Мир взрослых в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса и в романе п. Лайвли «Дом на Норэм-Гарденс»

Данная работа состоит из двух разделов. Первый из них теоретический, тогда как второй посвящён уже непосредственно анализу мира взрослых в упомянутых книгах Льюиса и Лайвли. Чтобы понять, в какие условия помещены взрослые персонажи, первую часть мы выделили на проблему литературы для детей в жанре фэнтези на примере “Хроник Нарнии” и “Дома на Норэм-Гарденс”. Поскольку произведение Лайвли было написано позже, чем “Хроники”, то мы заострили внимание на том, что же наследует Лайвли. Первый параграф повествует о поэтике жанра, понимая поэтику как “систему структурных особенностей данного явления и совокупность закрепленных за ними смыслов”. Здесь мы выяснили, что К. С. Льюис считает, что важной составляющей сказки-фэнтези является её нереалистичность: она помогает читателю абстрагироваться от проблем и разочарований и сделать окружающую реальность немного сказочной. Важной составляющей такой сказки он считал счастливый конец. Исследователи отмечают, что в «Хрониках Нарнии» присутствует библейский контекст, а Лев Аслан является альтернативной версией Иисуса Христа. Важную роль в книге играют категории пространства и времени: персонажи пе- ремещаются между первичной реальностью и миром Нарнии, в связи с чем воз- никают мотивы старения, а также ментального и физического взросления. Льюис был антимодернистом, и это повлияло на содержание его романа. В то ж время он увлекался культурой Средних веков, и в Нарнии царит именно эпоха Средневековья. У Пенелопы Лайвли действие происходит в огромном доме викторианской эпохи. В её романе также есть антимодернистские мотивы, но при конструировании вторичной реальности она, в отличие от Льюиса, обращается не к Средневековью, а к первобытному строю. В «Доме на Норэм-Гарденс» главная героиня обретает связь с ней посредством ритуального щита. В какой-то момент ей становится сложно понять, что является реальным, а что нет. Важную роль в романе Лайвли играет конструирование якобы достоверного прошлого. И у Лайвли, и у Льюиса первичная реальность отсылает к эпохе Британской империи. Важную роль в структуре произведения здесь также играет пространство и время. У обоих авторов есть автобиографические мотивы. Во втором параграфе первой главы мы перешли к проблеме имплицитного читателя( то есть “идеального реципиента, актуализирующего структуру художественного текста и горизонты изображенного мира). В итоге, мы выяснили, что, по мнению Льюиса, автор детского фэнтези не должен стремится к тому, чтобы чему-то научить ребёнка. Ему следует общаться с ним на равных. Мы узнали, что, в целом, адресатами детского фэнтези и высокого фэнтези являются одни и те же люди. Фэнтези для детей наверняка понравится и взрослым, так как его можно перечитывать на разных этапах жизни. Лайвли наследует эту традицию Льюиса. В центре ее романа находится сложная тема одиночества. Среди адресатов «Дома на Норэм-Гарденс» — дети послевоенной эпохи. Во второй главе мы перешли к репрезентации мира взрослых в анализируемый произведениях. Мы решили, что ,поскольку главными героями в детском фэнтези являются дети, то взрослых персонажей можно понять только через взаимодействие с миром детей. Поэтому первый параграф этой главы посвящён противопоставлению мира взрослых и мира детей. На некоторых примерах мы выяснили, что дети и взрослые в «Хрониках Нарнии» противопоставляются с помощью библейского контекста. При этом нарнийские сцены являются, скорее, не точной копией эпизодов из Библии, а своеобразной альтернативной историей. Дети и взрослые противопоставлены как готовые и не готовые сохранять чудо, как любящие прошлое и стремящиеся уничтожить его следы, как сдерживающие обещания и нарушающие их. В «Доме на Норэм-Гарденс» модернизированному сознанию взрослых противостоят главная героиня Клэр и её тётушки, с которыми она себя ассоциирует. Вторая подглава освещает проблему взросления в “Хрониках Нарнии” и “Доме на Норэм-Гарденс”. Здесь мы узнали, что в «Хрониках Нарнии» присутствует сразу несколько способов изменения структуры мира взрослых и мира детей: персонажи могут ментально и физически взрослеть в Нарнии, и полученные моральные изменения остаются с ними и в рамках земного мира. Также они могут становиться взрослыми внутри неё и в рамках первичной реальностью. Но мотив морального взросления не одноплановый, поскольку в «Хрониках» есть случаи псевдо- взросления. При этом ментальные метаморфозы происходят и у главной героини романа Лайвли, и их можно сопоставить с меняющимся природным пейзажем вокруг неё. Кроме того, обретение героиней самой себя в каком-то смысле связано с тем, что она, условно говоря, превращает себя в музей. В ходе анализа мы заметили, что взрослые здесь, по большей части, резко противопоставлены миру детей, однако эти книги подойдут и взрослым, ведь там присутствуют образцы морального взросления, включают в себя сохранение детского мировоззрения и приобретение новых навыков. Такому взрослению способствует соприкосновение главных героев со вторичной реальностью.

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

ID: 60e6377be4dde5000173eca3
UUID: 49375370-c1a8-0139-3b16-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 74

19.48

Kruglyakov Timofey


0

Комментировать 0

Рецензировать 2

Скачать - 1,7 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Kruglyakov Timofey
Отзыв доктора филогических наук, профессора Ольги Ивановны Половинкиной.

почти 3 года назад
Рецензия от Kruglyakov Timofey
Рецензия Дадаевой Анны Ивановны, студентки 1 курса аспирантуры, на мою ВКР.

почти 3 года назад
Для лиц старше 18 лет