Ворончихина Алина Сергеевна
Уральский Государственный Экономический университет
Г. Екатеринбург
Пример организации проектной деятельности студентов на
занятиях математики
В нашей стране о методе проектов узнали ещё в девяностые годы двадцатого
столетия и к 21 веку интерес к этому методу стал настолько высок, что он
перерос в устойчивую тенденцию использования данной технологии на
практике преподавания. Метод проектов помогает ненавязчиво вовлечь
учащихся в активный учебный процесс, развить мыслительные процессы и
дает возможность попробовать себя в разных ролях, нужных для решения
проблемы (решающий проблему, принимающий решение, исследователь,
документалист).
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он
развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через
комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской
деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного
материала в виде какой-либо продукции или действий. (1)
В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных
навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков
критического мышления. (1)
Проекты – это не развлекательная добавка к учебному плану и не обычные
задания по теме. Они помогают в большой степени раскрыться учебному
плану, разнообразить его, научиться на определенных задачах решать
проблемы, которые могут возникнуть в жизни по данной области знаний.
Учащиеся примеряют на себя различные роли из реальной жизни и
выполняют значимые для их жизненного опыта задачи.
Так, математические проекты во многом помогают учащимся, особенно
студентам инженерных, экономических, географических, физических и
других дисциплин, чья работа тесно связана с вычислениями. Примеряя на
себя роли из поставленных математических задач, студенты учатся трезво
оценивать положение вещей, анализировать свою «ролевую» работу или
работу предприятия, находить выход из критической ситуации и быстро
ориентироваться в сложных жизненных задачах.
Рассмотрим один из «игровых» вариантов применения метода проектов на
практике со студентами. Преподаватель в начале семинара делит учебную
группу на несколько групп (для примера, разделим нашу теоритескую группу
по уровню знаний и подготовленности на «сильных», «средних» и «слабых»
студентов). Далее каждой из групп дается индивидуальное групповое
задание, соответствующее плану изучения тем на лекции (например,
«сильной» группе зададим тему «интегралы», «средней» группе –
«производные», «сильной» - пределы). После чего студентам дается время
(неучебное) для подготовки и выполнения своего задания. Формы
выполнения заданий могут быть разные: доклад в виде презентации,
математическая игра, объясняющая и вовлекающая в данную тему,
викторина, рассказ и так далее. Когда время на подготовку задания
заканчивается, студенты должны представить перед группой свое задание,
выполненное в выбранной ими понравившейся форме. Преподаватель
оценивает уровень знаний студентов, их подготовку к данному заданию,
творческий подход, оригинальность.
Таким образом, можно подойти к выводу о том, что метод проектов помогает
организовывать проектную деятельность студентов (в примерах данной
статьи – в математике) преподавателю, помогает разнообразить семинарские
задания и пары в целом. Что же по итогу усваивают студенты? Они приходят
к поставленным им целям (решение определенной задачи, ее пояснение),
развивают креативное мышление, критическое мышление, учатся
самостоятельной работе, развивают коммуникативные навыки,
самореализуются, учатся работать в команде, усваивают командные навыки,
пробуют себя в разных ролях, начинают интересно организовывать свою
деятельность! У студента появляется общая картина восприятия, вместо
восприятия материала отдельными частями.
Метод проектов не дает заскучать студенту на лекции, а его (студента)
включенность в работу вызывает только больший интерес.
Литература
1) Гвоздикова Елена Ивановна "Метод проектов как технология личностноориентированного образования на уроках литературы"
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв