Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Дипломная работа 39.03.02 Социальная работа
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 673,5 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( Н И У « Б е л Г У » ) СОЦИАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социальной работы МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Дипломная работа студентки очной формы обучения направления подготовки 39.03.02 Социальная работа 4 курса группы 87001202 Лисицкой Ирины Юрьевны Научный руководитель к. пед. н., доцент кафедры социальной работы, М.Е. Поленова Рецензент и.о. директора ОСГБУСОССЗН «Областной социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних» Р.А. Ермаков БЕЛГОРОД 2016
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 9 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 1.1. Дети из неблагополучных семей как объект социальной работы 9 1.2. Характеристика механизмов межведомственного взаимодействия 16 в социальной работе с детьми из неблагополучных семей 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 29 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 2.1. Опыт реализации межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей 2.2. Диагностика проблем межведомственного взаимодействия в 29 34 социальной работе с детьми из неблагополучных семей (на примере города Белгорода) 2.3. Рекомендации по совершенствованию межведомственного 46 взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 67
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Семья представляет собой особый, специфический объект социального воздействия. Она является закрытой социальной структурой, поэтому результат влияния на нее невозможно спрогнозировать и смоделировать. Семейное неблагополучие является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современном российском обществе. Возрастает количество причин, из-за которых семья становится таковой: жестокое обращение, алкоголизм и наркомания родителей и др. Согласно данным официальной статистики, в 2008 году в России насчитывалось 40678 неблагополучных семей, в 2010 – 33621, в 2012 – 30516, в 2014 – 27910. Очевидно, что количество таких семей уменьшается. Можно предположить, что одной из причин таких позитивных изменений является активизация межведомственного взаимодействия. В неблагоприятной психологической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У них существует особая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных условий для нормального существования. В настоящее время субъектами, решающими проблемы детей из неблагополучных семей являются: органы и учреждения социальной защиты населения (отделы социальной защиты материнства и детства, социальнореабилитационные центры и др.); органы и учреждения внутренних дел (управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних); органы и учреждения образования; органы и учреждения системы здравоохранения (отделы организации лечебно-профилактической помощи, служба комплексного мониторинга) и др. Эти учреждения взаимодействуют между собой в
4 недостаточной мере, что не позволяет полностью решать проблемы детей из неблагополучных семей. Данная работа направлена на выявление механизмов и способов решения проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей. Степень научной разработанности проблемы. Семья как социальный институт и ее функции в обществе рассматриваются в трудах А.И. Антонова, Ю.Г. Волкова, С.И. Голода, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева, Т.А. Куликовой, В.М. Медкова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Харчева. Социально-экономические, демографические, психолого- педагогические и другие проблемы семьи описаны в работах сотрудников Научно-исследовательского института семьи: А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, С.И. Голода, С.В. Дармодехина, О.И. Волгиной и др. Изучением (Г.Г. Бочкарева, неблагополучной семьи А.И. Захаров, занимаются Ю.В. Корчагина); психологи социологи (И.Ф. Дементьева, П.Д. Павленок); педагоги (Г.А. Карпова, Т.И Шульга и др.); социальные педагоги (Г.Г. Зайдуллина). Понятие объяснения «взаимодействие» широкого круга исследователями явлений социальной используется для действительности. Значимый вклад в изучение данной темы внесли зарубежные ученые (М.Вебер, Т. Парсонс, Г. Зиммель, Э. Гидденс и др.). В отечественной социологии общие проблемы взаимодействия рассматривались Б.Н. Чичериным, М.М. Ковалевским, П.А. Сорокиным, К.М. Тахтаревым и др. Среди современных ученых можно назвать В.В. Желтова, О.С. Разумовского, Е.В. Руденского, М.В. Удальцову, В.П. Фофанова, Л.Л. Шпак и др. В научной литературе рассматриваются такие формы взаимодействия, как социально-политическое (Л.Л. Шпак, В.В. Желтов и др.), информационное (В.З. Коган, В.Н. Шубкин и др.), социально-экономическое (Т.И. Заславсекая, Ф.М. Бородкин и др.), межгрупповое (B.C. Агеев и др.),
5 социальное партнерство (И.М. Модель, Б.С. Модель, Г.Ю. Семигин, А.И. Сухарев и др.). Смежными проблемами межтерриториального и внутритерриториального взаимодействия учреждений социальной сферы занимается достаточно узкий круг авторов (Д.А. Куган, Е.В. Хижнякова, А.В. Гуревич и др.). Изучением принципов строения и функционирования организаций, технологий организационного взаимодействия занимались Н.С. Данакин, B.C. Дудченко, А.И. Пригожий, В.В. Щербина, А.В. Стрыгин и др. Несмотря на достигнутые результаты, слабо освещенными остаются принципы и механизмы межведомственного взаимодействия, необходимого для комплексного решения проблем детей из неблагополучных семей. Объект исследования – межведомственное взаимодействие в социальной работе с детьми из неблагополучных семей. Предмет исследования – специфика межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне. Цель исследования – раскрыть сущность и специфику межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей и предложить рекомендации по его совершенствованию. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть теоретические основы межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей; 2. Охарактеризовать проблемы межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне; 3. Разработать рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне.
6 Теоретико-методологическая основа исследования: Основными теоретическими подходами к исследованию проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, положенными в основу нашего исследования, явились подходы, связанные с рассмотрением неблагополучных семей как источника социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына), как семей, имеющих низкий уровень социальной адаптации (М. А. Галагузова), как семей, способствующих появлению «трудных» детей (Б.Н. Алмазов). Особый интерес для нашего исследования представляют: системный подход, обеспечивающий процесс познания и развития в системной целостности, сложности системной организованности, во всем многообразии присущих связей и зависимостей, определяющий наличие совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного видения предмета; комплексный подход, предполагающий изучение отдельных показателей во взаимосвязи и взаимозависимости, в тесной связи с общим уровнем организационного, технического и технологического развития системы. В исследовании мы опирались на организации социально-педагогической (профилактического воздействия), важнейшие принципы деятельности: социокультурной превентивности направленности социально-педагогической деятельности, приоритета семьи во всех видах и сферах социально-педагогической деятельности в социуме, личностносоциально-деятельностного подхода к познанию и преобразованию социума, межведомственной (межинституциональной, межорганизационной) координации социально-педагогической деятельности в социуме. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включавший: – теоретические методы – анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме;
7 – эмпирические методы, обеспечивающие достоверность полученных результатов и обоснованность выводов: анализ документов, анкетирование. Эмпирическая база исследования: - законодательные и нормативные документы: Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015)), Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Социальный кодекс Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 09.12.2004), - данные Росстата, а также публикации в специализированных периодических изданиях; результаты - исследования проблем межведомственного взаимодействия с детьми из неблагополучных семей на примере города Белгорода, проведенного ОСГБУСОССЗН автором «Областной дипломной работы социально-реабилитационный на базе центр для несовершеннолетних» Белгородской области. Теоретико-практическая значимость исследования. Было уточнено понятие «ребенок из неблагополучной семьи»; систематизированы механизмы межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей; проведен анализ проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на примере города Белгорода; разработаны рекомендации и модель совершенствования межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, которые могут быть использованы муниципальными органами власти, реабилитационными центрами и др. Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практики в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Отдельные положения представлены в статье «Взаимодействие управления социальной защиты населения и
8 управления внутренних дел с неблагополучной семьей по профилактике социального сиротства на примере города Белгорода», опубликованной в сборнике материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.), в выступлениях автора на научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 26 ноября 2015 г.). Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
9 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 1.1. Дети из неблагополучных семей как объект социальной работы Семья является самым важным социальным институтом и первичной ячейкой общества. Именно в ней у ребенка формируются социальные идеалы, нравственные ценности, гражданственность, трудолюбие и другие важнейшие качества личности. В младшем возрасте формируется характер и личность ребенка. От того, как сложится этот период, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и от состояния нравственно-психологического климата той семьи, в которой он находится. Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества. На сегодняшний распространенное. день Независимо семейное от неблагополучие факторов – неблагополучие явление семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи, дети занимают последнее место в жизни родителей. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи
10 конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания [14, 148]. Неблагополучная семья – это семья, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно [21, 25]. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению [31, 7]. Рассматривая различные классификации неблагополучных семей, остановимся на классификации В. С. Торохтия [7, 15-18]. Данная классификация рассматривает неблагополучные семьи, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке, и в которых складывается неблагоприятная для воспитания детей обстановка. 1. Конфликтные семьи – во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения, желания членов семьи приходят в столкновении, в результате чего порождаются сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам; 2. Кризисные семьи – противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения; 3. Проблемные семьи – появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. На основании данной классификации следует сделать вывод о том, что семья и главным образом ее неблагополучие препятствует развитию, а значит, социализации подростка.
11 С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы [11, 6-7]. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Главным отличием данных семей является то, что они производят благоприятное впечатление в обществе. Результат неправильного воспитания на первый взгляд незаметен, что вводит окружающих в заблуждение. Эти семьи являются относятся к типу внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). Ученые, которые занимаются исследованием неблагополучных семей, выделяют три часто встречающихся формы неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция [14, 38-40]. Соперничество проявляется в том, что члены семьи стремятся занять главную позицию в доме. У ребенка формируется установка, что в семье не существует традиционного разделения ролей и нормой является при удобном случае выяснение, кто в семье главный. Ребенок начинает понимать, что споры между родителями - это норма. При такой форме неблагополучия, как мнимое сотрудничество, ребенок начинает придерживаться позиции, что каждый обязан помогать другому до тех пор, пока это не мешает его личным интересам. Изоляция, как форма семейного неблагополучия, представляет собой психологическую изолированность одного от других в семье (как правило, это овдовевший родитель одного из супругов). Он живет у своих детей, а
12 участия в жизни семьи не принимает. Существует также вариант изоляции двух и более членов семьи. Взаимоизолированными могут стать молодая и родительская семьи, которые проживают совместно. Иногда они ведут домашнее хозяйство отдельно. Разговаривают чаще о бытовых проблемах, например, кому убирать жилье и т.п. У детей нет привязанности к семье, они не знают, что такое сочувствовать другому члену семьи, если он болен. Неблагополучные воспитывающихся в семьи них оказывают детей. отрицательное Согласно данным влияние на социологических исследований [4, 82], у половины детей наблюдается нарушение поведения (бродяжничество, хулиганство, кражи, агрессия); у 70% – нарушение развития (неуравновешенность, тревожность, низкая успеваемость, заболевания, уклонение от учебы, алкоголизм); у 45% – нарушение общения (ненормативная лексика, конфликтность, гиперактивность или суетливость, связи с криминогенными группировками, отсутствие связей с родственниками). Ребенок из неблагополучной семьи – это ребенок, который в семье переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод (т. е. неблагополучие) [44, 132] . Дети из неблагополучных семей, мало того, что, по сути, предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах, находясь в самой асоциальной среде. Из-за невыполнения родителями обязанностей, появляются дети беспризорные, безнадзорные и дети-беглецы. Дети из неблагополучных семей в большинстве случаев имеют сходные социально-психологические характеристики [4, 76-77]: • трудно адаптируются к новым условиям, трудно уживаются в коллективе; • часто врут окружающим (из-за инстинкта самосохранения и обычно о своих чувствах);
13 • часто осуждают себя (считают, что все беды в жизни произошли из-за них); • трудно расслабляются, всегда контролируют игровой процесс; • воспринимают все происходящее слишком эмоционально; • негативно реагируют на неконтролируемые ими изменения; • постоянно нуждаются в поддержке и одобрении окружающих; • слишком ответственны или безответственны, а иногда оба варианта; • очень импульсивны; • испытывают недоверие к окружающим; • проявляют чрезвычайный контроль к себе; • с раннего возраста формируют отношение окружающих, что могут сделать все сами, без чьей-либо помощи; • испытывают потребность в сверхконтроле; • часто имеют заниженную самооценку; • имеют разнообразные формы зависимости; • воспринимают жизнь с точки зрения терминов «правильно» и «неправильно»; • испытывают страх перед чувствами; • испытывают частые периоды депрессии; • во взрослой жизни часто используют повторяющиеся шаблоны поведения. Для решения проблем детей из неблагополучных семей нужно вмешательство специалистов, задача которых – возродить семью, оказывая ей поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуаций. Такая помощь называется «социальной поддержкой». Социальная поддержка – это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе [7, 9-10]. Объектами социальной поддержки являются семьи, которые не могут самостоятельно справиться с трудными жизненными ситуациями.
14 Со стороны государства осуществляется социальное обслуживание детей из неблагополучных семей. Социальное обслуживание – предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться) [15, 9]. Деятельность по социальному обслуживанию осуществляет система с многоуровневой структурой. Она включает государственные учреждения, муниципальные учреждения, органы управления, благотворительные, общественные, религиозные и прочие организации. Сейчас в нашей стране распространенным типом учреждений являются центры социально-психологической помощи семье и детям. Н.В.Кузнецова [51, 52-55] выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах: 1) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь: оказание срочной материальной помощи; содействие в трудоустройстве и получении профессии; организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи; создание при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся; содействие в посещении детьми культурных мероприятий; содействие в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей; содействие в организации быта и питания остронуждающихся. 2) Социально-правовые услуги: помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов; содействие в предоставление социальных выплат; правовая защита личных интересов детей; правовое просвещение. 3) Социально-реабилитационные услуги: организация психологомедицинско-педагогического несовершеннолетних, обследования; допускающих социальный асоциальное патронаж поведение и антиобщественные поступки; составление индивидуальных коррекционных
15 программ. 4) Психологические услуги: психодиагностика и обследование личности клиента; психопрофилактика и психогигиена; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг. 5) Педагогические услуги: консультативная помощь родителям и детям; содействие культурно-досуговой деятельности детей; обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности. 6) Социально-медицинские услуги: содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей; организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образа жизни. Социальный работник должен правильно подобрать методы работы ребенком из неблагополучной семьи. Социальную работу с детьми из криминально-аморальных семей из-за острого социального неблагополучия и криминогенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей. Для работы с детьми из асоциально-аморальных семей требуются другие методы. По отношению к таким детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. В работе с детьми из конфликтных семей, в которых отношения супругов хронически осложнены и находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо
16 внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребенка. Таким образом, дети из неблагополучных семей являются объектом социальной работы. Решение их проблем требует организации межведомственного взаимодействия. 1.2. Характеристика механизмов межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей Межведомственное взаимодействие в социальной работе – это целенаправленная, упорядоченная деятельность ведомств, организаций, учреждений на всех уровнях (макро-, мезо-, микро-), направленная на достижение социально значимого результата [49,56]. Межведомственное взаимодействие в социальной работе заключается в согласованной деятельности учреждений на основе учета территориальноуправленческой специфики взаимодействующих сторон и интересов населения. Межведомственное взаимодействие по выявлению детей из неблагополучных семей предусматривает объединение усилий и ресурсов социальных партнеров, обеспечивает неразрывность работы с семьей с детьми. Взаимодействие нормативной правовой предполагает базы, разработку определяющей межведомственной задачи и содержание взаимодействия социальных партнеров. Субъектами межведомственного взаимодействия в работе с детьми из неблагополучных семей являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление социальной общеобразовательные учреждения и др. (рис.1). защиты населения,
17 Ребенок из неблагополучной семьи Рис.1. Субъекты межведомственного взаимодействия с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне В своей работе субъекты межведомственного взаимодействия в работе с детьми из неблагополучных семей в России и Белгородской области опираются на ряд законодательных актов: 1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990)); 2. Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.; 3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015); 4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 5. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; 6. Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в
18 социальной реабилитации»; 7. Закон Белгородской области № 167 от 31.01.2005 г. «Об ответственности родителей за воспитание детей» (принят областной Думой 20.01.2005); 8. Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области» (принят областной Думой 30 ноября 2000 г.)» и др. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является необходимой и функционально значимой частью системы межведомственного взаимодействия в работе с детьми из неблагополучных семей. Основной задачей комиссии является защита прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактика семейного неблагополучия, нейтрализация ряда социально опасных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность и др. [2, 12]. Основными функциями деятельности комиссии являются [2, 13-14]: 1. Участие в разработке органами государственной власти и органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, программ, мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия органов и учреждений, общественных объединений и граждан в предупреждении безнадзорности и правонарушений; 2. Оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении их нарушенных прав и законных интересов; 3. Осуществление сбора необходимой информации и формировании банка данных о состоянии работы, проводимой в отношении несовершеннолетних; 4. Осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Белгорода по координации вопросов, связанных с условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы межведомственного взаимодействия; организацией занятости и досуга несовершеннолетних по месту жительства, проведением
19 воспитательной работы с детьми и подростками в образовательных, культурно-просветительских и спортивных организациях; проведением воспитательно-профилактической работы и соблюдением законодательства при постановке на учет и снятии с учета несовершеннолетних и их законных представителей в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и т.д. Одним из основных субъектов межведомственного взаимодействия является Управление социальной защиты населения. В пределах своей компетенции УСЗН контролирует деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, способствуют внедрению в деятельность учреждений современных методик и технологий социальной реабилитации. Учреждения социального обслуживания [2, 16-17]: 1. Предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, 2. Занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 3. Осуществляют социальную реабилитацию детей из неблагополучных семей, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся [2, 18]: 1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной
20 помощи государства; 3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве. Специализированные учреждения для несовершеннолетних: 1. Выявляют и устраняют причины, которые способствуют безнадзорности и беспризорности детей из неблагополучных семей; 2. Оказывают социальную и психологическую помощь семьям в восстановлении статуса детей, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; 3. Содержат на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению специальности; 4. Уведомляют родственников ребенка о нахождении его в учреждении; 5. Взаимодействуют с органами опеки и попечительства по вопросам устройства несовершеннолетнего. Общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс [2, 20-22]: 1. Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним; 2. Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего
21 образования; 3. Выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4. Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5. Осуществляют направленных на меры по реализации формирование программ и законопослушного методик, поведения несовершеннолетних. Общеобразовательные учреждения организовывают непосредственную работу с детьми из неблагополучных семей. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей проходит в несколько этапов: 1. Выявление различными неблагополучной способами: сообщение семьи может родственников производиться ребенка; данные, полученные из бесед с ребенком, опрос соседей, характеристики ЖКО, посещение семей обучающихся, вновь прибывших и др. При выявлении неблагополучия в семье формируется первичная информация о неблагополучной семье. 2. Постановка на контроль: • социальный педагог собирает информацию подтверждающую неблагополучие семьи. На данном этапе используются следующие формы работы: беседы с классным руководителем, посещение семьи и составление акта обследования, беседы с соседями и др. По результатам работы составляется социальный паспорт семьи и психолого-педагогическая характеристика ребенка; • если родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, ведут аморальный образ жизни, то ситуация в такой семье рассматривается на заседаниях педагогических советов, Советов профилактики, родительских комитетов. Родитель должен быть заранее предупрежден об этом, ему может быть дан срок на исправление. В случае,
22 если указанные меры оказываются неэффективными, семью целесообразно поставить на внутришкольный контроль. Решение о постановке на контроль неблагополучной семьи принимает Совет профилактики школы. Родители, в отношении которых рассматривается вопрос о постановке на учет, должны быть заранее уведомлены о заседании Совета. Решение Совета профилактики должно быть зафиксировано в протоколе заседаний. На этом этапе социальному педагогу необходимо уведомить участкового инспектора о постановке неблагополучной семьи на внутришкольный контроль; • формами учета неблагополучных семей в образовательном учреждении являются: школьный банк данных, списочный учет, карта социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи. 3. Внутришкольная работа. Данный этап включает реализацию плана индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи. Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют [2, 24]: 1. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни; 2. Круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; 3. Медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья; 4. Выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а
23 также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних. Отделы по делам молодежи и по спорту [2, 31]: 1. Участвуют в организации отдыха, несовершеннолетних, находящихся в социально досуга и занятости опасном положении, предоставление им социальных, правовых и иных услуг; 2. Содействуют и поддерживают детские и молодежные объединения, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений; 3. Участвуют в социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, путем организации досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер, направленных на защиту их социально-правовых интересов; 4. Осуществляют взаимодействие с городскими общественными и религиозными объединениями по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; 5. Участвуют в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, и передача сведений в городской банк данных. 6. Содействуют несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, вовлечение их в спортивные мероприятия и других клубах, кружках, секциях. Городской центр занятости населения в пределах своей компетенции участвует в профориентации и профобучении несовершеннолетних, содействует в трудоустройстве детей и родителей, находящихся в социально опасном положении, а также проводит мониторинг семей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в трудоустройстве, и передает сведения в городской банк данных. Отдел культуры оказывает содействие несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и их семьям в формировании духовных потребностей, приобщению к культурным ценностям путем
24 привлечения их к занятиям в художественных, технических и других клубах, кружках, а также взаимодействует с городскими службами, общественными и религиозными объединениями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [2, 39-40]. Общественные и религиозные объединения [2, 42-43]: 1. Участвуют в работе городских служб по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2. Оказывают содействие несовершеннолетним в формировании духовных ценностей; 3. Выявляют несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и передают сведения в городской банк данных. Межведомственное взаимодействие в решении проблем детей из неблагополучных семей опирается на ряд фундаментальных принципов, которые можно сгруппировать по нескольким критериям: • регулятивная сила (правовой, социальной ответственности субъектов управления, социального контроля); • степень организационно-управленческой технологизации (принцип адекватности, обратной связи, координации взаимообусловленных действий, принцип автоматизированного учета в информационном обмене, соответствия функций наделяемым полномочиям); • совместимость профессиональной деятельности кадров (компетентность, преемственность, согласованность интересов, мера участия в межведомственной координации, соблюдение правил деловых отношений); • программно-целевой критерий (комплексность и системность, научная и методическая обоснованность, конечно-целевая направленность, непрерывность оказания социальной помощи, проблемная ориентация деятельности учреждений); • нравственный критерий в отношениях с детьми (принципы социальной справедливости, гуманизма, терпимости, соучастия в судьбе). На практике принципы межведомственного взаимодействия, как
25 правило, используются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, что отражает их объективную обусловленность и направляет совместные усилия на достижение общих целей. В межведомственном взаимодействии по выявлению детей из неблагополучных семей на ранней стадии семейного неблагополучия должны принимать участие женские консультации, родильные дома, дошкольные учреждения, детские поликлиники, больницы, общеобразовательные школы, учреждения социальной помощи, учреждения культуры, досуговые учреждения, общественные организации и местные администрации. Межведомственное взаимодействие предусматривает рациональную последовательность использования соответствующих форм, методов и средств работы с детьми из неблагополучных семей (рис.2). Выявление неразрывно связано с необходимостью в короткие сроки определить, в каких изменениях условий жизни нуждается конкретный ребенок. При этом направление и содержание помощи зависит от степени выраженности угрозы безопасности ребенка. Необходимо оптимизировать процесс сбора первичной информации, создать возможность для систематического проведения контрольного мониторинга на базе социальных учреждений. Определение круга социальных партнеров Определение общих целей и задач Разработка единой методологии и методов работы Разработка механизмов взаимодействия, разграничение функций и полномочий Координация деятельности социальных партнеров Изучение эффективности социальной поддержки Рис.2 Этапы организации межведомственного взаимодействия В практической деятельности межведомственное взаимодействие
26 должно быть направлено на обеспечение комплексного подхода в работе с семьей, ребенком на муниципальном уровне. Общее руководство и организацию взаимодействия между всеми социальными партнерами должен осуществлять координационный совет. Механизмы взаимодействия субъектов 1. Определение источников информации о ребенке из неблагополучной семьи; 2. Разработка и реализация соглашения о взаимодействии и функциях каждого субъекта взаимодействия; 3. Определение форм работы для каждого субъекта; 4. Определение плана совместных мероприятий (рейдов); 5. Определение в каждом субъекте ответственного за работу с детьми из неблагополучной семьи; 6. Разработка и реализация программы работы с детьми из неблагополучной семьи; 7. Определение сроков и форм отчетности; 8. Определение форм и методов контроля эффективности совместно проведенной работы; 9. Мониторинг достижения результатов, обеспечивающих снижение числа неблагополучных семей и детей из них. Раннее выявление семейного неблагополучия обуславливает эффективность оказываемой помощи, что позволяет сохранить ребенка в семье. Ключевым элементом планирования действий по решению вопросов работы с детьми из неблагополучной семьи должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации: 1. Сотрудники учреждений, работающие с детьми, вне зависимости от их ведомственного подчинения, должны регулярно проходить
27 соответствующую специальную подготовку; 2. Работа с проблемными семьями должна основываться на отлаженном межведомственном взаимодействии. Только при этом условии она будет понастоящему комплексной, эффективной и принесет пользу родителям и детям; 3. К работе с детьми из неблагополучных семей нельзя подходить формально. Эти проблемы требуют внимательного отношения со стороны всех служб, которые ими занимаются. Основываясь на этом, необходимо не только собирать информацию и факты, касающиеся неблагополучия в семьях, но и принимать адекватные решения, реализовывать меры, позволяющие добиваться положительных результатов, оказывать реальную помощь и детям, и их родителям. Алгоритм действий межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей: Своевременное раннее выявление учреждениями социальной сферы (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, спорта социальной защиты, некоммерческие организации). Передача информации в орган опеки и попечительства по единой форме. Расследование случая и установление факта нарушения прав ребенка, факта жестокого обращения или насилия и принятие решения об «открытии случая» - начало профилактической работы с семьей. Диагностика причин семейного неблагополучия, разработка межведомственного плана реабилитации ребенка и семьи. Контроль исполнения плана, утверждение результатов мониторинга. Принятие решения о дальнейших действиях, либо о «закрытии случая». Мониторинг деятельности по раннему выявлению и организации помощи семье. И, самое главное, – нужно повернуть общество лицом к детям. Изменить ситуацию может только принципиально иной подход к решению проблем детства – общенациональный план действий в интересах детей,
28 реформирование правового статуса ребенка на уровне федерального законодательства, работа не по наступившим последствиям, а ежедневная реальная защита каждого подростка и малыша, просто любовь к детям. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для решения проблем детей из неблагополучных семей необходимо взаимодействие всех субъектов той деятельности: Управления здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции, Управления социальной защиты населения, социально-реабилитационных Управления образования, учреждений образования. центров,
29 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 2.1. Опыт реализации межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей За время существования социальной работы как науки и практики в различных регионах нашей страны накоплен большой опыт в межведомственном взаимодействии в социальной работе с детьми из неблагополучных семей. Особый интерес для выпускной квалификационной работы представляет опыт города Белгорода Белгородской области. Деятельность субъектов системы межведомственного взаимодействия с детьми из неблагополучных семей г. Белгорода строится в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В Белгороде создана целостная межведомственная система, которая обеспечивает единый непрерывный процесс защиты прав детства. Это предупредительная и правовая деятельность ОМВД, социально- реабилитационные мероприятия, меры по защите прав детей со стороны органа опеки и попечительства, организация досуговой занятости, развитие общественных объединений, пропаганда правовых знаний и ответственного родительства и прочее. Вопросы предупреждения семейного неблагополучия, противоправной деятельности подростков, пропаганды здорового образа жизни решаются совместно с судом, прокуратурой, ОМВД России, уголовно-исполнительной инспекцией, межведомственной правонарушений и другими органами. комиссией по предупреждению
30 Необходимо более подробно акцентировать внимание на опыте взаимодействия ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по вопросам выявления и устройства детей из неблагополучных семей, в котором принимают участие ОВД, Управление образования и Управление социальной защиты города Белгорода. Городской отдел внутренних дел города Белгорода выявляет безнадзорных и беспризорных детей, и доставляет их в дежурную часть отдела внутренних дел. Дежурный инспектор ОДН ОВД в течение 3 часов устанавливает данные о личности доставленного, данные о родителях и лицах, их заменяющих, причины и условия безнадзорности; оформляет акт о выявлении безнадзорного ребенка; составляет анкету о детях данной категории и решает вопрос о возвращении ребенка в семью или направлении в учреждения органов социальной защиты или учреждения органов здравоохранения. Инспектор ОДН ОВД в течение суток (для иногородних в течение трех суток) несовершеннолетнего, проверяет уточняет место причины и и условия условия проживания безнадзорности, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий. В случае, если условия проживания в семье опасны для жизни и здоровья ребенка, либо родители или лица, их заменяющие, не имеют оснований (прав) для воспитания несовершеннолетнего, он доставляется инспектором ОДН ОВД в учреждение органов социальной защиты или учреждения органов здравоохранения для решения вопроса о его дальнейшем местопребывании. Ребенок в возрасте до 3 лет или несовершеннолетний, нуждающийся в оказании медицинской помощи, а также находящийся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, направляется в учреждения здравоохранения. Перевозка осуществляется сотрудниками ОВД. При состоянии, требующем реанимационных мероприятий, ребенок доставляется работниками «Скорой медицинской помощи» в реанимационное отделение. При устройстве безнадзорного ребенка в государственное учреждение администрация учреждения в течение недели представляет информацию в
31 КДН и ЗП, ОВД, УО, УСЗН, которые ежемесячно направляют обобщенную информацию о принятых мерах в КДН и ЗП для внесения дополнений и изменений в банк данных о безнадзорных и беспризорных детях. Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Белгорода рассматривает материалы о безнадзорном ребенке и совместно с представителями заинтересованных ведомств и учреждений, ОДН и ЗП принимает меры по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности ребенка, по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего. В случае необходимости принимает меры воздействия в отношении несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, а также должностных лиц учреждений системы профилактики, виновных в безнадзорности и беспризорности ребенка. Социально-реабилитационный несовершеннолетних безнадзорных, центр круглосуточно беспризорных и принимает других детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Помещают ребенка в карантинное отделение, проводят медицинское обследование, принимают дополнительные меры по установлению его личности и осуществляют социальную реабилитацию. В случае выявления какого-либо заболевания ребенок передается в учреждения здравоохранения. Если ребенок здоров и не захотел вернуться на место прежнего проживания, учреждения органов социальной защиты обязаны предоставить ему бесплатные социальные услуги. После установления причин и условий безнадзорности ребенок возвращается в семью, либо остается в учреждении до решения вопроса о лишении родительских прав и дальнейшего определения в приемную семью или интернатное учреждение. При поступлении в ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, самовольно оставивших семью, заблудившихся или подкинутых, оказавшихся в трудной
32 жизненной ситуации, оперативного на дежурного основании районного личного отдела обращения внутренних или дел, акта отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте, работники учреждения письменно или устно уведомляют родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и приглашают для беседы с руководством учреждения по вопросу дальнейшей судьбы ребенка или его возвращения в семью. В течение 3-х дней направляется информация в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождении (проживания) ребенка, при этом запрашиваются документы, необходимые для временного проживания, план проведения индивидуально-профилактической работы с неблагополучной семьей, информация о семье несовершеннолетнего (в случае, если семья состоит на профилактическом учете). В случае, если нарушены права и законные интересы детей (т.е. в результате неправомерного образа жизни родителей: антиобщественный, аморальный образ жизни, злоупотребление спиртными напитками, устранение от воспитания, жестокое обращение и др. были нарушены права детей на обучение, воспитание, полноценное физическое или психическое развитие), сотрудники СРЦ направляют информацию в КДН и ЗП. При выявлении факта физического насилия в отношении детей со стороны родителей (законных представителей) информация адресуется областной прокуратуре для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Также о факте насилия в отношении несовершеннолетнего ставятся в известность следующие органы: УСЗН, ОВД, КДН и ЗП и отдел опеки, попечительства и охраны прав детей. Для проведения профилактической работы в отношении родителей и законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними,
33 информация направляется в ОПДН, при этом запрашивается акт обследования жилищно-бытовых условий семьи и обзорная справка о семье. В случае отсутствия личных документов, необходимых для дальнейшего обучения несовершеннолетнего, по месту временного проживания сотрудниками запрашивается пакет документов об образовании в учебном заведении, в котором несовершеннолетний обучался до поступления в Центр. Если несовершеннолетний до поступления в Центр посещал дошкольное или школьное учебное заведение, то запрашивается характеристика на несовершеннолетнего и информация о семье, акт обследования жилищнобытовых условий семьи, медицинская карта воспитанника (Ф. 026/у). В случае, если несовершеннолетний поступил в Центр на основании личного обращения или на основании акта оперативного дежурного районного отдела внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, пакет медицинских документов, необходимый для временного проживания в Центре запрашивается в медицинском учреждении города или района Белгородской области по территориальности. Учреждения здравоохранения, определенные РФ для приема безнадзорных и беспризорных детей, проводят санитарную обработку детей, а также медицинское обследование в соответствии со стандартом, заполняют медицинскую характеристики. карту с Медицинское отражением заключение психолого-педагогической вносится в карточку индивидуального учета. При необходимости проводится стационарное лечение ребенка, во время которого администрация лечебного учреждения совместно с органами опеки и попечительства, социальной защиты и родителями решают вопрос о его дальнейшем устройстве. При невозможности возвращения в семью ребенок направляется в учреждение социальной защиты, дом ребенка (в возрасте до 4 лет) или в интернатное учреждение органов образования. В случае побега безнадзорного ребенка, устроенного в социальное учреждение, больницу, администрация обязана самостоятельно принять
34 меры для поиска ребенка, сообщить незамедлительно в устной форме в ОВД, а в течение суток - направить письменное уведомление в ОВД и в учреждение, направившее ребенка, для принятия мер по поиску и устройству ребенка. В случае противоправных действий несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной защиты и здравоохранения, сотрудники информируют об этом дежурного ОВД. Работникам органов и учреждений, решающим проблемы детей из неблагополучных семей, необходимо: - при выявлении и устройстве безнадзорного или беспризорного ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в первую очередь учитывать права и интересы несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государственных органов; - принимать конкретные меры для оказания экстренной помощи ребенку, преодолевая межведомственные барьеры. Таким образом, проанализировав опыт города Белгорода, можно сделать вывод о том, что межведомственное взаимодействие является важной составляющей в решении проблем детей из неблагополучных семей. 2.2. Диагностика проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей (на примере города Белгорода) Для изучения проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» нами было проведено анкетирование экспертов – работников отделения приёма и перевозки несовершеннолетних, отделения ранней профилактики семейного неблагополучия, семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без
35 попечения, и лиц из их числа, а также специалистов методического отделения в возрасте 25-50 лет в количестве 20 человек.
36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ По итогам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие выводы. На сегодняшний распространенное. день Независимо семейное от неблагополучие – факторов, явление неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. В этих семьях отмечается нарушение поведения хулиганство, (агрессивность, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения); встречается нарушение развития детей (низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм); нарушение общения (агрессивность со сверстниками, употребление ненормативной конфликтность лексики, аутизм, с учителями, суетливость частое или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками). Дети из неблагополучных семей, по
37 сути, предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде. Межведомственное взаимодействие по выявлению детей из неблагополучных семей предусматривает объединение усилий и ресурсов социальных партнеров, обеспечивает неразрывность работы с семьей с детьми. Взаимодействие нормативной правовой предполагает базы, разработку определяющей межведомственной задачи и содержание взаимодействия социальных партнеров. Субъектами межведомственного взаимодействия в работе с детьми из неблагополучных семей являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление социальной защиты населения, общеобразовательные учреждения и др. Межведомственное взаимодействие в решении проблем детей из неблагополучных семей опирается на ряд фундаментальных принципов, которые можно сгруппировать по нескольким критериям: регулятивная сила, степень организационно-управленческой технологизации, совместимость профессиональной деятельности кадров, программно-целевой критерий, нравственный критерий в отношениях с детьми. На практике принципы межведомственного взаимодействия, как правило, используются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, что отражает их объективную обусловленность и направляет совместные усилия на достижение общих целей. Раннее выявление семейного неблагополучия обуславливает эффективность оказываемой помощи, что позволяет сохранить ребенка в семье. В Белгороде создана целостная межведомственная система, решающая проблемы детей из неблагополучных семей. Это предупредительная и правовая деятельность ОМВД, социально-реабилитационные мероприятия, меры по защите прав детей со стороны органа опеки и попечительства,
38 организация досуговой занятости, развитие общественных объединений, пропаганда правовых знаний, ответственного родительства и прочее. Однако, в межведомственном взаимодействии ОСРЦ с ОМВД, УСЗН, Управлением образования г. Белгорода, по мнению экспертов, существуют недоработки. Нарушаются межведомственного некоторые взаимодействия, из а принципов также и форм практически нет взаимодействия с Управлением культуры и с Управлением молодежной политики Белгорода. В связи с этим мы предлагаем следующие пути решения данных проблем: 1. Применять принципы согласованности интересов и соблюдения правил деловых отношений, т.е. действия субъектов не должны противоречить друг другу; 2. Для того, чтобы использовались все принципы межведомственного взаимодействия, необходимо проводить совместные конференции, семинары, круглые столы с участием всех субъектов по вопросам детей из неблагополучных семей; 3. Создать межведомственный координационный совет, состоящий из всех субъектов взаимодействия, для организации работы с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне; 4. Организовать взаимодействие с Управлением культуры, путем проведения совместных мероприятий не только на базе СРЦ, но и в пределах Белгородской области; 5. Способствовать организации межведомственного взаимодействия с Управлением молодежной политики путем совместного участия с ОСРЦ в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и передачи сведений в городской банк данных, а также путем вовлечения воспитанников социально-реабилитационного центра в спортивную деятельность. Ключевым элементом планирования действий по преодолению барьеров в решении вопросов работы с детьми из неблагополучной семьи
39 должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации.
40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 2 марта 2016 г.]. – М.: Московский филиал ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2014. – 82 с. 2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: по состоянию на 23 нояб. 2015 г.]. – М.: Юстинциформ, 2015. – 79 с. 3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июля 1998 г.: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.]. – Спб.: Юнити-Дана, 2016. – 49 с. 4. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 30 дек. 2015 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2014. – 94 с. 5. О защите прав ребенка в Белгородской области [Текст]: [закон: принят Обл. Думой 13 дек. 2000 г.]. – Белгород: Преображение, 2015. – 32 с. 6. Абчук, В.А. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере) [Текст]: учебник для ВУЗов / В.А. Абчук. – СПб.: Новшества, 2015. – С. 457-461 7. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Агеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та. – 2014. – С. 4-10 8. Агеев, B.C. Психология межличностных отношений [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Агеев. – М.: МГУ, 2016. – С. 92-96 9. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – С. 78-85 10. Амоносенок, Э.П. Государственное регулирование в социальной сфере [Текст] / Э.П. Амоносенок // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2014. – №1. – С. 25-30
41 11. Артюхов, А.В. Государственная и семейная политика и ее особенности в России [Текст] / А.В. Артюхов // Социологические исследования. – 2016. – № 1. – С. 108-110 12.Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент [Текст]: учебник для ВУЗов / Ю.А. Афонин. – М.: Высш. шк., 2016. – С. 129-130 13. Баукин, В.Г. управления [Текст]: Групповые автореф. интересы дис. канд. в системе социол. социального наук: 33.04.02 / Баукин Владимир Григорьевич. – СПб., 2014. – 20 с. 14. Баркер, Р. С. Словарь социальной работы [Текст] / Р.С. Баркер. – М.: Институт социальной работы, 2014. – С. 147-149 15. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]: учебник / С.А. Беличева. – СПб.: Новшества, 2014. – С. 32-35 16. Беличева, С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2015. – № 3. – С. 84-87 17. Бобров, В.В. Устойчивое социальное развитие: управленческий аспект [Текст] / В.В. Бобров // Гуманитарные науки в Сибири. – 2016. – № 1. – С. 68-72 18. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход [Текст]: учебник / В.Г. Бочарова. – М.: Дрофа, 2015. – С.8-11 19.Бреева, А.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического исследования [Текст] / А.Б. Бреева // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – С. 44-51 20. Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком [Текст]: учебник для ВУЗов / Ф.Э. Бурджалов. – М.: Гардарики, 2016. – С. 27-30
42 21.Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога [Текст]: учебник для ВУЗов / М.И. Буянов. – М.: Дрофа, 2015. – С.23-27 22. механизмы Ванеева, Л.И. Стабилизация социального социальных партнерства [Текст] отношений / через Л.И. Ванеева // Социология социального партнерства: материалы науч.-практ. конф. в НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те 13-15 мая 2015 г., в 7 ч., Ч. 5 / под ред. А.И. Сухарева. – Саранск: Источник, 2015. – С. 34-36 23. Ветошкин, С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] / С.А. Ветошкин. – http://rsvpu.ru 24. Викторов, О.Н. Государственное регулирование социальной сферы [Текст]: учебник / О.Н. Викторов. – М.: Гелиос АРВ. – 2014. – С. 139-142 25.Волков, Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера [Текст] / Ю.Е. Волков // Социологические исследования. – 2016. – № 4. – С. 34-41 26. Воронин, Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия [Текст] / Г.Л. Воронин // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С. 73-79 27. Вырывдин, В.Н. Управление системой социальной защиты детства [Текст]: учебник / В.Н. Вырывдин, Ч.П. Клемантович. – М.: Педагогическое об-во России, 2014. – С. 184-187 28.Высоцкая, Г.А. В контексте с другими ведомствами [Текст] / Г.А. Высоцкая // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – 2015. – № 7. – С. 89-90 29. Гайфуллин, А.Ю. Проблемы оптимизации обратной связи в социальном управлении в условиях трансформации общества [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 40.08.07 / Гайфулин Александр Юрьевич. – Уфа, 2014. – 17 с. 30. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст]: учебник / М.А. Галаузова. – М.: Владос, 2014. – С. 411-416
43 31. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособие / И.С. Ганишина. – М.: НПО «МОДЭК», 2015. – C. 5-9 32. Горюнова, Н.Б. Социальная политика и семья [Текст] / Н.Б. Горюнова // Социальная политика и местное развитие: материалы Международ. науч.- практ. конф. в Кемер. Гос. ун-те, 17 апр. 2014 г., в 5 ч., Ч. 4 / под ред. Л.Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. – С. 389-392 33. Горячев, М.Д. Правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми [Текст] / М.Д. Горячев // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 108-117 34. Гредин, Г.Н. Объекты и приоритеты социальной защиты [Текст] / Г.Н. Гредин // Социальная политика и местное развитие: материалы Международ. науч.- практ. конф. в Кемер. Гос. ун-те, 17 апр. 2014 г., в 5 ч., Ч. 2 / под ред. Л.Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. – С. 389-392 35. Гуров, Е.С. Проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения [Текст] / Е.С. Гуров // Регионология. – 2015. – № 1. – С. 200-205 36. Демьянов, Е.А. Принципы организации социального партнерства [Текст] / Е.А. Демьянов // Социология социального партнерства: материалы науч.-практ. конф. в НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те 13-15 мая 2015 г., в 7 ч., Ч. 6 / под ред.А.И. Сухарева. – Саранск: Источник, 2015. – С. 21-25 37. Добреньков, И.М. Социальное управление [Текст]: словарь / В.И. Добреньков. – М.:МГУ, 2014. – С. 4-8 38. Дридзе, Т.М. Прогнозное социальное проектирование как ключевое звено социально-управленческого цикла [Текст] / Т.М. Дридзе // Методология и методы социологических исследований. – 2014. – №8. – С. 108-129 39. Дурасова, Т.П. Инновации в деятельности социально- реабилитационных центров [Текст] / Т.П. Дурасова // Работник социальной службы. – 2016. – №4.-С. 45-52
44 40. Дурова, Л.А. Региональная законодательная база [Текст] / Л.А. Дурова // Социальная работа сегодня. – 2015. – № 2. – С. 35-37 41. Животрев, Н.Д. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы [Текст] / Н.Д. Животрев // Социальная работа: опыт, поиск, перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. в Новосиб. Гос. Унте, 13-14 мая 2014г., в 7ч., Ч. 3 / под ред. П.А. Желтова. – Новосибирск: Пеликан, 2014. – С. 44-51 42. Жильцова, Е.Н. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях [Текст]: учебник / Е.Н. Жильцова. – М.: ТЕИС, 2014. – С.54-57 43. Жукова, Е.А. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе здравоохранения [Текст] / Е.А. Жукова // Мать и Дитя. Безнадзорные дети. – 2016. – № 2. – С. 19-21 44. Закирова, В.М. Развод и насилие в семье – феномен семейного неблагополучия [Текст] / В.М. Закирова // Социс. – 2014. – № 12. – С. 131-133 45.Иванова, Н.П. Современные проблемы социального сиротства [Текст] / Н.П. Иванова // Проблемы социальной работы в России: материалы науч.- практ. конф. в МГУ, 4 мая 2015 г., в 6 ч., Ч. 3 / под ред. М.С. Яницкого. – М.: Наука, 2015. – С. 48-53 46. Иванова, Н.П. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей [Текст] / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. – 2015. – №2. – С. 4-7 47. Карелова, Г.А. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Г.А. Карелова // Человек и труд. – 2016. – №2. – С. 11-15 48. Кошелева, А.Д. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия [Текст] / А.Д. Кошелева // Социальная работа. – 2015. – № 6. – С.6-8 49.Краснова, Н.Н. Комплексный подход в социальной работе [Текст] / Н.Н. Краснова // Социальная работа: опыт, поиск, перспективы: материалы
45 Межрегион. науч.-практ. конф. в Новосиб. Гос. Ун-те, 13-14 мая 2014г., в 7ч., Ч.13 / под ред. П.А. Желтова. – Новосибирск: Пеликан, 2014. – С. 55-59 50. Крутер, М.С. Социальные предпосылки молодежной преступности в России [Текст] / М.С. Крутер // Академический юридический журнал. – 2015. – № 2. – С. 35-40 51. Кузнецова, И.С. Инновационные процессы: тенденции и проблемы [Текст] / И.С. Кузнецова // Экономист. – 2014. – № 2. – С. 50-59 52. Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст]: учебник для ВУЗов / В.И.Курбатов. – Ростов н / Д: Феникс. – 2014. – С. 295 – 296 53.Лихтенштейн, Б.М. Объективные и субъективные факторы развития инновационной деятельности личности руководителя в современной социально-экономической ситуации России [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 40.05.08 / Лихтенштейн Борис Маркович. – Тюмень, 2015. – 23 с. 54.Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России [Текст]: учебник / А.И. Ляшенко. – М.: Наука, 2014. – С. 7-10 55.Мазикин, П.А. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей [Электронный ресурс] / П.А. Мазикин. – http://diplomba.ru/work/114706 56. Малярова, Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход [Текст] / Н.В. Малярова // Социс. – 2014. – № 4. – С. 79-83 57. Машковская, Т.О. Безнадзорность можно предупреждать [Текст] / Т.О. Машковская // Мать и Дитя. Безнадзорные дети. – 2014. – № 5. – С. 3-6 58. Михеев, В.А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития [Текст] / В.А. Михеев // Социальногуманитарные знания. – 2015. – № 5. – С. 194-205 59. Монахова, Т.В. Взаимодействие социальных институтов государственной службы и предпринимательства в России [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 30.05.07 / Монахова Татьяна Васильевна. – М., 2015. – 24 с.
46 60. Москаленко, В. В. Ребенок из семьи алкоголика [Текст] / В.В. Москаленко // Воспитание школьника. – 2016. – № 1. – С. 23-25 61. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для ВУЗов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2016. – С. 123-128 62. Назаров, В.Ю. Совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях [Текст] / В.Ю. Назаров // Семья в России. – 2015. – № 4. – С. 124-131 63. Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот [Текст] / И.Б. Назарова // Социс. – 2016. – № 4. – С. 70-77 64. Некрасов, О.А. Совершенствование форм межотраслевого управления [Текст]: учебник / О.А. Некрасов. – М.: Знание, 2014. – С. 45-47 65. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учебник / Л.Я. Олиференко. – М.: Академия. – 2015. – С. 74-78 66. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы [Текст]: учебник для ВУЗов / Г.И. Осадчая. – М.: Союз, 2015. – С. 12-17 67. Петрова, А.В. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей [Электронный ресурс] / А.В.Петрова. – http: // knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65625a3ac78b5c53a89521316d27_0.html 68. Подвойский, В.П. Личностные барьеры в процессе проведения социальных инноваций [Текст] / В.П. Подвойский // Социальная работа. – 2015. – № 6 – С. 52-58 69. Попов, В.Г. Социальная защита населения в регионе [Текст]: учебник / В.Г. Попов. – Екатеринбург: УрАГС, 2015. – С. 173-175 70. Протасова, Т.Н. Взаимодействие государственных и общественных структур в социальной сфере [Текст] / Т.Н. Протасова // Социальная работа в Сибири. – 2015. – № 3 – С. 89-94 71. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением [Текст]: учебник / М.И. Рожков. – М.: Владос, 2015. – С.45-50
47 72. Рокицкий, М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям [Текст] / М.Р. Рокицкий // Права ребенка. –2014. – № 1. – С. 18-19 73. Рыбинский, Е.М. Государственная социальная политика в интересах детей [Текст] / Е.М. Рыбинский // Социс. – 2015. – № 12. – С.79-82 74. Сергиенко, С.В. Работа социального работника с неблагополучной семьей [Электронный ресурс] / С.В. Сергиенко. – http://referatwork.ru/new/source/109060text-109060.html 75. Серебрянников, В.В. Ответственность как принцип власти [Текст] / В.В. Серебрянников // Социально-политический журнал. – 2015. – № 4. – С. 63-81 76. Слепенков, Н.М. Основы теории социального управления [Текст]: учебник / Н.М. Слепенков. – М.: Высшая школа. – 2015. – С. 15-17 77. Стрыгин, А.В. Организационное взаимодействие в теории и практике социального управления [Текст]: автореф. дис. канд. эконом. наук: 10.08.03 / Стрыгин Александр Васильевич. – М., 2014. – 31 с. 78. Сухарев, А.И. Теоретические и методологические основы социологии социального партнерства [Текст] / А.И. Сухарев // Социология социального партнерства. – 2016. – № 2. – С. 4-10 79. Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития [Текст]: учебник / Л.В. Топчий. – М.: Ин-т соц. работы, 2015. – С.79-83 80. Трубаков, В.А. Муниципальная модель социально- образовательного комплекса реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / В.А. Трубаков // Работник социальной службы. – 2016. – № 4. – С. 59-66 81. Улищенко, З.М. Прокуратура защищает детей [Текст] / З.М. Улищенко // Мать и Дитя. Безнадзорные дети. – 2015. – № 5. – С. 7-8 82. Ушаков, Д.В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ) [Текст]:
48 автореф. дис. канд. филос. наук: 11.09.04 / Ушаков Дмитрий Владимирович. – Новосибирск, 2015. – 20 с. 83. Федорова, И.Ф. Чужих детей не бывает [Текст] / И.Ф. Федорова // Мать и Дитя. – 2015. – № 8. – С. 58-59 84. Филенко, В.И. Социальное партнерство как взаимодействие органов муниципальной власти и местного самоуправления [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 05.06.09 / Филенко Валерий Иванович. – М., 2015. – 26 с. 85. Фофанов, В.П. Социальная деятельность как система [Текст]: учебник / В.П. Фофанов. – Новосибирск: Наука, 2014. – С. 304 86. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / С.Ф. Фролов. – М.: Юристъ. – 2015. – С. 8994 87. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы (Социал.-демогр. исслед.) [Текст] / А.Г. Харчев // Статистика. – 2015. – № 5. – С. 56-59 88. Хижнякова, Е.В. Безопасность ребенка в большом городе [Текст] / Е.В. Хижнякова // Информационно-аналитический журнал. – 2014. – № 7. – С. 74-77 89. Холостова, Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебник / Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 2014. – С. 47-53 90. Хухлина, В.В. Некоммерческий сектор как социальный институт (на примере социального обслуживания населения): [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 14.03.04 / Хухлина Виктория Викторовна. – М., 2015. – 27 с. 91. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст]: учебник / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2014. – С.73-76 92. Цымбал, Е.И. Факторы семейного неблагополучия, приводящие к помещению детей в приют [Текст] / Е.И. Цымбал // Проблемы социальной работы в России: материалы науч.- практ. конф. в МГУ, 4 мая 2015 г., в 6 ч., Ч. 1 / под ред. М.С. Яницкого.– М.: Наука, 2015.– С. 139-145
49 93. Черненко, А.К. Проблемы эффективности законодательства [Текст] / А.К. Черненко // Гуманитарные знания. – 2015. – № 1. – С. 70-74 94. Чусовитин, А.Г. Бесконфликтные социальные взаимодействия [Текст] / А.Г. Чусовитин //Социально-гуманитарные знания.– 2014.– № 6. – С. 267-274 95. Шилов, Д.А. Ты не сирота [Текст] / Д.А.Шилов // Частная школа. – 2015. – № 5. – С. 21-28 96. Шохин, Н.С. Социальная сфера: взглянуть по-новому [Текст] / Н.С. Шохин // Человек и труд. – 2016. – № 3. – С. 16-17 97. Шпак, Л.Л. Современная социальная политика [Текст] / Л.Л. Шпак // Социальная политика и местное развитие: материалы Международной науч.-практ. конф. в КГУ 17 апр. 2014 г., в 4 ч., Ч. 3 / под ред. Л.Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014.– С. 25-34 98.Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей [Текст]: учебник для ВУЗов / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2014. – С.9-13 99.Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система конфликты [Текст]: учебник / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2015. – С. 157-161
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв