МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
факультет адаптивной и оздоровительной физической культуры
кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики
наркомании
направление подготовки 44.03.01Педагогическое образование
направленность (профиль) Безопасность жизнедеятельности
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ТАТАРИНЦЕВОЙ ОЛЕСИ АЛЕКСЕЕВНЫ
студентки группы 14о3
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Нормоконтролер:
Заведующая кафедрой
безопасности
жизнедеятельности и
профилактики
наркомании к.м.н., профессор
Ахромова А. Г. _________________
«__» _________ 2018 г.
Научный руководитель:
старший преподаватель,
к.п.н., Омарова П. Г.
«Допущена к защите»
Заведующая кафедрой
безопасности
жизнедеятельности и
профилактики наркомании к.м.н.,
профессор
Ахромова А. Г. _________________
«___» ___________ 2018 г.
Научный консультант:
к.п.н., профессор Тихонова
И. В.
______________
«__» ________2018 г.
_______________
«___» _________2018 г.
Дата защиты:
«__» _______ 2018 г.
Оценка:
______________________
Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
...
1.
ОБЗОР
ЛИТЕРАТУРЫ
ПО
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………
1.1 Понятие
«внеурочная
деятельность»
3
ТЕМЕ 6
в
системе
современного общего
6
образования………………………………………………………………………
…...
1.2 Роль и место внеурочной деятельности в образовании и
воспитания
8
школьников…………………………………………………………………………
...
1.3 Направления, виды, формы, средства реализации
внеурочной деятельности в условиях общей
10
школы…………………………………………………………….
1.4 Методика диагностики эффективности ВНУД и личностного
роста
15
школьников…………………………………………………………………………
………..
2.
МЕТОДЫ
И
ОРГАНИЗАЦИЯ 19
ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………...
2.1 Методы
исследования……………………………………………………………
2.2 Организация
исследования…………………………………………....................
3.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
И
ОБСУЖДЕНИЕ……………………..
2
19
20
ИХ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
36
………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ
38
РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………...
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 39
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
СПИСОК
ПУБЛИКАЦИЙ
АВТОРА
ВКР...........................................
3
ПО
ТЕМЕ 42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В системе общего образования в связи с
принятием
стандартов второго поколения, которые приняты для
каждой ступени общего образования -начальной общей, основной
общей и средней (полной) общей, декларирована в них учебная и
внеурочная работа.
В
рамках
реализации
государственных
внеурочная
Внеурочная
образовательных
деятельность
неотъемлемой
частью
(кроме
целесообразно
и
решение
2010)
учащихся
должна
стать
школьников
задач
в
их
федеральных
(ФГОС,
(ВНУД)
урочной),
задач
стандартов
образовательного
деятельность
деятельности
целей
процесса
объединяет
которых
развития,
в
все
школе.
виды
возможно
и
воспитания
и
социализации.
Образование
процесса
-
несет
основные
образовательную,
функции
педагогического
воспитательную,
развивающую,
которые реализуются в процессе урочной и внеурочной работы
школы,
проводимую учителями
дополнительного
-
образования,
предметниками,
совместно
с
педагогами
родителями,
администрацией общеобразовательного учреждения.
В
новом
ФГОС
общего
образования
воспитание
рассматривается как ценностно - ориентированный процесс. Оно
должно
учебную
охватывать
(в
все
границах
виды
разных
образовательной
образовательных
деятельности:
дисциплин)
и
внеурочную.
Внеурочная деятельность создает условия для социального,
культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
4
мировой и отечественной культуре
(Д. В. Григорьев, П. В.
Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина,
2015).
Внеурочная
деятельность
является
обязательной
частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
досуга
школьников
рассматривается
всех
сегодня
возрастов.
главным
Внеурочная
образом
как
работа
деятельность,
которая организуется коллективом школы (учителями, педагогами
дополнительного
образования)
по
заранее
составленному
расписанию или по плану во внеурочное время для организации
учащихся в свободное от учебы время для реализации творческих
способностей, также этот вид работы позволяет реализоваться
обучающимся
в
школьном
самоуправлении
и
общественно
полезной деятельности (В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, 2008; Л.
А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др., 2009; И. А. Зимняя,
2010; Ю. Ю. Баранов, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др., 2013).
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты
второго поколения внеурочная деятельность является частью
основной образовательной программы школы (ее вариативной
частью) (ФГОС 2010, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А.
Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
В
связи
с
плавным
переходом
учреждений
общего
образования на стандарты второго поколения (ФГОС начального,
основного, среднего ступеней образования) нет единого подхода к
составлению
планов
и
программ
внеурочной
деятельности
обучающихся.
Объектом исследования является внеурочная деятельность
школьников в условиях общеобразовательной школы.
Предметом
исследования
5
являются
мероприятия,
проводимые в рамках внеурочной деятельности со школьниками.
В
качестве
обучение,
рабочей
воспитание,
гипотезы
мы
образование,
предположили,
развитие,
что
социализация
учащихся, используя формы игровой и иной деятельности в
разработанной комплексной программе внеурочной деятельности
(ВНУД) по предложенному алгоритму, будет эффективным, если
использовать средства игровой деятельности, в соответствии с
возрастом и интересами школьников.
Цель исследования: разработать и обосновать алгоритм
внеурочной деятельности в учреждениях общего образования.
В работе решались следующие задачи:
1.Определить
понятие
«внеурочной
деятельности»
школьников, ее виды, направления, формы и средства.
2.Разработать
программу
алгоритм
организации
и
примерную
внеурочной
комплексную
деятельности
в
условиях
учреждения общего образования для 8 классов.
3.Проверить
эффективность
реализации
предложенной
программы по показателям развития коллектива класса.
Практическая
значимость.
Разработанная
программа
может быть использована в работе педагогического коллектива
общеобразовательной школы.
Новизна работы заключается в разработке комплексной
программы (модульный формат) для основного общего образования
школы и перечислением вариантов внеурочной деятельности с
определением
результатов
направление,
внедрения
целей,
комплексной
задач
и
программы,
ожидаемых
а
также
результатов программы. Она основана на взаимосвязи итогов и
форм внеурочной деятельности (ВНУД) и может быть использована
учителями и администрации школы
6
для разработки программ
внеурочной деятельности, с учётом имеющихся в их распоряжении
ресурсов, желаемых результатов,
специфики
образовательного
учреждения.
Структура
компьютерного
работы. Работа
изложена на 42 странице
текста.
из
Состоит
введения,
трех
глав,
заключения, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована
5 таблицами и 5 рисунками. Список использованной литературы
содержит
31
источник.
Список
литературы
исследования состоит из 3 источников.
7
автора
по
теме
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «внеурочная деятельность» в системе
современного общего образования
Внеурочная
деятельность (ВНУД) школьников представляет
собой их всевозможную деятельность (кроме работы на уроке и
учебную деятельность). При ее проведении
постановка
и
решение
воспитательных
вероятно и разумно
задач,
социализации
школьников и их самоопределение (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.
Н. Шиянов, 2008; Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013;
Г. А.
Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015; В. В. Коломенская,
И. И. Таран, 2016).
Современная школа стоит на пороге внедрения федеральных
государственных образовательных стандартов второго поколения
(ФГОС,
2010).
Обязательным
компонентом
ФГОС
является
внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов
внеурочная
деятельность
рассматривается
как
специально
организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной
части образовательного плана. Школа организует эту деятельность,
предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые
национальные ценности (А. Я. Данилюк,
А. М.
Кондаков, В. А.
Тишков, 2011).
В новом стандарте воспитание выходит на первый план.
Личностные результаты обучения на каждом уровне образование
должно формировать российскую гражданскую идентичность.
8
Определенные
данным
документом
элементы
воспитания
предполагают в нём гражданское, патриотическое, нравственное,
экологическое и другие виды воспитания. Они должны быть
отражены в учебном процессе, во внеурочной, и внешкольной
работе. Эта консолидация создает определенное воспитательное
пространство,
где
имеет
возможность
развитие
творческих
способностей детей, это пространство способствует гармоничному
развитию личности ребенка.
Конечный результат обучения по новым стандартам в каждой
ступени
образования
школы
-
это
портрет
выпускника
соответствующего этапа обучения общеобразовательной школы.
Например, «Портрет выпускника основной общей школы»:
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий
-
владеющий
мир;
основами
умения
учиться,
способный
к
организации собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои
поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный,
собеседника,
обосновывать
умеющий
свою
слушать
позицию,
и
слышать
высказывать
свое
мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни (ФГОС основного общего образования,
2010).
Только в урочной деятельности воспитать такого ученика
невозможно.
9
В стандарте и концепции духовно - нравственного развития
учащихся «Внеурочную деятельность понимают как личностно ориентированное
которого
взаимодействие
является
педагога
и
условий
развития
обеспечение
ребенка,
целью
ребенка,
становление его как личности в школьные годы».
Она ориентирована на создание условий для:
- творческой
самореализации
ребенка
в
комфортной
развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного
интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного
преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенка в процессе
общения
и
совместной
деятельности
в
детском
сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального
самоопределения
учащегося,
необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных
планов и перспектив.
Внеурочная
деятельность
понимается
сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное
время
для
удовлетворения
содержательном
общественно
досуге,
полезной
их
потребностей
участии
деятельности
в
(А.
учащихся
самоуправлении
Я.
Данилюк,
А.
в
и
М.
Кондаков, В. А. Тишков, 2011).
1.2 Роль и место внеурочной деятельности в образовании и
воспитания школьников
В
стандартах
общего
образования
второго
поколения
определено количество часов для каждого начального, основного и
среднего уровня (рисунок 1).
10
внеурочная деятельность
(количество часов)
начальное общее
до 1350 часов
основное общее
до 1750 часов
среднее общее
до 700 часов
Рисунок 1 - Общее количество часов на ВНУД в зависимости от
уровня образования в соответствии с ФГОС
Внеурочная деятельность является составной и неотъемлемой
частью
учебно-воспитательного
процесса
и
одной
из
форм
организации свободного времени учащихся.
ВНУД школьников - это объединение всех видов деятельности
школьников, в которой в соответствии с основной образовательной
программой
(ООП) школы
решаются задачи воспитания и
социализации, развития интересов, формирования универсальных
учебных действий.
Внеурочная
деятельность
-
неотъемлемая
часть
образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать
требования
федерального
государственного
образовательного
стандарта в полной мере (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г.
А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
Особенностями
предоставление
ВНУД
образовательного процесса являются
обучающимся
возможности
широкого
спектра
занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность
образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной
деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС основного общего образования
внеурочная
деятельность организуется
по
всем
направлениям
развития личности для развития гармоничного человека.
11
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является
одной
из
инноваций
Федерального
государственного
образовательного стандарта. В учебном плане образовательного
учреждения она является обязательным элементом школьного
образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу
организации развивающей среды для обучающихся (ФГОС, 2010).
В
новом
ФГОС
конкретизировано
соотношение
между
образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как
миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно
должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной
деятельности: учебную и внеурочную.
Цель
внеурочной
деятельности:
создание
условий
для
проявления и развития ребенком своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и
культурных традиций.
Целью
начального
внеурочной
общего
деятельности
образования
учащихся
является
на
ступени
воспитание
и
социализация духовно - нравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в
области
формирования
личностной,
социальной
и
семейной
культуры (М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро, 2016).
Также задачами внеурочной деятельности можно считать:
-
мотивирование школьников к участию в различных видах
внеурочной деятельности;
-
обучение школьников способам овладения различными
видами внеурочной деятельности;
-
помощь
самостоятельного
школьникам
в
планирования,
организации,
12
осуществлении
ими
проведения
и
анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной
направленности;
-
формирование и развитие детских коллективов, совместно
участвующих в различных видах внеурочной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие
возрастным
особенностям
обучающихся,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации
внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей
ребенка (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И.
И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
1.3 Направления, виды, формы, средства реализации
внеурочной деятельности в условиях общей школы
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды
деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых
возможно и целесообразно
решение задач их воспитания
и
социализации (Л. Д. Столяренко, 2010; Л. Д. Столяренко, С. И.
Самыгин, 2011; Л. Д. Столяренко, 2016; Ф. Райс, 2014; А. Н. Митин,
2017).
Для
реализации
в
школе
доступны
внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно - ценностное общение;
13
следующие
виды
4)
досугово
-
развлекательная
деятельность
(досуговое
общение);
5) художественное творчество;
6)
социальное
творчество
(социально
преобразующая
добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно - оздоровительная деятельность;
9) туристско - краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям
развития личности:
-
спортивно - оздоровительное,
-
духовно - нравственное,
-
социальное,
-
общеинтеллектуальное,
-
общекультурное.
Педагоги,
отбирая
руководствоваться
формы,
интересами
методы
детей,
и
приемы
социальным
должны
запросом
общества, требованиями к условиям, содержанию, к результатам
образовательной деятельности.
Рассмотрим методы организации внеурочной деятельности
школьников.
Метод (от греч. Слова metodos - буквально путь к чему-либо)
означает
способ
достижения
цели,
определенным
образом
упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ
упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и
обучаемых,
деятельности,
направленной
на
решение
задач
образования, воспитания и развития в процессе обучения (О. С.
Газман, 1995; Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2000; В. И.
Завзягинский, 2001).
14
В данной группе методов классификация производится по
источникам передачи и характеру восприятия информации на
словесные, наглядные и практические (Л. А. Михайлов, Э. М.
Киселева, О. Н. Русак и др., 2009).
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ,
школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений,
записей
на
магнитную
ленту
и
видео
пленку,
по
радио
и
телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с
книгой, познавательные вербальные игры.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение,
иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, макеты, муляжи) и
демонстрацию
(опытов,
кино
и
видеофильмов,
телепередач,
наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные
и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры
(Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др., 2009).
Отдельно
выделим
метод
проектов,
который
является
универсальным, пронизывает все направления ВНУД и сочетает в
себе все ранее названные методы (А. Г. Маклаков, 2016).
Все эти методы используются в той или иной степени в
зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм
деятельности (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Ю. Ю.
Баранов, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др., 2013; Г. А.
Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
Формы организации внеурочной деятельности школьников.
Нужно
помнить,
что
внеурочная
деятельность
только
дополняет, расширяет образовательное пространство и формы
должны отличаться от тех, которые используются на уроке:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
15
КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования и так далее (Т. П. Авдулова,
2012; М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова, 2016).
Рассмотрим
подробнее
формы
проведения
ВНУД
в
учреждениях образования.
Кружок
оптимальная
-
форма
форма
добровольного
организации
объединения
внеурочной
детей,
деятельности
в
начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация
предметных
знаний;
социокультурным
приобщения
видам
детей
к
разнообразным
деятельности;
расширения
коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в
конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях,
концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб - форма объединения детей на основе совпадения
интересов,
стремления
добровольность
к
членства,
общению.
Принципы
самоуправление,
единство
клуба:
цели,
совместная деятельность в непосредственном контакте друг с
другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие
внешние
атрибуты.
Возглавляется
клуб
советом,
избираемым
общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не
отличается обязательным постоянством. Результат деятельности наличие
у
детей
способов,
приемов,
техник
мышления,
деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Секция - форма объединения детей для занятия физической
культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).
Секция - среда формирования физической культуры и здорового
образа
жизни.
Результат
-
проявление
спортивного мастерства.
16
у
ребенка
техники
Студия - форма добровольного объединения детей для занятий
творчеством в определенном виде деятельности (театр-студия,
киностудия,
музыкально-хореографическая
студия).
Цели
деятельности студий - развитие художественных и творческих
способностей детей, выявление ранней творческой одаренности,
поддержка и развитие творческой одаренности (Д. В. Григорьев, П.
В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина,
2015 и др.).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для
занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли
мастера (творца, автора), создавшего свою «школу - производство»
учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность
содержания деятельности к определенному виду прикладного
творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и
предметно-практических задач; ориентированность на прикладные
умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного
вида
деятельности,
демонстрационно
-
в
освоении
специальных
исполнительское
выражение
технологий;
практических
результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Проект
внеурочной
-
наиболее
перспективная
деятельности.
Его
форма
организации
универсальность
позволяет
реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Примерный
перечень
форм
внеурочной
деятельности
по
направлениям.
Спортивно - оздоровительное: занятия в спортивных секциях,
беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные
турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и
оздоровительные
акции
в
окружающем
17
школу
социуме;
туристические походы; военно - спортивные игры (Е. Ю. Аронова с
соавт., 2004; Т. В. Бондарь с соавт., 2006; Р. Г. Чуракова, 2006 и др.).
Социальное направление: участие в праздниках чествования
ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме;
разработка
проектов
социально
значимой
деятельности
«Я -
гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское
движение; трудовые десанты, социально - моделирующие игры (Е.
А. Пархоменко с соавт., 2016 и др.).
Духовно
-
нравственное
направление:
этические
беседы,
тематические диспуты, дебаты, проблемно - ценностные дискуссии;
благотворительные
акции
в
социуме;
туристические
походы,
экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день
рождения школы (КТД); праздники; поисково - краеведческие
экспедиции.
Общеинтеллектуальное
факультативы,
олимпиады,
направление:
предметные
исследовательская
деятельность,
школьные научные общества, конференции, общественный смотр
знаний,
чествование
лучших
учеников,
интеллектуальные
марафоны и другие мероприятия этого направления (Т. В. Бондарь
с соавт., 2006; В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман, 2011 и др.).
Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с
последующим анализом), концерты, выставки, смотры - конкурсы,
досугово - развлекательные акции в социуме, фестивали искусств,
занятия в коллективах художественной самодеятельности (Е. Ю.
Аронова, Т. В. Бондарь с соавт, 2004 и другие).
Имеются
массовые,
групповые
организации внеурочной деятельности.
18
и
индивидуальные
формы
1.4 Методика диагностики эффективности внеурочной
деятельности и личностного роста школьников
Соответствие
образовательных
форм
уровню
результатов
внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности
школьников
распределяются
по
трём
уровням
(таблица 1).
Таблица 1 - Воспитательные результаты по уровням внеурочной
деятельности
Уровни
Воспитательные результаты
результатов
Первый
Предполагает
уровень
социальных знаний (об общественных нормах, об
результатов
устройстве общества, о социально одобряемых и
приобретение
школьником
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и
Второй
повседневной жизни.
Предполагает
получение
уровень
переживания и позитивного отношения к базовым
результатов
ценностям общества, ценностного отношения
Третий
социальной реальности в целом.
Предполагает
получение
школьником
уровень
самостоятельного общественного действия.
школьником
опыта
к
опыта
результатов
Первый уровень результатов - приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
19
Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет
взаимодействие
ученика
со
своими
учителями
как
значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом
образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от
педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.
Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует
здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,
школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта
самостоятельного
общественного
действия.
Только
в
самостоятельном общественном действии, в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к
нему настроены, юный человек действительно становится (а не
просто
узнаёт
гражданином,
о
том,
свободным
самостоятельного
как
стать)
человеком.
общественного
социальным
Именно
действия
деятелем,
в
опыте
приобретается
то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества. Очевидно,
что для достижения данного уровня результатов особое значение
20
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде.
Каждому
уровню
результатов
внеурочной
деятельности
соответствует своя образовательная форма, свои методы.
Первый
уровень
результатов
может
быть
достигнут
относительно простыми формами и методами, второй уровень более сложными, третий уровень - самыми сложными. Например,
этическая
беседа
даст
только
понимание
школьниками
обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в
дебатах,
школьники
получают возможность
с
разных
сторон
посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные
моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением
других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой
формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью
лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта
форма не нацелена на
выход школьника в
самостоятельное
общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным
школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость
диктуется другой формой - проблемно - ценностной дискуссией с
участием внешних экспертов, где участники высказываются только
от
себя
лично,
не
класса,
школы,
т.
е.
в
защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает). Необходимо помнить, что
результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с
возрастными и психологическими особенностями.
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем
более
третьего
уровня
формами,
21
соответствующими
первому
уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на
результат
высшего
уровня,
достижимы
и
результаты
предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование
результатов и форм не обеспечивает повышения качества и
эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами
деятельности для достижения результатов первого уровня, не
может действенно выйти на результаты и формы второго и тем
более третьего уровня (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А.
Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
Внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями
стандарта общего образования должна реализоваться по основным
направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет
органично
школьников
построение
умения
и
вписать
в
содержательную
общевоспитательный
межпредметных
навыки
детей,
связей,
а
также
досуговую
процесс,
развивать
активность
обеспечивать
надпредметные
гарантирует
возможность
педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей
цели.
22
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе использовались
следующие методы исследования:
1.
Анализ и обобщение научно - методической
литературы по проблеме исследования.
В
работе
использовались
нормативные
организации
учебно-воспитательного
образования,
научно
-
процесса
методические
документы
в
пособия,
по
учреждениях
рекомендации,
учебные пособия по обучению и воспитанию школьников, научные
статьи в материалах конференций, статьи в периодических научных
и учебных изданиях, научные издания.
2.
Педагогический
эксперимент
проводился
в
8-х
классах основной общей школы для изучения эффективности
воспитания личности ученика и изучения создаваемых условий для
реализации программы
ВНУД и развития личности ребенка в
условиях общеобразовательной школы.
3.
Педагогическое
наблюдение
за
поведением
и
эмоционально - нравственным состоянием школьников обычной
жизни, а также в специально созданных педагогических ситуациях.
4.
Педагогическое
анкетирование
и
интервьюирование.
Анкетирование
и
интервьюирование
проводится
как
с
учениками, так и педагогами, деятельность которых способствует
воспитанию
школьника
личности,
в
российской
соответствии
со
23
гражданской
сформированной
идентичности
гражданской
позицией
учителя.
Основное
оборудование
-
листы
бумаги,
авторучка (карандаш), бланки ответов.
5.
Изучение межличностных отношений методом
социометрии.
Данная
методика
позволит
определить
неформальную
структуру школьного коллектива и его динамику под влияние
работы по его формированию.
2.2 Организация исследования
Работа выполнялась на базе общеобразовательной школы
лицея
№
90
г.
Краснодара
со
школьниками
8
классов.
В
обследовании приняли участие 50 подростков 13-14 лет, 20
мальчиков и 30 девочек. Были исследованы 2 класса. Были созданы
2
группы
-
контрольная
и
экспериментальная
(группа
А
-
контрольная, группа Б - экспериментальная).
Также в проверке эффективности разработанной программы
приняли
участие
11
педагогов,
участвующих
в
реализации
программы внеурочной деятельности.
Исследование проводилось в течение 2016-2017 учебного года.
Нам было предложено на основе имеющейся комплексной
программы
внеурочной
работы
школы
создать
алгоритм
и
программу внеурочной деятельности для школьников 8 классов
(рисунок 2).
24
Рисунок 2 - Алгоритм организация внеурочной деятельности в
общеобразовательной школе
Организацию внеурочной деятельности в школе осуществляет
администрация
и
педагогический
персонал,
совместно
с
родителями.
В учебном плане 8-х классов стандартом предусмотрено 350
часов
занятий
планируется
в
внеурочной
вариативной
деятельностью.
части
Этот
учебного
вид
плана.
В
работы
плане
прописываются формы работы в соответствии с возможностями
учреждения и педагогического коллектива.
Педагогический персонал школы, включая администрацию и
технический персонал, выполняют свои обязанности по реализации
внеурочной деятельности в школе в соответствии со своими
должностными инструкциями.
При
организации
использовать
ВНУД
собственные
обучающихся
ресурсы
25
школы
необходимо
(педагоги
дополнительного образования, учителя - предметники, учитель
физической культуры и ОБЖ, библиотекарь школы, социальный
педагог, школьный психолог), а также педагоги музыкальной,
художественной и спортивной школы, также преподаватели школы
искусств.
Классное
руководство
-
осуществляется
непосредственное
воспитательного
процесса
стратегия
воспитания,
-
классными
общение
школьниками.
социализации
руководителями
с
участниками
Воплощение
идей,
школьников, правильный
выбор средств воспитания в соответствии с интересами и задачами
ВНУД.
Нами были предложены формы проведения ВНУД (рисунок 3).
26
Рисунок 3 - Формы проведения внеурочной деятельности
Предложенная
внеурочной
нами
примерная
комплексная
программа
развития
школьников
8
деятельности
класса
общеобразовательной школы представлена в таблице 2.
Комплексная программа внеурочной деятельности
обучающихся
8 класса общеобразовательной школы
Цель внеурочной деятельности:
Активизация социальных, умственных интересов учащихся в
свободное
безопасной,
от
учебных
творчески
российской
ответственности
занятий
время;
развивающей
гражданской
и
правого
развитие
личности;
идентичности,
самосознания,
здоровой
формирование
гражданской
подготовка
жизнедеятельности в условиях постиндустриальной цивилизации.
27
и
к
Задачи внеурочной деятельности:
- выявление интересов и способностей учащихся к различным
видам ВНУД;
- создание условий для творческого развития школьника в
избранном виде внеурочной деятельности;
- создание условий для реализации приобретенных знаний,
умений и выработка навыков избранной сфере;
- расширение
рамок
общения,
взаимодействия,
сотрудничества в социуме.
Внеурочная деятельность реализуется по
развития
личности,
нравственное;
представленным
спортивно
-
в
направлениям
программе:
оздоровительное;
духовно
-
социальное;
общеинтеллектуальное; общекультурное.
Таблица 2 - Направления (модули) и виды внеурочной деятельности
программы
Направление
Вид ВНУД
Ответственные
Модули
духовно-
Проект «Этикет-ка!»
за реализацию
классные
нравственное
Этические беседы, освоение
руководители
основных норм морали,
культурных традиций народов
России
Проект «Духовная азбука» -
классные
проведение бесед с учащимися
руководители
о нравственности
Государственные праздники,
классные
праздники, посвященные Дню
руководители
учителя, Дню Рождения
города, края, школы, уроки
мужества, посвященные Дню
28
спортивно-
Победы и др.
Секции по игровым видам
классные
оздоровительн
спорта:
руководители
ое
гандбол, футбол, ОФП,
гимнастика
Туристская работа в клубе
инструктор по
туристов, участие в турслете,
туризму
пешеходной тропе
Продолжение таблицы 2
Работа по формированию
учитель ОБЖ
здорового и
безопасного образа жизни
Посещение КТЗ «Чемпион»
Посещение музея ГУ МЧС
учитель ОБЖ
учитель ОБЖ
Краснодарского края
Посещение ПАСС г.
учитель ОБЖ
Краснодара «Служба
Социальное
спасения»
Участие в работе ВДЮОД
учитель ОБЖ
«Школа безопасности»
Проект «Мы с тобой, ветеран »
классные
-
руководители
помощь и поздравление
ветеранов различных войн,
тружеников тыла с
государственными
праздниками, их юбилеями,
встречи и беседы с людьми
старшего поколения
Деятельность детской
педагог-
школьной
организатор
организации «Лицеисты»
Проект «Волонтеры здоровья» - старшая
29
участие в волонтерском и
вожатая
добровольческом движении
Проведение классных часов о
классные
символике РФ, об уставе
руководители
школы, о ее традициях
Субботники по уборке
учитель
школьной территории,
технологии
классных комнат, кабинетов
Пресс - конференции, круглые
педагог-
столы, фестивали на тему
организатор
будущих профессий
обще-
Продолжение таблицы 2
«Мир моих увлечений»- проект учителя-
интеллектуаль
преподавателей –
предметники
ное
предметников
Дополнительное образование
учитель
«Своими руками» -
технологии
кружок авиа – моделирования
Дополнительное образование
учитель
«Юнкоры современности»
Дополнительное образование
литературы
учителя-
«Мир профессий»
Проект «Я - исследователь»-
предметники
учителя-
выполнение учащимися
предметники
учебных
исследовательских проектов
Школьная «Ярмарка идей и
проектов»
Выставка поделок
педагоги
дополнительног
о образования
общекультурно Музыкальная студия
30
(ДО)
педагоги ДО
е
«Творческая мастерская» -
педагоги ДО
занятия живописью и
изготовление поделок из самых
разнообразных материалов
Студия изобразительного
педагоги ДО
искусства
Конкурс поэтов, тематические
библиотекарь
выставки книг в библиотеке.
Встречи с писателями
Посещение концертов,
классные
выставок, театров и музеев
руководители
города
Каждый модуль предложенной программы
имеет свои цели,
задачи, формы реализации, а также ожидаемые результаты от
реализации этого модуля (направления).
Комплексная программа имеет описание форм реализации,
ожидаемые
результаты,
обеспечение,
описаны
условия
варианты
ее
реализации,
мониторинга
кадровое
эффективности
ВНУД, материально - техническое обеспечение.
Выбранные
эффективность
методы
исследования
разработанной
позволят
программы
ВНУД
определить
на
примере
развития коллектива класса, как одного из показателей по всем
направлениям развития личности школьников.
31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимо отметить, что помимо
программы внеурочной
деятельности существует виды деятельности, в которых участвует
ученик и их влияние на формирование и развитие личности
школьника достаточно серьезное.
Мы сделали попытку разработать комбинированную модель ВНУД
(рисунок 4).
Комбинированная модель ВНУД
ь классного руководителя и педагогических работников школы по реализации пла
ДО на базе спортивных и музыкальных школ и других учреждений дополнительно
тивноовительная деятельность
овательного учреждения и сотрудничество со спортивными клубами и физкультурн
в сотрудничестве с «Центром развития ребенка», «Малой академией», участие шко
ДО на базе учреждений образования и культуры
культуры
Рисунок 4 - Примерная комбинированная модель ВНУД
33
общеобразовательной школы
Диагностика
эффективности
ВНУД
необходима
для
обнаружения возникающих проблем этой деятельности и про
анализировать их, а затем внедрить позитивный опыт воспитания
личности школьника в тех или иных его аспектах (Д. В. Григорьев,
П. В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина,
2015).
Существует в этом случае три вида диагностики (таблица 3).
Таблица 3 - Диагностика развития личности школьника ВНУД
Первый
Второй
Третий
предмет
предмет
предмет
диагностики
Личность
диагностики
Коллектив,
диагностики
Педагог,
воспитанника
который
профессиональная
(школьника)
является
жизненная
условиям
направленная
развития
формирование ценностей
личности
личности ученика
школьника
Необходимо оценить Необходимо
личностный
ребенка,
позиция,
на
Необходимо
его развития
позиции,
и детского
учителя,
количественные
коллектива,
стороны.
сплоченность,
обучающегося -
и
определить
рост изучить степень характер педагогической
качественные
Личностный
его
рост характер
его Может
имеющейся
у
воспитателя.
ли
он
обусловливать
самоопределение
это деятельности,
развитие
способность
правильных
устранять
(гуманистических,
негативные
34
школьника
русле.
в
нужном
ценностных)
явления
в
отношений человека процессе
к
миру,
к развития и т.п.
окружающему
сообществу, а также
к
самому
себе.
Воспитание
российской
гражданской
идентичности.
В данном исследовании
мы проведем мониторинг второго
предмета диагностики - развитие детского коллектива в процессе
работы
по
развитию
личности
учеников
и
формированию
коллектива класса средствами внеурочной деятельности.
В учреждениях общего образования обычно все учащиеся
объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и
действенное
функционирование
общешкольного
ученического
коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Его
развитием руководит администрация школы. В условиях школы
существуют постоянные детские коллективы (первичные) - классы
и временные - на период работы кружков, секций, проведения
мероприятий. В структуре школьного коллектива большую роль
играет школьное самоуправление, которое существует на уровне
класса и школы (И. А. Зимняя, 2005, 2010;
Э. М. Ребко,
А. П.
Федорова, 2010; А. Н. Митин, 2017).
Считается,
формальные
и
что
в
ученических
неформальные
коллективах
структуры,
которые
существует
являются
соответственно деловые или личная симпатия - антипатия в
отношениях.
35
Методика
создания
и
развития
коллектива
основана
на
следующих направлениях:
- во - первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную
и содержательную совместную деятельность;
- во - вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту
деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла
учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В качестве важнейших средств воспитания ученического
коллектива выступают: учебно - воспитательная деятельность
учащихся. В процессе организации деятельности нужно применять
специальную методику, направленную на создание и воспитание,
сплочения коллектива. Педагогическую основу этой методики
составляют:
воспитание
умелое
предъявление
ученического
актива;
требований
к
организация
учащимся;
увлекательных
перспектив в учебной, трудовой, художественно - эстетической и
спортивно
-
адекватного
оздоровительной
общественного
положительных
коллектива
нужно
педагогических
предъявление
традиций
деятельности;
мнения;
создание
коллективной
начинать
требований
с
к
педагогических
формирование
жизни.
умелого
в
развитие
Создание
предъявления
воспитанникам.
требований
и
Правильное
самом
начале
воспитательной работы со школьниками организует их поведение,
способствует улучшению их работы и таким образом вносит в
жизнь
и
деятельность
коллектива
элементы
сплоченности
и
единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего
развития и воспитания коллектива (С. В. Титов, Г. И. Шабаева,
2003;
А. А. Михайлов, 2004; В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.
Шиянов, 2008; Ю. В. Репин, 2014).
36
Развитие коллектива во многом зависит от содержательности
и динамики его деятельности.
Методика социометрии, проведенная в начале и в конце
учебного года с учениками 8-х классов, показала структуру
неформальных
отношений
в
коллективе,
систему
внутренних
симпатий и антипатий, были выявлены лидеры, группировки,
отверженных членов коллектива.
Данный
метод
изучения
насколько окружающий
коллектива
позволяет
понять
коллектив конкретного ученика (члена
этого коллектива) будет благоприятно влиять на личностное
развитие, увидеть место ученика в данном коллективе и как
коллектив расположен к личности школьника.
Мы предлагали анкету школьникам, где они должны были
ответить на три вопроса:
1. В самостоятельное и нелегкое путешествие кого бы ты хотел
видеть командиром (капитаном) вашей группы и кто в команде?
2. Ваш класс участвует в школьной комплексной олимпиаде по
предметам, кто будет капитаном и кто входит в команду?
3. Кого ты пригласишь на день рождения, вечеринку или
просто к себе в гости?
Не более трех фамилий должен написать каждый школьник.
Опрос в классах проводился анонимно.
Результаты социометрии были занесены в социометрическую
матрицу по каждому классу.
37
группировках с лидерами на начало и конец учебного года. Также
определены
фамилии
отверженных
школьников.
Были
и
те
школьники, которые не попали во взаимные выборы и имеют
невысокие рейтинги общения.
Отверженными считались те школьники, которые в матрице
имеют нулевой рейтинг или 1-2 выбора.
Исследуя взаимные выборы,
мы могли сделать выбор о
взаимных симпатиях в ученическом коллективе.
По
понятным
этическим
причинам
мы
не
приводим
результаты в данной работе по фамилиям школьников.
Результаты исследования были сопоставлены с результатами
психолого-педагогической
характеристики
классов,
которые
составили 11 преподавателей, работающих со школьниками в
течение
учебного
года.
В
целом,
данные
социометрии
и
характеристик класса разногласий не имеют.
Внеурочная
деятельность является не обязательной для
школьников, и мы выбрали один 8 класс - группа А - контрольная
группа, другая группа Б - экспериментальная группа. Группа Б работала по предложенной программе ВНУД, а группа А по своей
программе, которая не участвовала в программе, а по заявлению
родителей школьники были освобождены от нее и работали
каждый по своему плану.
При проведении социометрических опросов по личностному и
эмоциональному критериям в контрольной и экспериментальной
группах
детей, были получены результаты, которые позволили
представить
статусные
-
благоприятные
и
неблагоприятные
категории каждого подростка (таблицы 4, 5).
Таблица
4
-
Статусные
категории
школьников
38
(благоприятный
статус)
Контрольная группа Экспериментальная
Статус
Лидеры
Предпочитаемые
Благоприятный
А
Начало
Конец УГ
группа Б
Начало УГ Конец УГ
УГ
Кол-
%
Кол
Кол
36
12
48
-во
6
4
10
во
9
3
12
%
24
16
40
-во
7
7
14
%
Кол-
%
во
28
28
56
9
12
21
36
48
84
статус ∑
Таблица 5 - Статусные категории школьников (неблагоприятный
статус)
школьников
Контрольная группа Экспериментальная
Статус
А
Начало УГ Конец
Кол
-во
Пренебрегаемые
8
Отверженные
5
Неблагоприятны 13
%
32
20
52
УГ
Кол
-во
9
6
15
группа Б
Начало УГ
Конец УГ
%
Кол-
Кол-
36
24
60
во
7
4
11
%
%
во
28
16
44
2
2
4
8
8
16
й статус
∑
В результате исследования в начале учебного года в
изучаемых группах мы определили следующие диагностические
показатели (рисунок 5):
В первой статусной категории в контрольном классе А к
категории детей, относящихся к благополучному статусу (лидеры и
предпочитаемые), отнесены 48 % детей, 52 % в этом классе имеют
неблагоприятный статус (пренебрегаемые, отверженные).
39
6
статусные
категории
5
4
3
2
1
16
8
ГруппаБ конец УГ
8
84
48
36
44
16
28
ГруппаБ начало УГ
56
28
28
60
24
36
группаА конец УГ
40
16
24
52
20
32
группаА начало УГ
48
%
12
36
Условные обозначения:
1.
лидеры
4.
пренебрегаемые
2.
предпочитаемые
5.
отверженные
3.
благоприятный статус
6.
неблагоприятный статус
Рисунок 5 - Динамика формирования коллектива в процессе
исследования
В экспериментальной группе Б более 50 % детей имеют
благоприятный статус, т.е. относятся к первой и второй статусным
40
группам, а 44 % имеют четвертый и пятый статус (пренебрегаемые
и отверженные).
По
окончании
благоприятного
учебного
года
показатели
суммарного
статуса в группах стали таковыми: коллектив
класса экспериментальной группы, который в полном составе
работает с педагогическим коллективом по программе внеурочной
деятельности
неблагоприятный
статус
снизился
до
16
%,
благоприятный статус повысился с 56 % до 84 %. Это говорит о
сформированном
коллективе,
о
правильной
направленности
формирования личности школьников.
Контрольная
группа,
которая
по
заявлениям
родителям
получила возможность не участвовать во всех направлениях плана
ВНУД, увеличила неблагоприятный статус членов коллектива с 52
% до 60 %. В то же время благоприятный статус уменьшился с 48 %
до 40 %.
Анализ результатов статуса контрольной группы показал, что
лидеров в коллективе было 9 человек или 36 % на начало учебного
года, в экспериментальной группе соответственно 7 человек, что
соответствует 28 %. В конце года в группе А школьников в статусе
лидеров уменьшилось до 6 человек (24 %),
в экспериментальной
группе школьников в данном статусе увеличилось с 7 человек до 9
(36 %).
В статусе предпочитаемых в группе А - 3 человека, что
соответствует 12 %, в группе Б - 7 человек, соответственно 28 %. В
группе Б количество школьников со статусом предпочитаемых
в
конце учебного года увеличилось с 7 учеников до 12 (48 %).
В
неблагоприятном
статусе
в
группе
А
в
числе
пренебрегаемых на начало учебного года было 8 человек (32 %), в
конце учебного года стало 9 человек (36 %). В группе Б в этой
41
категории в начале учебного года было 7 человек (28 %), в конце
учебного года всего 2 человека (8 %).
В статусе отверженных в группе А на начало учебного года
было 5 человек (20 %), в конце увеличилось до 9 человек (36 %). В
группе Б число отверженных уменьшилось с 4 человек (16 %) до 2
человек (8 %).
Школьники, родители которых не пренебрегали
реализации
их
детьми
плана
внеурочной
участием в
деятельности
под
руководством педагогического коллектива школы, показали, что
коллектив класса улучшался в плане формирования устойчивых
групповых связей, лидеров формальной и неформальной структур,
привлечение
школьников, имеющих неблагоприятный статус, к
работе в команде с лидерами и предпочитаемыми.
Контрольная группа не по всем направлениям участвовала в
реализации плана по формированию личности школьников и
развитию их коллектива. В результате коллектив класса (группа А)
не улучшился, наблюдались некоторое ухудшение в его структуре уменьшение
лидерских
позиций,
увеличение
количества
подростков, имеющих неблагоприятный статус.
Полученные
результаты
убедили
нас
в
правильности
определения подходов к организации внеурочной деятельности
школьников,
класса
в
которая
правильном
способствует
формированию
направлении
коллектива.
42
в
условиях
коллектива
школьного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеурочная деятельность является ключевой позицией ФГОС
общего образования по формированию личности школьника, его
гражданской
позиции
в
современном
мире,
российской
идентичности. ВНУД организуется по пяти направлениям развития
личности, которые раскрыты в комплексном плане с определением
модулей, форм и средств развития личности школьников.
Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в
области
формирования
личностной,
социальной
и
семейной
культуры.
Определены уровни результатов их развития с определением
воспитательных результатов по первому, второму и третьему
уровню.
Разработан алгоритм ведения ВНУД в рамках учебного плана
8 классов с определением способов и форм ее проведения, сделана
попытка
разработать
комбинированную
модель
ВНУД
для
обучающихся общеобразовательных школ.
Предложена примерная комплексная программа внеурочной
деятельности для 8 классов, в которой определены цели и задачи
ВНУД в целом и по каждому направлению (модулю) программы.
Комплексная программа имеет описание форм реализации,
ожидаемые
обеспечение,
результаты,
описаны
условия
варианты
ее
реализации,
мониторинга
кадровое
эффективности
ВНУД, материально - техническое обеспечение.
Проведена диагностика формирования некоторых аспектов
школьного коллектива по отношению школьников к статусным
категориям (неблагоприятный и благоприятный) в начале и в конце
43
учебного года.
В статусе отверженных в группе А на начало учебного года
было 5 человек (20 %), в конце увеличилось до 9 человек (36 %). В
группе Б число отверженных уменьшилось с 4 человек (16 %) до 2
человек (8 %).
Показана эффективность разработанной программы ВНУД для
8 классов в формировании коллектива класса.
Произошло
улучшение
коллектива
класса
в
части
формирования устойчивых групповых связей, лидеров формальной
и неформальной структур, привлечение
школьников, имеющих
неблагоприятный статус, к работе в команде с лидерами и
предпочитаемыми.
44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для
организации
досуга,
отвлекающего
подростков
от
негативного влияния среды, необходимо использовать внеурочную
деятельность по направлениям, модулям, используя разнообразные
формы, методы и средства воспитательного процесса. Руководство
этой
деятельностью
необходимо
доверять
квалифицированным
учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Сотрудничество администрации учебного заведения, учителей
и
родителей
в
воспитании,
обучении
и
развитии
детей
во
внеурочной деятельности должно успешно осуществляться по всем
направлениям ВНУД.
Совместная работа учителей и родителей создает комфортную
атмосферу жизнедеятельности школьников, позволяет эффективно
осуществлять связь школы и семьи в воспитании и образовании
детей разного возраста.
Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках
ФГОС нового поколения в школе необходимо иметь материально техническое обеспечение, определенное нормативными актами
системы общего образования.
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Авдулова
Т.
П.
Психология подросткового
возраста:
учеб.
пособие / Т. П. Авдулова. - М.: Академия, 2012. - 239 с.
2.
Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании
как инновационная проблема. // Новые ценности образования:
десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
3.
Григорьев
Д.
В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В.
Григорьев, П. В. Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. 223 с.
4.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А., Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
5.
Завзягинский
В.
И.
Теория
обучения:
Современная
интерпретация: Учебное пособие для студентов высших пед.
учеб. заведений / В. И. Завзягинский. - М.: Академия, 2001. 192 с.
6.
Засобина Г. А. Педагогика: учеб. пособие / Г. А. Засобина, И. И.
Корягина, Л. В. Куклина. - М.: Берлин: Директ - Медиа, 2015. 250 с.
7.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.
Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.
8.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь. - М.: 2000.
9.
Коломенская В. В. Психология развития: учеб. пособие для
бакалавров / В. В. Коломенская, И. И. Таран. - Великие Луки:
ВЛГАФКС, 2016. - 321 с.
10. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Методические основы
46
формирования у учащихся практических умений и навыков / В.
С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий // ОБЖ. Основы безопасности
жизнедеятельности - 2008. - № 12. - С. 34-38.
11. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.
Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
12. Митин А. Н. Основы педагогической психологии
высшей
школы: учеб. пособие / А. Н. Митин; Урал. гос. юрид. акад. - М.:
Проспект: УралГЮА, 2017. - 189 с.
13. Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности». 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2004. - 80 с.
14. Моделируем
внеурочную
Методические
деятельность
рекомендации:
пособие
обучающихся.
для
учителей
общеобразовательных организаций / Ю. Ю. Баранов, А. В.
Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
15. Организация
работы
по
профилактике
наркомании
среди
подростков и молодежи. Методическое пособие / Сост.: Аронова
Е. Ю., Бондарь Т. В., Дембицкий А. А., Журавлева
А.
А.,
Койкова И. А., Мыринова М. Ю., Ожеред Н. Ю. - Краснодар,
2004.
16. Пархоменко Е. А. Введение в педагогическую профессию: учеб.
пособие / Е. А. Пархоменко, Е. В. Чуб, М. Б. Бойкова; Куб. гос.
ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар: КГУФКСТ:
Экоинвест, 2016. - 142 с.
17. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях.
Профилактика,
технологии,
консультирование,
занятия,
тренинги: пособие / авт.- сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.
- Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2016. - 226 с.
18. Психолого - педагогическое обеспечение работы в системе
противодействия
наркотической
47
зависимости
молодежи:
Методическое пособие / Сост. Бондарь Т. В., Гитман А. В.,
Журавлева Е. А., Мыринова М. Ю. - Краснодар, 2006. – 124 с.
19. Райс Ф. Психология подросткового возраста: учеб. пособие / Ф.
Райс, К. Долджин; пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик ; под
науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2014. 816 с.
20. Ребко Э. М. Развитие культуры здоровья студентов как основа
формирования
культуры
безопасности
жизнедеятельности
[Текст] // Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. - 2014.
- № 3. - С. 105-109.
21. Репин Ю. В. Современное состояние проблемы формирования
культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных
организациях
общего
Новосибирского
и
высшего
образования.
государственного
Вестник
педагогического
университета. 2014. № 5, с. 20-26.
22. Рубанович
В.
Б.
Основы
здорового
образа
жизни:
Учеб.
пособие / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман. - Новосибирск; М.:
АРТА, 2011
23. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. для вузов / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - 9-е изд.,
стер. - М.: Академия, 2008.
24. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д.
Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 464 с.
25. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов /
Л. Д. Столяренко. - Изд. 23-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 671
с.
26. Столяренко Л. Д. Психология личности: учеб. пособие / Л. Д.
Столяренко, С. И. Самыгин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс,
2011. - 575 с.
48
27. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности:
учеб,
пособие
для
студ.
высш.
учебн.
заведений
[Л.
А.
Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др.]; под ред. Л. А.
Михайлова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 228 с.
28. Титов С. В., Шабаева Г. И. Тематические игры по ОБЖ.
Методическое пособие для студентов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. 176 с.
29. ФГОС основного общего образования - Приказ Минобрнауки
России от 17.12.2010г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом
России 01.02.2011, рег. №19644).
30. Фирсов М. В. Психология социальной работы: содержание и
методы психосоциальной практики: учеб. пособие для приклад.
бакалавриата / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 6-е изд., перераб.
и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 391 с.
31. Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в
ролевых играх. - М.: Творческая педагогика, 2006. – 101 с.
49
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ВКР
1. Омарова П.Г., Татаринцева О.А. Аспекты внеурочной деятельности
обучающихся : Сборник статей международной исследовательской
организации
"Cognitio"
научно-практической
по
материалам
конференции
ХХIХ
31.01.2018
международной
г.
:
2
часть
«Актуальные проблемы науки ХХI века», г.Москва: сборник со
статьями (уровень стандарта, академический уровень). – М.:
Международная исследовательская организация"Cognitio", 2018.
– 100 с. С.42-44.
2.
Татаринцева О.А., Омарова П.Г., Матвеев В.С. Направления и
модули
внеурочной
деятельности
общеобразовательном учреждении.
обучающихся
в
/ Тезисы докладов ХLV
научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного
федерального округа (февраль - март 2018 г., г. Краснодар):
материалы
конференции
/
редкол.
:
С.Г.
Казарина,
М.М.
Шестаков, Е.М. Бердичевская, Г.Б. Горская, Е.А. Ерѐмина, Л.И.
Просоедова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2018. – Часть 1. – 361 с. С.
96-97.
3.
Татаринцева О.А., Величко А.И. Организация эвакуационных
мероприятий для детей младшего школьного возраста при
чрезвычайной
ситуации
техногенного
характера.
/
Тезисы
докладов ХLV научной конференции студентов и молодых ученых
вузов Южного федерального округа (февраль - март 2018 г., г.
Краснодар): материалы конференции / редкол. : С.Г. Казарина,
М.М. Шестаков, Е.М. Бердичевская, Г.Б. Горская, Е.А. Ерѐмина,
Л.И. Просоедова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2018. – Часть 1. – 361 с.
С. 94-95.
50
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв