Младенцы видят то, что Вы уже не можете
Взгляните на красные квадраты двух кубиков Рубика внизу. Если посмотреть
на каждый в отдельности, то красные квадраты на левой картинке окажутся
оранжевыми, а на правой - фиолетовыми. Они выглядят более или менее
приближенными к красному, только если Вы смотрите на оба изображения, так мозг идентифицирует их как красные квадраты, находящиеся в желтом
или синем цветовом окружении. Этот вид ошибочного восприятия называется
«константность восприятия». Он позволяет нам узнавать одинаковые объекты
в разных условиях окружающей среды и под разным освещением.
Существуют доказательства, что эффекты постоянства помогли человеку
выжить. Доводом является и тот факт, что константность восприятия
появляется и развивается лишь спустя несколько месяцев после нашего
рождения. В младенчестве мы чаще замечаем разницу между объектами, а
потом учимся игнорировать некоторые виды различий, чтобы узнавать один и
тот же предмет вне зависимости от окружающих условий.
Внимательно посмотрите на изображения улиток внизу и выберите два
наиболее похожих друг на друга.
Вам кажется, что похожи две блестящие улитки, не так ли? Неправильно!
Младенец увидит, что улитки, находящиеся справа и посередине, обладают
большим сходством. Улитки слева и посередине выглядят почти одинаково,
но на самом деле у них совершенно разная пиксельная интенсивность.
В прошлом декабре журнал «Current Biology» опубликовал исследование, в
ходе которого психологи провели эксперимент с участием 42 детей возрастом
от 3 до 8 месяцев. Было изучено, как дети смотрят на пары картинок,
изображающих объемные предметы. Младенцы не могут рассказать о том, что
видят, поэтому ученые засекали, сколько времени ребенок изучает
изображение. Прошлые исследования показали, что дети рассматривают
новые объекты дольше, чем уже увиденные. Основываясь на количестве
времени, затраченного младенцем на изучение картинки, психологи могли
выяснить, напоминала ли она ему предыдущую. Когда ребенок тратил на
вторую картинку меньше времени, чем на первую, ученые понимали, что
изображения казались ему похожими (ребенок не смотрел на уже увиденный
предмет долго, так как ему становилось скучно).
Данные показали, что младенцы в трех- и четырехмесячном возрасте
(другими словами, до того, как у них развивается константность восприятия)
обладают «поразительной способностью» видеть различия между
изображениями - это возможно благодаря изменениям в освещении, которые
не замечают взрослые. Ребенок теряет данный навык в пять месяцев. В семьвосемь месяцев у детей развивается способность, которая остается с ними и в
старшем возрасте, - распознавать свойства поверхности, то есть отличать
глянцевую поверхность от матовой.
Потеря детской чувствительности, позволяющей дифференцировать
информацию, создала бездонную пропасть между нами и миром. С другой
стороны, она помогла человеческому восприятию приспособиться к
окружающей действительности, позволяя лучше в ней ориентироваться…
Даже несмотря на то, что немалая часть реальности навсегда останется для
нас недосягаемой.
(Источник: http://blogs.scientificamerican.com/illusion-chasers/what-littlebabies-see-that-you-no-longer-can/)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв