МИССИЯ ВАЖНЕЕ ПРИБЫЛИ: КАК ДЕЙСТВУЕТ СОЦИАЛЬНОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В настоящее время в СМИ и научных кругах всё чаще говорят о социальном
предпринимательстве. Но большинству россиян до сих пор непонятно, что это за
деятельность и с чем её едят? На этот вопрос постараемся ответить в данной
статье.
Социальное предпринимательство очень молодо, поэтому не существует общепринятого
определения этого понятия. Основываясь на изучении научной литературы и собственном
опыте, предлагаем следующую трактовку. Социальное предпринимательство – это
предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем и
характеризующаяся такими основными признаками, как социальное воздействие,
самоокупаемость и финансовая устойчивость, инновация, предпринимательский подход и
способность к масштабируемости и тиражируемости.
Объединяя частное и публичное
Несмотря на то, что социальное предпринимательство возникло сравнительно недавно (за
рубежом оно существует около 30 лет, в России – чуть больше десятилетия), многие
исследователи уже сейчас называют его «четвёртым сектором» экономики. И если Дж.
Вайнтрауб в одной из своих работ противопоставляет «публичное» как сферу
государственной политики и управления «приватному» как сектору рыночной экономики,
то социальное предпринимательство стремится объединить в себе и правительственный, и
неправительственный секторы.
В последние годы поддержка
проектов
социально
предпринимательской
направленности в России существует
не только в качестве инициативы
снизу. Инновационные начинания всё
чаще находят отклик в отечественных
государственных
структурах,
различных фондах и в бизнесе. Так,
например, Фонд президентских
грантов в 2019 году впервые объявил
о проведении трёх конкурсов
проектов, направленных на решение
социальных проблем (по данным
Официального сайта
Фонда
президентских грантов).
Более того, ряд крупных корпораций создаёт инфраструктуру поддержки и активно
финансирует социальные предприятия в городах и регионах своего присутствия (Лукойл,
УралСИБ, Металлинвест, Норильский Никель и другие).
Социальное предпринимательство нельзя назвать только бизнесом или только
благотворительностью. От традиционного предпринимательства оно отличается
своими целями, ориентацией на социальные изменения и решение социальных проблем
общества; от благотворительности – предпринимательским характером
деятельности.
«Наживаются на чужой беде»?
Многие люди, впервые сталкивающиеся с деятельностью социальных предпринимателей,
скептически относятся к их социальной миссии, считая, что они хотят «нажиться на чужой
беде». Такая реакция общества вызвана в первую очередь незнанием основ деятельности
социальных предприятий, а именно:
Основная цель решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли
Большая часть прибыли – для развития и увеличения социального воздействия, а
не для распределения между учредителями и владельцами
Непонимание общества и пренебрежительное отношение к особой миссии социальных
предпринимателей во многом связано и с тем, что в России нет такого нормативно
правового акта, который бы законодательно закреплял термин «социальное
предпринимательство» и способы его регулирования в нашей стране. Однако работа по
данному направлению ведётся: на базе НИУ ВШЭ с конца 2018 года разрабатываются
законопроекты о социальном предпринимательстве (по данным ЦСПиСИ НИУ ВШЭ).В
связи с недоверием многих людей к социальнопредпринимательской деятельности
возникает вопрос: можно ли считать социальных предпринимателей представителями
гражданского общества? Или это мошенники, которые хотят разбогатеть за счет уязвимых
групп населения?
Российский социолог Вадим Волков в статье «Общественность: забытая практика
гражданского общества» выделяет несколько определений и характеристик понятия
«общественность»: это и «активные группы людей», и «категории граждан, которые хотят
и могут оказывать влияние на происходящие в обществе процессы», и «группы людей,
объединённые общей деятельностью или позицией», и «прогрессивная» часть общества.
Наверное, опираясь на эти характеристики, мы можем говорить о том, что социальные
предприниматели являются самыми что ни на есть представителями общественности.
Более того, большая доля российских социальных предприятий действует как НКО,
которые, между прочим, обязаны по законодательству направлять всю прибыль на
уставные цели. А кто, как не НКО, является основным институтом гражданского
общества?
«Гендер» в социальном бизнесе
Интересно, что более 60% социальных предпринимателей в России – женщины. Об этом
рассказала директор Фонда «Наше будущее» Наталья Зверева, которая стоит у истоков
развития социального бизнеса в России (по данным Парламентской газеты).
Женщины всё чаще пробуют открывать своё собственное дело, стремясь в первую
очередь к независимости и самостоятельности в работе. – говорит Наталья. Как
правило, они не так сильно хотят заработать больше денег, сколько реализовать себя
и попробовать сделать мир лучше. Социальное предпринимательство, нацеленное в
первую очередь на позитивные изменения в обществе, а не на прибыль, отлично
подходит для людей с такой мотивацией.
Впрочем, если вспомнить одну из статей Здравомысловой Е. А. и Темкиной А. А., такая
заинтересованность женщин в социальном бизнесе не вызовет удивления. Согласно
авторам, социальная конструкция гендера в России и соответствующая ему гендерная
система предполагают высокую степень социального активизма женщин, который, как мы
уже поняли, и может найти отражение в социальнопредпринимательской деятельности.
Успешными примерами могут служить Наталья Гаспарян и Мария Бондарь, руководители
компании «Либерти» из СанктПетербурга, которая проводит специальные экскурсионные
туры для инвалидовколясочников, незрячих и слабослышащих людей, а также
осуществляет специализированные пассажирские перевозки.
Каков итог?
Если предпринимательство (в традиционном его понимании) нацелено на получение
прибыли и может игнорировать социальные проблемы, решение которых не приносит
экономической выгоды; если государство в условиях ограниченности ресурсов не может
обеспечить поддержку всех социальнозначимых направлении; то социальный бизнес
призван максимально смягчить или решить социальные проблемы, при этом обеспечив себе
прибыль для развития и увеличения социального воздействия.
Каким бы ни было разнообразие реализуемых программ поддержки, какую бы активность
ни проявляли новаторы, факт остаётся фактом: в России «социальный» спрос ещё долгие
годы будет превышать предложение. А значит, социальное предпринимательство должно и
будет развиваться, приобретать новые формы и способствовать решению социальных
проблем.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв