УДК 008(1-6)
МЕСТО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Кириллова Наталья Романовна
магистрант
Научный руководитель: Паниотова Таисия Сергеевна
д.ф.н., профессор
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Аннотация: В статье рассматривается положение национально-культурной
идентичности в контексте развития информационного общества. Приводятся
основные характеристики современной информационной культуры и их
влияние на идентичность индивидов. Автор отмечает способность к быстрой
трансформации как одну как одну из главных особенностей современной
культуры.
Ключевые
слова:
глобализация,
культура,
национально-культурная
идентичность, информационное общество, виртуализация.
PLACE OF NATIONAL CULTURAL IDENTITY IN THE INFORMATION
SOCIETY
Kirillova Natalia Romanovna
Master student
Scientific advisor: Paniotova Taisiia Sergeevna
Abstract: The article considers the situation of national cultural identity in the
context of the development of the information society. The main goal of the article is
to show the most important features of the modern information culture and their
influence on the identity of individuals. The author notes the capacity for rapid
transformation as one of the main features of modern culture.
Key words: globalization, culture, national-cultural identity, information society,
virtualization.
Современное общество развивается в информационную эпоху, где
основной тенденцией
является
создание,
хранение
и распространение
информации. Некоторые явления, такие как, например, глобализация придают
этой эпохе специфические черты, которые становятся частью и самого
общества.
Своеобразным
персональный
компьютер,
символом
который
информационной
обеспечил
доступ
культуры
к
стал
практически
неограниченному количеству информации [1, с. 163]. Возрастание значимости
социальных
медиа,
различных
платформ
становится
возможностью
обеспечения диалога культур на любом расстоянии. Также важным явлением
информационного общества стала массовая культура, целью которой является
превращение культуры в производство и удовлетворение потребностей
общества с помощью выпуска востребованной продукции.
Вопрос, касающийся роли национально-культурной идентичности в
информационном обществе, является актуальным, о чём свидетельствуют
заметки многих исследователей. Например, Ю. Хабермас отмечал, что
национальное сознание как способ культурной интеграции - специфическая
черта Нового времени [5, с. 212]. Несмотря на то, что проблема национальнокультурного самоопределения не нова, в настоящее время она поставила
совершенно иные вопросы, главным из которых стал поиск способов
сохранения
национально-культурной
идентичности
в
информационном
обществе.
После падения авторитета идей европоцентризма, где европейская
культура
выступала
эталоном,
а
ценности
европейской
национально-
культурной идентичности признавались идеалом общечеловеческих ценностей,
возникла тенденция плюрализма идентичностей, произошло осмысление
принципиальной разницы между друг другом и необходимости ведения
равного диалога [2]. Наиболее ярко эта проблема обозначилась в конце XX века
с массовым обострением проблемы сепаратизма - движения, направленного к
отделению какой-нибудь области или региона от государства [4]. Сегодня мы
можем увидеть, как каталонцы борются за свою самобытность и уникальность,
баски говорят на одном из древнейших языков Европы и гордятся этим - и
таких примеров не мало. Национальные культуры стремятся выйти из тени
мировых, обозначив своё место на всеобщем культурном поле. Важно
отметить, что современное положение вещей, главенство информации и
социальных медиа играют в этом процессе не последнюю роль.
Распространение
массовой
культуры
остро
поставило
вопрос
идентичности индивида в целом. Процессы компьютеризации и виртуализации
обеспечили возможность создания многочисленных версий человека, что
сказалось на его возможности реально относить себя к какой-либо социальной
группе. Сейчас человек может жить в небольшом городе, заниматься
рутинными делами, но при этом, попадая в виртуальный мир, он может
заниматься вещами, непривычными ему, и даже жить другой жизнью. И в этом
потоке
разрозненной
и
фрагментарной
жизни
национально-культурная
идентичность оказывается способной на совершенно новые способы развития и
проявления.
В современной культуре одним из главных факторов жизни является
коммуникация.
С
появлением
компьютера
значимость
коммуникации
усилилась, что повлекло за собой изменения во всех сферах жизни общества.
Одной из ведущих характеристик жизни современного человека становится
трансформация, которая в сфере идентичности приобретает игровой характер и
позволяет индивиду ощущать себя в совершенно непредсказуемых ролях. И эти
роли в основном зависят от того, какую мировоззренческую систему мы
выберем. Складывается ситуация, где идентичность задаётся условиями
процесса
коммуникации.
Многие
исследователи
отмечают,
что
она
конструируема и воспроизводится всегда в настоящем моменте. В виртуальном
мире упоминание национально-культурного не является полноценно связанным
с происхождением. Процесс коммуникации может подстраивать определённые
структуры под стоящие перед ним задачи.
Обозначив проблемы, которые стали следствием распространения
информационной культуры, важно отметить также и положительные стороны
этого процесса. В первую очередь это тенденция к диалогу культур, которая в
современном обществе становится чрезвычайно актуальной. Представители
разных культур, осознавая свои различия, стремятся к поиску путей успешной
коммуникации между собой, ведь именно эта коммуникация может повлиять на
все сферы жизни мирового сообщества. Каждый год создаются международные
компании, в университетах по всему миру существует частая практика обмена
студентами, проходят международные конференции, учебные заведения
готовят специалистов по межкультурной коммуникации. Эти процессы
поддерживает медиакультура, она участвует в диалоге через глобальную сеть
коммуникаций. Характерная для современного общества способность к
быстрой трансформации позволяет индивиду, помимо налаживания контакта
между культурами, обращаться к своей национально-культурной идентичности,
сравнивать её с другими, а также адаптировать её под стремительно
меняющееся общество. Некоторые исследователи выделяют особенности
национально-культурной идентичности в современном мире. Скородумова О.
Б. отмечает следующие: 1) национально-культурная идентичность теряет
привязку к территории и происхождению; 2) формирование идентичности
приобретает диалоговый характер; 3) формирование национально-культурной
идентичности определяется включенностью в коммуникационные процессы в
контексте глобальной информационной среды. [3]
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
сегодня
проблема
национально-культурной идентичности, которая разрабатывается уже долгие
годы, начала играть новыми красками. Процессы, сопутствующие развитию
информационной культуры, дали определённый толчок к модификации и
трансформации этого явления. Сегодня национально-культурная идентичность
позволяет
сохранить
представление
о
своей
родной
культуре
в
виртуализированном, компьютеризированном мире. Она становится базовым
элементом диалога культур и играет одну из первостепенных ролей в процессе
межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Паниотова Т. С. История современной западной культуры (XIX - начало
XXI вв.) : учеб. Пособие / Т. С. Паниотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. –
350, [1] с. – (Высшее образование).
2. Ручкина Г. Ф., Скородумова О. Б. Национально-культурная идентичность
в контексте становления информационного общества // Научный вестник
МГТУ ГГА. 2011. №166. С. 93 – 97.
3. Скородумова О. Б. Национально-культурная идентичность в
информационную эпоху // Вестник Российского философского общества.
2011. №1.
4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос.
ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4
т.).
5. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю.
Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.:
Академия. 1995. С. 208 – 245.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв