ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России
Кафедра гуманитарных наук.
Неокапитализм или теория рациональной
экономики.
Работу выполнил – студент II курса, лечебного факультета, 2 группы
М.В. Вакуров
Научный руководитель – доктор философских наук, профессор А.Г.
Заховаева.
Иваново, 2016
1
Содержание.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение – 3.
Актуальность проблемы – 3.
Исторические справки и критика капитализма – 3.
Критика коммунизма – 5.
Принципы неокапитализма – 7.
Общие черты государства будущего – 12.
Проблемы утопии – 13.
Заключение – 14.
Список используемой литературы – 14.
2
Введение.
С давних времён люди интересовались , «каким мир будет завтра?».
Ответить на этот вопрос с точной уверенностью не может никто,
будь то аналитик или обычная уличная гадалка. Остаётся только
делать предположения исходя из существующих в мире тенденций.
И кто-то может сказать, что это бесполезно, ведь всё равно наши
рассуждения неточные и скорее всего не сбудутся. Но рисуя картину
«завтрашнего» мира, мы стремимся его достичь или наоборот делаем
всё для того, чтобы этого не произошло. Поэтому так важно
прогнозировать, что же ждёт нас в будущем. И в этой работе, я
попытаюсь описать свои рассуждения об этом «дивном новом мире».
Актуальность проблемы.
Карл Маркс, в своей небезызвестной работе, ввёл понятие
«общественно-экономическая формация». Это стадия общественной
эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития
производительных сил общества и соответствующим этой ступени
историческим типом экономических производственных отношений,
которые зависят от неё и определяются ею. На данный момент, мы
находимся на стадии капиталистического общества, основной целью
которого является накапливание капитала, т.е. ресурсов (благ). Оно
далеко не совершенно и в будущем может не удовлетворять
возрастающие потребности социума, что мы можем наблюдать даже
сегодня. В этой работе я попытаюсь придумать более совершенную
формацию, которая сможет организовать производство таким
образом, чтобы удовлетворять потребности большинства населения.
Исторические справки и критика капитализм а.
В работе «К критике политической экономии» (1859) Карл Маркс
выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной
формации», которые определялись по общественным способам
производства, в числе которых были названы азиатский, античный
(рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Хотя
завершённой теории общественно -экономических формаций Маркс
не сформулировал, обобщение его высказываний позволило
советским историкам (В. В. Струве и др.) сделать вывод, что он
выделял пять формаций, в соответствии с господствующими
производственными отношениями (или формами собственности):
3
1)
2)
3)
4)
5)
первобытнообщинную
рабовладельческую
феодальную
капиталистическую
коммунистическую
В нынешней капиталистической формации, Маркс выделял ряд
проблем:
1) современная работа отчуждает .
Он
писал,
что
современная
работа
слишком
специализированна и рутинна. Человек выполняет одни и те
же действия на протяжении всей своей жизни, не раскрывая
своего потенциала в полной мере и не осознавая смысл
личностного вклада, который они могли бы принести во
блага всему человечеству. Это приводит к отчуждению, или,
говоря иначе, к пропасти того, что вы делаете целый день и
кем вы себя ощущаете на самом деле, и что может
способствовать вашему существованию.
2) современная работа не безопасна.
Капитализм делает человека заменимым. Всего одно
изменение в процессе производства и человек может быть
мгновенно удалён из-за роста цен или соображения
экономики через технические усовершенствования, что ведёт
к безработице и депрессивному состоянию среди населения.
3) рабочим платят копейки, пока капиталисты становятся
богаче.
Капиталисты урезают зарплату рабочим на столько, на
сколько это вообще возможно, чтобы достичь большей
выгоды. Карл Маркс называл это примитивным накоплением.
По его мнению, капиталисты воруют прибыль, и предмет ом
кражи является талант и тяжёлый труд рабочих.
4) капитализм очень не стабильный.
Капиталистические
системы
характеризуются
последовательными сериями кризисов. Кризис типичен для
капитализма и очень странные вещи являются их причиной, а
именно факт, что мы можем производить слишком много,
больше чем нам нужно. Кризис капитализма – это кризис
изобилия, а не кризиса дефицита, как в прошлом. Наши
заводы и производственные линии такие продуктивные, что
4
мы можем дать каждому человеку по машине, дому, учёбу в
престижной школе и лечение в больнице. На самом деле не
многие из нас нуждаются в работе, из-за того, что
современная экономика очень продуктивная, но вместо того
чтобы назвать не потребность в работе свободой, мы ноем об
этом во вред себе же и называем это унизительным словом –
безработица. Мы должны назвать это свободой. В мире так
много безработных по хорошей, невероятно восхитительной
причине, потому что мы хороши в продуктивном
производстве. «Не всем нам нужно работать в поте лица, и в
этом случае наш досуг прекрасен» - думал Маркс.
5) капитализм плох для капиталистов.
Маркс не думал, что капиталисты были злом. Например, он
прекрасно
осознавал,
что
за
горестью
и
хорошо
скрываемыми учениями таит за собой буржуазный брак.
Маркс говорил, что брак, по сути, является деловой сделкой
и буржуазная семья была подвержена напряжённым
отношениям, угнетения и чувству обиды, потому что люди
находятся рядом не из-за любви. А по финансовым
соображениям. Маркс верил, что капиталистическая система
заставляет людей ставить экономические соображения во
главу угла, поэтому они больше не могут познать глубо кие и
искренние отношения. Он назвал это экономическое
стремление «товарным феминизмом», потому что оно
заставляет нас ценить вещи, которые не имеют объективной
стоимости. Он хотел, чтобы люди освободились от
финансовой зависимости, чтобы мы смогли принима ть
осмысленные, правильные решения касательно своих
отношений.
Критика коммунизма.
Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом описал политический
строй, который является, по их мнению, лучшей альтернативой
капитализма, со своими многочисленными минусами. Главными
принципами этого общества были: полный отказ от частной
собственности,
устранение
социальных
классов,
мощный
подоходный налог, централизованный контроль над банками, связью
и транспортной индустрией, а также всеобщее бесплатное
образование. Эта социально-экономическая формация была названа
5
коммунизмом (коммуна от лат. commūnis — «общий»). Так же, она
предполагает всесторонне развитие человека. Маркс писал: «В
коммунистическом обществе, для меня, возможно, делать одно дело
сегодня, а другое завтра…». Вместе со своим другом Энгельсом, он
считал, что это наивысшая ступень развития человеческого социума.
Как мне кажется, данная формация не является эффективной и не
сможет удовлетворять нарастающие потребности людей.
Основные отрицательные моменты:
1)Отсутствие конкуренции.
Конкуренция является одним из самых мощных двигателей торговли.
Отсутствие частной собственности предполагает работу по
определённому плану, без какой либо «борьбы». Предприятия будут
ассоциировать и производить столько, сколько нужно, чтобы
удовлетворить массы. Во-первых, анализ «сколько нужно» может
быть не точным. Во-вторых, эта борьба обуславливает более мощное
производство, т. к. предприятиям нужно получить наибольшую
прибыль с рынка, ведь капитал не бесконечен и нужно « взять более
весомый кусок пирога». Дж.Ст. Милль считал: «Конкуренция в
промышленном мире – то же, что солнце в мире физическом; все,
что ограничивает ее – зло, все, что ее расширяет, в конечном счете –
благо». Я же воспользуюсь метафорой Фрейда, когда он описывал
функции подсознания и сознания. Можно сравнить конкуренцию с
диким мустангом, который продвигает нашу промышленность
вперёд. Не нужно от него избавляться, нужно надеть на него
поводья, чтобы мустанг не вышел из под контроля.
2)Отсутствие социальных классов.
Неравенство социальных классов, безусловно, одна из самых важных
проблем общественных отношений. Но, на мой взгляд, не стоит
полностью искоренять классы, как таковые. Я думаю, стоит размыть
настолько явные границы между ними, а не разрушать их полностью.
Ведь, если каждый будет получать одинаковые блага не зависимо от
объёма труда вложенного в социум, то это вызовет недовольство
среди масс. К тому же, желание продвинуться на класс выше
6
является ещё одним стимулом выполнять свою работу хорошо и
развиваться дальше, что, разумеется, способствует производству.
3)Нерешённость проблемы распределения ресурсов .
Фридрих Энгельс писал о том, что общество само будет
распределять ресурсы, как нужн о. И не очень понятно, что
конкретно он имеет в виду. Если государство этим заниматься, то у
него будет слишком много власти. Тогда одно из самых важных прав
общество, а именно смена власти, которая не устраивает его, будет
нарушаться. Если же сами люди будут распределять эти ресурсы, то
не думаю, что они смогут сделать это достаточно организованно. В
любом случае, нужен аппарат центрально управления, чтобы
организовывать экономические движения.
Таким образом, мы можем придти к выводу, что коммунизм, как
социально-экономическая формация не совсем состоятельна. Мало
того, она практически не достижима. Многие считают, что это
утопическая мечта, которая не увидит свет. Но проблема с
капитализмом всё ещё актуальна, и её надо как -то решать. Его
нужно реформировать, чтобы эта формация смогла удовлетворять
потребности всё более нарастающей народной массы.
Принципы неокапитализма .
Неокапитализм – это общественно-экономическая формация,
основанная на рациональном распределении ресурсов среди
населения, защищённых рыночных отношениях и равномерном
распределении капитала. Главной задачей этого общественного
строя, как и у всех других, является сохранение и прогрессирование
человеческой популяции. Эта формация основана на следующих
принципах:
1)Знание о приумножении капитала и улучшении комфортного
существования человека, есть высшее благо.
Основная проблема демократии заключается в том, что большинство
людей не понимают даже основ устройства общества, но их глосса и
мнения
остаются
востребованными.
Этот
факт
порождает
агрессивную политическую гонку, в которой, обычно, побеждает не
партия или правитель, который предлож ил лучшее решение
государственной проблемы, а тот, у кого больший капитал на
7
продвижение своей программы. Поэтому разумно дать право выбора
интеллектуальному меньшинству. Это обеспечит более разумное
контролирование власти со стороны общественности и стре мление
людей совершенствовать свои знания. Каждый может, достигнув
совершеннолетнего возраста пройти тест на сознательность. Его
прохождение даст возможность участвовать в голосовании. Так же,
будет дана возможность каждому предложить свою идею, мнение на
какой либо счёт по отношению к законодательству, с помощью
интернета. Если идея будет самым оптимальным решением, какой
либо проблемы, то её автор может получить важную роль в
управлении государством, не зависимо от своего финансового
достатка. Это обеспечивает более низкую роль капитала и уберёт с
него решающую функцию в обеспечении власти лиц имеющих его в
избытке.
2)Обоюдный контроль между обществом и государством.
Не люди должны работать на государство, а государство на людей.
Чтобы этот принцип сохранялся, нужно дать контроль общества над
властью. Это может обеспечиваться благодаря следующим аспектам:
2.1) особому характеру выборов.
Выбираться будут группа из 5 человек. Самые
достойные кандидаты на управляющие должности. Они
будут расставлены в порядке приоритетности. И если
первый из кандидатов не будет удовлетворять в полной
мере потребности массы, то он, в скорейшем порядке,
сменяется на второго и т.д. Это обеспечит давление на
руководителей страны и, как следствие, более
грамотную работу с их стороны.
2.2) проверка распределения средств.
Деньги будут только в электронном эквиваленте.
Ресурсы их закрепляющие, будут находиться в ба нке и
соответствующих хранилищах. Электронное обращение
денежной
массы
будет
просматриваться
соответствующими правоохранительными органами,
если
возникнут
подозрения
на
коррупционную
деятельность или не легитимное ис пользование. О
нарушениях сообщается СМИ, происходит арест и
смена руководства. Это сообщество будет проходить
8
отбор по средствам тестирования, что обеспечит более
высокое качество выполняемой работы.
2.3) обособленности СМИ от государства.
СМИ будет организованно в единое международное
сообщество, которое будет полностью обособленно от
какого-то отдельного государства. Но это не значит,
что оно будет полностью бесконтрольно. Права и
обязанности будут обусловлены самой организацией,
под патронажем, которого будет находиться каждое
отдельное СМИ. При каком либо нарушении, оно теряет
лицензию и снимается с эфира. Это обеспечит более
полное информирование население о сложивш ейся
ситуации, как в мире, так и в самой стране.
Таким образом, правящая власть будет находиться под
постоянным давлением, что обеспечит более высокое
качество управления и организации общественных
движений.
3)Принцип гуманного общества.
Во всех сферах общественных отношений будет вестись активная
пропаганда гуманизма и толерантности. В государстве будущего с
самого детства будут учить людей терпению к национальным,
сексуальным, интеллектуальным и прочим меньшинствам. Человек
будет воспитываться с осознанием, что общество примет его в
независимости от его особенностей. Это обеспечит более высокий
уровень настроения среди населения и, как следствие, лучшее
производство и рост численности.
4)Принцип диффузного распределения капитала.
Как известно, в капиталистическом обществе больший процент
денежной массы распределён среди капиталистов, т.е. людей самого
высокого социального класса. Это происходи из-за различиями
между заработными платами. Простой рабочий естественно будет
иметь меньший доход по сравнению с предпринимателем, т.к. работа
одного предполагает более большой объём знаний и умений, чем у
другого.
Из-за
этого
неравенства
возникают
следующие
экономические и социальные проблемы:
4.1)создаются слои людей, находящихся за чертой бедности;
9
4.2)моральное расслоение общества на "своих" и "чужих",
теряется общность целей, интересов, чувство здорового
патриотизма;
4.3)возникают межрегиональные и, даже, межнациональные
противоречия;
4.5)отток квалифицированных работников в сферы, не
требующие соответствующих знаний, за границу;
4.6)ухудшается образовательный, профессиональный потенциал
общества, наукоёмкие отрасли деградируют
На данный момент, эта проблема остаётся не разрешенной. На
мой взгляд, чтобы более равномерно распределить капита л в массах
нужно прибегнуть к особой налоговой системе, которая будет
зависеть от доходов частного предприятия.
В зависимости от предоставляемых услуг, налоги будут
пересматриваться по прошествии определённого временного
промежутка. Например, для технических устройств каждый квартал,
а для продуктов питания каждый месяц. Этим будет заниматься
определённый налоговый комитет, который будет составлять план
производства товаров для каждого предприятия , в зависимости от
востребованности объекта производства. У них будет финансовый
отчёт каждого завода или фабрики, и, руководствуясь этими
цифрами, комитет будет назначать налоги таким образом, чтобы не
образовался избыток денежной массы, который можно пустить или
на превышение производственной деятельности, или на личные
нужды самого предпринимателя. Подчёркиваю, что убирается
избыток, т.е. предприятия всё равно будут получать большую
прибыль, и у его руководителя всё равно будут деньги для
окружения себя роскошью, но не в таких космических количествах.
И во избежание неправомерной выдачи заработной платы со стороны
руководства, она будет назначаться в процентном соотношении.
Выглядеть это будет следующим образом: 1/3 прибыли , идущей на
зарплаты, будет получать руководство и 2/3 персонал,
обслуживающий предприятие. Зарплата будет выдаваться в
зависимости от квалификации рабочего и количестве часов его
работы в процентах от 2/3 прибыли. Чем больше персонала, тем,
соответственно, меньший процент будет получат ь каждый его член,
10
но, беря в расчёт размер прибыли, зарплата существенно не
измениться, т.е. сохранит свою стабильность. В отдельных случаях
может увеличиться или уменьшится, в зависимости от ситуации на
рынке.
Таким образом, государство будет получать огромные доходы от
всех частных предприятий, которые оно может рационально
распределять на развитие инфраструктуры, образования, медицины,
малого бизнеса, науки и т.д. Так же, стоит отметить, что данная
налоговая система обеспечивает функцию ароматизации к ризисного
состояния. Предприятия не будут производить огромный избыток
товаров, что уменьшает их шансы ста ть банкротами из-за отсутствия
спроса в какой-то конкретный временной промежуток. Это даёт нам
контроль над конкуренцией и возможность её правильно
использовать. Тут же стоит упомянуть безработных. В данном
обществе это понятие не будет чем -то позорным. Каждый человек,
не имеющий источник заработка, будет получать большой доход по
безработице, которого будет хватать на достойное проживание. У
этих людей появиться большое количество времени, которое они
могут потратить на самосовершенствование, творчество и прочее.
Проблем с недостатком производства я не вижу, т.к. предполагаю,
что в будущем каждое предприятие будет роботизировано, а это
приведёт к огромному росту промышленности. Не будет нехватки
рабочих кадров и, как следствие, люди больше не обязаны работать
в поте лица, а заняться более приятными и полезными делами,
которые я описал выше. В результате, мы получим стабильную
экономическую систему, без регулярных кризисов и развитыми
бюджетными предприятиями.
5) Стремление к достижению реального результата, а не косвенного.
Реальный результат – это блага, достигнутые благодаря
трудовой, научной или творческой деятельности.
Косвенный результат – это блага, достигнутые благодаря
хитрости, манипуляциям или незаконной деятельности.
Во всех сферах общества будет вестись активная пропаганда
этого принципа. Преступная деятельность будет пресекаться
благодаря вышеупомянутой системе электронного
передвижения денежной массы. Что же касается
манипуляций и хитростей, это будет искореняться
11
регулярными проверками на профессиональную пригодность.
Если работник её не прошёл, то опускается по карьерной
лестнице вниз. Таким образом, каждый б удет на своём
заслуженном месте, по способностям и навыкам. Это должно
благоприятно отразиться на экономическом состоянии
государства.
6) Электронное денежное обращение.
Технологии развиваются, всё больше денег сейчас на наших
банковских карточках. Это более надёжное средство оплаты,
к тому же у банков, в результате, больше денежной массы,
которая идёт на кредиты для начинающих
предпринимателей. Из-за данных удобств, я предлагаю
полностью переключиться на электронное обращение.
Ресурсы, закрепляющие элек тронные деньги, валюты и т.д.,
будут находиться в соответствующих хранилищах или
банках. Такая система обеспечит больший контроль над
передвижением денежных средств, и, как следствие,
снижению коррупционной деятельности, от которой много
проблем. Сеть, где будут циркулировать деньги, будет
обособленна от интернета, что обеспечит защиту наших
финансов от хакерских атак. Посредником между ними
(сетями) будет выступать человек.
Будет создано две финансовых сетей: глобальная и
государственная. Посредством глобальной сети будут
осуществляться денежные операции между государствами. С
помощью государственной, внутри субъекта. Они будут
находиться так же в обособленном состоянии. Это обеспечит
защиту от хакерских атак от другого государства и
интервенции. Попытки взлома системы будут легко найдены
и пресечены, т.к. сеть будет не такой масштабной, как
интернет, и полностью подконтрольна.
Общие черты государства будущего.
Описанная социально-экономическая формация предполагает
быстрый рост экономики, высокий уровень настроения среди
населения и прогресс науки и культуры. Всё это будет
обеспечиваться огромными финансовыми вложениями со стороны
государства во все сферы общественной жизни и принципом
гуманизма. Пролетариаты, как класс пропадёт, т.к. всю тяжёлую
12
обслуживающую работу будут выполнять наши совершенные
машины, которые уже сейчас входят в наш обиход. Общее
благосостояние приведёт к высокому развитию культуры среди
населения, а значит и к повышению среднего уровня интеллекта.
Среднестатистический человек станет лучше, и то, что мы сейчас
считаем высоким уровнем развития личности станет нормой.
Продолжительность жизни увеличиться, будут основываться всё
новые и новые земли, а потом и планеты. И, в конце концов,
человечество достигнет своего наивысшего уровня разв ития.
Пару слов о религии. Если общий уровень образования
поднимется, то современные религиозные конфессии потеряют свой
авторитет. Чтобы не быть голословным, приведу вам следующий
график зависимости религиозности от уровня интеллекта:
От но ш е ни е м еж д у до ле й ат е ист о в и ср ед н им IQ на се ле н и я р а зн ы х ст р а н, вы я в ле н ны е
Л ин но м , Х ар в и и Н и бо р го м .
Как бы я не относился к религиозным конффесиям, должен
признать, что они выполняют ряд важных функций:
1) Компенсаторная
2) Воспитательная
И если бог больше не будет устраив ать людей будущего, то
почему бы не придумать религию без бога? Мне очень
нравиться идея Жан-Жака Руссо. Он предложил концепцию
гражданских религий. Это места, где люди будут собираться,
13
просить совета, обсуждать какие -то вопросы и хорошо
проводить время. Там же и им будут пропагандировать
моральные ценности и принципы, которые я описал выше, а
так же обучать людей каким либо наукам.
Проблемы утопии.
Закономерно, что при повышении качества уровня жизни будет и
увеличена численность населения. Люди будут меньше умирать и
больше рождаться, так как среда позволяет это. Поэтому так важно
проводить политику по контролю численности. В противном случае,
как бы идеален не был мир и его устройство, ресурсов на всех не
хватит и начнётся голод, эпидемии, войны…
Контролировать рождаемость можно следующим образом:
1) Назначение санкций многодетным семьям.
2) Всеобщее половое воспитание .
3) Легализация эвтаназии.
Тема эвтаназии достаточно спорная, но её нужно
обсудить. Назову её положительные стороны. Во -первых,
это гуманно по отношению к неизлечимым больным с
тяжёлыми заболеваниями. Во-вторых, это обеспечит
экономию ресурсов. В-третьих, более фокусированное
внимание на тех, кого ещё можно с пасти. В-четвёртых,
появляется источник донорских органов, которые так
необходимы в медицине.
Заключение.
По моему мнению, описанная система не является
недостижимой утопической мечтой. Она очень сложна в
реализации, и, несомненно, не совершенна. Но, я полагаю,
что она вполне может справиться с поставленной задачей.
В любом случае, нам всем нужно стремиться к лучшему
будущему. И как сказал сам Маркс: «До сего момента,
философы только интерпретировали мир по -разному. Но,
тем не менее, смысл в том, чтобы и зменить его».
14
Список используемой литературы.
1)Фридрих Энгельс. Принципы коммунизма // Маркс К.,
Энгельс Ф. Избранные Сочинения. — М.: Государственное
издательство политической литературы, 1985. — Т. 3. — С. 122.
2) Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года ,
часть «Коммунизм» // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т.
42, стр. 114, 116
3) Аникин А. В. Глава 1. Адам Смит // Всемирная история
экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. —
М.: Мысль, 1988. — Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и
Энгельса. — 574 с.
4) Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. —
М.: Новая Москва, 1923
15
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывЧитать снизу)
Сама идея статьи(и других статей о государоустройстве, которые я читал) состоит в том, чтобы освободить ЛИЧНОСТЬ из-под ОБЩЕСТВЕННОСТИ, хочу из-под надо. А действительно ли личность стоит во главе угла? Является ли система простым набором деталей, где, осчастливив каждую отдельную деталь, мы сделаем всю систему таковой? Думаю, надо признать, что человек - это не только личность, часть общества, но и часть мира, Бога. И каждую(в том числе божественную) часть системы нужно осчастливить. Все части(личность, общество, Бог) находятся и актуализируются внутри и посредством человека. То есть человек есть мерило всех вещей. Единственный путь: развивать человека. Познай себя и ты познаешь весь мир. Кстати, мое мнение: человека специально оглупляют властьимущие, делают из него быдло-потребителя. Так спокойнее.
Исходя из первого пункта, получим "1980": кто управляет историей браузера, тот управляет миром. Вообще, чем более эффективный механизм управления, тем проще им завладеть и установить диктатуру. Как вам, а?))
Во-вторых, безличным и справедливым правителем может стать только машина. ЭВМ будет управлять свободными и творческими людьми по-доброму и справедливо)) Минус у машин: они не прошли путь эволюции, главным уроком которого считаю то, что всегда все идет не по плану и вся эволюция строится на ошибках и попытках их преодолеть, новых ошибках и т д. Если мы вдруг создадим самообучающуюся машину, она будет самым опасным врагом человечества, так как станет такой же непредсказуемой, как человек. Теперь даже показалось, что я знаю, кто убьет человечество. кароч, машина - это не выход и кадры, как всегда, будут решать все))
Интересная статья, многие идеи хочется обсудить(пофантазировать). Во-первых, очень понравился рецепт борьбы с коррупцией путем введения электронных денег и контролем за их оборотом. Всегда можно сделать просмотр выполненных операций, не отвертишься. Уже после этого политическое лицо изменится: политик станет призванием, а не способом наживы)))))(по Медведеву)