ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПБГУ)
Институт философии
Зав. кафедрой
конфликтологии
_______________А.И. Стребков
Председатель ГАК,
профессор
_____________
Выпускная квалификационная работа на тему:
«National building» конфликты в современной России
Направление 37.04.02 – Конфликтология
Рецензент:
доктор исторических наук, профессор
Кулик Сергей Владимирович
Выполнил:
Студент
Масленников Максим Сергеевич
___________(подпись)
____________ (подпись)
Научный руководитель:
доктор философских наук, доцент
Алейников Андрей Викторович
_____________ (подпись)
Санкт-Петербург
2017
2
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Национальное строительство понятия и принципы…………..5
1.1.
Основные понятия и определения..…………………………….....5
1.2.
Научно методологическая база национального строительства.
Различные подходы и принципы……………………………………………….11
1.3.
Исторический обзор конфликтов, возникших в контекстной связи
с национальным строительством в России в 20-21 веке……………………..16
Глава 2. Национальное строительство, конфликты, взаимосвязи,
причины и последствия…………………………………………………….29
2.1.
Анализ
реализации
стратегий
и
политики
национального
строительства в СССР ………………………………………………………..29
2.2.
Анализ реализации стратегий и политики национального
строительства в современной России…………………………………………34
Заключение....................................................................................................42
Список литературы.....................................................................................44
3
Введение
Россия абсолютно уникальна в способе сосуществования народов. Он
не повторяется ни в одном из современных государств. Но данный факт
кроме плюсов имеет и свои отрицательные особенности, выраженные в том,
что «любое изменение общественного устройства является национальной
проблемой и не может быть сведено лишь к политической, социальной или
экономической сторон».1
Обратная сторона этой особенности, актуальной почти на протяжении
века,
заключается
строительства
в
в
том,
России
что
разрешение
зачастую
проблем
невозможно
национального
без
изменения
государственного устройства, экономического и социального порядка.
Понятие «нации» является основополагающим в современном мире,
оно применяется как в отношениях между государством и обществом, так и
между
различными
государствами.
Также
оно
соотносится
с
основополагающим принципом Организации Объединенных наций, что уже
следует из названия.
При этом говорить о появлении наций мы можем только начиная с
эпохи Нового времени.2 Важным фактором их появления является
политическая деятельность многих европейских государств, которая позднее
будет названа национальным строительством.
Объект данной работы – национальное строительство в России в XXXXI веке.
Предмет работы – влияние политики национального строительства на
конфликт.
Цель данной работы – определение роли политики национального
строительства в появлении, предотвращении и разрешении современных
конфликтов на территории Российской Федерации.
Каpа-Муpза С.Г. История советского государства и пpава, 1988. – Глава 4.
Кара-Мурза С.Г. Государственная политика нациестроительства в современной России,
2011. – С. 63.
1
2
4
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть
понятие
«национального
строительства»,
его
основные подходы и принципы;
2. Изучить и провести сравнительный анализ развития политики
национального строительства в СССР и современной России.
3. Исследовать
зависимость
типа
стратегии
национального
строительства и тех типов конфликтов, которые порождаются в
зависимости от той или иной стратегии;
4. Определить влияние стратегии национального строительства на
развитие конфликтов в современной России.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе мы
рассмотрим понятие национального строительства и основные стратегии. В
первом параграфе рассмотрим определения понятия нация, народа и
национального строительство в России и мире. Во втором параграфе изучим
стратегии и политики национального строительства, а также возможные
конфликты порождаемые реализацией этих стратегий. В третьем параграфе
мы дадим обзор развитию национального строительства в СССР и России, а
также выделим основные периоды его развития.
Во второй главе мы проанализируем этапы развития национального
строительства в СССР и современной России, а также выделим основные
конфликты возникающие в каждом из периодов. В первом параграфе мы
рассмотрим конфликты связанные с национальным строительством в СССР с
момента его создания и до распада. Во втором параграфе изучим конфликты
национального строительства на территории современной России. В третьем
параграфе мы дадим прогноз по применению стратегий и политики
национального строительства в России в ближайшем будущем и конфликты
которые может вызвать их реализация.
В заключении подводятся итоги и обобщаются полученные выводы.
5
Глава 1. Национальное строительство понятия и принципы
1.1
Основные понятия и определения.
Для
того
чтобы
изучить
такое
явление
как
«национальное
строительство», нам сперва необходимо определить для себя, что же мы
понимаем под словом «нация». На данный момент в исторической науке
представлено довольно большое количество определений понятию нация.
В переводе с латинского «нация» обозначает «племя, народ»3. Таким
образом, уже изначальное определение данного термина представляет собой
общность людей по некоторым признакам.
В дальнейшем можно выделить две основные парадигмы определения
нации. С одной стороны это примордиалисткое представление о нации,
которое основывается на этническом взгляде. Можно выделить несколько
характерных определений:
Нация – это «историческая общность людей, складывающаяся в
процессе формирования общности их территории, экономических связей,
языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют
ее признаки»4.
Нация «как этничность сообщество тех, кого связывают общие язык,
история или культурная идентичность»5. Этот взгляд на нацию упирается в
эволюционную модель, ссылаясь на давнюю историю и развитие наций из
этноса. Такой подход позволяет взглянуть на развитие этносов, но он во
многом противоречит концепции национального строительства, которая
предполагает создание наций и их изменение под влиянием государств и
Толковый словарь Ушакова
[Электронный
ресурс]
//
URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2795/%D0%9D%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF
(дата обращения: 01.05.2017)
4
Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М, 2003. – С. 38.
5
Кара-Мурза С.Г. Государственная политика нациестроительства в современной России, 2011.
– С. 63.
3
6
иных организаций.
Другая парадигма исходит от конструктивистов, она фокусируется на
искусственной природе нации, связывает нацию с государством и
гражданством.
Нация - это «народ, который создал себе зависящее от него
правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой
более или менее уважаются другими нациями»6.
Другое более радикальное определение дает Б. Андерсон: «Нация —
это воображаемая политическая общность <…> Но человек вообще живет в
воображаемом мире, его воображение создает реальность. Поэтому нация
есть реальная общность. Ведь, несмотря на неравенство и противоречия
внутри нее, принадлежность к нации порождает реальное ―горизонтальное
товарищество‖»7.
Данные определения фокусируется на искусственной природе наций,
связывают ее происхождение с гражданством и государством. Такая позиция
активно начинает развиваться в XIX веке, после Великой Французской
революции. Иногда такое определение называют отдельно гражданской или
политической нацией, делая еще больший упор на ее происхождении и
источнике.
Данная
трактовка
появилась
для
противопоставления
происхождению власти монархов, как наместника бога на земле. Нация
понималась как гражданское сообщество, могущее и имеющее равные права
на
создание
государства,
и
в
дальнейшем
имеющее
возможность
контролировать эту власть8.
Важно понимать, что в гражданскую нацию обычно входит большое
количество различных этносов и этнических групп, они могут разговаривать
на разных языках и исповедовать разную религию9. Есть, конечно, и
Философский энциклопедический словарь, 2010
[Электронный
ресурс]
//
URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2795/%D0%9D%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF
(дата обращения: 01.05.2017)
7
Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм / Пер. с англ. М.: Праксис, 2002. – С. 29.
8
См.: Тишков В.А. О нации // Этнология и политика. Научная публицистика. М., Наука, 2001.
240 с.
9
См.: Тишков В.А. О нации // Этнология и политика. Научная публицистика. М., Наука, 2001.
6
7
исключения их этих правил, например, малые островные государства.
В России долгое время понятие нации находилось под определенным
запретом, и исследователи обычно оперировали понятием «народ», зачастую
подразумевая те же явления, что и на Западе. В советское время отказ от
признания советского народа был продиктован политическими установками.
Например, С.В. Чешко пишет следующее по данному вопросу: «С точки
зрения принятых в современном мире понятийных норм, следует признать не
только реальное существование в СССР ―советского народа‖, но и признать
его в качестве обычной полиэтнической нации — советской нации. <…>
Благодаря своему упорному стремлению сохранить ―самобытность‖, уберечь
свои теории и профессиональный язык от внешних влияний, отечественное
обществоведение попало в концептуальный тупик. Наши ученые не
отваживались отрицать существование американской, бразильской или
индийской наций, признавали принадлежность СССР к Организации
Объединенных Наций, но даже не допускали мысли о возможности понятия
―советская нация‖»10.
В имперской России также обычно оперировали понятием «народ»,
исходя из боязни национализма и признания «гражданской нации», которая
могла поставить под угрозу само существование монаршей власти.
В современной России понятие «национального государства»
и
«нации» воспринимается обычно в понимании моноэтничности и устранения
национального разнообразия. Однако, если мы изучим большинство
европейских государств, то увидим, что все они по-прежнему называют себя
национальными государствами и содержат в себе огромное количество
разнообразных народов, объединенных уже на более высоком уровне в
единую нацию. Указанный парадокс российского восприятия будет нами
рассмотрен в следующей главе.
После того, как мы рассмотрели многие определения нации, мы
240 с.
10
Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 1996. – С. 124.
8
считаем, что необходимо в рамках данной работы определить понятия
«народ», понимая под этим «этнические объединения с общей культурой,
языкой и т.д.». Под «нацией» в данной работе будут пониматься гражданские
объединения в рамках государства, в которые могут входить множественные
народы.
После того как мы определили понятия «нации» и «народа», мы может
перейти к определению уже самого понятия «национального строительства».
На протяжении последнего века это понятие активно изменялось и
эволюционировало. Впервые термин можно встретить в середине прошлого
века в 50-ые и 60-ые годы. Тогда он рассматривался как стратегия для
модернизации для стран третьего мира. В национальное строительство
включали
процесс
приведения
государства
к
некоторым
базовым
предпосылкам, необходимым для дальнейшего развития по европейскому
или западному образцу.11 Такими предпосылками являлись национальное
правительство, а также построение эффективного и готового к изменениям
государства. Также сюда включалось объединение народов в одно общее
целое – нацию. Важно понимать, что это не означает «устранение» народов;
оно заключается в появлении более глубокого единства между ними,
построенного не на этнических узах, а на гражданских. Изначально это
предполагало в основном реализацию экономической политики, но в
последующие годы также распространилось мнение о необходимости
политической и социальной политики.
В последующие годы начало развиваться и другое направление,
определяющее
национальное
строительство
уже
как
стратегию
политического доминирования. В целом, такое понимание включало в себя
элементы старого понимания, но фокусировалось на усилиях и действиях
государства, реализуемых в двух направлениях. С одной стороны, внутрь
государства, с целью формирования или усиления существующей нации
11
Jochen Hippler,
Conceptualization, 2002
Ethnicity,
State,
and
Nation-Building
-Experiences,
Policies
and
9
путем присоединения или устранения народов не входящих в эту нацию. С
другой стороны, это внешняя политика, направленная на усиление своего
влияния в других государствах путем поддержки близких к ним народов и их
элиты с целью влияния на национальное строительство в этой стране. Также
может идти речь о навязывании определенной политики таким группам с
целью изменения статус-кво в другой стране.
В последнее время термин также приобретает новое значение,
сфокусированное именно на влиянии одного государства на другое, а именно
на построении базовых предпосылок для западного пути развития. В
основном данное определение распространялось в среде американских
ученых и правительства начала XXI века.12 Данная теория строится, в
основном, на построении в других государствах демократических режимов
по примерам Запада и, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки.
В последнее десятилетие заметна тенденция в научной мысли о
возвращении
и
модернизации
старого
понимания
национального
строительства, в котором оно определяется как воздействие правящих элит
внутри государства, направленное на объединение внешних границ с
национальными границами13. Одним из основных представителей этого
подхода является американский ученый, с греческим происхождением
Харрис Милонас.
В своей работе он дает полноценный обзор теории национального
строительства и определяет полноценный набор стратегий реализации
национального строительства, в отличие от предыдущих исследований,
которые фокусировались на какой-то конкретной стратегии и описывали
лишь ее. В качестве примеров можно привести взгляды, которые делят все
стратегии на агрессивные или неагрессивные, а также сфокусированные
лишь на политике ассимиляции других народов. Такой взгляд позволяет
изучить какую-то конкретную сторону национального строительства, но не
12
Dobbins James, John G. McGinn, Keith Crane, Seth G. Jones, Rollie Lal, Andrew Rathmell,
Rachel M. Swanger, and Anga R. America’s Role in Nation-Building: From Germany to Iraq 2003.
13
Gellner, Ernest. Nations and Nationalism. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1983.
10
дает нам полноценный взгляд о нем.
В результате мы определили основные представления о народе и
нации, а также национальном строительстве, что дает нам возможность
перейти к рассмотрению подходов и стратегий национального строительства,
а также выделить конфликты возникающие при ее реализации.
11
1.2.
Научно
методологическая
база
национального
строительства: различные подходы и принципы.
Основные подходы к национальному строительству Харрис Милонас
описал в своей книге «The Politics of Nation-Building: Making Co-Nationals,
Refugees, and Minorities». В первую очередь нам необходимо понять, какие
стратегии применяют современные государства в реализации национального
строительства, в каких случаях и при каких обстоятельствах. Это
предоставит нам возможность взглянуть на конфликты, которые возникают
при их реализации.
Прежде чем переходить к стратегиям национального строительства,
нам необходимо определить основных акторов данного процесса. Ими будут
являться правящая элита нации, народы, а также внешняя сила.14 Первые две
являются активными участниками указанного процесса, когда как внешняя
сила воздействует на проводимую стратегию и отстаивает свои интересы.
Важно понимать, что в рамках национального строительства внешняя сила
вообще может не участвовать. Рассмотрим всех акторов более подробно.
Правящая
элита
нации
это
представители
демографического
большинства, которые разделяют общие традиции, культуру и язык. Обычно
они считают себя единой нацией. Этот актор нацелен на реализацию
необходимой для него политики национального строительства для создания
стабильного государства и усиления его влияния в мире. Его поведение будет
ограничиваться тремя факторами. С одной стороны, это возможные
издержки и затраты на реализацию определенной стратегии, а с другой – это
его возможности или попросту сила государства. Последним фактором будет
являться внешние последствия. В зависимости от этих он будет определять
свою стратегию.15
14
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013,
p23
15
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013. –
12
Второй активный актор национального строительства это народ. Это
может быть как народ напрямую входящий в состав нации, так и такой,
который только недавно был присоединен к государства и по отношению к
нему еще не начали применять стратегию национального строительства.
Основными
характеристиками
народов
в
рамках
национального
строительства можно назвать их размер, возможные требования, а также
организованность. Также важно географическое расположение в рамках
государства. От размера группы будет напрямую зависеть, какие именно
стратегии будет реализовывать государство, поскольку чем больше размер
народа, тем больше с ним вынуждены будут считаться. От первой
характеристики частично зависит и вторая: чем больше народ, тем больше он
может требовать. Соответственно, малые народы вряд ли будут требовать у
государства полноценной автономии, а вот признания потребовать могут.
Крупные же народы вполне могут говорить об автономии и даже о
независимости.
Другой немаловажной характеристикой является организованность.
Под ней мы подразумеваем наличие у народа партий, общественных
движений, религиозных или культурных организаций и так далее. Кроме
того, народ может быть представлен даже более простыми клановыми или
семейными структурами. От последней характеристики будет зависеть как
желание у внешних сил поддерживать народ, так и возможности по
реализации своих требований, поскольку сомнительно предоставление
другого государства, прямо в центре уже существующего. Как видно, эти
факторы одновременно воздействует, так на правящую группы, так и на
внешнюю силу.16
Третий возможный актор это внешние силы. Они присутствуют далеко
не всегда, но если они начинают поддерживать какую-либо народную
группу,
то
правящей
группе
придется
учитывать
это
влияние
и
p23-27
16
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013. –
p27-31
13
координировать свою политику в зависимости от них. Внешней силой может
являться
как
другое
государство,
так
и
просто
иностранная
или
международная организация.
Для
определения
влияния
внешней
силы
на
национальное
строительство мы должны понимать их мотивы. Можно выделить некоторые
типичные группы. В первую очередь это поддержка близких по языковым,
религиозным и другим признаком групп с целью сохранения их влияния на
государство или же, наоборот, присоединение их к себе. Второй мотив – это
поддержка тех групп, которые выражают такие же ценности, что и внешняя
сила для изменения баланса сил в другом государстве, а возможно и самой
правящей нации. Возможны, конечно, и другие более сложные мотивы.
Другим важным моментом в определении внешних сил является их
отношения с правящей группой. В зависимости от этих взаимоотношений
можно, в том числе, и усиливать воздействие на группы народов.17
После того, как мы определили основных акторов национального
строительства, необходимо обратиться к самим стратегиям:
1)
Ассимиляция - политика направленная на приобщение
других народов или групп внутри этих народов к культуре
государствообразующей нации. Данная политика может быть
направлена как на какой-то народ в целом, так и на некоторые его
части. Также важно понимать, что речь может идти и об
агрессивной
ассимиляции
в
ходе
колонизации
или
путем
устранения местных элит и после этого замены культуры таких
групп. Конечная цель ассимиляции это внедрение единой культуры
и включения других народов в единую нацию с утратой ими
многих культурных признаков.18
2)
Приспособление или аккомодация - политика направленная
на принятие культурной разницы между народом и нацией с
17
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013,
p31-35
18
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013, p21
14
сохранением у народа их культуры и институтов, при условии
уважения к законам и государству. Главный итог данной политики
заключается
в
придании
группе
статуса
национального
меньшинства и возможное предоставление автономии внутри
государства. Важно понимать, что хотя различия принимаются,
они не обязательно уважаются, что в конечном итоге может вести к
дискриминации и дальнейшим конфликтам в обществе. Также
после
этого
признания
часто
начинаются
действия
по
постепенному сокращению культурных различий, которые в
дальнейшем итоге могут привести к политике ассимиляции.19
3)
Политика исключения
- направлена на физическое
устранение нежелательных групп в пределах государства или
конкретного региона государства путем депортации, переселения,
погромов или геноцида. Также сюда включается сегрегация,
которая не подразумевает физического устранения группы. Эта
политика часто применяется при наличии несовместимых, по
мнению правящей группы, народов или же при угрозе внешнего
влияния, которое может повлечь за собой развал государства. В
результате политики исключения появляется большое количество
беженцев и жертв насилия со стороны режима.20
Если рассматривать политику по применяемым методам, то самая
неагрессивная политика это аккомодация, которая во многом является
компромиссом между правящей элитой нации и народом. Какие-либо
насильственные методы тут практически не применяются. Ассимиляция
представляет собой более агрессивную политику, поскольку она вполне
может предполагать насильственные методы принятия культуры. Сама по
себе ассимиляция представляет собой
политику
навязывания
своих
ценностей, хоть и не всегда прямым образом. Также нередко можно найти
19
20
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013, p22
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals, Refugees, and Minorities, 2013, p23
15
примеры ликвидации народных элит с целью облегчения процесса
ассимиляции. Политика исключения, в целом, строится на насильственных
методах, за редким исключением передачи территорий проживания нации
другим государствам или автономиям внутри государства.
Ассимиляция, в конечном итоге, должна приводить к устранению
этнических конфликтов, но ее проблема в том, что при ее проведении
количество таких конфликтов наоборот увеличивается, что в итоге может
привести даже к отказу от этой политики. Аккомодация лишь со стороны
кажется лишенной конфликтов, она приводит лишь к заморозке и
временному урегулированию конфликтов, что мы наглядно покажем во
второй главе. Политика исключения может привести так и к появлению
новых конфликтов, так и к полному их устранению, но второй случай
встречается крайне редко и связан либо с полным геноцидом народов, либо с
избавлением от удаленных территорий и народов, с которыми государство
уже не чувствует связи.
Сформировав базовые принципы национального строительства и
возможные конфликты, мы можем переходить к изучению истории
национального строительства в России в XX и XXI веке, а также к тем
конфликтам, которые возникают в ходе данного процесса.
16
1.3 Исторический обзор конфликтов, возникших в контекстной
связи с национальным строительством в России в 20-21 веке.
За последние 400 лет в состав России вошли более 100 больших и
малых
народов,
со
своими
языками,
культурными
традициями,
с
особенностям быта. Столь интенсивного национального строительства не
было более ни в одной другой стране.
Чтобы понять основные принципы национального строительства в
России, необходимо осознать, что Россия, как писал великий русский
мыслитель И. А. Ильин, «есть не случайное нагромождение территорий и
племен и не искусственно слаженный «механизм» «областей», но живой,
исторически
выросший
подлежащий
географическое
и
культурно
произвольному
единство,
оправдавшийся
расчленению.
части
которого
Этот
организм,
организм
связаны
не
есть
хозяйственным
взаимопониманием; этот организм есть духовное, языковое и культурное
единство, исторически связавшее русский народ с его национальными
младшими братьями духовным взаимопониманием; он есть государственное
и стратегическое единство, показавшее миру свою волю и свою способность
к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и
вселенского мира и равновесия».21
Кратко коснемся принципов национального построения Российской
империи.
На
протяжении
длительного
периода
Россия
являлась
многоэтническим государством. Русский этнос был самым многочисленным.
Именно поэтому и стал составлять ядро полиэтнической системы России.
Согласно переписи 1897 г., родным русский язык являлся для 47 %
населения, к сравнению: украинский – для 19 %, белорусский – для 5 %.
Остальные языки еще меньше.22
Итак, основным этносом национального строительства России конца 19
Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России. М. Пересвет 1992. – С.3.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Изд. Центр. Стат.
комитетом М-ва вн. дел ; Под ред. Н. А. Тройницкого. СПб., 1897 - 1905.
21
22
17
века являлись русские и, вплоть до Февральской революции 1917 г., Россия
представляла
собой
унитарное
государство
с
многонациональной
структурой. Такая структура, состоящая из множества этносов, исторически
сложилась в процессе различных экспансий, завоеваний, включений,
присоединений
Российской
Империей
территорий
с
исторически
проживающими там местными этническими группами и этносами.
Исходя из этого, национальное строительство до 1917 года являлось во
многом вопросом взаимодействия русского населения с остальными
присоединенными народами России, и действий Империи по отношению к
ним.
В России XIX – начала ХХ вв. понятия «нация» и «империя» были
связаны неразрывно. Эта связь оказывала благотворное влияние на процесс
строительства и обеспечивала отсутствие противопоставления русскому
народу проживающих на таких территориях этнических групп и этносов.
После февральской революции национальное строительство стало
развиваться
по
пути
федерального
устройства
и
формирования
многонационального государства на основе добровольного объединения
равноправных народов и наций. Этот процесс шел в три шага.
Первый шаг (октябрь 1917 – середина 1918 гг.) – создание Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики, которая построила
курс на равноправие народов и стала формироваться в федерацию нового
типа.
Основой
национального
строительства
на
первом
этапе
стала
«Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г., провозгласившая
«равенство и суверенность народов России; их право на свободное
самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного
государства;
отмену всех
и
всяких
национальных
и
национально-
религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных
меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России».23
23
Декреты советской власти. В 2 т. — Том I. — Москва: Государственное издательство
18
Вместо
царской
России
возникли
суверенные
и
автономные
республики, автономные образования по признаку национального состава
населения территории.
Второй шаг непосредственно связан с периодом гражданской войны и
иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.). На этом этапе сложилась
устойчивая группа советских республик, взаимодействующих друг с другом
по разнообразным вопросам.
В результате был принят Декрет от 6 июня 1919 г., оформивший
военно-политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии,
приведший к тесному объединению под руководством единых коллегий24:
1) военного руководства и командования;
2) советов народного хозяйства;
3) транспорта;
4) финансов;
5) комиссариатов труда республик.
На третьем шаге (1921–1922 гг.) происходит объединение народов
советских республик на основе военно-хозяйственного союза и создание
общего дипломатического фронта.
Но назрела необходимость более тесного сотрудничества республик во
всех областях жизни, что и обусловило необходимость создания союзного
государства.
26 октября (8 ноября) 1917 г. – В числе первых 13 наркоматов, был
учрежден Наркомат по делам национальностей РСФСР, задачей которого
стало создания автономных советских республик и областей.
В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и
крестьянских
депутатов
принял
―Декларацию
прав
трудящегося
и
эксплуатируемого народа‖25 закрепившую в качестве основы союза – союз
политической литературы, 1957.
24
См.: там же.
25
Декреты советской власти. В 2 т. — Том I. — Москва: Государственное издательство политической
литературы, 1957
19
свободных наций в виде федерации Советских национальных республик и
стала называться Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика.
Основными
вступления,
принципами
равноправие
были
наций,
провозглашены:
пролетарский
добровольность
интернационализм,
демократический централизм. В качестве Высшего органа федерации
утвержден Всероссийский съезд Советов, который избирал ВЦИК и
Совнарком. Это был первый опыт советского национально-государственного
строительства.
В 1920–1921 гг. национальное строительство в РСФСР имеет
широчайшие масштабы. Идет создание автономий. Часть народов впервые
обретают свою государственность, другие восстанавливали свою на новом
уровне. К концу 1922 года в состав РСФСР входили:
●
8 автономных республик (Туркестанская, Киргизская
(Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская,
Якутская, Крымская);
●
11 автономных областей (Чувашская, Марийская,
Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская,
Ойротская,
Карачаево-Черкесская,
Кабардино-Балкарская,
Черкесская (Адыгея), Чеченская);
●
трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев
Поволжья и Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. -автономная
республика).
В дальнейшем автономии возникали в других республиках. Например,
в 1923 г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане
(будущий очаг напряженности).
В
1921
г.
вместо
Российской
империи
существовало
7
социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР,
Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика
Абхазии, Бухарская
и
Хорезмская народные советские республики,
20
Дальневосточная республика.
Назрела необходимость создания единого государства, вызванная не
только внутриполитическими причинами, но и внешнеполитическими
факторами.
Существовали разные точки зрения о том, что взять за основу союза
республик, конфедерацию или федерацию, основанную на автономии. Как
альтернатива рассматривался путь сохранения существовавших договорных
отношений со значительным усовершенствованием их. При конфедерации ее
члены оставались полностью независимы, но могли при необходимости,
координировать
свои
действия
в
определенных
целях
посредством
объединенных органов (военных, внешнеполитических и т.д.) массовой
поддержки не получило.
С лета 1922 г. ЦК РКП(б) вплотную занялся вопросом подготовки к
объединению советских республик. В начале августа начала работу комиссия
по созданию федерации на основе «автономизации». Пленум ЦК РКП(б) 6
октября 1922 г. принял ленинское предложение о форме объединения
советских республик в союзное многонациональное государство.26
Как итог всего этого национального строительства 30 декабря 1922 г. в
Москве в Большом театре состоялся I съезд Советов Союза Советских
Социалистических Республик, который принял Декларацию Союза ССР и
Союзного договора, который определял исключительные полномочия Союза
ССР, закреплял суверенитет союзных республик. А также полномочия,
которые добровольно отдавали союзные республики во имя общих интересов
Союзу ССР. Второй Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил
первую
Конституцию
СССР,
оформив
создание
единого
союзного
государства как федерацию суверенных советских республик.27
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / КПСС ;
Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. 8-е изд., доп и испр. - М. , 1970-1984. Т.2. – С. 401402.
27
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II
Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) [Электронный ресурс] // URL:
http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508661/ (дата обращения: 02.05.2017).
26
21
Подобным образом было завершено создание единого союзного
государства и законодательно закреплено полное равенство народов, их
суверенитет, равные права и равные обязанности всех народов.
В составе созданного союза республик имелось 33 национальногосударственных образования:
● союзных республик – 4,
● автономных республик – 13,
● автономных областей – 16.
Принятие первой Конституции СССР в 1924 г. вызвало активный
процесс появления новых республик и автономных областей.
Например, 15 сентября 1924 г. III чрезвычайная сессия ЦИК
Туркестанской АССР принимает постановление о размежевании на
территории республики. В результате вместо Туркестанской АССР,
Бухарской и Хорезмской Социалистических Республик были образованы:
Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской
ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР и
Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, расположенные на
той же самой территории.
В 1924 г. из состава Украинской ССР вышла Молдавская АССР. К тому
моменту она, единственная из автономий, имела свою Конституцию.
Полностью преобразована территория Белорусской ССР. До 1924 года
она включала в себя только 6 уездов бывшей Минской губернии, и,
соответственно, не имела практически никакой хозяйственной базы для
обособленного национального развития. Поэтому в 1924 г. в нее вошли ряд
уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, до этого момента
входившие в состав РСФСР.
По решению Президиума ЦИК СССР от 2 января 1925 г., в состав
Таджикской АССР включена территория Памира, где образована ГорноБадахшанская автономная область.
Кара-Киргизская АО в мае 1925 г. переименована в Киргизскую
22
автономную область, а позже в 1926 году преобразована в Киргизскую
АССР, а в апреле 1930 г. она получила право войти в Совнарком СССР и
Совет труда и обороны в порядке представительства.
В мае 1925 г. Третий съезд Советов СССР принял постановление «О
вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических
Советских Республик».28
В октябре 1925 г. Узбекская ССР и Туркменская ССР вошли в состав
СССР.
В 1926 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о передаче
Белорусской ССР Гомельского и Речицкого уездов.
В декабре 1929 года Таджикская АССР вошла в состав СССР на правах
союзной республики - Таджикской ССР.
В мае 1932 г. стала автономной республикой Кара-Калпакская
автономная область.
В 1936 г. ЗСФСР распалась на три союзных республики: Грузию,
Армению, Азербайджан.
В 1936 году Казахская АССР была преобразована в союзную
республику.
Данная политика продолжалась до середины 1930-ых годов. Затем она
была приостановлена до смерти Сталина и началась обратная политика.
В конце 1935 года для разработки проекта новой Конституции СССР
была создана Конституционная комиссия под председательством И.В.
Сталина.
Данный
шаг
был
предпринят
с
целью
законодательного
утверждения тезиса о победе социализма в Советском Союзе.
12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован. Ее обсуждение
носило необычайно широкий характер. Комиссия получила 154 тыс.
предложений, поправок, дополнений. В последствии было принято 47
поправок и дополнений к более чем 30 статьям.
Третий съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик. Стенография, отчет,
М., 1925; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических
Республик : Сб. документов. Т. 3 / АН СССР, Ин-т права. — М., 1960.
28
23
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный Съезд Советов принял новую
Конституцию СССР. Основной причиной принятия Конституции стало
превращение СССР в мощную промышленную державу, в которой исчезали
черты
аграрно-индустриального
государства
и
капиталистической
экономики. Закрепилось понятие «социалистическая собственность на
орудия и средства производства», полностью уничтожены эксплуататорские
классы, сформировалось колхозное крестьянство, началась работа по
созданию демократической избирательной системы.
В
Конституции
1936
г.
закреплялась
федеративная
система.
Полноправными субъектами федерации являлись, однако, только союзные
республики. Так же был изменен производственный порядок выборов в
Советы на территориальном уровне.
В конце 30-х годов территория СССР расширяется за счет внешней
экспансии и аннексии территории у Польши, Румынии и Финляндии.
В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о
включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной
Белоруссии в состав Белорусской СССР, мотивируя это решение обращением
к нему Народных собраний обеих территорий.
В марте 1940 г. часть ранее принадлежавшей Финляндии территории
была присоединена к Карельской автономной республике.
В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении
территорий из состава Румынии, в состав Украинской СССР (Северная
Буковина и несколько уездов Бессарабии) и Молдавской ССР (часть
Бессарабии). На вновь обретенных территориях было введено советское
законодательство, а также проведена национализация и земельная реформа.
В феврале 1941 г. Молдавия приняла свою республиканскую Конституцию.
С созданием СССР была решена двойная задача: сохранение и
дальнейшее
использование
преимуществ
крупнейшего
государства
с
многовековой историей и создание единого экономического пространства, а
также уникальная возможность предоставить нациям и народностям право
24
создавать и развивать свою государственность.
В июле-августе 1941 года была ликвидирована АССР немцев
Поволжья29, в результате чего более 360 000 советских немцев были
депортированы в Казахстан и другие восточные районы страны, республику
Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.30
Со своих территорий были депортированы представители народов,
страны которых входили в гитлеровскую коалицию (немцы, венгры, болгары,
финны).
На основании решения Военного совета Ленинградского фронта от 20
марта 1942 г. из прифронтовой зоны - март-апрель 1942 года - было
депортировано около 40 тысяч немцев и финнов в Иркутскую область,
Красноярский край и Якутскую АССР
В 1944 году были депортированы чеченцы. Те, кто вернулся домой
после войны с фронта, были повторно депортированы в 1947—1948 гг. На
опустевшие земли на Северном Кавказе были переселены русские и иные
народы СССР, часть территории Ингушетии передана в состав Осетии.
Возвращение депортированных очень скоро привело к конфликтам на
национальной почве. В 1957 г. в Грозном произошел чеченский погром.
Тотальной депортации в годы Великой Отечественной войны были
подвергнуты семь народов: немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы,
балкарцы и крымские татары. У других народов тотальная депортация не
сопровождалась ликвидацией автономий, поскольку их просто не было; это
петербургские финны, корейцы и турки-месхетинцы.31
В ноябре 1943 года ликвидирована Карачаевская АССР. Тысячи
карачаевцев депортированы на восток страны
31 января 1944 года принято постановление ГКО СССР № 5073 об
Указ Президиума ВС СССР от 7.09.1941 об административном устройстве территории бывшей
Республики Немцев Поволжья - Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета
СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное
издательство юридической литературы, 1956. — С. 41
29
Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему указанию..."// Гриф и Ко,2011. С. 33
Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему указанию..."// Гриф и Ко,2011. С. 80
30
31
25
упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации еѐ населения в
Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским захватчикам».
После ликвидации Чечено-Ингушской АССР с 23 февраля по 9 марта 1944
года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей
более 496 тысяч человек — представителей вайнахской народности с мест их
постоянного проживания в отдалѐнные районы Казахстана и Киргизии.
ЧИАССР была упразднена, из еѐ состава в Дагестанскую АССР переданы 4
района, в Северо-Осетинскую АССР — один район, на остальной территории
образована Грозненская область.
8 марта 1944 — ликвидация Кабардино-Балкарской АССР и
образование на ее основе Кабардинской АССР, депортация балкарцев в
восточные регионы.32
В 1944 году турки, проживавшие в области Месхети (Грузия), были
насильственно депортированы в Узбекистан.
17—18 мая
1944 ликвидирована Крымская АССР, депортация
крымских татар в восточные районы страны.33
Новый исторический период начинается после смерти Сталина. 19
февраля 1954 года был принят указ о передаче Крымской области в
состав Украинской ССР.
Состоявшийся в конце февраля – начале марта 1954 г. Пленум ЦК
КПСС одобрил курс на подъем целинных и залежных земель в
Казахстане, Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе, в других районах
страны. Это решение определило его как важнейшую государственную
задачу.
В походе на целину в основном участвовала молодежь. Более 350.
тыс. молодых людей всех национальностей поехали
на целину
Казахстана и Сибири. Там были представители Российской Федерации,
Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему указанию..."// Гриф и Ко,2011. С. 52
Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему указанию..."// Гриф и Ко,2011. С. 61
32
33
26
Украины, Прибалтики и других республик, они во всех областях
деятельности. Было создано огромное количество межнациональных
семей.
В 1956 году была упразднена Карело-Финская ССР, создана
Карельская ССР и включена в состав РСФСР в качестве автономии.
В На протяжении всего периода с 1956 до распада СССР Советский
союз состоял из 15 союзных Советских Социалистических Республик
(ССР):
Крупные республики, в свою очередь, делилась на области.
Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Армянская ССР
областного деления не имели.
На этом историческом этапе началась в 1962 году разработка новой
конституции 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР постановил
выработать
проект
новой
Конституции
СССР
и
создал
Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем
Конституционной комиссии был назначен Н.С.Хрущев. Конституция
была разработана уже после смены Хрущева. И окончательно принята
07 октября 1977 года.
С этого и начался следующий исторический этап.
1977-1991.Одно из основных событий этого периода - это война
коммунистического правительства Афганистана и вошедших на помощь
ему советских войск против исламских повстанцев. 5 декабря 1978 года
руководство СССР заключило советско-афганский договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве, предусматривающий взаимопомощь
сторон в отражении внешней угрозы. В рамках этого договора 12
декабря 1979 года Политбюро одобрило
ввод советских войск в
Афганистан. 28 декабря советские войска были введены в Авганистан..
Это оправдывалось внешней агрессией против Афганистана, военные
27
действи продолжались до 5 февраля 1989 года .
Летом 1980 года в Москве состоялись Летние Олимпийские
игры.
После избрания М.С.Горбачева первым секретарем ЦК КПСС в
1985 года 23 апреля того же года Пленум ЦК КПСС, объявляет начало
перестройки.
Но лавинообразный процесс развала советского Союза уже не
остановить.
17—18 декабря 1986 в связи с отставкой Д. А. Кунаева с поста
первого секретаря ЦК КП Казахстана происходят массовые волнения в
Алма-Ате. Это можно считать датой начала активного сепаратистского
движения в СССР. В феврале 1988 антиармянский погром в Сумгаите
(Азербайджан).
Вместо объективного расследования Верховный совет СССР
принимает поправки к Конституции СССР, дающие возможность
введения в СССР чрезвычайного положения. Этот шаг не меняет
ситуации, процесс развала не остановить.
В
все
социалистические
Весь период 1989 -1991 года сопровождается
демонстрациями ,
1988—1989
годах
ликвидируются
государства в Восточной Европе .
волнениями, погромами, которые разгоняются с применением военной
В июле 1989 года начинаются забастовки в Кузбассе.
Ноябрь 1989 года ознаменован падением «Берлинской стены».
Начинается последовательный выход республик из состава СССР.
11 марта 1990 года принятие Акта о независимости Литвы.
12 июня 1990 года принятие I Съездом народных депутатов РСФСР
Декларации о государственном суверенитете РСФСР
28
Начинается новый этап современной России.
В августе 1991 года в моске произошел государственный перевород,
совершенный силами Государственного Комитета по Черезвычайному
Положению в целях недопущения подписания договора Суверенных
государств и ликвидации СССР. Однако попытка провалилась, но
Горбачев М.С. сложил с себя полномочия президента СССР . Реальная
власть перешла к Б.Н.Ельцину. После нейдачной попытки путча была
распушена КПСС , а члены ГКЧП арестованы.
8 декабря 1991 годы в Беловежской Пуще было руководителями
Белоруссии, России и Украины было подписано соглашение о
ликвидации СССР. Так называемое Беловежское Соглашение Это
соглашение ознаменовало конец такого государства как СССР.
В рамках этого параграфа мы выделили пять основных периодов в
развитии национального строительства в СССР и дали краткий
исторический обзор основных характеристик и событий каждого
периода.
29
Глава
2.
Национальное
строительство,
конфликты,
взаимосвязи, причины и последствия
2.1. Анализ реализации стратегий и политики национального
строительства в СССР
В прошлой главе мы выделили основные принципы национального
строительства,
а
также
выделили
основные
исторические
периоды
существования национального строительства в СССР XX Всего таких
периодов пять, каждому из них свойственны свои собственные особенности
и политика национального строительства. Рассмотрим каждый из этих
периодов отдельно.
Как мы уже выделили ранее первый период начинается в 1917 году с
Октябрьской революции и продолжается до принятия конституции в 1924
году. Как мы уже упоминали выше, в результате принятия «Декларация прав
народов России», это положило конец существованию до этого прообраза
единой нации на территории Российской империи и определило начало
строительство национальных государств на его территории. Наряду с этим
шел процесс построения Советского государства. На данном периоде мы не
можем выделить какие либо яркие примеры применения стратегий
национального строительства, но он важен нам по причине отмежевания
многих народов и превращение их в полноценные нации, так же на этом
моменте начинают закладываться основы существования государства,
которые затем будут положены в конституцию 1924 года, которая уже
определит стратегию национального строительства на территории России.
Второй период начинается после принятия
конституции 1924
года,которая заложила структура СССР и позволяет нам говорить о тех
принципах которые были заложены, а также о той стратегии которая
проводилась в этот период на территории СССР. Конституция закрепляет
федеративное устройство союза, а также вводит норму о равноправии
народов союза. Конституция давала права широкой автономии республикам
30
в составе союза, не вводилась единая система образования, права народов на
территории
считались
равными.
Сам
союз
забирал
на
себя
внешнеполитическую деятельность.
Таким образом в начале этого этапа мы можем говорить, о создании
союза народов, без попытки создания единой нации или же внедрить единую
идеологию. В современных трудах о состоянии наций в СССР в это время
часто можно встретить мнение, что в союзе шло активное конструирование
―социалистических наций‖.34 Другим важным моментом в развитии СССР в
национальном вопросе является изменение состава республик, а именно
присоединение и выделение новых республик по национальному признаку.
Таким образом в данном периоде мы можем говорить об отсутствии единой
нации и политике развития местных народов путем создания для них языков,
выделения автономий, а также предоставления максимальной свободы во
внутренних вопросах. Русский язык не признавался государственным языком
СССР, а его изучение не являлось обязательным в национальных
республиках и областях.
Ситуация начинает изменяться с 30-ых годов, когда начинает
готовиться новая советская конституция, которая была принята в 1936 году и
ознаменовала начало нового периода, в котором мы можем наблюдать более
агрессивную
национальную
политику.
Данное
издание
конституции
передавало гораздо больше власти центральной власти, республики потеряли
большую часть своей самостоятельности, государство начинает проводить
более авторитарную политику на своей территории, в том числе и в рамках
национального строительства.
В 1938 принимается закон который закреплял русский язык для
обязательного изучения в национальных школах.35 Этот закон поднимает
статус русского языка в союзе и является важным шагом для единой нации.
Следующим серьезным испытанием для СССР становится Великая
34
Martin T. The Affirmative Actions Empire. Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923—1939/ Ithaca,
2001.
35
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах
национальных республик и областей» №324
31
Отечественная война, в котором мы можем серьезно говорить о появлении в
СССР единой памяти и традиций, все это в конечном итоге было
подкреплено и продолжением государственной агитации уже в послевоенные
годы. Уже в этот период мы можем говорить об окончательном
формировании такого понятия как советский народ, который на самом деле
являлся такой же гражданской нацией, как и многие другие полиэтнические
государства того времени.36
Другим важным этапом в эти годы является распространение практики
депортации, которая как мы уже упоминали в первой главе является одной из
стратегий
национального
строительства.
Важно
понимать,
что
эти
депортации начались из за опасения внешнего влияния, и их антисоветской
деятельности во время войны. Некоторые народы были лишены права
автономии, что также свидетельствует о резкой смене политики в отношении
них. В послевоенные годы это привело к возникновению новых конфликтов
на национальной почве, которые мы можем наблюдать и в современности, в
отношении остальных народов можно наблюдать массовую эмиграцию из
страны.
В послевоенный период также произошло важнейшее международное
событие, создание Организации Объединенных Наций, в который вошла
СССР как страна основатель, что дало многих западным ученым основания
для причисления ее к нации, но также Украинской ССР и Белорусской ССР
благодаря изменениям в конституции от 1944 года.37 Данное событие
позволяет
нам
судить,
об
отсутствии
желании
руководства
союза
утверждения единой нации и служит важным основаниям для права этих
двух республик на независимость.
Начало Холодной войны ознаменовало усиление политики влияние
СССР на национальную политику в других государствах, преимущественно в
36
В.А. Тишков О российском народе и национальной идентичности в России /Бюллетень Сети
этнологического мониторинга и раннего предупреждени, №72, 2007
37
Закон СССР от 1 февраля 1944 г. "О предоставлении союзным республикам полномочий в области
внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из
общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат"
32
развивающихся. В самом союзе шло восстановление после войны, которое
дало еще больше оснований для национального объединения, так же как и
научный прогресс, который ставил СССР на одну ступень с ее новым
противником, США и капитализмом которое оно воплощало.
Данный период завершается со смертью Сталина в 1953 году и
передачей Крыма в состав союзной социалистической республики Украины в
1954 году. Следующий период растянулся с 1954 по 1977 год. Он характерен
политикой реабилитации депортированных народов, которые постепенно
начинают возвращаться на свою историческую родину. Большинству ранее
депортированных народов вернули и автономию, исключением стали только
немцы и крымские татары.
Научный прогресс на данном этапе позволил создать дополнительные
причины для гордости и еще более укрепил единство советского народа.
Наряду с этим появилось концепция о советском народе как ―новой
исторической общности‖. При этом, как мы уже упоминали до этого у
советского народа можно было выделить все характерные приметы нации,
такие как ―объединяющие символы, ценности, представления, культурный
арсенал и общепережитые драмы и достижения‖38
Государство в большей степени сосредотачивается на укреплении
своего влиянии на территории других стран и создании там режимов и наций
по советскому образцу, действуя как внешняя сила в других государствах.
Сюда же можно отнести ввод советских войск в 1956 в Венгрию и в 1968 в
Чехословакию, как более активные действия в реализации этой политики.
В конституции 1977 года заложено упоминание новых важнейших
принципов, таких как прямое упоминание народа и отождествление его с
носителями власти,39 что еще больше сближает определение советского
народа с гражданской нацией. Наряду с этим был более явно указан
суверенитет союзных республик и их право на выход из союза, что в
конечном итоге сыграет большую роль в развале СССР.
38
В.А.Тишков О российском народе. /Дружба народов, №8, 2006
Конституция СССР 1977 г., в редакции от 7 ноября 1977 г., ст.2
39
33
Следующем серьезным конфликтом связанным с национальным
строительством в истории СССР является война в Афганистане, которая
серьезно истощила ресурсы политического центра. Наряду с ослаблением
центральной власти, это привело к смене баланса сил в пользу советских
республик и стало свидетельствовать о начале распада СССР.
В дальнейшем мы можем наблюдать развитие разнообразных
этнических конфликтов внутри союза, выступления за независимость и
проявление скрытых до этого конфликтов. Важно понимать в чем
заключалась скрытая суть этих конфликтов и желания суверенитета у
отдельных наций в составе СССР.
В СССР параллельно велось сразу две политики национального
строительства. С одной стороны это была политика аккомодации и
поддержания этнических народов в республиках СССР и предоставления им
автономии,
вплоть
до
возможности
иметь
самостоятельные
внешнеполитические взаимоотношения. В вопросах же части из этих народов
некоторое время велась политика устранения, заключающаяся в депортации,
переселении и лишения автономии.
С другой стороны в союзе формировалось гражданская нация, которая
объединяла разнообразные народы на территории СССР, но к сожалению за
всѐ протяжение истории союза, так и не появилось никакой стратегии
направленной именно на развитие и поддержание гражданской нации и еще
существование игнорировалось и отрицалось, создавались далекии от
действительности понятия о ―новой исторической общности‖. В итоге мы
можем говорить о существовании общих уз скрепляющих население
большей части союза, но политическая элита не приложила усилий для
продвижения и легитимации таких отношений, что в ситуации ослабления
политического центра и привело к распаду СССР. Теперь нам необходимо
проанализировать становление и развитие национального строительства в
современной России.
34
2.2. Анализ реализации стратегий и политики национального
строительства в современной России
В рамках российской истории на данный момент можно выделить два
этапа развития национального строительства, первый с 1991 года по 2000 и
второй с 2000 и вплоть до настоящего времени. Россия после распада СССР
унаследовала территориальное деление РСФСР, а также и все связанные с
этим
особенности.
Государство
руководствовалось
принципами
заложенными в старой советской Конституции. В первые же месяцы
независимости это
неизбежно вызвало повторение схожих проблем,
имеющихся в СССР.
Многие до этого являвшиесями автономными республиками в составе
РСФСР,
начали
объявлять
себя
советскими
социалистическими
республиками в составе РСФСР и начали проводить собственную политику и
изменять законодательство Это потребовало от России срочных мер по
изменению
федеративного
устройства
государства
и
обновления
Конституции.
Первый из этих шагов был выполнен подписанием Федеративного
договора в 1992 году, который определил новую форму федеративного
устройства государства, его отказались подписывать Татарстан и Ичкерия.40
В 1993 году была принята новая конституция РФ, которая закладывала новые
базисы отличимые от советского прошлого. Подписание этих двух
документов позволило преодолеть ―парад суверенитета‖ на территории
России, оставив неопределенным статус Татарстана, который отказался
участвовать в голосовании о принятии новой конституции. Начало
урегулирование конфликта было положено 15 февраля 1994 года, после
длительных переговоров начатых еще в 1992 году, в целом исследователи
называют данный договор заключенным с серьезными уступками в пользу
Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) [Электронный ресурс] // URL:
http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/#100 (дата обращения: 04.05.2017).
40
35
республики Татарстан.41
Подписание этого договора положило начало практики подписания
индивидуальных договоров с субъектами федерации, в 1994 году было
подписано еще два таких договора, в 1995 их было подписано уже 4, а в 1996
уже 16 таких договоров, в 1997 - 12, в 1998 - 6. Как итог всей этой
деятельности в 1999 году был принят отдельный закон "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации"42
Другим серьезным конфликтом, связанным с суверенитетом, являлась
позиция руководства Чечено-Ингушской автономной республики. В 1991
году была объявлена независимость Чеченской республики. В ответ на это и
захват местных органов власти и армейских частей на территории
республики РФ вводит чрезвычайное положение, которое не имеет
серьезного эффекта. В 1992 году республика отказывается подписывать
федеративный договор. Переговоры о подписании федеративного года шли
вплоть до 1994 года. После отказа подписания конституции в 1994 году и
заключения федеративного договора руководство Чеченской республики
объявляет всеобщую мобилизацию и начинает ―священную войну за
независимость‖. В промежутке между 9 ноября и 11 декабря президентом
подписывается ряд указов, направленных на установление конституционного
строя на территорию республики, а также об обеспечении территориальной
целостности. В дальнейшем Конституционный суд признает эти указы
законными.43 Боевые действия продолжались до 1996 года.
31 августа 1996 были подписаны Хасавюртовские соглашения,
закрепляющие вывод российских войск и прекращение военных действий на
Бушуев А.С. История переговоров Российской Федерации и Республики Татарстан в 1991–
1994 гг. // Федерализм. 2014. № 2. С. 155–162.
42
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ, [электронный ресурс] //URL:
http://base.garant.ru/180605/1/#ixzz4hJ976quX (дата обращение 07.05.2017)
43
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П [электронный ресурс]
//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/ (дата обращения 07.05.2017)
41
36
территории Чеченской республики. Статус Чеченской республики не был
окончательно установлен. Начиная с 1999 года можно говорить об
обострении ситуации в республике. Боевики ЧР уже летом начали вести свою
деятельность на территории других субъектов Российской Федерации. 23
сентября был подписан указ президента ―О мерах по повышению
эффективности контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона Российской Федерации‖44 В этот период проходили
наиболее активные боевые действия, но урегулирование конфликта,
возникшего в связи с желание Чеченской республики из состава РФ,
наступило только в следующем периоде, поэтому мы вернемся к этому
вопросу позже.
На протяжение всего этого периода ведется попытка разработки новых
стратегий и принципов национальный политики в Российской Федерации.
Одним из важных этапов разработки такой стратегии, является принятие в
1996 году ―Концепции государственной национальной политики‖. Несмотря
на изначальное желание включить в концепцию многие прогрессивные по
отношению
к
национальному
строительству
на
территории
России
положения, как упоминание нации, подразумевая гражданскую нацию, так и
статьи
об
определяющей
роли
русского
народа
в
национальном
строительстве. Концепция в основном концентрируется на этническом
равенстве
и
равноправии
народов,
давая
им
возможности
для
самоопределения в рамках территориальных-образований и национально
культурных автономий.45 Эти недостатки легко объяснимы нежеланием
большого количества субъектов Российской Федерации отказаться от части
уже полученного суверенитета, это связано с устаревшими и пришедшими из
СССР, представлениями о ―нации‖ и ―народе‖.
Несмотря на все уступки, совершенные в 90-ые годы, основная цель
Указ Президента Российской Федерации от 23.09.1999 г. № 1255с [электронный ресурс]
//URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14427 (дата обращения 07.05.2017)
45
Тишков В.А. О концепции государственной национальной политики /Бюллетень Сети
этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N9, 1996
44
37
была достигнута - Российская Федерация не повторило судьбу СССР, но во
многом концепции, принятые в этот период, повторяют модели и ошибки
советских принципов национального строительства, что несет в себе угрозу
скрытых конфликтов и может в конечном итоге привести к таким же
последствиям. Теперь наша задача, рассмотреть каким образом стратегия
национального строительства изменилась в последующие годы и выявить
происходящие конфликты.
Второй период в современной истории Российского государства
связанный с национальным строительством начинается с избрания в 2000
году президентов В.В. Путина. Сначала обратимся к ранее не решенным
вопросам. В первую это очередь, это статус республики Татарстан, который
был закреплен лишь договором о взаимном делегировании полномочий.
Первым шагом к определению окончательного статуса Татарстана, принятие
госсоветом Татарстана новой редакции конституции от 19 апреля 2002 года,
которая устраняла большинство имеющихся противоречий с конституцией
Российской Федерации.
Следующим шагом явилась подготовка договора о разграничении
полномочий, который существенно ограничивал суверенитет республики
Татарстан, в основном это касалось экономических вопросов, культурная
самостоятельность и самоопределение не была. Договор подписывался в
течении двух лет, из за необходимости преодоления вето наложенного
Советом Федераций. В итоге он окончательно был подписан в 2007 году.46
Другим не менее важным изменением в национальной политике
является прекращение деятельности Комиссия при Президенте РФ по
подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов
Российской
Федерации,
что
ознаменовало
отсутствие
необходимости перезаключения ранее заключенных договоров с субъектами
46
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан [электронный ресурс]
//URL http://tatarstan.ru/documents/polnomochia.htm (дата обращения 07.05.2017)
38
федерации о разграничения полномочий. Наряду с этим была создана, новая
комиссия при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении
предметов
ведения
и
полномочий
между
федеральными
органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.47 В результате
деятельности этой комиссии за 2003-2010 года, было осуществлено
перераспределение полномочий между федеральными органами власти и
субъектами Российской Федерации, в том числе и перераспределение
бюджетов.48
Другим неразрешенным вопросом оставшимся с прошлого периода,
является вопрос Чеченской республики. В начале 2000 года, в Чечне
продолжались активные боевые действия. Данная фаза продолжалась до лета
2000 года, когда главой Чеченской Республики был назначен Ахмат
Кадыров. После этого, мы можем говорить о проведении именно
контртеррористической операции.
В 2003 году на референдуме была
принята конституция Чеченской Республики, к 2007 году можно говорить об
приведении ее в полное соответствие с конституцией Российской Федерации.
В 2009 году была прекращена контртеррористическая операция в
Чеченской
Республике,
хотя
даже
после
этого
там
периодически
совершаются теракты и есть сообщения о движениях боевиков. Другим
фактором поддержания стабильности в регионе, являются повышенные
дотации в экономику региона,, которые позволило стать самым динамически
развивающимся регионом России. Сочетая все эти факторы, мы можем
говорить о временном урегулировании конфликта в регионе, но следует
принять во внимание, что такое положение республики может вызвать
недовольство других субъектов Российской Федерации.
В этот период наличие проработанной и актуализированной стратегии
Указ Президента Российской Федерации №741 от 21 июня 2001 года [электронный ресурс]
//URL http://kremlin.ru/acts/bank/17084 (дата обращения 07.05.2017)
47
48
АВ 2010г. Выпуск 20 Актуальные проблемы законодательного регулирования разграничения полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [электронный ресурс] //URL
http://iam.duma.gov.ru/node/8/4386/13997 (дата обращения 07.05.2017)
39
национального строительства становится очевидным уже к середине первого
десятилетия XXI века. Концепция государственной национальной политике
уже не соответствует вызовам времени, по причине изменения ситуации в
стране прошедшей путь от грани гражданской войны и распада на отдельные
национальные
Федерации
и
государства
появлением
до
сохранения
законодательных
целостности
основ
Российской
для
усиления
централизации. Такая стратегия в итоге появилась лишь в 2012 году, но мы
можем рассмотреть некоторые цитаты президента России в середине
двухтысячных. Приведем цитату: ―Для каждого человека Россия начинается
с его малой родины. И потому у Дня России есть не только общенародное, но
и личное измерение. Где бы мы ни родились, где бы ни выросли – все это
наше родное Отечество. А вместе мы – один, единый, могучий российский
народ.‖49 Мы можем сделать вывод, что в данный момент руководство
страны уже жестко не придерживается старой концепции, а начинает уходить
в сторону, упоминания общий российский народ. Это можно назвать первым
мостиком к новой стратегии принятой в 2012 году, на третьем сроке
президентства В.В.Путина.
Данная стратегия изложенная в президентском указе "О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года"50 В данной стратегии не упоминается ранее краеугольный
вопрос о направленности общества на самоопределение, а также угрозы
обществу из за вооруженных столкновений и их последствий.51 Основные
вопросы времени стратегии остались неизменными по отношению к 1996
году, что говорит о том, что государство все еще не придает особого
значения осознанию и укреплению российской нации.
В целях мы можем увидеть упоминания российской нации, что
Выступления на на торжествах по случаю дня России - 2003г. [электронный ресурс] //URL
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22023 (дата обращения 10.05.2017)
49
50
Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 [электронный ресурс] //URL
http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения 10.05.2017)
Болотина И.И., ИСАЕВА А. Ю. Гуманитарные науки №1 //Известия Тульского государственного
университета. - 2016 с.32
51
40
безусловно важный шаг по сравнению с концепцией, в котором российская
нации вообще не упоминалась. Понятие ―нация‖ в стратегии преподносится в
том же смысле, что и многонациональный народ. Также необходимо
добавить, что русский народ назван системообразующим ядром единения
народов России.
Важными задачами стратегии остается достижение равенство народов
и наций между собой, в социальном и экономическом плане, что является
новым взглядом на проблему. Дается попытка описания актуальных практик
реализации этой стратегии и ответов на перечисленные проблемы. Из этого
мы можем сделать вывод, что по сравнению с концепцией 1996 года,
стратегия прошла долгий путь и теперь гораздо более четко ставит свои
задачи. Основную проблему данной стратегии мы видим, в объединении
понятий народ, нация и этнос в одно схожее понятие, что в конечном итоге
мешает стратегии в полном объеме реализовывать задачи национального
строительства.
На втором современном этапе развития российской государственности,
мы можем говорить о изменения и адаптации целей поставленных в первые
десять лет существования нового государства. Государство смогло выйти из
всех серьезных конфликтов связанных с национальным строительством и
задать новый вектор развития. К сожалению на этом этапе Россия повторяет
ошибки СССР и все так же не придает значения нации как гражданского
объединения, а не только союза разных народов.
Про Крым .В данной работе не будем останавливаться на вопросах
связанных
с
национальным
строительством
и
порождаемым
им
конфликтами в Крыму и на территории Украины, ввиду того, что отсутствует
любая научная литература. а также документальное подтверждение позиций
сторон и фактов происходящих событий.
Давайте попробуем дать краткие прогнозы развития конфликтов,
порождаемых национальным строительством в Современной России. Мы
считаем, что применяемый на настоящем историческом этапе подход к
национальному строительству в Российской федерации не является
41
достаточно прогрессивным и повторяет принцип национального
строительного, примененный в СССР, основанный на понятии нации , как
гражданское объединение разнообразных этносов. Этот путь уже привел к
последовательному увеличению количества конфликтов, включая трудно
разрешимые в Советском Союзе и привел к неизбежному развалу СССР .
Причем надо отметить, что в данном случае процесс этот имел достаточно
динамичный, зачастую лавинообразный характер. Нельзя не отметить , что
СССР имел все признаки Империи. Но все ошибки национального
строительства, которые совершила Российская Империя были повторены.
Основная ошибка- это использования понятия национальное государство,
только как моноэтническое.
Исходя из этого, если не будет проводиться работа по
последовательному и постепенному изменению стратегии национального
строительства в направлении использования понятия нация , как
гражданского объединения, неизбежно возникновение конфликтов,
связанных с желание народов на предоставление им больших суверенных
прав и последующее самоопределение с образованием самостоятельного
государства.
А учитывая структуру современной Российской Федераци, в которую
входят не только национальные субъекты федерации, но и субъекты
образованные по территориальному признаку, это может привести к
появлению дополнительных конфликтов.
42
Заключение
Итогом данной работы является выполнение изначально поставленных
задач, мы определили понятия национального строительства, выделили
основные
возможные
стратегии.
Изучили
конфликты
вызываемые
реализацией той или иной стратегии национального строительства, а также
угрозы возникновения конфликтов при выборе неправильной стратегии или
отсутствии политики национального строительства, в том числе занижения
роли национального строительства в государстве.
В рамках работы мы изучили развитие национального строительства в
СССР и современной России, выделили основные периоды этого развития, а
также рассмотрели основные конфликты связанные с национальным
строительством.
В первом параграфе первой главы мы рассмотрели понятия о ―нации‖,
―народе‖
и
―национальном
строительстве‖,
выделили
характерные
особенности определения понятий ―нация‖ и ―народ‖ на территории России.
Во втором параграфе первой главы мы изучили стратегии реализации
национального строительства в государстве и проанализировали конфликты
сопряженные с этими стратегиями.
В третьем параграфе первой главы мы изучили развитие политики
национального строительства в СССР и выделили пять основных периодов
этого развития.
В первом параграфе второй главы мы проанализировали конфликты в
разные периоды национального строительства в СССР
Во втором параграфе второй главы было изучено развитие политики
национального строительства в современной России на протяжении двух
периодов, с 1991 по 2000 и с 2000 по настоящее время, рассмотрели наиболее
яркие конфликты связанные с ней.
В третьем параграфе второй главы дали прогнозы по изменению
государства,
в
зависимости
от
выбранной
политики
национального
43
строительства.
Подводя итоги работы, отметим необходимость корректировки
стратегии
государственной
национальной
политики,
с
разработкой
методологической, научной, научно-практической и законодательной базы,
основанной на использовании понятия нация как основой построение
гражданского общества, с его особенностями и характеристиками.
44
Список литературы:
1.
Конституция
(Основной
Закон)
Союза
Советских
Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от
31 января 1924 г.)
2.
Конституция СССР 1977 г., в редакции от 7 ноября 1977 г.
3.
Закон СССР от 1 февраля 1944 г. "О предоставлении союзным
республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в
связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в
союзно-республиканский народный комиссариат".
4.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ, [электронный
ресурс] //URL: http://base.garant.ru/180605/1/#ixzz4hJ976quX (дата обращения
07.05.2017)
5.
Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) [Электронный
ресурс] // URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/#100 (дата
обращения: 04.05.2017).
6.
Указ Президента Российской Федерации от 23.09.1999 г. №
1255с [электронный ресурс] //URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14427
(дата обращения 07.05.2017)
7.
Указ Президента Российской Федерации №741 от 21 июня 2001
года [электронный ресурс] //URL: http://kremlin.ru/acts/bank/17084 (дата
обращения 07.05.2017)
8.
Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666
[электронный
ресурс]
//URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/36512
(дата
обращения 10.05.2017)
9.
П
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10[электронный
ресурс]
//
URL:
45
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/
(дата
обращения
07.05.2017)
10.
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном
изучении русского языка в школах национальных республик и областей»
№324
11.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Татарстан [электронный ресурс] // URL:
http://tatarstan.ru/documents/polnomochia.htm (дата обращения 07.05.2017)
12.
Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм / Пер. с
англ. М.: Праксис, 2002.
13.
Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему
указанию..."// Гриф и Ко,2011.
14.
Бушуев А.С. История переговоров Российской Федерации и
Республики Татарстан в 1991–1994 гг. // Федерализм. 2014. № 2.
15.
Декреты советской власти. В 2 т. — Том I. — Москва:
Государственное издательство политической литературы, 1957.
16.
Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России. Москва.
Пересвет, 1992.
17.
Кара-Мурза С.Г. Государственная политика нациестроительства
в современной России, 2011.
18.
Каpа-Муpза С.Г. История советского государства и пpава, 1988.
19.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и
Пленумов ЦК (1898-1988) / КПСС ; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК
КПСС. В 15-ти томах. 8-е изд., доп и испр. - М. , 1970-1984.
20.
года
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897
/ Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел ; Под ред. Н. А.
Тройницкого. СПб., 1897 - 1905.
46
21.
Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. —
М.: Инфра-М, 2003.
22.
Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских
Социалистических Республик : Сб. документов. АН СССР, Ин-т права. — М.,
1960.
23.
Тишков В.А. О нации // Этнология и политика. Научная
публицистика. М., Наука, 2001. 240 с.
24.
Тишков В.А.
О концепции государственной национальной
политики / Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего
предупреждения конфликтов, N9, 1996.
25.
Тишков В.А. О российском народе. /Дружба народов, №8, 2006
26.
Тишков В.А. О российском народе и национальной идентичности
в России /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего
предупреждени, №72, 2007
27.
Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ.
М., 1996.
28.
АВ 2010г. Выпуск 20 Актуальные проблемы законодательного
регулирования разграничения полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления [электронный
ресурс] //URL http://iam.duma.gov.ru/node/8/4386/13997 (дата обращения
07.05.2017)
29.
2003г.
Выступления
на
торжествах
[электронный
по
случаю
ресурс]
дня
России
-
//URL
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22023 (дата обращения 10.05.2017)
47
30.
Толковый словарь Ушакова
[Электронный
ресурс]
//
URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2795/%D0%9D%D0%90%D0%A6
%D0%98%D0%AF (дата обращения: 01.05.2017)
31.
Философский энциклопедический словарь, 2010
ресурс]
//
[Электронный
URL
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2795/%D0%9D%D0%90%D0%A6
%D0%98%D0%AF (дата обращения: 01.05.2017)
32.
Dobbins James, John G. McGinn, Keith Crane, Seth G. Jones,
Rollie Lal, Andrew Rathmell, Rachel M. Swanger, and Anga R. America’s Role
in Nation-Building: From Germany to Iraq 2003.
33.
Gellner, Ernest. Nations and Nationalism. Ithaca, N.Y.: Cornell
University Press, 1983.
34.
Jochen Hippler, Ethnicity, State, and Nation-Building -Experiences,
Policies and Conceptualization, 2002.
35.
Martin T. The Affirmative Actions Empire. Nations and Nationalism
in the Soviet Union, 1923—1939 / Ithaca, 2001.
36.
Milonas H. The Politics of Nation-Building Making Co-Nationals,
Refugees, and Minorities, 2013.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв