Лингвокогнитивный и методический аспекты анализа художественного концепта "ДОМ" в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методика обучения русскому языку и литературе в XXI веке должна быть прогрессивной. Мы, учителя-филологи, должны иметь возможность соответствовать все растущим потребностям в знании новой языковой личности учащегося. Личности, основу формирования которой составляет лингвокультурологическая направленность, то есть знание, осознание и понимание русской культуры и ментальности. Как добиться этого? Ответ кроется в работе с таким сложным в трактовке понятием, как концепт. Концепты – это своеобразные «коды» культуры, готовые универсальные категории, таящие в своем содержании множество информации различных уровней познания, информации, которая одновременно может быть соотнесена с одним человеком и целым миром. Методика работы с художественным концептом на уроках литературы играет большую роль в формировании и развитии лингвокультурологической компетенции школьников. Изучение и анализ художественных концептов помогают глубже понять художественное произведение, его культурное и историческое значение. Полезна такая работа и для развития письменной и устной речи учащихся, их умения подбирать ассоциации к слову, логически мыслить и делать соответствующие выводы. Как одно из упражнений для этого можно использовать сочинение-эссе, дающее богатую базу для творческой и мыслительной деятельности школьников, формирования у них умения выражать свое мнение с приведением соответствующей аргументации, расширения их читательского кругозора и познаний о русской культуре и ментальности в целом. Нами был рассмотрен образ-концепт «Дом» и изучена его роль в структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы выяснили основные характеристики воплощения образа Дома в романе. Концепт предстает в трех ипостасях: «Дом» – носитель безопасности, покоя и гармонии; «Квартира» – воплощение хаоса и враждебности; и «Не-Дом» – просто помещение, имеющее вид дома, но не являющееся им по своей сути. Подобное разделение служит выразителем того, что основная функция дома – быть жилищем – утрачивается, приобретая формальный характер.

Общественные науки в целом
Дипломы

Вуз: Сыктывкарский государственный университет (СыктГУ)

ID: 5f2c022ecd3d3e0001b425b4
UUID: ab04e440-ba14-0138-12cd-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 11

10.22

Валентина Табакова


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 0 байт


Поделиться работой
Spinner

Публикация в настоящий момент конвертируется

Пожалуйста, перезагрузите страницу через некоторое время...

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет