Баранов Сергей Николаевич
студент
Егорова Наталья Леонидовна
к.пед.наук, доцент кафедры дефектологии
Киселева Мария Михайловна
ассистент кафедры дефектологии
ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
г. Курган, Курганская область
НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В
РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация:
В
статье
отражена
необходимость
использования
наглядно-схематических средств обучения в специальной (коррекционной)
школе
для
развития
умственных
способностей
и
математических
представлений у обучающихся.
Ключевые слова: наглядно-схематические средства; математические
представления; умственные способности; математические понятия.
На сегодняшний день в педагогической практике наиболее широко
используются наглядные средства обучения. Прежде всего, это связано с тем,
что наглядные средства обучения способны оказывать стимулирующее и
активизирующее воздействие на обучающегося в ходе учебного процесса.
Также педагоги и психологи отмечают, что в развитии интеллектуальных и
когнитивных способностей ученика в целом, ведущая роль принадлежит
наглядно-схематическим материалам обучения. Особенно значимую роль
приобретает использование данных материалов при обучении учащихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии.
Наглядно-схематический материал представляет собой определенные
символы, знаки и их системы, условные обозначения, которые предъявляются
учащемуся в виде логически связанных между собой графических заместителей
реальных объектов. Данные заместители способны отображать признаки
реального объекта в незначительной степени, либо исключать их. Такая
ограниченность
в
отображении
определенных
компонентов
предметов,
объектов, явлений и их признаков, связана в первую очередь, с особенностью
наглядно-схематического материала донести да учащихся значимую, наиболее
существенную информацию об изучаемом объекте. Исключение лишней, не
существенной информации способствует эффективной концентрации внимания
учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии на основных фактах,
объектах, явлениях, обучает его замечать и выделять их из окружающей
действительности
в
силу
своих
интеллектуальных
способностей
и
возможностей [1].
Исходя из анализа литературы,
можно сделать выводы о том, что
наглядно-схематические средства обучения выполняют, в некотором смысле,
роль моста между практическими действиями и теоретическим содержанием
(П.Я. Галь перин, Т.В. Кудрявцев, Л.Ф. Обухова и др.). Другими словами
наглядно-схематические средства обучения позволяют ученику, имеющему
интеллектуальные нарушения, переходить от предметных действий, которые
являются
для
него
наиболее
доступными,
к
абстрактным
понятиям,
подразумевающим под собой исследуемый предмет или объект [1]. Такой
переход, от предметных действий к абстрактным понятиям, активизирует
деятельность лобных долей коры головного мозга, а, следовательно, и
мыслительных операций учащегося. В этом заключается специфическая роль
наглядно-схематического
материала,
проявляющейся
в
стимуляции
интеллектуальной деятельности обучающегося.
Применение
наглядно-схематических
средств
обучения
становится
наиболее актуальным при формировании математических представлений
учащихся [2]. Математические представления характеризуются высокой
степенью абстрактности, что вызывает большие затруднения учащихся с
нарушениями интеллекта в их овладении и изучении. Обучающиеся часто не
могут представить себе те или иные математические понятия, соотнести их с
окружающей действительностью и установить между ними логические
взаимосвязи.
Также
трудности
овладения
математическими
знаниями
заключаются в применении сложных для учащихся данной категории
математических
символов,
математических
знаний
знаков.
и
Именно
представлений
поэтому
необходимо
при
развитии
осуществлять
взаимосвязь между понятийными, образными и практическими действиями
ученика.
Несмотря на большое количество проводимых исследований в вопросах
применения наглядно-схематических средств обучения, достаточно мало
литературы, которая отражала бы использование наглядно-схематических
средств в обучении учащихся с нарушениями интеллектуального развития того
или иного возраста. В большинстве случаев основная роль в специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждениях
отводится
использованию традиционного наглядного материала, который обеспечивает
более легкое и доступное для учеников восприятие, но не стимулирует в
достаточной мере интенсивное развитие интеллектуальных и когнитивных
способностей обучающихся. Необходимо активное применение абстрактного
материала на уроках в виде диаграмм, схем, чертежей, графиков, таблиц,
моделей, учитывающих индивидуальные особенности и возможности каждого
ученика.
Таким образом, наглядно-схематические средства не только выполняют
функцию переходного звена от предметных действий к абстрактным, но и
оказывают активное воздействие на развитие общих умственных способностей
и математических представлений у учащихся с нарушениями интеллекта.
Список литературы
1. Демина Е.С. Роль наглядно-схематических средств в развитии общих
умственных и математических способностей детей дошкольного возраста //
Мир науки, культуры, образования. № 3 (34) 2012.
2. Юнусов А.А., Рахымбек Д., Юнусова А.А., Беркут А.К. Наглядное
обучение
математики
с
применением
современной
технологии
Международный журнал экспериментального образования №8, 2013
//
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв