Личностные свойства и нарративная идентичность студентов

Целью работы являлось изучение личностных свойств и особенностей нарративной идентичности студентов. Объект исследования: личностные свойства и нарративная идентичность студентов. Предмет исследования: взаимосвязь между личностными свойствами и показателями нарративной идентичности студентов. Гипотеза такова: мы предполагаем, что структура предпочитаемых испытуемыми нарративных персонажей значимо связана с особенностями личности студентов. Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; 2) эмпирические методы: личностный опросник NEO FFI (адаптированный В.Е.Орёл, А.А., И.Г.Сенин, Т.А. Мартин.); диагностическая методика нарративной идентичности (С.В.Щербаков); опросник личностной ориентации (Лио) (А.А.Рукавишников, В.И.Чирков); 3) методы статистической обработки данных. Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось с 18 марта по 30 апреля на базе Башкирского Государственного Университета. В исследовании приняли участие студенты 2, 3 и 4 курсов факультетов математики и информационных технологий, психологии и инженерного факультета. Объём выборки составил 58 человек, их них – 19 юношей, и 39 девушек. Возрастной диапазон общей выборки: 19-25 лет Проведен теоретический анализ диспозиционального направления в теории личности. Рассмотрена психологическая проблема идентичности. Изучено понятие нарратива в применении к исследованию идентичности (персонологический подход Д. Макадамса). Проведенный теоретический анализ показал, что на данный момент теория черт является самым распространенным подходом к изучению личности. Потому как в теории личности существует целый ряд операционализаций структуры личностных черт в виде опросников: «Большая триада» Г. Айзенка, и наиболее популярные сейчас «Большая пятерка» Л. Голдберга и О. Джона, и «Пятифакторный личностный опросник» П. Коста и Р. МакКрае, «Многофакторный опросник личности» (MPQ) А. Теллегена, модели М. Заккермана, С.Р. Клонингера и др. Для проверки взаимосвязи между структурой предпочитаемых испытуемыми нарративных персонажей с особенностями личности мы применили корреляционный анализ Кендалла отдельно по студенткам и студентам сопоставлялось число выборов того или другого персонажа с основными показателями самоактуализации личности (опора на себя, ценность самоактуализации, спонтанность, ориентация на настоящее) по опроснику ЛиО. Отметим, что значимые коэффициенты корреляции (p<=0.05) выделены полужирным шрифтом. У мужской выборки не выявлено значимых корреляций между нарративной идентичностью и личностной ориентации. Значимые положительные корреляционные связи мы видим: - между персонажем «Баба-Яга» и шкалой «Опора на себя» (r=0,24). - между персонажем «Ведьма» и шкалами «Опора на себя» (r=0,23) «Компетентность во времени» (r=0,29). Значимая отрицательная корреляционная связь выявилась лишь между персонажем «Алёнушка» и шкалами «Опора на себя» (r=-0,31), «Компетентность во времени» (r=-0, 23). Итак, перейдем к описанию значимых корреляционных связей между персонажами сказок и особенностями личности. По сказке «Крошечка - Хаврошечка» персонаж показывается нам как добрая, жалостливая и отзывчивая девушка. Мы считаем, что через нарративный прототип «Крошечка-Хаврошечка» выявляются такие особенности личности как готовность к сотрудничеству, эмпатия и альтруизм. Симпатизируя другим и стремясь помочь им, такой человек верит, что в ответ он получит равноценную помощь. Связь персонажа Бабы-Яги и шкалы сознательности говорит о том, что это целеустремленные, волевые, решительные и непреклонные личности. Это самоактуализирующаяся личность, что также подтверждает положительная корреляция этого персонажа с основными индексами самоактуализации (таблица 4) Этимологически слово «Ведьма» происходит от древнерусских слов «ведь» - знание и «мать». Известно, что она обладает тайными знаниями о целебных растениях, взаимодействует с животными, ей ведомы свойства природных женских сил. Следовательно, можно предположить, что студенты, идентифицирующие себя с персонажем «Ведьма» поддерживают новые идеи, ценности и стремятся к приобретению нового опыта. Они переживают позитивные и негативные эмоции гораздо интенсивнее, по сравнению с закрытыми индивидами. Это самоактуализирующаяся личность, живущая здесь и сейчас и полагающаяся только на свои силы. Такое предположение находит своё подтверждение в положительной корреляции между Ведьмой и индексами самоактуализации (таблица 4). Следует добавить, что средний показатель выбора этого персонажа среди студентов является наибольшим. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на этом возрастном этапе происходят количественные и качественные изменения личности, мы можем говорить о наличии определенных показателей самоактуализованной личности. «Кащей» - это некий древнеславянский образ зла («…царь Кащей над златом чахнет»). Обладающий магической силой, он всегда находится очень далеко от людей, будь то дворец, замок или пещера, в которых

Общественные науки в целом
Дипломы

Вуз: Башкирский государственный университет (БашГУ)

ID: 5f2fed36cd3d3e0001b59700
UUID: 853fca90-bc6a-0138-1533-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 17

10.34

Дарья Анискова

Башкирский государственный университет (БашГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 44,4 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет