Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
_____________________________________________
Факультет журналистики
Реферат по дисциплине “Маркетинг новых медиа” на тему:
«МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПО
ПРОДВИЖЕНИЮ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИЙСКОМ
СЕГМЕНТЕ FACEBOOK»
(НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ МФТИ)
Выполнила:
студентка 408 группы
вечернего отделения
Непочатова А.Н.
Москва 2016
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3
1 ГЛАВА
МЕСТО
СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ
В
РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ
(FACEBOOK)………………………………………………………………… 4 - 7
2 ГЛАВА
ПРОДВИЖЕНИЕ НАУКИ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ FACEBOOK (НА
ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ МФТИ) ..………………………………………..... 7 - 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 13
3
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас большинство сфер жизни переходят в виртуальное пространство.
В последние несколько лет мы можем заметить активное включение
различных компаний в интернет, так как это идеальное поле для реализации и
внедрения
маркетинговых
решений.
Многочисленные
исследования
доказывают, что на данный момент это одна из самых удобных платформ для
маркетинговых коммуникаций. Учитывая, что наиболее активная аудитория –
это пользователи социальных сетей, неудивительно, что особый акцент
делается именно на них. Аналитика соцмедиа – это инструмент, помогающий
максимально точно определить настроение аудитории, понять ее потребности
и тенденции развития. Нас особенно заинтересовали технологии продвижения
активно развивающегося сайнспопа (популяризация науки) в российском
сегменте Facebook. И данное исследование посвящено выявлению их главных
особенностей и эффективности использования.
4
1 ГЛАВА
МЕСТО
СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ
В
РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ (FACEBOOK)
В 2010 году компанией «comScore» было проведено исследование по
подсчету времени, которое люди старше 15 лет тратят на социальные сети, а
также количеству страниц, которые они открывают. По обоим показателям
оказалось, что Россия занимает первое место в мире: в среднем россиянин
тратит 6,6 часов и просматривает 1307 страниц, в то время как, например, в
США гражданин тратит 4,4 часа и просматривает 477 страниц. Интересно, что
средние показатели в мире и вовсе: 3,7 часа и 525 страниц. Если просматривать
дальнейшие исследования, то становится понятно, что с каждым годом
количество лишь увеличивается.
Имея такие высокие показатели интернет-включенности среди россиян,
можно сделать вывод, что в виртуальное пространство постепенно начнут
переходить все сферы жизнедеятельности (особенно активную виртуализацию
можно отметить с 2005 года): интернет-магазины (от покупки одежды и еды
до мебели и техники); аренда/сдача/покупка квартир; регистрация в
медицинские центры; онлайн библиотеки, фильмотеки и аудиотеки;
авиабилеты и бронирование отелей; интернет театры, галереи и прочее.
В российском медиапространстве мы можем выделить следующие
тренды соцмедиа:
1) Идет значительное увеличение активности российского сегмента
Инстаграм. Причем большинство авторов Инстаграма являются
активными пользователями других соцсетей – доля кросспостинга из
Инстаграма в другие соцсети превышает 50% сообщений;
5
2) Продолжается рост российской части Фейсбука. Причем этот рост
наблюдается в первую очередь в области деловых контактов и бизнеса.
Доля Фейсбук при анализе бизнес тематик часто составляет более 30%
всего объема данных соцмедиа по теме;
3) Продолжается активный рост сайтов с отзывами – и по количеству
новых отзывов и по посещаемости;
4) Медленно теряет активность российская часть Твиттера. При этом в
Твиттере уменьшается и активность спам-ботов, но тем не менее она еще
составляет более 30% потока.
А следом можно представить данные по численности аудитории в социальных
сетях России на конец 2015 года (данные TNS Web Index). Рис. 1.
Вконта кте
Однокла ссники
Facebook
Мой Мир
LiveJournal
Instagram
Twitter
0
5000
10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 50000
АУДИТОРИЯ ЗА МЕСЯЦ, ТЫС. ЧЕЛОВЕК
Рис. 1
В своем небольшом исследовании нам хочется сделать акцент на
исследовании Facebook в России. Выбор пал на эту платформу из-за того, что
пользователи сети по половому признаку разделены почти одинаково . (Brand
Analytics конец 2015). Пол авторов: мужчины 42%; женщина 58%. Рис.2.
6
Рис. 2
Рассмотрим еще один параметр: ежемесячную аудиторию (количество
человек, заходивших на сайт хотя бы 1 раз в месяц): по данным TNS на конец
2015 года – 21 684 000 человек.
В свою очередь, активных пользователей (хотя бы 1 публичное
сообщение за месяц) насчитывается: 1 465 850 человек.
Что же касается возраста пользователей российского Facebook, то по
данным Brand Analytics от конца 2015 года можно сделать следующий график
(Рис.3):
ВОЗРАСТ
40
35
30
25
20
15
10
5
0
до 18 лет
18-24 лет
25-34 лет
35-44 лет
45-54 лет
(возра ст указан у 3,3% а второв)
Рис. 3
55 и ста рше
7
Данные, представленные выше, объясняют, почему мы остановили свой
выбор на платформе Facebook: большой охват аудитории, в среднем, в
возрасте от 25 до 44 лет, которая достаточно ровно делится по половому
признаку. И именно в контексте данных пользователей удобнее всего
наблюдать за эффективностью работы маркетинговых коммуникаций по
продвижению науки (в частности SMM).
2 ГЛАВА
ПРОДВИЖЕНИЕ НАУКИ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ
FACEBOOK НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ МФТИ
Для начала нам следует определить, что такое маркетинговые
коммуникации и популяризация науки (продвижение науки).
Маркетинговые коммуникации – это процесс эффективного обмена
информацией о продукте или услуге. Конкретно в нашем случае, мы говорим
о SMM (Social media marketing) – это процесс привлечения внимания к
продукту через социальные сети.
Популяризация науки – это процесс распространения научных знаний
в доступной для широкой аудитории форме. Это направления в последние
годы приобрело особую популярность, ведь наука стала модной. Благодаря
этому решаются несколько важнейших задач, а именно: привлечение молодых
кадров в научные исследование, привлечение спонсоров, качественное
повышение уровня образование аудитории и т.п.
Выше мы указывали на то, что многочисленные исследования доказали
тот факт, что интернет – это одна из самых удобных платформ для
8
маркетинговых коммуникаций, обладающая наиболее активной аудиторией. В
социальных сетях количество всевозможных сообществ, продвигающих
интересы науки, каждый год увеличивается с геометрической прогрессией.
Мы решили остановится на проектах популяризации науки Московского
физико-технического института (МФТИ).
1) Официальная страница МФТИ в Facebook
Это классический пример SMM. Официальная группа МФТИ в Facebook
насчитывает 1591 человека. В среднем здесь размещается от 5 до 7 новостей
за день. В группе можно прочитать о работах лабораторий Физтеха,
опубликованных в русских и зарубежных СМИ, и интервью с ведущими
учеными, информацию о мероприятиях, которые проводятся в МФТИ
(лекции, семинары, международные конференции и т.д.) и об участиях команд
в соревнованиях, встречах, семинарах и обсуждениях и т.д.
Обратная связь на Facebook может исчислять от 1 «лайка» к записи до
пары сотен (а вот количество комментариев здесь крайне мало: 0 – 1). За счет
этого легко можно определить какая тематика и какие форматы интересны
публике данной социальной сети. За прошедшую неделю в среднем страницу
просматривали за день 96 пользователей. Охват составлял 3250 человек, а
вовлеченность для публикации – 1382.
Кроме того, в данном сообществе можно встретить розыгрыши
толстовок с учеными основателями МФТИ (Лев Давидович Ландау и Николай
Николаевич Семенов), значки «Физтех.Читалки» (речь о которой пойдет чуть
ниже), билеты на Science Slam или TEDx и т.д.
Особое внимание стоит уделить спонсорской поддержке МФТИ.
Кросспостинг между их сообществами крайне высок. В разное время
вовлечены:
Acronis,
ABBYY,
инновационный
Политехнический музей, Физтехпарк и т.д.
центр
«Сколково»,
9
2) “Физтех.Радио”
Это проект, которым занимаются студенты, аспиранты и выпускники
МФТИ, интернет-студия «Физтех.Радио», со временем превратившаяся в
платформу, которая объединяет неравнодушных к науке людей. Сообщество
привлекает читателей оригинальной подачей информацией, нестандартной
деятельностью и активной связью со стороны сообщества.
Основной контент: шутки от физиков. В сообществе данного проекта
можно встретить публикации к блогу «Физтехи шутят», который, в основном,
публикуется на научно-популярном портале N+1 (32 587 подписчиков),
новости МФТИ и отдельные студенческие инициативы. Наиболее успешную
из них мы вынесем в следующий пункт.
3) Первый в России блог о науке в формате видеообзора —
«Физтех.Science».
Проект
«Физтех.Science»
объединил
студентов,
аспирантов
и
выпускников МФТИ. Точкой отсчета можно считать январь 2016 года. Первый
ролик набрал свыше 12,5 тысяч просмотров. Следующий выпуск был
продемонстрирован аудитории в феврале 2016 года, и он охватил около 8,8 тыс
человек. Третью серию пришлось ждать чуть дольше: она появилась в
просторах интернета лишь в конце мая и пока только набирает обороты (в
новом выпуске ведущий Михаил Ерохин рассказывает о достижениях
лабораторий МФТИ в сферах нанофотоники, биотехнологий и биофизики).
Однако, стоит отметить, что данные показатели мы взяли с You Tube.
Непосредственно в Facebook мы получили следующие данные: свыше пол
сотни «лайков» и 15 «перепостов» за один день.
4) “Физтех.Читалка”
Это специальный проект МФТИ – открытый лекторий в московском
корпусе Московского физико-технического института. Лекции проводят
студенты, аспиранты и выпускники МФТИ (намного реже – приглашенные
гости).
10
За ноябрь и декабрь 2015 года прошло 5 открытых лекций, которые
посетили более 100 человек. На сегодняшний день показатели выросли в 6 раз:
с 10 человек до 60 – средний показатель посещаемости (проведено 16 лекций).
Группа «Физтех.Читалка» появилась в Facebook в марте этого года, и на
данный момент насчитывает 175 подписчиков. Информация о лекция
параллельно публикуется в группе образовательного сайта «Теории и
Практики» с 138-тысячной аудиторией.
«Физтех.Читалка» проводит розыгрыши (как и в случае с официальной
группой МФТИ) билетов на смежные мероприятия или сувенирной
продукции. В том числе организаторы запустили небольшой проект « Физтех
отправляет письма», в рамках которого несколько людей пишут на фирменных
открытках (с научным юмором) пожелания всем желающим и отправляют в
разные уголки нашей необъятной Родины и других стран.
Сотрудничество МФТИ с другими копаниями, заинтересованными в
популяризации науки, нестандартные идеи и неожиданный подход к
реализации проектов (соответственно, оригинальные контент) активно
развивают группу в социальных сетях и повышают интерес аудитории к
институту, создавай привлекательный образ науки.
Но нам следует провести параллели между количеством подписчиков
выбранных нами проектов в Facebook и в социальной сети ВКонтакте (Рис. 4):
- официальная группа МФТИ: 1 591 – 15 152;
- «Физтех. Радио»: 1 049 - 38 002;
- «Физтех.Читалка»: 495 – 175.
11
40000
Сравнение численности аудитории научно-популярных
проектов МФТИ в Facebook и в ВКонтакте
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
Официа льна я группа
МФТИ
Физтех.Ра дио
Facebook
Физтех.Чита лка
Вконта кте
Рис. 4
По сравнению с образовательным сайтом «Теории и Практики», где
численность аудитории ВКонтакте проигрывает аудитории Facebook, можно
сделать вывод, что используемые МФТИ форматы популяризации науки,
преимущественно, подходят людям в возрасте от 15 до 25 лет. И, чтобы
увеличить численность подписчиков в Facebook, необходимо изменить
стратегию продвижения науки с учетом интересов целевой аудитории данной
социальной сети.
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели продвижение науки в рамках проектов
МФТИ в Facebook: провели тщательный анализ аудитории данной сети, ее
включенность в популяризацию науки и специфику проектов/форматов
Московского физико-технического института.
Мы
сделали
вывод, что, исходя из
вышеуказанных данных,
продвижение научных знаний в Facebook необходимо осуществлять в других
форматах, так как основная аудитория, заинтересованная в реализации
вышеуказанных проектов, находится в социальной сети ВКонтакте.
13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Презентация Елены Брандт, руководителя направления по связям с
общественностью МФТИ,
в
рамках круглого стола «Образ
Российской науки в мире» (ТАСС от 08.02.2016)
2. Доклад директора лаборатории Cambridge Prosociality and Well-Being
Lab Александра Спектра «Использование социальных медиа для
переосмысления
социальных
наук»
в
рамках
независимой
профессиональной психологической конференции «Вилка» (от
24.04.2016)
3. Доклад старшего преподавателя факультета психологии СПбГУ
Янины Ледовой «Темная сторона Фейсбука» в рамках независимой
профессиональной психологической конференции «Вилка» (от
24.04.2016)
4. Brand Analytics http://br-analytics.ru/
5. «Новые медиа как фактор модернизации СМИ» Е.Л. Вартанова
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576
003a8c8c
6. «Роль популяризации науки в развитии российского образования» (в
контексте
анализа
российских
научно-популярных
изданий)
Джанджугазова Е.А.
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ffutureruss.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2015%2F02%2FDzhandzhugazova.pdf&name=
Dzhandzhugazova.pdf&lang=ru&c=5751672d540a
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв