МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
СВЯЗИ
ПРИ
ИЗУЧЕНИИ
ФИЗИКИ
И
МАТЕМАТИКИ
METAPREDMETRICCONNECTIONS
IN
THE
STUDY
OF
PHYSICS
AND
MATHEMATICS
ДоненкоИ.Л.
обучающийся первого курса магистратуры кафедры теоретической физики, ФГАОУ ВО «Крымский
федеральный университет им. В.И. Вернадского», учитель физики и информатики МБОУ Сакская
школа-лицей,idonenko2012@gmail.com
Ключевыеслова:физика,математика,школа,урок.
Keywords:physics,mathematics,
school,lesson.
Введение. Учет метапредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет
каждому учителю поддерживать интерес к другим , не "своим" предметам. Знания учащихся становятся
глубже и прочнее.[1] Дети не часто связывают разрозненные факты, которые мы сообщаем в рамках одного
предмета. Отсюда вывод: большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую
интеллектуальную способность человека- способствовать к сравнению, анализу и классификации
получаемойизвнеинформации.
Отсюдавозникаютзадачи:
1.
Помочьучащимсяусвоитьсовокупностьфактовиявленийвихразвитии,овладетьобщейкартиной
мира.
2.
Покончитьсразобщенностьюшкольныхпредметов.
3.
Повыситьинтерескучениюикпредмету.
4.
Повыситьпрактическуюнаправленностьобучения..
Физика неразрывно связана с математикой. Математика дает физике средства и приемы точного
выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента
или теоретических исследований. Программа по физике составлена так, что она учитывает знания учащихся
по
математике.Метапредметные[2]связифизикииматематикиможноклассифицироватьнауровне:
а)
знаний;
б)
видов
деятельности.
Первые
изнихраскрываютпосредствомязыка,элементовтеориииприкладнойинформации.
Основные трудности , возникающие при
реализации метапредметных связей по линии
"математика-физика".[1]
1. Физические понятия, используемые на уроках математики, не всегда своевременно сформированы в курсе
физики, и наоборот: математики
не всегда своевременно знакомят с понятиями и
действиями,необходимымидлякурсафизики.
2. В курсе физики применяют такие математические понятия, которые в рамках математической программы
вообще
невводятся.
3.
Несогласованностьтерминологиии
обозначенийвкурсахматематикиифизики.
4.
В
курсахматематикиифизикиодни
итежепонятияпоучаютразличнуютрактовку.
5.
Стержневыеидеиматематикиневсегдареализуютсявкурсефизики..
Широко распространено мнение, что в школьном преподавании интеграция физики с математикой возможна
только в классах с углубленным изучением этих предметов. Мы, однако, считаем, что очень многие
элементы интеграции могут сделать изложение физики более ясным и доступным на всех уровнях её
изучения. Общение со школьниками показывает, что непонимание ими какого-либо вопроса из курса
физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составление и
решения
математических
уравнений,
неумением
проводить
алгебраические
преобразования
и
геометрическиепостроения.
Школьная математика практически везде, к сожалению, совершенно оторвана от потребностей физики – как
по выбору материала, так и по его трактовкам, постановке задач и развитию навыков. М
етодика
преподавания
физики
и
математики
пересекаются
практически
на
каждой
теме. Для более
фундаментального усвоения программы необходимо интенсивное использование математического аппарата
на уроках физики – при расчетах задач и лабораторных работ, а на уроках математики использовать
физическиезадачи,длярешениякоторыхнеобходимматематическийаппаратпотойилиинойтеме.
Средствареализацииметапредметныхсвязеймогутбытьразличны:
•
Вопросы
метапредметного
содержания,
направляющие
деятельность
школьников
на
воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении
нового
материала.
•
Метапредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или
составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в
преподаваниидругогопредмета.
•
Домашнее задание метапредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка
сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов,
требующихзнанийметапредметногохарактера.
•
Учебный эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические
(физические)явления,происходящиев
них.
Способы
привлечения
знаний
из
других
предметов
различны.
Конкретизация
использования
метапредметные связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования, которое
осуществляетсясучетомвидаурокасметапредметнымисвязями:
•
фрагментарный, когда лишь фрагменты, отдельный этап урока, требует реализации связей с
другими
предметами;
•
узловой, когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения
всего
новогоматериалаилиегообобщениявконцеучебнойтемы;
•
синтезированный, который требует синтеза знаний из разных предметов на протяжении всего урока
и
специальнопроводитсядляобобщенияматериаларядаучебныхтемиливсегокурса.
Списокиспользуемыхисточников
1.
ИвановА.И.Овзаимосвязишкольныхкурсовфизикииматематикиприизучениивеличин.//Физика
в
школе,
2015,№7.-С.48.
2.
http://fgosvo.ru
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв