Л.Н. Толстой и И.И. Мечников: нравственные, идеологические и художественные аспекты интеллектуального диалога

В конце 70-х гг. XIX в. Л. Н. Толстой переживает мировоззренческий перелом, усложнивший его положение в литературе как профессионального писателя. Роман «Анна Каренина» становится последним классическим художественным произведением Льва Николаевича Толстого, где в образе Константина Лёвина предчувствуется не только мировоззренческий кризис биографического автора, но и формулируются проблемы смерти и счастья, которые, будучи явлениями событийной статики, обретают нарратологический аспект и быстро становятся проблемами повествовательными. Недаром именно с этого времени критик и эстетика Толстого насыщаются всё большим скепсисом относительно литературного письма. В настоящей работе картины счастья Константина Лёвина, расположенные в конце романа, будут рассмотрены как сложная повествовательная ситуация. Достигая своего семейного счастья, Константин Лёвин переживает тот же экзистенциальный кризис, что и Толстой в своём жизнетворчестве. Нарративный и экзистенциальный кризисы охватили Л.Н. Толстого в сентябре 1869 г. После пережитого «арзамасского ужаса», жизнетворчество Л.Н. Толстого с точки зрения нарративности, остановилось. Достижение семейного счастья становится недостаточным для Лёвина-Толстого. Литературный сюжет героя, который должен быть основан на динамике и трансформации, в итоге приходит к тому, с чем Толстой начнет неустанно спорить, познакомившись с теоретиком новой медицины Ильей Ильичём Мечниковым.Счастье Лёвина будет соотнесено с более поздней рецепцией Толстым идей И. И. Мечникова о продлении человеческой жизни. Главный герой русского ученого-биолога , человек как биологическая единица, выступает в своём плотском начале. Мечников ставит перед собой задачу описать методы избегания смерти и старости. Таким образом, стремление врача уберечь человека от болезни и, самое главное, описание методик длительного сохранения здоровья и молодости, приводит к спонтанному созданию некой антилитературной программы, основанной на умышленной ликвидации события (смерти).Такому человеку противостоит литературный герой как точка приложения авторского усилия трансформировать личность изнутри. В рецепции мечниковской программы Л.Н. Толстым, а затем и И.А. Буниным, как последователем толстовской мысли, воззрения русского теоретика медицины обрели отчетливо металитературный характер, невольно превратившись в комментарий, объясняющий правила и законы литературы. Таким образом, литературный сюжет героев Толстого и Бунина, который должен быть основан на динамике и трансформации героя, в итоге реализует «мечниковский» антисюжет.

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Сибирский федеральный университет (СФУ)

ID: 5f3224b8cd3d3e0001b6d6be
UUID: c7e064a0-bdbc-0138-166a-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 146

21.32

София Савяк

Сибирский федеральный университет (СФУ)


4

Комментировать 1

Рецензировать 2

Скачать - 957,4 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от София Савяк
Автореферат к выпускной квалификационной работе

больше 4 лет назад
Рецензия от София Савяк
Отзыв научного руководителя

больше 4 лет назад

0.5
Тригубенко Регина

Интересный подход к изучению творчества Л.Н. Толстого!

Для лиц старше 18 лет