МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
по дисциплине: «Педагогика высшей школы»
на тему: «Межнациональное воспитание студентов вузов»
Студента _Свиридова В.В._
(фамилия и инициалы)
_________
(подпись)
Направление подготовки
38.04.04 «Государственное и
муниципальное управление»
Магистерской программы
Государственное и муниципальное
управление
Форма обучения заочная
Преподаватель
Плотников П.В., доктор
педагогических наук, профессор
Донецк – 2021
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …...…………...……………………………………...……………
3
1. Межнациональное воспитание студентов вузов в современных
реалиях: сущность и принципы ……………………………………………… 11
2. Факторы формирования межнационального консенсуса в воспитании
студентов вузов ………………………….......………………………………… 17
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………….……... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ .…….…………………………………………………………. 31
3
ВВЕДЕНИЕ
События начала XXI века – террористические акты в США, России и
других странах, политические, экономические и национально-культурные
кризисы – потребовали пересмотра глобальных человеческих ценностей.
Ценности
культуры
–
культуры
межнациональных
отношений,
толерантности, межкультурного диалога – приобрели особую значимость в
межкультурном общении.
Культура межнационального общения является органической
составной частью духовной жизни общества. Сохранение и развитие
культуры каждого этноса актуально для многонациональной Российской
Федерации и Донецкой Народной Республики, потому что в современном
обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида
к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают
стираться незыблемые границы не только многочисленных национальных
анклавов, но и больших этносов. [1].
Проблематика
межнациональной
толерантности,
безусловно,
актуальна. Каждое многокультурное общество должно в качестве одной из
важнейших целей иметь цель формирования у своих членов толерантности,
навыков и умений межкультурной коммуникации.
Перед высшим образованием встает комплекс проблем, связанных с
формированием культуры межнациональных отношений студентов в
поликультурном образовательном пространстве. Среди них – развитие
аксиологических установок личности посредством обогащения сознания
личности национально-специфическими ценностями разных культур,
этнопедагогическое просвещение молодежи с целью расширения и
углубления
ее
этнокультурных
представлений;
формирование
мировоззрения,
толерантности,
интеллекта
межнациональных
взаимоотношений,
предполагающих
гармонию
межкультурного
взаимодействия студентов. Эти проблемы часто решаются независимо друг
от друга, на примере отдельных вузов, курсов или специализаций.
В учебной среде необходимо создавать положительную мотивацию
межнационального
взаимодействия,
формировать
культуру
межнационального общения, так как в студенческой среде атмосфера
сотрудничества способствует принятию нового опыта и продуктивному
обмену ценностными ориентациями на основе общих интересов – профессии,
которой обучаются юноши и девушки.
Взгляды студентов на этническое развитие, понимание и освоение
этого процесса повлияют на дальнейший ход восстановления и развития
национальных культур и межнациональных отношений. Недостаточная
включенность молодых людей в систему общественных отношений,
сохранение установок и стереотипов предшествующего возраста создают в
поведении молодежи сочетание противоречивых черт и качеств: тяготение к
идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и
отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и уход,
4
отрешенность от внешнего мира [3].
Реалии разнообразия культур и языков, в частности, как на территории
России, так и ДНР, определяют потребность в осмыслении важности
приобщения молодежи к ценностям мировой культуры и культуры своего
народа, воспитания ее в духе взаимоуважения, этнокультурной
толерантности, равенства и равноправия всех наций и народностей.
Необходимость
воспитания
гуманной
личности
в
сфере
межнационального общения связана с многонациональным составом
студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все
сферы их жизнедеятельности.
В современном обществе на долю профессионального образования
выпадают две роли: первая – традиционная, связанная с подготовкой
специалистов, и вторая, тоже связанная с подготовкой, но другого рода,
которую можно назвать культурологической. Эту вторую роль образования
ни в коем случае не следует считать вторичной. Она ничуть не менее важна,
чем первая.
Образование существует, прежде всего, для того, чтобы научить
человека жить в обществе в качестве гражданина и одновременно в истории
– в качестве сознательного и активного субъекта, для которого она не где-то
за спиной свершается: он сам живет в истории и участвует в ней. И задача
состоит в том, чтобы найти для них точки соприкосновения с целью
подготовки не просто «хорошего» человека и не просто первоклассного
специалиста, а личности-профессионала, помимо профессиональных знаний
освоившего культуру человеческих взаимоотношений, развившего в себе
некие духовные способности, которые и позволяют ему действовать как
творчески, так и нравственно.
Россия является исторической Родиной более 100 наций и народностей,
и поэтому вопрос культуры межнационального отношения является
вопросом не только культуры вообще, но, на наш взгляд, – это вопрос
целостности государства, один из главных приоритетов ее национальной
безопасности. Во все времена вопрос культуры межнациональных
отношений являлся для России актуальным. Наша страна была
многонациональным государством испокон веков, что зачастую делало ее
сильной и богатой с точки зрения культурного наследия. Однако всего
несколько десятилетий назад слово «толерантность» и необходимость ее
воспитания казались неактуальными, ведь дружественное отношение разных
национальностей воспитывалось в советских школах, институтах, считалась,
что население всей страны в национальном отношении представляется одной
общностью, советским народом, строителем коммунизма, а попытки
разобщения национальностей властями пресекались жестко.
Причины перемен, приведших к нарастающему противостоянию
народов, определить не трудно, но наша основная цель заключается в поиске
механизмов, позволяющих решать задачи по укреплению дружбы народов,
населяющих нашу страну, а значит, и способствовать стабильному
5
социально-экономическому
развитию
российского
общества.
Межнациональные отношения более всего укрепляются в процессе
совместной работы и учебы представителей различных наций. В данной
работе рассматриваются факторы, влияющие на межнациональные
отношения студентов в поликультурной среде вузов.
Молодежь – одна из основных социальных групп нашего общества,
постепенно вливается в ряды более взрослого поколения, принимает
активное участие в общественных процессах, происходящих в стране, от
того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в этой среде, зависит
дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие
общества и государства в целом.
В связи с возрождением национальных культур народов, проживающих
на территории России, восстановлением традиций, встает вопрос об
отношении молодежи к этим проблемам. Студенческая молодежь является
наиболее образованной и социально-активной частью, авангардом молодежи,
принимает активное участие в общегосударственных и политических
процессах. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание и освоение
этого процесса повлияют на дальнейший ход восстановления и развития
национальных культур и межнациональных отношений. Заметим также, что
нынешние студенты – эта аудитория, которая будет определять
экономическую и политическую элиту России XXI века, и с этих позиций
воспитание сегодняшнего студенческого сообщества в духе толерантности
носит стратегический характер.
Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный
характер. Одним из главных условий самого существования нашей страны
является гражданское и межнациональное согласие.
Проблема толерантности превратилась в настоящее время в одну из
необходимых проблем мировой цивилизации. Это связано с падением
нравственности,
нарушением
прав
человека,
общечеловеческими,
конфессиональными и межэтническими конфликтами. Культура мира,
толерантность, которую мы в настоящее время пытаемся привить обществу,
есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и
поведения.
Огромная роль в формировании культуры межнациональных
отношений – принадлежит образованию. Перед высшим образованием встает
комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных
отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве.
Среди них – развитие личности посредством обогащения сознания личности
национальных ценностей разных культур, этнопедагогическое просвещение
молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных
представлений; формирование мировоззрения, интеллекта межнациональных
взаимоотношений,
предполагающих
гармонию
межкультурного
взаимодействия студентов. И самое главное формирование толерантного
6
отношения студентов в поликультурном образовательном пространстве, для
того чтобы обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие
различных культур [14].
В «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995 года»
говорится: «Толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка
богатого разнообразия наших мировых культур, форм выражения и способов
человеческого бытия. Она воспитывается знанием, открытостью,
коммуникацией и свободой мысли, совести и верований».
В настоящее время ситуация толерантного отношения студентов друг
другу усугубляется тем, что не всегда высокая культура межнациональных
отношений студентов препятствует конструктивности межкультурного
диалога и тем самым остро влияет на проявление толерантности в
межнациональных отношениях друг другу. Исходя, из этого причинами
подобной ситуации являются: наличие деструктивного межнационального
взаимодействия – нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя
неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на
компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных
предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в
обществе, мире. Отсутствие у студентов культуры понимания и культуры
восприятия различий менталитета [14].
Вузы России отличаются поликультурным образовательным
пространством: в них преобладает смешанный национальный состав.
Практика показывает, что в таких вузах нужны не отдельные технологии,
формы, методы, средства формирования культуры межнациональных
отношений, а система, адекватная сущности и содержанию культуры
межнациональных отношений студентов. Проведенные нами исследования
показывают, что у студентов достаточно низкий уровень сформированности
культуры межнациональных отношений, готовность к конструктивному
диалогу с представителями иных культур тоже не на очень высоком уровне
(данные диагностического эксперимента говорят о том, что около 30%
студентов
имеют
низкий
уровень
сформированности
культуры
межнациональных отношений и лишь 2,1% студентов находятся на высоком
уровне).
Ситуация осложняется тем, что недостаточно высокий уровень
культуры
межнациональных
отношений
студентов
препятствует
конструктивности межкультурного диалога, влияет на проявление
толерантности в межнациональных отношениях. Причинами подобной
ситуации являются: наличие деструктивных элементов в межнациональных
взаимодействиях – нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя
неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на
компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных
предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в
обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры
7
восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я»)
и других (концепция «Они»), культуроцентризм.
Эти причины могут быть устранены в педагогическом процессе, где
системообразующим фактором является цель формирования культуры
межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном
пространстве вуза, содействие межкультурному взаимопониманию
обучающихся. Эффективность педагогического процесса обусловлена
готовностью и способностью преподавателей приобщать студентов к
культурам, языкам через понимание ценностей и особенностей
национальных
культур,
диалоговое
взаимодействие,
где
учет
поликультурности должен стать педагогическим приоритетом. Его
соблюдение является залогом выхода из кризиса межнациональных
отношений, основой формирования умений жить в мире с другими.
Проблема поликультурного образования рассматривается в работах
В.П. Борисенкова, Б.Л. Вульфсона, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Ж.
Даутовой, Г.Д. Дмитриева, А. Н Джуринского, Н.Д. Никандрова, Л.Л.
Супруновой и др.
Вопросам изучения этнокультуры посвящены работы в области теории
культуры. Эти работы освещают некоторые этнические аспекты (А.Н.
Арнольдов, М.М. Бахтин, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Д.С.
Лихачев, Ю.М. Лотман, А. Тойнби и др.). Этносоциологический аспект
проблемы развития культуры народов страны раскрывается Ю.В.
Арутюняном, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой и др.
В современной педагогической науке особое место занимают
фундаментальные исследования по гуманизации образовательного процесса
и раскрытию совокупности национальных ценностей образования (Р.М.
Асадуллин, К.Ш. Ахияров, Е.В. Бондаревская, В.П. Бездухов, Р.А. Валеева,
Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.Ф. Кривошеев, З.Г.
Нигматов, А.М. Новиков, А.В. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков, В.К.
Шаповалов и др.).
Важнейшим вопросом современного Российского государства является
национальный вопрос. В.В. Путин в своей статье от 23.01.2012 года «Россия
– национальный вопрос» представил один из путей сближения национальных
интересов через повышение образовательного уровня общества:
«Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот
абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет
основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о
повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский
язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте
всего богатства национальных традиций и культур».
Вузы России и ДНР отличаются поликультурным образовательным
пространством: в них преобладает смешанный национальный состав.
Глава Донецкой Народной Республики Денис Владимирович Пушилин
14 декабря 2020 года, объявил о начале разработки доктрины под названием
8
«Русский Донбасс», которая должна стать «платформой идеологического
устройства республики» и отражать исторические связи Донбасса с Россией.
Д.В. Пушилин подчеркнул, что это будет программный документ,
который отразит основные аспекты культурно-исторического развития
региона, мировоззренческую систему населения, менталитет, формирование
идеи государственности республики, а также заложит основы
образовательных процессов и решений в системе государственного
планирования. Речь идет о платформе идеологического устройства
республики, подчеркнул Д.В. Пушилин. Кроме того, в Донбассе
рассчитывают, что доктрина «Русский Донбасс» станет рычагом для
интеграции региона в российское культурное и экономическое пространство.
Донбасс является полиэтническим регионом: на его территории
проживают представители более 130 этнических групп. Каркасом,
фундаментальной основой единства Донбасса является русский язык.
Исторически сложилось так, что наш край формировался как русскоязычный:
все этносы во все времена использовали именно русский язык в качестве
единственного средства общения между собой. При этом для большинства
жителей Донбасса русский язык является родным языком, то есть языком,
который был усвоен без специального обучения с раннего детства в русской
языковой среде; языком, на котором осуществляется мышление без
дополнительного самоконтроля; языком, с помощью которого легко и
естественно выражаются мысли в устной и письменной форме.
Важным является то, что родной язык выступает в качестве средства
национальной самоидентификации, которое, в отличие от всех других
средств национальной самоидентификации, сопровождает человека на
протяжении всей жизни. Подавляющее большинство людей, живущих в
Донбассе, использует в качестве родного русский язык, тем самым
идентифицируя себя как русские, независимо от того, к какой этнической
группе «по наследованию» они себя относят. Поэтому русский язык
определяется как русский национальный язык Донбасса – язык русской
политической нации.
Использование жителями Донбасса русского языка в качестве родного
языка и единственного средства межэтнического общения сформировало
ментальность народа Донбасса, в основе которой лежит русская культура,
мировидение русского человека.
В том числе и как реакция на отмену закона Украины «Об основах
государственной языковой политики» и началась Русская весна Донбасса.
Русский народ Донбасса выступил не просто за русский язык. Он выступил
за основу своего мировидения.
Главный языковой тезис Доктрины «Русский Донбасс» формулируется
таким образом: русский язык выступает в качестве основы русской
ментальности жителей Донбасса.
9
Цель реферата проанализировать процесс формирования культуры
межнациональных отношений студентов высших учебных заведений в
поликультурном образовательном пространстве вуза.
Задачами исследования являются: анализ педагогической системы
формирования культуры межнациональных отношений студентов в
поликультурном образовательном пространстве вуза в период их
профессиональной подготовки; выявить закономерности и принципы
формирования культуры межнациональных отношений студентов в
поликультурном образовательном пространстве вуза.
Методологическая основа исследования: В процессе исследования мы
обратились к авторам инновационных концепций воспитания. К ним
относятся концепции: саморазвивающейся воспитательной системы
(Л.И. Новикова); воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская);
методики коллективных творческих дел (И.П. Иванов); педагогики свободы и
педагогической поддержки (О.С. Газман); дидактической модели личностноориентированного
образования
(В.В. Сериков);
самоорганизуемой
педагогической деятельности (С.В. Кульневич) и др. Основная идея этих
концепций состоит в том, что мир переходит от научно-технической
парадигмы образования, к парадигме гуманистической, ориентирующей на
усвоение
этнокультурных
знаний,
направленной
на
личностно
ориентированное развитие и творческую самореализацию личности в
культуре, межкультурном диалоге.
В основе рассматриваемой проблематике обозначены следующие
принципы: этноаксиологической опоры и этнопреемственности поколениями
культурных ценностей, этнокоммуникативной потребности, ассоциативного
образного содержания и представления межкультурной деятельности
студентов, политолерантности, инкультурации, аккультурации, интеллекта
межнациональных отношений и др.
Проблема поликультурного образования рассматривается в работах
В.П. Борисенкова,
Б.Л. Вульфсона,
О.В. Гукаленко,
А.Я. Данилюк,
Г.Ж. Даутовой, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, Н.Д. Никандрова,
Л.Л. Супруновой и др.
В современной педагогической науке особое место занимают
фундаментальные исследования по гуманизации образовательного процесса
и раскрытию совокупности национальных ценностей образования
(Р.М. Асадуллин,
К.Ш. Ахияров,
Е.В. Бондаревская,
В.П. Бездухов,
Р.А. Валеева,
Б.Л. Вульфсон,
Б.С. Гершунский,
В.И. Загвязинский,
В.Ф. Кривошеев,
З.Г. Нигматов,
А.М. Новиков,
А.В. Сластенин,
Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов и др.).
Учеными
Г.Н. Волковым,
А.И. Доронченковым,
В.Г. Крысько,
О.Д. Мукаевой, В.С. Мухиной, Э.А. Саракуевым, М.Г. Тайчиновым и др.
проблема культуры межнационального общения рассматривается в контексте
10
этнокультурного
образования,
этнопедагогики,
этнопсихологии,
интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Изучение и анализ работ по проблемам межнационального общения в
целом (Н.А. Асипова, А.Ф. Дашдамиров, Н.Р. Маликова и др.) и
формирования культуры межнационального общения молодежи, в частности
(А.В. Авксентьев, М.Ч. Амирзаев, Т.А. Богуш, З.Т. Гасанов, А.Н. Некрасова,
Е.Н. Чарикова и др.), показали, что их авторы указывают на
междисциплинарный характер проблемы. Выделяется несколько важных
аспектов исследования межнациональных отношений: философский;
социологический;
психологический,
этнопсихологический,
культурологический, педагогический.
Работы
философов,
психологов,
педагогов
Н.А. Асиповой,
З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, Л.Н. Коган, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой,
Л.З. Немировской, И.И. Серовой и др. посвящены выявлению сущности
культуры межнационального общения.
Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует
отметить, что в педагогической теории к настоящему времени все еще
отсутствует целостное представление о системе формирования культуры
межнациональных отношений студенческой молодежи в поликультурном
образовательном пространстве вуза. Формирование этноориентированной
личности в поликультурном образовательном пространстве вуза является
реальной целью.
11
1. Межнациональное воспитание студентов вузов в современных реалиях:
сущность и принципы
В современном мире воспитание осуществляется при межкультурном
взаимодействии больших и малых культур. Этот процесс наряду с развитием
общенациональной культуры обогащает как доминирующие, так и малые
культуры. Подобная тенденция предполагает сопряжение через воспитание
культурных ценностей всех участников межкультурного диалога, создание
общего культурного и национального пространства, в пределах которого
каждый обретает социальный и этнический статус, определяет
принадлежность к тем или иным языкам, суб- и макрокультурам.
Вся история межнациональных отношений – это конструктивный
диалог, который пронизывает всю структуру межнациональных
взаимодействий и по своей сути является средством осуществления
коммуникационных связей, условием взаимопонимания и взаимодействия
народов.
Теоретический анализ проблемы культуры межнациональных
отношений молодежи показал, что необходимо систематически
совершенствовать и обновлять учебно-воспитательный процесс, создавая
необходимые условия для конструктивного межнационального диалога.
Освоение культуры отношений начинается с осознания ценностей, норм и их
проявления в межкультурных ситуациях. С. Сторти отмечает «человек
осваивает не культуру, а поведение». Известно, что культура личности
проявляется в поведении, действиях, суждениях, реакциях, речевой
конструкции.
Гуманизм предполагает переход к многообразию, плюрализму
культурно-гуманистических
позиций,
обусловливающих
развитие
кросскультурализма. Гуманистическая роль преподавателя заключается том,
что он должен гибко направлять и стимулировать деятельность студентов в
межкультурном взаимодействии, поощрять эффективное поведение. В
поликультурном пространстве вуза этнокультурный профиль не требует
преподавателя-ментора. Заметим, что к слабым сторонам образования
студентов можно отнести: недостаточную опору на ценностный подход в
обучении и нераскрытость этической сущности этого подхода.
В рамках системного исследования культуры межнациональных
отношений студентов существует научное представление о содержании
понятий: а) «поликультурное образовательное пространство вуза», в нашем
понимании, – это межкультурная среда социальной адаптации студентов, где
созданы условия, способствующие развитию каждой личности; происходит
одновременное освоение, осмысление и осознание собственной культуры и
культуры других народов; среда, которая готовит студентов к
бесконфликтному взаимодействию с представителями иных культур на
основе усвоения общечеловеческих ценностей; это образовательное
пространство, которое призвано реализовать гуманизацию отношений с
представителями разных национальностей; б) «культура межнациональных
12
отношений» есть не что иное, как высокая степень межнациональных
духовных, экономических и др. связей разных народов, которая проявляется
в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной
уважительности, толерантности людей различных национальностей друг к
другу, в общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку,
национальным обычаям и традициям других народов; предполагает развитое
чувство патриотизма, этнокультурной толерантности, ассертивности,
синтонности, саморефлексии, этноаттракции и др.; введены в научный
аппарат
понятия:
«менталитет
толерантности»,
«интеллект
межнациональных отношений», «этноориентированная личность». В нашей
работе «этноориентированная личность» – это личность, ценностно
ориентированная на национальную культуру, общечеловеческие ценности и
межкультурный диалог, характеризуется сформированностью значимых
личностных качеств, ассертивная личность, способна защищать и отстаивать
свои интересы, не причиняя вреда окружающим, обеспечивая при этом
нормальное полноценное взаимодействие с окружающими. Она имеет
стремление разрешать конфликты и разногласия мирным путем на основе
толерантности; «менталитет толерантности» понимается нами как
способность и готовность этноориентированной личности принимать идеи,
мнения, взгляды, отличные от собственных, проявлять уважение, понимание,
признание к многообразию культур; «интеллект межнациональных
отношений» раскрывается в работе как способность личности понимать
различия, проявлять конструктивность, эмпатию, синтонность, ассертивность
и т. д., как предрасположенность к рациональным действиям в
межнациональных контактах. Интеллект межнациональных отношений
помогает превращать партнеров по общению в друзей и союзников и
завоевывать активную поддержку с их стороны и др.).
Педагогическая система формирования культуры межнациональных
отношений студентов занимает в этой модели ведущее место: она
предполагает единство цели, межкультурного содержания, методов
обучения, совокупности принципов, где системообразующим является
принцип этнопреемственности поколениями культурных ценностей,
результатов межкультурного обучения. Дидактическая система составляет
совокупность элементов, образующих единую цельную структуру,
служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к
характеристике целей, содержания межкультурного образования студентов,
дидактических процессов, методов, средств, форм обучения и ее принципов.
Первая закономерность формирования культуры межнациональных
отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза
– качество межкультурного воспитания студентов зависит от сочетания и
взаимосвязи объективных и субъективных потребностей студентов,
культурных ценностей в выборе разнообразных средств, форм, подходов в
межкультурных ситуациях. Закономерная связь осуществляется между
воспитательным воздействием и активной деятельностью студентов и
13
преподавателя, их активной жизненной позицией, системой отношений в
поликультурном обществе и ценностей. Данная закономерность
обуславливается тем, что развитие этноориентированной личности
осуществляется в различных видах деятельности. Нельзя сформировать
значимые личностные качества студентов, не вовлекая их в межличностные
отношения, в поликультурную развивающую среду, в различные
межкультурные ситуации, межкультурный диалог, где студент познает свое
«Я» в общении с другими «Я» в условиях субъект-субъектных отношений.
Эти отношения позволяют осуществляться культурной конвергенции, то есть
сближению этнокультурных различий; вторая закономерность формирования
культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном
образовательном пространстве вуза – качество межнациональных отношений
зависит от субъективной активности студентов и их готовности к
межкультурным контактам, от этнокультурных знаний студентов, от их
потребности
в
нравственных
поступках.
В
межнациональных
взаимодействиях студент ориентируется в ценностях, знание которых
необходимо для установления обратной связи в межнациональных
контактах; третьей закономерностью является то, что степень
конструктивности межнациональных отношений зависит от оптимального
сочетания студентами этнокультурных знаний о своей культуре, обычаях,
традициях, нормах, ценностях и культуре других народов в межкультурных
ситуациях.
Четвертой
закономерностью
формирования
культуры
межнациональных отношений студентов определяет, что оптимальность
межнациональных контактов обусловлена интеллектуальным потенциалом
студентов, который помогает им легко и свободно оперировать
этнокультурными знаниями в практике межнационального взаимодействия;
пятой закономерностью определяется динамика межкультурного контакта,
которая зависит от качества взаимоотношений (общения) между
представителями разных культур; Шестая закономерность эффективность
межнациональных отношений зависит от знаний, умений и способностей
этноориентированной личности адекватно вести себя в противоречивых
межкультурных ситуациях, мобилизовать себя в целях адекватного
реагирования на внешние воздействия, от оптимальной поисковой
активности личности в любых межкультурных ситуациях, что является
стержнем стрессоустойчивой жизненной стратегии личности в процессе
адаптации к современному быстро меняющемуся миру; седьмая
закономерность определяет позитивное конструктивное межнациональное
общение, которое зависит от уровня сформированности менталитета
толерантности, толерантной культуры личности; Восьмая закономерность
продуктивность межкультурных отношений зависит от качества
сформированности значимых личностных характеристик, их взаимосвязи,
которые прокладывают путь к преодолению серьезных межнациональных
противоречий;
девятая
закономерность
формирования
культуры
межнациональных отношений студентов определяет, что консолидация
14
отношений людей разных национальностей зависит от их интересов,
жизненных ориентиров, общей культуры, толерантных отношений и
толерантного поведения, стремления к сотрудничеству, мировоззрения,
взглядов на равнозначность и взаимовыгодность контакта.
Учет выделенных закономерностей позволяет сформулировать
принципы формирования культуры межнациональных отношений студентов
в поликультурном образовательном пространстве вуза:
1. Принцип этноаксиологической опоры и этнопреемственности
поколениями культурных ценностей. Данный принцип является
системообразующим, с которым соотносятся и скоординированы все другие
принципы; они раскрывают и обеспечивают его реализацию. Принцип связан
с необходимостью сохранения культуры и передачи культурной информации
каждому поколению. Принцип этнопреемственности поколений используется
как принцип формирования культуры межнациональных отношений у
студенческой молодежи.
2. Принцип этнокоммуникативной потребности рассматривается как
принцип формирования культуры межнациональных отношений студентов в
поликультурном пространстве вуза. Ни один народ не может полноценно
развиваться без общения и разного рода взаимодействия с другими
народами.
3. Принцип ассоциативного образного содержания и представления
межкультурной деятельности студентов. Практика показывает, что
запоминание нужной учебной информации успешнее, если используются
самостоятельно придуманные связки. Наилучший эффект запоминания
наблюдается при совместной работе обеих сигнальных систем (первая
сигнальная, вторая сигнальная системы). На успешность запоминания влияет
создание смысловых связей, концентрация внимания, наблюдательности,
воли, система смысловой группировки получаемой информации.
4. Принцип политолерантности интерпретируется как принцип
формирования культуры межнациональных отношений у студентов высших
учебных заведений. Воспитание толерантного отношения к человеку другой
национальности, которое выражается в принятии и понимании
представителей иных культур; воспитание терпимости к чужим мнениям и
верованиям; формировать культуру межнациональных отношений у
современной молодежи.
5. Принцип инкультурации предполагает процесс вхождения человека
в культуру своего народа, который начинается с момента рождения, с его
постепенного вхождения, включения в окружающий мир и продолжается всю
жизнь. Данный принцип раскрывается в процессе формирования культуры
межнационального общения и межнациональных отношений у студенческой
молодежи.
6. Принцип аккультурации представляет собой процесс вхождения
человека в иную культуру. Данный принцип используется и употребляется в
контексте формирования этноориентированной личности и культуры
15
межнациональных отношений, способствует формированию умений
понимать, принимать, уважать культурные различия, развитию культурного
плюрализма.
7. Принцип интеллекта межнациональных отношений раскрывается
через гармонию взаимодействия субъектов разных национальностей.
Межнациональные отношения включают «интеллект отношений», а это
совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительности, которые
толерантная личность включает в свое синтонное поведение в
межнациональное общение с другими людьми. Такие личности способны
завоевать, мотивировать и настраивать людей, благодаря опыту поведения,
так как «интеллект отношений» – это готовность и способность обеих сторон
к конструктивному межнационального общения.
Система педагогических принципов позволяет:
- заложить
основы
мировоззрения
и
миропонимания
этноориентированной личности; приобщать и погружать студентов в процесс
познания культуры своего народа и проникновение в мир культуры других
народов;
- сформировать
межкультурную,
конфликтологическую
компетентности; культуру понимания, культуру восприятия различий;
- создать условия для равноправного межнационального диалога с
поликультурным окружением;
- формировать и вовлекать этноориентированную личность в
цивилизационные процессы, основополагающиеся на национальных,
общероссийских и общечеловеческих ценностях;
- формировать у молодежи потребность, готовность и способность в
постоянном общении с миром культуры;
- развивать способности студентов к ориентации в культурных
ценностях, способности выбирать в культуре то, что может обогатить их
внутренний мир и наполнить жизнь необходимым содержанием;
- системно формировать культурный потенциал студентов, который
реализуется во взаимодействии с социально-культурной средой;
- развивать у студентов способность грамотно взаимодействовать с
миром материальных и духовных ценностей, способность понимать и
критически оценивать разные типы и формы культуры и создавать
культурные ценности;
- предусматривает
обеспечение
и
соблюдение
требований:
оптимальная интеграция межкультурного аспекта с содержанием изучаемых
дисциплин осуществляется в учебно-воспитательном процессе через
реализацию принципов;
- изучение, анализ, осмысление этнокультурного содержания
изучаемых дисциплин должно осуществляться с учетом различий в
культурах, на основе общечеловеческих ценностей;
16
- формирование культуры межнациональных отношений студентов
должно осуществляться на основе гуманитарных наук – это науки о человеке
и его специфике;
- практическое применение данных принципов по формированию
этноориентированной личности будет эффективно осуществляться на основе
толерантных субъект-субъектных отношений;
- оптимальная практическая реализация разработанных нами
принципов в учебно-воспитательном процессе требует руководствоваться
системным подходом;
- оптимальное формирование культуры межнациональных отношений
этноориентированной личности находится в прямой зависимости от ее
активного участия, как в получении этнокультурных знаний, так и в их
практической реализации. Реализация принципов (этнопреемственности
поколениями
культурных
ценностей,
политолерантности,
этнокоммуникативной
потребности,
интеллекта
межнациональных
отношений и др.) позволяет:
1) интегрировать межкультурный аспект формирования культуры
межнациональных отношений студентов в процессе их
профессиональной подготовки;
2) определять интерактивные методы, средства, формы, согласно
поставленной цели межкультурного образования студентов;
3) проектировать
и
реализовывать
дидактическую
систему
формирования культуры межнациональных отношений студентов.
17
2. Факторы формирования межнационального консенсуса в воспитании
студентов вузов
Осознание, признание межкультурных различий осуществляется в
целенаправленном процессе реализации технологии, которая представляет
совокупность этапов межкультурных взаимодействий:
1) на основе теоретического анализа осуществляется выявление
межкультурных различий. Исключение этноцентристских взглядов, подходов
в познании культурного многообразия;
2) осознание и признание межкультурных различий. Каждая культура
имеет свои ценности, нормы, обычаи, традиции и т.д.;
3) осмысление межкультурных различий и их роли в межнациональных
отношениях. Процесс формирования культуры восприятия различий на
основе создания проблемных межкультурных ситуаций;
4) адаптация к межкультурным различиям. На данном этапе студенты
не просто осознают многообразие культурных различий, но и моделируют
свое поведение в зависимости от культурной специфики ситуации для того,
чтобы взаимодействие было успешным, не испытывая при этом
дискомфорта;
5) интеграция межкультурных различий. Данный этап подразумевает
более
глубокое
осмысление,
познание
студентами
культурного
многообразия, которое осуществляется на всех уровнях: когнитивноинтеллектуальном, мотивационном, рефлексивном, этнокоммуникативном,
эмоциональном, поведенческом;
6) реализация
этнокультурных
знаний
в
межкультурном
взаимодействии с применением теоретических знаний об этнокультурных
различиях,
толерантности,
сенсибельности,
социабельности,
транспарентности, эмпатии, синтонности, ассертивности.
Педагогические условия, при которых возможно формирование,
развитие и саморазвитие субъектов поликультурного образовательного
пространства и их уровня толерантности:
1) создание
толерантного
поликультурного
образовательного
пространства,
содержащего
различные
межкультурные
ситуации,
благоприятный этносоциально-психологический климат в поликультурном
образовательном
пространстве,
обусловленном
предупреждением
культурной депривации в образовательной поликультурной среде;
2) этнопедагогическое просвещение студенческой молодежи для
расширения и углубления этнокультурных знаний о других, о способах
межкультурного взаимодействия;
3) реализация этнотолерантной установки на формирование культуры
межнациональных отношений молодежи, состоящей из готовности и
способности студентов к конструктивным межнациональным отношениям
(через синергетическое взаимодействие);
4) формирование
культуры
межнациональных
отношений,
толерантности (т.е. использование интерактивных методов, направленных на
18
формирование мировоззрения, ассертивности, синтонности, «интеллекта
межнациональных отношений», менталитета толерантности и др.);
5) организация межкультурного обучения на основе интеграции
содержания вузовских дисциплин, где интеграция рассматривается как более
глубокая форма взаимосвязи содержательных компонентов изучаемых
дисциплин, которая формирует и развивает креативное, синергетическое
мышление, позволяющее проявлять значимые личностные качества
студентов, трансформируя их в сторону эмпатии, синтонности,
взаимоуважения и чувства партнерства;
6) использование в содержании высшего профессионального
образования национально-регионального компонента;
7) включение студенческой молодежи в активное межкультурное
диалоговое взаимодействие с целью формирования значимых личностных
качеств;
8) реализация программы формирования культуры межнациональных
отношений студенческой молодежи в поликультурном образовательном
пространстве вуза.
Представляет интерес следующее социологическое исследование,
проведенное в одном из старейших вузов Российской Федерации в
Северокавказской государственной гуманитарно-технологической академии
(СевКавГГТА) (г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика), отражающее
установившуюся культуру межнациональных отношений. В данном
исследовании присутствовало анкетирование для выявления уровня
толерантности студентов. Его результаты можно рассматривать как зеркало,
отражающее сложившиеся взаимоотношения между нациями в России,
учитывая тот факт, что это многонациональный регион.
В студенческой среде нет однозначного понимания того, как
развиваются этнические процессы. Так, 18% считают, что национальные
различия будут стираться и в будущем образуется единая цивилизация; 16%
думают, что в будущем останется лишь несколько крупных народов; 29%
предполагают, что количество народов в ходе исторического развития не
изменяется и в будущем в этом плане не произойдет каких-либо изменений;
25% считают, что в ходе развития одни народы сходят с исторической сцены
и появляются новые; 12% не смогли сформулировать свое мнение по этому
поводу.
Причиной большинства политических конфликтов 41% респондентов
считает межнациональные отношения, а 55%, наоборот, считают, что
большинство межнациональных конфликтов создается искусственно для
достижения тех или иных политических целей. Мощнейшим
мобилизационным фактором для большинства является оскорбление по
национальному признаку или негативная оценка народа, к которому
принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в
памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Еще
19
одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность
или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.
Анализ второго блока вопросов (по восприятию студентами различных
этнических групп) показал, что большая часть опрошенных интересуется
вопросами национальных отношений и в повседневной жизни. Так, 88%
опрошенных охотно вступают в контакт с представителями других народов.
Для 46% в повседневных контактах практически всегда имеет значение
национальность человека, с которым общаются. Для них в основном это
носит информационный характер. Лишь 23% заявили о том, что на
национальную принадлежность при общении никогда не обращают внимания
(не выделяют по национальному признаку). Большинство студентов (70%)
позитивно оценивают свою этническую принадлежность.
Отмечаются элементы предвзятости и негативизма в национальных
отношениях. Хотя 85% респондентов имеют среди своих друзей и близких
представителей других национальностей, многие определяют свое
отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности. Так, 20%
опрошенных заявляют о том, что с представителями некоторых
национальностей им было бы неприятно общаться и видеть их в своем
городе. На вопрос об отношении к межнациональным бракам 5% однозначно
высказали свое отрицательное отношение, 16% заявили, что их отношение
зависело бы от национальности человека, 5%, обращая внимание на
национальность человека, определяют, стоит с ним общаться или нет. В
повседневной жизни 76% опрошенных считают, что их выделяют по
национальному признаку, это носит лишь информационный характер, не
играет важной роли, для 14% национальная принадлежность может
превращаться в своеобразный барьер, затрудняющий общение с
окружающими. Отсутствие в новых российских паспортах графы
«национальность», по мнению 50% респондентов, позволит многим избежать
притеснений по этническому признаку. Положительно относятся к
отсутствию графы «национальность» в российских паспортах 20%, так как
это послужит стиранию межнациональных различий, но 10% считают, что
это оскорбляет национальные чувства граждан и к такому факту относятся
отрицательно.
Следует обратить внимание на следующий факт: свое отношение к
национальным обычаям и традициям 40% респондентов определяют как
положительное, так как позволяет сохранить свою самобытность и свой
исторический путь, а 30% – как отрицательное, по их мнению, это затрудняет
межнациональное общение.
Значительная часть студентов, несмотря на свой интерес к другим
народам и желание общаться с их представителями, в принципе не готова к
таким контактам. В процессе анкетирования было установлено, что 45%
студентов особо не задумываются о своем поведении, находясь в других
регионах или странах. Контактируя с представителями других народов, они
поведут себя так, как им удобно, 22% постараются подстраиваться под
20
поведение народа, с которым контактируют, и 27% студентов пытаются
продемонстрировать свои лучшие качества, так как, по их мнению, по их
поведению будут судить обо всем народе, представителями которого они
являются.
Таким образом, вопросы национальных отношений в студенческой
среде России являются актуальными. Вузы России отличаются
поликультурным образовательным пространством: в них преобладает
смешанный национальный состав. Практика показывает, что в таких вузах
нужны не отдельные технологии, формы, методы, средства формирования
культуры межнациональных отношений, а система, целенаправленно
воспитывающая культуру межнациональных отношений в студенческой
среде.
На основе изучения научной литературы можно выделить критерии,
которым должна отвечать поликультурная среда вуза, и механизмы, которые
способствовали бы их эффективному внедрению:
- необходимость отражения в учебно-воспитательном материале
гуманистических идей; так как установлено, что качество межкультурного
воспитания студентов во многом зависит от выбора разнообразных средств,
форм, подходов в воспитании межкультурных отношений в стенах вуза.
Наблюдается закономерная связь между воспитательным воздействием и
активной деятельностью студентов и преподавателя, их активной жизненной
позицией, системой отношений в поликультурном обществе и ценностей. В
этой ситуации важна практика вовлечения в межнациональные отношения,
которые способствуют сближению этнокультурных различий. В процессе
такой подготовки должны быть вложены в этноориентированную личность
знания, умения и способности адекватно вести себя в противоречивых
межкультурных ситуациях, мобилизоваться для адекватного реагирования на
внешние воздействия;
- изучение уникальных самобытных черт в культурах народов России
и мира, так как качество межнациональных отношений зависит от
активности и готовности студентов к межкультурным контактам, от
этнокультурных знаний студентов и их внутренней готовности к
нравственным поступкам;
- раскрытие в культурах российских народов общих элементов и
традиций, позволяющих жить в мире и согласии, так как степень
конструктивности межнациональных отношений зависит от оптимального
сочетания студентами этнокультурных знаний о своей культуре, обычаях,
традициях, нормах, ценностях с культурой других народов;
- приобщение студентов к мировой культуре, раскрытие процесса
глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
Оптимальность межнациональных контактов обусловлена интеллектуальным
потенциалом студентов, который помогает им легко и свободно оперировать
этнокультурными знаниями в практике межнационального взаимодействия.
21
Исходя из вышеизложенного, отметим, что динамика межкультурного
контакта будет зависеть от качества взаимоотношений (общения) между
представителями разных культур. Необходимо, эффективно формировать
толерантность студентов в поликультурной среде вуза. Этот процесс
многоуровневый, требует усиленного внимания и ответственности всего
профессорско-преподавательского состава вуза. Нужно исходить из того, что
важнейшим
пунктом
при
подготовке
высококвалифицированного
специалиста является его культурный уровень, определяющим аспектом
которого, в конечном итоге, может стать воспитание толерантности.
Толерантность – это, прежде всего, чувство принадлежности к своему этносу,
своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и
истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и
национальной
культурой,
это
чувство
принадлежности
к
многонациональному российскому обществу, российский патриотизм,
непременно сопряженный с отказом от национального (этнического)
тщеславия, от представления о своей этнической исключительности, и,
наконец, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его
части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего
народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.
Многие исследователи данной проблематики считают, что у вуза
должна быть подготовлена программа обучения межнациональному
общению с первого дня пребывания студента в стенах учебного заведения.
Ряд психологических аспектов межнационального общения может быть
рассмотрен в кураторских часах. При этом важнейшее значение имеет
определение уровня толерантности студента с использованием различных
тестов и, при необходимости, составление программы по индивидуальной
работе с каждым студентом.
Позитивное взаимодействие студентов – представителей различных
культур достигается посредством форм и методов проблемно-поискового,
имитационно-ролевого характера. При формировании структурных
компонентов толерантности используются познавательные, эмоциональнооценочные и поведенческие методы, так, на формирование толерантного
поведения студентов направлены лекция, пресс-конференции и
познавательные игры. На формирование эмоционально-оценочного
компонента оказывают влияние лекция вдвоем, при которой предполагается
обсуждение теоретических и практических вопросов двумя преподавателями,
придерживающимися различных точек зрения по обсуждаемому вопросу.
Диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссии,
совместного решения проблемы, втягивать в обсуждение студентов,
побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения,
демонстрировать отклик на происходящее. Также дают положительные
эффекты использование семинаров-дискуссий, мозгового штурма, ролевой
игры.
22
В результате применения указанных форм и методов позитивное
взаимодействие участников образовательного процесса проявляется в
сотрудничестве (равенством позиций в общении между представителями
различных национальностей и вероисповедания, «чувством партнера»,
умением принять его таким, какой он есть, отсутствием стереотипности в
восприятии других); в компромиссе (совместное определение целей
деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на
основе возможностей каждого) и приспособлении (проявления заботы,
внимания к партнеру, оказания ему моральной поддержки и практической
помощи).
Важными педагогическими задачами преподавателя высшей школы
являются:
создание
оптимальных
условий
для
формирования
этноориентированной личности, толерантности, подготовки ее к жизни в
обществе;
подготовка
молодежи
к
межкультурному
общению,
конструктивным
межнациональным
отношениям;
формирование
совокупности компетенций; осуществление содержательной интеграции
компонента культуры в процесс изучения смежных дисциплин. Реализация
комплекса дидактических условий межкультурной подготовки студентов
осуществляется
через
учебно-воспитательную
деятельность,
самостоятельную работу и двигается по следующим направлениям:
информационное межкультурное обеспечение, формирование партнерских
субъект-субъектных отношений; формирование навыков толерантного
межкультурного
взаимодействия;
создание
поликультурного
образовательного пространства. На основе разработанных дидактических
условий определены формы межкультурного образования студентов, к
которым относятся лекционные, семинарские, практические занятия,
индивидуальная работа, межкультурное взаимодействие в малых группах,
работа в диадах, самостоятельная работа студентов по выполнению
межкультурных упражнений. Выбор формы межкультурной подготовки
определяется с учетом уровня сформированности этнокультурных знаний,
значимых личностных качеств, этапа педагогического мониторинга.
Формирование культуры межнациональных отношений осуществляется
путем интеграции межкультурного потенциала при изучении смежных
дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов.
Межкультурное образование студентов должно представлять
целостную систему, в которой содержание, модель, принципы, технологии
формирования культуры межнациональных отношений студентов имеют не
только интегративный, но и гуманно-личностно-ориентированный характер:
влияют на сознание студентов, формируют у них опыт поведения,
характеризуемый
высоким
уровнем
межнациональной
культуры,
толерантности, межкультурной компетентностью, сформированностью
значимых личностных качеств.
Культура межнациональных отношений студентов рассматривается как
необходимое личностное качество, позволяющее взаимодействовать с
23
представителями другой национальности на основе учета их ценностей,
толерантно относиться к межкультурным различиям и строить
конструктивный межкультурный диалог.
Единство и целостность педагогической системы формирования
культуры межнациональных отношений студентов обеспечиваются
многофункциональностью и вариативностью структуры. Она включает в себя
взаимосвязанные компоненты – цели, содержание, средства, методы,
принципы, позволяющие проектировать и корректировать процесс
формирования культуры межнациональных отношений студентов в период
их профессиональной подготовки, прогнозирует конечный результат и все
этапы, которые ведут к этому результату.
На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых
и современного состояния межнациональных отношений в молодежной
среде,
просматриваются
следующие
концептуальные
положения
формирования культуры межнациональных отношений у студентов:
- культура межнациональных отношений формируется в рамках
педагогической системы развития культуры межнациональных отношений на
основе интеграции межкультурного потенциала с содержанием высшего
профессионального образования;
- в содержание высшего профессионального образования должны
быть введены поликультурные доминанты (этнокультурные знания,
компетентности, кросскультурная грамотность и т.д.);
- формирование культуры межнациональных отношений должно
строиться на основе технологии воспитания у молодежи культуры
межнационального взаимодействия, менталитета толерантности, интеллекта
межнациональных отношений, совокупности необходимых компетенций;
- развитие значимых личностных качеств студентов способствует
формированию
культуры
понимания,
толерантности,
адекватной
ассертивности, синтонности и готовности их к продуктивному
межнациональному взаимодействию;
- прогностическая индикативная модель формирования культуры
межнациональных отношений в поликультурном образовательном
пространстве
включает
перспективные
инновации
организации
межкультурного образования студентов.
Изложим
следующие
научно-теоретические
и
практические
предпосылки формирования культуры межнациональных отношений
студентов в поликультурном образовательном пространстве:
- педагогические: вхождение России в Болонский процесс (сентябрь
2003 г.); формирование зоны европейского высшего образования
(расширение привлекательности и конкурентоспособности высших учебных
заведений Европы), модернизация системы образования, подтверждение
тенденций гуманитаризации и гуманизации межкультурного образования и
др.;
24
- политолерантные: утверждение толерантных отношений и ценности
человеческого достоинства; проявления нетерпимости, отрицание,
подавление различий между культурами и людьми; стремление к
единообразию,
авторитаризму,
нивелированию
индивидуальности;
проявление насилия, конфронтации, терроризма и усиление напряженности в
межнациональных отношениях; негативные тенденции в духовной и
нравственной сферах человечества и др.;
- поликультурные: многообразие и равноправие всех культур,
культурная сенсибилизация, многообразие и увеличение межкультурных
контактов, интеграция межкультурных различий, активное участие стран в
международных политических, экономических, культурных форумах и
конференциях; мировое культурное пространство; формы, способы и
результаты взаимодействия культур, направления развития культурных
трансформаций
и
др.;
этноконфликтологические:
обострение
межнациональных,
межэтнических
отношений,
конфессиональные
конфликты; возрастание социальной напряженности, разрушение хрупкого
сосуществования многонациональных регионов; восприятие других культур
через призму своей культуры и др.;
- социально-миграционные:
миграционные
потоки,
проблема
адаптации мигрантов, формирование взаимоотношений мигрантов и
коренного населения; осложнение демографических процессов и др.;
- этнокоммуникативные: процессы глобализации и культурной
динамики; проблема межкультурного взаимопонимания, интеграция
общества, расширение границ межкультурной коммуникации, рост
взаимопонимания между людьми, их комплиментарность, солидарность,
взаимопомощь и др.;
- психологические: сложный и противоречивый мир человеческого
общения; психологическое состояние людей в поликультурном пространстве;
эмоциональная напряженность в межнациональных конфликтах; локализация
функции сознания в конфликте и др.
Существуют определенные закономерности формирования культуры
межнациональных отношений в поликультурном образовательном
пространстве вуза, от которых зависит направленность процесса
межкультурного образования студентов,
- качество
воспитания
этноориентированной
личности
и
трансформация целей самой личности в межкультурных взаимодействиях:
качество межкультурного воспитания студентов зависит от сочетания и
взаимосвязи объективных и субъективных потребностей студентов в выборе
разнообразных средств, форм, подходов в межкультурных ситуациях;
качество межнациональных отношений зависит от субъективной активности
студентов и их готовности к межкультурным контактам, от этнокультурных
знаний студентов, от их потребности в нравственных поступках. В
межнациональных взаимодействиях студент ориентируется в ценностях,
25
знание которых необходимо для установления обратной связи в
межнациональных контактах;
- конструктивность межнациональных отношений зависит от
оптимального сочетания студентами этнокультурных (вербальных,
невербальных) знаний в межкультурных ситуациях;
- оптимальность
межнациональных
контактов
обусловлена
интеллектуальным потенциалом студентов, который помогает им легко и
свободно
оперировать
этнокультурными
знаниями
в
практике
межнационального взаимодействия;
- динамика межкультурного контакта зависит от качества
взаимоотношений (общения) между представителями разных культур;
- эффективность межнациональных отношений зависит от знаний,
умений и способностей этноориентированной личности адекватно вести себя
в противоречивых межкультурных ситуациях, мобилизовать себя в целях
адекватного реагирования на внешние воздействия, от оптимальной
поисковой активности личности в любых межкультурных ситуациях, что
является стержнем стрессоустойчивой жизненной стратегии личности в
процессе адаптации к современному быстро меняющемуся миру;
- позитивность конструктивного межнационального общения зависит
от уровня сформированности менталитета толерантности, толерантной
культуры личности;
- продуктивность межкультурных отношений зависит от качества
сформированности значимых личностных характеристик, их взаимосвязи,
которые прокладывают путь к преодолению серьезных межнациональных
противоречий;
- консолидация отношений людей разных национальностей зависит от
их интересов, жизненных ориентиров, общей культуры, толерантных
отношений и толерантного поведения, стремления к сотрудничеству,
мировоззрения, взглядов на равнозначность и взаимовыгодность контакта.
Для формирования этноориентированной личности необходимы
следующие педагогические условия формирования этноориентированной
личности,
культуры
межнациональных
отношений
в
период
профессиональной подготовки (интеграция межкультурного аспекта в
содержание образования; совокупность принципов, многообразие форм и
активных методов формирования культуры межнациональных отношений
студентов в поликультурном пространстве вуза; поэтапности и
непрерывности установки на формирование культуры межнациональных
отношений, состоящих из готовности и способности студентов к
конструктивным межличностным отношениям и др.).
Итак, процесс межкультурного образования студентов должен
включать в себя системную поликультурную подготовку, формирование
значимых
личностных
качеств,
менталитета
толерантности,
совершенствования общекультурного уровня студентов, повышение уровня
сформированности интеллекта межнациональных отношений. Несомненно,
26
вуз необходимо рассматривать в качестве доминанты, как профессиональной
подготовки, так и поликультурной осведомленности. Особенностью
современного общества, поликультурного в своей основе, является ярко
выраженный процесс интеграции. Развитие тенденций глобализации
приводит к изменениям и в высшем образовании, которому предстоит
решить сложную задачу подготовки к жизни в условиях поликультурного
общества.
27
ВЫВОДЫ
Подводя итоги, следует отметить, что на современном этапе перед
всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования
будущего специалиста. Четкая организация и система формирования
культуры межнационального общения развивают у будущего педагога
способность понимать культуру другого народа, главное – учить его вести
продуктивный межкультурный диалог и при этом быть терпимым к другим.
Постепенно у него формируется стабильная способность к эффективному и
адекватному общению с представителями других культур, в котором
проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных
ситуациях. И одну из главных ролей при этом играет приобщение к культуре
других народов. Культура различий, культура толерантности являются
доминантой профессиональной деятельности педагога и помогают строить
отношения в многонациональных коллективах.
Под формированием культуры межнационального общения понимается
педагогический процесс, направленный на усвоение студентами убеждений,
знаний и понимание культуры межнационального общения; формирование
системы ценностей и высоконравственной мотивации поступков и поведения
в процессе общения с представителями различных национальностей,
интереса к межнациональному общению; организацию позитивного опыта
межнационального общения.
Первоочередная задача вуза состоит в формировании способностей
адекватной у студентов культуры понимания и культуры восприятия
различий менталитета. Решение этой задачи предполагает формирование
системы ценностных ориентации, гражданственности, патриотизма,
толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого
и самого себя.
Важными педагогическими задачами преподавателя высшей школы
являются: формирование культуры межнациональных отношений студентов
на основе выработанных моделей, технологии, содержания, системы,
разработки педагогических условий; формирование этноориентированной
личности, толерантности, подготовки ее к жизни в обществе; подготовка
молодежи к межкультурному общению, конструктивным межнациональным
отношениям; формирование совокупности компетенций; осуществление
содержательной интеграции межкультурного потенциала в процесс изучения
смежных дисциплин.
Учебное заведение воспитывает будущего специалиста, для которого
значительными станут такие нравственные ценности, как патриотизм,
гражданственность, толерантность, межнациональное общение, уважение к
представителям
других
народов.
В
борьбе
с
терроризмом,
фундаментализмом, фашизмом мы ведем постоянную запаздывающую
контрпропаганду вместо того, чтобы вести опережающую пропаганду,
которая должна в буквальном смысле начинаться с обучения миролюбию и
пониманию других людей со школьной парты. Образование должно обладать
28
необходимым потенциалом для формирования установок толерантного
гражданского поведения представителей подрастающих поколений, чтобы
уменьшить риск социальных взрывов.
Знакомство студентов с языком, историей, культурой, бытом
различных народов позволяет на практике утверждать принципы
бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний
студентов о народах и языках, на которых они говорят, дает возможность
формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого
человека к продуктивному межнациональному и межкультурному
взаимодействию. Знание истоков культуры, нравов, обычаев народов
помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы
разных этнических групп, помогает избежать ошибок и найти способы
борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу
народных верований. В этой связи особую значимость приобретает знание
национальных традиций, обрядов и праздников.
Подчеркнем, что именно сфера образования, и только она, может
способствовать взаимопониманию между нациями, народами и конфессиями,
только здесь, в паритетном творческом взаимодействии, в диалоге культур
рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей
и целей, рождается представление о человечестве как едином и уникальном
феномене.
Основное противоречие современной ситуации определяется тем, что
изменение этносоциальной, экономической ситуации в стране и мире
настоятельно актуализирует потребность в формировании у студенческой
молодежи культуры межнациональных отношений. Кроме того, Это главное
противоречие конкретизируется в противоречиях локального характера:
- между имеющими место негативными явлениями (проявление
этноцентризма, эгоизма, враждебности, ксенофобии, нетерпимости и др.) и
задачами высшей школы в поликультурном образовательном пространстве
вуза;
- между необходимостью использования межкультурного потенциала
в содержании изучаемых дисциплин в вузе и недостаточной
разработанностью механизма его применения;
- объективно существующим поликультурным образовательным
пространством жизнедеятельности студенческой молодежи и недостаточной
разработанностью системы формирования культуры межнациональных
отношений студентов в процессе их обучения в условиях вуза;
- между потребностью в создании поликультурного образовательного
пространства, отражающего межкультурный диалог, основанного на
национальных и общечеловеческих ценностях, принципах глобализма и
неготовностью студентов к конструктивному взаимодействию с субъектами
других культур.
Итак, воспитание культуры межнационального общения является
важным условием поддержания благоприятного развития страны, отдельных
29
регионов, городского и сельского социумов. Это важно не только с точки
зрения поддержания мира и согласия, но и в целях обеспечения
поступательного развития и взаимного обогащения всех национальных
культур. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в
современной культуротворческой национальной цивилизации отвечает
глобально-политическим вызовам времени и имеет своей стратегической
целью достойный вход воспитываемой личности многонациональной России
в мировое сообщество. Поликультурное образовательное пространство вуза
выступает как условие сохранения разнообразия культур, этносов, религий,
исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов.
Преемственность ценностей старшего поколения, определяющих жизненный
облик и поведение людей и подрастающего поколения, являются залогом
установления позитивного межнационального общения и стабильности
общества, сохранения его духовного потенциала. Потеря связей с культурой
своего народа ведет к «безжизненности подрастающих поколений»
(В.В. Розанов).
Тенденции развития межкультурного образования, педагогическую
систему формирования культуры межнациональных отношений студентов,
результаты развития системы формирования культуры межнациональных
отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза
выражаются в следующем:
- комбинирование этнокультурной теории и практики способствует
оптимизации процесса межкультурного образования способствует
формированию у студентов межкультурной компетентности. Студенты
приобретают комплекс этносоциальных навыков, умений, способностей, при
помощи которых они осуществляют эффективное общение с партнерами из
других культур, как на профессиональном, так и межкультурном уровнях;
- содержание межкультурного образования студентов в процессе их
профессиональной
подготовки,
которое
позволяет
им
успешно
адаптироваться в поликультурном обществе, модифицировать свое
поведение и преодолевать культурный шок при столкновении с другими
культурными ценностями, руководствуясь при этом толерантной культурой,
культурой понимания и культурой восприятия различий, этнокультурными
знаниями;
- толерантность,
толерантная
культура
этноориентированной
личности является доминантой культуры межнациональных отношений, а
также является одним из значимых личностных качеств студента в
поликультурном обществе;
- основы
межкультурного
образования
студентов
являются
образовательным ориентиром для оптимального выбора и практической
реализации
принципов,
методов,
форм,
средств,
технологий,
обеспечивающих формирование культуры межнациональных отношений
студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза. В них
отражается идея о межкультурно ориентированной личности как культурном
30
посреднике,
способном
успешно
осуществлять
межкультурное
взаимодействие в поликультурном обществе.
Все вышесказанное определяет судьбу и тенденции дальнейшего
развития современного Донбасса. Народ Донбасса – неотъемлемая часть и
передовой отряд русского народа и союза народов России. В русский народ
входят также народы, которые связали свою судьбу с русским государством:
евреи, греки, татары и другие народы Донбасса.
Русский народ в начале XXI века представляет собой большую
русскую нацию, включающую различные субэтнические группы. Русская
нация составляет основу Российского государства и российского
согражданства – гражданской нации, всех граждан России.
Абсолютное большинство народа Донбасса, наряду с русскими
Российской Федерации и населением Новороссии, входит в состав ядра
русской нации, поскольку оно сформировалось как единое целое на основе
русской индустриальной культуры и стало одним из двигателей его
экономики.
Русский народ не только нация, образующая численно преобладающее
ядро, но и суперэтнос – более широкая общность носителей русского языка,
культуры, ценностей, исторического наследия, которая называется Русским
миром. Донбасс – неотъемлемая часть Русского мира.
Национальное единство и этнокультурное разнообразие Донецкой
Народной Республики и Луганской Народной Республики, приоритет
русского языка и культуры – основа государственности Республик Донбасса.
Донбасс – это оплот освобождения Украины от национализма и
агрессивной русофобии, прибежище для преследуемых там русских
соотечественников и сторонников Русского мира.
Донбасс – часть Великой России, России Духовной. Духовность,
дающая волю, разум и совесть, – основа творчества и созидания, свершений
Донбасса в прошлом, настоящем и будущем [4].
В завершение с большой долей уверенности можно сказать, что
образование студентов Донецкой Народной Республики неразрывно связано
с проблемами межнационального общения и межнационального воспитания
молодежи, такими же, как и в Российской Федерации. В этой связи
приобретает особый смысл высказывание В.В. Путина: «Уверенность, что мы
можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности,
опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности» [10].
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боев А.А. Единое культурное пространство единой культуры.
Социальная теория и современность/ А.А. Боев. – М.: Педагогика, 1993. –
94 с.
2. Выготский Л.С.
Психология искусства / Л.С. Выготский. –
М.: Педагогика. – 1987. – 341 с.
3. Галеева Л.И. Формирование культуры межнационального общения
молодежи: методологический анализ [Электронный ресурс] / Л.И. Галеева //
Вестник КазГУКИ. – 2013. – № 3.– С. 83-87. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturymezhnatsionalnogo-obscheniya-molodezhi-metodologicheskiy-analiz-1.
4. Доктрина «Русский Донбасс» [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим
доступа: https://russian-center.ru/wp-content/uploads/2021/01/Doktrina_Russkii_Donbass.pdf.
5. Клесова С.В. Воспитание толерантности у студенческой молодежи
[Электронный ресурс] / С.В. Клесова // Молодой ученый. – 2012. – № 4 (39).
— С. 357-359. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/39/4680.
6. Маркова Н.Г.
Толерантность
как
индикатор
культуры
межнациональных отношений: Монограф. учеб. пособие для вузов
[Электронный ресурс] / Н.Г. Маркова. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2009. –
176 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19669996.
7. Маркова Н.Г.
Формирование
культуры
межнациональных
отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза:
автореф. д-ра пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Маркова Надежда
Григорьевна; ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарнопедагогический
университет».
–
Казань:
2010.
–
Режим
доступа: http://dislib.ru/pedagogika/15020-4-formirovanie-kulturimezhnacionalnih-otnosheniy-studentov-polikulturnom-obrazovatelnomprostranstve-vuza.php.
8. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы /
Я.М. Нейматов. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.
9. Основные направления воспитательной работы с молодежью в
системе образования Украины: Реферативный сборник по выполнению
самостоятельных работ для студентов, магистрантов, аспирантов различных
специальностей вузов по курсам: «Педагогика и психология высшей школы»,
«Основы педагогики и психологии», «Педагогика», «Психология»,
«Методика воспитательной работы» / Сост. П.В. Плотников. – Донецк:
ДонНУ, 2008. – 385 с.
10. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] /
В.В. Путин // Независимая газета. – 2012. – № 1 (23.01.2012). – Режим
доступа: https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html.
11. Серова И.И. Культура межнационального общения / И.И. Серова. –
Минск: Университетское, 1986. – 157 с.
32
12. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности /
Г.У. Солдатова. – М.: Акварель, 2008. - 385 с.
13. Шевхужев А.Ф. Формирование культуры межнациональных
отношений в студенческой среде [Электронный ресурс] / А.Ф. Шевхужев,
О.З. Арова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. –
Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11795.
14. Шлягина Е.И.
Толерантность
как
условие
позитивного
межэтнического общения [Электронный ресурс] / Е.И. Шлягина,
И.М. Карлинская // Мат-лы Междунар. конф. «Психология общения 2000:
проблемы и перспективы». – М., 2000. – С. 43-47. – Режим доступа:
https://istina.msu.ru/publications/article/1587050.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв