Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык (первый, второй)
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 614,2 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й И Н С Т И Т У Т ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Выпускная квалификационная работа студентки очной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль иностранный язык (первый, второй), 5 курса группы 02051103 Иващук Анны Александровны Научный руководитель: к.ф.н., доцент Морозова Е.Н. Белгород 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3 ГЛАВА I. Теоретическое обоснование использования личностноориентированного подхода в обучении.................................................................6 1.1. Принципы личностно-ориентированного подхода.................................6 1.2. Основные черты современного урока английского языка...................10 1.2.1. Особенности обучения грамматики в рамках личностноориентированного подход……………………………………………..12 1.2.2. Этапы современного урока английского языка..........................15 1.2.3. Рефлексия на уроке английского языка......................................21 Выводы по ГЛАВЕ I...............................................................................................24 ГЛАВА II. Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении грамматике …………………………………………………................26 2.1. Разработка грамматических упражнений в рамках личностноориентированного подхода...26 2.2. Опытно-экспериментальная работа……………………………………30 2.3. Развитие активности, самостоятельности, инициативности у учащихся в рамках личностно-ориентированного подхода ……………...36 Выводы по ГЛАВЕ II..............................................................................................43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ.................................................51 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...........................52
ВВЕДЕНИЕ Изучение иностранных языков - важнейшая тенденция современного профессионального образования, целью которого является воспитание человека, способного к деятельности в огромном потоке информации, умеющего работать с разнообразной литературой, осваивать новые технологии и перед преподавателем стоит цель развития творческих способностей детей как составной части развития их творческого мышления. Именно поэтому система личностно-ориентированного обучения особенно актуальна в современной школе. В центре ее личность ребенка с его психическими и интеллектуальными особенностями и задача педагога сформировать не только знания, умения и навыки по конкретному предмету, но и помочь в поисках путей самоопределения и становления личности. Образование и развитие - непрерывный процесс исследования и поиска ответов на интересующие вопросы. Именно непрерывность этого процесса помогает достичь определенных результатов деятельности. В данном случае непрерывность - это своего рода система действий, направленных на получение новых знаний. И только систематические действия в любой сфере жизнедеятельности могут принести положительные результаты. Это объясняет необходимость применения личностно-ориентированного подхода в образовании в условиях нового времени. Актуальность темы данной работы обусловлена новыми требованиями ФГОС ООО и конкурентоспособных требованием людей, времени которые к смогут развитию достичь активных, определенных личностных и предметных результатов по окончании средней школы. Объект исследования: учебно-познавательная деятельность на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: способы и приемы формирования грамматических навыков среднего звена обучения на основе личностноориентированного подхода. Цель данной работы заключается в исследовании и описании методов и приемов личностно-ориентированного обучения при формировании грамматических навыков. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Изучить принципы личностно-ориентированного обучения. Рассмотреть 2. личностно-ориентированный подход как методологическую основу ФГОС. 3. Рассмотреть особенности современного урока иностранного языка. 4. Определить эффективные способы реализации личностно- ориентированного обучения грамматики на уроках иностранного языка. 5. Провести педагогический эксперимент. 6. Обработать результаты. Теоретико-методологическую базу исследования состовляют: в психологии: работы Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Б.Ф.Ломова, Д.Б. Эльконина и др.; в методике: работы В.В. Копыловой, А.А. Леонтьева и др.; в педагогике: работы Е.И. Пассова, И.С. Якиманской и др. Материал исследования: грамматические пособия, методические материалы. Характеристика методов исследования: Организационные методы: теоретические методы, к которым относился используемый нами комплексный анализ литературы, направленный на изучение учебно-познавательной деятельности на уроке английского языка; метод обобщения и конкретизации; метод классификации.
Эмпирические методы: анализ педагогической документации, изучение педагогического опыта, опытная работа. Методы обработки результатов исследования: количественная обработка данных, качественный анализ. Апробация работы. В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме: «Развитие активности, самостоятельности, инициативности у учащихся в рамках личностно-ориентированного подхода». Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, использованных приложений. списка использованной литературы, словарей, списка источников фактического списка материала,
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование использования личностноориентированного подхода в обучении 1.1. Принципы личностно-ориентированного обучения Понятие личностно-ориентированного обучения уже не новое в педагогической и психологической литературе. Всякое обучение по своей сути и есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. По словам, выдающегося педагога С.И. Гессена, все «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению» (Гессен, 1995: 122). Эти слова можно назвать основой развивающего образования в любом его варианте, будь то система Л.В. Занкова или школа П.Я. Гальперина. В любой системе развивающего обучения на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в определенной предметной области, а развитие и самоопределение личности в процессе деятельности ребенка. В основе современного образования лежит именно деятельность, спланированная, совместная, направленная на результат, социально значимая. Одной из задач современной школы самореализации становится обучающихся, самоидентификации посредством создание их условий воспитания, личностно и для развития социализации общественно и и значимой деятельности (Леонтьев, 2001: 4). Тогда между традиционной системой образования и требованиями, которые предъявляет стандарт к современному образовательному процессу возникают некоторые противоречия. Во-первых, классическая модель школьного образования основывается на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям,
структурируемым учебными предметами (Розин, 1999: 77). Иными словами, огромное количество необходимой информации не находит применения в реальной жизни. Во-вторых, еще сильны традиции школьного образования, тяготеющие к «единственно верной» точке зрения. Даже если ученику дается свобода высказываний, его рассуждения в конечном счете должны подтвердить общепринятую позицию, до одного или нескольких «правильных», выбранных в качестве образца, как правило, соответствующих положениям учебника. Кроме того, тот факт, что любой педагог обладает абсолютной компетентностью, владеет «правильными» и «неправильными» ответами снижает познавательную активность ученика и его интерес к живому обсуждению проблемы. «Верные» ответы, которые надо запомнить ученику, снижают мотивацию к обучению, отбивают желание поиска нестандартных решений и противоречий в изучаемом материале. В-третьих, школьное образование с его комплексом традиционных методов (лекция, рассказ, работа с текстами учебных пособий) наилучшим образом обеспечивает лишь транслирование готового знания, максимальное усвоение всей информации и контроль над процессом, но при этом зачастую лишает обучающегося возможности к самовыражению. И если раньше учитель должен был выдать содержание (программу) и осуществить контроль полученных знаний, умений и навыков, то сегодня от учителя требуется обеспечить достижение планируемых результатов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Все эти факторы обуславливают необходимость использования личностно-ориентированного обучения в современной школе. Термин «личностно-ориентированное обучение» получил широкое распространение еще в 90-х годах прошлого столетия. Некоторые ученые видели в нем реализацию индивидуального подхода в обучении через предоставление материала разного уровня сложности, разделяя таким образом
учеников на «слабых», «средних» и «сильных». Для других его появление было связано прежде всего с началом применения инновационных процессов в образовании. Авторская представлена концепция И.С. личностно-ориентированного Якиманской в известной обучения книге была «Личностно- ориентированное обучение в современной школе». Именно Ираида Сергеевна рассматривала личность ребенка с точки зрения психологии, делая акцент на его индивидуальность и изучая возможности развития личности через обучение. В упомянутой выше книге были изложены следующие принципы личностно-ориентированного обучения: 1. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. 2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; 3. Содержание образования, его средства и методы подбираются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. 4. Критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений). 5. Образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств современного образования. ученика, что выступает основной целью
Обученность и образованность не тождественны по своей природе 6. и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. 7. В данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения. 8. Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, воспитателем с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в воспитательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах (Якиманская, 1996: 5). Приведенные выше принципы остаются актуальными и по сей день. Ведь современная образовательная парадигма определяет формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности в качестве основного направления процесса обучения, что подразумевает интегративность целей обучения. Поэтому современный подход к обучению иностранному языку является личностно- ориентированным, деятельностным, коммуникативно-когнитивным и многоцелевым, когда иностранный язык рассматривается в качестве средства, стимулирующего процесс познания и развития личности обучающегося, а не только как инструмент коммуникации (Вербицкая, 2015 :6).
Методологической ориентированный основой подход, ФГОС который ООО нацелен является на Личностно- развитие личности, формирование гражданской идентичности. 1.2.Основные черты современного урока иностранного языка В научной литературе мы можем встретить определение личностноориентированного обучения синонимично термину «системно-деятельностный подход». Термин «системно-деятельностный подход» был введен в 1985 г. как особого рода понятие. До этого момента существовали две оппозици внутри отечественной разрабатывался психологической в науки: исследованиях системный подход, классиков который (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов (Леонтьев, 2001: 4). Если говорить об общем среднем образовании, то еще в 1988 г. группа отечественных ученых утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности» (Пассов, 1991: 56). В современной школе системно-деятельностный подход предполагает:
1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культу и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. 2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. 3. Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. 4. Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. 5. Учет физиологических индивидуальных особенностей возрастных, обучающихся, роли психологических и значения и видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. 6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования. 7. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития (Пассов, 1998: 256).
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Учитывая все вышесказанное, можно выделить два ключевых понятия в современном образовании. Это «личность» и «деятельность». Поэтому образование нового дня всегда должно быть личностно-ориентированным и носить системно-деятельностный характер. В следующем параграфе хотелось бы рассмотреть этапы современного урока английского языка, наглядно показать применение личностно-ориентированного обучения при обучении грамматике. 1.2.1. Особенности обучения грамматики в рамках личностноориентированного подхода Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматических умений и навыков. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. В естественной среде, когда ребенок постигает родной язык, процесс обучения не ограничен временем, нет необходимости в планировании, так как он рано или поздно впитает весь языковой материал в силу жизненной необходимости. В процессе обучения грамматики английского языка на среднем этапе обучения мы зависим от времени и количества часов. Следовательно, нам необходимо организовать обучение с учетом наибольшей
эффективности, и подавать материал для решения языковых задач системно, порционно и с постоянным наращиванием умений. Предлагаемые упражнения обычно рассчитаны или на коммуникативную деятельность, развивающую беглость речи, или это просто «грамматические» упражнения по отработке структур. Нам кажется, что наиболее эффективным является использование упражнений, которые объединяют обе цели. В данных упражнениях основное ударение делается на воспроизведение основного смыслового значения с нелингвистической целью, но не упускается из внимания то, каким образом структура управляется в процессе, т.е. языковая и коммуникативная задача выполняются одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, обмена личным опытом или организации игровой деятельности, у учащихся формируются грамматические и речевые умения. Важно четко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности. Так, для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов в речи, учащиеся получают задание принять участие в обсуждении и выработке возможных решений различных дилемм. Предлагая учащимся ситуацию для обсуждения, мы нацеливаем их на употребление модальных глаголов (should, ought to, may, might, could) для выражения своих предложений или советов. -You have been offered a well-paid job by a rich employer, and badly need the money. But people have told you that his business is dishonest. Give your comments, ideas or questions to suggest possible, advisable or necessary courses of action. Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеям. Учитель же, в данном случае, направляет учащихся на выполнение языковой задачи. Например, тренируя употребление модальных глаголов, учащиеся активно
принимают участие в поиске оптимального решения реальной проблемы, с которой к ним обращается со страниц электронного журнала проживающий в России американец. A few nights ago I came home from Ussuriisk, and went into a shop to get some food. The total was 38 roubles. I gave the clerk 50 roubles. She gave me back 2 roubles, and then a 50 rouble note. Obviously she thought that the 50 was a 100 rouble note. I told her that she was giving me too much change. She didn't say anything. She just took back the 50 and gave me a 10. One nice thing about doing the right thing is that you know you have done the right thing. Another nice thing is when you get recognition for doing the right thing. But this scenario has occurred to me three or four times in Russia, and the sales people have never said thank you. It makes me feel as if they think I'm an idiot for telling the truth. Or is it because they have lost face? Can my Russian readers write and give me advice? Why is this? And next time, should I say nothing and take the extra money? Ситуация может разыгрываться в группе, где один выполняет роль человека , которому нужна помощь в решении проблемы. Позже варианты советов обсуждаются и выбирается самый разумный из них. Использование ролевых игр при обучении грамматики приносят хорошие результаты. Дети очень любят инсценировать или быть участниками воображаемых ситуаций. Временный уход от реальности не только повышает интерес учащихся на уроке, но и значительно расширяет сферу использования языка. Описанные приемы значительно облегчают задачу обучения грамматики в рамках школьной программы. Личностно-ориентированный подход обучения грамматики английского языка может использоваться с самого раннего этапа и изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, аудирования, письма, на основном этапе урока.
1.2.2. Этапы современного урока иностранного языка Основной формой организации обучения является урок, нам необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Рассмотрим систему дидактических принципов, необходимых для успешной организации учебного процесса, и их реализацию на уроках иностранного языка на примере УМК «Forward» для 5 класса под редакцией доктора филологических наук, профессора М.В. Вербицкой. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам. На наш взгляд, данный принцип очень удачно реализуется при обучении грамматике в рамках коммуникативной методики обучения иностранному языку. Здесь он реализуется следующим образом: в начале ученикам предложен текст или типовые предложения (в зависимости от уровня подготовки), в которых повторяется определенное грамматическое явление, их задача - определить это явление и сформулировать правило. В дальнейшем выполнить упражнения на закрепление изученного грамматического материала. Например, на странице 66 вышеупомянутого УМК в упражнении №9 обучающимся предложено прослушать предложения, в которых употреблены наречия и прилагательные, и сформулировать правило их расположения в предложении. Следующее упражнение (№10 стр. 67) направлено на закрепление грамматического навыка. Принцип непрерывности подразумевает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. В УМК «Forward 5» данный принцип реализуется следующим образом: на протяжении всего года ученики вместе с героями учебника ищут космическую капсулу и
попадают в различные ситуации. Таким образом поддерживается постоянный интерес к предмету и, что также очень важно, дети чувствуют себя настоящими участниками событий, словно переживая приключения вместе со своими друзьями. Принцип целостности предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). В приведенном выше УМК данный принцип реализуется через аутентичные тексты о космосе, подводном мире, островах Тихого океана, достопримечательностях разных стран и т.п. Хочется отметить, что именно такого рода тексты способствуют повышению мотивации на уроках английского языка и формированию самосознания. Обучающиеся сами определяют, что для них важно овладеть английским языком и почему это важно. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Данный принцип раскрывают требования к личностным, межпредметным и предметным результатам освоения программы изучения иностранного языка. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. На уроках иностранного языка данный принцип достигается благодаря диалогам ученикучитель или ученик-ученик, работе в парах/группах сменного состава, постановке проблемных вопросов, когда обучающиеся могут высказать личную точку зрения и т.п. Можно привести пример физкультминутки (обычно она
проходит в середине урока), когда дети вместе с учителем выполняют простые движения под веселое стихотворение. Например: We go, go, go, we go to the zoo, We see a little monkey And a big cockatoo. Принцип вариативности подразумевает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. В качестве примера реализации данного принципа можно привести упражнение на закрепление предлогов направления движения (№5 стр. 65 обозначенного выше УМК). В первой части задания обучающимся предложено представить себя водителем и по предложенной схеме составить маршрут из аэропорта в отель, таким образом закрепляя и повторяя лексические единицы. Следующая часть задания носит вариативный характер, здесь необходимо дать указания другу, используя подготовленную дома карту. И если в первой части задания у обучающихся есть возможность повторить предлоги, то во второй - им необходимо быстро анализировать возможные варианты и принимать решения. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности. На протяжении всего УМК «Forward 5» обучающиеся выполняют собственные проекты, рисуют и рассказывают о доме своей мечты или собственном космическом отеле. Также в данном УМК предусмотрены задания, где нужно дописать рассказ, что способствует развитию воображения и творческого мышления. Принятие каждого ребенка как личности, с его особенностями, психическими и интеллектуальными, а также использование вышеперечисленных принципов в конечном счете должно привести к формированию адекватной оценки себя и окружающего мира, осознанию собственной социальной значимости и ответственности за результаты своей
деятельности. И хотя зачастую кажется сложным в рамках одного урока найти подход к каждому, при правильно спланированном учебном процессе это более чем возможно. Для этого очень важно учитывать особенности урока иностранного языка. Основой для построения урока является его методическое содержание. К ведущим компонентам методического содержания современного урока иностранного языка следует отнести коммуникативность, индивидуализацию, речевую направленность, ситуативность, функциональность, новизну. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения, коммуникации. Только в этом случае возможен перенос навыков и умений в реальные ситуации. На уроке бывают различные ситуации общения, которые можно разделить на три основные группы: реальные, проблемные, условные. Реальные ситуации на уроке ограничены ролями учителя и учеников, поэтому они не столь многочисленны, в основном они касаются опозданий, выполнения/невыполнения домашнего задания, просьб, самочувствия. Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения или по крайней две взаимоисключающие друг друга. Это столкновение различных точек зрения, что подталкивает к тому, что учащийся сам начинает конструировать собственные знания. Участвуя в решении проблемной задачи, ученики формируют способности воспринимать/получать знания, которые прочнее усваиваются. Условные ситуации моделируют реальные ситуации общения, охватывая разные типы речевого поведения. Учащиеся расширяют свой социальный опыт за счет проигрывания различного рода коммуникативных ролей. Отличительной особенностью изучения иностранных языков в современном мире является их функциональность. Иноязычная речь перестает
быть целью обучения и становится инструментом повседневного общения, выполняя при этом различные речевые функции, без которых невозможно обойтись даже на самом примитивном уровне общения. Например, функции передать информацию, запросить информацию, извиниться, пригласить коголибо куда-либо, согласиться либо не согласиться, похвалить, поругать, выразить свою позицию по проблеме. В данном случае речь идет о функциональности говорения или письма. Говоря о функциональности чтения и аудирования, мы имеем в виду, что в жизни разные тексты читаются с разной целью: узнать новое, получить какую-то тему для обсуждения, просто развлечься, уточнить детали, понять общий смысл, ответить на поставленный вопрос. Следует отметить, что в современных УМК все реже встречаются задания, в которых необходимо перевести текст. Сейчас мы учим детей извлекать из текста необходимую информацию и тому, что незнание отдельных слов не должно препятствовать общему пониманию текста. Коммуникативная грамматика - грамматика устной речи, грамматика употребления. Ее задача-научить речевому общению на английском языке. В настоящее время грамматика является частью содержания программ обучения иностранным языкам. Грамматика английского языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть играть вспомогательную роль в речемыслительной деятельности. Коммуникативная грамматика - это не отдельно существующая часть языка, а средство для построения высказываний в конкретной речевой ситуации. Важно обеспечить активную работу учащихся на уроке, постоянно поддерживать речемыслительную активность. Для этого необходимо создавать новые ситуации, использовать чередование видов деятельности на уроке (фронтальный опрос, работа в парах, группы сменного состава).
Без логики невозможно правильно спланировать урок иностранного языка. Выделяют четыре компонента логики урока иностранного языка: целенаправленность, целостность, динамика, связность. Урок иностранного языка является целостным тогда, когда все его компоненты упорядочены, соподчинены друг другу и соразмерны. Динамика урока – это движение по стадиям усвоения речевого материала, когда учитель правильно определяет последовательность упражнений, пригодность упражнений для того или иного класса и момент перехода от одного упражнения к другому. Связность – единство и последовательность материала по содержанию. Связность может обеспечиваться речевым материалом, тогда речь идет о лингвистической связности. Существует также предметно-содержательная связность, когда все компоненты урока объединяет одна тема (Мандель, 2015: 56). К особенностям урока иностранного языка можно отнести следующие: 1. Обязательное создание атмосферы иноязычного общения. 2. Обусловленность выбора упражнений целью урока. 3. Высокий воспитательный потенциал урока, который реализуется через использование материалов и посредством коммуникативного обучения, которое открывает большие возможности для воспитания личности учащегося, воспитание речевого коллектива, контактности. 4. Повторение устроено таким образом, что усвоенный материал вплетается в виды речевой деятельности. 5. Системность уроков - знания, полученные на предыдущем уроке, закрепляются и используются в речевой деятельности на каждом последующем. Исходя из вышесказанного, современный урок иностранного языка должен быть последовательным звеном в единой системе уроков, направленных на формирование коммуникативной компетенции, где учитель
является партнером по иноязычному общению, способствует раскрытию потенциала каждого обучающегося и поощряет его к дальнейшей образовательной деятельности. 1.2.3. Рефлексия на уроке иностранного языка Применение естественного метода обучения иностранному языку, когда целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком, привело к тому, что коррекция ошибок в речи обучающихся не является целью учителя. Считается, что исправление речевых ошибок может затормозить развитие речевых навыков. В связи с этим можно выделить еще одну особенность урока иностранного языка - это отсутствие открытого контроля. На наш взгляд, только поощрение, т.е. положительная мотивация, может способствовать развитию речевой деятельности в условиях иноязычного общения, в свою очередь открытый контроль может привести к снижению результатов обучающегося. Тогда возникает вопрос: как осуществлять контроль на уроках иностранного языка, чтобы мотивировать обучающихся к дальнейшей успешной деятельности? Во-первых, важно помнить, что ребенок - это личность, которая имеет собственный «субъектный» опыт, отличительные особенности и определенные возможности. Использование технологии развития субъектности в процессе обучения английскому языку содействует созданию благоприятных условий для применения своего субъективного опыта, предоставляет возможность выбирать способы, формы и характер деятельности, способствует формированию личности обучающихся и развитию коммуникативных умений, и кроме того способствует формированию навыков самооценки.
Таким образом, традиционный контроль со стороны учителя возможно заменить самоконтролем обучающихся. Например, нами была разработана система Self Evaluation Card (лист самоконтроля), которая очень удачно используется на уроках иностранного языка. Систематическое использование листов самоконтроля в 5 классе показывает, что у обучающихся развиваются способности к объективной самооценке, ответственность за собственный результат. (смотри приложение 1). Рефлексия осуществляется в конце каждого урока по следующим параметрам: 1. Ответы на вопросы учителя/обучающихся и устное высказывание в рамках темы. 2. Успешное выполнение письменных заданий. 3. Самостоятельное исправление ошибок (устных или письменных) или их отсутствие. 4. Понимание речи на слух. 5. Соблюдение дисциплины и внимание к деятельности одноклассников. По каждому пункту обучающийся выставляет себе 0/0,5/1 баллов в зависимости от результатов деятельности на уроке. Суммарная оценка обсуждается с учителем, также комментируются личные достижения каждого обучающегося на уроке. Данный вид рефлексии и систематическое использование листов самооценки формируют ответственность за собственный результат, указывают на «слабые» места каждого обучающегося и способствуют повышению мотивации к изучению иностранных языков (Мандель, 2015: 7). Новый уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции учащегося, отличительными особенностями которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации
учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Выводы по ГЛАВЕ I 1. Миру нужны люди, умеющие нестандартно мыслить, принимать решения в сложных ситуациях, нести ответственность за собственные поступки. В связи с этим задача образования не просто передать знания от учителя к ученику, а научить детей развиваться в меняющихся условиях, не останавливаясь на достигнутых результатах. 2. В данной главе были рассмотрены принципы личностно- ориентированного обучения; рассмотрены особенности современного урока английского языка. Обоснована необходимость использования личностно – ориентированного обучения на уроке иностранного языка при обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения. 3.Таким образом, можно сказать, что современный урок иностранного языка должен быть личносто-ориентированным, должен способствовать не только формированию коммуникативной компетенции, но и развитию личности, при этом иметь конкретные личностные и предметные результаты, указанные в требованиях к результатам ФГОС основного общего образования. 4. Обучение грамматике - один из самых важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как происходить при отсутствии полноценная коммуникация не может грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. 5.Традиционно коммуникативность в методике обучения языку, в том числе и его грамматическому аспекту, понимается как решение различных коммуникативных задач. В новых методических исследованиях подчеркивается необходимость коммуникативного и когнитивного аспектов при обучении грамматике. При этом под когнитивным аспектом в одной из работ понимается процесс формирования умственных связей, а под коммуникативным -
формирование речевых грамматических навыков и умений. Обучение коммуникативной грамматике.
ГЛАВА II. Реализация личностно ориентированного подхода при обучении грамматике 2.1. Разработка грамматических упражнений в рамках личностноориентированного подхода Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития детей. При использовании личностно-ориентированного подхода в преподавании важно совмещать, варьировать в ходе занятия разнообразные задания: комментирование и анализ конкретных предложений, разбор грамматического правила по таблице, написание собственных иллюстративных предложений на определенное грамматическое правило и т.д. Кроме этого, задействуя все источники информации (вербальные, визуальные: схемы, таблицы, рисунки) и используя в своей работе различные приемы, например, объяснения материала (показ, теоретическое изложение, объяснение с помощью иллюстраций) мы можем удовлетворить все учебные и познавательные навыки. Если спросить у учащихся, что им не нравится на уроке английского языка, то скорее всего мы услышим ответ: «учить английскую грамматику, особенно разветвленную систему времен». Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь личностноориентированную направленность. Этому помогают приемы работы над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной, механической тренировки на уроке. Один из этих приемов – использование креативных заданий с «поэтической и музыкальной наклонностью».
Использование личностно-ориентированных заданий с поэтическими текстами на уроках иностранного языка позволяет учащимся прочно освоить структуры предложений различных типов, временные форма глагола и успешно использовать их в повседневной практике, так как у них исчезает страх перед грамматикой. К тому же ученики лучше усваивают ее через фиксированные структуры. Неограниченные возможности при работе с рифмованными текстами для обработки грамматических правил позволяют не только заинтересовать учащихся творческой деятельностью, но и привлечь их к активному участию в выполнении упражнений, а это значит, что у них формируется внутренняя мотивация, стимулирующая дальнейший глубокий интерес к изучению языка в целом. Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения грамматике английского языка избавляет учащихся от скучного зазубривания правил-инструкций, у них, наоборот, развивается память мышление, творческие грамматические способности. структуры создают усваиваются намного легче и прочнее. Повторяющиеся чувство ритма, в стихотворении благодаря чему При работе с поэтическим текстом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу. Рассмотрим разработанные упражнения Рифмованные структуры и приемы работы с ними при формировании слухо-произносительных навыков. 1.Учащиеся заканчивают рифму, называют множественное число соответствующих существительный- completion. При этом акцентируем внимание на правильное произношение окончания: [ s], [ z], [ iz]. А cat- …… (cats), a hat- ……( hats), A sock-….. (socks), a clock- ….. (clocks). A pen-…… ( pens), a hen-….( hens), A bee-…. (bees), a tree-… trees).
A fox-….(foxes), a box-…..( boxes), A bus-…..(buses), a glass- …….(glasses). A lady-…… (ladies), a baby-…..(babies), A cherry-……(cherries), a berry-……(berries). A chelf-…..(shelves), a knife-…..(knives), A wife-….(wives), a wolf-….(wolves). 2. Учащимся предлагается хлопнуть в ладоши /топнуть ногой поднять руку(активное слушание),когда они слышат [iz]. В форме множественного числа существительного: Once upon a time there were three little foxes Who They kept lived their in handkerchiefs the forest in in cardboard three little boxes. houses, But they didn’t wear coats and they didn’t wear trousies. 3. На уроке проводится конкурс: за ограниченное время (40сек) каждый ученик запоминает наизусть по одной-две строчки какого-либо стихотворения. Например, при повторении порядковых числительных: There are eight monkeys at the Zoo: The fist monkey is kind, The second monkey is wild, The third monkey is small, The fourth monkey is tall, The fifth monkey is fat, The sixth monkey is sad, The seventh monkey is cold, The eighth monkey is old. По истечении времени участники выстраиваются последовательности и по очереди декламируют стихотворение. При формировании рецептивных грамматических навыков. в нужной
Небольшие стихотворения (на ряду с пословицами и архаизмами) – хороший иллюстративный материал при формулировании грамматических правил (как на этапе презентации, так и на этапе отработки). Объяснение (explanation): 1. Учащимся предлагается прочитать стихотворение о объяснить употребление артиклей (введенный ранее материал представлен в новом контексте): Go to the East or go to the WestYour home is always the best! (the East притяжательным and the West-части местоимением your, света, the best home –употребляется –превосходная с степень прилагательного good) 2. Учащимся дается задание вставить апострофы (’или ‘s) там, где необходимо, и объяснить почему так, а не иначе: My father name is Sam, My mother name is Ann, My brother name is James, My sister name is Jane. My aunts names are Polly and Mary, My uncles names are Paul and Harry, My grandparents names are Tom and Kelly And my name is Helen. Who am I? I am Sam and Ann daughter, Tom and Kelly granddaughter, James and Jane sister, Polly, Mary, Paul and Harry niece. 3. При формировании продуктивных грамматических навыков. Подстановочные упражнения.
Use the simple present in the active or passive voice to complete the sentences. Give the Russian equivalents to these proverbs. 1. A bad beginning (make) a bad ending…..makes. 2. An ox (take) by the horns, and a man by the tongue... is taken. 3. An ill wound (cure), not an ill name….is cured. 4. Claw me, and I (claw) you…..will claw. 5. A tree (know) by its fruit….is known. 6. Bad news (have) wing……has. 2.2. Опытно-экспериментальная работа Педагогический эксперимент проводился в НОУ сош № 39 ОАО «РЖД» г. Россошь в 8 «б» классе. В эксперименте принимали участие 12 человек. Целью нашего исследования было экспериментальное обоснование целенаправленного использования наиболее эффективных методов и приемов личностно-ориентированного подхода при обучении грамматики английского языка. В процессе экспериментального исследования нами была выдвинута гипотеза, предполагающая, что систематическое применение на уроке методов и приемов организации учебной работы, направленных на развитие индивидуальности личности, приводит к увеличению количества школьников, ориентированных в ситуациях выбора задания, отражающие соответствующую линию развития индивидуальности личности, и способствует формированию грамматических навыков и в целом повышает успеваемость. Цель, а также гипотеза предопределяет необходимость постановки и решения следующих задач экспериментального исследования: 1. Определить начальный уровень владения грамматикой английского языка у учащихся 8 класса.
2. Разработать содержание занятий по обучению грамматики английского языка в экспериментальной группе 3. Реализовать систему упражнений, направленную на развитие грамматических умений на уроках английского языка в 8 классе. 4. Экспериментально доказать применение оптимальных способов и приемов обучения грамматики английского языка в 8 классе. 5. Обработать и сравнить полученные результаты. Обратимся к характеристике этапов эксперимента Наше экспериментальное исследование осуществлялось посредством двух видов эксперимента: поискового и формирующего. Поисковый эксперимент проводился в 2015/2016 году с целью обоснования и уточнения содержания основных методов и приемов развития владения грамматикой английского языка на среднем этапе обучения. На данном этапе мы так же определили сущность личностно-ориентированного обучения, его специфику и особенности при организации уроков английского языка; составили карту индивидуальных и личностных свойств учащихся, учитывая их успеваемость, ведущие мотивы, уровень интереса, не усвоенный материал, общий уровень развития способностей, а также индивидуальные и личностные качества каждого ученика, на основе предложенной В. П. Кузовлевым, методической характеристики класса. Карта индивидуальных и личностных свойств учащихся представляет собой таблицу, в которой по горизонтали расположены общие сведения и сведения по трём группам свойств индивидуальности. А по вертикали - имена и фамилии учеников класса в алфавитном порядке (можно также расположить имена учеников по успеваемости и по общему уровню развития иноязычных способностей: ученики со слабой успеваемостью и слабыми способностями оказываются в верхней части таблицы). При обучении грамматики английского языка в системе личностноориентированного урока, учитель должен видеть ученика как индивида с
определенным набором способностей к овладению иностранным языком, как субъекта деятельности учения и общения на уроке, и самое главное, как личность со всеми присущими ей социальными характеристиками: контекстом деятельности, личным опытом, интересами, мотивами, эмоциями, мировоззрением и т.д. Это требует от преподавателя владения особыми средствами изучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. И поэтому одно из возможных средств учета индивидуальных особенностей школьников является составление карты индивидуальных и личностных свойств учащихся (Смотри приложение 2). Были поставлены следующие задачи диагностического этапа: Установить исходный уровень сформированности грамматических навыков учащихся 8 класса. Задачами формирующего этапа явились: Проведение уроков, направленных на обучение грамматики английского языка. Тренировка и применение системы грамматических упражнений. Контрольный этап заключался в том, чтобы установить уровень качества знаний учащихся после проведения формирующего этапа эксперимента. Урок английского языка в 8 «б» классе по теме: «Questions in reported speech.» Цели: введение и первичное вопросительных закрепление предложений грамматики: в трансформация косвенную речь. Задачи: 1. Ввести новое грамматическое правило; активизировать уже полученные ранее знания по теме «Reported speech»; 2. Способствовать развитию речевой догадки, языковых навыков устной и письменной речи на иностранном языке, внимания; 3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру поведения.
Ход урока I. Организационный момент -Good morning, pupils! -Good morning, teacher! -I’m glad to see you, sit down please. Who is on duty today? Who is absent? Ok. What is the weather like today? - The weather is sunny but windy. It’s warm outside. Today you will revise the rule of the last lesson and learn to transform questions into the reported speech. But before it we will check up your homework. (Проверка домашнего задания, правило упр.79) II. Фонетическая зарядка Let’s start with pronunciation. Open your books at p.79. Follow the speaker and repeat the following words. Mind the pronunciation of –ed! Well done! So could you tell me how can –ed be read in different words? P: -d, -t, -id. T: You are quite right! III. Активизация материала прошлого урока. Now we’ll try to remember the rules of making the reported speech and do an exercise and a pair of test orally and written. Ex. 1 Make these sentences in reported speech. 1) “I’m going to read a book this week”. Я сказал, что… 2) “We will do our best in the exams tomorrow”. Джейсон и Виктория сказали мне, что… 3) “We will go to the same place next year”. Трейси надеялась… 4) “I fell in love with a Spanish girl”. Патрик подумал, что …
5) “The Earth is a planet”. Он сказал, что… 6) “I will be here again on Monday”. Она знала, что… Answers: 1. I said that I was going to read a book that week. 2. Jason and Victoria told me that they would do their best in the exams the next day. 3. Tracy hoped they would go to the same place next year. 4. Patrick thought that he had fallen in love with a Spanish girl. 5. He said that the Earth is a planet. 6. She knew that she would be there again on Monday. Ex. 2 Transform these sentences in reported speech (on-line test). IV. Введение грамматики. I see that you can use statements in the reported speech. Today you will learn to use questions. We are going to watch a grammar video by S. Chernyshov, the teacher of English language. Open your work books, write down the date and the theme of the lesson “Questions in Reported speech”. Make notes while watching the video. Look at the screen please. (Дети смотрят видео урок по теме «Вопросы в косвенной речи», где знакомятся с образованием общих и специальных вопросов. Делают заметки в тетрадях). Have you understood the rule? Let’s clear it up. What is used to make general questions in reported speech? P: If. T: What else? P: The right order of the words. T: You are right! And what about special questions? P: Special words and the right order too.
T: Very well! Now let’s practice a bit. Look at the screen. Here is some sentences for you. Your task is to make these questions in Reported speech. 1) Jack asked me: “Do you go to school?” Jack asked me __ I ____ to school. 2) Tom asked Ann: “Did you get a good mark in your English test?” Tom asked Ann __ she ______ a good mark in ___ English test. 3) Bob asked me: “How old is he?” Bob asked me how old ___ ___ . 4) Jim asked Jill: “Where have you gone?” Jim asked Jill where she _______. 5) Mother told me: “Remember to water the plants” Mother told me __________ to water the plants. 6) John told Tim: “Come with me.” John told Tim ______ with ___. 7) Mum asked son: “Don’t let anyone into the home.” Mum asked son ________ anyone into the home. 8) She orders him: “Don’t lie to me.” She orders him _______to ___. I see that you are a bit tired. Let’s have a rest. V. Физкультминутка. Hands up, hands down, shake, shake, Stand up on the tiptoes, Turn around, step aside, Step left, step right. (Повторяется несколько раз с ускорением темпа). VI. Совершенствование грамматических навыков.
The next task is 88, page 81. Your task is to report the conversation. The key: Boylan asked if his sister had found a job. Rudolph answered, keeping all information to himself, that he didn't know. He said that he hadn't heard from her recently. Boylan asked if Rudolph thought she would be successful. Boylan wondered if she had talent. Rudolph answered that he thought she had something. VII. Подведение итогов урока. What is the word order in the reported questions? Learn the rule at home please. Use the notes in your work books. That bring us to the end. Did you like the lesson? What new or interesting things did you find out? I’ll give the following marks … to … Домашнее задание. Учебник: упр. 36 стр.89, упр.86 стр.80 (правило выучить). The lesson is over. Thank you for the lesson, good bye! 2.3. Развитие инициативности, активности, самостоятельности у учащихся в рамках личностно-ориентированного подхода При обучении грамматики английского языка на среднем этапе обучения. При личностно-ориентированном подходе, мы должны учитывать подростковый возраст учащихся. Некоторые дети считаются отстающими в этот период из-за возрастных изменений. Если учащиеся имеют трудности при работе со всем классом, значит методы, выбранные учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной могут быть, школьников в преобладающем способе восприятия информации. различая
Индивидуальные особенности восприятия зависят от функционирования полушарий головного мозга. Как правило, одно из полушарий мозга человека развито лучше, его называют доминирующим оно и отвечает за виды деятельности и интересы учащегося. У людей с доминантой левого полушария преобладают вербальные способности и словесно-логическое мышление. Правое полушарие отвечает за синтетический склад ума, художественные способности. На основании результатов исследования работы мозга был создан холический подход к преподаванию, опирающийся на целостную, единую работу мозга. Таким образом, в работе учащихся должны быть задействованы разнообразные типы их познавательной деятельности. По индивидуальным особенностям восприятия мы можем разденить детей на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики (смотри приложение 3). Аудиалы хорошо воспринимают устные объяснения учителя. В основе обучения визуалов лежит зрительное восприятие информации. Визуалы обучаются на основе наблюдений и демонстраций. Восприятие кинестетиков основано на кинетических и тактильных ощущениях, внутренних чувствах, таких как вспоминаемые впечатления и эмоции. Для учащихся с преимущественно кинетическим типом восприятия лучший способ для развития речевой деятельности –ролевая игра. Использование развивающих учебных заданий определяет эффективность овладения учебным материалом, результативность формирования учебных навыков учащихся. Учителю целесообразно использовать на уроке комплекс развивающих упражнений. Тема «Family» («Семья»). -Упражнения для развития визуального восприятия. Look at the picture and describe the family in it.Посмотрите на картинку и опишите семью изображенную на ней. Вводили разнообразные карточки изначально только с изображением семьи, в дальнейшем ситуативные с наличием различных дизайнов. -Упражнения для развития аудиального восприятия.
Listen and repeat aloud the words on the topic «Family». Послушайте и повторите вслух слова по теме «Семья». Uncle, house, brother, tree, ball, sister, foot, mother, girl, daughter, man. «Guess who they are» Отгадай, кто они такие. 1.She is a daughter of your mother. She is your …..(sister). 2. She is a sister of your father. She is your ….(aunt). 3. He is a father of your mother. He is your ……( grandfather). -Упражнения для развития кинестетического восприятия. Role-play Instruction for the group: «You are the members of the family. Take part in the play.» -Where do you live? Где ты живешь? - I live in.... Я живу в... -What's your job? Кем ты работаешь? -Are you married ? Ты женат(замужем)? -I'm a (an)... Я... -Yes,I am -No,I'm not. Да. -Have you got any children? У тебя есть дети? -Yes,I have. -No,I haven't. Есть. Нет. -What is your hobby? Какое у тебя хобби? -My hobby is... Мое хобби... При реализации рассматриваемой темы, мы могли выявить, что новые методологические воззрения на образование и насыщенный информационнотехнологический «контекст» его бытования дают основания использовать «технологию» в образовательной сфере расширенно, т.е. по нескольким направлениям. Первое направление, которое ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе, имеет название «технологии в образовании». Второе направление обозначает технологию построение самого учебного процесса по иностранному языку, поэтому его можно назвать «образовательные технологии». И, наконец, третье направление - «технология языкового образования». К ним относится технологии, которые не имеют ярко выраженной обучающей функции и могут
реализовываться без привлечения технических средств, но которые оказывают влияние на всю область языкового образования. Приоритет личностно-ориентированной парадигмы при обучении иностранного языка на среднем этапе ставит в центр обучения не деятельность преподавания, а учения, иными словами познавательную деятельность учащегося, учитывающую и обеспечивающую его индивидуальные возможности, креативное мышление и рефлексивные способности. при таких концептуальных воззрениях на обучение иностранным языкам основная задача учителя –организовать продуктивную работу. Такая работа представляет собой определенный тип самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности учащегося. Данная деятельность обеспечивает ему реализацию его личностного потенциала, дает возможность овладеть грамматическим материалом, а также приобрести самостоятельный опыт тренировки пройденного материала и использования приобретенных грамматических навыков в различных ситуациях и условиях самореализации и саморазвития. Для того что бы рассмотреть наиболее эффективную технологию обучения грамматике английского языка на среднем этапе обучения рассмотрим наиболее успешные приемы. Авторы современных грамматических пособий и методических рекомендаций для учителя выделяют особенности формирования разных видов грамматических навыков: морфологического, синтаксического, и морфологосинтаксического. например, при Особенности употреблении притяжательного падежа существительное в роли имен морфологического учащимися средней существительных. определения, навыка как проявляются, ступени В известно обучения русском языке согласуется с существительным, к которому оно относится, в роде, числе и падеже. В английском языке употребление апострофа и суффикса s зависит от окончания и числа имени существительного (the father’s book –книга отца, fathers’ booksкниги отцов). Наиболее часты ошибки в местоположении апострофа из-за
неправильной интерпретации числа имени существительного и элементарного незнания правил. Например, сложные существительные, пишутся через дефис, могут либо восприниматься как единое целое (a forget-me-not – незабудка) или иметь главное слово (mother-in low- свекровь). В первом случае как притяжательный падеж, так и множественное число относится ко всему слову в целом (a forget-me –not’s colour – цвет незабудки), а во втором случае притяжательный падеж и множественное число будут относится только к главному слову (mother’s-in-low). Синтаксический навык проявляется, например, в соблюдении порядка слов в предложении. Чтобы избежать ошибки в данном случае, следует опираться на правило о фиксированном порядке слов в английском предложении. Чтобы избежать ошибки в данном случае, нужно подсказать учащимся, что следует опираться на правило о фиксированном порядке слов в английском предложении (подлежащее-сказуемое-второстепенные члены предложения). Формирование морфолого-синтаксического навыка проявляется в овладении синтетическими (например, Past Indefinite) и аналитическими (например, Perfect) глагольными формами. Навык проявляется в правильном владении личными окончаниями вспомогательных глаголов (have-has) моделями образования глагольных форм с использованием сильных (bewas/were- been) и слабых (work-worked-worked). Практика в школе показала, в процессе формирования данного навыка под влиянием родного языка, наиболее распространены следующие ошибки: -опущение вспомогательного глагола (поскольку он отсутствует в родном языке), - ошибки в употреблении видовременных форм поскольку они не совпадают логически со случаями употребления в русском языке. Например, переводя фразу «Он ждал ее два часа», следует употреблять простое
прошедшее время (Past Simple), He wanted for her for two hours, а не прошедшее продолженное (Past Progressive), как может показаться из логики ситуации. Эффективность усвоения тех или иных грамматических форм зависит от того насколько учителю удается выбрать наиболее грамотные приемы объяснения, тренировки и контроля изучаемого материала и включения в грамматическую среду. Грамматика может быть изложена увлекательно, живо, интересно; она должна пробуждать эмоции, сопровождаться таблицами, рисунками и схемами. В этом случае возможным дополнительным материалом может послужить пособие М. Суона и К. Уолтел «Как работает английский» (Swan, 2013: 56), грамматика английского языка в таблицах и схемах авторов А.А. Иониной, А.С. Саакян (Ионина, Саакян, 2014: 87), дающая визуальное представление о теоретическом материале. При обучении грамматики английского языка особенно важно учитывать на среднем этапе индивидуальные особенности восприятия информации. Индивидуальные особенности восприятия зависят от функционирования головного мозга. Как правило одно из полушарий мозга человека является номинирующим, иными словами это определяет тот или иной способ познания и творчества. У людей с доминантой левого полушария преобладают вербальные способности и словесно-логическое мышление. Правое полушарие отвечает за синтетический склад ума, художественные способности. При личностно-ориентированном подходе нужно организовать работу учащихся таким образом, чтобы задействовать разнообразные типы познавательной деятельности детей. Использование развивающих учебных заданий определяет эффективность овладения грамматике английского языка, результативность формирования учебных умений учащихся. Тщательный подход к отбору используемого в учебном процессе материала. Который отвечает индивидуальным особенностям учащихся, уровню обучения, их интересам, повышает мотивацию к изучению грамматики с одной стороны и, с другой стороны, обеспечивает взаимосвязь
содержания материала на занятиях по всем аспектам изучения английского языка и его повторяемость так, что эти задания дополняют и поддерживают друг друга, обеспечивают выход грамматики в устную и письменную речь, а также привлекают к ней внимание при чтении и аудировании. Поскольку у обучающихся на среднем этапе обучения существуют некоторые различия в уровне владения грамматическим строем английского языка, нужно стремиться с одной стороны – подтянуть отстающих, с другой стороны, стимулировать дальнейшее продвижение сильных учеников. Для этого нужно раздавать индивидуализированные задания, организовать работу в парах или группах учащихся с различным уровнем подготовки с целью взаимообучения, работу с разделением функций: например, один ученик отмечает в тексте предложенную грамматическую видовременную форму и зачитывает ее, другой фиксирует пример с ней в карточке, третий формулирует правило. Создание благоприятного психологического климата на занятиях по грамматике должно обеспечиваться не только подбором учебного материала, но также и стилем педагогического общения. Создание благоприятного психологического климата, доброжелательной рабочей атмосферы крайне важно при обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения. Для этого учителю необходимо найти подход к каждому учащемуся и выбрать адекватный стиль общения с учениками.
Выводы по ГЛАВЕ II 1. Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция, которое используют в полной мере как опытные педагоги, так и начинающие. 2. Эффективность личностно – ориентированного подхода в качестве инструмента при обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения, повышения мотивационного обучения иностранному языку может быть хорошо и убедительно доказана. Следует подчеркнуть, что содержательные параметры описания уровнем владения английским языком – дают возможность учащемуся в течении длительного времени детально фиксировать свои достижения в овладении неродным языком, отслеживать и анализировать приобретаемый лингвокультурный опыт. Ученик осознает личностную значимость изучаемого языка, конечные и промежуточные цели на каждом из этапов школьного обучения, видит личные перспективы. Может самостоятельно подвинуться на более высокий уровень владения иностранным языком. 3. Использование и варьирование индивидуальных и дифференциальных форм обучения может происходить следующим образом. Необходимо выявить те области знания, в которых у каждого ученика в классе имеются пробелы в знаниях. И затем методом опроса выяснить какие виды работ у учащихся вызывают наибольший интерес, а, следовательно, более эффективно помогут
ликвидировать эти пробелы. После этого можно приступать к ликвидации при помощи серии подобранных заданий и упражнений. В том, случае, когда все компоненты образовательной среды задействованы, имеют адекватное ситуативное наполнение и преподаватель старается реализовать все имеющиеся резервы, тогда можно говорить об эффективном обучении иностранному языку и наиболее эффективным подходом при обучении грамматике английского языка является личностноориентированный подход, который в современном обществе является самым актуальным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время среди гуманистических тенденций реального процесса обучения главной является ориентация на развитие личности. И в актуальности данной проблемы не приходится сомневаться. Актуальность ее связана с изменением социально-культурных приоритетов во всех сферах общественного развития, в том числе образования. Современное состояние образования характеризуется многообразием альтернативных учебных программ, созданием различных инновационных образовательных учреждений. По данным многих источников растет информационная перегрузка, что сказывается на здоровье, психическом состоянии учеников, нередко приводит к потере интереса к образованию. Современная педагогическая технология должна быть направлена на удовлетворение потребности в образовании всех ее субъектов: детей, их семей, педагогического коллектива в целом. А это достижимо только при сохранении и развитии школы как современного высококачественного образовательного учреждения, имеющего четкую программу своего развития, необходимые для этого ресурсы (организационные, методические, дидактические) и готовность их реализовать. Примером такой современной педагогической технологии является личностно-ориентированное И.С. Якиманской, мы обучение. выделяем Разделяя следующие точку основные зрения составляющие личностно-ориентированного обучения: 1. Признание педагогическим коллективом основной ценности и цели образования - раскрытие каждого ученика как личности. 2. Простраивание индивидуально траектории развития через реализацию образовательной программы в потребностями, интересами ученика. соответствии с личностными
3. Создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возрастных этапах. 4. Разработка документации, позволяющая прослеживать и фиксировать динамику развития ученика от класса к классу не по отдельным, а по «сквозным» параметрам, обеспечивающим целостную характеристику ученика как личности. Статус, самооценка-это понятия особенно актуальны для среднего школьного возраста, следовательно, одним из важных условий успешного обучения является учет возрастных особенностей школьников. Развитие индивидуальности личности - это, прежде всего развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Педагогу необходимо помогать развивать потребности учащихся: к самоопределению, к самопознанию, к самореализации как реализации своего творческого и личностного потенциала, к совместному развитию с другими людьми. При этом нужно учитывать тип нервной системы обучаемого, направленность личности к экстраверсии/интроверсии, типу восприятия, интелектуальный потенциал личности, личностные качества. Личностно-ориентированное обучение является необходимым условием успешности обучения иностранному языку в условиях школы. Основой личностно-ориентированной технологии в процессе обучения, прежде всего, является учет особенностей мотивационной, познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся. Для того что бы обеспечить условия успешности протекания процесса обучения грамматике в рамках личностно-ориентированной системы, необходимо учитывать особенности личностно-ориентированного обучения грамматики, а именно: 1. Работа педагога в следующих направлениях: работа с субъективным опытом ученика; выявление и использование образов; раскрытие способов мышления.
2. Разработка дидактического материала, предусматривающего: выявление сенсорных предпочтений учащегося; своеобразие обработки учащимися заданной им информации; опора на индивидуальные предпочтения ученика. 3. Использование различных видов упражнений, комбинирование деятельности при обучении грамматики 4. Учитывать этапы работы при обучении грамматики: 1) ознакомление с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением; 2) изложение нового грамматического материала; 3) закрепление грамматического материала; 4) контроль понимания изученного; 5) повторение изученного. Для обеспечения успешного протекания процесса обучения, на наш взгляд, также необходимо оптимальное сочетание методов, форм и приемов обучения грамматики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 4 – 17. 2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. – 2005. – №8. – C. 15–17. 3. Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – C. 3–12. 4. Вербицкая М.В. Английский язык. Программа 5-9 классы / М.В. Вербицкая. – М., 2015. – 345 c. 5. Вербицкая М.В. Английский язык 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М., 2014. – 213 c. 6. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1. – C. 8–16. 7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 122 c. 8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. –243 c. 9. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе. Иностранные языки в школе. –1999. – №4. – C. 14–18. 10. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативноориентированной методики // Иностранные языки в школе. – 1989. – №2. – C. 17–22. 11. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1991. – №3. – C. 16 – 25. 12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам и практика – М.: «Русский язык» 2002. – 167 c.
13. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: Тетра Системс, 2003. – 234 c. 14. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001. – 765 c. 15. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М., 2003. – 76 c. 16. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус. – М., 2001 – № 1. – С. 3–6. 17. Ляховицкий М.В Методика преподавания иностранных языков. Москва, "Высшая школа", – 1981. – 324 c. 18. Мандель Б.Р. Организация обучения иностранному языку в рамках ФГОС основного общего образования. – Новосибирск, 2015. – 122 c. 19. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. –Минск: Высшая школа, 2001. – 592 c. 20. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе. – М., 2000 – №4. – C. 13–22 21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991. – 223 c. 22. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998. – 364 c. 23. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1991. – 385 c. 24. Плигин А.А. Концепция и личностно-ориентированная технология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2014. - 145 c. 25. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование – Мн. Лексис, 2003. – 349 c.
26. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. – СПб., 1991. – 273 c. 27. Полат E.A. Новые педагогические технологии в системе образования. – М.: Владос, 2001. –283 c. 28. Подласый И.П. Педагогика. –Москва: Владос, 2001. - 934 c. 29. Панов Е.М Основы методики обучения иностранным языкам. – Москва, 1997. – 429 c. 30. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Москва, Просвещение, 1988. – 392 c. 31.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 241 c. 32. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. – М., 1986г. – 275 c. 33. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе // Иностранные языки в школе. – 2002. – №4. C. 6-13. 34. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – №3. – C. 14-18 35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. – 623 c. 36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000. – 224 c. 37. Swan M.,Walter C. How English works. A grammar practice book with answers. – Oxford University Press, 2013 – 364 p. 38. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication – Oxford, 1979 – 273 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 1. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. – М., 1997. – 607 с. 2. Кауль М.Р., Хидекель С.С. Русско-английский объяснительный словарь. – М., 2006. – 1236 с. 3. Кунин А.В. Большой англо-русский фразеологический словарь. 5-е изд., перераб. – М., 2005. – 782 с. 4. Новый Большой англо-русский словарь: В 3 т. / авт. : Ю. Д. Апресян, Э. М. Медникова, А.В. Петрова; под общ. рук. акад. Ю. Д. Апресяна и проф. Э. М. Медниковой. 6-е изд., стереотип. – М., 2001. – 593 с. 5. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М., 1990. – 567 с. 6. Рум А.Р. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. – М., 2000. – 351 с. 7. Cambridge International Dictionary of Phrasal Verbs. – Cambridge, 2001. – 723 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Self-Evaluation Card (Лист самоконтроля) Name______________________________ Оцени степень удовлетворённости своей работой на отдельных этапах урока по 5-балльной шкале: Использова ние лексики по теме «Чувства, эмоции» Работа в группах по тексту (True/False/Do esn’t Say) Определе ние формы Past Simple по тексту Работа в группах по заполнени ю пропусков в предложен иях Определен ие формы Past Simple по таблице неправиль ных глаголов Работа в парах по составлен ию диалогов Аудирова ние Примечание: 5 баллов - полностью доволен своей работой 4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу 3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков 2 балла – не доволен совершенно 1 балла – не могу оценить свою работу Критерии оценки Кол-во баллов Кол-во в % Отметка 35-30 100 - 85 5 29-25 84 -70 4 24-18 69 - 50 3 17 и ниже 49 и ниже 2 Что я узнал(а) нового на уроке? _____________________________________________________________________________ Какой материал показался мне сложным?______________________________________________ Что мне нужно повторить?__________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 В графе 1 содержатся сведения об успеваемости ученика по дисциплинам: иностранный язык (отметка в центре графы), по гуманитарным дисциплинам (отметка слева), и по точным дисциплинам (отметка справа ). В графе 2 указаны ведущие мотивы: №1 « Родители хотят, чтобы я хорошо успевал по английскому языку», №2 « Я хочу сам хорошо учиться, потому что мне это нравится», №3 « Я хочу хорошо учиться, потому что мне нравится учитель, и хорошие отметки». В графе 3 под соответствующей литерой указан уровень интереса ученика к учебному предмету: А - «Учить не хочу, не интересно»; Б -« Учить хочу, но стало не интересно»; В - « Учить хочу и учу с прежним интересом»; Г - «Учить хочу, стало ещё интереснее». В графе 4 отмечается не усвоенный учеником учебный материал (данная графа заполняется карандашом). При ликвидации пробелов в усвоении учебного материала памятки стираются. В графе 5 даются сведения об общем уровне развития иноязычных способностей ученика по пятибалльной системе. В графе 6-13 отражаются индивидуальные свойства ученика (по пятибалльной системе). Графа 14 посвящена субъективным свойствам ученика. В этой графе под номерами указаны учебные умения, которыми ученик не владеет должным образом. Учитель сам составляет список учебных умений. Мы разработали следущие: 1. Умение выполнять различные виды упражнений. 2. Работать в различных режимах. 3. Работать с незнакомым текстом.
4. Выполнять самостоятельную работу. 5. Умение комбинировать различные видовременные формы. 6. Быстро реагировать на реплики. 7. Воспринимать иноязычную речь на слух. 8. Узнавать видовременные формы в тестах, репликах, высказываниях. 9. Уметь образовать видовременную форму без образца. 10.Активно участвовать в обсуждении правила. Если ученик не успел овладеть вместе с классов той или иной темой, в графе 14 напротив его фамилии ставится арабская цифра, под которой значится в списке данное умение. После арабской цифры в скобках римской цифрой, обозначается уровень владения учебным умением, на котором находится сейчас ученик. Различаются следующие уровни владения учебным умением : 0- ученик не знает и не умеет выполнять учебное действие; I- только знает как, но еще не умеет выполнять учебное действие; II- знает как и умеет выполнять учебное действие, но еще направляет свое внимание на способ его выполнения; III-ученик знает как и умеет выполнять учебное действие с направленностью внимания на грамматический аспект языка; IV- не только умеет применять грамматическое правило но и делает это наиболее успешным образом. Графы 15-26- отражают личностные свойства ученика: Графа 15 - содержатся сведения о любимых школьных предметах; Графа 16 - даются сведения о внеучебных интересах и увлечениях; Графа 17 - содержатся сведения о профессиональных намерениях учащихся; Графа 18 - помещены сведения о совместной внеучебной деятельности учеников класса; Графа 19 - фиксируется характер направленности эмоциональных переживаний ученика: литерой «И» - обозначаются интроверты (замкнутость на себя ; литерой «Э» - экстроверты ( общительные, открытые);
Графа 20 - сведения о степени эмоциональной возбудимости ученика: Н низкая, С - средняя, В - высокая; Особого внимания требуют ученики с низкой степенью эмоциональной возбудимости. Графа 21 - содержатся сведения о так называемых запретных эмоциональных зонах; Графа 22 - отмечаются различные виды направленности личности: Ииндивидуалистическая, К - коллективистическая, о - общественная, У -узкобытовая. Графа 23 - сведения о статусе личности ученика, о его деловом статусе; Графа 24 - о его речевом статусе; Графа 25 - о круге желаемых ( не желаемых) речевых партнёров; Графа 26 - о составе референтных групп.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «согласен» или «не согласен» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам. 1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами 2 – часто напеваю себе под нос 3 – не признаю неудобную моду 4 – обожаю ходить в сауну 5 – в автомобиле для меня важен его цвет 6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату 7 – меня развлекает копировать чей-то диалект 8 – много времени уделяю своей внешности 9 – очень люблю массаж 10 – когда есть время, люблю рассматривать людей 11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой 12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо 13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое 14 – часто читаю во время еды 15 – очень часто говорю по телефону 16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте 17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению
18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении 19 – с удовольствием и очень много фотографирую 20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые 21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 22 – вечером люблю принимать горячую ванну 23 – стараюсь записывать свои дела 24 – часто разговариваю сам с собой 25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя 26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке 27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться 28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы 29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня 30 – мне нелегко найти удобную обувь 31 – очень люблю ходить в кино 32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет 33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику 34 – умею слушать то, что мне говорят 35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом 36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть 37 – у меня качественная стерео система 38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами 39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры 40 – не выношу беспорядка 41 – не люблю искусственных тканей 42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения 43 – люблю ходить на концерты 44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке 45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки 46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие
47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов 48 – в шуме не могу сосредоточиться Обработка результатов теста: Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Кинестети 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 к Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов. Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв