1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по специальности 40.05.01 Правовое
обеспечение национальной безопасности
очной формы обучения, группы 01001313
Потищука Павла Геннадьевича
Научный руководитель:
кандидат юридических наук
доцент кафедры конституционного и
международного права
Юридического института НИУ
«БелГУ»
Евтушенко Владимир Иванович
Рецензент:
кандидат юридических наук
начальник кафедры управления и
административной деятельности ОВД
Белгородского юридического
института МВД России имени И.Д.
Путилина
полковник полиции
Катаева Ольга Владимировна
БЕЛГОРОД 2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
Глава 1 Правовой субстрат Международной организации уголовной
полиции.……………………………………………………….………………. .... 6
1.1. Понятие
и
принципы
деятельностимеждународной
организации
уголовной полиции .............................................................................................. ...6
1.2. Органы Международной организации уголовной полиции и их функции
.............................................................. Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Роль Международной организации уголовной полиции в борьбе с
терроризмом........................................................................................................... 19
2.1. Развитие отношений участия Интерпола в борьбе с международным
терроризмом........................................................................................................... 19
2.2. Действия Интерпола в борьбе с транснациональной преступностью ... 24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы ................................................................... 31
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многим, даже некоторым из
числа практических работников правоохранительных органов о данной
организации практически ничего не известно. А ведь в настоящее время
представить
мировое
сообщество
невозможно.
Необходимость
без
данной
международной
важной
организации
криминальной
полиции
продиктована временем и имеет почти вековую историю. Интерпол является
вторым в мире по количеству стран-участниц международной организацией,
способной похвастаться очень богатой историей. Сейчас Интерпол является
мировым
координационным
центром
по
борьбе
с
терроризмом
и
организованной преступностью.
В
настоящей
работе
будут
рассмотрены
основные
вопросы,
раскрывающие понятие международной организации уголовной полиции, её
функции, значение и её историю развития и возникновения.
Объектом
исследования
является
нормативно
закреплённое
положение международной организации уголовной полиции в современном
мировом сообществе.
Предметом являются рассматриваемые в процессе работы нормы
международного законодательства, регламентирующие правовое положение
международной организации уголовной полиции.
Цель изучение правового положения Интерпола, его практического
значения, организации и направлений его деятельности путём исследования
и анализа нормативно-правовых актов.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить
следующие научные задачи:
1.
Раскрытие
понятия,
сущности
и
содержания
Международной организации уголовной полиции.
2.
Выявить основополагающие принципы Интерпола.
4
3.
Проанализировать деятельность органов Международной
организации уголовной полиции и раскрыть их функции.
4.
Выявить отношения Интерпола к угрозе терроризма,
начиная с даты создания организации.
5.
Проанализировать деятельность Интерпола в борьбе с
транснациональной преступностью
Методологическая
основа
исследования.
Исследование
осуществлялось на основе общенаучных методов познания: анализа,
сравнения, синтеза, абстрагирования; и частных методов: логического,
исторического, сравнительно-правового.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы
развития отношений Международной организации уголовной полиции в
сфере терроризма и положения Министерства внутренних дел России в
данной системе затрагиваются в ряде работ следующих ученых: Волеводз
А.Г., Ю. Чупров, Родионов К.С., Самарин В.И., Галенская Л.Н. и др.
Нормативную базу исследования составили Всеобщая декларация
прав
человека
(принята
Генеральной
Ассамблеей
ООН
10.12.1948)
[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации / URL: http://www.docs.cntd.ru, Конвенция
Организации
Объединенных
Наций
против
транснациональной
организованной преступности (Принята резолюцией 55/25 Генеральной
Ассамблеи от 15 ноября 2000 года) [Электронный ресурс] // Электронный
фонд
правовой
и
http://www.docs.cntd.ru,
нормативно-технической
Устав
Международной
документации
организации
/
URL:
уголовной
полиции - Интерпола (в ред. по состоянию на 01.01.1986 года) [Электронный
ресурс]
//
Электронный
фонд
правовой
и
нормативно-технической
документации / URL: http://www.docs.cntd.ru, Постановление Правительства
РФ от 14.10.1996 N 1190 (ред. от 29.05.2006) "Об утверждении Положения о
Национальном центральном бюро Интерпола"[Электронный ресурс] //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации /
5
URL: http://www.docs.cntd.ru, Указ Президента Российской Федерации от
30.07.96 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности
Международной организации уголовной полиции (Интерпола)».
Практическая
значимость
исследования.
Положения,
сформулированные и изложенные в работе, как представляется, могут быть
востребованы
практикой
ввиду
их
позитивной
направленности
для
деятельности правоохранительных органов, а также для обучения студентов
юридических вузов.
Структура дипломной работы. Обусловлена целью и задачами
исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющие четыре
параграфа, заключения и списка использованной литературы.
6
Глава 1. Правовой субстрат Международной организации уголовной
полиции
1.1. Понятие и принципы деятельности международной организации
уголовной полиции
В современном мире рост преступности, особенно ее выход за границы
государства и ее глобальный характер, побудили множество государств
объединиться для сотрудничества в борьбе с преступностью.
Особую роль в таком сотрудничестве составляют международные
правоохранительные
организации.
По
мнению
Волеводза
А.Г.,
международные правоохранительные организации представляют собой
объединения суверенных государств межправительственного характера,
учрежденные межгосударственными договорами, имеющие постоянные
органы и осуществляющие деятельность по обеспечению правовой защиты
личности, общества и государств от международных преступлений и
преступлений международного характера с соблюдением общепризнанных
принципов и норм международного права.1
Одним из исконных таких объединений является Международная
организация уголовной полиции – Интерпол. История создания данной
правоохранительной организации весьма многообразна. В 1914 году под
патронажем Монако Альбера I состоялся первый международный конгресс
уголовной полиции, в котором принимали участие правоохранители из 14
стран, в том числе и российские правоохранители. На данном конгрессе была
выдвинута инициатива по созданию Международной комиссии уголовной
полиции, но из-за Первой мировой войны это намерение было забыто.
Лишь в 1923 году на втором Международном конгрессе уголовной
полиции комиссия была учреждена как постоянно действующий орган и
1
Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации. – М.,2008. – С.39-40
7
работала в основном до 1938 года, осуществляя взаимодействие по
координации сотрудничества правоохранительных органов.2
Начиная с 1938 года, данная международная правоохранительная
организация фактически прекратила свое существование из-за того, что во
главе международной комиссии уголовной полиции нацисты и использовали
организацию для противоборства с политическими противниками.3 Но уже в
1946 году в Брюсселе было утверждено возрождение деятельности
международной комиссии уголовной полиции, и перевести ее на новый
уровень.
На двадцать пятой сессии международной комиссии в 1956 году был
принят устав и переименована комиссия на Международную организацию
уголовной полиции – Интерпол (The International Criminal Organization –
INTERPOL), и уже с 1971 года Интерпол является международной
межправительственной организацией.
Опираясь на данные Волеводза А.Г., Международная организация
уголовной
полиции
представляет
собой
международную
правоохранительную организацию уголовной полиции, которая занимается
координацией совместной работы полицейских учреждений различных стран
в противоборстве с транснациональной преступностью.4
В соответствии с Уставом Международной организации уголовной
полиции на основании статьи 2 Интерпол имеет целью:
a)
Обеспечить широкое взаимодействие всех органов (учреждений)
уголовной полиции в рамках существующего законодательства
страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека.
2
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Международные
отношения, 1990. – С.25
3
«Райнхард Гейдрих — паладин Гитлера» / Ю. Чупров. Райнхард Гейдрих. Путь к власти. Д. Гамшик, И.
Пражак. Бомба для Гейдриха. — М.: Изд-во Яуза, Изд-во Эксмо, 2004. — С.126-145.
4
Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации. – М.,2008. – С.41
8
b)
Создавать и развивать учреждения, которые могут успешно
способствовать предупреждению уголовной преступности и
борьбе с ней.5
Вопросы по поводу принципов деятельности Интерпола нашли
отражение в работах Волеводза А.Г. и Дайчмана И., где оба автора
разграничивают принципы на общие и специальные, но в работе Волеводза
А.Г. более детально описаны специальные принципы в сравнении с
Дайчманом И., а общие принципы практически полностью совпадают. На
основании трудов вышеперечисленных авторов можно с уверенностью
сказать, что к общим принципам деятельности Интерпола относятся:
1) Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина.
Данный принцип находит свое отражение в положениях Всеобщей
декларации прав человека 1948 года.
2) Принцип равенства участников организации.
В этом случае принцип устанавливает понятие о том, что все страны,
которые входят в Интерпол, наделены абсолютно равными правами,
независимо от положения стран на международной арене.
3) Принцип соблюдения государственного суверенитета стран –
членов.
Данный принцип находит свое отражение в статье 3 Устава
Международной
организации
уголовной
полиции
и
трактуется
как
невмешательство организации в деятельность государства, при условии, если
организации не получила соответствующее разрешение.
4) Принцип
неотвратимости
наказания
за
совершенные
преступления.
5
Устав Международной организации уголовной полиции - Интерпола (в ред. по состоянию на 01.01.1986
года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации /
URL: http://www.docs.cntd.ru
9
Принцип дает понять, что любое лицо, независимо от своего
положения и иных обстоятельств, получит справедливое наказание за
совершение преступления.
К специальным принципам деятельности относят:
1)
Принцип ограничения сотрудничества.
Принцип означает то, что Международная организация уголовной
полиции должна обращать внимание на ту классификацию преступлений,
относительно которой имеется согласованность.
2)
Принцип гибкости и оперативности методов деятельности.
Данный принцип трактуется таким образом, что Интерпол использует
такие методы для достижения поставленных целей, которые легко
подстраиваются и изменяются под большим многообразием ситуаций,
которые появляются в разных странах.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что Самарин В.И. выделяет еще 2
специальных
принципа
и
принципы
деятельности,
которыми
руководствуются сотрудники организации. И так из специальных принципов
помимо перечисленных Самарин акцентирует внимание на:
a)
Принцип всеобщности полицейского сотрудничества.
Этот принцип обозначает, что любой участник Интерпола может без
каких – либо барьеров и преград взаимодействовать с любым другим
участником, лишь Национальные центральные бюро докладывают в
Генеральный
секретариат
о
таком
взаимодействии
и
о
результате
взаимодействия.6
b)
Принцип функционального сотрудничества.
Здесь заслуживает быть отмеченным Савицкий В.М., вместе с
Самариным В.И. раскрывают суть данного принципа. Его смысл в том, что
Интерпол с помощью Национальных центральных бюро взаимодействует со
странами – членами касаемо вопросов розыска преступников и без вести
6
Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. – СПб.: Питер, 2004. – С.34
10
пропавших,
а
так
же
вопросов
связанных
с
транснациональными
преступлениями.7
В свете сказанного выше сотрудники так же руководствуются
следующими принципами:
a)
Принцип законности.
Сотрудники, осуществляя свои должностные обязанности, обязаны
следовать
и
исполнять
как
нормы
международного
права,
так
и
национального законодательства.
b)
Принцип гуманизма.
Данный принцип должен реализовываться как уважительное и доброе
отношение к человеку как личности, оказывать всестороннее внимание.
В итоге теоретический анализ литературы позволяет выделить, что
как понятие Международной организации уголовной полиции, так и
большинство принципов деятельности Интерпола на законодательном уровне
не закреплены, лишь общие принципы находят свое отражение в Уставе
Интерпола и Всеобщей декларации прав человека. И уже, исходя из общих
принципов и деятельности Интерпола, появляются различные виды
специальных
принципов,
а
учитывая
многообразие
различных
международных ситуаций, можно сказать, что специальные принципы будут
подстраиваться под многообразие этих ситуаций и в основном не нуждаются
в нормативном закреплении из-за видоизменений от случая к случаю. А вот
определение Интерпола стоит внести в Устав Международной организации
уголовной полиции, для раскрытия общей сути, так как определение понятия
открывает путь к пониманию системы в целом.
7
Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества, под рук. Савицкого В.М. М.: БЕК,1995. –
С.225
11
1.2 Органы Международной организации уголовной полиции и их
функции
На
основании
статьи
5
Устава Международной
организации
уголовной полиции органы Интерпола подразделяются на:
1)
Генеральная Ассамблея.
2)
Исполнительный комитет.
В него входят президент, 3 вице – президента и 9 делегатов.
3)
Генеральный секретариат.
В него входят генеральный секретарь, отделы и подотделы
4)
Национальные центральные бюро
5)
Советники
Генеральная Ассамблея является высшим органом Международной
организации уголовной полиции и состоит из делегатов от всех стран –
членов, правда количественный состав делегации нигде не оговаривается.
Так же Устав Интерпола предписывает включать в делегацию чиновников
уголовной полиции высокого ранга, служащих, которые непосредственно
связаны с деятельностью Интерпола, так же состав специалистов, которые
включены в работу очередной сессии Генеральной Ассамблеи.8
Так
же
учитываются
представители
стран
и
делегаты
от
международных организаций, не входящих в Интерпол, которые имеют
право принимать участие в работе сессии Генеральной Ассамблеи в качестве
наблюдателей. Генеральная Ассамблея собирается раз в год и принимает все
основные решения, касающиеся общей политики, ресурсов, необходимых
для международного сотрудничества, методов работы, финансов и программ
деятельности.9
8
Часть 2 статьи 7 Устава Международной организации уголовной полиции - Интерпола (в ред. по
состоянию на 01.01.1986 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации / URL: http://www.docs.cntd.ru
9
Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М.: Международные отношения, 1972. – С.141
12
Генеральная
Ассамблея
избирает
Исполнительный
комитет
организации и принимает решения простым большинством голосов в форме
резолюции. Каждая из стран – членов имеет лишь один голос.
В соответствии со статьей 8 Устава Международной организации
уголовной полиции Генеральная Ассамблея выполняет следующие функции:
1.
Выполнять обязанности, предусмотренные настоящим Уставом.
2.
Определять принципы деятельности и разрабатывать общие
меры, которые должны способствовать выполнению задач
Интерпола.
3.
Рассматривать и утверждать общий план работы, предлагаемый
Генеральным секретарем на следующий год.
4.
Устанавливать иные регламентирующие положения, полагаемые
необходимыми.
5.
Избирать должностных лиц для выполнения указанных в Уставе
Интерпола функций.
6.
Принимать решения и давать рекомендации Членам Организации
по вопросам, входящим в ее компетенцию.
7.
Определять финансовую политику Организации.
8.
Рассматривать и выносить решения о сотрудничестве с другими
организациями.
Так же в статье 11 Устава Интерпола Генеральная Ассамблея может
учреждать специальные комитеты для рассмотрения отдельных вопросов. В
обязательном порядке ежегодно, согласно повестке Исполнительного
комитета учреждаются:
1)
Комитет встречи глав Национальных центральных бюро.
2)
Комитеты континентальных встреч.
3)
Финансовый комитет.
4)
Комитет по наркотикам.
5)
Комитет по преступлениям в сфере экономики и финансов.
6)
Комитет по компьютеризации и телекоммуникациям.
13
А так же дополнительно учреждается временный комитет для
изучения и дачи заключения по внесению изменений в Устав или Регламент
Организации. Данный комитет состоит из 5 членов, троих назначает
Генеральная Ассамблея, а остальных Исполнительный комитет. Еще
дополнительно создается избирательный комитет для проверки кандидатов,
который включает в себя трех глав делегаций.
Как было сказано выше, Генеральная Ассамблея принимает решения в
форме резолюций. Резолюции же имеют различную форму, они могут
содержать текст рекомендации либо правил или утверждать доклад, который
готовится
либо
Исполнительным
комитетом,
либо
Генеральным
секретариатом. Предварительный проект резолюции сначала проходит
обсуждение в комитете, затем направляется на рассмотрение Генеральной
Ассамблеей. Но существуют и исключения таких проектов резолюций,
которые касаются расхода финансовых средств, они направляются на
предварительное рассмотрение Исполнительному комитету.
Самарин В.И. в своих работах подразделяет резолюции на два вида:
1.
Резолюции относительно функционирования организации.
Тут то по большей части резолюции уставных документов, вопросы
касающиеся бюджета и соглашений между Интерполом и государствами.
2.
Резолюции в отношении отдельных сфер международной
правоохранительной деятельности.
Здесь рекомендации и меры по борьбе с видами преступлений,
направление информации и оказание содействия.10 Эти резолюции не
являются обязательными, они лишь направленны как агитация к государству,
чтобы были предприняты определенные меры.11
Исполнительный комитет собирается три раза в год и определяет
организационную политику и направление. Члены находятся на самом
высоком уровне полицейской службы в своих странах и приносят
10
Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. – СПб.: Питер, 2004. – С.19
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Международные
отношения, 1990. – С.56
11
14
многолетний опыт и знания, чтобы консультировать и направлять граждан.
Роль исполнительного комитета заключается:
1.
В контроле за выполнением решений Генеральной Ассамблеи.
2.
В подготовке повестки дня сессий Генеральной Ассамблеи.
3.
В представлении Генеральной Ассамблее любую программу
работы или проект, которые она сочтет полезными.
4.
В руководстве административной деятельностью и работой
Генерального секретаря.
Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной
Ассамблеей Президента, который избирается Общим собранием сроком на 4
года, трех вице - президентов, избираемые сроком на 3 года, которые должны
представлять разные страны и континенты и девяти делегатов. Они не могут
сразу же переизбираться на те же должности или на те же должности, что и
делегаты Исполнительного комитета.
Президент
Исполнительного
комитета
Интерпола
фактически
является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период
между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется
как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия
единоличных решений по текущим делам. В 1988 году Президентом
Интерпола был избран француз Иван Барбо - генеральный директор
национальной полиции Министерства внутренних дел Франции, под началом
которого находились все департаменты французской полиции и их личный
состав в количестве более 125 тысяч служащих.12
На заседании Исполнительного комитета все решения принимаются
большинством голосов, однако Президент пользуется своим правом голоса
только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну.
Генеральный секретариат – это административный и исполнительный
орган Интерпола, в повседневном режиме осуществляющий его деятельность
12
Гришаев П., Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. – М.:Юрид.лит.,
1981 №20. – С.32
15
и возглавляется Генеральным секретарем. В соответствии со статьей 26
Устава Международной организации уголовной полиции, Генеральный
секретариат:
1.
Проводит
в
жизнь
решения
Генеральной
Ассамблеи
и
Исполнительного комитета.
2.
Выступает в качестве международного центра по борьбе с
преступностью.
3.
Действует как специализированный и информационный центр.
4.
Осуществляет
эффективное
руководство
деятельностью
Организации.
5.
Поддерживает контакты с национальными и международными
органами,
при
этом
вопросы,
связанные
с
розыском
преступников, решаются через Национальные центральные бюро.
6.
Издает
материалы,
которые
могут
быть
сочтены
целесообразными.
7.
Принимает на себя обязанности рабочего секретариата на сессиях
Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета и любого
другого органа Организации.
8.
Разрабатывает
проект
плана
работы
выносимый на рассмотрение и
на
следующий
год,
утверждение Генеральной
Ассамблеей и Исполнительным комитетом.
9.
По возможности поддерживает постоянную непосредственную
связь с Президентом Организации.
Для
реализации
этих
полномочий,
в
составе
Генерального
секретариата формируются по функциональному принципу структурные
подразделения. По состоянию на 1 сентября 2010 года в структуре
Генерального секретариата действуют:
1.
Кабинет Генерального секретаря.
Представляет
административный
собой
аппарат
канцелярию
Генерального
как
секретаря.
технический
Он
состоит
и
из
16
исполнительного бюро, отделения общественных связей и секретариата.
Занимается общими административными вопросами, подготовкой сессий
Генеральной Ассамблеи, других совещаний, симпозиумов, семинаров,
курсов, организуемых по линии Интерпола, а также подготовкой различных
отчетов о его деятельности.
2.
Правовая служба на правах директората.
Ведет консультационную работу вопросам права, относящимся к
деятельности Интерпола и международному сотрудничеству в борьбе с
преступностью,
готовит
проекты
правовых
актов
и
соглашений
с
государствами и международными организациями. Во взаимодействии с
другими структурными подразделениями осуществляет исследовательскую и
аналитическую работу, готовит рекомендации.
3.
Он
Директорат стратегического планирования.
является
аналитическим
подразделением
Генерального
секретариата и осуществляет стратегическим планирование деятельности
Интерпола. По мере накопления значительных объемов информации в базах
данных Интерпола, потребовалось создание инструмента управления ими и
их
оперативной
обработки.
Таким
инструментом
является
система
централизованного управления I-Link. Она позволяет автоматизировать
процесс накопления, обработки и обращения к информации в базах данных
Интерпола, проводить ее анализ, устанавливать связи между информацией из
различных источников.
4.
Специальные представительства Генерального секретариата при
Организации Объединенных Наций и Европейском Союзе.
На эти представительства возложены полномочия по постоянному
представлению
Интерпола
в
этих
международных
организациях
в
соответствии с заключенными договорами.
5.
Финансово - административный директорат.
Осуществляет
административное,
кадровое,
материально-
техническое, хозяйственное, финансовое и иное обеспечение деятельности
17
Интерпола,
ведет
организационную
подготовку
сессий
Генеральной
Ассамблеи и заседаний других органов организации, конференций, приема
делегаций, организует делопроизводство.
6.
Директорат информационных систем и технологий.
Он
осуществляет
изучение,
разработку
и
применение
телекоммуникационного и компьютерного оборудования, необходимого для
функционирования
организации,
также
технически
обеспечивает
функционирование стандарта связи и обмен информацией.
7.
Исполнительный директорат полицейского сотрудничества.
Данный директорат является головным подразделением Генерального
секретариата,
осуществляющим
текущую
деятельность
по
вопросам
международного сотрудничества полицейских ведомств различных стран в
борьбе с преступностью, так же он подразделяется на три субдиректората, а
именно:
1.
Субдиректорат
по
взаимодействию
с
Национальными
центральными бюро и региональными полицейскими службами.
Данный субдиректорат обеспечивает деятельность Национальных
центральных бюро подразделений Интерпола, а также созданных в
различных регионах мира региональных бюро Интерпола.
2.
Субдиректорат оперативного обеспечения полиции.
Он занимается операционной поддержкой служб и управлений
Генерального секретариата, является центром взаимодействия Интерпола с
Национальными центральными бюро стран-членов.
3.
Субдиректорат
по
отдельным
видам
преступлений
и
криминальному анализу
Здесь
субдиректорат
обеспечивает
аналитическую
поддержку
структурных подразделений Генерального секретариата и, по запросам,
правоохранительных органов стран-членов Интерпола.
8.
Региональные
бюро
Интерпола
Генерального секретариата.
на
правах
департаментов
18
Они сформированы для обеспечения оперативности деятельности
организации в различных регионах.
Национальные центральные бюро создаются в структуре полицейской
службы
каждого
государства-члена
Интерпола.13 В соответствие
со
Служебными стандартами Национальных центральных бюро Интерпола,
утвержденных на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи, Национальные
центральные бюро обеспечивают круглосуточный обмен информацией
между уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов своего
государства и стран-членов. При этом они должны иметь систему постановки
на учет в национальные базы данных информации, представляющей
оперативный интерес, а также обеспечивать возможность оперативного
исполнения запросов, поступающим по каналам Интерпола, не допускать
несанкционированный доступ к информации Интерпола и его системам
связи.14
Национальные центральные бюро Интерпола в различных странах,
несмотря
на разграниченный
деятельности,
при
характер
организации
правового
взаимодействия
регулирования
с
их
Генеральным
секретариатом организации и правоохранительными органами стран-членов
обязаны неукоснительно руководствоваться и соблюдать регламентирующие
документы именно Интерпола, в первую очередь.
Советники же исполняют консультационные функции по научным
вопросам.
13
Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право – М.: Международные отношения, 1999. – С.174
Указ Президента Российской Федерации от 30.07.96 № 1113 «Об участии Российской Федерации в
деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпола)»
14
19
Глава 2. Роль Интерпола в борьбе с терроризмом
2.1. Развитие отношений участия Интерпола в борьбе с международным
терроризмом
Отношение Интерпола к терроризму менялось как минимум три раза,
и в довоенное время Интерпол не отказывался от участия в борьбе. В 1926
году на ежегодном собрании членов Международной организации уголовной
полиции было принято специальное решение о постановке на картотечный
учет всех «особо опасных лиц».15 В этот учет попали те, кто привлекался за
убийства или заговоры с целью убийства государственных деятелей, кто
состоял в различных рабочих союзах и партиях, кто выступал за свержение
существующего строя в своем государстве.
Правда в 1933 году данная картотека привлекла внимание фашистов,
глава гестапо Рейнхард Гейдрих предпринял все меры для того, чтобы
заполучить данные о террористах и в дальнейшем использовать их для
уничтожения своего противника.
По окончании Второй мировой войны в Лиссабоне на очередном
ежегодном собрании Интерпола, проведенном в 1951 году, была принята
резолюция, которая существенно изменила отношение Интерпола к
терроризму. В этой резолюции устанавливается ее положениями, что члены
организации и руководители национальных центральных бюро не должны
выполнять просьбы о предоставлении информации, проведении розыска
преступников и просьбы о временном аресте, где речь идет о преступлениях
политического, расового или религиозного характера, даже если в
запрашивающей стране это деяние является правонарушением по общему
праву.
В резолюции терроризм не упоминался, а речь в ней шла о всех
насильственных
преступлениях,
под
которыми
в
дальнейшем
подразумевались и террористические акты. В 1956 году был принят Устав
15
Бельсон Я.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью: монография. - М., 1989.- С. 53
20
Международной
организации
уголовной
полиции,
где
уже
норма
невмешательства была закреплена.16
Интерпол не предпринимал никаких действий, даже когда в 1972 году
в Мюнхене арабскими террористами были убиты члены израильской
спортивной команды, но после этой трагедии в той же Германии во
Франкфурте на Майне состоялась сессия Генеральной ассамблеи Интерпола,
где была принята специальная резолюция «Заложники и шантаж». В этой
резолюции
членам
международной
организации
уголовной
полиции
рекомендовалось в вопросах предупреждения и пресечения таких форм
преступности сотрудничать между собой на двусторонней основе, с
использованием механизма и служб Интерпола.
Принцип невмешательства Интерпола неоднократно подтверждался
на всех последующих сессиях Генеральной ассамблеи, где речь шла о борьбе
с терроризмом, вплоть до 1984 года, с которого в политике Интерпола по
отношению к этим деяниям наметились определенные изменения.
Из-за
быстрого
роста
количества
террористических
актов,
совершаемых в разных странах, заставил многие из них решительнее
выразить свое негативное отношение к этому преступлению. Под давлением
фактов и членов Интерпола, руководство организации стало менять свое
отношение к нему. Всплеском к такой перемене стала Европейская
конвенция по борьбе с терроризмом, принятая в рамках Совета Европы 27
января 1977 года.17
Участники
Конвенции
закрепили
в
ней
свою
договоренность
при
рассмотрении вопроса о выдаче лиц, преследуемых за преступления,
отнесенные к категории террористических актов, а также в практике
оказания правовой помощи по уголовным делам, возбужденным по этим
16
Статья 3 Устава Международной организации уголовной полиции - Интерпола (в ред. по состоянию на
01.01.1986 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации / URL: http://www.docs.cntd.ru
17
Европейская конвенция о пресечении терроризма принятая 27.01.1977 года [Электронный ресурс] //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / URL: http://www.docs.cntd.ru
21
преступлениям, не рассматривать их как политические или связанные с
таковыми или вызванные политическими побуждениями.
С принятием этой Конвенции в Западной Европе начала формироваться
практика выборочного подхода к актам терроризма и их наказания по нормам
общего уголовного права. Но, к сожалению, государства оставили за собой
право в каждом случае решать, отнести конкретное преступление к числу
общеуголовных или же нет.
Рассмотренные
адресовали
сами
нормы
себе.
Европейской
Лишь
только
конвенции
участники
ее
участники
данной
конвенции
руководствуются ее положениями во взаимной практике борьбы с
терроризмом. Интерпол же на основании своего Устава, предпринимает по
большей части политику невмешательства в государственные дела, но под
давлением обстоятельств, а именно:
1.
Необходимость решительно и адекватно противодействовать
росту количества террористических актов.
2.
Возникновение тенденции относить террористические акты к
уголовным преступлениям.
Интерпол счел возможным включить такие преступления в список
деяний, в предупреждении и пресечении которых могут участвовать его
структурные органы, такие как Генеральный секретариат и Национальные
центральные бюро стран-участниц.
С принятия резолюций в Интерполе начался период нового подхода к
терроризму,
который
выразился
в
реализации
ряда
решений
организационного и административного характера, разработке методических
документов
о
взаимодействии
Национальных
центральных
бюро
и
структурных служб Интерпола по делам о террористически актах.
Интерпол включился в борьбу с терроризмом в 1985 году, на
заседании Генеральной Ассамблеи в Вашингтоне было принято решение о
создании специальной группы, которая будет заниматься координацией
борьбы с международным терроризмом.
22
Генеральный
аналитических
секретариат
программ,
информирование
Интерпола
нацеленных
правоохранительных
на
разрабатывает
выявление
органов
ряд
террористов
других
стран
об
и
их
деятельности.
Создаются
и
постоянно
обновляются
списки
международных
террористов и террористических групп. При Рональде Ноубле стала
создаваться база образцов краденых и поддельных паспортов и других
документов, которыми охотно пользуются террористы, хоть и раньше
Интерпол не занимался подобной практикой.
Адаптация Интерпола к нынешним условиям идет достаточно сложно,
ведь основная тяжесть этой работы лежит на плечах Генерального секретаря.
Взять ,например, Рональда Ноубла, до его вступления в должность Интерпол
работал не функционально, доступ к информации и информирование стран
производилось лишь в будние дни, так как получить информацию в субботу
или воскресенье было невозможно. Ночью тем более, доступ к информации
был закрыт, так как никого из сотрудников не было.
С 2002 года штаб-квартира функционирует круглосуточно. Работают
постоянно обновляемые, защищенные от доступа посторонних вебсайты, где
можно получить всю необходимую информацию.
Рональд
Ноубл
привил
практику
пользования
сотрудниками
электронной почтой для рассылки информации. Теперь же в течение
двадцати четырех часов информация переводится на принятые в Интерполе
языки, а именно: английский, французский, испанский, арабский и
рассылается по всему миру, а ранее ее подготовка и рассылка занимала
месяцы.
Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, можно сказать,
что Международная организация уголовной полиции изначально создавалась
для борьбы с общеуголовной преступностью, но в настоящее время
Интерпол
принимает
большое
и
непосредственное
участие
в
противодействии мирового сообщества актам терроризма. Но в тоже время
23
Интерпол, как и раньше, на основании своего Устава, не нарушает
суверенитет, если не получает разрешение на это вмешательство.
2.2. Действия Интерпола в борьбе с транснациональной преступностью
24
В связи с активизацией международных террористов и совершаемыми
ими преступными действиями по всему миру особое внимание должно
уделяться антитеррористической составляющей в деятельности Интерпола.
Международная организация уголовной полиции не может оставаться
безучастной в этой ситуации, хоть и ее задачи в противостоянии
преступности весьма разнообразны.
Генеральный секретариат Международной организации уголовной
полиции, есть суперсовременный центр сбора, обработки, хранения и
распространения оперативной информации о все новых вызовах преступного
мира, а так же Интерпол это динамичная структура, которая способна
эффективно координировать работу правоохранительных органов.
После терактов в Нью-Йорке в 2001 году в Генеральном секретариате
Интерпола была создана группа, в задачу которой входило, объединение
усилий различных государств в борьбе с международным терроризмом.
Ныне на базе этой группы развернут постоянно действующий Оперативнокоординационный центр.18
Терроризм признается Интерполом как одна из основных угроз
правопорядку во всем мире. Международная организация уголовной полиции
рассматривает его как один из наиболее опасных видов преступности в
контексте того, что в ходе террактов страдают прежде всего невинные люди.
Но
существует
ряд
документов
Организации,
которые
предусматривают положение о недопустимости ограничения сотрудничества
в рамках Интерпола по предупреждению актов терроризма. Не отрицается
также возможность участия Интерпола в содействии выдаче лица,
замешанного в террористических действиях.
В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000
года в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро следует
сообщать о преступлениях террористического характера, если:
18
Дайчман И. Интерпол: Всемирная система борьбы с преступностью –М., 2010. – С.72
25
1.
Цели террористической организации распространяются более
чем на одно государство.
2.
Совершение преступления начинается в одном государстве, а
завершается в другом.
3.
Материально-техническое обеспечение группы исполнителей
преступления имеет зарубежное происхождение.
4.
Преступление планируется или готовится в одном государстве, а
осуществляется в другом.
5.
Жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций.
6.
Ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные
государства или международные организации либо предприятия
с иностранным участием.
7.
Преступление совершено террористической организацией, ранее
причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость.
8.
Финансирование
или
операции
террористических
организаций
по
отмыванию
осуществляются
в
денег
другом
государстве.
9.
Постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в
одном государстве.
10. Орудия
или
инструменты,
используемые
в
деятельности
террористической организации, затрагивают более чем одно
государство.
11. Одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.
Запросы, касающиеся международного терроризма, подразделяются
Интерполом на две группы:
26
1)
Запросы, направленные на уголовное преследование террористов
Эти запросы обрабатываются в строгом соответствии с правилами
применения Устава Интерпола, а именно лица, обвиняемые в совершении
тяжких, насильственных террористических деяний могут быть объектами
розыска с целью их выдачи.19
2)
Запросы, направленные на предупреждение террористической
деятельности
Для обработки таких запросов необходимы сведения об участии лиц в
подготовке террористических деяний, а не просто их численность в какомлибо политическом движении.
В целях борьбы с терроризмом в рамках Интерпола ведется обмен
информацией и разработка политико-юридической основы, определяющей
отношение Международной организации уголовной полиции к этому
явлению и пути его решения. Информация обо всех совершенных актах
терроризма должна доводиться до Генерального секретариата, и его
сотрудники, анализируя всю совокупность полученной информации, могут
проявить инициативу в предупреждении таких актов в будущем.
В
целях
усовершенствования
стратегии
борьбы
с
транснациональными преступлениями была принята Конвенция против
транснациональной
предусматривается
организованной
возможность
преступности,
взаимодействия
в
которой
стран-участниц
с
использованием связи Международной организации уголовной полиции в
целях борьбы с транснациональной организованной преступностью.20
Для борьбы с таким видом преступной деятельности в Международной организации уголовной полиции была создана группа по борьбе с
организованной преступностью. В оказании помощи полиции разных стран
Интерполом выпускаются специальные бюллетени, посвященные борьбе с
19
Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. – СПб.: Питер, 2004. – С.32
Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
(Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года) [Электронный ресурс] //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / URL: http://www.docs.cntd.ru
20
27
организованной преступностью. В Генеральный секретариат Интерпола
стекается информация о лицах, имеющих отношение к преступным
сообществам.21
Кроме всего перечисленного, Генеральный секретариат Интерпола
разрабатывает
аналитические
проекты,
нацеленные
на
выявление
международных организованных преступных групп, в том числе и
террористических организаций. Россия участвует в 12 таких проектах, среди
которых
разработки
в
области
незаконного
оборота
наркотиков и
нелегальной иммиграции.
Одной из своих приоритетных задач Интерпол считает также
пополнение базы данных по утерянным и похищенным загранпаспортам,
которые
могут
зарегистрированы
использоваться
сведения
международными
в
отношении
террористами.
полутора
Уже
миллионов
загранпаспортов из 40 стран.
На Европейской конференции Интерпола в Киеве принято решение
начать использование циркуляров-оповещений «оранжевый угол», в которых
будет отражена информация о новых формах и методах проведения
террористических актов, используемых взрывных устройствах и способах их
камуфляжа.
Сообщения
об
угрозе
совершения
преступлений
террористического
характера на территории РФ, получаемые из Генерального секретариата и
национальных центральных бюро Интерпола, информация немедленно
передается в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и
предпринимаются всевозможные действия по противодействию совершения
преступлений.
В итоге
рассмотрения данного
вопроса можно сказать, что
Международная организация уголовной полиции ведет активные меры по
противодействию транснациональных преступлений, информирования странучастниц об угрозе преступления, накапливание различной информации,
21
Карпец И. И. Международная преступность. М.: Наука, 1988. - С.89
28
которая оказывает большую помощь в борьбе с терроризмом, разработка мер
и создание специальных подразделений для борьбы с транснациональными
преступлениями. Взять на пример, работу Национальных центральных бюро
Интерпола в Российской Федерации. Об этом даже высказался Рональд
Ноубл и дал высокую оценку работе. Он заявил, что деятельность
Национального центрального бюро Интерпола в Москве становится
значительно более эффективной во всей Международной организации
уголовной полиции в целом.
29
Заключение
В заключении исследования можно сделать следующие выводы и
высказать
некоторые
предложения
по
совершенствованию,
как
международного сотрудничества в целом, так и повышению эффективности
использования
возможностей
Международной
организации
уголовной
полиции в выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении
преступной деятельности.
Проанализировав международные правовые акты и национальное
законодательство об организованной преступности и коррупции, можно
выдвинуть предложения о необходимости разработки в международном
масштабе стратегических задач.
Для обеспечения эффективности действий Интерпола по борьбе с
преступной
деятельностью,
приоритетные
задачи
и
целесообразно
обеспечить
было
эффективное
бы
определить
удовлетворение
потребностей в ресурсах, потому что вряд ли можно рассчитывать на то, что
удастся одинаково активно вести борьбу по всем фронтам со всеми формами
преступности, необходимо решить, каким наиболее серьезным формам
следует уделить особое внимание.
В связи с этим, можно предложить международное законодательное
закрепление:
1)
применения уголовных наказаний за участие в преступной
организации.
2)
применения уголовных наказаний за соучастие без совершения
преступлений.
3)
Применение механизма запрета на отмывание доходов от
преступной деятельности.
Так
же
в
целях
повышения
эффективности
действий
правоохранительных органов целесообразно принять стратегические
меры в совершенствование методов сбора и получения информации в
30
целях установления лиц, состоящих в организованных преступных
структурах, а также о их коррумпированных связях, характера их
деятельности,
взаимосвязей
между
различными
преступными
организациями и тех методов, которые они могут применять в целях
самозащиты.
31
Список использованной литературы
Нормы международного и национального права
1)
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // Электронный фонд
правовой и нормативно-технической документации / URL:
http://www.docs.cntd.ru
2)
Конвенция Организации Объединенных Наций против
транснациональной организованной преступности (Принята резолюцией
55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года) [Электронный ресурс]
// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации /
URL: http://www.docs.cntd.ru
3)
Устав Международной организации уголовной полиции -
Интерпола (в ред. по состоянию на 01.01.1986 года) [Электронный ресурс] //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации /
URL: http://www.docs.cntd.ru
4)
Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 N 1190 (ред. от
29.05.2006) "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро
Интерпола"[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации / URL: http://www.docs.cntd.ru
5)
Указ Президента Российской Федерации от 30.07.96 № 1113 «Об
участии Российской Федерации в деятельности Международной организации
уголовной полиции (Интерпола)»
Научная литература
1)
Бельсон Я.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью:
монография. - М., 1989.- С. 53
2)
Волеводз
А.Г.
Международные
правоохранительные
организации. – М.,2008. – С. 229
3)
Гришаев П., Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в
борьбе с преступностью. – М.:Юрид.лит., 1981 №20. – С.32
32
4)
Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М.:
Международные отношения, 1972. – С.141
5)
Дайчман
И.
Интерпол:
Всемирная
система
борьбы
с
преступностью –М., 2010. – С.191
6)
Загладин Н.В., Путилин Б.Г. Международный терроризм: истоки,
проблемы, противодействия. М : Рус. слово, 2006 – С.152
7)
Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право – М.:
Международные отношения, 1999. – С.174
8)
Карпец И. И. Международная преступность. М.: Наука, 1988. -
9)
Овчинский В.С. Интерпол. М.: Инфра-М, 2001. – С.320
С.89
10) Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3 – е изд.,
перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1990. – С.224
11) Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной
полиции. – СПб.: Питер, 2004. – С.202
12) Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества,
под рук. Савицкого В.М. М.: БЕК,1995. – С.296
13) «Райнхард Гейдрих — паладин Гитлера» / Ю. Чупров. Райнхард
Гейдрих. Путь к власти. Д. Гамшик, И. Пражак. Бомба для Гейдриха. — М.:
Изд-во Яуза, Изд-во Эксмо, 2004. — С.126-145
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв