ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТПОРТАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОЛИМПИАДАМ ПО
ПРЕДМЕТУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Выпускная квалификационная работа
обучающейся по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
Профиль Изобразительное искусство и мировая художественная
культура
очной формы обучения, группы 02021208
Каракай Евгении Олеговны
Научный руководитель
к.ф.н., доцент
Попова О.В.
БЕЛГОРОД 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты подготовки обучающихся к
предметным олимпиадам по МХК............................................................... 9
1.1 Роль предметной олимпиады в процессе обучения мировой
художественной культуре…………………………………………………. 9
1.2 Особенности подготовки обучающихся к предметной олимпиаде
по предмету «Мировая художественная культура»................................... 12
1.3 Анализ опыта подготовки учащихся к предметным олимпиадам в
общеобразовательной школе…………………………………………...
17
ГЛАВА II. Современные условия использования образовательного
Интернет-портала при подготовке учащихся общеобразовательных
школ к олимпиадам по мировой художественной культуре……………. 23
2.1 Роль образовательных Интернет-ресурсов в современном
образовательном процессе………………………………………………… 23
2.2 Методические аспекты использования образовательного Интернетпортала в процессе подготовки к олимпиаде по МХК…………………... 27
ГЛАВА III. Разработка образовательного Интернет-портала, как
средства учебно-методического обеспечения процесса подготовки к
олимпиаде по мировой художественной культуре………………………. 32
3.1 Технология создания образовательного Интернет-портала «ARTOlimp»………………………………………………………………………. 32
3.2 Рекомендации по использованию Интернет-портала «ART-Olimp»
в процессе подготовки к олимпиадам по мировой художественной
культуре…………………………………………………………………….. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....
48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………
51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….
1-11
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………
1-13
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день участие в олимпиадах дает школьнику много
преимуществ. Еще 20 лет назад учащиеся принимали участие в олимпиадах
лишь для защиты чести школы. Участие в олимпиадах сегодня дает большие
преимущества при поступлении в престижный вуз, нередко обеспечивает
возможность получать высокую стипендию и помогает определиться с
выбором дальнейшей профессии.
На данном этапе развития олимпиадное движение претерпевает
глобальные изменения. Это связано и с изменением парадигмы образования,
и с тотальной информатизацией общества. В связи с этим меняются
требования как к педагогам, подготавливающих учащихся к олимпиадам, так
и к самим участникам. Необходимо иметь широкий кругозор знаний, умение
творчески и нестандартно подходить к решению задач, а также умение
пользоваться всеми новейшими достижениями в области информационнокоммуникационных технологий.
Особую роль в данном процессе играют современные средства
обучения, в частности, электронные учебные пособия и образовательные
Интернет-ресурсы. Возможности использования образовательных Интернетресурсов
уже
неоднократно
становились
предметом
психологов и педагогов. Так, исследователи
Войскунский
и
др.
рассмотрели
исследований
Ю.Д. Бабаева, А. Е.
психологические
последствия
информатизации, отмечая ее влияние на формирование
психических
процессов [2, с. 65].
Методические аспекты использования Интернет-ресурсов освещены в
работах М. М. Горячева, Н. В, Иванушкина, В. В. Мантуленко, В. М.
Полонского, Н. Н. Еслистратовой, И. А. Губайдуллина, З. З. Денишева,
О.Л.Королевой, Е.Н. Халезовой, С.М.Масловой, Т.Б.Садиковой и др.
Что же касается изучения методических особенностей подготовки к
олимпиадам, то следует отметить ряд основополагающих работ по
3
педагогике, которые могут составить теоретико-методологическую основу
исследований в данном направлении. Это, прежде всего, положения теорий
деятельности
и
развития
личности,
отраженные
в
трудах
таких
исследователей, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Н.Ф. Талызина. Применительно к вопросам методических
особенностей подготовки олимпиады по мировой художественной культуре
теоретическую основу могут составить концепции воспитания искусством
одного из основоположников предмета «Мировая художественная культура»
Д.Б. Кабалевского,
а также А.А. Мелик-Пашаева и Б.М. Йеменского и
полихудожественного развития школьников Б.П. Юсова.
Вместе с тем следует отметить отсутствие научной литературы, как
теоретического, так и методического характера, касающейся конкретных
вопросов подготовки к предметным олимпиадам в целом и олимпиадам по
мировой художественной культуре в частности. Мы можем отметить лишь
работу Е. Ю. Гундоровой, которая разработала методику решения артзаданий на олимпиаде по искусству (мировой художественной культуре) для
работы с одаренными школьниками.
В практической же деятельности,
как показывают опросы педагогов, учителя действуют «по наитию»,
продвигаясь порой с опорой только лишь на педагогическое мастерство и
профессиональную интуицию.
Это порождает противоречие между необходимостью специальных
методик подготовки учащихся общеобразовательных школ к предметным
олимпиадам и отсутствием таковых на современном этапе развития системы
образования.
исследования:
Данное
каковы
образовательного
противоречие
методические
Интернет-портала
определяет
проблему
особенности
при
использования
подготовке
общеобразовательной школы к олимпиадам по
нашего
учащихся
предмету «Мировая
художественная культура»?
Цель исследования - разработка и внедрение образовательного
Интернет-портала в качестве средства учебно-методического обеспечения
4
процесса подготовки к предметной олимпиаде по мировой художественной
культуре.
Объект исследования – процесс подготовки учащихся к предметной
олимпиаде по мировой художественной культуре.
Предмет исследования – особенности разработки и внедрения
Интернет-портала как условия эффективной подготовки обучающихся к
предметной олимпиаде по мировой художественной культуре.
Гипотеза
исследования:
использование
обучающимися
образовательного Интернет-портала при подготовке к олимпиаде по
предмету
«Мировая
художественная
культура»
способствует
более
успешному усвоению материала.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие
задачи:
1) определить роль предметной олимпиады в процессе обучения по
предмету «Мировая художественная культура»;
2) выявить
особенности
подготовки
обучающихся
к
предметной
олимпиаде по МХК;
3) проанализировать
опыт
подготовки
учащихся
к
предметным
олимпиадам в общеобразовательной школе;
4) выявить роль Интернет-ресурсов в современном образовательном
процессе;
5) рассмотреть методические аспекты использования образовательного
Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиаде по предмету
«Мировая художественная культура»;
6) описать технологию создания образовательного Интернет-портала
«ART-Olimp»;
7) составить
рекомендации
по
использованию
образовательного
Интернет-портала «ART-Olimp» в процессе подготовки к олимпиадам
по мировой художественной культуре.
5
Методологическую базу данного исследования составили работы Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова
(концепция развития универсальных учебных
действий общего образования); Д.Б. Кабалевского, А.А. Мелик-Пашаева,
Б.М. Йеменского (концепции воспитания искусством); а также положения
теорий деятельности, развития личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина).
Методы
исследования.
Для
решения
поставленных
задач
был
использован ряд методов:
1. Изучение и анализ теоретических источников по педагогике, методике
преподавания мировой художественной культуры, учебных программ по
предмету учебного цикла «Мировая художественная культура», научных
публикаций и диссертационных работ по проблеме исследования, учтены
требования к олимпиадным заданиям всероссийского и регионального
уровня.
2. Анализ и обобщение практического опыта подготовки к олимпиадам по
мировой художественной культуре.
3.
Проведение
педагогического
эксперимента
для
выявления
эффективности разработанного образовательного Интернет-портала.
4. Опрос педагогов по проблеме методики подготовки к олимпиаде по
мировой художественной культуры.
Этапы исследования:
1. На первом этапе выпускной квалификационной работы изучался
теоретический материал по проблеме данного исследования, осуществлялся
анализ олимпиадных заданий по мировой художественной культуре,
методических рекомендаций по подготовке к предметной олимпиаде по
мировой художественной культуре, разрабатывался аппарат исследования,
проводился отбор и систематизация принципов дизайна образовательного
Интернет-портала.
6
2. На втором этапе проводился педагогический эксперимент с
учащимися 9-х классов на базе МБОУ «СОШ №40 г. Белгорода» в процессе
использования образовательного Интернет-портала
3. На третьем этапе исследования подводились итоги эксперимента,
завершалась работа над творческой частью выпускной квалификационной
работы: образовательным Интернет-порталом для подготовки к предметной
олимпиаде по мировой художественной культуре.
Теоретическая
и
практическая
значимость
работы:
были
обоснованы принципы разработки образовательного Интернет-портала для
подготовки к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре
для
учащихся
общеобразовательных
школ,
практически
доказана
эффективность данного образовательного ресурса.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ
№ 40 г. Белгорода».
Структура выпускной квалификационной работы:
Теоретическая часть представляет собой по заявленной теме и
включает: введение, три главы, заключение, библиографический список и
приложение. Первая глава посвящена теоретическим аспектам подготовки
обучающихся к предметным олимпиадам по мировой художественной
культуре. Рассматривается роль предметной олимпиады в процессе обучения
в общеобразовательной школе и особенности подготовки обучающихся к
предметной олимпиаде по предмету «Мировая художественная культура».
Вторая
глава
направлена
на
изучение
современных
условий
использования образовательного Интернет-портала при подготовке учащихся
общеобразовательных школ к олимпиадам по мировой художественной
культуре. Рассматривается роль образовательных Интернет-ресурсов в
современном
образовательном
процессе
и
методические
аспекты
использования образовательного Интернет-портала в процессе подготовки к
олимпиаде по МХК.
7
В третьей главе описывается ход и итоги творческой части выпускной
квалификационной работы, а также возможности применения результатов
исследовательской работы на практике.
Творческая часть дипломной работы содержит поисковый материал по
проблеме разработки образовательного Интернет-портала для подготовки
учащихся общеобразовательных школ к предметной олимпиаде по мировой
художественной культуре. Итогом творческой работы стал электронный
образовательный ресурс «ART-Olimp».
8
Глава I. Теоретические основы использования
специализированных Интернет-ресурсов при подготовке обучающихся к
предметным олимпиадам
1.1.
Роль предметной олимпиады в процессе обучения мировой
художественной культуре
Мировая художественная культура – это предмет, появившийся в
общеобразовательных школах сравнительно недавно, в 60-70-х годах ХХ
столетия. Инициаторам разработки данного курса выступил Дмитрий
Борисович Кабалевский, советский композитор, писатель и общественный
деятель. Именно он впервые заговорил о необходимости приобщать
учеников к истории мировой художественной культуры. Практическое
воплощение эта идея нашла в педагогической деятельности Лии Михайловны
Предтеченской. Именно ей было предложено написать главу о культуре в
книгу для учителей. Так появилась идея разработки школьного курса
«Мировая художественная культура» [25, с.23]. Поначалу проверка нового
школьного курса проводилась в небольшом количестве городских и сельских
школ СССР. Но вскоре этот курс был введен в учебный план
общеобразовательных школ по всей стране.
Концепция
предмета
«Мировая
художественная
культура»
предполагает взаимодействие в процессе обучения растущего человека с
искусством, приобщение «к тому, что было и остается главным для людей
разных эпох, культур, верований» [46, с.3]. Его главная задача - душевно
развивать ребенка, приобщать его к высшим человеческим ценностям, давать
ценностные ориентиры.
Мировая
художественная
культура
отличается
от
большинства
предметов своей мировоззренческой направленностью. Это достигается
посредством комплексного воздействия различных видов искусств литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. В рамках данного
предмета школьники изучают произведения мировой культуры, учатся их
9
осмысливать в контексте эпохи, путем понимания философии, нравственных
идей и их логической взаимосвязи.
Формирование
мировоззрения
школьников
в
рамках
предмета
«Мировая художественная культура» происходит благодаря изучению и
осознанию вечных нравственных ценностей, пониманию культурных связей
и определению роли и места художественной культуры в жизни человека.
На сегодняшний день в образовании появилась новая задача –
подготовка человека, соответствующего новой информационной культуре
с.95].
[15,
Эта
культура
отличается
следующими
чертами:
интегрированность, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и
коммуникативность
на
всех
уровнях.
В
связи
с
этим
появляется
необходимость развития познавательной активности учащихся.
Федерального государственного стандарта гласит: «Развитие личности
– смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся
жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать
постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы» [47, с. 5]. Главной
целью образования в таких условиях становится подготовка обучающихся к
решению проблемных ситуаций и развитие творческих способностей и
познавательных интересов учащихся.
Именно поэтому существует необходимость в проведении различных
конкурсов,
олимпиад,
научных
конференций,
фестивалей,
которые
направлены на сохранение и развитие традиций гуманитарного образования,
повышение общего культурного развития и способность находить решение
проблем нестандартными способами. В рамках интеллектуальных марафонов
и предметных олимпиад у учащихся повышается уровень знаний и
познавательной активности, а также создается атмосфера творческого
поиска.
В положении о школьных предметных олимпиадах сказано, что
предметная олимпиада – это «форма интеллектуального соревнования
учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить
10
не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания
в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления» [50,
с. 6].
История предметных олимпиад в России берет свое начало еще в XIX
веке.
Астрономическое
общество
Российской
Империи
проводило
«Олимпиады для учащейся молодежи». Но тогда это явление было не столь
распространено, и поэтому подробностей олимпиадного движения тех лет до
нас не дошли.
Всероссийская олимпиада школьников в том виде, в котором она
проходит сегодня, возникла в 1991 году.
Прослеживая всю историю
олимпиадного движения, можно сформировать представление о том, какие
науки имели значение в тот или иной период времени и с чем это было
связано. Например, в середине XX века в СССР важнейшее значение имели
олимпиады по математике, физике, астрономии и химии. Связано это было с
техническим прогрессом и активным освоением космоса. Именно поэтому
предметные олимпиады всегда определяли развитие образования и науки не
только в нашей стране, но и по всему миру.
В нашем быстроразвивающемся мире необходимость нестандартно
мыслить,
находить
неожиданные
решения
и
в
целом
развивать
познавательную активность стоит даже более остро, чем 20 лет назад. В
Концепции государственного стандарта общего образования сказано:
«Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми
нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует
умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы»
[54, с.10].
Сегодняшние школьники сталкиваются с большим количеством
сложностей, детерминированных развитием информационной культуры.
Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников
к
решению
проблемных
ситуаций,
к
овладению
деятельностью,
направленной на развитие творческих способностей и познавательных
11
интересов учащихся, учитывая их психологические способности [49, с.6].
Развитию
творческого
и
нестандартного
мышления
лучше
всего
способствуют задания на конкурсной основе, так как они лучше всего
помогают выявить творческий потенциал ребенка, его лидерские качества, а
также углубить знания по предмету.
В методических рекомендациях по разработке заданий и требований к
проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по
искусству (мировой художественной культуре) в 2016 – 2017 учебном году
прописаны следующие цели и задачи: «актуализация знаний по мировой
художественной культуре, пробуждение интереса к ее аспектам, развитие
эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному
творчеству; пробуждение интереса к социализации творческих инициатив;
выявление необходимых условий для удовлетворения познавательных и
творческих устремлений обучающихся.
Важной задачей является выявление понимания у участников своей
сопричастности к мировому культурному процессу» [47, с.18].
Таким образом, участие в олимпиадах по предмету «Мировая
художественная культура» стимулирует учащихся расширять свой кругозор в
области знания истории, культуры, изобразительного искусства. Участие в
олимпиадах повышает самооценку школьников, мотивирует их более
углубленно изучать предмет, который им интересен и позволяет развивать в
себе творческие способности и нестандартное мышление.
1.2.
Особенности подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по
мировой художественной культуре
Олимпиада – это одна из форм проверки знаний, которая кроме этого
развивает в учащихся умение нестандартно мыслить, расширяет общий
кругозор и позволяет мобилизировать личностные качества.
12
Специфика
подготовки
обучающихся
к
предметной
олимпиаде
заключается в нескольких этапах:
- сначала необходимо провести отбор участников олимпиады среди
класса (необходимо увидеть способных учеников, которые интересуются
данной областью знаний);
- затем нужно провести анализ ресурсов вместе с учениками, для того
чтобы они могли понимать, как правильно организовать работу по
подготовке к олимпиаде;
- в подготовке к олимпиаде также важен индивидуальный подход (для
каждого участника олимпиады необходимо подобрать методики подготовки,
которые подходят именно ему);
- далее проводится проверка системности знаний у учащихся, для того,
чтобы понять, какие пробелы необходимо заполнить;
- следующий этап – это углубленное изучение материала (это может
производиться по определенной теме, которая обозначена на текущей
олимпиаде, или возможно углубленное изучение по всему материалу).
На данный момент не выработано какого-то определенного алгоритма,
который помог бы учителям качественно готовить обучающихся к
олимпиадам.
Кроме
перечисленных
выше
спецификаций
подготовки
необходимо также учитывать и разные этапы самих олимпиад. Каждый этап
имеет свои сложности и особенности.
Олимпиады
проводятся
в
несколько
этапов:
школьный
этап,
муниципальный этап, региональный этап и заключительный этап. Также
победители заключительного этапа могут отправиться на международную
олимпиаду [47, с. 8].
Олимпиадные задания подразделяют на пять типов. Первый тип
направлен на выявление учебно-познавательной компетенции учащихся. На
всех этапах олимпиадные задания разделяются уровнями сложностями. На
школьном этапе первый тип заданий по мировой художественной культуре
зачастую заключаются в узнавании художественного произведения. Это
13
может быть узнавание произведения как по его изображению, так и по
текстовому описанию произведения. Произведения могут варьироваться от
общеизвестных и хрестоматийных до менее известных. На муниципальном
этапе первый тип заданий также заключается в узнавании художественного
произведения, но предоставляются менее известные образцы. Задания
первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые образцы
произведений искусства, требующие специальных знаний по предмету. На
заключительном этапе тот же первый тип заданий требует специальных и
более расширенных знаний по предмету, так как задания содержат наименее
известные образцы произведений искусства.
Второй
тип
заданий
направлен
на
выявление
эмоционально-
личностной и коммуникативной компетенций. Данный тип заданий
предлагает
участникам
произведению
искусства;
описать
для
свое
эмоциональное
передачи
отношение
эмоционального
к
состояния
предлагается использовать образный язык описания; фиксация своих
эмоциональных
впечатлений
в
предлагаемой
художественной
или
художественно-публицистической форме (например, текст афиши или
буклета).
На
школьном
этапе
могут
быть
предложены
названия
художественных произведений или репродукции их изображений, либо это
могут быть аудио- и видеофрагменты музыкальных произведений
или
кинофильмов.
Муниципальный этап для анализа включает в себя малоизвестные
произведения, с которыми участник, скорее всего, не встречался. В заданиях
регионального этапа участнику может быть предложено сравнительное
описание настроений, передаваемых художниками в двух или нескольких
произведениях. Это могут быть и произведения разных видов искусства,
отражающие одну и ту же тему. Задания заключительного этапа предлагают
определить средства выразительности произведения, а также провести
сравнительно-сопоставительный анализ двух и более произведений разных
видов искусства.
14
Третий тип заданий направлен на выявление уровня развития
исследовательской и творческой компетенций. Этот тип заданий предлагает
для анализа менее известные произведения искусства или наименее
узнаваемые фрагменты работ. На школьном этапе этот тип заданий
проверяет уровень специальных знаний и искусствоведческих способностей
к систематизации материала и выстраивании ее в хронологической
последовательности. Также могут быть предложены задания по исключению
явлений, не входящих в предложенный ряд, путем определения логики
составленного ряда. Муниципальный этап может быть осложнен заданиями
на
определения
произведения
искусства
по
его
фрагменту
и
проанализировать это произведение по памяти. Кроме того, в задания могут
быть включены следующие критерии:
определение автора произведения;
назвать другие произведения этого же автора;
описать общую композицию представленного произведения;
а также описать творчество автора в целом, культурноисторическую эпоху, в которой он жил и стиль его работ.
Задания регионального и всероссийского этапов могут включать
несколько фрагментов разных художественных произведений и осложняются
включением заданий второго типа на выявление художественных средств,
использованных в произведении, и определение ведущего настроения
работы.
Четвертый тип заданий, так же, как и третий, направлен на выявление
уровня специальных знаний и способностей к систематизации материала. Но
этот тип включает в себя задания тестового характера на соотнесение
определений с явлениями искусства, специальными терминами из разных
видов
искусства.
На
школьном
этапе
задания
предлагается
прокомментировать сделанный выбор. Это позволит проверяющим уловить
логику участника и тем самым повысить бал за оригинальность мышления.
На муниципальном этапе могут быть добавлены задания на продолжение
15
логического ряда признаков или явлений. На региональном и всероссийском
этапах могут быть добавлены задания на выделение слова, обозначающего
специфичные средства выразительности того или иного вида искусства.
Пятый
тип
заданий
позволяет
выявить
способности
к
самостоятельному поиску, структурированию и осмыслению информации;
умение ориентироваться в обширном материале; наличие необходимых
знаний по предмету для осуществления такого поиска. Этот тип заданий
направлен
на
выявление
сформированности
информационно-
коммуникативных компетенций.
На школьном этапе пятый тип заданий сосредоточен на сборе
информации в Интернете или в библиотеке. Он делится на две части. Первая
часть (выборка ключевых слов для поиска) предполагает проверку
предметных знаний. Вторая часть (поиск и подбор необходимого материала)
направлена на проверку знаний в областях форм и жанров информационного
материала
(репродукции,
искусствоведческие
статьи,
словари,
аудиоматериалы и др.), а также на умение анализировать собственную работу
и давать краткий отчет по ней. На муниципальном этапе задание имеет
следующий вид: систематизировать предложенный материал или отобрать
необходимый для раскрытия конкретной проблемы. Материал рекомендуется
составлять так, чтобы его можно было систематизировать по разным
признакам (по авторам, по стилям, по жанрам, по эпохам и т.д.).
На
региональном этапе задание по систематизации материала усложняется
предложением создания концепции выставки, с составлением табличек,
сопровождающих
предлагаемые
произведения
искусства.
Также
предлагается составить текст афиши, выделить главную работу, которая
будет помещена на афишу.
С учетом всех перечисленных особенностей каждого этапа встает
необходимость в выработке методики, которая помогла бы учителям легко и
качественно готовить учащихся к предметным олимпиадам. Наша выпускная
квалификационная работа направлена на решение именно этой проблемы,
16
которое мы видим в создании Интернет-портала, учитывающего эти
особенности.
1.3.
Анализ опыта подготовки учащихся к предметным олимпиадам в
общеобразовательной школе
Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных
направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие
учащихся в олимпиадах, их победы сегодня учитываются в качестве одного
из
критериев
оценки
деятельности
образовательных
учреждений,
и
деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для учащихся,
очень важно, так как это способствует их самореализации, расширяет и
углубляет
знания
в
определенной
предметной
области,
позволяет
определиться с выбором будущей профессии.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные
этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению
одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным
предметным дисциплинам. Изначально проведение предметных олимпиад
имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В
настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением
ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на
олимпиадах
школьники
имеют
преимущества
при
поступлении
в
престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает
статус всего олимпиадного движения.
Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени
подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее
одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной
области, стимулируют углубленное изучение предмета.
Основные цели школьных олимпиад:
1. выявление талантливых ребят,
2. развитие интереса учащихся к изучению предметов,
17
3. повышение интеллектуального уровня учащихся,
4. создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских
работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или
иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой
эрудиции, к чему так стремится любой учитель.
В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма
конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение
создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него
логическую конструкцию [49, с.4]. Решая задачу выявления творческих
способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные
задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных»)
заданий.
Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной
трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения.
Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить,
анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные
подзадачи.
Основной
трудностью
участников
является
неумение
пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных
способов решения.
Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаются следующие
рекомендации учителям:
1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении
задач.
2. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу
школьного курса.
3. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с
условием задания.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и
поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий
18
поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно
проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных
задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если
подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания
для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в
олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Многолетний опыт участия школьников в олимпиадах разного уровня
и ранга показывает, что для успешного выступления в них требуется
отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к
олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего, потому что при их
организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям
решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору
оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и
т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с
использованием программных понятий, но и такие задания, которые выходят
за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.
С целью выработать собственную методику подготовки к олимпиадам в
общеобразовательной
школе
по
предмету «Мировая
художественная
культура» нам необходимо было проанализировать существующий опыт.
Для этого нами были опрошено трое учителей изобразительного
искусства и мировой художественной культуры, которых мы попросили
рассказать о методических особенностях подготовки к олимпиаде по
искусству (мировой художественной культуре), которые учитываются ими.
На основе изученного опыта мы пришли к следующим выводам: на
сегодняшний
день
не
существует
единой
методики
подготовки
к
олимпиадам. Каждый учитель применяет свои личные знания и умения в
области подготовки учащихся.
Примерный
алгоритм
подготовки
к
предметным
олимпиадам
в
современной общеобразовательной школе может быть описан как состоящий
из следующих этапов.
19
1. Отбираются потенциальные участники олимпиады. Среди них могут
быть:
1) дети с высокими уровнем знаний по предметам «Мировая
художественная культура» и «Искусство»;
2) дети, имеющие высокий уровень творческих способностей;
3)
дети,
интересующиеся
историей
искусства
и
мировой
художественной культуры.
2. Далее учителем проводится консультация с учащимися для
выявления уровня их знаний по предмету.
3. Затем проводится цикл занятий (консультаций), призванных
подготовить ученика к участию в олимпиаде. Учителем обязательно задается
домашнее задание, как правило, на неделю, до следующей консультации.
4. Домашнее задание, которое состоит из нескольких заданий.
Примерный перечень заданий может включать следующие упражнения:
1) прочитать рекомендованный учителем материал (книги, статьи,
фильмы);
2) проанализировать произведение искусства (картину, скульптуру,
архитектуру или произведение декоративно-прикладного искусства) по
предложенной учителем схеме;
3) задание «Угадай картину» на распознавание предложенного
произведения искусства;
4) кроме того, учащемуся даются тесты, воспроизводящие структуру и
содержание олимпиадных
заданий, которые он
должен
решать
на
протяжении всей недели.
Все выполненные задания ученик должен показывать учителю по мере
их готовности для того, чтобы педагог мог осуществлять контроль знаний,
умений и навыков будущего участника олимпиады.
При подготовке учащихся к олимпиаде учителю рекомендовано
использовать существующие Интернет-порталы, которые содержат в себе
текстовую информацию, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания
20
на проверку знаний. Такой способ изучения материала позволяет учащимся в
полной мере ознакомиться с материалом, изучить все его стороны и легче
понять хронологию тех или иных событий.
Еще один алгоритм, которым пользуются учителя при подготовке
учащихся к олимпиаде, состоит из следующих этапов:
1) проводится консультация с учащимися;
2) выдается литература, необходимая для изучения;
3) задаются домашние задание на решение тестов, воспроизводящих
структуру и содержание олимпиадных заданий;
4) осуществляется контроль за результатами усвоения знаний.
Представленные подходы к подготовке обучающихся к предметным
олимпиадам по мировой художественной культуре проверены временем,
однако в условиях интенсивного развития информационных технологий
невозможно игнорировать необходимость использования современных
средств
обучения,
основанных
на
внедрении
информационно-
коммуникационных технологий.
Таким образом, процесс подготовки к олимпиаде требует учета ее
специфики, таких форм организации учебного процесса, которые позволят
максимально эффективно осуществлять освоение и систематизацию знаний.
С развитием информационно-коммуникационных технологий становится
возможным внедрение в процесс подготовки новационных средств обучения,
таких как образовательные Интернет-порталы.
21
Глава II. Современные условия использования образовательного
Интернет-портала при подготовке учащихся общеобразовательных
школ к олимпиадам
2.1. Роль образовательных Интернет-ресурсов в современном
образовательном процессе
На сегодняшний день в системе образования наиболее популярными
технологиями являются информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ). Их популярность обусловлена следующими факторами:
современность;
доступность;
информативность.
ИКТ отвечают всем основным требованиям современного общества: в
первую
очередь,
они
формируют
личность,
которая
способна
ориентироваться в том количестве информации, которое существует сегодня.
В настоящее время основным источником информации являются
Интернет-ресурсы [43, с.6]. Каждый Интернет-ресурс обладает своими
функциями и ценностью. Существуют следующие виды Интернет-ресурсов:
- Интернет-ресурсы, помогающие в образовательных целях и для
научных исследований (образовательные сайты, порталы, электронные
библиотеки);
- справочные Интернет-ресурсы (электронные энциклопедии, словари и
справочники);
- отечественные и зарубежные электронные каталоги библиотек;
- бесплатные электронные библиотеки;
- отечественные и зарубежные профессиональные коммерческие
полнотекстовые базы электронных библиотек;
- поисковые системы;
- интернет-книги, интернет-магазины;
- аудиокниги.
22
Анализ видов Интернет-ресурсов показывает, что для подготовки к
занятиям или олимпиадам учителя и обучающиеся могут воспользоваться
образовательными ресурсами, типы которых представлены ниже:
1)
Интернет-презентации;
2)
электронные учебники;
3)
Интернет-энциклопедии, справочники, словари;
4)
виртуальные экскурсии;
5)
виртуальные лабораторные работы;
6)
обучающее программное обеспечение;
7)
виртуальные семинары и консультации;
8)
тесты в режиме он-лайн.
1. Интернет-презентации представляют собой уроки или конспекты
лекций в гипертекстовом формате с иллюстрациями, видео- и аудиовставками.
2. Электронные учебники, помимо самой обучающей информации,
включают в себя удобную систему навигации, систему гипертекстовых
связей, средства для создания закладок, словари и многое другое.
3. Интернет-энциклопедии,
справочники
и
словари
являют
собой
вспомогательные средства для обучающихся в подготовке к олимпиадам, и
содержат объемную, но хорошо структурированную информацию.
4. Виртуальные экскурсии позволяют посетить большое количество
музеев, галерей и выставочных залов, находящихся в любых уголках планеты
в режиме он-лайн.
5. Виртуальные лабораторные работы дают возможность проводить
сложные, а порой и невозможные опыты и эксперименты. Компьютер и
доступ в Интернет позволяют смоделировать какой-либо объект или явление
для визуализации полученных знаний.
6. Обучающее программное обеспечение позволяет школьнику усваивать
информацию
интерактивными
методами.
Например,
с
помощью
23
конструкторов, тренажеров, развивающих игр или квестов (от англ. quest –
поиск).
7. Виртуальные
семинары
или
консультации
дают
возможность
учащемуся получать информацию от учителя на расстоянии. Больше всего
это необходимо для учеников, обучающихся на дому.
8. Тестирование на сегодняшний день является одним из важнейших
методов проверки знаний обучающихся. Тестирование с использованием
компьютера делает процедуру проверки для учителя гораздо легче и
минимизирует факт ошибки для ученика. Существуют разные виды тестов.
Это могут быть тесты для самопроверки, включенные в электронное учебное
пособие, а также могут быть итоговые и контрольные тесты.
В качестве удачного примера образовательного Интернет-портала
можно привести сайт Академии Хана. Академия Хана – это некоммерческая
образовательная организация. Она была организована в 2006 году
выпускником Гарварда Салманом Ханом. Главной особенностью академии
является общедоступность. На сайте академии размещено более чем 4200
лекций по различным наукам. Эти лекции находятся в бесплатном доступе,
на английском языке. Но при поддержке волонтѐров эти лекции переводятся
и на русский.
На главной странице Академии Хана находится множество разделов.
Эти разделы охватывают большое количество предметов: от арифметики до
векторного исчисления, истории мира и грамматики. Каждый раздел состоит
из видеолекций по разным темам данного предмета.
Сайт хорошо структурирован и имеет простой интерфейс. Это
непременно привлекает внимание учащихся, так как доступность – одна из
главных целей образования. Видеолекции также познавательны и интересны.
Они полны иллюстраций и излагаются простым и понятным языком.
Подобные ресурсы очень помогают обучающимся углубить свои
знания в интересующей их теме. Для учителей это также хорошая
возможность более широко освещать темы, предлагаемые в учебниках.
24
Кроме сайта Академии Хана можно привести в пример сайт «Arzamas»
(«Арзамас»). Сайт «Arzamas»
– это некоммерческий проект, который
посвящен гуманитарным наукам, таким как история, искусство, литература,
философия, антропология – науки, изучающие человека и культуру.
Структура Арзамаса следующая: он состоит из курсов, которые посвящены
определенным темам. Каждый курс состоит из видеолекций и материалов
(статей, фотографий, тестов, карт, словарей, игр и т.д.).
Также на
«Арзамасе» есть раздел под названием «Журнал», на котором публикуются
любопытные факты из жизни ученых, художников, интервью, редкие
архивные документы и многое другое. Каждый курс сайта достаточно
специфичен из-за того, что темы не всегда коррелируются со школьной
программой. Именно поэтому сайт «Arzamas» не подходит для подготовки к
предметным олимпиадам в общеобразовательной школе.
Помимо этих сайтов существует еще множество подобных ресурсов,
которые содержат нужную информацию для подготовки к урокам или
олимпиадам. Но в подобных ресурсах есть и свои минусы. На приведенных
нами примерах сайтов размещено огромное количество видеолекций. Все их
пересмотреть у учащихся нет возможности. Для подготовки к олимпиадам
иногда нужна более сжатая и структурированная информация. Для того
чтобы подготовиться к олимпиадам, нужно изучить конкретные темы. Их
можно узнать, проанализировав задания прошлых лет. Для этого также
нужно выделять время.
Именно поэтому для решения проблемы подготовки к конкретным
темам на олимпиадах по предмету «Мировая художественная культура» мы
решили создать Интернет-портал, который объединит в себе сокращенные
лекции, посвященные отдельным темам, которые чаще всего встречаются в
олимпиадных заданиях.
25
2.2.
Методические аспекты использования образовательного
Интернет-портала в процессе подготовки к олимпиаде по МХК
Как мы отметили ранее, подготовка к олимпиаде достаточно
специфична. При подготовке недостаточно только лишь знаний учителя по
предмету. Необходим широкий кругозор, как учителя, так и ученика. Также
учитель
должен
хорошо
владеть
всеми
современными
средствами
информации и уметь свободно отбирать нужные материалы.
Кроме того, мы отметили, что на данный момент не существует какойлибо единой методики, которой могли бы пользоваться педагоги при
подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Поэтому остро стоит
вопрос систематизации нынешнего опыта подготовки. Решение данной
задачи мы видим в создании Интернет-портала, который бы обеспечил и
учителю и ученику эффективную подготовку к решению олимпиадных
заданий.
Мы рассмотрели возможность использования разработанного нами
образовательного Интернет-портала при подготовке к олимпиаде по
предмету «Мировая художественная культура» в учебном процессе МБОУ
«СОШ №40» г. Белгорода.
В процессе прохождения преддипломной практики нами были
проведены внеурочные занятия по проверке эффективности работы нашего
Интернет-портала при решении олимпиадных заданий.
Разработанный нами Интернет-портал, который носит название «ARTOlimp», был создан в соответствии с общими положениями о Всероссийской
олимпиаде по предметам «Искусство» и «Мировая художественная
культура» за 2016-2017 года.
Для проведения экспериментальной части исследования мы привлекли
обучающихся 9 «А» класса. Занятия с учащимися проводились в форме
внеурочных занятий. Далее из класса было отобрано 6 учеников, которые
ранее принимали участие в олимпиадах по предмету «Искусство» и имели
26
высокие результаты. Эти 6 учеников были разделены поровну на 2 группы:
контрольную и экспериментальную.
Наше экспериментальное исследование состояло из следующих этапов:
1.
Был проведен контрольный замер знаний. Обеим группам
были предложены олимпиадные задания регионального этапа Всероссийской
олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) за
2016-2017 года для учащихся 9-х классов. Комплект заданий состоял из 8
вопросов (см. Приложение 1). На решение Комплекта заданий у учащихся
было 40 минут. Результаты контрольного замера знаний мы отразили в
таблице №1:
Таблица №1
Участники контрольного тестирования
Контрольная группа
Результативность, %
1
34
2
45
3
52
Экспериментальная
группа
4
5
6
31
47
39
Средний процент знаний по теме у отобранной нами группы учащихся
составляет 41%.
Средний процент знаний у контрольной группы (учащиеся под
номерами 1,2,3) составляет 44%.
Средний процент знаний у экспериментальной группы (учащиеся под
номерами 4,5,6) составляет 39%.
Второй этап заключался в следующем: в контрольной группе была
проведена стандартная консультация, на которой была изучена литература по
теме «Античность», были решены задания, повторяющие структуру и
содержание олимпиадных заданий.
2.
Домашнее задание заключалось в решении олимпиадных
заданий за прошлые года, а также написании искусствоведческого анализа
произведения искусства (картина, скульптура, архитектура, ДПИ).
27
3.
В
экспериментальной
группе
занятие
проходило
с
использованием разработанного нами Интернет-портала «ART-Olimp».
Структура Интернет-портала следующая:
1) текстовый блок, содержащий в себе также и наглядные материалы;
2) блок с видеоматериалами;
3) блок с аудиоматериалами;
4) блок с вопросами для самопроверки;
5) блок с вопросами, повторяющими структуру и содержание
олимпиадных заданий.
Каждый из блоков хорошо структурирован и содержит в себе
легкодоступную информацию. Консультация
проводилась следующим
образом:
- изначально учащиеся были ознакомлены с сайтом: была объяснена
его структура и методы работы с ним;
- была проведена краткая лекция, основанная на информации,
размещенной на нашем портале;
- совместно с лекцией демонстрировались изображения с сайта для
наглядности информации;
- домашнее задание заключалось в работе с сайтом: изучение текстовой
информации, изображений, просмотр видеофрагментов, а также ответы на
вопросы для самоконтроля и решения заданий, повторяющих структуру и
содержание олимпиадных заданий.
4.
В течение недели
учащиеся выполняли
выданные им
домашние задания.
5.
На
заключительном
этапе
исследования
был
проведен
констатирующий замер знаний в форме олимпиадных заданий для 9-х
классов, которые были составлены нами на основании пройденных в ходе
экспериментального исследования тем. Комплект заданий состоял из 6
вопросов (см. Приложение 2). Результаты констатирующего замера знаний
отражены в таблице ниже, где учащиеся под номерами 1,2,3 являются
28
контрольной группой, учащиеся под номерами 4,5,6 – экспериментальная
группа.
Таблица №2
Результативность, %
Участники констатирующего тестирования
Контрольная группа
Экспериментальная
группа
1
2
3
4
5
6
59
66
64
89
78
93
Результаты констатирующего замера знаний следующие:
общий – 75%, рост результативности – 34%;
результат контрольной группы (учащиеся 1,2,3)
– 63%, рост
результативности 19%;
результат экспериментальной группы (учащиеся 4,5,6) – 87%, рост
результативности 48%.
Подводя итоги проведенного нами исследования можно сказать
следующее: результаты констатирующего тестирования возросли у обеих
групп. Это оттого, что обе группы расширили свои знания в областях, по
которым было проведено тестирование. У экспериментальной группы, в
которой подготовка к констатирующему тестированию была проведена с
использованием разработанного нами Интернет-портала, результативность
выше на 29%. Это доказывает эффективность использования Интернетпортала при подготовке к олимпиаде. Это связано с тем, что информация на
сайте изложена достаточно кратко, но в то же время информативно. Сайт
также
позволяет учащемуся самостоятельно анализировать информацию,
просматривать видеоматериалы, прослушивать аудио-фрагменты, отвечать
на вопросы для самопроверки и решать задания, повторяющие структуру и
содержание олимпиадных заданий.
Таким
образом,
результаты,
представленные
в
таблице
№2,
свидетельствуют о том, что качество усвоения учебной информации в
контрольной
и
экспериментальной
группах
отличается
в
пользу
29
экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что
в процессе
подготовки к олимпиадам по предметам «Искусство» и «Мировая
художественная культура» информационно-коммуникационные технологии
положительно
влияют
на
качество
Применение
образовательных
усвоения
учебного
Интернет-порталов
материала.
может
быть
рекомендовано для подготовки учащихся к предметной олимпиаде по МХК.
30
Глава III. Разработка образовательного Интернет-портала как
средства учебно-методического обеспечения процесса подготовки к
олимпиаде по мировой художественной культуре
3.1. Технология создания образовательного Интернет-портала
«ART-Olimp»
Структура образовательного Интернет-портала, как правило, включает
в себя новостную ленту, многоуровневые средства навигации и поиска,
размещение электронных учебников, ссылки на образовательные Интернетресурсы, интерактивные обучающие средства, он-лайн журналы и курсы,
обучающие игры, видео- и аудиоматериалы и прочие данные. При создании
нашего портала мы использовали данную структуру.
Кроме того, мы учли требования к созданию образовательных
порталов. Они состоят из следующих аспектов:
1. Дизайн.
Оформление текста требует единого стиля. Не рекомендуется
использовать более трех цветов, шрифтов и начертаний. При разработке
дизайна сайта можно руководствоваться следующими аспектами:
а) выбрать преобладающий цвет для портала (слишком яркие и
слишком темные цвета будут негативно сказываться на восприятии текста).
Преобладающий цвет – это тот цвет, в который будут окрашены главные
части
портала.
Для
образовательного
Интернет-портала
наиболее
подходящей будет пастельная гамма цветов, так как она не отвлекает от
текста.
б) выбрать несколько акцентных оттенков. Они могут располагаться в
названиях текстовых блоков или для выделения главного в тексте.
Акцентные оттенки должны гармонично сочетаться как между собой, так и с
преобладающим цветом.
31
в) выбрать фоновый цвет. Для образовательного портала лучшим вариантом
будет пастельная гамма цветов, так как она не будет перетягивать акцент с
текста на себя.
Также для дизайна сайта важным элементом является шрифт.
Существуют три стандартных шрифта для экранного чтения: Arial, Verdana,
Tahoma. Также существуют парные шрифты. Это составленные дизайнером
пары шрифтов, которые наиболее гармонично смотрятся вместе [37, с.152].
Для дизайна нашего портала мы выбрали шрифтовую пару PT Serif и PT
Sans, которые представлены на Рис.1.
Рис. 1. Шрифты PT Serif и PT Sans в разных начертаниях.
2. Контент (содержание портала).
1)
Правилами
Информация на сайте должна размещаться в соответствии с
размещения в сети Интернет и обновления информации об
образовательном учреждении [51, с 16].
2)
Грамматические и пунктуационные ошибки недопустимы на
образовательных порталах.
3)
Необходимо соблюдать авторские права и всегда размещать
ссылки на первоисточники.
Для разработки нашего Интернет-портала мы выбрали модульный онлайн конструктор сайтов и порталов Tilda. Мы выбрали именно этот
конструктор, потому что он имеет легкий и понятный интерфейс, содержит в
32
себе
множество
обучающего
контента,
который
поможет
создать
самостоятельно красивый и удобный сайт или портал.
Главным преимуществом конструктора Tilda является то, что он
содержит в себе уже готовые блоки, спроектированные дизайнером. Каждый
блок выполняет свою функцию и предназначен для разного рода контента.
Пример всей библиотеки блоков мы представили на Рис. 2.
Рис. 2. Скриншот страницы с библиотекой блоков
На Рис. 3 мы представили скриншот страницы, на которой показаны
примеры блоков, которые можно использовать, как заголовки.
33
Рис. 3. Скриншот экрана
Для того чтобы добавить необходимый блок, внизу страницы есть
кнопка «Все блоки». После нажатия откроется библиотека, из которой можно
выбрать необходимый элемент. Также можно нажать на знак «+», который
позволяет открыть эту библиотеку. На Рис. 4 мы отметили все эти кнопки.
Рис. 4
Еще одним преимуществом конструктора Tilda перед другими является
типографика. В каждый блок заложены гармоничные пропорции. Удобная
ширина строки, интерлиньяж, размер шрифта, комбинации заголовков
упрощают чтение текста. Это позволяет создать красивый и удобный сайт
34
или портал, без необходимости специальных знаний в области ИТтехнологий.
Поэтапное описание процесса создания Интернет-портала «ARTOlimp».
1.
На
первом
этапе
происходил
отбор
текстового,
изобразительного и видеоматериала.
Так как наш портал предназначен для подготовки учащихся к
предметным олимпиадам по мировой художественной культуре, то мы
проанализировали все задания для 9-11 классов в период с 2014 по 2017 года,
представленные на сайте olimpiada.ru. На основе анализа нами было отобрано
8 эпох, вопросы о которых чаще всего встречаются в заданиях.
1.
Древняя Греция
2.
Византия
3.
Готика
4.
Возрождение
5.
Классицизм
6.
Романтизм
7.
Импрессионизм
8.
Модернизм
В процессе подготовки текстового материала, мы столкнулись со
следующей проблемой: отсутствие единого рекомендованного списка
литературы, используемого при подготовке обучающихся к олимпиадам по
искусству и мировой художественной культуре. В связи с этим нами были
составлены краткие, но информативные лекции, имеющие следующую
структуру:
1) временной отрезок эпохи;
2) характеристика архитектуры данного периода;
3) особенности скульптуры;
4) особенности живописи.
35
Именно краткость изложения информации стала для нас главным
принципом при составлении текстов. При подготовке к олимпиаде главное,
чтобы учащийся имел общее представление об эпохе, знал особенности
каждого вида искусства рассматриваемого периода и разбирался в основной
терминологии.
Иллюстративный материал мы подбирали трех видов: схематичные
изображения
архитектурных
произведений,
репродукции
картин,
отображающих эпоху и фотографии скульптур и зданий. Иллюстрации мы
подбирали так, чтобы они дополняли и расширяли текстовую информацию.
Видеоматериалы мы подбирали из открытых источников. Отличием
образовательного портала от образовательного сайта является то, что
создатели портала не могут претендовать на авторство тех документов,
аудио- и видеоматериалов, ссылки на которые представлены в рубриках
портала. Видеоматериалы мы отбирали из тех, которые публикуют
образовательные академии или университеты. Преимущественно было
отдано сайтам «Arzamas» и видеолекциям по искусству, которые публикует
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Мы выбрали именно эти источники, потому что их лекции отличаются
краткостью, информативностью и достоверной информацией.
Второй этап – это непосредственное создание портала.
Портал состоит из двух основных страниц: «главная» и «лекции». На
главной странице располагаются: шапка (Header), в которой содержится
название портала, пункты меню – «главная» и «лекции», и блок-обложка, на
котором расположена карточка с приветствием. Скриншот страницы
представлен на Рис. 5.
36
Рис. 5
Под блоком-обложкой располагается новостной блок, который имеет
четыре сегмента с новостями. Каждый сегмент имеет краткое описание
ссылки, на которую ниже предлагается перейти. Скриншоты этих страниц
представлены на Рис. 6 и Рис. 7.
Рис. 6
37
Рис. 7
Ниже,
на
Рис.
8
располагается
блок,
содержащий
в
себе
видеоматериалы по теме олимпиадного движения в России и ссылки на
социальные сети.
Рис. 8
На странице под названием «лекции» содержатся блоки с лекциями. На
Рис. 9 представлен скриншот блока, на котором перечислены все эпохи в
хронологическом порядке.
38
Рис. 9
Кликнув на любую из эпох, можно перейти по ссылке на блок, в
котором содержится лекция. На Рис. 10 представлен скриншот одного из
блоков.
Рис. 10. Скриншот блока с лекцией по теме «Возрождение»
Кликнув на кнопку «Читать лекцию», откроется страница с лекцией по
теме. Страницы лекций по каждому разделу содержат в себе текстовый
материал; иллюстрации в виде схем, репродукций картин и фотографий;
вопросы для самоконтроля; видеоматериалы по теме и вопросы к ним;
отобранные из олимпиадных заданий вопросы, относящиеся к теме раздела.
39
Таким образом, разработанный нами Интернет-портал соответствует
требованиям по отбору материалов, их оформлению и размещению. Для
оформления мы постарались выбрать наиболее оптимальные дизайнерские
решения в отношении шрифтов, цветов, размещения текстовых материалов,
иллюстраций и видеоматериалов.
3.2. Рекомендации по использованию Интернет-портала «ART-Olimp» в
процессе подготовки к олимпиадам по мировой художественной
культуре
В соответствии с рабочей программой по программе Г.И. Даниловой по
мировой художественной культуре в 10-11 классах на изучение выделенных
нами тем отводится 12 часов. Такое же время предполагается на изучение
всей информации, размещенной на нашем Интернет-портале. Для изучения
каждой темы необходимо выделить 1 – 1,5 часа.
Освоение каждого раздела и изучение каждой темы осуществляется по
следующему алгоритму.
Изучение
ознакомительной
темы
начинается
консультации
с
постановки
реальных
в
ходе
образовательных
учебнозадач
и
выполнением учащимися первых «пробных» олимпиадных заданий для того,
чтобы осуществить самодиагностику и попытаться понять, насколько они
готовы решить поставленные перед ними задачи в области анализа и
интерпретации произведений искусства. Учащимся предлагается решить
олимпиадные задания за прошлый год регионального уровня, для того чтобы
выявить уровень их знаний по предмету. После того, как учитель проверит
решения учащихся и объявит результаты, необходимо провести работу над
ошибками. Учащимся необходимо разъяснить, в каких заданиях и по каким
критериям были снежены оценки. Это сформирует у обучающихся
понимание
основных
критериев,
предъявляемых
к
тем
или
иным
олимпиадным заданиям.
40
На следующем этапе учащимися расширяются уже имеющиеся знания
и осваиваются новые в ходе изучения теоретического материала, а связанные
с этими знаниями способы и умения отрабатываются в рамках практикума,
представленного в виде вопросов для самоконтроля и олимпиадных заданий
разного уровня сложности, расположенных на портале. Рассмотрим данный
этап на примере разработанного нами Интернет-портала «Art-Olimp».
Конкретным примером послужит нам лекция по теме «Древняя Греция». Для
того, чтобы найти на портале эту лекцию,
необходимо выполнить
следующие действия:
1.
На главной странице, в шапке (Header) находится ссылка на
раздел «лекции» (см. Рис.11). Кликнув по данной ссылке, откроется новая
страница, со всеми лекциями, расположенными в хронологическом порядке.
Рис. 11
2.
В первом блоке необходимо кликнуть на ссылку «Древняя
Греция» (см. Рис. 12).
41
Рис. 12
3.
Данная ссылка перенаправит на блок ниже, в котором
приведена краткая справка об эпохе Древней Греции и еѐ хронологические
рамки (см. Рис. 13).
Рис. 13
4.
Затем необходимо кликнуть на кнопку «Читать лекцию».
Ссылка перенаправит на новую страницу, в которой содержится сама лекция.
Первый блок на странице с лекцией содержит следующие разделы:
архитектура, скульптура, проверь себя. Для каждого раздела существует
отдельная страница. Кликнув на раздел «архитектура», читатель перейдет в
блок, в котором находится информация по архитектуре Древней Греции (см.
Рис. 14).
42
Рис. 14
После ознакомления учащимся с лекционной частью, в
5.
которой содержатся краткая справка об архитектуре Древней Греции,
особенности ордерной системы Древней Греции, а также композиционные
схемы древнегреческих храмов, обучающемуся предлагается ответить на
вопросы, проверяющие полученные знания (см. Рис. 15).
Рис. 15
6.
После
того,
как
учащийся
ответил
на
вопросы
для
самопроверки, ему предлагается просмотреть видеоматериалы и ответить на
вопросы по данному видеоматериалу (см. Рис. 16).
43
Рис. 16
7.
Под блоком с видеоматериалом располагается ссылка, которая
перенаправляет на следующую страницу, содержащую материалы по
скульптуре Древней Греции. Структура страницы со скульптурой полностью
повторяет страницу с архитектурой. В ней также содержатся: лекционная
часть, вопросы для самопроверки, а также видеоматериалы и вопросы к ним.
8.
После того, как учащийся знакомится со всеми материалами
раздела, ему предлагается проверить полученные знания на примере
вопросов для закрепления материала. Ссылка на страницу с вопросами
находится в нижней части страницы с материалами по скульптуре Древней
Греции (см. Рис 17).
44
Рис. 17
9.
Страница с вопросами для закрепления содержит в себе
несколько типов вопросов: задания на выбор одного правильного ответа,
задания на сопоставление понятий и их описаний, задания, требующие
развернутый ответ на поставленный вопрос, и задания с изображениями. На
решение заданий на данной странице учащемуся дается 30 минут. Все
результаты учащийся фиксирует у себя в тетради, затем обучающийся может
перейти на страницу, содержащую ответы на все задания каждого блока и
осуществить самопроверку. Ссылка на нее находится на каждой странице с
вопросами для закрепления в каждом разделе.
Освоение знаний по теме продолжается в процессе организации
педагогом мини-исследования, направленного на анализ проблем, возникших
в ходе решения заданий, и поиск решения проблемных ситуаций. Педагогом
может быть предложено решить вместе с учащимся те задания, которые
вызвали у него наибольшие трудности. Также формой анализа возникших
проблем может являться эссе на предложенную педагогом тему. В этом эссе
учащемуся может быть предложено раскрыть вызывающие у него сложности
аспекты того или иного вопроса. Это позволит педагогу выявить, с каким
видом искусства у обучающегося возникают наибольшие трудности и
45
порекомендовать ему обратиться к информации на разработанном нами
портале «ART-Olimp».
Завершается
освоение
знаний
аттестацией,
в
ходе
которой
осуществляется оценка освоенных знаний, умений и навыков. Формой
проверки знаний являются олимпиадные задания. Учащемуся предлагается
решить полный комплект олимпиадных заданий прошлых лет. После
контрольной проверки знаний, педагог вместе с учащимся могут сопоставить
первую «пробную» проверку знаний, с результатом, полученным при
контрольной проверке. Это поможет выявить, какие знания учащемуся еще
необходимо повысить, а какие достигли высокого уровня.
Таким образом, разработанный нами Интернет-портал «ART-Olimp»
имеет большой потенциал в области подготовки к олимпиадам по предметам
«Искусство» и «Мировая художественная культура». Наш портал содержит в
себе информацию, отобранную на основе анализа олимпиадных заданий, что
дает возможность учащимся изучать именно те темы, которые они могут
встретить на олимпиаде.
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе написания нашей выпускной квалификационной
работы мы пришли к выводу, что участие в предметных олимпиадах
необходимо любому учащемуся в современных реалиях. Олимпиадные
задания направлены на то, чтобы развить у обучающегося умение находить
нестандартные решения к различным задачам, умение креативно мыслить и в
целом повысить познавательную активность. Также участие в предметных
олимпиадах развивают и личностные качества ребенка. Понимание того, что
он может найти неожиданное решение в, казалось бы, обыкновенном
задании, значительно повышает его самооценку и уровень придает
уверенности в своих силах.
Олимпиадные
задания
по
предмету
«Мировая
художественная
культура» направлены на расширение общего кругозора учащихся, а также в
областях истории, культуры и изобразительного искусства. Эти дисциплины
способствуют развитию творческого и нестандартного мышления.
В ходе исследования теоретического материала для выпускной
квалификационной работы нами были изучены особенности подготовки к
олимпиадам по предмету «Мировая художественная культура». Нами была
проанализирована
сама
структура
олимпиадных
заданий,
а
также
особенности каждого типа задания. Проанализировав все особенности
олимпиадных заданий, мы пришли к выводу, что существует необходимость
в выработке единой методики подготовки к предметным олимпиадам.
На следующем этапе при изучении теоретического материала по теме
выпускной квалификационной работе мы провели анализ опыта подготовки в
общеобразовательной школе к предметным олимпиадам. Мы выявили
несколько методик, которыми пользуются педагоги при подготовке к
олимпиадам. Каждая из методик проверена временем и показывала свою
эффективность неоднократно. Но в современном информационном обществе
необходимо искать новые методы, которые учли бы всю специфику
олимпиадных заданий и позволили бы более эффективно осваивать и
47
систематизировать знания. Развитие информационно-коммуникационных
технологий позволяет внедрять в учебный процесс новацинные средства
обучения, такие как образовательный Интернет-портал.
Далее нами были изучены современные условия использования
образовательных Интернет-порталов в процессе подготовки учащихся к
предметным олимпиадам. Мы пришли к выводу, что роль Интернет-ресурсов
в образовательном процессе на сегодняшний день очень велика. Их важность
обусловлена следующими факторами: доступность, информативность и
современность. Нами были проанализированы виды и типы образовательных
Интернет-ресурсов.
Примерами
удачных
образовательных
Интернет-
ресурсов мы привели сайт Академии Хана, который содержит в себе
обучающие
видео-лекции
по
разного
рода
предметам,
а
также
образовательный сайт «Arzamas», который направлен на более узкую
аудиторию, интересующуюся искусством во всех его проявлениях. По
итогам анализа разных образовательных Интернет-ресурсов мы пришли к
следующему выводу: для подготовки к предметной олимпиаде необходимо
учитывать не только специфику каждого ее задания, но и охват тем, которые
чаще всего встречаются в олимпиадных заданиях. Решением данной
проблемы
может
послужить
создание
специализированного
образовательного Интернет-портала, который будет содержать в себе
сокращенные материалы, охватывающие необходимые темы.
На следующем этапе нашего исследования нами были изучены
методические аспекты использования образовательных Интернет-порталов в
процессе подготовки к олимпиадам. В связи с тем, что на сегодняшний день
отсутствует систематизация опыта подготовки учащихся к предметным
олимпиадам нами была рассмотрена возможность использования Интернетпортала в процессе подготовки к олимпиадам. Нами было проведено
экспериментальное
исследование,
в
котором
мы
разработали
свои
методические рекомендации по использованию разработанного нами
Интернет-портала
в
процессе
подготовки
к
олимпиадам,
а
затем
48
апробировали его на учащихся 9 «А» класса МБОУ «СОШ №40 г.
Белгорода». В результате экспериментального исследования, группа, которая
использовала
разработанный
нами
Интерент-портал,
как
средство
подготовки к «пробной» олимпиаде, показала более высокий результат, чем
группа, которая пользовалась стандартными средствами для подготовки.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование Интернет-портала
при подготовке к олимпиаде положительно сказывается на общих
результатах успеваемости, а также способствует более качественному
усвоению учебного материала.
Творческая часть нашего исследования заключалась в создании
образовательного Интернет-портала. Технология создания портала состояла
из нескольких этапов:
1. отбор материала, который происходил на основе анализа
олимпиадных заданий по предметам «Искусство» и «Мировая
художественная культура» для 9-11 классов;
2. поиск грамотного дизайнерского оформления для нашего
портала;
3. создание всех разделов Интернет-портала.
Для разработки Интернет-портала нами был выбран модульный онлайн конструктор сайтов и порталов Tilda.
Также, нами были разработаны рекомендации по использованию
нашего портала. Мы разработали алгоритм действий, в котором будут
участвовать как педагог, так и учащийся. Но большую роль в подготовке к
олимпиаде мы выделили для обучающегося, так как это способствует более
эффективной подготовке.
Итогом нашей выпускной квалификационной работы является вывод о
том, что разработанный нами образовательный Интернет-портал имеет
большой потенциал в области подготовки обучающихся к олимпиадам по
предметам «Искусство» и «Мировая художественная культура».
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева О. С. Мировая художественная культура. Культура XX века.
Раздел 4. Учебник. 4-е изд. – М.: Галерея «Юла», 2008. - 386 с.
2. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации. //
Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е.. // Психологический журнал. —
1998. - №1. - 100 с.
3. Бабансий Ю.К. Оптимизация процесса образования. – М.: Педагогика,
1977. - 86 с.
4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во МПСИ, – 2008. - 352 с.
5. Блок М. Апология истории. // М. Блок. – М.: Наука, 1973. – с. 109-230
6. Болотов В.А. О дистанционном образовании. // В. А. Болотова. //
Информатика и образование. – № 1 – 1998. – 56 с.
7. Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. –
М.: Владос, 2004. - 400 с.
8. Вельфлин Г.
Основные
понятия
истории
искусств.
Проблема
эволюции стиля в новом искусстве. – М.: В. Шевчук, 2013. - с. 12-31
9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
10.Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с
использованием современных компьютерных технологий. //
И. В.
Гиркин // Информационные технологии. – № 6 – 1998. – с. 56-72
11. Гузик М. Мировая художественная культура Тематический словарь.
Древние цивилизации. – М.: Крафт+, 2004. - 800 с.
12. Данилова Г.И. Искусство. 5-11 классы. Рабочие программы. Учебнометодическое пособие. – М.: Дрофа, 2015. - 224 с.
13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 класс. – М.:
Дрофа, 2013. – 240 с.
14.Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и
тенденции развития. – М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
50
15. Драч Г. История мировой культуры (мировых цивилизаций).
Высшее образование. – М.: Феникс, 2005. - 544 с.
16. Захарова И.Г.
Информационные
технологии
в
образовании.
//
И.Г. Захарова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
17. Информационные технологии на уроках МХК. // Сост. Н.В. Киселѐва.
– Волгоград: Учитель, 2009. - 103 с.
18. Искусство. 8-9 классы. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. –
М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
19. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. - 48 с.
20. Концепция
федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования: проект // Рос.акад. образования; под
ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
21.Кораблѐв А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в
образовательном процессе. // Школа. – №2 – 2006.
22.Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные
обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.
– М.: Просвещение, 1991. - 190 с.
23. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
– М.: Знание, 1981. – 350 с.
24. Мелик-Пашаев А.А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков
к художественной культуре // ―Искусство в школе‖ – №1 – 1992.
25. Методические
рекомендации
для
преподавания
МХК.
Л.М. Предтеченская, Л.В. Пешикова. – М.: ООО ―Фирма МХК‖, 2000.
26. Мосолова Л.М., Щедрина Г.К., Валицкая А.П. История
мировой
художественной культуры // В кн.: Культурологическое образование. –
СПб.: Астерион, 1998. - 53 с.
27. Наделяева О. Культурология. МХК. 5-11 классы. Предметные
олимпиады. – М.: Учитель, 2015. - 168 с.
28. Никонов
А.
История
мировой
культуры
в
художественных
памятниках. – СПб.: СПбКО, 2010. - 216 с.
51
29. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007 - с. 406-412
30. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М. –
М.: Из-тво "Советская энциклопедия", 1986. - 88 с.
31. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. – М.: Просвещение,
2008. – 375 с.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство
«Питер», 2000. - 712 с.
33.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Академия, 2009. - 576 с.
34. Смолина Т. Мировая художественная культура в таблицах. Учебное
пособие. – М.: Лань, 2014. - 80 с.
35. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура, 8 класс.
(базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.
36. Тевс Д.П., Подковырова В.Н.
информационных
и
Использование
коммуникационных
процессе:
учебно-методическое
Д.П. Тевс,
В.Н. Подковырова,
пособие
современных
технологий
//
Е.И. Апольских,
в
учебном
Авторы-составители:
М.В. Афонина.
–
Барнаул: БГПУ, 2006.
37.Толстикова И. Мировая культура и искусство. – М.: Альфа-М, 2011. 416 с.
38.Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн: Пер. с англ. — 2-е
изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 496 с.
39. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру.
Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1994. – 362 с.
40. Химик И.А. Художественная культура и развитие личности. – М.:
Просвещение, 1987. - 223 с.
41. Чертов В.В. Синтез в Русской и мировой художественной культуре. –
М.: Литера, 2009. - 232 с.
52
Электронные источники:
42. Вербицкий А.А.
Психолого-педагогические
особенности
использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/
9.2.htm – (дата обращения: 25.10.2016)
43. Интервью с сайта «Содружество искусств. Фестиваль школьных
музыкальных
театров».
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://fski.biz/publikacii47.html – (дата обращения: 24.01.2017)
44.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам". Информационно-методическое пособие для учреждений
высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. –
URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4261/3/window_posob_vuz.pdf –
(дата обращения: 04.02.2017)
45.Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
преподавании филологических дисциплин. [Электронный ресурс]. –
URL: http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809 – (дата обращения:
05.10.2016)
46. Козлов А. Несложно о типографике. [Электронный ресурс]. – URL:
http://hostinfo.ru/articles/web/rubric48/rubric49/1368 – (дата обращения:
24.12.2016)
47. Мелик-Пашаев
художественное
А.А.
Нужно
образование?
ли
обыкновенному
[Электронный
ресурс].
ребенку
–
URL:
http://fski.biz/publikacii47.html – (дата обращения: 14.11.2016)
48. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к
проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в
2016/2017 учебном году
культуре).
по искусству (мировой художественной
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://olymp.apkpro.ru/mm/mpp/files/isk-s-2017.pdf – (дата обращения:
29.04.2017)
53
49. Олимпиады
для
школьников.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://olimpiada.ru – (дата обращения: 18.03.2017)
50. Покивайлова Л.А.,
Галкина Е.А.
Организационно-педагогические
условия подготовки учащихся к олимпиадам. [Электронный ресурс]. –
URL:
–
https://rae.ru/forum2012/pdf/2302.pdf
(дата
обращения:
19.12.2016)
51. Положение о Всероссийской олимпиаде школьников (приложение к
приказу Министерства образования РФ от 30.10.2003 № 4072.
[Электронный ресурс]. – URL: http://zakonbase.ru/content/base/62800 –
(дата обращения: 29.01.2017)
52. Постановление правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 "об
утверждении
правил
образовательной
размещения
организации
на
официальном
в
сайте
информационно-
телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об
образовательной
организации".
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://минобрнауки.рф/документы/3527 – (дата обращения: 11.03.2017)
53. Сайт «Arzamas». [Электронный ресурс]. – URL: http://arzamas.academy
– (дата обращения: 08.05.2017)
54. Сайт
Академии
Хана.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
https://ru.khanacademy.org – (дата обращения: 08.05.2017)
55. Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://минобрнауки.рф/документы/543 – (дата обращения: 10.12.2016)
56.Федеральный
образования
компонент
по
МХК.
государственного
[Электронный
стандарта
ресурс].
http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/19.doc
общего
–
–
URL:
(дата
обращения: 11.04.2017)
54
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв