ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
МОСКВЫ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Направление подготовки
Форма обучения
«Менеджмент»
очная
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Теория менеджмента»
на тему: «Мотивационный ресурс современного менеджмента»
Группа / курс
14.МП.11.1 / II курс
Студент (ка)
______________________ _____Захарченко И.С.
(подпись)
Преподаватель
(подпись)
(фамилия, инициалы)
___________________
_ к.п.н., доцент Климкович Е.В
(ученая степень, звание, фамилия, инициалы)
Научный руководитель_________________ д.пс.н., проф. Вайсеро К.И.
(подпись)
Дата
Оценка
(ученая степень, звание, фамилия, инициалы)
«___» __________20___ года
______________
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы по использованию мотивационных
факторов в менеджменте…………………………………………...………….5
1.1. Роль мотивационного ресурса в современном менеджменте…………5
1.2. Основные
теоретические
подходы
по
трудовой
мотивации
персонала………………………………………………………………….7
Глава
2.
Практика
использования
мотивационного
ресурса
в
менеджменте…………………………………………………………….…….15
2.1. Использование мотивационного ресурса в практике менеджмента за
рубежом…….…………………………………………………………...…..…15
2.2.
Анализ практики использования мотивационного ресурса в
менеджменте современной России……………………………………….….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
И
ДРУГИХ
ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………….…….27
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивационного ресурса является и по сей день
обсуждаемой. Мотивация как была одним из главных элементов в
управлении, так и остается им. Проблема заключается в понимании самой
сущности
мотивации.
Многие
управленцы
зачастую
считаю,
что
экономические мотиваторы намного лучше, чем моральные. И это их
основная ошибка.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что
невозможность использования всех инструментов на практике, создает
множество сомнений и непонимания в головах управленцев. Так как
современные подходы требуют дополнительного исследования, из-за чего
задачи мотивации персонала имеют высокую степень сложности. В
следствии повышается потребность у современных менеджеров в выборе и
использовании оптимальных мотивационных ресурсов для повышения
эффективности производства.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа
теории и практики работы выявить оптимальные условия и факторы
мотивационных ресурсов, значительно влияющих на эффективность
современного менеджмента.
Над изучением проблем, связанных с мотивационным ресурсом
современного менеджмента направлены научные работы таких авторов,
как: Уманский Л.И, Маслоу А, Доктор Шейн, Герцберг Ф, Лютенс Ф, Врум
В, Мак-Клелланд и другие.
Задачами курсовой работы являются:
- анализ теоретических подходов по использованию мотивационных
факторов в менеджменте;
3
-
изучение
роли
мотивационного
ресурса
в
современном
менеджменте;
- рассмотрение основных теоретических подходов по трудовой
мотивации персонала;
- анализ практики использования мотивационного ресурса в
менеджменте как в России, так и за рубежом;
- выявление мотивационных условий и факторов эффективного
менеджмента.
Методологическую основу курсовой работы составляет всеобщий
диалектико-материалистический метод, ретроспективный метод и методы
анализа и синтеза. В качестве эмпирических методов использовались
методы анализа научной литературы, анализа практической деятельности,
наблюдение и кабинетный метод сбора информации.
4
Глава 1. Теоретические подходы по использованию
мотивационных факторов в менеджменте.
1.1. Роль мотивационного ресурса в современном
менеджменте
Каждый из нас стремиться к чему либо, одни хотят славы, другие
стремятся к счастью, третьи хотят денег. В нашем мире сложилось так,
что для достижения какой-либо цели, нужны деньги. И не важно какова
цель, везде и всегда нужны банкноты. А чтобы они были, нужно работать.
Для того, чтобы работа была продуктивной и приносила не только
материальный достаток, но и удовольствие от процесса, должна быть
мотивация, как внутренняя так и внешняя. Ещё до того как придумали
термин «мотивация» (от лат. movere) — побуждение к действию. Она уже
существовала, в разных формах. В аграрном обществе, главным
мотиватором была семья или община, которую нужно было прокормить.
Во время капиталистического общества, на смену ручному труду пришли
машины, производство возрастало, крестьяне превратились в рабочих, а
землевладельцы в капиталистов, тем самым вторые хотели получить как
можно больше прибыли. Вот именно тогда и проблема мотивации стала
досконально изучаться. Первые работы по данной теме относятся к
классической школе(1900г-1950г), основоположниками которой были Г.
Форд(принципы стандартизации труда), Ф. Тейлор(принципы управления),
Г.
Гант(принципы
планирование
труда),
Г.
Эмерсон(принципы
эффективности труда), Френк и Лиллиан Гилбрет(принципы упрощения
труда). Их труды в то время осуществили прорыв в вопросе мотивации.
В наше время осуществляется поиск новых подходов в решении данного
подхода, т.к уровень образования населения возрос, потребности выросли
многократно. И решение проблемы в форме: «Мы тебе платим, а ты
делай»-, уже не работает.
5
В организации один из наиболее сложных объектов управления это
персонал. Главное его отличие от вещественных факторов производства,
является его возможность самостоятельно принимать решения в ходе
своей
работы,
критически
оценивать
ситуацию
и
действовать
в
соответствии со своими субъективными интересами. Это некий мотор в
организации. Руководитель зачастую уделяют свое внимание только сбыту
товара,
материально-техническим
вопросам,
забывая
о
людях,
проблемам
главному
и
производственным
мотору
в
организации,
обеспечивающего работу во всех направлениях. На данный момент роль
человека непосредственно в производстве значительно изменилась, он стал
не
только
важным
элементом
производственного
процесса
на
предприятии, но и стратегическим ресурсом, который имеют весомую
силу в конкурентной борьбе.
Современные
организации
всё
чаще
начинают
развивать
«внутреннею силу», нежели привлекать её из вне. Поскольку теряют весь
смысл прорывные идеи или интеграция современных технологий, либо
самые благоприятные внешние факторы, если персонал не подготовлен и
не обучен.
Чтобы
высокоэффективно
управлять
персоналом
необходима
многоуровневая и многоплановая деятельность, в которой сливается
множество
вопросов,
которые
дают
ответы
на
внешние
и
внутриорганизационные отношения.
6
1.2. Основные теоретические подходы по трудовой
мотивации персонала.
Изучение мотивации с точки зрения психологии не позволяет прийти
к полному понимаю того, что же побуждает человека к действию. Но
исследование человека и его поведения непосредственно в труде может
дать общие подходы к мотивации, что в последствии помогает создавать
модели мотивации для конкретного сотрудника на рабочем месте.
Существуют множество теории мотивации. Создание и развитие их
носило не революционный, а скорее эволюционный характер. Такие
теоретические модели используются в решении ежедневных задач,
возникающих по мере рабочего процесса,
для побуждения людей к
эффективному труду.
Первостепенная
работника.
Психологи
задача
состоит
утверждают,
в
что
выявлении
человек
потребностей
может
испытать
потребность только в ситуации, когда он ощущает недостаток в чем-то
физиологическом или психологическом. В конкретный период он может и
не испытать сознательного её ощущения. Но существуют потребности,
которые человек почувствует в любом случае, например физиологические.
До сих пор исследователи не пришли к одной и принятой идентификации
потребностей. Однако большинство их них соглашается, что потребности
можно классифицировать на первичные и вторичные. «Психологи ещё не
пришли к общему мнению, как классифировать различные мотивы
человека…»1.
Первичные потребности - физиологические и они врожденные. Это
потребности в сне, воде, еде, сне и т.д
1
Фред Лютенс.: Организационное поведение. Издательство: Инфра-М, Москва 1999. ISBN 5-86225-
899-X, стр 162
7
Вторичные потребности – психологические и возникают с
накоплением опыта. К ним можно отнести такие потребности как в успехе,
уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности к комулибо или чему-либо. Первичные потребности существуют у нас
изначально на генетическом уровне, вторичные развиваются в нашей
повседневной жизни. Поскольку людей с одинаковых жизненным опытом
попросту не бывает, то и вторичные потребности различаются в большей
мере, чем первичные, у каждого из нас.
Потребности как таковые нельзя наблюдать в определенный момент
или измерить их непосредственно. Они выражаются лишь по поведению
людей. Психологи, с помощью наблюдений, выявили, что потребности
служат определенным мотиватором к действию.
В тот момент, когда человек ощущает потребность, в нем
зарождается желание к действию. Само зарождение происходит от
недостатка
в
чем-то,
которое
характеризуется
определенной
направленностью. Происходит концентрирование на определенной цели,
что создает поведенческое состояние человека. В последствии чего
человек начинает искать средства для достижения своей цели. Когда же
человек наконец-то достиг цели, он ощущает чувство удовлетворения и
тем самым ликвидирует потребность. Но не всегда это удовлетворение
может
оказаться
полным,
бывает
также
частичное
или
полное
неудовлетворение.
От степени удовлетворения, которую получит человек, зависит его
дальнейшее поведение в таких же или иных обстоятельствах. Зачастую
люди пытаются сохранить определенную линию поведения, которая
привела их к нужному удовлетворению, чтобы избежать недостойного
удовлетворения от проделанной работы в будущем. Если данное решение
8
поставленной задачи привело к успеху, то человек и в дальнем будет
придерживаться аналогичным действиям.
Так как у человека с ощущением потребности, возникает чувство
стремления
их
удовлетворить,
то
менеджеры
должны
создавать
определенные ситуации, в которых людям должно прийти осознание того,
что они способны и должны удовлетворить свои потребности с помощью
определенного поведения, которое поможет достичь целей организации.
Однако нельзя с уверенностью сказать, что абсолютно все работники
испытывают потребность в достижениях и стремятся к независимости.
Характеры людей весьма разные. Существует огромное множество самых
разнообразных потребностей, и конечно же разного поведения для
достижения конкретных целей. Специалисты считают, что структуру
потребностей человека можно определить с помощью его социального
статуса или жизненного опыта. Именно поэтому существует множество
различий в самих потребностях, которые важны для людей. Можно
различными
способами
и
методами
удовлетворить
конкретную
потребность. Например, потребность в самоутверждении работника,
можно
удовлетворить,
признав
его
лучшим
работником
месяца.
Удовлетворить такую же потребность другого сотрудника можно, когда
коллектив отметит его новый модный костюм.
Современные концепции мотивации можно разделить на два
основных направления. Содержательная концепция мотивации, по которой
внутренние побуждение человека (именуемое потребностями) побуждает
его действовать определенном образом, и процессуальная концепция
мотивации,
основывающаяся
на
поведении
человека
в
группе
в
соответствии с его восприятием действительности, опытом и внешним
поведением.
9
Содержательная концепция мотивации.
Содержательная концепция мотивации основывается на первичных и
вторичных потребностях человека, которые являются мотивом для
последующих его действий.
Человек захочет удовлетворять свои
потребности только тогда, когда менеджер создаст необходимые условия
для реализации этих потребностей, тем самым мотивируя работника
действовать определенным образом, а именно, действия менеджера будут
зависеть от определённых условий и понимания потребностей сотрудника.
Определенно, такое согласование существует лишь до определенного
уровня, но оно имеет важную роль в мотивационном менеджменте.
Хорошего менеджера отличает от обычного то, что он опирается на
интересы своего работника. И именно поэтому значимую роль в вопросе
мотивационного менеджмента играет фактор ценностей. У каждого
человека есть своя система ценностей
, в поле которых он оценивает
свое вознаграждение за свою деятельность. Тем самым факторами
мотивационного
менеджмента
являются:
интересы,
потребности
и
ценности. В них не только суть самой концепции менеджмента, но и
практическая её значимость.
В теории ожидания мотивации анализируются сами факторы,
оказывающие воздействие на мотивацию. Акцент делается на анализ
потребностей и последующего воздействия их на мотивацию. Изучается
непосредственно их структура, содержание и механизм взаимодействия
потребности и мотивации сотрудника.
Авторы содержательных теорий мотивации А.Маслоу, МакКлелланд, Герцберг
и др.
10
А.Маслоу совокупность потребностей человека представлял как
иерархическую структуру, состоящую из 5 уровней. (рис.1)
По
теории
А.Маслоу
реализации
вторичных
потребностей
(психологического характера) должно предшествовать удовлетворение
первичных (физических). Согласно существующим точкам зрения эти
процессы
могут
удовлетворении
современной
проходить
первичных
параллельно
потребностей,
международной
практикой
либо
что
при
неполном
подтверждается
мотивации
труда
на
предприятиях. «Результаты большинства исследований показывают, что
идеи Маслоу не являются окончательным ответом на все вопросы,
касающиеся трудовой мотивации.»2
Теория Мак-Клелланда также основывается на потребностях, но
психологического характера, в которых выделяется 3 вида потребностей:
власть, успех, причастность.
В двухфакторной теории Генцберга выделяются две группы
потребностей: гигиенические, связанные с окружающей средой (стилем
руководства, условиями и оплатой труда, гарантией занятости, политикой
фирмы) и собственной мотивации, среди которых личный успех,
продвижение
по
службе,
признание,
творческий
рост,
степень
ответственности. Хоть двухфакторная теория Генцберга используется
достаточно широко в учебной литературе, однако, с академической точки
зрения она слишком упрощает сам процесс трудовой мотивации.
Процессуальная концепция мотивации
2
Фред Лютенс.: Организационное поведение. Издательство: Инфра-М, Москва 1999. ISBN 5-86225-
899-X, стр 173
11
Если полные теории мотивации основываются на потребностях и
соотносящихся с ними факторах, которые определяют поведение
работников, то процессуальные теории обосновывают мотивацию в
аспекте рассмотрения того, как человек рассредоточивает усилия для
достижения разных целей и каким образом отдает преимущество
конкретному виду поведения. Авторы процессуальных теорий мотивации
не опровергают образование потребностей, однако считают, что поведение
работников не только должно избираться ими, но и является функцией
мироощущения и ожиданий данного человека в определенной ситуации,
возможных последствий определенного им типа поведения.
Поведение человека прямо пропорционально от того, какие нужды
побуждают его к действиям, на что он работает, что хочет получить, какие
у него для этого есть возможности. Однако, даже если рассмотреть, что
имеется вся нужная информация, все равно нет гарантий, что можно
выявить мотивацию человека. Это гораздо сложнее осуществить в тех
случаях, когда узнать о потребностях и рвениях человека невозможно.
Однако, мотивационные движения могут быть осознанны и
управляемы. Возможно найти, как нужно формировать движение
мотивации и каким способом осуществлять мотивирование работников на
достижение необходимых результатов.
Процессуальные теории хранят в себе теорию ожидания, теорию
справедливости, теорию Портера-Лоулера.
В основе теорий ожидания, автором, которой является В. Врум,
находятся три опирающихся друг на друга фактора, которые обеспечивают
эффективную мотивацию труда людей:
1. Фактор ожидания возможного результата труда
12
2. Фактор возможного вознаграждения за результаты труда.
3.Ожидание
соответствия
вознаграждения
его
ценности
(валентность)
Согласно
теории
справедливости
работники
не
объективно
рассматривают затраты труда и вознаграждение, поэтому сравнивают их с
вознаграждением за такую же работу в иных организациях. В итоге может
быть выявлена неправильная оценка их труда. Менеджеру в таких случаях
следует
убрать
напряжение,
устранить
дисбаланс,
сохранить
справедливость.
Теория Портера-Лоулера имеет комплексный характер, содержит
элементы теории ожидания и теории справедливости. Авторы также ввели
категории усилия и уверенность. Согласно данной теории, усилия человека
характеризуются ценностью вознаграждения и уверенностью в том, что
оно будет получено. «Портер и Лоулер рекомендуют организациям
проводить критическую переоценку своей политики вознаграждения» 3 .
Данная модель внесла значительный вклад в само понимание процесса
трудовой
деятельности
и
его
мотивации
и
взаимосвязь
между
выполнением работы и удовлетворенностью, но почему-то в практической
сфере не так часто применяется.
Какой подход использовать, решает каждый менеджер исходя из
экосистемы организации, в которой он работает. Если же менеджер
использует синтез всех подходов в своей работе, то это показывает его
мастерство.
Вывод к первой главе:
3
Фред Лютенс.: Организационное поведение. Издательство: Инфра-М, Москва 1999. ISBN 5-86225-
899-X, стр 181
13
За время изучения материала, я уяснил для себя одну немаловажную
мысль, что в менеджерской науке существую огромное множество
разнообразных теорий и практик, но ни одна из их не может называться
идеальной или совершенной, в силу времени и места где она была
написана. Время бежит своим чередом и поколение сменяет другое. Не
только мир меняется вокруг нас, но и сознание людей меняется. Тем
самым,
чтобы
найти,
а
вернее
сказать
«построить»,
достаточно
оптимальную и работающую мотивационную систему в той компании, где
мне предстоит когда-то работать или создать. Мне будет необходимо
синтезировать весь тот «багаж» знаний и опыта, который я соберу за всю
свою, на тот момент, прожитую жизнь, и самому «построить» систему
работающую только в конкретной компании. Дабы идти в светлое будущее
вместе со своей командой.
14
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО
РЕСУРСА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1. Использование мотивационного ресурса в практике менеджмента
за рубежом
В большинстве иностранных компаний, принято считать, что
деятельность сотрудников напрямую влияет на деятельность всей
компании в целом, поэтому менеджеры в западных компаниях уделяют
огромное внимание заботе о сотрудниках. Благодаря удовлетворенности
сотрудников трудовые процессы имеют разные уровни эффективности.
Основные принципы работы с человеческими ресурсами были
разработаны в США в 60-ых годах XX века, а так же методы повышения
лояльности сотрудников, материальной и нематериальной мотивации.
Не исключая системы вознаграждений, почти во всех американских
компаниях работнику предоставляется медицинское страхование за счет
фирмы, оплачиваются программы повышения квалификации, многие
компании внутри своей организационной системы создают собственные
центры для обучения сотрудников, оплату питания и многое другое.
Например, корпорации IBM и AT&T в ответ на изменения
демографической ситуации в стране разработали и успешно реализовали
так называемые семейные программы. Большая часть сотрудников этих
компаний — люди в возрасте до 40 лет, у многих из которых есть
маленькие дети. Руководство корпораций предоставляет этим работникам
возможность работать по гибкому графику, помощь в подборе нянь,
корпоративные детские сады и ясли, а также организует праздники для
сотрудников с малышами.4
4 Мотивация персонала в зарубежных компаниях.
http://www.ubo.ru/articles/?cat=107&pub=3226
15
Пожалуй, одним из классических примеров можно привести
американскую корпорацию «Макдоналдс». В ней сложились следующие
принципы управления:
1. строго почасовая система оплаты труда, наказание за опоздание и
выговоры за приход раньше времени (в этом случае придется
заплатить больше – согласно отработанному времени). Действует
принцип «точно и вовремя», система работы персонала отлажена и
не предусматривает никаких вольностей;
2. формирование атмосферы равенства и единства (совместные обеды,
равные ставки для работников одинаковых должностей, отсутствие
дискриминации);
3. возможности карьерного роста, открытые перспективы.5
Ещё одним очень интересным примером послужит Япония. Из-за
исторически сложившегося менталитета, где очень ценится преданность и
уважение к старшим, в данной стране очень хорошо работает система
нематериальной мотивации, основанной на психологии, под названием
«отец-сын». Однажды придя на свою первую работу, японец остается
работать в этой фирме до конца своей жизни. Компания буквально
становится для работника второй семьей. Тем самым компания помогает
сотруднику в ряде социальной деятельности, будь это получение
беспроцентного кредита и оплата дорогостоящей учёбы детей. Так же
некоторые компании могут оплачивать работнику свадьбу или семейные
торжества, устраивать разнообразные спортивные мероприятия.
Гарантия широких возможностей продвижения по карьерной
лестнице и профессионального роста. Зачастую такие повышения
5 Пивоваров
С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е
изд.- СПб.: Питер, 2009, стр. 36
16
незначительные, но их регулярность оказывает положительное влияние на
самомотивацию сотрудника.6
Если сравнить американскую и японскую модель, то различия
проявляются в зависимости от использования принципов воздействия,
которыми руководствуются менеджеры. В американских компаниях
делается акцент на внешнее влияние, такое как денежное вознаграждение,
страх потерять работу, создание конкуренции между сотрудниками и т.д. В
то время как в Японии делается акцент на внутренние воздействие,
создание психологического фундамента, в который закладываются
принципы целостности, корпоративной культуры, работы в команде,
отождествление целей работника с целями компании, стабильности и вере
в совместное будущее.
Подводя итог в сравнении, можно сказать следующее, что мотивация
в США имеет экстенсивный характер, так как работает за счет
исчерпаемых благ, таких как деньги, блага, льготы и т.д. А в Японии имеет
интенсивный характер, и работает такая мотивация за счет внутренних
неисчерпаемых благ, такие как потребности, талантов и способностей
работника.
Во Франции, люди не считают нужным находиться на работе
больше, чем нужно. Об этом свидетельствует 35-часовая рабочая неделя,
утвержденная в большинстве французских компаний. И это не смотря на
то, что во многих странах Евросоюза рабочая неделя составляет 40 часов.7
Большинство работников предпочитают свободный или гибкий график,
многие переходят на фриланс. Также компании оплачивают своим
сотрудникам медицинское и социальное страхование.
6 Мотивация
персонала в зарубежных компаниях.
http://www.ubo.ru/articles/?cat=107&pub=3226
7 Мотивация персонала в зарубежных компаниях.
http://www.ubo.ru/articles/?cat=107&pub=3226
17
В Нидерландах, работники очень внимательно относятся к своему
здоровью, поэтому требуют от работодателя оплачиваемые часы приёма
врача, дополнительный оплачиваемый день отпуска, за отсутствие на
работе более 3 месяцев, по причине болезни.
В Швеции, во главу ценностей ставится партнерство, коллектив и
дружба. На второе же место, работники ставят интересность работы, а
после чего уже размер заработной платы. В настоящее время, многие
сотрудники работают из дома.8
Если брать в пример, конкретную зарубежную компанию, то это
несомненно «Google». «Google – это в первую очередь люди». Так говорит
компания на своём официальном сайте.
Руководство очень высоко
оценивает заслуги своих сотрудников. Создавая самые лучшие условия для
работы. Google уже в четвёртый раз подряд возглавил рейтинг лучших
компаний для трудоустройства в 2013 году, составленный американским
журналом Fortune совместно с телеканалом CNN. По версии Forbes,
согласно анонимным опросам среди работников, Google оказался на 4-м
месте (лидером рейтинга стал Facebook, по офисам которого можно ездить
на скейте).9
Когда у основателей компании — Ларри Пейджа и Сергей Брина
спрашивают, в чём их секрет, то они всегда отвечают: «Мы предоставляем
самый лучший поиск информации и всё это благодаря усиленной работе
нашей великолепной команде. В первую очередь – мы сплочённая команда
специалистов, благодаря чему мы создаём самые лучшие проекты»10.
8 Мотивация
персонала в зарубежных компаниях.
http://www.ubo.ru/articles/?cat=107&pub=3226
9Мотивация
в стиле Google: зарплаты, бонусы и настроение. http://www.aif.ru/dontknow/file/science/12637
10Мотивация
персонала или как это делает Google. http://www.plan-your-time.com/motivatsiya-personalaili-kak-eto-delaet-google/
18
Дабы избежать утечку кадров, компания очень высоко оплачивает
труд своих работников. По данным исследования, рекрутинговым сайтом
Glassdoor, у сотрудников Google самые высокие зарплаты в Кремниевой
долине.
Базовая зарплата разработчика программного обеспечения в Google
составляет в среднем 128,3 тысячи долларов в год. Конкуренты платят
своим инженерам меньше: социальная сеть Facebook платит работникам на
аналогичных позициях порядка 123,6 тысячи долларов, Apple– около 114,4
тысячи долларов. Такие уровни зарплат привёл TheWall Street Journal со
ссылкой на исследование.11
Но высокая зарплата – не единственная составляющая успеха.
Различного рода бонусы делают работу в Google сказочной по меркам
среднестатистического офисного работника.
«Как и любая крупная компания, Google оплачивает своим
сотрудникам
медицинское
и
пенсионное
страхование,
а
также
предоставляет многие другие льготы, – говорится на официальном сайте
поисковика. – Но этим мы не ограничиваемся. Мы стремимся к тому,
чтобы поддерживать своих сотрудников во всём. Поэтому наши
программы обеспечивают защиту не только в финансовой и социальной,
но и в физической и эмоциональной сферах жизни».
Самый уникальный, нигде не встречающийся бонус для сотрудников
Google - это посмертная зарплата для семьи умершего. Такое нововведение
сделано, для 34 тысяч работников. Супругу умершего сотрудника
11
Мотивация в стиле Google: зарплаты, бонусы и настроение. http://www.aif.ru/dontknow/file/science/12637
19
причитается 50 % от его зарплаты. Более того, вдове положен опцион в
виде акций, а несовершеннолетним детям до 19 лет – $1000 ежемесячно.12
12
Мотивация персонала или как это делает Google. http://www.plan-your-time.com/motivatsiya-personalaili-kak-eto-delaet-google/
20
2.2. Анализ практики использования мотивационного ресурса в
менеджменте современной России
На данный момент в Западной Европе наблюдается тенденция к
сокращению материальных мотиваторов и увеличение нематериальных, а в
России ситуация обстоит в точности да наоборот. Такая ситуация
сложилась в целом из-за работодателей, которые могу предложить лишь
финансовое вознаграждение, в то время как потребность работников в
материальном достатке возрастает, на фоне снижающегося интереса к
удовлетворенности от работы и достигаемых результатов.
Даже нестандартные методы мотивации, оказываются весьма
эффективными в российских организациях. Работники отдела кадров
заметили, что большинство сотрудников забывают о своем законном
отпуске. Вместо 28 дней отпуска, люди отдыхаю всего 2-3 недели, и то не
каждый год.
В том, что традиционными способами заставить сотрудников
отдыхать довольно сложно, убедились и в компании «Вимм-Билль-Данн».
Чтобы помочь людям оторваться от суровых трудовых будней, компания
более двух лет предоставляет отдельным категориям сотрудников
специальный «отпускной бонус». Получает его тот, кто найдет в себе силы
взять отпуск и отсутствовать на работе положенные 28 дней. «Мы платим
компенсацию, когда получаем от сотрудника доказательства,– он должен
предъявить путевку и билеты, подтверждающие, что этот человек именно
едет в отпуск отдыхать, а не остается в городе»,– рассказывает директор
управления по работе с персоналом компании «Вимм-Билль-Данн» Вера
Елисеева.
Право
на
компенсацию
имеют
руководители
с
ненормированным рабочим днем. «Им, как известно, свойственно работать
по 12 часов в сутки и без отпусков. А если не мы, то кто же позаботится о
21
здоровье и отдыхе самых нужных сотрудников?»– говорит Вера
Елисеева.13
Чтобы уменьшить количество потерянных из-за болезни человекочасов, сеть магазинов «Седьмой континент» ввела премию за заботу о
собственном здоровье. Компания поощряет тех, кто не болеет, денежным
вознаграждением. Четыре месяца назад около двух тысяч сотрудников
«Седьмого континента», которые в течение двух лет ни разу не брали
больничный и отпуск за свой счет, впервые получили за это премию в
размере 14 тыс. руб. Всего же на эти цели компания потратила свыше 20
млн. руб. Эксперимент оказался удачным, и его решили продолжить.
«Сотрудникам, которые продолжат заботиться о своем здоровье и в
течение следующих трех лет не будут отсутствовать на работе из-за
болезни, мы снова выплатим премии, но уже в размере 28 тыс. руб. Отсчет
начался с января этого года. Как и в первый раз, акция затрагивает все
категории сотрудников»,– рассказал директор департамента управления
персоналом
компании
«Седьмой
континент»
Алексей
Андреев.
Большинство компаний активно вкладывают в здоровье ключевых
сотрудников, но, как правило, качество социального пакета прямо
пропорционально позиции сотрудника на иерархической лестнице.
Принято считать, что чем выше статус подчиненных, тем больше отдача от
инвестиций в их здоровье. Однако высокая текучесть персонала в
розничных сетях заставляет компании применять по отношению к
рядовым сотрудникам методы мотивации, которые на первый взгляд
кажутся излишними.14
13
Нестандартные виды мотивации персонала в России. http://www.inside-pr.ru/hr/article/1346-11-072013.html
14
Нестандартные виды мотивации персонала в России. http://www.inside-pr.ru/hr/article/1346-11-072013.html
22
Поощрять сотрудников можно по-разному. Одни вводят премии за
выдающиеся достижения, другие – по результатам работы за год. А в
компании Nayada (дизайн, проектирование и отделка офисных и торговых
помещений) решили время от времени благодарить сотрудников просто
так, вроде бы без повода. В Nayada действует принцип: «Не человек для
номинации, а номинация для человека». Поняв, кого и за что компания
хочет
наградить,
руководство
придумывает
соответствующее
торжественное звание. По словам директора по персоналу Nayada Юлии
Пасс, большинство номинаций персональные и их названия практически
не повторяются: «В числе последних призов – премии за самую быструю
продажу в истории компании, за привлечение ключевого клиента, за
виртуозность в работе, за душевное отношение к делу, за освоение новой
продукции»,– говорит Юлия Пасс. Выбирают номинанта сообща.
Результаты публикуют в корпоративной газете, а победителя награждают
призом. Согласно концепции, вознаграждение сотрудник также может
выбрать на свое усмотрение – в разумных пределах, конечно. Например,
работники московского офиса вольны выбирать между походом в
ресторан, посещением салона красоты или покупками в магазинахпартнерах компании.«Сначала мы просто перечисляли лучших, а потом
поняли: людям важно знать, за что их награждают, и вовсе не обязательно
проводить конкурсы вроде „Лучший по профессии”. Гораздо важнее
внимание, помощь, поддержка, участие. Мне кажется, мы очень точно
видим недостатки, быстро замечаем „неправильности”. А научиться
замечать хорошее труднее. Наш „Оскар” – это награда за что-то
хорошее»,– говорит Юлия Пасс.15
15
Нестандартные виды мотивации персонала в России. http://www.inside-pr.ru/hr/article/1346-11-072013.html
23
В
данных
примерах,
рассмотрены
нематериальные
методы
мотивации, которые применяют российские компании. Наконец-то можно
наблюдать осознание отдельных менеджеров того, что благоприятный
климат
в
компании,
корпоративная
культура,
удовлетворенность
сотрудников от своей работы, напрямую влияет на успех компании. Если
все больше менеджеров буду более подробнее изучать методы мотивации
персонала, то это позволит взглянуть на проблемы в компании под ругим
углом.
Станут
явными
такие
проблемы
как:
злоупотребление
материальным стимулирование и отбрасывания в сторону моральных
стимулов работника, что приведет в итоге к удовлетворению от работы, а
не ненависти к ней.
Одним из важнейших элементов для создания эффективной системы
мотивации, является лояльность. Но не только стороны сотрудникработодатель, но и наоборот. Это приведёт к построению психологической
базы работника, он будет в дальнейшем понимать, что сколько бы проблем
не было бы в компании, он не уйдет из неё. Такие сотрудники больше
нацелены на достижения наилучшего результата в своей работе, нежели
просто получения зарплаты.
Достижение лояльности персонала - это актуальная проблема
России, так как на многих предприятиях сложилась сложная ситуация, в
которой в результате уменьшения сотрудников увеличилась нагрузка, но
при этом заработная плата осталась на том же уровне, и сразу возникла
серьёзная проблема удержания оставшихся сотрудников.16
В результате появляется ряд проблем, таких как высокий процент
текучести
персонала,
низкая
мотивация
сотрудников,
неудовлетворительный психологический климат, высокая конфликтность и
16
Кузнецов С.А. Недостатки системы мотивации в России как следствие несовершенной системы
управления персоналом // Современные проблемы науки и образования - №6 – 2011, стр. 56
24
низкий уровень дисциплины. И главное решение этой проблемы - это
совершенствование системы управления персоналом.17
Вывод ко второй главе:
Европейские менеджеры уже давно уяснили очень простую вещь:
«Организация работает на людей, а не люди на неё», - тем самым делая
упор на заботе о своих сотрудниках. В зависимости от страны и народного
менталитета, менеджеры выбирают более подходящие инструменты
воздействия на людей, добиваясь прекрасных результатов как в обстановке
внутри коллектива, так и в финансовых показателях организации.
Российские менеджеры выбирают более качественный вектор
развития, нежели прежде, они отводят на задний план экономические
мотиваторы, и всё больше используют в своей практике моральные или
социальные. Это приводит к повышению лояльности сотрудников,
следственно и к улучшению работы в организации.
17
Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие.- М.: ЗАО «Бизнесшкола «Интел-Синтез», 2010, стр. 78
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной
курсовой
работы
была
рассмотрена
проблема
мотивационного ресурса. Была раскрыта сама сущность мотивации и
методы использования основных мотивационных подходов на практике.
На основе анализа теории и практики работы были выявлены
оптимальные условия и факторы мотивационных ресурсов, значительно
влияющих на эффективность современного менеджмента.
Для глубокого изучения выявленных проблем, связанных
с
мотивационным ресурсом современного менеджмента, были изучены
такие научные работы великих авторов, как: Уманский Л.И, Маслоу А,
Доктор Шейн, Герцберг Ф, Лютенс Ф, Врум В, Мак-Клелланд и другие.
Были достигнуты поставленные задачи, а именно:
- проведен анализ теоретических подходов по использованию
мотивационных факторов в менеджменте;
-
изучены
роли
мотивационного
ресурса
в
современном
менеджменте;
- рассмотрены основные теоретические подходы по трудовой
мотивации персонала;
-
изучены
и
проанализированы
практики
использования
мотивационного ресурса в менеджменте как в России, так и за рубежом;
- выявлены мотивационные условия и факторы эффективного
менеджмента.
Подводя общую черту под всем вышесказанным, хочется отметить
положительный вектор развития менеджмента в России, а именно, взятие
европейских практик и синтезирование их с российскими, для наиболее
качественного внедрения в российские реалии.
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Антушак,Э.: Основы менеджмента. Курс лекций. Издательство: Oeconomica.
Praha 2011. IBSN – 978-80-245-1804-8
2. Минцберг,Г., Альстранд,Б., Лампель,Ж.: Стратегическое сафари. Экскурсия по
дебрям стратегического менеджмента. Издательство: Альпина Паблишер,
Москва 2013. ISBN – 978-5-9614-2223-8
3. Фред Лютенс.: Организационное поведение. Издательство: Инфра-М, Москва
1999. ISBN 5-86225-899-X
4. М.Кей : Турбо-менеджмент. Эволюция, управление, поведение в неоднородной
среде. Издательство: Издательство Института психотерапии, Москва 2003. ISBN
5-89939-102-2
5. Джон Р. Шермерорн, Джеймс Хант, Ричард Н. Осборн : Организационное
поведение. Издательство: Питер, Москва 2006. ISBN 5-88782-406-9
6. Мотивация
персонала
в
зарубежных
компаниях.
http://www.ubo.ru/articles/?cat=107&pub=3226
7. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное
пособие.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010
8. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент:
Учебник для вузов. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2009
9. Мотивация
в
стиле
Google:
зарплаты,
бонусы
и
настроение.
http://www.aif.ru/dontknow/file/science/12637
10. Мотивация персонала или как это делает Google. http://www.plan-yourtime.com/motivatsiya-personala-ili-kak-eto-delaet-google/
11. Нестандартные виды мотивации персонала в России. http://www.insidepr.ru/hr/article/1346-11-07-2013.html
12. Кузнецов С.А. Недостатки системы мотивации в России как следствие
несовершенной системы управления персоналом // Современные проблемы
науки и образования - №6 – 2011
27
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв