МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
КОММУНИКАЦИЙ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В
КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
курсовая работа
по дисциплине «История Средних Веков»
студента 2 курса направления (бакалавриата) «История»
Лихачева Ивана Владимировича
Преподаватель:
к. и. н., доцент Бурганова В.Н.
Кемерово 2015
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Положение католической церкви в XI веке ........................................... 8
1.1. Клюнийское движение и его значение для папской власти и церкви ..... 8
1.2. Григорианская реформа и ее значение для папства ................................ 11
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе............ 16
в XI-XIV веках ....................................................................................................... 16
2.1. Борьба за инвеституру в Германии ........................................................... 16
2.2. Конфликт Генриха II и Фомы Бекета ........................................................ 21
2.3. Борьба Филиппа IV и Бонифация VIII. Авиньонское пленение пап ..... 24
Глава 3. Положение католической церкви в XIV-XV веках ............................. 29
3.1. Состояние папства после авиньонского пленения .................................. 29
3.2. Политика папства в XV веке: цели и характер ........................................ 32
Заключение ............................................................................................................ 34
Список источников и литературы ....................................................................... 37
2
Введение
Актуальность данной работы объясняется интересом современной исторической науки к такой проблеме как взаимоотношения между двумя, одними из важнейших, институтов общества – государства и церкви.
В отличие от православной церкви, католическая не всегда поддерживала власть, если вообще поддерживала. Она представляла собой некий противовес светскому правлению и претендовала на верховное господство в Европе.
В ходе борьбы и различных взаимодействий с государствами, церковь
постепенно теряет свои позиции в Европе, и отходит от большой политики, а
папы теперь уже строят свое государство в Италии, превращаясь в настоящих
светских правителей. Они ведут роскошный образ жизни и становятся банкирами.
Цель работы: выявить и проанализировать характер взаимоотношения
церкви и государства в классическое средневековье.
Задачи:
– рассмотреть положение католической церкви на начало исследуемого периода;
– исследовать Клюнийское движение и его значение для власти папы и
церкви;
– изучить григорианские реформы и их последствия для папства;
– проанализировать взаимоотношения между церковью и государством на
примере борьбы за инвеституру в Германии, конфликта английского короля
Генриха II и архиепископа Фомы Бекета, а также борьбы между королем
Франции Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, и последующего авиньонского пленения;
– исследовать положение и политику церкви в экономической и политической сфере в конце классического средневековья.
3
Источники. В работе были использованы юридические источники –
папские буллы. Первая из них – это «Clericis laicos»1, которая датируется
1296 годом, и в резкой форме, угрожая отлучением, запрещает духовенству
платить подати мирянам, мирянам – требовать таких платежей у духовенства
без специального соизволения римской курии. Булла «Unam Sanctam»2, датированная 1302 годом, содержит в себе положения о том, что церковь имеет
единого Господа, единую веру, единое крещение и единого видимого главу,
который есть представитель Христа и преемник апостола Петра, в чьих руках
находятся два меча – меч духовный и меч светский. Непосредственно осуществляется папой только власть духовного меча, то есть слова, материальный же меч вручается папой в светские руки и извлекается в защиту церкви
не самим папой, а, по его мановению, рукой королей и солдат. Как светский
меч должен быть в подчинении духовному, так и светская власть должна
быть подчинена духовной; последняя поставляет первую и судит её, если она
отклоняется от правого пути.
Еще одним папским законодательным актом является «Декрет о папских выборах»3 1059 года, который провозглашает жесткие правила проведения выборов папы епископами-кардиналами, дабы не допустить контроль
римских аристократических семей над святым престолом.
«Диктат папы»4 – апогей правления Григория VII – датированный 1075
годом, провозглашает, что папа обладает вселенской юрисдикцией и непогрешимостью, а также имеет право созыва собора, посвящения епископов и
низложения их.
Clericis laicos (1296 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy.
fordham.edu/halsall/source/b8-clericos.asp (дата обращения: 17.05.2015).
2
Unam Sanctam (1302 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy.
fordham. edu/halsall/source/B8-unam.asp (дата обращения: 17.05.2015).
3
Декрет о папских выборах (1059 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для
учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
4
Диктат папы (1075 г.) // Сайт «Хронос» // URL: http://www.hrono.ru/dokum
/1000dok/1075diktat.php (дата обращения: 15.04.2015).
1
4
Был использован такой юридический источник как «Вормсский конкордат»5 1122 года, который является договором между императором и папой римским о правах на инвеституру.
«Послание папы Григория VII о Каноссе»6, датированное 1077 годом,
вероятно можно отнести к юридическим актам, потому что там содержится
публичное объявление итогов «хождения в Каноссу», а также клятва Генриха IV о покорности перед папой и обеспечения ему безопасности в своих
землях.
Использовался и законодательный документ 1164 года, который был
направлен на уменьшение привилегий церкви в Англии – «Кларендонские
конституции»7.
Нарративный источник – историческая хроника 1066-1198 годов – «История Англии»8 Вильяма Ньюбургского (1136-1198), содержащая повествование об истории Англии от Вильгельма Завоевателя, до правления Ричарда I, охватывая события, современником которых он являлся.
Литература. В работе использовались исследования общего характера,
такие как «Средневековая Европа 400-1500 годы» Г.Г. Кенигсбергера9, где
автор анализирует события средневековой Европы, связывая их с процессами
социальной и культурной жизни Византии, исламского мира и Центральной
Азии, касаясь эпизодов сношений государства и церкви. Не менее значим
труд французского историка Франсиса Раппа «Священная Римская империя
Вормсский конкордат (1122 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
6
Послание папы Григория VII о Каноссе (1077 г.) // История средних веков. Хрестоматия.
Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
7
Кларендонские конституции (1164 г.) // Сайт «Восточная литература» // URL: http://
www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XII/GenrichII/klarend_konstituc_1164.phtml?id=8126
(дата обращения: 12.05.2015).
8
Вильям Ньюбургский. История Англии. Книга II // Сайт «Восточная литература» // URL:
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/William_Newburgh/text3.phtml?id=631 (дата обращения:
12.05.2015).
9
Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.; Предисл. Д.Э. Харитоновича. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.
5
5
германской нации»10, в котором, исследуя историю этого государственного
образования, он затрагивает и проблему борьбы за инвеституру между папой
римским и императором.
Из специальных исследований особое место занимает работа советского историка С.Г. Лозинского «История папства»11, в которой автор, с марксистских позиций, описывает историю папства и его влияния на различные
страны с момента возникновения, и до конца XIX века.
С подобной же тематикой выступает венгерский историк Ене Гергей в
своем труде «История папства»12, в котором он затрагивает основные аспекты политической истории папства, а также судьбы наиболее известных понтификов от апостола Петра до Иоанна Павла II.
В биографическом описании Григория VII «Григорий VII. Торквемада.
Савонарола. Лойола. Аввакум»13, написанном в жанре поэтической хроники,
рассматривается не только личность этого понтифика, но и борьба между
ним и императором Генрихом IV, где приводятся различные письма папы,
позволяющие понять его мнение относительно состояния церкви той эпохи.
Не малое значение имеет и работа польского историка Я.В. Ковальского «Папы и папство»14, которая является сборников биографий почти все пап,
включая антипап, от апостола Петра до Иоанна Павла I, в следствие чего,
можно проследить судьбу и проводимую политику понтификов исследуемого периода.
В монографии «Монашество в Средние века»15, Л.П. Карсавин описывает историю западноевропейского монашества от самых его истоков, затра-
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009.
11
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986.
12
Гергей Е. История папства // Сайт «Библиотека Гумер» // URL: http://www.gumer. info/
bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/05.php (дата обращения: 20.05.2015).
13
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995.
14
Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. – М.: Политиздат, 1991.
15
Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. – М.: Ломоносовъ, – 2012.
10
6
гивая период XI века, показывая моральное падение священников и последующее повышение церковной дисциплины после григорианской реформы.
Советский историк В.В. Штокмар, в своем исследовании «История Англии в Средние века»16, описывает историю Англии с древности до XVII века, уделяя внимание не только политической истории, но и социальноэкономической и культурной, затрагивая борьбу короля Генриха II с архиепископом кентерберийским Фомой Бекетом.
В работе Н.Д. Тальберга «История церкви»17, охватывается история
христианской церкви от ее основания до конца XIX века, задевая взаимоотношения государства и церкви в классическое средневековье, а также исследует проблемы авиньонского пленения пап и последующего Великого западного раскола.
Штокмар В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005.
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека»
// URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
16
17
7
Глава 1. Положение католической церкви в XI веке
1.1. Клюнийское движение и его значение для папской власти и церкви
К XI веку церковь охватывает полное обмирщение. Союз светской и
духовной власти обернулся для последней полным контролем мирских феодалов над должностями церковных иерархов. В первую очередь, недовольство вызывала открытая симония, из-за чего бурлили не только города и деревни, а также и монастыри.
Глубокое падение нравственности духовенства и монашества спровоцировало множество движений недовольных. Первое из них сформировалось
вокруг итальянского отшельника из Фонтеавеллана – Петра Дамиани (10071072), который выступил против симонии, зла светских феодалов. Своими
главными союзниками он видел папу и императора, но в этом и была его
ошибка – император и являлся основоположником системы, с которой боролся Дамиани, так как сам папа был ставленником саксонской династии, и
даже аббат любого монастыря, являлся таковым по милости государя18. Все
это говорило о разложении с «головы».
С иной концепцией выступил Гумберт из Муайенмутье (992-1061), который отчасти продвигал идеи похожие на вышесказанные, но светскую
власть он в союзниках не видел. По его идее церковь должна иметь примат
над королевской властью, и подчиняться централизованной власти папы
Римского19. Впоследствии, из его идей выйдет концепция церковной инвеституры – папа Римский, глава, который инвестирует архиепископов, а те, в
свою очередь, епископов.
Особое значение имело движение патаренов, которое зародилось в Милане. Возникнув как движение против симонии, оно дошло до нападений на
любую роскошь и богатство, что, в следствие, оттолкнуло от них зажиточных
людей. Патарены надеялись на поддержку папы против симонистов, но Рим
18
19
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 88-89.
Там же. С. 89-90.
8
сам боялся этого движения и старался аккуратно использовать его в своих
целях, чтобы вывести духовных феодалов из-под власти светских20.
Все эти выступления говорили о недовольстве населения симонией, и
что необходимо что-то предпринимать, нужны изменения.
Центром идеи реформы церкви стало аббатство Клюни, и это не случайно. Вообще, монастыри, будучи сосредоточением духовных сил, не всегда
содержали «настоящих» монахов, потому что многие из них были таковыми
лишь «по облачению». На это, одним из первых, обратил внимание император Генрих III (1039-1056), который ужесточил в них уставы и поставил в
прямую зависимость от короны21. Монастыри обладали многочисленными
привилегиями и богатствами, что побуждало их стремиться освободиться изпод власти феодалов.
Аббатство Клюни подчинялось напрямую Риму, а его монахи имели
связи по всей Западной Европе, в том числе и с монастырями, которых к середине XI века насчитывалось около трех тысяч22. На эту силу папство и решило опираться в борьбе с светскими властителями.
Условием такой поддержки монастырей была независимость от светских и духовных феодалов, то есть подчинение только папе. Риму это было
лишь на руку23.
Клюни стало центром реформы, так как монахи именно этого аббатства
славились своим строгим соблюдением устава Бенедикта Нурсийского, который хотели распространить и на другие обители, выступали за строгий контроль целибата и искоренение симонии, а также поддерживали идею подчинения монастырей только Риму.
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 91-92.
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009. С. 103.
22
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 95.
23
Косминский Е.А. Феодальная церковь // Средневековая Европа глазами современников
и историков. Книга для чтения. В 5 ч. Ч. II. Европейский мир X-XV вв. – М.: Интерпракс,
1995. С. 233-234.
20
21
9
Клюнийское движение началось с аббата Одона (ок. 878-942), который
воспитал себя на аскетической литературе. Он с самой своей юности старался соблюдать устав святого Бенедикта, а, впоследствии, и заставить свои
обители делать то же самое. Став аббатом Клюни, он получил особые привилегии от папы Римского, которые позволили претворять реформу в жизнь,
помимо этого он получил право брать под контроль другие реформированные монастыри, из чего позже и возникнет Клюнийская конгрегация24.
После смерти Одона, Клюни – влиятельнейший монастырь в Западной
Европе. Уже с этого момента его судьба была ясна. Монахи этого аббатства
вызывали уважение не только духовенства, но и светских людей. Они имели
тесную связь с Римом. Идея реформы церкви, которую они лелеяли, начинает
распространяться по Европе, охватывая новые территории. Этому многим
способствовали религиозно-демократические движения, упомянутые выше25.
Эти течения и шли навстречу клюнийской реформе, что говорило о необходимости проведения каких-либо перемен и духовно-нравственного возрождения духовенства и монашества, а также выведения церкви из-под власти
светских феодалов.
Отстаивать идею «независимой церкви» и ее реформы стал папа Николай II (1059-1061), который своими постановлениями боролся с симонией и
брачной жизнью духовенства, что вызвало ярый отпор противников реформы, и даже император созвал синод в Базеле в 1061 году, где поставил под
сомнение законность таких постановлений, вследствие чего, на синоде появились мнения о низложении папы, что поставило бы все реформаторскую
деятельность под угрозу. Важнейшая реформа Николая содержалась в булле,
изданной в 1059 году, согласно которой, выборы папы отныне должна проводить коллегия кардиналов – его ближайших советников и епископов ряда
Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. – М.: Ломоносовъ, – 2012.
С. 85.
25
Там же. С. 86-87.
24
10
главных церквей Рима26. Несомненно, это нововведение помогло ликвидировать влияние римской аристократии и императора на избрание главы католической церкви. Но стоит упомянуть, что за этой реформой стояла другая личность – монах клюнийского аббатства Гильдебранд, будущий папа Григорий
VII, который проведет важнейшие для церкви реформы27.
В заключение можно сказать, что к XI веку церковь интегрировалась со
светской властью настолько, что стала вызывать недовольство населения по
всей Западной Европе. Повсюду господствовала симония, а образ жизни духовенства не соответствовал изначальным нормам. Многие папы тоже были
симонистами, ставленниками либо римской аристократии, либо императора.
В X веке вокруг аббатства Клюни начинает формироваться идея реформы
церкви, возрождения нравов монашества и духовенства, борьбы с симонией.
Эта идея охватывает многие слои населения и из монашеского превращается
во всецерковное. Папство охватывают идеи клюнийского движения, которое
решает его использовать, чтобы избавится от власти светских феодалов и
сделать папу Римского реальным главой католической церкви. Первыми шагами были открытые осуждения браков священников и симонии, а первым
важным достижением клюнийского движения стала реформа избрания папы – введением коллегии кардиналов, которая отныне стала избирать понтифика.
1.2. Григорианская реформа и ее значение для папства
В 1073 году клюнийский аббат Гильдебранд был избран папой, под
именем Григория VII. Состояние церкви, которая досталась ему в управление, он видел лишь в мрачных тонах, о чем упоминал в письмах к аббату Гуго Клюнийскому28. Григорий намеревался сразу заняться духовным обновлеДекрет о папских выборах (1059 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие
для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969. С. 215.
27
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 96-97.
28
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 49-50.
26
11
нием церкви. Его идеалом была независимая от светской власти церковь, что
он и старался претворить в жизнь.
Будучи опытным администратором и политиком, Григорий знал, что
для того, чтобы осуществлять свои планы, нужна хорошая материальная база. Этим и объясняется его политика борьбы за каждую пядь церковной земли, за вырывание храмов из-под власти светских феодалов. Не может имущество церкви принадлежать им, и тем более императору29.
В 1074 году Григорий созывает синод, на котором выносит ряд постановлений, направленных на преображение церкви30. Одними из них были
строгое соблюдение целибата и борьба с симонией. Неповиновение же сурово каралось – духовенство лишалось мест и санов, а мирянам, под страхом
вечных мук, запрещалось посещать их богослужения. Для осуществления
этих мер папа создает институт легатов, которые на местах должны были
представлять понтифика и исполнять его волю31.
Безбрачие вызвало сопротивление со стороны духовенства. Во Франции, в Париже, епископы, аббаты и клирики решили не повиноваться решениям папы, ввиду их «невыполнимости». Возразил им лишь один монах, на
которого они накинулись и избили. В Руане клирики забросали камнями епископа, который заявил о необходимости безбрачия, а в Пуатье собор был
разогнан самим графом, который не желал вмешательства папы во внутренние дела32.
В Англии к этому постановлению отнеслись более мягко – никого к
разлуке с женами не принуждали.
Наиболее яростное сопротивление оказало германское духовенство.
Отказываться от жен оно не собиралось, так как это уже плотно укоренилось
в обществе, а на сторонников папских преобразований, вне зависимости от
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 98.
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 55.
31
Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. – М.: Политиздат, 1991. С. 109.
32
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 55-56.
29
30
12
сана, нападали и избивали. Даже сам понтифик был назван еретиком, отошедшим от заветов Евангелия. Папа решил бороться с этим совестью мирян,
отправив в Германию легатов и бродячих монахов, которые проповедовали о
том, что благословения от женатых священников равносильны проклятию.
Под страхом вечных мук, население само начало борьбу с нечестивыми священниками, и, мало-помалу, Рим одержал верх33.
Другим постановлением папы была борьба со светской инвеститурой.
В Европе сложилось так, что монархи жаловали церкви обширные земли,
различные привилегии и даже судебные иммунитеты. Все это было основано
на борьбе с светскими феодалами, поэтому на управление богатыми епископствами назначались близкие к монарху люди. Но здесь есть и обратная сторона – назначение могло произойти и за деньги, что и влияло на развитие симонии. Григорий не мог с этим мирится, так как «пастырей душ» не могли
назначать миряне – все это должно быть в руках одного лишь папы.
В 1075 году он запретил принимать инвеституру из рук светских властителей под страхом отлучения. Право на замещение духовных мест и
управление церковным имуществом может принадлежать только понтифику34.
В этом же году Григорий издает энциклику «Диктат папы», согласно
положениям которой папа является абсолютным политическим главой в христианском мире, имеет исключительные права на инвеституру, может короновать и низлагать императоров, накладывать церковные наказания на монархов и князей, созывать соборы и тому подобное35. Понтифик, создавая
свой документ, по-видимому, вдохновлялся «Лжеисидоровыми декреталиями»36.
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 56-57.
34
Там же. С. 59.
35
Диктат папы (1075 г.). Сайт «Хронос» // URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/ 1075
diktat.php (15.04.2015).
36
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 101.
33
13
Исходя из положений своей энциклики, Григорий приходит к выводам,
что все князья и монархи являются непосредственными вассалами престола
Святого Петра. Он начал рассылать послания, где требовал от правителей
стать папскими ленниками. Григорий объявил Испанию владениями Святого
Петра, и призвал всех христиан вырвать ее из рук неверных и править ею как
вассалы Рима. То же касалось Сардинии и Корсики, что, по заверениям понтифика, они «всегда» принадлежали ему. Григорий писал и венгерскому королю, говоря, что его королевство является ленником папства. Но некоторые
правители все же стали таковыми, к примеру, князья северной Италии –
Гизульф Салернский, Ландульф Беневентский, Ричард Капуанский и Роберт,
герцог Апулии, Калабрии и Сицилии. Помимо этого, верховенство папы признавали мелкие итальянские бароны, а в Милане и Тоскане правили верные
ему князья37.
Все это говорит об активной внешней политике папы, который теперь
не просто был епископом Рима и номинальной главой церкви, а главным
управляющим центром всего католического духовенства. Он борется за подчинение даже мелких аббатств и храмов свой единоличной власти.
Подводя итог, можно сказать, что к XI веку церковь охватило полное
обмирщение, процветала симония, а церковные феодалы практически ничем
не отличались от светских, ни образом жизни, ни следованиям церковным заветам. Против этого начинается движение в аббатстве Клюни, которое начинают поддерживать папы. В конце концов, монах этого аббатства и горячий
сторонник реформы, Гильдебранд, становится папой Григорием VII и проводит реформы. Григорианские реформы оказали колоссальное влияние на
дальнейшее развитие католической церкви. Они позволили поставить клир
непосредственно на службу Риму. Борьба с светской инвеститурой помогла
частично вывести ее из-под власти мирян, но заложила основы для будущих
конфликтов, которые миновать уже никак было нельзя. Также для понтифиГригорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 59-60.
37
14
ков появляется новый политический идеал – теократическое государство,
включающее в себя весь христианский мир с папой во главе, а все монархи
являются его вассалами38. Вследствие этого, начинается активная внешняя
политика Рима, направленная на признание другими правителями господства
престола Святого Петра, и расширение своего влияния, что вызвало конфликты со светской властью в будущем.
Косминский Е.А. Феодальная церковь //Средневековая Европа глазами современников и
историков. Книга для чтения. В 5 ч. Часть II. Европейский мир X-XV вв. – М.: Интерпракс, 1995. С. 234.
38
15
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе
в XI-XIV веках
2.1. Борьба за инвеституру в Германии
При императоре Генрихе III (1039-1056) был назначен папа Лев IX
(1049-1054), который, по мнению первого, должен был исполнить важное задание – реформирование церкви. Из этого получается, что император является ее покровителем. Таким образом, казалось, что все в нужном порядке –
«две половины Господа» на земле, император и папа, преследовали общую
цель – боролись с бедами, постигшими христианское общество39. Для империи такое положение было только на руку, потому что подтверждение ее
священного характера увеличивало власть монарха над духовенством. Границы между духовной и светской властью теряли свою четкость, что позволяло епископу служить именно государю, и получать из его рук символы
власти. Церковь была той структурой, которая связывала все органы власти
империи.
Назначение Льва, обусловленное проведением реформы, оказалось
противоречием проводимой политики. Симония и распутство клира, которые
новый папа должен был искоренить, являлись последствием действовавшей
системы светской инвеституры. Эта ситуация, из-за которой миряне назначали духовных лиц, провоцировала назначение только тех, кто был выгоден
светскому феодалу, потому на религиозность кандидата особо не смотрели,
достаточно было послушания, а то и продажности40. Этим и объясняется
большое количество противников начинаний Льва.
Со смертью Генриха III отношения между папством и империей начинают охладевать. Рим желал избавится от назначенцев императора и вскоре
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009. С. 144.
40
Там же. С. 145.
39
16
провел реформу избрания пап, а также налаживал связи с местными церквями, чтобы они подчинялись только ему.
В 1073 году был избран Григорий VII (1073-1085), который не стал
просить согласия Генриха IV и заявил, что только папа может носить императорские регалии. Фактически, это был вызов императору.
Реакции Генриха, в следствие внутренних раздоров, не последовало.
Он был вынужден бороться со стремлением племенных герцогов к самостоятельности. Помимо этого, его тяжелое детство и молодость еще сильнее усилило власть князей41. Также, он рассчитывал на верность епископов имперской церкви42.
Конфликт обострился в 1075 году, когда император назначил архиепископа в Милане, но чуть ранее, в этом же году, Григорий на синоде объявил
запрет на светскую инвеституру. Генрих этим показал полное пренебрежение
постановлениями папы. Реакции понтифика не пришлось долго ждать, но
Генрих решил избежать эскалации противостояния и покаялся в своих «грехах». Также Григорий напомнил императору о «Диктате папы», изданном в
этом году, что указы папы, равносильны заповедям Господним, и никто не
имеет права судить его.
Неизвестно, желал ли император разрастания конфликта, но можно
предположить, что того желали германские прелаты. Генрих созывает собор
в Вормсе 24 января 1076 года, на котором присутствовало множество немецких епископов. Такое единодушие германского духовенства объясняется реформами Григория, хотя, по сути, священники преображению церкви не сопротивлялись, а даже поддерживали его, но той каплей, которая переполнила
чашу терпения, стало обязательное соблюдение целибата43.
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 67.
42
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009. С. 153.
43
Там же. С. 154-155.
41
17
На этом соборе пришли к мнению, что Григорий – узурпатор. Было
написано гневное письмо в грубой форме к «брату Гильдебранду», где его
назвали сеятелем смуты и «лжемонахом», обладателем порочных нравов. Таково было письмо для папы, в Германии же распространяли менее резкий
текст, но более напыщенный. Основываясь на правах римского патриция,
Генрих призвал Григория сложить полномочия44.
Объявить об этом папе должны были два епископа, одного из которых
звали Роланд Пармский. Прибыв на собор в Пьяченце, он во всеуслышание
зачитал этот документ присутствующим, чем поверг их в шок, лишь кардинал Иоанн призвал скорее схватить наглых оскорбителей. Толпа накинулась
на посланцев, но их спас Григорий и поспешно закрыл заседание45.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что единство антипапского фронта было непоколебимым, что неверно. После этого события,
папе прислали письма несколько германских епископов, которые просили
прощения, и что отныне они будут подчиняться только ему46.
В ответ на действия императора, Григорий решает устроить ему небывалую кару, и в 1076 году отлучает от церкви и низлагает Генриха, что освобождало его вассалов от клятвы верности. Учитывая сознание людей того
времени, папа произнес отлучение в виде молитвы, обращенной к святому
Петру. Помимо этого, он стал искать союзников, которых нашел в лице герцогини Тосканы Матильды и южноитальянских норманнов47.
В связи с изменившейся политической обстановкой, германская высшая аристократия приглашает в Аугсбург Григория, где собиралась объявить
ему, что не будет признавать Генриха, если он не получит отпущение грехов
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009. С. 155.
45
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 78-79.
46
Рапп Ф. Указ. соч. С. 156.
47
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост.,
общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. С. 80-81.
44
18
в течение года. Так вырисовывался стойкий союз знати и усилившегося папства. Генриху нужно было любой ценой избежать этого48.
В январе 1077 года он перешел Альпы и, босой, в одежде кающегося
грешника, пришел в Каноссу, замок герцогини Матильды, где пребывал папа.
Согласно свидетелям этого события, Григорий не сразу принял императора, и
он три дня, на лютом морозе, ждал у ворот замка, постился и «проливал слезы». Позже папа сжалился и впустил Генриха. Он встал на колени перед Григорием и просил его о прощении. Папа простил императора и призвал его
вернуться в лоно церкви. В тот же вечер Григорий, Генрих и Матильда Тосканская разделили причастие в соборе святого Николая, в крепости, что
означало официальное снятие отлучения49. Однако папа оставил себе место
для маневра – простив грехи, он не уточнил, что низложение отменено. Таким образом образовалась неприятная ситуация для Генриха, так как «грешник получил отпущение грехов, но король остался низвергнут»50. Само хождение в Каноссу стало легендарным и вошло в европейские поговорки, как
символ унижения.
В марте 1077 года три немецких архиепископа и высшая знать низложили Генриха IV, поставив на его место швабского герцога Рудольфа Рейнфельдена, который пообещал придерживаться запрета на симонию. Папа не
знал чью сторону принять и выжидал, пока в 1080 году Генрих IV не потребовал отлучение Рудольфа от церкви в угрожающем тоне, с намеком на низложение. Григорий решает повторно отлучить императора. Показательно, что
повторное церковное осуждение имело весьма ничтожный результат, несмотря на то что было провозглашено после угрозы Генриха низложить папу.
Вероятно, в Германии существовали серьезные сомнения относительно мотивов отлучения.
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009. С. 156-157.
49
Послание папы Григория VII о Каноссе (1077 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение»,
1969. С. 218-219.
50
Рапп Ф. Указ. соч. С. 158.
48
19
Тем временем, Генриху удалось одолеть претендента Рудольфа, который погиб в октябре 1080 года в битве у Вайсе-Эльстере. Решив внутренние
проблемы, император снова прибыл в Италию, где разбил армию Матильды,
возвел антипапу Гвиберта, архиепископа Равенны, и взял Рим в 1083 году.
Григорий укрылся в замке и ждал прихода норманнского герцога, его союзника, Роберта Гвискара. Римская знать, и большая часть коллегии кардиналов, отпали от папы. Григорий был низложен и отлучен, а антипапа Гвиберт
Равеннский избран и торжественно интронизирован под именем Климента
III. В 1084 году, на пасху, он короновал Генриха императором. Поражение
папы казалось полным.
Тем временем, к городу подошли войска герцога. Они-то и освободили
папу, но как только выгнали из Рима имперский гарнизон, занялись грабежом
и насилием, что привело жителей в ужасное негодование, и вылилось в открытое недовольство папой, из-за чего он был вынужден бежать из города и
умер, забытый всеми, в 1085 году51.
Со смертью папы спор об инвеституре, разумеется, не был решен.
Борьба продолжалась еще около 40 лет, и в течении четверти века Генрих IV
пытался укрепить свое шаткое положение в Германии. Новую борьбу с ним
начал, почти с таким же рвением и упорством, как и Григорий, Урбан II
(1088-1099), которому удалось склонить на свою сторону сына Генриха –
Конрада. При Урбане уже было видно, что авторитет папства возрос, что главой христиан отныне является папа, а не император. Показали это крестовые
походы, которые состоялись по призыву понтифика, это он мобилизовал
христианский мир. Напрасно Генрих в 1103 году заявлял, что тоже мог бы
повести людей в Святую землю52.
Разрешить конфликт удалось лишь спустя около 20 лет. В Вормсе 23
сентября 1122 года был заключен конкордат между Генрихом V (1106-1125),
сыном Генриха IV, и папой Каликстом II (1119-1124), согласно которому имКовальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. – М.: Политиздат, 1991. С. 110.
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В.
Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009. С. 161.
51
52
20
ператор отказывался от права наделять прелатов кольцом и посохом, и признавал, что епископы должны свободно избираться и проходить освящение, а
также обязался вернуть все имущество, которое они с отцом отобрали у
церкви. Также за императором сохранилось право голоса на выборах епископа, но только в случае спорной ситуации. Папа же наделял прелатов духовной властью, вручая кольцо и посох. Епископы, согласно конкордату, находились в двойственном положении, входя и в церковную и в феодальную
иерархию53.
Таким образом, завершился полувековой конфликт, который имел
огромное значение для папства. Несомненно, что это был компромисс, но
большую выгоду здесь получил Рим. В ходе борьбы папство усилило свой
моральный авторитет, а Германия сильнее углубилась в политическую раздробленность. Можно сказать, что внешнее поражение папы Григория VII
обернулось исторической победой церкви. С его смерти пройдет всего десять
лет, а папство уже выступает объединителем Запада и собирает крестовые
походы. Рим обрел политическую самостоятельность и смог объединить церковь под своим началом, разрушив идею «имперской церкви».
2.2. Конфликт Генриха II и Фомы Бекета
В 1154 году на английский престол вступает Генрих II Плантагенет
(1154-1189). Одной из главных задач его правления было укрепление королевской власти, усиление централизации. Но, как известно, католическая
церковь вела существование отдельного института, противостоящего светской власти, что неминуемо привело бы к конфликту.
Продолжая дело предыдущей династии – Нормандской – Генрих II
считал церковь собственностью государства, а также источником пополнения
казны.
Вормсский конкордат (1122 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для
учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969. С. 220.
53
21
К началу правления первого Плантагенета, церковь окрепла и получила
множество привилегий во время правления его предшественника – короля
Стефана Блуаского (1135-1154). Церковные суды получили под свою юрисдикцию значительное число дел, связанных с нарушением обязательств, в
том числе касательно светских фьефов и исков о взыскании задолженностей.
Клирики судились исключительно в церковных судах, и получали лишь самые мягкие наказания, чаще всего это были штрафы, а светская власть не
имела права вмешиваться в судебные разбирательства54.
Вильям Ньюбургский, в своей «Истории Англии», пишет о том, что духовными лицами, во время правления Генриха II, неоднократно совершалось
множество преступлений, таких как воровство, грабежи, а также клириками
было убито более ста человек55. Король решил покончить с этим и вернуть
положение церкви как при нормандской династии.
В это время должность канцлера занимал талантливый администратор
и проводник идей Генриха – Фома Бекет. Стоит сказать, что он был ближайшим советником короля, его верным другом и товарищем по увеселениям.
Поэтому Генрих решил, что он отлично справится с задачей по реформированию церкви, и убедил его принять духовный сан. В 1162 году Бекет стал
архиепископом Кентерберийским.
Вопреки всем ожиданиям Генриха, Фома, с назначением на духовную
должность, полностью изменил свой образ жизни: стал усердно молиться,
соблюдал строгий аскетизм, а также занялся богословием. Бекет стал ярым
защитником церкви, из чего получается, что стал и противником намечавшейся реформы. Он стал вести борьбу за церковные привилегии, а также за
возвращение кентерберийской кафедре утраченных земель и прав, потребовал у короля ряд замков и патронат над всеми бенефициями. Также он лишал
Штокмар В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005. С. 55.
Вильям Ньюбургский. История Англии. Книга II // Сайт «Восточная литература» //
URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/William_Newburgh/text3.phtml?id=631 (дата обращения: 12.05.2015).
54
55
22
клириков, состоящих на королевской службе, земель, а не подчинявшихся –
отлучал56.
В 1163 году Генрих созвал Великий совет в Вестминстере, где предложил привлекать священников к светскому суду, и если вина их будет доказана, то вначале лишить их сана через епископский суд, а уже потом передать в
руки светских властей. Фома решительно отказался поддерживать эту реформу.
Недовольный король разогнал Великий совет и стал собирать партию
епископов, настроенных против Бекета.
Папа римский Александр III не хотел ссорится с Генрихом II, так как
это могло склонить того к союзу с германским императором Фридрихом
Барбароссой, с которым понтифик вел борьбу, поэтому он не стал поддерживать Фому, а даже наоборот посоветовал ему быть более сдержанным57.
В январе 1164 года, в Кларендоне, король созвал всех епископов и баронов и потребовал от них соблюдения, в отношении церковных судов, обычаев Генриха I. Эти обычаи были записаны в расширенной трактовке и получили название «Кларендонских конституций», где и содержались пункты о
реформе церковных судов, а король становился высшей инстанцией в разбирательствах58.
Бекет отказался признать постановления, но большинство епископов не
понимало дальнейшего влияния этого документа, и потому не побоялось его
поддержать. Фома же видел в нем прецедент для будущих наступлений государства на церковь, и потери ею привилегий.
В октябре 1164 года Бекет был вызван королем на суд по делу одного
преступного клирика, но отказался явиться и был приговорен к штрафу. Чуть
позже Фома бежит на континент. Там он провел 6 лет и превратился в фанаШтокмар В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005. С. 57.
Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.; Предисл. Д.Э.
Харитоновича. М.: Издательство «Весь Мир», 2001. С. 179.
58
Кларендонские конституции (1164 г.) // Сайт «Восточная литература» // URL: http://
www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XII/GenrichII/klarend_konstituc_1164.phtml?id=8126
(12.05.2015).
56
57
23
тика. Однако король был вынужден пойти на примирение, так как Фома пригрозил интердиктом его французским владениям59.
Бекет прибывает в Англию в 1170 году, и сразу же принимается обличать своих врагов. Это сильно раздражало короля, но ранее папа объявил о
том, что если Фома будет арестован, то на королевство будет наложен интердикт. Но однажды, Генрих в гневе воскликнул: «Неужели нет никого, кто бы
освободил меня от этого попа!». Несколько рыцарей восприняли это буквально и отправились в Кентербери. Там в соборе они и нашли Бекета и жестоко расправились с ним прямо у алтаря, что привело средневековую Европу в шок60.
Сразу же нормандский архиепископ наложил интердикт на Англию.
Среди населения быстро росло недовольство, которое своими проповедями
подогревали священники. Ситуация достигла предела в 1172 году, и Генрих
решил принять легатов папы и покаяться в своих грехах. Условиями было
уничтожение опасных для церкви учреждений и обычаев, а именно, были
отменены «Кларендонские конституции».
Подводя итог, можно сказать, что это было практически поражение
светской власти перед духовной, что является лишь только видимостью. На
самом же деле, Генрих сохранил за собой фактическое право назначения
епископов, поэтому это можно назвать и победой светской власти, хотя подобные договоры имели форму компромисса61.
2.3. Борьба Филиппа IV и Бонифация VIII. Авиньонское пленение пап
Самое болезненное для церкви столкновение со светской властью произошло во время понтификата Бонифация VIII (1294-1303). Ему пришлось
столкнуться со строившимися национальными государствами, одним из которых была Франция.
Штокмар В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005. С. 57.
Штокмар В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005. С. 58.
61
Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.; Предисл. Д.Э.
Харитоновича. – М.: Издательство «Весь Мир», 2001. С. 180.
59
60
24
В этот период, там правил молодой и энергичный король Филипп IV
(1285-1314), строивший централизованное королевство. Он не признавал
установившееся за папами право вмешиваться в светские дела, чего не потерпел от Бонифация62.
В 1294 году Франция начала войну с Англией, и, естественно, королю
потребовались деньги. Для покрытия военных расходов был введен специальный налог, который распространялся и на духовенство. Клир пожаловался
об этом папе. Бонифаций увидел в этом нарушение прав папства, которое допускает такое налогообложение лишь добровольно, и по довольно редким
случаям. Возможно, что этот конфликт и не имел бы такого большого значения, какое ему придал папа, из-за чего поражение для Рима выглядело катастрофой, которую, ни в коем случае, нельзя было допустить.
Действия французского короля показали, что отныне, наложение налогов на клир более не требует согласие понтифика. Бонифаций выступил против действий Филиппа, издав буллу «Clericis laicos», в которой он запретил,
угрожая церковными карами, взимать мирянам подати с духовенства, а духовенству платить эти подати мирянам63.
Ответ Филиппа не заставил себя долго ждать, и вскоре он запрещает
вывоз из страны золота, серебра и всяких других драгоценностей за границу.
Таким образом, папа лишился своих доходов с Франции, но, дороживший
этим, в 1297 году издает новую буллу «Romana Mater», в которой смягчает
условия, говоря, что в чрезвычайных случаях, согласие папы на налогообложение духовенства не обязательно64. Понтифику пришлось отступить, а в
1300 году произошла торжественная канонизация Людовика IX.
Бонифаций объявил этот год юбилейным – когда любой грешник мог
прийти в Рим и получить отпущение грехов. Но, разумеется, эти грешники
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека»
// URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
63
Clericis laicos (1296 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy.
fordham.edu/halsall/source/b8-clericos.asp (дата обращения: 17.05.2015).
64
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 150.
62
25
приходили не с пустыми руками, и наполняли казну церкви, карманы торговцев и владельцев постоялых дворов, что явилось новым источником доходов
для папства, и вновь развязало ему руки.
Между тем, Бонифацию стали приходить известия о том, что во Франции король продолжает собирать высокие налоги с духовенства. Он выступил с резкой критикой и запретил осуществлять поборы со священников, а
также вызвал к себе некоторых французских прелатов, чтобы обсудить меры
борьбы против действий королевской власти, наносящей ущерб церкви. 65 А
папский легат – французский епископ – отправленный к королю, разговаривал с ним настолько дерзко, что тот приказал его арестовать66.
Филипп снова запретил вывоз золота, серебра и драгоценностей из
страны, а в 1302 году созвал депутатов от всех сословий, включая и духовенство, которые поддержали короля, высказались против папы, и постановили,
что король получил корону непосредственно от бога, а не от папы, и потому
не может быть его ленником.
В ответ на это, Бонифаций устроил собор, на котором появилась булла
«Unam Sanctam». Согласно ей, существует лишь одна католическая церковь,
и ее главой является один лишь папа, во власти которого находятся два меча
– светский и духовный, и первый должен подчиняться второму, из чего вытекает, что монархи должны служить церкви по первому повелению понтифика. Один лишь папа может карать светскую власть, но папу – никто67.
Такие решительные действия Бонифация объясняются поражением
Филиппа в сражении с Англией. Папа думал, что из-за этого король пойдет
на вынужденное смирение, но оказался не прав. Филипп, несмотря на поражение, предпринял ответные действия – государственный совет, по инициа-
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 151.
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека»
// URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
67
Unam Sanctam (1302 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy.
fordham.edu/halsall/source/B8-unam.asp (дата обращения: 17.05.2015).
65
66
26
тиве Гильома де Ногаре, обвинил папу в симонии и прочих преступлениях,
требуя его ареста и доставки во Францию для суда68.
В 1303 году Бонифаций проклял короля, наложил интердикт на Францию и отрешил все французское духовенство69.
В это же время началась сильнейшая агитация против папы, и о необходимости
спасения
Франции
и
церкви
от
злодеяний
понтифика-
преступника, а король потребовал созыва церковного собора для его низложения.
Филипп IV дает задание своему верному советнику де Ногаре отправиться в Италию в резиденцию папы – Ананьи. Он собирает отряд, к которому присоединяется опальный кардинал Колонна, и настигает папу в его резиденции. Бонифаций, думая произвести впечатление на врагов, встретил их,
сидя на престоле, в полном папском облачении. Но Ногаре это не остановило. Он избил несчастного старика, и тот, вскоре, по возвращении в Рим, сошел с ума, от перенесенного горя, и умер70.
Это было неслыханное событие, которое показало насколько сильно
упал авторитет папы, и силу нового национального государства. Папство было унижено, а церковь сброшена со своих позиций. Отныне она более не соперник светской власти.
В октябре 1303 года конклав избирает нового папу – Бенедикта XI,
бывшего безвольным монахом, который должен был всех простить, кроме
Ногаре, но через восемь месяцев после избрания, он был отравлен71.
Престол оставался вакантным почти 11 месяцев, пока в 1305 году не
был избран, при содействии Филиппа IV, французский прелат Бертран де Го,
ставший Климентом V (1305-1314). При нем произошло радикальное изме-
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 152.
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека»
// URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
70
Там же.
71
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 153.
68
69
27
нение курса папской политики, что говорит о том, что теперь папство стало
политическим инструментом французского короля.
Новый понтифик отказался ехать на коронацию в Рим, и решил провести ее в Лионе, на ней же присутствовал и Филипп IV. Климент вскоре рукоположил девять кардиналов-французов, что создало будущую основу для избрания французских пап. Помимо этого, считая, что в Риме его жизни могут
угрожать, папа решает остаться во Франции и в 1309 году своей резиденцией
делает Авиньон, вызвав туда и кардиналов. С этого момента и начинается
эпоха авиньонского пленения пап, продлившаяся до 1377 года.
На этом кончается период всесильного папства, а папы более не мнят
себя владыками мира. Бонифаций, столкнулся с новыми политическими реалиями – с зачатками централизованных национальных государств. Поражение папства было закономерным, так как новые монархи, проводя абсолютистскую политику, подчиняли себе все слои общества, в том числе и духовенство, выводя его из-под власти понтифика.
Подводя итог, можно сказать, что конфликт государства и церкви,
двух, изначально почти равносильных институтов, показал силу первого и
слабость второго на протяжении четырех веков. Если борьба за инвеституру
в Германии была завершена компромиссным договором, или даже можно
сказать победой церкви, то последующие описанные столкновения имели
уже другой характер. Противостояние английского короля Генриха II и архиепископа Фомы Бекета завершилось поражением церкви, так как монарх сохранил за собой право назначения епископов. Борьба же Филиппа IV и Бонифация VIII отчетливо показала изменившееся положение дел. Король смог
сплотить подданных, даже когда папа налагал интердикт и проклинал его самого, и дать отпор папству. Бонифаций был избит в собственной резиденции,
что уже говорит о падении его авторитета, и авторитета церкви. Папство уже
не смогло оправиться после этого поражения, уступив главенствующее место
светской власти, и став политическим инструментом в руках французских
королей.
28
Глава 3. Положение католической церкви в XIV-XV веках
3.1. Состояние папства после авиньонского пленения
Авиньонский папа Григорий XI (1370-1378) в 1377 решил переехать в
Рим под угрозой потери итальянских владений, раздираемых все это время
аристократическими семействами и соседними государствами72.
К этому времени папство практически растеряло весь свой авторитет.
Связано это было с аморальным образом жизни пап в Авиньоне, которые, в
основном, предавались там различным увеселениям. Особую роль также
сыграла и их новая экономическая политика. Ее основоположником можно
назвать Иоанна XXII (1316-1334), который осознав всю сложность получения
средств вне Рима, стал прибегать к различным ухищрениям и обманам. Ярким примером является его сбор денег на крестовый поход, который он не
успел осуществить, и вряд ли вообще хотел73. Помимо этого, были введены
другие новые источники дохода, такие как аннаты, то есть взимаемые в пользу папы доходы епископов за первый год их правления74. Также он обладал
правом резервации – правом распоряжения некоторыми церквями и монастырями по своему усмотрению. Из-за этого и расцвели непотизм и симония
при авиньонском пленении, когда на должности назначались либо родственники, либо те, кто больше заплатил.
Вообще, папство за время «пленения» отходит от идеи борьбы за светскую власть, и укрепляется как внутрицерковный институт. Теперь в любом
уголке Европы епископы и аббаты не выбирались, а назначались непосредственно папой.
Вернувшись в Рим, Григорий XI не закончил эпоху «пленения», ведь
осталась авиньонская партия и французские кардиналы, которые еще заявят о
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 178-179.
Там же. С. 156.
74
Архив Маркса и Энгельса. Том 6. Под редакцией М.Б. Митина. – Москва: Госполитиздат, 1939. С. 28.
72
73
29
себе. В 1378 году он умирает, и проводятся первые, за столь долгий разрыв,
выборы. Авиньонская партия желала папу-француза, но римляне хотели итальянца. Был избран Урбан VI (1379-1389), удовлетворивший требования последних. Он оказался человеком крутого нрава, который стал притеснять
кардиналов неитальянского происхождения75.
Французские кардиналы не признали выборов и избрали своего папу –
Климента VII (1379-1384). В католической церкви появилось двоевластие –
начался Великий раскол.
Христианская Европа смутилась из-за произошедшего, так как не привыкла видеть, чтобы у церкви было две главы. Еще сильнее ухудшали ситуацию распущенный образ жизни пап и их взаимные проклятия. Упала церковная дисциплина, усиливаться стали злоупотребления и симония.
Понтифики жаловались на сокращение доходов из-за двоепапства, потому они увеличивали и без того высокие поборы76.
В конце концов, большинство кардиналов созвало в 1409 году собор в
Пизе, цель которого была в прекращении схизмы. На соборе оба папы были
низложены и был избран новый – Александр V (1409-1410). Низложенные
папы остались на своих местах, а пизанский собор был распущен, выбранным же им папой, и таким образом Европа получила третьего папу.
Александр через год умирает, и на замену ему избирают Иоанна XXIII
(1410-1415), бывшего неаполитанского пирата Балтасаро Косса, который
продолжал разбойничать и убивать мирное население, будучи понтификом.
Из-за начавшегося, в связи со схизмой, брожения в империи, император
Сигизмунд предложил провести собор, чтобы преодолеть раскол. Его поддержал Иоанн, надеясь перехитрить противников и стать единственным папой.
В 1414 году открылся собор в Констанце, куда съехалось около 50 тысяч человек, а из пап только Иоанн XXIII. На соборе были низложены все три
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека»
// URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
76
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 185.
75
30
папы, и избран новый – Мартин V (1417-1431). На этом схизма фактически
закончилась. Помимо этого, собор принял ряд постановлений, которые
должны были ограничить власть папы: было объявлено, что собор выше понтифика, также он был лишен доходов с вакантных должностей, ему было запрещено устанавливать новые налоги без согласия коллегии кардиналов, и
присваивать себе имущество умерших иерархов церкви. Мартин, закрывая
констанцский собор, обещал созвать новый в Базеле через пять лет, на котором должны быть проведены церковные реформы77.
Григорий XII (1406-1415) добровольно отрекся от сана, и получил
должность кардинала, а Бенедикт XIII (1394-1423) бежал в Испанию и пребывал в фактической изоляции, не признаваемый никем.
Мартин V постоянно оттягивал проведение нового собора под разными
предлогами. Он назначил дату его проведения на 1431 год, но вскоре умер.
Задача по проведению собора легла на его преемника – Евгения IV (14311447).
Новый папа рассчитывал, что собор будет действовать полностью по
его указаниям, но тот сразу же заявил о своей самостоятельности. Папа объявил собор закрытым, но базельские отцы этого не признали. Подтвердив
прежнее положение, что всеобщий собор выше папы, они потребовали Евгения на суд и, в случае отказа, угрожали ему низложением. Вынужденный обстоятельствами, папа отменил в 1433 году распоряжение о закрытии собора.
Базельский собор взялся за церковные реформы, и прежде всего за ограничение власти папы. Евгению, конечно же, это не понравилось, и началась полемика. Базельские отцы утверждали, что собор выше папы, и поэтому он должен повиноваться собору, а папа говорил, что собор полностью зависит от
папы и его постановления получают силу закона, когда они утверждены папой. Чтобы покончить с опасными реформаторскими стремлениями базель-
77
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 191.
31
цев, Евгений в 1437 г. решился перенести собор в Италию, но они отказались78.
Папа объявил собор закрытым в 1438 году, но он продолжал собираться в различных городах, и результатом этих собраний стало появление национальных самоуправляемых церквей. Во Франции в этом же году была издана прагматическая санкция, результатом которой стало появление самоуправляемой французской католической церкви. А в 1446 году император
Фридрих III заключил с Римом Венский конкордат, по которому духовенство
империи получило некоторую автономию от Рима, а сам он получил право
распоряжаться бенефициями и назначать епископов.
В заключение, можно сказать, что папы уже не хлопотали о политических делах западных государств. Время идей Гильдебранда прошло. Только в
Италии они еще могли пользоваться настоящей светской властью. Папы теперь старались построить настоящее государство из своих земель вокруг Рима, а себя сделать полновластными государями. Следствием этой политики
стало то, что папство, более чем когда-либо, приняло светский характер. Таким образом, понтифики превратились в хитрых политиков, интриганов, воинов, а также роскошных и безнравственных тиранов.
3.2. Политика папства в XV веке: цели и характер
В этот период папство уже отходит от идей универсализма над христианским миром. Оно укрепляет внутрицерковный абсолютизм, укрепляет
свою светскую власть. Теперь его деятельность не политическая, а финансово-экономическая. Папы превращаются в банкиров, а клир – в чиновников.
Деньги не знают каких-либо морально-идеологических границ, чем и объясняется трансформация пап из первосвященников в абсолютных монархов79.
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека»
// URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
79
Гергей Е. История папства // Сайт «Библиотека Гумер» // URL:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/05.php (дата обращения:
20.05.2015).
78
32
Помимо этого, примечательно одно событие, проведенное Евгением IV – уния с восточной церковью. Опять же этот поступок был спровоцирован финансовыми интересами, которые выражала купеческая знать Флоренции и Венеции, надеявшаяся на расширение торговых связей с Византией80.
В 1438 году, сперва в Ферраре, а затем во Флоренции, был организован
собор, на котором была заключена уния между западной и восточной церквями. Последняя признавала верховенство Рима и папскую версию никейского символа веры об исхождении святого духа «и от сына». Взамен была обещана помощь против турок и организация крестового похода.
Уния оказалась бесплодной, так как Константинополь не дождался ни
крестового похода, ни другой помощи, и в 1453 году пал под натиском турок.
В восточных церквях начались гонения на сторонников унии, а вселенский
патриарх-униат низложен.
Подводя итог, можно сказать, что церковь после авиньонского пленения находилась в довольно сложной ситуации. Великий западный раскол подорвал авторитет церкви, а также дисциплину священников, развивалась симония и непотизм. Но, благодаря авиньонскому пленению, церковь стала
развиваться как внутрицерковный институт, укрепляя свою церковную
власть и развивая финансовую политику, вследствие чего, добилась высоких
доходов. Со временем папы понимают, что их политическое господство в
Европе прошло, и строят свое государство в Италии по всем канонам абсолютизма, становясь самыми настоящими светскими правителями, пресыщенными излишествами, которым не чуждо покровительство искусству и науке.
80
Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986. С. 199.
33
Заключение
В ходе исследования были затронуты аспекты взаимоотношений государства и церкви в период классического средневековья, в следствие чего,
возможно проследить изменения характера политики папства, и силы его политической власти.
Было исследовано положение церкви в XI веке, когда она находилась в
глубоком моральном упадке, а назначения духовных лиц контролировались
светской властью, из-за чего распространялась симония, в ответ на которую
возникает клюнийское движение. Из-за морального упадка церкви и светской
инвеституры, постепенно появляются различные религиозные движения, которые требуют преобразований. Движения эти изначально носили народный
характер, но, постепенно, начинают проникать и в монастыри, а уже потом и
в среду церковных иерархов. Центром этих преобразований становится аббатство Клюни, которое, получив от папы привилегии, начинает реформировать монастыри и подчинять их себе, создавая конгрегацию. Оно становится
очень влиятельным, и начинает продвигать свои идеи в церковную среду.
Из клюнийского аббатства выходит монах Гильдебранд, будущий папа
Григорий VII. При своем понтификате, он провел реформы, которые сильно
отразились на церкви, укрепив власть папы и искоренив симонию. Рим начинает активную внешнюю политику, и продвигает идеи главенства папы над
всеми светскими монархами, что в будущем вызовет конфликты со светской
властью.
Были изучены наиболее известные события в истории Западной Европы, касающиеся взаимоотношений церкви и государства. Первым серьезным
столкновение стала борьба за инвеституру в Германии, которая началась изза конфликта Григория VII и Генриха IV, касающегося права инвеституры.
Папа выступал за то чтобы им обладала только церковь, император же выступал за светскую инвеституру. Борьба отразилась и на политической целостности Германии, углубив ее раздробленность. Папство являлось силь34
ным соперником, и был заключен компромисс – Вормсский конкордат, по
которому светская инвеститура была ограничена.
Менее масштабный, но не менее значимый – это конфликт английского
короля Генриха II и архиепископа кентерберийского Фомы Бекета, заключавшийся в принятии «Кларендонских конституций», по которым судебные
дела священников передавались в светские суды, чему клир воспротивился.
Здесь уже папа вмешиваться не стал, так как находился в противостоянии с
императором, и это могло склонить Генриха II к союзу с ним. В итоге, Бекет
был убит, что вызвало в Европе шок, и по соглашению с папой, «Кларендонские конституции» были отменены, но король сохранил за собой право
назначать епископов.
Наиболее судьбоносное столкновение интересов церкви и государства – противостояние Филиппа IV и Бонифация VIII. Причиной борьбы стал
спор о незыблемости королевской власти и неограниченном господстве
церкви. Филипп отправил своего советника Гильома Ногаре с тайной миссией в резиденцию папы, где он избил его. Это сильно и надолго подорвало авторитет папства, а со скорой смертью Бонифация, закончилась и целая эпоха,
когда папа мог быть сильным соперником европейских монархов, и грезил об
абсолютном главенстве церкви в христианском мире. С этого момента начинается авиньонское пленение, когда резиденцией понтификов стал Авиньон
во Франции, с вытекающей отсюда властью французского короля над ними.
Были исследованы положение и политика папства на конец классического средневековья. После «пленения» Рим в корне изменил курс своей политики, потому что уже отошел от идей универсализма, и теперь строит свое
государство в Италии. Папство стало таким светским, как никогда прежде, но
усилилось как внутрицерковный институт. Появляются национальные самоуправляемые церкви под властью монархов. Папы теперь – настоящие светские правители, с присущими им пороками. Клир превращается в чиновников, а понтифики – в банкиров.
35
В ходе различных столкновений со светской властью, церковь, постепенно, из надгосударственного образования, с идеями господства во всем
христианском мире, переходит к идеям более приземленным. Если, на начало
исследуемого периода, папство могло соперничать с королями, и даже побеждать их, то к середине классического средневековья оно уже идет на компромиссы и уступки, а в конце терпит полное поражение, став инструментом
политики этой самой светской власти. Освободившись от зависимости, оно
уже никогда не сможет вернут былое положение, и меняет свой политический курс, строя свое государство в Италии, развивая свою экономическую
политику, и усиливая власть в самой католической церкви, укрепляясь как
внутрицерковный институт.
36
Список источников и литературы
Источники
1. Вильям Ньюбургский. История Англии. Книга II // Сайт «Восточная литература» // URL: http://www.vostlit.info/ Texts/rus12/ William_ Newburgh/
text3.phtml?id=631 (дата обращения: 12.05.2015).
2. Вормсский конкордат (1122 г.) // История средних веков. Хрестоматия.
Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
3. Декрет о папских выборах (1059 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М.,
«Просвещение», 1969.
4. Диктат папы (1075 г.) // Сайт «Хронос» // URL: http://www. hrono.
ru/dokum/1000dok/1075diktat.php (дата обращения: 15.04.2015).
5. Кларендонские конституции (1164 г.) // Сайт «Восточная литература» //
URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/ XII/GenrichII/klarend_
konstituc_1164.phtml?id=8126 (дата обращения: 12.05.2015).
6. Послание папы Григория VII о Каноссе (1077 г.) // История средних веков.
Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
7. Clericis laicos (1296 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL:
http://legacy.fordham.edu/halsall/source/b8-clericos.asp
(дата
обращения:
17.05.2015).
8. Unam Sanctam (1302 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» //
URL: http://legacy.fordham.edu/halsall/source/B8-unam.asp (дата обращения:
17.05.2015).
Литература
9. Архив Маркса и Энгельса. Том 6. Под редакцией М.Б. Митина. – Москва:
Госполитиздат, 1939.
37
10.Батурин А.П. Духовная культура западноевропейского Средневековья:
учебное пособие. / А.П. Батурин. – Кемерово, 2005.
11.Батурин А.П. Менталитет человека Средневековья: проблемы историографии: учебное пособие / А.П. Батурин, Р.С. Селезенев; Кемеровский
государственный университет. – Кемерово, 2011.
12.Гергей Е. История папства // Сайт «Библиотека Гумер» // URL: http://
www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/05.php (дата обращения: 20.05.2015).
13.Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск:
«Урал», 1995.
14.Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я. Гуревич. – М., 1989.
15.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. – М., 1990.
16.Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. – М.: Ломоносовъ, – 2012.
17.Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.;
Предисл. Д.Э. Харитоновича. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.
18.Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. – М.: Политиздат, 1991.
19.Крывелев И.А. Истории религий: Очерки в 2 т. Т. 1 /Ин-т этнографии им.
Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. Атеизма АОН при ЦК
КПСС. – 2-е изд., дораб. – М.: Мысль, 1988.
20.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. – М.,
1992.
21.Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1986.
22.Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп;
пер. с фр. М.В. Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009.
38
23.Репина Л.П. Церковь, христианство и ереси в средние века: средневековая
Европа глазами современников и историков. – Ч. II. / Л.П. Репина. – М.,
1995.
24.Косминский Е.А. Феодальная церковь // Средневековая Европа глазами
современников и историков. Книга для чтения. В 5 ч. Часть II. Европейский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков». – М.: Интерпракс, 1995.
25.Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека» // URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
26.Штокмар В.В. История Англии в Средние века. – СПб.: Алетейя, 2005.
39
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв