изменение педагогической мысли в России в XVII веке оказывала система образование в западноевропейских странах. Многие идеи заимствовались, так и образовались первые школы по типу образовательных организаций стран Запада, однако, так как в России большое влияние на просвещение оказывала церковь, образование не потеряла своей религиозной окраски. Педагогическая мысль нацелена была не только на развитие системы образование в стране, но и на модель воспитания ребенка. В России до XVII века было распространено телесное наказание по отношению к детям, насилие было характерной чертой в воспитании ребенка. Теперь же взгляды педагогов на воспитание изменились, так как основная идея образования в Европе провозглашала гуманность. Признавалась идея мотивации к обучению. Однако, обучение было не столько учением, сколько воспитанием, основной идеологией было развитие патриотизма, православия, трудолюбия и различных нравственных качеств. Второй идеей было всестороннее общее образование, включающее в себя знание многих языков и светских наук, что являлись необходимыми предметами для изучения в школах. Сама идея школы изменилась, помимо элементарного образования стали открываться школы нового типа – школы повышенного образования, где учили на необходимые государству профессии. 7
Как сказано выше, государству необходимо было вступать в экономические и дипломатические отношения со странами Востока и Запада, для этого необходима была экономическая, политическая и финансовая грамотность, как показала практика в государственных делах, многие подчиненные царя не обладали таковыми знаниями, что и вызвало необходимость обучения новым знаниям приближенных государя. Обучались также и служители церкви, так как часть из них оказалась неграмотна. Сложившиеся методы религиозного образования устарели в сравнении с западноевропейскими школами, в обществе стали появляться противники церковного воспитания, которые выдвигали несколько иные методики, в которых основное внимание уделялась изучению именно науки. Философия распространяется в кругах просвещения, педагоги активно изучают учения философов и опираются на их взгляды, придумывая новые методы воспитания и обучения. Но не все педагоги готовы впустить в воспитание светские науки, так как многие монахи считали, что наука туманит разум ребенка и ослабляет его веру в Бога, поэтому на светские науки обрушилось много негодования со стороны церкви. Очень долго не могли ужиться вместе православие и наука, поэтому появилось разделение мнений, которое повлекло свои изменения в сложившийся системе образования. Распространение светских наук в Русском государстве дает начало для нововведений в школы, педагоги все больше настаивают на преподавании и изучении наук, но для этого также стали необходимы грамотные люди, которые могли бы передавать знания в массы, поэтому возникла большая потребность в просвещении учителей. Но все равно религия не уходит из воспитания, от принятой системы религиозно-нравственного воспитания ни один педагог до конца не отказывается. Идеологии по образованию расходятся, в частности по значению науки в школе. 8
Россия, находящаяся в обреченном положении, старается приобщиться к Западу, пытаясь привнести в свое государство идеи и методы из других стран, прикладывая все усилия, чтобы повысить уровень просвещения в стране, однако очень тяжело воспринимаются нововведения в обществе, которое не имело представления о науке, кроме как учения Божьего, образовании и воспитании вызывают массу изменения в противоречий, однако, с появлением новых идей и течений свое распространение получают светские науки, которые начинают преподавать в школах. Но устоявшаяся идея воспитания не исключается из образования в России в XVII веке. Теперь в Русских школах совместно ведется образование через светские науки. 9 воспитание через православие и
1.2. Педагогические идеи и русские мыслители XVII века Педагогические идеи XVII века развивались в основном в духовном сословии, монахи являлись основным центром просвещения, так как все исходило от церкви, обучение было основано на религиозных убеждениях, особое внимание уделялось нравственному воспитанию ребенка Основные принципы воспитания заключались в беспрекословном послушании и православии, детей учили вере и правильному поведению, трудолюбию, за проступки ребенка наказывали насилием, отец – глава семьи, в основном именно он и обучал своего ребенка, преподавали в основном то, что знали сами, в основном это были молитвы, чтение псалтыря. Особенно сомневались в надобности изучения светских наук, духовные лица полагали, что опора на разум и науку отводит человека от веры в Бога, так как туманит его рассудок. Поэтому особое внимание в воспитании уделялось именно церковным учениям, учение книжное было основано на чтении Псалтыря, в котором были сосредоточены основные правила воспитания, наставления. Цитаты из него заучивались наизусть, книгу читали детям с малых лет, она была практически в каждой семье. Собственно, педагогическая мысль опиралась на Псалтырь, полагали, что ребенок должен был уметь извлекать информацию из прочитанного текста, тем самым он образовывался. Второй важной книгой по воспитанию, на которую опирались наставники и родители был свод правил, поучений и наставлений – «Домострой», в котором так же, как и в Псалтыре, были изложены основные принципы воспитания и обучения ребенка. В основе Домостроя лежали такие главы, в которых рассказывалось, как воспитывать ребенка, как принимать гостей, как веровать, как почитать царя, иными словами, в книге содержалось описание верного поведения порядочного христианина. В основном он отражает сложившиеся идеалы на Древней Руси, окрашивая воспитание в 10
религиозные тона, пропагандируя насилие и милосердие в семье, то есть сначала отец семейства наказывает по уму, потом прощает. У данной идеологии существовали противники – еретики, которые оспаривали формы церковного воспитания и церковную иерархи в принципе. Свою идеологию они основывали на деятельности педагогов Запада, считая необходимым обучать детей учителями из простого населения, преподавать в школах не только религию, но и светские науки, а также образование должны получать все, не зависимо от пола и сословия. После еретиков сменили жидовствующие, которые особенно уважали чтение книг и изучение наук, так же критически относились к церкви. Они особенно изучали педагогически идеи, взгляды на формирование человека, которые формировались на Западе. Противостояние двух идеологий вызывало все большие споры и побудило к формированию иных педагогических мыслей. Но к началу XVII века ситуация заметно меняется, педагоги все больше уходят от существующих рамок и больше интересуются педагогическими идеями Византии и Западной Европы. Ближе ко второй половине XVII века образовались основные подходы к обучению и воспитанию: 1. Латинофильский, основоположниками были Симеон Полоцкий (1629-1680) и Сильвестр Медведев (1641-1691), они считали, что обучение должно опираться на латинский, греческий и родной язык, главной задачей наставника является научить ребенка правильно понимать мир, от учителя зависит мотивация ребенка; 2. Византийско-русский, основоположниками были Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1625-1673) и Карион Истомин (16501717), в своих трудах они говорили о сочетании воспитания умственного и нравственного с обучением по книгам; 3. Славяно-греко-латинский, основоположниками были Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды; 11
4. Старообрядческо-начетнический, основоположником был протопоп Аввакум (1621-1682), который в педагогике обращался в основном к духовности, воспитанию в ребенке мужества, мудрости и целомудрия. Сторонником западноевропейской модели воспитания был Симеон Полоцкий (1629-1680), он родился в Полоцке, там и получил начальное образование, после учился в Киевской братской и в Виленской иезуитской коллегиях, которые повлияли на его педагогическую деятельность. Так как там он получил образование западноевропейского типа. После уезжает в Москву, где при содействии царя Алексея Михайловича открывает школу при Спасском монастыре, после служит у царя и учит и воспитывает его детей. Педагогические идеи Полоцкого опираются на философию Фомы Аквинского, который в своих учениях ставил религию и науку в один ряд. Симеон Полоцкий отстаивает науку, говоря о том, что она может утвердить веру в Бога. В трудах Фомы Аквинского выделялась проблема учительства, которую продолжал и поддерживал Симеон, говоря о том, что человек, имеющий знания, обязан передавать их другому, в этом и заключается суть образования. Полоцкий особое внимание уделял воспитанию детей с детства, считая, что именно оно несет огромное влияние на поведение и будущую жизнь человека, в воспитании всегда должна быть цель и мотивация, и ребенок и наставник должны осознавать, чего они хотят добиться, прежде всего сам наставник должен быть заинтересован в обучении ребенка. Собственно, сам учитель должен быть высокообразованным человеком, чтобы дать хорошее полное образование ребенку, но и родитель должен иметь небольшие педагогические знания, Полоцкий выделял взаимную работу учителя и родителей. Особую роль в воспитании Симеон отводил именно наставникам, родителям и среде, в которой ребенок обучается, именно они формируют отношение ребенка к различным вещам, его характер и мировоззрение. Однако, традиционное воспитание полностью не отвергалось Симеоном Полоцким, он 12
так же приближал свои идеи к устоявшимся идеалам и не уходил от телесного наказания, считая их необходимыми для воспитания ребенка. Также важной частью воспитания является изучение книг, культуры, искусства, литературы, которые развивают ребенка, а также под их влиянием человек может саморазвиваться и самообучаться. Последователем Симеона Полоцкого был Сильвестр Медведев (16411691), который 3 года учился школе при Спасском монастыре у Полоцкого. После Сильвестра особенно заинтересовался образованием и трудами своего наставника, всюду следовал за ним, вместе открыли типографию при Кремле. Сильвестр Медведев отстаивал идею внедрения западноевропейского образования в русские школы, после стал руководителем Спасского монастыря. Сторонником грекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, был Епифаний Славинецкий (1600–1675), закончил Киевскую братскую школу, после продолжил образование за границей. Свою педагогическую карьеру начал в Киевской братской школе. В своей деятельности опирался на педагогические идеи Эразма Роттердамского, перевел книгу Роттердамского «Гражданство обычаев детских», составив ее таким образом: сначала был вопрос, после емкий ответ, который учил нормам, правилам воспитания, так же включив туда правила поведения для детей в школе, на улице, в семье, несколько похожие на нынешние правила этикета. Данный перевод был написан очень доступно, дабы ребенок мог прочесть и осмыслить изложенные правила. Основной идеологией была необходимость сочетания нравственного и умственного воспитания с учением книжным. Славинецкий не уходил от традиционного воспитания, он также проповедовал необходимость религиознонравственного учения, и на первое место ставил христианство, и только потом изучение светских наук, но он был против изучения латыни, так как соотносил 13
этот язык с еретиками, а греческая культура, по его мнению, наоборот, укрепляла веру в Бога. Сторонником Славинецкого был Федор Ртищев (1626-1673), доверенное лицо царя Алексея Михайловича. Федор Ртищев внес свой немалый вклад в просвещение России, он основал Андреевский монастырь, где впервые зародилось ученое братство, где монахи занимались переводом книг, после там открылось училище, где монахи преподавали светские науки всем желающим. За свою деятельность Федора обвиняли в еретичестве, однако на его защиту встал Митрополит Никон и царь Алексей Михайлович. После училище было переведено в Заиконоспасский монастырь, что было основной Славяно-греколатинской академии. Основным старообрядцем и противником любых наук был Аввакум, который проповедовал мысль, что если Бог не изучал наук, то и простой люд не должен их изучать. Аввакум просил отказаться от иностранных языков ради русского православия. Традиционную систему образования он считал наилучшей для русского человека, так как именно она воспитывает в нем мудрость, нравственные качества, а латинские и греческие школы, по его мнению, отводят людей от веры. Сторонниками славяно-греко-латинского образования были братья Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды, в обучении учитывали национальные и возрастные особенности учеников, а также особую роль выделяли взаимному обучению. В Русском просвещении сыграли не малую роль, для учебных заведений ими были написаны пособия по различным светским наукам, а также они были первыми учителями в Славяно-греколатинской академии. Братья Лихуды смогли совместить в преподавании русское православие и европейский гуманизм. Однако, Лихуды были отстранены от преподавания в академии, но они не закончили свою деятельность, в Новгороде основали школу по типу Славяно-греко-латинской академии, а после добились 14
возвращения в Москву, где до конца своих дней продолжали педагогическую и научную деятельность. К концу XVII века основной проблемой в образовании было соотношение веры и знания светских наук, что привело к разногласию в подходах, в следствии чего образовалось четыре основных течения. Дальнейшее развитие просвещения привело к тому, что традиционная идеология образования перестала соответствовать требованиям нового времени. Педагогические идеи нацелены были не только на воспитание православия и патриотизма, но и на знание наук, что привело к отказу обучения в монастырях, теперь преподавание было в школах и заведениях нового типа по западноевропейским образцам. 15
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ШКОЛА В XVII ВЕКЕ 2.1. Элементарное образование в XVII веке В XVII веке просвещенные люди были в основном в духовном или приказном сословии, образование находилось под влиянием церкви и православия, детей учили молитвам с малых лет, государство воспитывало в детях патриотизм и православие, образование не было доступно каждому сословию, поэтому простые крестьяне сами давали образование своим детям, некоторые могли себе позволить обратиться к священнику, чтобы тот учил детей, однако этого было недостаточно, чтобы научить детей грамотности, так как на практике уровень просвещения в различных кругах был крайне низок, в сравнении с западноевропейским образованием. Московское экономическую государство жизнь стран стало включаться Европы, поэтому в политическую оно нуждалось и в высокообразованных людях, знающих латинский язык, однако, этого достичь было очень сложно, население оставалось безграмотным, не было учителей, способных обучать грамматике. Государство обеспокоилось уровнем просвещения населения, поэтому уже к концу XVI века появились первые книги, пособия по славянской и греческой грамматике, так же Московское государство пыталось приобщиться к Европейскому образованию и сделать своего человека образованным поЕвропейски, поэтому отсылало своих граждан за границу, однако, ожидаемых результатов это не дало. В сравнении с западноевропейскими странами в России не было ни школ, ни библиотек, книгопечатанье было развито очень плохо, книги в основном были написаны от руки монахов. Так как целью новой политики было улучшение качества образования, его нужно было улучшать всесторонне, не только в кругах духовенства и знати, но и всего населения, государство стало активно менять систему образования: 16
Стоглавый собор в 1551 году решает утвердить училища в домах священников, в столицах просвещения открыть школы при церквях. Уже во второй половине XVI века Иван Федоров печатает первую «Азбуку», по которой начинают учиться дети и взрослые, в которой были собраны так же наставления, как учить детей своих. Наконец, в XVII веке значительно меняется ситуация в образовании, все больше находясь под влиянием Европы, Московское государство кардинально меняет сложившуюся систему образования. Меняется принцип обучения детей грамоте и чтению, если раньше всё обучение, в том числе буквари и азбуки, были построены на применении буквослогательного метода, то теперь широко применяется звуковой способ произношения, который значительно легче для понимания детьми. Начальное образование в России было в основном делом духовных лиц, поэтому преподавание несло в себе религиозно-нравственный характер. Большое распространение получили частные школы, куда ходили дети разных сословий, которые посещали уроки утром и после обеда. Уроки начинались и заканчивались молитвой, проходили основы грамматики по Псалтырю, дети учились читать церковные книги, зачастую, так как не имелось книг, ученикам приходилось читать текст, написанный наставником. Обучение не носило обязательный характер, многие дети обучались на дому, либо с помощью родителей, либо нанимались учителя. По началу образование сложно было назвать учением, так как основной упор делался на воспитание православных граждан. Для поддержания дисциплины использовались телесные наказания. Как такового устава не существовало, но дети должны были жить по закону Божию, соблюдать все правила, как истинный православный человек. В XVII веке появилось книгопечатанье, что положительно сказалось на организацию образования. Стали появляться первые Азбуки и своды правил для 17
учителей, родителей и учеников. Учебники и пособия стали активно распространяться среди школ, что помогало работе учителя. Детей учили бережному отношению с книгой, так как любая книга была очень ценна. Но с изменением внешней и внутренней политики в Русском государстве произошли изменения и в образовании, включая и элементарное образование. За образец педагоги брали систему образования в Западной Европе, все школы, учебники, науки являлись прототипом уже прижившийся западноевропейской системы. Русское государство нуждалось в школах, первые школы были организованны братствами, например, львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское. Братские школы были религиозными, должны был соблюдаться все посты, день не обходился без молитвы, обязательно изучали церковные науки и писания, а также изучали греческий и латинский языки. Львовское братство имело обширную библиотеку из различных книг на многих славянских языках, все образование опиралась на западноевропейские методы, поэтому школа имела не только библиотеку, но и устав, в котором подробно были описаны положения для директора, учителей, учеников и их родителей. Содержались школы на средство братства, учителями в них были монахи, состоящие в братстве. В школы принимали всех желающих, вместе с уставом, в классе назначались старосты, которые помогали учителю, поддерживали дисциплину, иногда заменяли учителей. Появилось несколько направлений в образовании, педагоги выбирали для себя различные существующие системы образования, так Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий – выпускники КиевоМогилянской академии стали учителями Московской греческой школы при Андреевском монастыре, основанной боярином Федором Михайловичем Ртищевым с опорой на украинский училища, в которой опор был на греческую 18
традицию в образовании и преподавались там греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика и богословие. Элементарное образование включало в себя такие предметы, как чтение, письмо, пение, счет, основы религии, арифметика, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке. Преподавание строилось в основном на церковном знании, поэтому в школах не преподавались светские науки. Ученики читали Псалтырь и заучивали наизусть цитаты. Однако после в школах стали преподавать и новые науки, представления о философии, геометрии. Учителями создавались Азбуковники, книги, в которых вручную были написаны материалы для чтения детьми, имевшими начальный уровень навыка чтения, там же содержались рекомендации для учителей по обучению детей чтению, азбуковники содержали в себе небольшой свод правил поведения в школе, церкви и дома. Азбуковники были написаны стихами, что позволяло при заучивании их ознакомить детей с основами стихосложения и рифм. Введение новых методик в традиционное образование вызывало массу сомнений, однако школы все равно получали повсеместное распространение, но школы были различны по своему содержанию, главным отличием было место науки в учении, существовали школы, которые так и не приняли новые науки, другие школы умело сочетали православие и науку, а третьи вовсе ставили религию на второй план. Детей также учили правильному поведению, воспитывали честность, мудрость, дружелюбие, ученик обязан аккуратно относиться к книге, и сам быть чистоплотным, не должен обзывать товарища, а наоборот, обязан ему помочь, воспитывалось почитание старших и дисциплина. Непослушание каралось наказанием на усмотрение учителя. В новых школах телесные наказания сводились к минимуму, однако, насилий из школьной практики полностью 19
искоренить не удалось, не смотря на провозглашении идеи гуманности в начальном образовании. По своей сути элементарное образование не претерпело колоссальных изменений, относительно западноевропейских стран оно оставалось неразвитым, однако, педагоги все больше стали уделять внимание личности ребенка, его возрасту, физиологии и психологии ребёнка, его мышлению. Изучая труды ученых, философов, педагоги больше узнают о самом ребёнке, о его возможностях в определенном возрасте. На основе новой информации формируется все больше новых учений, методик и школ, педагоги задумываются о мотивации к учению и о том, как сделать его интересным и доступным для понимания ребенка. Все мысли и идеи еще находятся на стадии разработки в XVII веке, однако после они раскроют свое содержание и повлекут положительные изменения. 20
2.2. Повышенное образование в XVII веке Перемены затронули не только начальное образование, дворяне и священнослужители так же обучались новым предметам, создавались специальные училища, для просвещения монахов. В высших сословиях стали изучать латинский и греческий языки. Теперь обучение грамматике является ремеслом, появляется такая профессия как «учительство». В середине 60-х гг. XVII века белорусский монах Симеон Полоцкий, сторонник латинофильской ориентации в образовании, учитель царских детей, организовал обучение повышенного типа для чиновников личной канцелярии при царе Алексее Михайловиче, для повышения уровня грамотности. Занятия проходили в Спасском монастыре в Москве в течение 4 лет. Курс обучения включал грамматику, риторику, поэтику, логику, философию, богословие. Особое внимание уделялось изучению языка, необходимого для общения со странами Западной Европы, - латинский язык, который преподавался по методическому пособию иезуита Альвара. После смерти Симеона Полоцкого в 1682 г. занятия возобновились под руководством его ученика Сильвестра Медведева. Все образование делало свой упор на Европу, в Москве стали открываться частные учебные заведения, одна из них была немецкая школа, которая была бесплатной и открыта для всех сословий, в которой основой обучения был латинский язык. Открывается множество школ, в которых обучают новым предметам: риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия. Школы стали создаваться так же в братствах, они были трех видов: элементарные, средние и высшие. Школа Львовского братства являлась наиболее развитой, многие учителя других братских школ были отосланы из этого братства. Её выпускник Петр Могила основал школу повышенного типа – 21
Киево-Могилянскую академию. Школа была образованна с опорой на Западноевропейское образование, в ней была классно-урочная система, классы делились на младшие, средние и старшие. Сначала дети учились чтению, письму, арифметике, музыке, изучали 5 основных языков (греческий, латинский, славянский, польский и немецкий). Далее начинали изучать философию и богословие. Школа отличалась своими формами обучения, особое внимание уделялось возможности детей активно участвовать в процессе обучения, то есть возможность высказаться, проявить себя. Выпускники имели образование на уровне западноевропейских стандартов, некоторые из них приняли активное участие в образовании новых школ в Московском государстве. Для развития уровня знания иностранных языков в Москве была открыта Тимофеем первая многочисленная школа – Типографская академия, которая являлась начальной школой, а также училищем для подготовки переводчиков. В начальных классах дети учились по азбуке, а дальше по Псалтыри, постепенно, с увеличением количества учеников, расширялась и программа обучения, в которую стал входить не только славянский, но и греческий язык. Со временем школа преобразовалась в училище для подготовки переводчиков Печатного двора. Большую значимость в истории русского образования имеет открытие Славяно-греко-латинской академии, которая образовалась посредством слияния многих школ и образовательных программ. Изначально академия именовалась Эллино-Греческой, но после в нее включились методики и принципы школы, основанной братьями Иоанникием и Софронием Лихудыми, данная школа очень походила по содержанию на западноевропейские университеты, ее посещали ученики второй влиятельной школы – Типографской академии. Свое обучение ученики начинали с подготовительного класса, после переходили в «школу греческого книжного писания», науки, такие как риторика, логика, физика, изучали на двух языках: латинском и греческом. 22
Однако обучение не теряло нравственно-религиозный характер, что характерно для многих школ того времени. Лихуды хотели создать не среднюю школу в России, так как такие получили уже свое распространение, а именно высшую школу. Однако границы между средними и высшими школами в России XVII века были размыты, всё зависело от компетентности учителя. Академия стала именоваться Московской академией, в ней было деление по классам, всего их было восемь и один подготовительный, обучение могло длиться от 15 до 20 лет, из академии очень редко исключали, она была доступна всем, основная программа обучения была нацелена на преподавание гражданских и духовных наук, таких как риторика, логика, грамматика, физика, богословие, философия, диалектика, юриспруденция, греческий язык, латынь и другие науки. Братья Иоанникий и Софроний Лихуды сами писали и составляли учебные пособия на двух языках (греческом и латинском) для многих светских наук по западноевропейским стандартам, в старших классах практиковался перевод трудов Лихудов с греческого на славянский. Однако, было много противников у академии, особенно среди старообрядцев, которые считали верным оставить традиции монастырского обучения, поэтому спустя семь лет преподавания, братьев Лихудов отправили в отставку, однако свое существование академия не прекратила, но политика в ней в корне изменилась. Но именно благодаря трудам Иоанникия и Софрония уровень просвещения заметно вырос и общее отношение к наукам изменилось. Стоит отметить, что греческие традиции преподавания ценились больше, чем латинофильские, само правительство свое предпочтение отдавало греческим школам, например, Типографская школа. В итоге, постепенно на задний план уходят методы домашнего обучения, обучения в стенах монастырей лишь по православной вере. Особое значение приобретают светские науки, к которым проявляется все больший интерес. Уровень просвещения заметно увеличивается, население становится более 23
грамотным. Люди начинают сами интересоваться науками и появилась тенденция самообразования в высших кругах. В образовании Московское государство опирается на сложившуюся систему обучение в Западной Европе, школы приобретают новые формы и новые типы, открывается больше технических государственных училищ и школ нового типа. Свое распространение получают высшие школы, которые учат необходимые государству кадры для дипломатических отношений. Если раньше основной политикой школ было воспитание из детей православного гражданина, любящего свою родину, то теперь политика меняется в корне, сейчас важно и необходимо для государства наличие высокообразованных людей, прививание любви к учению. В результате все эти изменения повлияли на политику государства и в последующем повлекут за собой еще большие изменения в образовании. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, завершив наше исследование, мы можем сделать вывод, что образование в Русском государстве в XVII веке не потерпело резких изменений, однако, появились предпосылки для качественного изменения образования. Россия стала осознавать потребность в образовании, рассматривая школы стран Запада, применяя их методики на практике в своих школах. Традиционное церковное образование противостояло включению светских наук в образовательный процесс, но в скором времени ситуация переменилась, появились новые педагогические течения, которые сыграли большую роль в просвещении России. Проанализировав историю развития педагогики, стали очевидными факторы, которые повлекли за собой изменения педагогической мысли. Дабы вывести страну из состояния упадка, государство вынуждено было менять свою политику, так как оно значительно отставало от ведущих стран. В результате изменения политики меняется и педагогическая мысль, которая претерпела свое разделение на два направления, сложившееся противоборство разогрело интерес педагогов к методике, однако, многие идеи были скопированы со стран Западной Европы. Русское государство не было готово к внедрению новых школы и педагогических традиций, так как разрыв между странами Западной Европы и России был очень велик, поэтому лучше всего приживались белорусские или украинские школы. Однако и греческие, и латинские школы получили свое распространение в России. Но хотя русские педагоги и пытались перенести образование Западной Европы в Россию, полностью этого сделать не удалось, так как, по сути, школа осталась традиционной, нравственно-религиозный характер 25
сложившегося в Русском государстве на протяжении многих лет монастырского образования не удалось искоренить. Противниками нововведений были также старообрядцы, которые имели большой авторитет в обществе. В результате данного исследования было выявлено, как развивалась русская школа в XVII веке. Возможно, школа не претерпела сильных изменений, однако за малейшими разногласиями идут новые идеологии, которые в будущем получат свое развитие и будут полезны обществу. Данную тему можно продолжить исследовать, но взяв чуть больший период, включая реформы Петра I. Увеличив период, мы сможем более подробно рассмотреть, как педагогика XVII века развивалась дальше, как изменилась русская школа за счет предпосылок, возникших в XVII веке, нашла ли она место в нововведениях Петра I. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белокуров С.А. Адам Олеарий о греколатинской школе Арсения грека в Москве в XVII в.: Реф., чит. в заседании VII Археол. съезда 7 авг. 1887 г. / Сергей Белокуров. – М.: тип. Л. и А. Снегиревых, 1888. - 44 с. 2. Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России с XVII века до учреждения министерств / М.Ф. ВладимирскийБуданов. - СПб.: Типография В.С. Балашева, 1874. - 144 с. 3. Демков М.И. История русской педагогики (X-XVII вв.) / М.И. Демков. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. - Ч. 1. Древнерусская педагогия. - 325 с. 4. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с. 5. Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1989. - 479 с. 6. Егоров С.Ф., Пушкарев Л., Щапов Я. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. / С.Ф. Егоров, Л. Пушкарев, Я. Щапов [и др.]. - М.: Педагогика, 1985. - 366 с. 7. Егоров С.Ф. История педагогики в России: Хрестоматия: Для гуманитар. фак. вузов / С.Ф. Егоров. - 2. изд., стер. - М.: Academia, 2000. – 396 с. 8. Каптерев Н.Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской академии (Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1889 года экстраординарным профессором Н. Каптеревым) // Н.Ф. Каптерев. Собрание сочинений. Том 2. – М.: Даръ, 2008. – 816 с. 9. Киселева М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVIIначала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености [Текст] / М.С. Киселева; Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 471 с. 10.Корнетов Г.Б. Теория и история педагогики / Ун-т Рос. акад. образования, Каф. педагогики; Гл. ред. Г.Б. Корнетов. - М.: Издательство УРАО, 2001. 150 с. 27
11.Латышина Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с. 12.Мордовцев Д.Л. О русских школьных книгах XVII века / Д.Л. Мордовцев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 105 с. 13.Пискунов А.И. История педагогики и образования: Учебник / А.И. Пискунов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 452 с. 14.Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв / А.Н. Рыжов. - М.: Прометей, 2012. - 300 с. 15.Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии / соч. бакалавра Московской духовной акад. Сергея Смирнова. - М.: Типография В. Готье, 1855. - 428 с. 16.Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII веков / А.И. Соболевский. - СПб.: Типо-Литография А. М. Вольфа, 1892. - 23 с. 17.Сторожев В.Н. К истории русскаго просвещения XVII в. / В.Н. Сторожев. - Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1890. - 23 с. 18.Фонкич Б.Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. / Б.Л. Фонкич. М.: Языки славянской культуры, 2009. - 339 с. 19.Шестаков В.В. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII-XIX веков: Идеи эстетического воспитания: Антол.: В 2 т. / Ред.-сост. В.В. Шестаков; Вступ. ст. В.И. Коровина, В.П. Шестакова. М.: Искусство, 1973. - 367 с. 20.Экономцев И. Н. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов // И. Н. Экономцев Православие, Византия, Россия : Сборник статей. - М., 1992. - 112 с. 28
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв