ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международно-правовое противодействие
распространению наркотических средств
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по специальности
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
очной формы обучения, группы № 01001312
Бондаренко Сергея Юрьевича
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент
Нифанов А.Н.
Рецензент:
Заместитель начальника кафедры
государственно-правовых дисциплин
Белгородского юридического института
МВД России имени И.Д. Путилина,
к.ю.н., доцент Переверзев Е.А.
БЕЛГОРОД 2018
2
Оглавление
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Общая характеристика международного сотрудничества
государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.. 6
§ 1. Общая характеристика международной преступности в сфере
незаконного оборота наркотиков .......................................................................... 6
§ 2. Понятие и принципы международного противодействия незаконному
обороту наркотиков............................................................................................... 10
§ 3. Виды и формы международного сотрудничества по противодействию
незаконному обороту наркотиков ....................................................................... 15
Глава II. Система противодействия распространению наркотиков и
способы ее совершенствования ........................................................................ 22
§ 1. Правовой статус специализированных международных организаций по
борьбе с незаконным оборотом наркотиков....................................................... 22
§ 2. Европол как международный орган борьбы с незаконным оборотом
наркотиков ............................................................................................................. 27
§ 3. Повышение эффективность деятельности органов по противодействию
незаконному обороту наркотиков ....................................................................... 32
Заключение ........................................................................................................... 37
Список использованной литературы .............................................................. 42
3
Введение
Актуальность темы исследования. Согласно последним опубликованным данным, незаконный оборот производства опия составляет примерно
7554 тонны. В ежегодных отчетах комиссии по наркотикам неоднократно
обозначалась проблема незаконного производства наркотических средств в
таких регионах, как Южная Америка, Африка, Средняя Азия и др. Достаточно высоким остается и уровень потребления наркотических средств в США,
Канаде, странах Европы и Азии1.
В целях борьбы с растущим уровнем наркопреступности государства
через координирующие международные органы стараются выработать единую политику, направленную на снижение уровня незаконного производства
наркотических средств и их прекурсоров. Исходя из национального опыта
некоторых государств, формируется наиболее эффективная концепция борьбы с незаконным оборотом наркотиков (изготовление наркотических
средств, воспроизведение органического сырья, транспортировка наркотических средств и т.д.).
При этом актуальными остаются вопросы кадрового обмена, совместной кадровой подготовки, экспертной помощи, оперативной поддержки при
проведении операций, направленных на пресечение выявленной преступной
деятельности, и, конечно же, информационный обмен оперативной информацией. Так, борьба с наркопреступностью, как на национальном, так и на
наднациональном (международном) уровне, является важно миссией любого
государства, стремящегося к развитию здоровой нации и воспитанию активной гражданской позиции.
Объект исследования: совокупность общественных отношений, возникающих и развивающихся в сфере международного сотрудничества по
1
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 год. Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2017/Russian
/AR_2017_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
4
противодействию незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров.
Предмет исследования: совокупность норм права, регулирующих рассматриваемые общественные отношения в части организации механизма взаимодействия государств и деятельности международных органов, координирующих данное взаимодействие.
Цель исследования: провести комплексный системный анализ международно-правового регулирования мер, направленных на противодействие
незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и их прекурсоров.
2. Раскрыть понятие международного противодействия незаконному
обороту наркотических средств и их прекурсоров.
3. Обозначить виды и формы международного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров.
4. Раскрыть правовой статус специализированных международных организаций по противодействию распространения наркотиков.
5. Предложить пути совершенствования противодействия распространения наркотиков.
Методологическая основа исследования включает в себя совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания. При написании работы использовались такие методы, как: анализ, синтез, сравнительноправовой метод, ретроспективный и формально-юридический методы научного познания.
Нормативную правовую основу исследования составили международные договоры, посвященные международному сотрудничеству по противодействию незаконному обороту наркотиков: Единая конвенция о наркоти-
5
ческих средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с
Протоколом 1972 г.; Конвенция о психотропных веществах 1971 г.; Декларация международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом и Всеобъемлющий междисциплинарный
план будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими
средствами 1987 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Политическая декларация и Всемирная программа действий 1990 г., принятые Генеральной
Ассамблеей на ее семнадцатой специальной сессии для рассмотрения вопроса о международном сотрудничестве в борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических
средств и психотропных веществ; Конвенция о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Эмпирическая основа исследования представлена докладами Международного комитета по контролю над наркотиками, аналитическими и статистическими данными иных международных организаций.
Теоретическую основу исследования составили научные труды Анисимова JI.H., Бабаян Э.А., Бардина Е.В., Белогурова С.Б., Бородина C.B., Гаевского A.B., Галенской Л.H., Гасанова Э.Г., Карпеца И.И., Лукашука И.И.,
Ляхова Э.Г., Марочкина С.Ю., Менжинского В.И., Родионова К.С., Ромашева
Ю.С., Талалаева А.Н., Тиунова О.И., Тункина Г.И. и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
6
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
§ 1. Общая характеристика международной преступности
в сфере незаконного оборота наркотиков
Противодействие распространению – незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее – наркотики) является одним из наиболее перспективных и социально значимых направлений в
развитии международного сотрудничества государств.
Политика любого государства направлена на поддержание его социально-культурной сферы на достаточно высоком уровне, ведь от уровня социально-нравственного развития общества зависит экономическая стабильность государства и его внешние политические связи.
Уровень наркопреступности и криминогенная ситуация в ряде стран
побудили эти государства (158 (80%) мировых государств) присоединиться к
международным конвенциям по контролю за незаконным оборотом наркотиков.
Говоря о сущности противодействия незаконному обороту наркотиков,
необходимо обратиться к классификации этих веществ по принципу изготовления. Так, Л.А. Прохоров предлагает следующую классификацию наркотиков1:
- наркотики растительного происхождения (природные) – наркотики,
получаемые из натуральных продуктов;
- полусинтетические наркотики – наркотики, изготовленные химиче-
ским путем с использованием природных алкалоидов;
1
См.: Прохоров Л.А. Наркобизнес и организованная преступность: некоторые криминологические и уголовно-правовые аспекты // Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку. Материалы международной научнопрактической конференции. СПб., 1994. С. 24.
7
- синтетические наркотики – наркотики, производимые исключи-
тельно посредством химических процессов.
Незаконное производство натуральных или полусинтетических наркотиков напрямую связано с локализацией исходного сырья (растительной массы), которая является основой для производства таких наркотиков. При этом
наркобизнес оказывает определяющее влияние на экономику таких государств. Так, например, в Южной Америке достаточно широко распространены такие культуры, как кока, мак и каннабис, служащие основой для производства наркотиков. В этой связи регион является мировым лидером по производству растительных наркотиков. Здесь ежегодно производится около
1000 тонн кокаина1.
Как показывает статистика, Африканский континент постепенно из
транзитного региона незаконного оборота наркотиков превращается в потребителя и рынок их сбыта. Это связывается с расширением «внутреннего рынка незаконного оборота наркотиков», что неизбежно привело к увеличению
доступности наркотиков разного вида.
По-прежнему одной из проблем Африки остаётся оборот и потребление
кнанабиса – 7,6%, что в два раза больше среднемирового показателя – 3,8%.
Производство и потребление марихуаны в Африке также остаётся на достаточно высоком уровне; 14% мировой марихуаны имеет Африканские корни.
Растёт потребление героина, возрастают незаконные поставки опиатов из
Афганистана2.
1
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2015 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2015/Russian
/AR_2015_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
2
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2017/Russian
/AR_2017_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
8
В 2017 году сообщалось о крупных изъятиях марихуаны в Гане (более
2 т), Кении (почти 9 т), Мозамбике (более 1 т), Нигерии (более 4 т) и Судане
(45 т)1.
Во всем мире отмечается всё более активное участие граждан из африканских стран в незаконном обороте наркотиков. Например, стало более очевидным участие хорошо организованных сетей из Западной Африки в торговле героином, как правило, афганского происхождения на южном маршруте. Этот маршрут пролегает через Исламскую Республику Иран или Пакистан, а затем пересекает Индийский океан и нацелен на рынки Африки, Азии
и Европы.
Западная Африка сталкивается с расширением незаконных поставок
героина по воздуху и морем. 11% всех потребителей опиатов проживают в
Африке, и более половины из них – в Западной и Центральной Африке. Годовой объем кокаина, проходящего транзитом через Западную Африку, оценивается в 1,25 млрд. долларов США. Помимо незаконного оборота кокаина
в этом субрегионе наблюдается также и незаконный оборот героина2.
Центральная Америка и Карибский бассейн по-прежнему являются
важным пунктом для распространения наркотиков в США, Канаде, и Европе.
За 5 лет (2009-2014 гг.) 153 государства представили информацию об изъятии
кокаина, имеющего Южноамериканское происхождение. При этом в целом
расширяется рынок сбыта и потребления наркотиков3.
По данным США, 87% всего поступившего в страну кокаина незаконно
провезено через Центральную Америку и Мексику, а около 13% – страны
1
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2017/Russian
/AR_2017_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
2
См.: там же.
3
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2015 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2015/Russian
/AR_2015_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
9
Карибского бассейна, главным образом через Доминиканскую Республику и
Пуэрто-Рико1.
При этом в 24 штатах США разрешено использование каннабиса в медицинских целях, хотя в 2014 году зарегистрировано 47000 случаев смерти
от передозировки наркотиками, более 18000 случаев смерти от передозировки обезболивающими, свыше 10000 случаев смерти от передозировки героином2.
Сохранение показателей по производству наркотических средств и их
незаконному обороту сохраняется и в странах Азии, где наиболее распространён опийный мак; по-прежнему отмечается увеличение масштабов изготовления и незаконного оборота метамфетамина, утечки контролируемых
веществ из законных каналов в каналы незаконного оборота и злоупотребления фармацевтическими препаратами, содержащими наркотические средства
и психотропные вещества.
Годовой показатель потребления кокаина в Европе в 2014 году составил около 0,7% (население в возрасте 15–64 лет около 4 млн. человек.); амфетамин или метамфетамин употребляли 2,4 млн. человек. В странах Европейского союза показатель злоупотребления основными синтетическими
стимуляторами (амфетамин, метамфетамин и МДМА) несколько превышает
соответствующий показатель для кокаина.
В 2015 году об изъятиях амфетамина в количествах более 100 кг сообщили Германия (1,4 т), Польша (0,7 т), Соединенное Королевство (0,6 т),
Швеция (0,5 т), Норвегия (0,5 т), Франция (0,4 т) и Финляндия (0,3 т). Изъятия метамфетамина в количествах, превышающих 100 кг, были произведены
(в порядке убывания) в Чехии, Франции и Норвегии. Об изъятиях больших
1
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2016 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2016/Russian
/AR_2016_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
2
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2014/Russian
/AR_2014_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
10
количеств экстези в 2015 году сообщили Франция (1,3 млн. единиц), Соединенное Королевство (1,1 млн. единиц) и Германия (1,0 млн. единиц)1.
Таким образом, на международной арене прослеживается чёткая тенденция перехода рынка незаконного оборота наркотиков в новое русло. Расширение рынка сбыта и потребления отдельных видов наркотиков может неблагоприятно сказаться на экономике некоторых государств, его социальнополитической сфере и т.д.
Также явно прослеживается тенденция возрастания интереса к синтетическим наркотикам в силу их общедоступности и, порой, простоты в производстве.
Противодействие государств незаконному обороту наркотиков предусматривает совместную разработку политики по предупреждению и пресечению незаконного оборота таких средств, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако производство отдельных видов наркотиков и их сбыт
напрямую зависят от близости и доступности сырья, необходимого для производства препарата.
При этом росту незаконного оборота наркотиков подвержены регионы
с низким уровнем социально-экономического развития, где данный вид незаконной деятельности фактически подменяет рыночную экономику.
§ 2. Понятие и принципы международного противодействия незаконному обороту наркотиков
Приведённые ранее данные свидетельствуют о том, что уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотиков достаточно высок. В этой
связи государствам просто необходимо предпринимать меры по противодействию распространения наркотиков. Однако в такой ситуации внутренняя
1
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2016 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2016/Russian
/AR_2016_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
11
политика государства по противодействию незаконному обороту наркотиков не всегда способна оказать достаточного воздействия и часто является не
эффективной. Связано это с тем, что не все реализуемые наркотики производятся на территории данного государства. Чаще всего они импортируются из
регионов произрастания сырья для изготовления наркотиков или из регионов
с нестабильной политической и социальной ситуацией.
В целях противодействия данному виду незаконной деятельности государства принимают определенные меры, как во внутренней политике, так и
на международном уровне. Такая активная целенаправленная деятельность
государств, воздействующая на причины и условия преступности, на лиц, совершающих преступления. для недопущения самодетерминации преступной
деятельности и обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов общества в широком смысле этого слова является противодействием преступности.
Соответствующая деятельность государств предусматривает реализацию контрмер на двух уровнях: внутригосударственном и международном.
Таким образом, государства устанавливают определённую совокупность мер
регулирования уровня преступности, направленных на снижение количества
преступлений и поддержания их на достигнутом минимальном уровне. Среди
этих мер можно выделить правовые и не правовые. К правовым мерам относятся законодательные акты и международные договоры, направленные на
противодействие незаконному обороту наркотиков. К не правовым методам
можно отнести разработку совместных программ противодействия и стратегий совместной деятельности, совместную разработку методических рекомендаций по противодействию незаконному обороту наркотиков и т.д.1.
В целях противодействия незаконному обороту наркотиков и ограничения нелегального наркотрафика международное сообщество создало ряд
1
См.: Бокерия С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы
с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд.
юрид. наук. М., 2006. С. 56-59.
12
международных организаций и комиссий, преследующих своей целью координацию деятельности государств по контролю за незаконным оборотом
наркотиков.
При этом среди основных направлений совместной деятельности государств по противодействию незаконному обороту наркотиков можно выделить следующие1:
Выработка и реализация мер по противодействию незаконному производству и распространению наркотиков (в рамках данного направления
предусматривается создание специализированного органа или наделение такими полномочиями уже существующего органа).
Организация и обеспечение международного сотрудничества государств по противодействию незаконному обороту наркотиков (включая компетентные международные органы по противодействию незаконному обороту наркотиков и внутригосударственные органы, выполняющие аналогичную
функцию).
Научно-методическое обеспечение противодействия незаконному
обороту наркотиков (разработка методических рекомендаций, ведение межгосударственной статистики, сообщение сведений об уровне наркопреступности по регионам и т.д.).
Противодействие, как достаточно широкая категория, может включать в
себя также такие виды борьбы, как: предупреждение, пресечение и профилактика. При этом каждый из этих видов деятельности является самостоятельным
и может реализовываться только на определенных стадиях, а в своей совокупности они образуют систему противодействия преступности.
Так, например, предупреждение как система мер, предпринимаемых на
внутригосударственном и на международном уровнях, направлена на противодействие процессам детерминации преступности, имеет целью ресоциали-
1
См.: там же. С 64.
13
зацию потенциальных преступников и предотвращение совершения новых
преступлений.
Пресечение преступной деятельности возможно лишь в случаях, когда
преступное действие не окончено, либо, когда преступная деятельность пресекается до достижения цели данной деятельности или причинения вреда.
Профилактика же может рассматриваться как система мер, направленных на выявление и ликвидацию причин и условий наркопреступности, установление лиц, потенциально способных на совершение преступного одеяния1.
При этом достаточно сложно провести грань между отдельными элементами системы предупреждения наркопреступности, так как они являются
частью единого механизма и объединены единой целью.
Таким образом, полагаем, что под международным противодействием
незаконному обороту наркотиков можно понимать систему действий, направленных на выработку и реализацию международных мер (правового и не правового характера) по предупреждению, пресечению и профилактике незаконного оборота наркотиков, развитию международного сотрудничества государств посредством совместного научно-методического обеспечения данной
деятельности, на недопущение развития незаконного оборота наркотиков и
защиту прав, свобод и законных интересов человека и общества.
В рамках международного сотрудничества по противодействию распространения наркотиков государства принимают на себя ряд обязательств:
«a) ввести в действие и выполнять постановления настоящей Конвенции в пределах их собственных территорий;
б) сотрудничать с другими государствами в выполнении постановлений настоящей Конвенции;
1
См.: Десятова О.В., Покрышкин Е.В. Особенности профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых преступными группами, возникающими на основе цыганских общин: Методические рекомендации. Тюмень:
Тюменский юридический институт МВД России, 2009. С. 22-24.
14
в) при условии соблюдения постановлений настоящей Конвенции
ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство,
изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю
ими и их применение и хранение»1.
Среди принципов такого сотрудничества важным является принцип
контроля за международной торговлей наркотиками. Сущность принципа заключается в запрещении экспорта наркотиков в другую страну без специального согласия последней. В этой связи профильная конвенция определяет
правила торговли наркотиками и порядок расчета по таким сделкам2.
Также международные конвенции закрепляют такие принципы, как3:
принцип суверенного равенства и территориальной целостности государств;
невмешательства во внутренние дела других стран.
Таким образом, в рамках международного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотиков предусматривается ряд мер, носящих принципиальный характер, направленных на создание единой системы международных и внутригосударственных органов по контролю за распространением наркотиков.
Подводя итог, отметим, что противодействие незаконному обороту
наркотиков – это система действий, направленных на выработку и реализацию международных мер (правового и не правового характера) по предупреждению, пресечению и профилактике незаконного оборота наркотиков, развитию международного сотрудничества государств посредством совестного
научно-методического обеспечения данной деятельности, на недопущение
развития незаконного оборота наркотиков и защиту прав, свобод и законных
интересов человека и общества. Данная система действий базируется на ос1
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах
1961 г. (Заключена в г. Нью-Йорке 30 марта 1961 г.) // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.
2
Там же.
3
Там же.
15
новополагающих принципах международного права и включает в себя такие
действия, как: представление сведений о уровне наркопреступности в государстве, сведения о новых наркотических средствах или их аналогах, создавать
внутригосударственные органы по контролю за оборотом наркотиков, обмениваться опытом противодействия незаконному обороту наркотиков и пр.
§ 3. Виды и формы международного сотрудничества по противодействию
незаконному обороту наркотиков
В докладах Международного комитета по контролю над наркотиками
неоднократно отмечалась острая необходимость совместной координации
усилий государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, ведь от эффективности этих действий напрямую зависит эффективность самой борьбы1.
Региональное сотрудничество и сотрудничество, основанное на двустороннем договоре, играют важную роль в борьбе с наркопреступностью на
международном уровне. Учет особенностей конкретного региона позволяет
наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным
образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.
В этой связи Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.2 (далее – Конвенция
1988 г.) рекомендовала использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, п. 11 ст. 6 данной Конвенции гласит: «стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности выдачи» подозреваемых
1
См., напр.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 год
Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2017/Russian
/AR_2017_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
2
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ
от
20
декабря
1988
г.
Режим
доступа:
https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (дата обращения 20.03.2018).
16
лиц1. В соответствии с п. 3 ст. 10 Конвенции 1988 г. государства «...могут
заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во
исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание
финансовые договоренности»2.
В связи с вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовая основа –
с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности.
Основу сотрудничества государств в вопросах борьбы с наркотиками
составляют многосторонние и двусторонние соглашения.
В первую очередь, необходимо упомянуть соглашения, регулирующие
сферы межгосударственных отношений в пограничных и таможенных вопросах.
Так, например, в соответствии со ст. 4 Соглашения о сотрудничестве
государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения
на их внешних границах 1992 г. Стороны, в целях поддержания такого положения на внешних границах, договорились о взаимодействии пограничных
войск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних
дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских
служб3.
На основании Соглашения о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля над перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повы1
Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 71.
2
Там же. С. 76.
3
См.: там же С. 80.
17
сит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических
средств1.
Важную роль в международном сотрудничестве государств по борьбе с
наркопреступностью играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью вообще.
В соответствии
с Соглашением о
сотрудничестве государств-
участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью
1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том
числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров.
В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных
органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Согласно ст. 1 Соглашения государства «...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в
соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств»2.
Сотрудничество в рамках международных договоров – необходимое
условие повышения эффективности борьбы с явлениями, ухудшающими
криминогенную ситуацию. Одним из таких явлений является незаконная миграция, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в
том числе занимающихся незаконным оборотом наркотиков3.
1
См.: Тарасов И.А. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников
СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 4. Режим доступа:
http://evolutio.info/content/view/382Itemid=51/ (дата обращения: 30.03.2018).
2
Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.). Режим доступа:
http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1440 (дата обращения: 30.03.2018).
3
Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под ред. проф. А.И. Гурова. М.,
2000. С. 33.
18
Вопросы правовой помощи по противодействию преступности также
определены в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к
ней1.
В целях координации деятельности по противодействию преступности
в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых государств, а также были
учреждены: Совет Министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств (1996 г.) и Координационный совет Генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых
Государств (1995 г.)2.
Говоря о противодействии незаконному обороту наркотиков, необходимо отметить, что конкретные виды взаимодействия определены в соответствующих международных договорах. Так, в Соглашении о взаимодействии
и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ 1994 г.3 детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:
- направляемая по условиям договора депозитарию (информация о ме-
тодах борьбы с незаконным оборотом наркотиков; информация об использовании технических средств и специально тренированных собак; информация
о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным
оборотом наркотиков; нормативные акты, публикации, научные, профессио1
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам (Заключена в г. Минске 22 января 1993 г.) (с изм. от 28.03.1997). Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/
(дата
обращения
21.03.2018).
2
См.: Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государствучастников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Выпуск 1.
М., 1998. С. 140.
3
Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Москва, 8 июля 1994 г.).
Режим доступа: http://base.garant.ru/10105010/ (дата обращения 21.03.2018).
19
нальные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом
наркотиков; информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их
производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;
информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах; информация о принципах организации таможенного контроля над
наркотиками, новых способах и методах их обнаружения; информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через
их территорию; подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ
растительного и синтетического происхождения; информация в области
идентификации и лабораторного анализа наркотиков;
- направляемая инициативно или по запросу (о конкретных фактах и
событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков
с территории одного государства – участника Соглашения на территорию
другого; о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному
обороту наркотиков; о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию; о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков).
Вся передаваемая и получаемая информация носит конфиденциальный
характер и может быть передана третьим лицам только с согласия одного из
государств-участников.
20
Помимо информационного обмена можно выделить такие формы сотрудничества, как1:
- наблюдение за передвижениями лиц, подозреваемых в распростра-
нении наркотиков, их транспортировке, а также за грузами, транспортными
средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;
- осуществление согласованных мероприятий и операций по перекры-
тию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;
- обеспечение выступления официальных лиц одного государства-
участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями
другого государства на основании официального запроса последнего в связи
с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков;
- проведение взаимных консультаций с целью координации и повы-
шения эффективности сотрудничества.
Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в
борьбе с преступностью 1998 г.
Правовая основа сотрудничества государств по борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств представлена различными категориями
международно-правовых актов2:
- уставными документами Содружества;
- нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы со-
трудничества (пограничные, таможенные и др.);
1
См.: Бокерия С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы
с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд.
юрид. наук. М., 2006. С. 58-59.
2
Мукашев С.И. Международно-правовое сотрудничество государств – участников СНГ в
противодействии
незаконному
обороту
наркотиков.
Режим
доступа:
http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19043 (дата обращения: 18.03.2018)
21
- международно-правовыми документами, специально посвященны-
ми данной проблеме.
В них регламентированы следующие формы сотрудничества:
- исполнение запросов;
- обмен информацией;
- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и
процессуальных действий;
- обмен опытом работы, научными разработками, учебной литерату-
рой (включая помощь в подготовке и переподготовке кадров).
Таким образом, международное сотрудничество по противодействию
незаконному обороту наркотиков имеет своей целью пресечение деятельности по незаконному производству и сбыту наркотиков.
Среди форм взаимодействия можно выделить приоритетные: запросы,
информационный, кадровый, профессиональный и научно-практический обмен.
Однако, невзирая на кажущуюся простоту института, правовое регулирование противодействия незаконному обороту наркотиков имеет ряд трудностей в силу преобладающего разнообразия национального законодательства. Такими образом, отметим, что виды международного сотрудничества
являются по своей сути отражением основных направлений данного сотрудничества и направлены на выработку единой стратегии противодействия незаконному
обороту
наркотиков,
научно-методическое,
кадрово-
профессиональное обеспечение данной деятельности.
Обозначенные формы являются логически обусловленными способами
взаимодействия государств при организации международного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотиков и содействуют
выработке единой политики по борьбе с наркопреступностью.
22
Глава II. СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
НАРКОТИКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
§ 1. Правовой статус специализированных международных организаций
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Как отмечалось ранее, механизм международного сотрудничества
предусматривает создание специализированных органов, цель и задачи которых заключаются в выработке рекомендаций и совместных программ по противодействию незаконном обороту наркотиков (единой стратегии (политики)
в данной области взаимодействия).
На сегодняшний день сформирована целостная система органов, осуществляющих международный контроль за соблюдением соглашений по вопросам сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Важное место в ней занимают Комиссия по наркотическим средствам
(далее – КНС) и Международный комитет по контролю над наркотиками (далее – МККН).
Основными функциями КНС являются1:
- наблюдение за применением международных договоров по контро-
лю над оборотом наркотиков;
- подготовка проектов международных договоров;
- пополнение перечней, прилагаемых к международным договорам;
- выполнение поручений Экономического и Социального совета ООН
по вопросам контроля над наркотическими средствами.
Основными функциями МККН являются1:
1
См.: Комиссия по наркотическим средствам: официальный сайт. Режим доступа:
https://idpc.net/ru/policy-advocacy/global-advocacy/global-system (дата обращения 20.03.2018).
23
- контроль над выполнением обязательств по вопросам борьбы с не-
законным оборотом наркотиков;
- предотвращение незаконного оборота наркотиков;
- контроль над законным оборотом наркотических средств, использу-
емых в медицинских целях;
- оказание правовой помощи государствам по вопросам противодей-
ствия незаконному обороту наркотиков.
МККН вправе собирать статистические сведения по следующим вопросам:
- организация и (или) производство наркотиков;
- использование наркотиков и их аналогов для производства новых
наркотиков;
- потребление наркотических средств;
- ввоз и вывоз наркотических средств и маковой соломы;
- наложение ареста на наркотические средства и распоряжение ими;
- складские запасы наркотических средств2.
Также МККН проводит периодические консультации и принимает участие в работе специальных миссий, создаваемых совместно с заинтересованными правительствами.
Кроме того, МККН сотрудничает с Программой Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками, Экономическим и Социальным советом ООН, Комиссией по контролю над наркотиками, Всемирным почтовым союзом, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации и др.
1
См.: Международный комитет по контролю над наркотиками: официальный сайт. Режим
доступа:
https://idpc.net/ru/policy-advocacy/global-advocacy/global-system-drug-control/
mezhdunarodnyj-komitet-po-kontrolyu (дата обращения: 20.03.2018).
2
См.: там же.
24
Комитет также взаимодействует с международными организациями,
не входящими в систему ООН, особенно, с Международной организацией
уголовной полиции (Интерпол).
Помимо этого, члены данной комиссии вправе проводить расследования по определенной категории сообщений о незаконном обороте наркотиков, результаты которых включаются в ежегодный доклад Комитета Экономическому и Социальному совету ООН.
Большую роль в получении информации МККН играют посещения его
представителями различных государств и изучение на местах вопросов, входящих в его компетенцию.
Не остаются без внимания Комитета и сообщения по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, публикуемые в специализированных изданиях и средствах массовой информации.
На основе анализа получаемой информации Международный комитет
по контролю над наркотиками выявляет недостатки, имеющие место в международной и национальных системах контроля над наркотическими средствами, и оказывает помощь в их устранении. При этом особое внимание
уделяется изучению эффективности национальных правовых систем и их
способности противостоять наркобизнесу.
Так, в частности, МККН проводит анализ национального законодательства различных государств, регламентирующего вопросы законного оборота
наркотических средств, с целью обнаружения недостатков и внесения предложений и рекомендаций, направленных на их устранение. Это направление
является одним из основных в деятельности Международного комитета по
контролю над наркотиками, так как упущения в организации действенной
25
системы законного оборота наркотических средств одним государством
приводит к более легкому их распространению на территории других стран1.
Контроль осуществляется и за прекурсорами, и за химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотиков.
Основную роль в борьбе с незаконным оборотом наркотических
средств играют правоохранительные органы и специальные службы различных государств. В связи с этим Международный комитет по контролю над
наркотиками не оставляет без внимания их деятельность. В частности, анализируются приоритеты в сфере правоохранительной деятельности по борьбе с
наркобизнесом и предлагаются меры по их корректировке. Так, в последние
годы МККН настоятельно рекомендует государствам сосредоточить усилия в
деятельности правоохранительных органов на выявлении и нейтрализации
деятельности наркодельцов самого высокого уровня, а также создании совместных групп по борьбе с транснациональными преступными синдикатами2.
При несоблюдении государствами своих обязательств в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков МККН «имеет право запросить объяснение от правительства страны или территории, о которых идет речь», а
также «рекомендовать Сторонам приостановить ввоз наркотических средств,
вывоз наркотических средств или то и другое в данную страну или территорию, или из данной страны или территории либо на указанный срок, либо до
тех пор, пока Комитет не признает положение в данной стране или территории удовлетворительным»3.
1
См.: Бокерия С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы
с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд.
юрид. наук. М., 2006. С. 80-81
2
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2017/Russian
/AR_2017_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
3
Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25 марта 1972 г.) // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.
26
В своей деятельности Международный комитет по контролю над
наркотиками сталкивается с определенными трудностями, основными среди
которых являются1:
- отсутствие данных по вопросам контроля над наркотическими сред-
ствами по отдельным странам;
- недостаток данных по отдельным проблемам в области борьбы с
наркобизнесом;
- отсутствие единой унифицированной системы показателей по раз-
личным аспектам деятельности государств, связанной с проблемами пресечения незаконного оборота наркотических средств, в связи с чем эти показатели лишь приблизительно отражают положение дел и не позволяют проводить качественное сопоставление соответствующих показателей между различными странами.
Исходя из этого, приходим к выводу, что Комиссия по наркотическим
средствам и Международный комитет по контролю над наркотиками выступают в качестве координационных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Данные органы совместно с ООН осуществляют деятельность по обобщению, систематизации, публикации информации в
виде статистических отчетов, системному взаимодействию с правоохранительными органами государств и вырабатывают концепции такого взаимодействия. Основная цель их деятельности заключается в противодействии незаконному обороту наркотиков на международном и региональном уровнях
посредством реализации единой межгосударственной политики в сфере
борьбы с наркопреступностью.
1
См., напр.: Тарасов И.А. Международно-правовой механизм контроля за соблюдением
соглашений по вопросам сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств // Белорусский журнал международного права и международных
отношений. Режим доступа: http://evolutio.info/content/view (дата обращения: 24.03.2018)
27
§ 2. Европол как международный орган
борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Сегодня, когда незаконный оборот наркотиков стал одним из видов организованной преступности, как никогда остро стоит вопрос о едином координационном органе по борьбе с организованной преступностью, в т.ч. в
данной сфере. И такой организацией сегодня является Европол – полицейская служба Европейского союза, расположенная в Гааге, основными задачами которой являются координация работы национальных служб в борьбе с
международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами1.
В условиях активного противостояния международной организованной
преступности национальные полицейские службы в последние годы анализируют криминогенную ситуацию в стране исключительно в контексте общего развития преступности на европейском континенте.
Создание данной организации стало возможным благодаря активному
лоббированию этой идеи правительством Германии, а сама идея создания
единой Европейской службы по борьбе с организованной преступностью была одобрена на заседании Совета Европы в Люксембурге (июль 1991 г.).
Положением об образовании Европейского Союза (далее – ЕС) предусматривалось создание единого полицейского органа в целях повышения эффективности сотрудничества между «союзными» государствами2.
Изначально роль специализированного учреждения по координации
деятельности по противодействию наркопреступности выполнял Интерпол, а
26 июля 1995 г. была подписана «Конвенция о создании Европола».
1
См.: Макушев П.В., Хридочкин А.В. Международное право. Словарь-справочник. М.:
«Прометей», 2017. С. 123.
2
См.: Рябов Ю.А. формирование внешнеполитического измерения пространства свободы,
безопасности и правосудия Европейского Союза: Дисс. … канд. полит. наук. С-Пб., 2015.
С. 99-105.
28
Несмотря на это, полноценную деятельность Европол начал только с
1 июля 1999 г., так как возникла необходимость совершенствования правового регулирования их деятельности.
В соответствии с положениями указанной Конвенции, уполномоченные
правоохранительные ведомства государств ЕС (полиция, таможня, жандармерия, миграционная служба и т.п.) направляют в штаб-квартиру организации специальных представителей, так называемых офицеров связи (Europol Liaison - Officers), главной задачей которых является установление информационно-справочного обмена между органами уголовного преследования государств-членов. В настоящее время в гаагской штаб-квартире Европола работает 44 офицера связи из разных стран ЕС (из них 6 лиц представляют полицию Германии). Вместе с административным персоналом, аналитиками,
иными категориями специалистов, офицеры связи могут обеспечить быстрое,
эффективное, квалифицированное, многоязычное, круглосуточное обслуживание запросов компетентных национальных правоохранительных служб 1.
На современном этапе Европол преследует, как основную задачу, поддержку органов уголовного преследования стран-членов ЕС в борьбе с
транснациональной преступностью в целом, которая осуществляется в следующих формах2:
1. Обмен оперативной информацией.
2. Оценка криминологической ситуации.
3. Техническая поддержка и экспертное содействие национальных ор-
ганов уголовного преследования.
Таким образом, Европолу отведена роль информационно-справочного
центра координации борьбы с транснациональной преступностью на региональном уровне и обеспечения внутренней безопасности стран-членов ЕС.
1
См.: Hegel R.J. Europol – Plattform polizeilicher Zusammenarbeit. Europol auf dem Weg ins
neue Jahrtausend // Kriminalpolizei. 2000, Dezember.
2
См.: Сердюк A.A. Наркотизм и глобальная сеть Internet // Право и безопасность. 2002. №
3. С. 195.
29
Он уполномочен предоставлять правоохранительным органам оперативную, техническую или другую информацию (имеет собственную базу данных
преступлений, совершенных на территории ЕС). При этом организация обязана обеспечивать соблюдение прав и свобод человека, безопасность, надежно защищать информацию; должна предусматривать возможности для осуществления эффективного надзора и контроля со стороны уполномоченного
на то органа (контролирующая инстанция состоит из уполномоченных лиц
по защите информации – по 2 представителя от страны)1.
«Сердцевиной» Европола признан отдел анализа. В его составе работают высококвалифицированные аналитики, осуществляющие разработку
широкого спектра проектов, которые имеют как стратегическое, концептуальное направление (например, подготовка ежегодных докладов о состоянии
организованной преступности в ЕС), так и оперативное назначение.
Европол открывает для полицейских практиков при осуществлении
уголовного преследования новые пути и возможности использования достоверной информации о специфических криминальных сферах или преступных
группировках.
Следует отметить, что мандат Европола распространяется на борьбу с2:
-
нелегальной торговлей наркотическими веществами;
-
нелегальной торговлей радиоактивными и ядерными субстанциями;
-
организацией и осуществлением нелегальной иммиграции на тер-
риторию ЕС;
-
похищением автомобильного транспорта;
-
торговлей людьми (включая и распространение детской порногра-
-
терроризмом;
фии);
1
См.: там же. С. 197.
См.: Мукашев С.И. Некоторые аспекты совершенствования международно-правового
регулирования борьбы с фальшивомонетничеством // Юстиция Беларуси. 2002. № 4. С. 64.
2
30
-
фальшивомонетничеством (включая подделку банковских карто-
чек как средств платежа);
-
«отмыванием» денег и криминальными структурами в связи с вы-
шеупомянутыми видами преступлений.
В соответствии с положениями Конвенции о создании Европола, в будущем, при условии единогласного одобрения соответствующего решения
государствами-членами ЕС, его мандат может быть распространен также на
другие тяжкие формы международной организованной преступности. Использование возможностей Европола допустимо при условии, если деятельностью организованных преступных группировок причинен вред интересам
как минимум двух государств-членов ЕС и существует оперативная необходимость координации действий национальных органов уголовного преследования. С другой стороны, персонал Европола не имеет каких-либо полномочий принимать непосредственное участие в осуществлении поиска преступников, вещей или проводить расследование совершенных преступлений.
Однако следует отметить, что в последнее время руководство Европола
активно лоббирует идею расширения полномочий организации. В частности,
для усиления полицейского сотрудничества предлагается создать при Европоле общие международные следственные группы.
Также развивается сотрудничество по следующим направлениям1:
-
усиление практического характера связей, создание условий для пе-
рекрытия имеющихся и предотвращения появления новых каналов вывоза и
ввоза наркотических средств;
-
продолжение работы по созданию правовой базы двусторонних и
многосторонних связей с сопредельными государствами, оказание практической помощи в организации прямых контактов правоохранительных и таможенных органов;
1
См.: Федулов А.В. Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом
наркотиков: социально-политические аспекты: Дисс. … канд. полит. наук. М., 2007 С.
112-122.
31
-
более широкое привлечение специалистов к подготовке и пере-
подготовке сотрудников подразделений по незаконному обороту наркотиков;
-
привлечение финансовых и технических средств государств-членов
и международных организаций в интересах борьбы с транзитом наркотиков
через территорию Европейского Союза и других стран;
-
более эффективное использование участия в работе международ-
ных организаций для выработки многостороннего механизма борьбы с международным наркобизнесом;
-
активизация сбора и анализа информации о:
1) спросе и снижении спроса на наркотики;
2) стратегии и политических мерах на национальном уровне и уровне
Европейского Сообщества;
3) международном сотрудничестве;
4) контроле торговли наркотиками, психотропными веществами и
прекурсорами;
5) последствиях явления наркомании для производящих, потребляю-
щих и транзитных стран.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Европол обладает достаточно обширными полномочиями по сбору, систематизации и обобщению
информации, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Являясь международным органом по борьбе с преступностью в целом, он принимает активное участие в разработке и формировании единой концепции противодействия незаконному обороту наркотиков посредством взаимодействия с альтернативными органами государств.
32
§ 3. Повышение эффективность деятельности органов
по противодействию незаконному обороту наркотиков
На сегодня требует разрешения объективно возникшая, реальная потребность в значительном повышении эффективности международных организаций, в первую очередь, функционально-правового взаимодействия, с целью решения наиболее важных для выживания человечества глобальных
проблем. В данной связи в отечественной и зарубежной литературе освещаются основные недостатки в деятельности организаций, осуществляющих
борьбу с наркопреступностью.
Во-первых, это односторонность требований, исходящих от государств
или международных органов и организаций, осуществляющих деятельность
по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Во-вторых, декларативность этих заявлений и требований. Зачастую,
участники этого процесса просто провозглашают необходимость борьбы с
наркопреступностью.
В-третьих, несоблюдение принципа универсальности международных
организаций.
В-четвертых, это продолжительные сроки работы над проектами.
В-пятых, отсутствие рационального подхода к решению отдельных
глобальных проблем; невысокая юридическая значимость отдельных решений этих организаций1.
Полагаем, что международные организации и правовое регулирование
их деятельности не успевают за развитием уровня наркопреступности2.
Анализ специальной литературы показал наличие схожих позиций различных авторов в части обозначенных проблем в деятельности органов по
1
См.: Зайцев О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989. С. 72.
См.: A Successor vision: the United Nations of Tomorrow. United Nations Management and
Décision – Making Project of the United Nations Association of the United States of America.
Final Panel Report. N.Y.,UNA-USA. 1987, Sept.
2
33
борьбе с незаконным оборотом наркотиков, однако для решения этих проблем предлагаются разные варианты:
1. Создание новых международных организаций.
2. Поэтапное реформирование соответствующих международных орга-
низаций.
3. Проведение организационных (структурных) реформ, направленных
на приспособление имеющихся организаций к новым реалиям. В данном
случае речь идет о необходимости перестройки отдельных бюрократических
структур организаций без внесения любых корректив в концепцию построения организации, ее базовые структуры, а также о сохранении в неизменном
виде существующих уставов международных организаций1.
Действительно, в современных международных отношениях пока еще не
видно устойчивых стремлений со стороны государств к объединению в мировые федерации или конфедерации. Объективный ход событий развития общества свидетельствует о постоянно возрастающей тенденции к активизации сотрудничества государств на базе международного права в рамках межгосударственных организаций. Представляется, не следует пренебрегать этой тенденцией развития современных международных отношений.
Впрочем, следует отметить, что при определенных условиях для решения отдельных проблем и, в частности, для борьбы с преступностью на международном уровне государства могут предоставить определенные наднациональные полномочия для принятия соответствующих норм и решений, обязательных для исполнения государствами, отдельному органу или организации, которая будет состоять не из представителей государств, а из лиц в ином
(персонифицированном) качестве.
Конечно, в рамках межгосударственной организации существует проблема объединения национальных и общих интересов государств, но реше1
См.: Кривчикова Э.С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже
XX и XXI столетий // Международное право в современном мире. М.,1991. С. 135.
34
ние этой проблемы не может быть достигнуто за счет отказа от суверенитета государств. Следует помнить, что международная организация – это добровольное объединение государств, которое создано на основании соглашений между его членами с целью обеспечения их сотрудничества для достижения общих целей при уважении их суверенитета. Международная организация является центром согласования общих действий государств, необходимых для реализации их общих целей. Речь идет не о власти, которая должна
быть поставлена над государствами, а об определенных действиях, которые
согласовываются между государствами и которым оказывает содействие механизм международной организации.
Таким образом, проблема усиления эффективности международных
организаций должна решаться с учетом объективного развития международных отношений.
В дополнение к уже названным подходам повышения эффективности
функционально-правового взаимодействия государств по противодействию
незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании целесообразно, по нашему мнению, разработать и применить следующее практически
меры. Необходимо:
- актуализировать международно-правовые нормы по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков;
- обеспечить совершенствование национального уголовного законодательства в направлении ужесточения уголовной ответственности за тяжкие и
особо тяжкие наркопреступления;
- принять меры к выработке единого подхода по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков;
- обеспечить совершенствование миграционной политики в целях воспрепятствования проникновению и оседанию нелегальных мигрантов и
включению их в незаконный оборот наркотиков;
35
- разработать комплекс межгосударственных мер, направленных на
развитие и интенсификацию научных исследований в области профилактики
наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманией;
- разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предупреждение, пресечение и расследование преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков на международном уровне;
- разработать систему мер, направленных на выявление и единое картирование территорий государств, засоренных дикорастущими наркотикосодержащими растениями, а также уничтожение таких растений.
Полагаем, что принятие обозначенных мер окажет положительное влияние на деятельность организаций, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, повысит эффективность международного сотрудничества в данной сфере, поспособствует выработке единой концепции
борьбы с наркопреступностью, позволит существенно снизить уровень
наркотрафика в мире.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на достаточно
широкие полномочия организаций по борьбе с наркотиками, в их деятельности существует целый ряд проблем: односторонность требований, исходящих
от государств или международных органов и организаций, осуществляющих
деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков; декларативность этих заявлений и требований (зачастую, участники этого процесса просто провозглашают необходимость борьбы с наркопреступностью); несоблюдение принципа универсальности международных организаций; продолжительные сроки работы над проектами; отсутствие рационального подхода к решению отдельных глобальных проблем; невысокая юридическая
значимость отдельных решений этих организаций.
Все это приводит к неэффективному противодействию незаконному
обороту наркотиков; применяемые контрмеры не производят должного эф-
36
фекта, а наказание не достигает своей цели. Соответственно, предлагаемые
оптимизационные меры позволят исправить сложившуюся негативную ситуацию.
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наркопреступность, включающая в себя незаконное изготовление, хранение, сбыт и другие преступления, связанные с наркотиками, является одним из крупнейших социально-разлагающих факторов. Любое цивилизованное государство стремится искоренить данный порок человечества. Однако
уничтожить рынок наркотиков очень сложно. Связано это, в частности, с тем,
что одним из способов получения дохода некоторых аграрных государств является производство органических наркотиков (страны латинской Америки,
Африки, Средней Азии и.др.).
Во всем мире имеют достаточно широкое распространение различные
виды наркотиков. Согласно имеющимся научным данным, все наркотики
можно разделить на три большие группы:
- Наркотики растительного происхождения (природные) – наркотики,
получаемые из натуральных продуктов.
- Полусинтетические наркотики – наркотики, изготовленные химиче-
ским путем с использованием природных алкалоидов.
- Синтетические наркотики – наркотики, производимые исключитель-
но посредством химических процессов.
Незаконное производство натуральных или полусинтетических наркотиков напрямую связано с локализацией исходного сырья (растительной массы), которое является основой для производства таких наркотиков. При этом
наркобизнес оказывает определяющее влияние на экономику соответствующих государств.
Озабоченные данной проблемой государства осуществляют активную
деятельность, направленную на противодействие незаконному обороту
наркотиков. Однако практика показала неэффективность национальной
борьбы с наркопреступностью. В этой связи возникла необходимость выра-
38
ботки единой международной концепции противодействия незаконному
обороту наркотиков.
В данной связи под международным противодействием незаконному
обороту наркотиков предлагается понимать систему действий, направленных
на выработку и реализацию международных мер (правового и не правового
характера) по предупреждению, пресечению и профилактике незаконного
оборота наркотиков, развитию международного сотрудничества государств
посредством совестного научно-методического обеспечения данной деятельности, на недопущение развития незаконного оборота наркотиков и защиту
прав, свобод и законных интересов человека и общества.
Данная деятельность осуществляется по различным направлениям,
среди которых можно выделить следующие:
Выработка и реализация мер по противодействию незаконному производству и распространению наркотиков (в рамках данного направления
предусматривается создание специализированного органа или наделение такими полномочиями уже существующего органа).
Организация и обеспечение международного сотрудничества государств по противодействию незаконному обороту наркотиков (включая компетентные международные органы по противодействию незаконному обороту наркотиков и внутригосударственные органы, выполняющие аналогичную
функцию).
Научно-методическое обеспечение противодействия незаконному
обороту наркотиков (разработка методических рекомендаций, ведение межгосударственной статистики, сообщение сведений об уровне наркопреступности по регионам и т.д.).
Среди принципов такого сотрудничества важным является принцип контроля над международной торговлей наркотиками. Сущность принципа заключается в запрещении экспорта наркотиков в другую страну без специального
39
согласия последней. В этой связи профильная конвенция определяет правила
торговли наркотиками и порядок расчета по таким сделкам.
Комиссия по наркотическим средствам и Международный комитет по
контролю над наркотиками выступают в качестве координационных органов
в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Данные органы
совместно с ООН осуществляют деятельность по обобщению, систематизации, публикации информации в виде статистических отчетов, системному
взаимодействию с правоохранительными органами государств и вырабатывают концепции такого взаимодействия. Основная цель их функционирования заключается в противодействии незаконному обороту наркотиков на
международном и региональном уровнях посредством реализации единой
межгосударственной политики по противодействию наркопреступности.
В свою очередь такое международное образование, как Европол, обладает достаточно обширными полномочиями по сбору, систематизации и
обобщению информации, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Являясь международным органом по борьбе с преступностью в целом, он принимает участие в разработке и формировании единой концепции противодействия незаконному обороту наркотиков посредством взаимодействия с альтернативными органами государств, входящих в состав Европейского Союза, а
также имеющих международно-правовые связи с ним.
Несмотря на достаточно широкие полномочия, и, на первый взгляд, ясный механизм взаимодействия, данные организации, как и весь механизм по
противодействию незаконному обороту наркотиков, сталкиваются с целым
рядом проблем: односторонность требований, исходящих от государств или
международных органов и организаций, осуществляющих деятельность по
противодействию незаконному обороту наркотиков; декларативность этих
заявлений и требований (часто участники этого процесса просто провозглашают необходимость борьбы с наркопреступностью); несоблюдение принципа универсальности международных организаций; продолжительные сро-
40
ки работы над проектами; отсутствие рационального подхода к решению
отдельных глобальных проблем; невысокая юридическая значимость отдельных решений. Все это приводит к неэффективному противодействию незаконному обороту наркотиков: применяемые контрмеры не производят должного эффекта, а наказание не достигает своей цели.
Исправлению сложившейся негативной ситуации может поспособствовать ряд предлагаемых в данной работе мер. Так, следует признать необходимым своевременную актуализацию международно-правовых норм и национального законодательства по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков (ведение списков наркотических средств не относится к совершенствованию законодательства и весьма условно способствует противодействию распространению наркотиков). Также необходимо упростить порядок взаимодействия государств по оказанию помощи в противодействии незаконному обороту наркотиков и ввести институт ответственности за невыполнение контрмер по борьбе с наркотиками на транснациональном уровне.
Представляется, что совершенствование национального уголовного
права в части ужесточения ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, благоприятно скажется на программе противодействия наркопреступности и позволит снизить уровень последней.
На международном уровне следует принять меры по разработке единого подхода к борьбе с незаконным оборотом наркотиков: единая стратегия
борьбы векторно направила бы все действия государств, что должно позитивно отразиться на снижении уровня преступности.
Контроль за миграцией и совершенствование политики в этой сфере
смогли бы снизить приток эмигрантов, представляющих собой группу риска
(как перспективно вовлекаемых в наркопреступность).
Усиление научного, методического и кадрово-профессионального сотрудничества, обмена опытом способствовали бы развитию приемов, способов и средств борьбы с наркопреступностью, выработке новых методов
41
идентификации наркотических средств. В целом повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков требует разработки и
реализации комплекса мер, направленных на предупреждение, пресечение и
расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
на транснациональном уровне.
В свою очередь одним из практических способов противодействия
наркопреступности следует признать единое картирование территорий государств, засоренных дикорастущими наркотикосодержащими растениями, и,
соответственно, их массовое уничтожение. Это непосредственно поспособствовало бы эффективному предупреждению и фактическому пресечению
незаконного производства наркотиков.
Подытоживая, следует отметить, что заявленная тема является достаточно обширной и требует более глубокого изучения. Но, учитывая, что
национальная политика по борьбе с распространением наркотиков в отдельных государствах существенно отличается, не утрачивают актуальности и
однозначно необходимы выработка и применение единых эффективных мер
противодействия – на международном уровне.
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Международно-правовые акты
1.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправка-
ми, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к
Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г.
Нью-Йорке 30 марта 1961 г.) // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.
2.
Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических сред-
ствах 1961 года (Женева, 25 марта 1972 г.) // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.
3.
Конвенция о психотропных веществах 1971 г. (Заключена в г. Вене 21
февраля 1971 г.). Режим доступа: https://www.incb.org/ocuments/Psychotropics/
conventions/convention_1971_ru.pdf (дата обращения: 21.03.2018).
4.
Декларация международной конференции по борьбе со злоупотреб-
лением наркотиками и их незаконным оборотом и Всеобъемлющий междисциплинарный план будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением
наркотическими средствами (Вена, 17-26 июня 1987 г.) // Издание ООН.
1987. № R.88.XI.I.
5.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиче-
ских средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. Режим доступа:
https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf
(дата
обращения
20.03.2018).
6.
Политическая декларация и Всемирная программа действий от 23
февраля 1990 г., принятые Генеральной Ассамблеей на ее семнадцатой специальной сессии для рассмотрения вопроса о международном сотрудничестве в
борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и
распространения наркотических средств и психотропных веществ Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/
pdf/drugs_politdecl.pdf (дата обращения 20.03.2018).
43
7.
Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных
служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ
(Москва,
8
июля
1994
г.).
Режим
доступа:
http://base.garant.ru/10105010/ (дата обращения 21.03.2018).
8.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граждан-
ским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22 января 1993
г.)
(с
изм.
от
28.03.1997).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/
Режим
(дата
доступа:
обращения
21.03.2018).
9.
Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества
Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998
г.). Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1440 (дата
обращения: 30.03.2018).
Учебная, монографическая, справочная литература
10. Борьба с преступностью за рубежом. Ежемесячный информационный бюллетень: По материалам зарубежной печати. № 4 / Редкол.: Глобачев
О.И., Грачева Л.В., Куршев М.А. (Науч. ред.), Попко Л.В., Похвалина Е.В.,
Субчев Н.И., Сыромятникова А.Ю., Ященко О.В.; Гл. ред.: Щуко Ю.Н. М.:
Изд-во ВИНИТИ, 2001. 40 c.
11. Десятова О.В., Покрышкин Е.В. Особенности профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых преступными группами, возникающими на основе цыганских
общин: Методические рекомендации. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2009. 45 с.
12. Зайцев О.Г. Международные организации: принятие решений. М.,
1989. 234 с.
13. Защита прав человека и борьба с преступностью. Сборник документов Совета Европы / Сост.: Жданов Ю.Н., Зимин В.П., Клишас А.А., Мос-
44
калькова Т.Н., Овчинский В.С., Слюсарь Н.Б.; Под общ. ред.: Черников
В.В. 2-е изд., доп. М.: Вердикт-1 М, 2005. 560 c.
14. Кривчикова Э.С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже XX и XXI столетий // Международное право в современном
мире. М.,1991. С. 130-138.
15. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под ред.
проф. А.И. Гурова. М., 2000. 345 с.
16. Макушев П.В., Хридочкин А.В. Международное право. Словарьсправочник. М.: «Прометей», 2017. 891 с.
17. Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). М.: РосКонсульт, 2001. 300 c.
18. Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Выпуск 1. М., 1998. 678 с.
19. Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества
по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. //
Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
Т.3. М.: Издательство Московского независимого института международного
права, 1997. 457 с.
Научные статьи
20. Мукашев С.И. Международно-правовое сотрудничество государств –
участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков. Режим
доступа:
http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19043
(дата
обращения:
18.03.2018)
21. Мукашев С.И. Некоторые аспекты совершенствования международно-правового регулирования борьбы с фальшивомонетничеством // Юстиция
Беларуси. 2002. № 4. С. 64-65.
45
22. Прохоров Л.А. Наркобизнес и организованная преступность: некоторые криминологические и уголовно-правовые аспекты // Проблемы борьбы
с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1994. С.
21-25.
23. Сердюк A.A. Наркотизм и глобальная сеть Internet // Право и безопасность. 2002. № 3. С. 192-197.
24. Тарасов И.А. Международно-правовой механизм контроля за соблюдением соглашений по вопросам сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4. Режим доступа:
http://evolutio.info/content/view (дата обращения: 24.03.2018)
25. Тарасов И.А. Правовые основы и формы сотрудничества государствучастников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств //
Белорусский журнал международного права и международных отношений.
2000. № 4. Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/382Itemid=51/ (дата
обращения: 30.03.2018).
26. Трофимец А.М. Общая характеристика наркоситуации в мире //
Наркоконтроль. 2006. № 1. С. 8-31.
27. Щеблыкина И.В., Звягинцев В.В. Международно-правовые основы
противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: проблемы и перспективы // Современное право. 2014. № 12. С.
142-147.
28. A Successor vision: the United Nations of Tomorrow. United Nations
Management and Décision – Making Project of the United Nations Association of
the United States of America. Final Panel Report. N.Y., UNA-USA. 1987, September.
29. Hegel R.J. Europol – Plattform polizeilicher Zusammenarbeit. Europol
auf dem Weg ins neue Jahrtausend // Kriminalpolizei. 2000, Dezember.
46
Диссертации и авторефераты диссертаций
30. Бокерия С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в
области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006. 190 с.
31. Рябов Ю.А. Формирование внешнеполитического измерения пространства свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза: Дисс.
… канд. полит. наук. С-Пб., 2015. 207 с.
32. Федулов А.В. Международное сотрудничество в сфере контроля
над оборотом наркотиков: социально-политические аспекты: Дисс. … канд.
полит. наук. М., 2007. 210 с.
33. Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и
криминологические аспекты: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 69 с.
Интернет-ресурсы
34. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за
2017 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual
Reports/AR2017/Russian/AR_2017_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
35. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за
2016 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual
Reports/AR2016/Russian/AR_2016_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
36. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за
2015 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual
Reports/AR2015/Russian/AR_2015_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
37. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за
2014 год Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/Annual
Reports/AR2014/Russian/AR_2014_R.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
47
38. Комиссия по наркотическим средствам: официальный сайт. Режим доступа: https://idpc.net/ru/policy-advocacy/global-advocacy/global-system
(дата обращения 20.03.2018).
39. Международный комитет по контролю над наркотиками: официальный
сайт.
Режим
доступа:
https://idpc.net/ru/policy-advocacy/global-
advocacy/global-system-drug-control/mezhdunarodnyj-komitet-po-kontrolyu (дата
обращения: 20.03.2018).
40. Хартелиус Й. Кто заботится о контроле за наркотиками? Режим доступа: http://www.ecad.ru (дата обращения: 18.07.2017).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв